- Краткие содержания
- Гримм Братья
- Мальчик с пальчик
В одной бедной семье у дровосека и его жены было семеро мальчиков. Жили они худо да бедно, не могли прокормить детей. И решили родители завести детей в чащу леса, хоть на душе у самих скребли кошки.
Их ночной разговор подслушал самый младший ребенок, которого за малый рост прозвали Мальчиком с пальчик. Набрал он белых камней и по дороге в лес кидал по одному, чтобы по ним обратно вернуться домой. В первый раз ему удалось отыскать дорогу к дому, и они с братьями снова стали обузой для своих нищих папы и мамы.
Во второй раз дверь была наглухо заперта, так что Мальчик с пальчик не сумел набрать камешков для обратного пути. Когда их отец оставил детишек в лесу, увидели они огонек вдали, и, отправившись на его свет, оказались у дома Людоеда. Жена Людоеда обманула мальчиков и уложила спать. Когда же сам Людоед воротился домой, то почувствовал человеческий запах и узнал, что на завтра ему припасены аппетитные ребята.
Мальчик с пальчик опять услышал разговор Людоеда и его супруги, и ночью осторожно поменял колпачки братьев и свой на веночки семерых дочек Людоеда, который поддавшись на обман засунул своих дочерей в мешок и плотно завязав его, снес в подвал. Осторожно выбравшись из дома, несчастные и напуганные пацанята бросились прочь. А Людоед утром понял подмену и, надев волшебные сапоги-скороходы, бросился в погоню за сбежавшими детьми.
Дети спрятались в пещере, на которую потом прилег Людоед и заснул. Тогда Мальчик с пальчик обулся в сапоги-скороходы и вместе с братьями вернулся домой. Поговаривали, что смелый мальчуган служил у короля, и своей честной работой сколотил состояние, и отныне его семья ни в чем не нуждалась.
Поэтому самое главное – это храброе и доброе сердце, которое может совершать отважные поступки, прощать ошибки других людей и показать насколько неважна внешняя красота по сравнению с красотой душевной.
Можете использовать этот текст для читательского дневника
Краткое содержание «Мальчик-с-пальчик» для читательского дневника
ФИО автора: Шарль Перро
Название: Мальчик-с-пальчик
Число страниц: 5. Шарль Перро. «Сказки». Издательство «Росмэн». 1999 год
Жанр: Сказка
Год написания: 1697 год
Материал подготовлен совместно с учителем высшей категории Кучминой Надеждой Владимировной.
Опыт работы учителем русского языка и литературы — 27 лет.
Анализ и основные мысли
Жанр произведения «Мальчик-с-пальчик» — авторская сказка с элементами волшебства. История отличается напряжённым сюжетом. Герой сталкивается с трудностями и мужественно их преодолевает. Внимательное прочтение позволяет сделать такие выводы:
История показывает, что дети всегда любят своих родителей, даже когда те поступают с ними жестоко. Сказка учит братской любви, ответственности за родных и умению сохранять спокойствие в ситуациях, которые кажутся безвыходными. Родители поступили с детьми плохо, оставив их в лесу, но они сделали это не со зла, а от горя. Братья понимали это, поэтому не обозлились, а вернулись к отцу и матери.
Сюжет
Жил-был дровосек с женой, и было у них семеро сыновей. Все сыновья были крепкими и здоровыми, и только самый младший родился таким крошечным, что все его звали Мальчик-с-пальчик.
Однажды наступила сильная засуха, которая длилась так долго, что начался голод. Не в состоянии больше прокормить семью, дровосек решил увести детей в дремучий лес. Он надеялся, что в лесу у них появится шанс выжить, поскольку дома их ждала верная смерть от голода.
О планах родителей узнал Мальчик-с-пальчик и набил свои карманы блестящими маленькими камушками. Когда отец утром отвел сыновей в лес, а после скрылся от них, Мальчик-с-пальчик с братьями нашли дорогу домой благодаря разбросанным камням.
Дома детей ждало настоящее пиршество: сосед вернул дровосеку долг, и родители были рады, что дети смогли вернуться. Но вскоре вновь настали голодные времена, и отец в тот раз решил отвести детей как можно дальше в лес. Вместо камушков Мальчик-с-пальчик набил карманы хлебными крошками. Когда же дети стали искать дорогу домой, выяснилось, что все крошки съели птицы.
Блуждая по лесу, братья увидели большой дом, в котором жил людоед. Его жена, добрая женщина, спрятала мальчиков под кроватью, но людоед нашёл их и собрался съесть. У него было семь дочерей, и сметливый Мальчик-с-пальчик ночью поменял их короны на шапочки своих старших братьев. Ночью людоед по ошибке зарезал собственных дочерей. В гневе он бросился вслед за мальчиками в своих семимильных сапогах. Братьям удалось вовремя спрятаться в пещере, а уставший людоед задремал возле них.
Мальчик-с-пальчик велел братьям бежать домой, а сам надел волшебные сапоги и отправился к жене людоеда. Он рассказал, что на её мужа напали разбойники и требуют выкуп. Женщина отдала Мальчику-с-пальчику всё золото, которое у них было, и он, довольный, вернулся с богатой добычей домой.
История создания и главные герои
Шарль Перро написал свою сказку в 1697 году, когда в стране царил жесточайший голод. В то время Францией правил Людовик XIV, который в общей сложности занимал трон 72 года. В эпоху, когда крестьяне бедствовали, первыми приносили в жертву детей. Современному читателю это кажется ужасным, но тогда у людей не было иного выхода.
Время, когда была написана сказка, географы и историки называют Малым ледниковым периодом. Летние месяцы были холодными и дождливыми, зимы — крайне суровыми, а в некоторые годы Сена замерзала полностью. Крестьяне с трудом справлялись с многочисленными бедствиями. Сказочный сюжет отражает реальное положение: некоторые семьи действительно заводили детей в лес и оставляли на растерзание зверям.
В сказке всего несколько героев, поэтому сюжет воспринимается легко. Действующие лица:
- Дровосек. Суровый и решительный мужчина. Он предложил оставить детей в лесу, а в сценах, когда супруга плачет, муж молчит, хотя его сердце сжимается от горя.
- Супруга дровосека. Добрая и работящая женщина, любящая детей и мужа. Когда приходится оставить мальчуганов в лесу, она громко рыдает и причитает, а при их возвращении бурно радуется, приговаривая, что очень рада их видеть.
- Братья. Самый младший — ростом с мизинец, остальные родились обычными. Мальчику с пальчик недавно исполнилось 7 лет.
- Людоед. Великан, классический злодей. Питается животными и людьми, но не по причине скверного характера, а чтобы утолить голод. У великана есть дочки, которых он любит. Их тоже 7, как и мальчишек.
- Жена великана. Добродушная женщина, которая любит своего супруга и отдаёт мальчугану все ценности, когда он говорит, что они нужны для спасения злодея.
- Дочери людоеда. Ночью, когда злодей собирался убить мальчуганов, он перепутал и лишил жизни собственных детей.
Отзыв
В жизни часто случаются трудные, неприятные ситуации, и нужно учиться их преодолевать. Мальчик-с-пальчик, несмотря на свой рост, не испугался трудностей и спас от верной смерти себя и своих братьев.
Рисунок-иллюстрация к сказке Мальчик-с-пальчик.
Отзывы читателей
Когда нам задали прочитать эту сказку, я начала с аннотации. Оказывается, похожая история известна в разных странах, но каждый народ изменил сюжет по-своему. Понравилось описание мальчика, а в сценах, где плакала жена дровосека, было очень жалко всю семью. Произведение меня так впечатлило, что мы с мамой даже нарисовали рисунок.
Мария, Сызрань
Мне понравилась сказка, потому что она учит быть примером для своих родных. Маленький ребёнок не испугался людоеда, а спасся сам и помог своим родным. В этом и есть суть истории: нужно всегда быть смелым и находчивым.
Инна, Волгоград
Сказку о ребёнке ростом с пальчик я читал ещё раньше, только ту написали братья Гримм. Интересно было сравнить две истории. Они отличаются по сюжету, но обе заканчиваются хорошо и учат сообразительности.
Андрей, Тверь
Сжатый пересказ
Жили на свете бедный дровосек и его жена. Когда случался неурожай, еды в семье было очень мало, и муж с женой не знали, чем кормить семерых сыновей. Дети были смышлёными, но самому старшему едва исполнилось 10 лет, а младшему — 7, так что они ещё не могли работать, чтобы помочь родителям. Один из ребят, когда родился, был ростом с мизинец, да так и не вырос. Его прозвали Мальчик-с-пальчик.
Однако этот малыш был умнее остальных братьев. Он мало говорил, зато внимательно прислушивался к чужим словам.
Завязка сюжета
Однажды от безысходности дровосек с дровосечихой решили увести детей в лес и оставить там. Муж предложил так сделать, поскольку ему было невыносимо видеть, как дети мучаются от голода. Но мать семейства не сразу согласилась. Она стала плакать, но потом поняла, что если дети умрут у неё перед глазами, перенести это будет ещё тяжелее.
В это время самый младший сын не спал. Он даже перебрался под скамейку, чтобы лучше всё расслышать. Когда родители уснули, герой сказки пошёл во двор и набил свои карманы белыми камешками. Утром вся семья пошла в лес. Мальчик бросал камешки на дорогу. Когда мать и отец оставили детей, а сами потихоньку ушли, ребята расплакались. Но мальчик вывел их, ориентируясь по разбросанным камешкам, и в результате все благополучно вернулись домой.
Дети стояли под дверью и слышали, как плачет их мать. У дровосеков в этот вечер был роскошный ужин: помещик вернул долг, и семья наварила много мяса. Женщина сокрушалась и говорила: «Как было бы хорошо, если бы дети сейчас могли поесть». Супруг молчал: он не хотел показывать, что тоже очень жалеет о жестоком поступке. Но тут мальчишки зашли в дом и наперебой стали говорить: «Мы здесь!».
Кульминация действия
Спустя время деньги, которые помещик отдал дровосекам, закончились, и в семье опять наступил голод. Родители стали рассуждать о том, что детей нужно снова увести в лес. Младший сын всё это слышал. Он решил, как и в прошлый раз, набрать белых камешков, но ничего не вышло: дверь была заперта.
Утром родители дали детям по куску хлеба на завтрак, а затем все отправились в лес. Ребёнок подумал, что можно будет набросать белых крошек, чтобы по ним найти обратный путь. Родители ушли домой, а дети остались в лесу одни. Когда они постарались выбраться из чащи, оказалось, что крошек нет: их склевали пролетающие птицы. Мальчишки до позднего вечера блуждали по лесу, пока не заблудились окончательно и промокли под дождём.
Мальчик, что был не больше мизинца, залез на дерево и увидел вдалеке свет. Спустившись, он предложил всем идти в ту сторону. Так дети добрались до хижины. Вышла старушка и сказала им, что здесь живёт людоед, и он обязательно съест детей. Но ребятам было уже всё равно. Они попросили женщину впустить их в избу, чтобы можно было погреться, ведь всё равно в лесу их съедят хищники.
Скоро вернулся с охоты людоед и сразу почуял человечий дух. Жена стала говорить, что никаких людей в доме нет, но злодей заглянул под кровать и обнаружил там детей. Обрадовавшись, что теперь будет чем угостить друзей, разбойник в этот вечер выпил больше обычного — целых 12 стаканов вина. Старуха хорошо накормила детей, чтобы они не исхудали, и отправила спать. Людоед хотел зарезать их сразу, но женщина уговорила подождать до утра.
Развязка и заключительная часть
Утром людоед увидел, что натворил, и отправился в погоню. У него были огромные семимильные сапоги, поэтому долго гнаться не пришлось. Дети увидели, как он перепрыгивает через леса и реки, и укрылись в пещере. Великан добежал до неё и уснул, так как очень устал. Младший приказал остальным бежать домой, а сам снял со злодея сапоги. Волшебная обувь уменьшилась и стала ему впору. Ребёнок тут же отправился к жене великана и сказал, что её супруга захватили в плен разбойники. Нужно отдать всё ценное из дома, тогда людоеда отпустят.
Женщина собрала золото и другие ценности, сложила в мешок и отдала герою. Он побежал домой и отдал всё родителям. С тех пор семья не бедствовала. Поговаривают, что потом Мальчик-с-пальчик устроился на службу к самому королю. Семимильные сапоги пригодились: с ними можно было выполнять различные поручения, поэтому смышлёный мальчуган хорошо зарабатывал.
Мораль сказки такова: доброе сердце и смекалка важнее, чем внешняя красота. Хоть мальчик с виду был неказистым, он принёс счастье в родительский дом и не дал погибнуть братьям.
Заполнение читательского дневника
Чтобы правильно заполнить читательский дневник, нужно указать основные данные о произведении и некоторые другие сведения. Сначала следует записать дату прочтения, затем полное название сказки. Следующий шаг — занесение в дневник имени и фамилии автора. Они записываются полностью: Шарль Перро. Далее учащийся приводит список главных героев, можно с краткими характеристиками. Во 2 классе план сказки «Мальчик-с-пальчик» для читательского дневника может выглядеть так:
Затем нужно очень кратко изложить, о чём произведение. Краткое содержание сказки «Мальчик-с-пальчик» должно уместиться в нескольких предложениях. Здесь же важно записать главную мысль. Она заключается в том, что внешность и рост в жизни не являются самыми важными достоинствами. Главный герой был маленьким, но благодаря его сообразительности братья сумели выбраться из леса. Кроме того, смекалка помогла мальчику получить золотые монеты.
Сказка учит тому, что никогда не нужно отчаиваться, ведь даже из самых трудных ситуаций можно найти достойный выход.
Заполнение читательского дневника
Чтобы правильно заполнить читательский дневник, нужно указать основные данные о произведении и некоторые другие сведения. Сначала следует записать дату прочтения, затем полное название сказки. Следующий шаг — занесение в дневник имени и фамилии автора. Они записываются полностью: Шарль Перро. Далее учащийся приводит список главных героев, можно с краткими характеристиками. Во 2 классе план сказки «Мальчик-с-пальчик» для читательского дневника может выглядеть так:
Затем нужно очень кратко изложить, о чём произведение. Краткое содержание сказки «Мальчик-с-пальчик» должно уместиться в нескольких предложениях. Здесь же важно записать главную мысль. Она заключается в том, что внешность и рост в жизни не являются самыми важными достоинствами. Главный герой был маленьким, но благодаря его сообразительности братья сумели выбраться из леса. Кроме того, смекалка помогла мальчику получить золотые монеты.
Сказка учит тому, что никогда не нужно отчаиваться, ведь даже из самых трудных ситуаций можно найти достойный выход.
Анализ и основные мысли
Жанр произведения «Мальчик-с-пальчик» — авторская сказка с элементами волшебства. История отличается напряжённым сюжетом. Герой сталкивается с трудностями и мужественно их преодолевает. Внимательное прочтение позволяет сделать такие выводы:
История показывает, что дети всегда любят своих родителей, даже когда те поступают с ними жестоко. Сказка учит братской любви, ответственности за родных и умению сохранять спокойствие в ситуациях, которые кажутся безвыходными. Родители поступили с детьми плохо, оставив их в лесу, но они сделали это не со зла, а от горя. Братья понимали это, поэтому не обозлились, а вернулись к отцу и матери.
🗹