Поэма «Двенадцать» — одно из самых загадочных произведений поэта, написанное им в тяжелые, неоднозначные годы революции 1918 года. Прежде всего, оно интересно тем, что показывает отношение Александра Блока к смене мирового порядка в своей родной стране, однако даже после прочтения поэмы остается некая двусмысленность в этом вопросе. Одни литературные критики видят в поэме восторженную оду революционным событиям, а другие рецензенты считают, что своим произведением Александр Блок осудил перемены в России, и его произведение стало своеобразным реквиемом. Уникальность поэмы «Двенадцать» заключается в том, что каждый читатель по-своему понимает смысл произведения.
История создания
Александр Блок стал прямым свидетелем того, что происходило в его любимом городе после свержения монархии. Однажды, гуляя по революционному Петрограду, он услышал «музыку революции». Каждой клеточкой тела ощутив сильнейшую атмосферу бунта и триумфа, Блок захотел запечатлеть на бумаге ту силу человеческих эмоций, что он ощутил на улицах города. Он принялся за произведение, однако так и не смог ответить самому себе, каково его отношение к происходящему в стране. Блок работал в одном темпе с теми событиями, что происходили в Росси, однако он так и не смог расставить все точки над i в этом вопросе даже для самого себя. Когда Блока напрямую спросили о том, является ли его произведение сатирой на революцию или оду ей, он не смог ответить на этот вопрос, поскольку сам не определился, что думает по этому поводу. «Двенадцать» — это поэма, написанная под сильным впечатлением, по интуитивному порыву, а не по трезвому анализу происходящих событий. Тем не менее, Александр Блок до конца своих дней сохранял созданную им интригу, и не дал никакого пояснения, что скрывалось за его весьма символическими образами.
Поэма «Двенадцать» была написана в рекордный срок – всего за несколько дней. В течение последующего месяца Блок занимался окончательной «шлифовкой» своего произведения. Во время работы над поэмой поэт чувствовал небывалый творческий подъем. Каким-то внутренним чутьем он понимал, что написал нечто по-настоящему стоящее, шедевральное, принципиально новое в литературе.
Впервые поэма Блока «Двенадцать» была опубликована в издании левых эсеров «Знамя труда», а спустя два месяца была напечатана в формате книги. Как признавался сам поэт, после завершения работы над поэмой, он еще в течение нескольких месяцев не мог избавиться от ощущения, что слышит шум «от крушения старого мира». Именно этот шум, усиленный грохотом ружейных выстрелов, звоном разбитых стекол и выкриков толпы и составил музыку революцию, которая так потрясла Блока. Позже он, глубоко разочарованный в новой власти, уехал в эмиграцию. Однако даже тогда он не отрекся от своего произведения, которое стало отражением его сильных, настоящих чувств, вызванных переменами в стране.
Смысл названия
Поэма названа в честь отряда, состоящего из двенадцати человек, которые осуществляли революционный суд на улицах Петрограда. По воспоминаниям многих независимых журналистов, в годы революции отряды красноармейцев, что в то время патрулировали улицы, состояли из дюжины бойцов. Исследователи творчества Блока нашли в его черновиках интересный момент: в названии своей поэмы автор делал привязку не только к революционным событиям, но и к поэме Некрасова, в которой шла речь об атамане Кудеяре и его двенадцати разбойниках. Герои Некрасова также вершили свой справедливый суд, и Блоку очень понравилась идея преемственности поколений борцов за свободу, которую он воплотил в поэме «Двенадцать».
Кроме того, существует и символическое объяснение название произведения. Не исключено, что Александр Блок вложил в нее религиозные догмы. Так, Христос окружил себя двенадцатью апостолами. Спустя много лет в России, которую нередко называли третьим Римом, появился свой Иисус «в белом венчике из роз», которого также окружали верные ученики. Таким образом автор провел параллель между важными событиями для человечества, которых разделяли века. Как и большинство своих современников, Блок не сомневался, что революция в России перерастет в Мировую революцию, которая свергнет былые порядки, уничтожит несправедливый мир господ и рабов, и установит царствие Божие на земле.
Александр Блок намеренно обезличил всех своих героев, сделав из них некий общий сплав, состоящий из двенадцати человек. По отдельности они не представляют особого интереса, но вместе они – сокрушительная революционная сила, ничем и никем сдерживаемая стихия, поднявшая народные массы на восстание во имя свободы. С помощью этого литературного образа поэт продемонстрировал единство порыва, силу народа, решившего сплотиться ради достижения общей цели.
Сюжет поэмы А. А. Блока «Двенадцать», ее герои, своеобразие композиции
Задолго до революции Александр Блок предвидел наступление великих перемен в стране и мире. Это можно проследить в лирике поэта, полной драматического ожидания катастрофы. События 1917 года послужили основой для написания поэмы «Двенадцать», которая стала самым крупным и значительным послереволюционным произведением Блока. Поэт считал, что любое событие предопределено, сначала оно совершается в высших сферах, недоступных человеку, и только потом — на земле. То, что поэт наблюдал сразу после революции, он и запечатлел в своей поэме.
При чтении и анализе поэмы нельзя забывать, что Блок — символист. Его произведение наполнено многозначными символами, а содержание — глубоко и многослойно. Когда поэма была напечатана, одни читатели восприняли ее как воспевание революции, другие сочли пародией на большевиков. Многие писатели осудили Блока за это произведение (Гиппиус, Мережковский, Бунин, Гумилев и другие). Блок очень переживал, что его поэму восприняли как политическую агитку, он писал: «…те, кто видит в поэме политические стихи, или очень слепы к искусству, или сидят по уши в политической грязи, или одержимы большой злобой».
Поэма «Двенадцать» и по сей день остается уникальным, новаторским произведением, в котором Блоку удалось показать масштабность произошедших событий, воссоздать тревожную, напряженную и зловещую атмосферу последствий политического переворота на самом раннем этапе, на стадии осмысливания, когда еще нет ничего определенного. Блок писал: «…поэма написана в ту исключительную и всегда короткую пору, когда проносящийся революционный циклон производит бурю во всех морях — природы, жизни и искусства».
Поэт создал свое произведение в 1918 году. Чтобы полнее отразить уход старого мира с его культурой и наступление нового времени с властью народа, Блок выбирает в качестве художественных средств синтез высокой поэзии с маргинальными жанрами литературы: городским фольклором, частушкой, воровской и солдатской песней. Изобразительные средства дополняют революционный марш, «жестокий» городской романс, плакат, лозунг.
Поэтические размеры у Блока чередуются, чтобы полнее и разнообразнее отразить происходящие события. В основном поэма написана четырехстопным хореем, напоминающим частушку, затем вступает дольник, звучащий, как марш. Постоянно меняющиеся интонации создают впечатление звучащего оркестра, исполняющего «музыку революции». К. Чуковский, познакомившись с поэмой, сравнил ее с «частушкой, сыгранной на грандиозном органе».
Новаторство поэта проявилось и в использовании в одном тексте различных родовых признаков: в разных главах преобладает то эпическое, то лирическое, то драматургическое начало. Употребляются элементы очерка, зарисовки, песни, частушки, диалоги героев, которые можно разыграть по лицам. Даже недруги Блока, не принимая содержания поэмы, отмечали высочайший класс поэтической техники ее исполнения. Такой поэмы еще не было в русской литературе.
Начинается поэма с описания городской панорамы, с символического пейзажа, как будто нарисованного черной и белой красками:
Черный вечер. Белый снег. Ветер, ветер! На ногах не стоит человек. Ветер, ветер — На всем Божьем свете!
Блок воспринимал революцию как стихию, которая бушует, невзирая на людей; выжить в ней могут только сильные. Поэту свойственен вселенский масштаб видения: беззащитная фигура человека, потерявшегося в вихре вьюги. Контрастные цвета символизируют старый и новый миры, трагическую смену эпох, исчезновение в метели всего старого мира вместе с его жителями: старушкой, поэтом-декадентом, буржуем, священником, девицами из публичного дома. Их голоса доносятся как будто из «метели». В поэме холодный ветер, вьюга, метель выметают весь сор старого, очищая мир для нового, неизвестного.
Образ двенадцати красногвардейцев появляется во второй главе. Они шагают в метели, и само их движение вперед означает грядущие перемены. Символические образы перекрестка, буржуя на перекрестке, «паршивого пса» означают Россию на распутье, растерявшегося человека, пытающегося спрятаться от пугающих перемен. Поэт пытается разобраться, что несет с собой революция: обновление или мрак и жестокость.
Собственно сюжет поэмы — это убийство Катьки. Автор видит в новой действительности разгул темных сил. Красногвардейцы и Петруха показаны людьми из низов с удальским разбойным началом, недаром упоминается «бубновый туз» — знак каторжника. Изображая красногвардейцев, Блок использует сочетание высокого стиля с низкой, грубой лексикой. Современников поразило, как органично у поэта получилось подобное смешение, хотя Бунин говорил, что строки «А Ванька с Катькой — в кабаке… / У ей керенки есть в чулке!» — это не поэзия.
Петька убивает изменившую ему Катьку и страдает от этого. Но личные переживания героя неуместны в дни великих перемен. Товарищи увещевают Петьку: Материал с сайта //iEssay.ru
Не такое нынче время, Чтобы нянчиться с тобой! Потяжеле будет бремя Нам, товарищ дорогой!
Петруха преодолевает «ненужные» чувства и вместе со всеми идет, печатая шаг. Они «ко всему готовы, ничего не жаль», они «идут без имени святого». Но вдруг впереди отряда красногвардейцев появляется «в белом венчике из роз» Иисус Христос.
В руках у него красный флаг, который в финале поэмы становится кровавым. Блок понимал, что путь к новой жизни не обойдется без кровопролития. Но поэт не мог объяснить, откуда в его поэме взялся этот образ. Христос «за вьюгой невидим», он впереди того времени, когда произошла революция. Блок верил, что Христос несет «святое знамя», а революционеры испытывают ко всему миру «святую злобу». В поэме образ Христа дан как высокий нравственный идеал, к которому надо стремиться. Поэт верил, что люди найдут дорогу к добру и красоте.
Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском ???
На этой странице материал по темам:
- сюжет поэмы двенадцать и ее герои краткое
- сюжет лексика поэмы 12
- зачем и как написана поэмы блока 12
- герои поэмы 12 сюжет
- сюжет и композиция поэмы 12 блока
Композиция
Поэма «Двенадцать» состоит из двенадцати глав, которые, словно осколки, выкладывают картину измученного, изуродованного Петрограда, полыхающего в огне пожаров и красных знамен.
- Экспозиция отображается в первой главе поэмы. Автор описывает страшную атмосферу того времени, когда убийство человека было чем-то обыденным. В городе царит страшная разруха, жители напуганы и озлоблены происходящими событиями. Никто не сомневается, что Россия захлебнется в крови, и виной тому станут большевики, развязавшие революцию. Появляется патруль из двенадцати красноармейцев, который одним своим видом наводит безотчетный страх на своем пути.
- Завязка происходит во второй главе, в которой герои вспоминают своего былого товарища Ваньку, оказавшегося предателем, а также девушку одного из красноармейцев, Катьку, которая изменила ему. Герои с осуждением относятся к этой паре изменщиков. Но теперь новая власть дает полное право отомстить им.
- Развитие действия поэмы отражает тяжелые судьбы этих людей, которым довелось немало испытать на своем веку. Читатель невольно находит оправдание их страстному желанию отомстить за все свои былые обиды.
- Кульминация происходит в шестой главе, когда отряд красноармейцев случайно находит Ваньку и Катьку, и начинает в них стрелять. В итоге девушка погибает, а ее возлюбленный спасается бегством.
- Все последующие главы посвящены развязке. Автор раскрывает внутренний конфликт бывшего жениха неверной Катьки, и его искренне желание верой и правдой служить революции.
- Эпилогом произведения является заключительная, двенадцатая глава, в которой выясняется, что красноармейцев ведет за собой Иисус Христос.
О чем поэма?
- Первая глава. Уставшие, изможденные прохожие едва передвигают ноги по заснеженным улицам. Они проходят мимо плаката с революционным призывом, который натянут на канате между двумя зданиями, но совершенно не обращают на него внимания. На плакате красуется лозунг: «Вся власть Учредительному собранию!». Старушка, глядя на него, никак не может понять, отчего на него потратили столько материи, из которой можно было пошить детскую одежду – детишки то мерзнут. Старушка жалуется сама себе, что «большевики загонят в гроб». Мужчина с длинными волосами в сердцах восклицает, что «погибла Россия», и кого-то называет «предателями». Автор тут же называет его буржуем – угнетателем простого трудового народа. Слышен разговор двух женщин: барыня в мехах сетует на свою горькую участь и, неожиданно поскользнувшись, падает на землю. Проститутки обсуждают свои текущие дела: на собрании они решают, что «на время – десять, на ночь – двадцать пять… И меньше ни с кого не брать!..». Мимо них неприметной тенью идет бродяга. Глава заканчивается словами автора, которые объясняют происходящие события: «Злоба, грустная злоба Кипит в груди…Черная злоба, святая злоба…Товарищ! Гляди в оба!».
- Вторая глава. Двенадцать красноармейцев принимаются обсуждать недостойное, на их взгляд, поведение Катьки и Ваньки, которого они называют «буржуем». Они с горечью приходят к тому, что их бывший товарищ еще вчера «был наш, а стал солдат». Отряд красноармейцев состоит из неблагополучных людей, получавших от жизни лишь тумаки. Они подавлены собственной бедностью, беспросветностью их существования, а потому озлоблены на весь мир. В отчаянии герои бросают вызов «толстозадой» России – той старой, нерушимой Руси, в которой крестьяне до последнего держатся за свои покосившиеся избушки, не решаясь даже роптать на власть. Такую страну красноармейцы люто ненавидят, ведь она не дает им возможности идти вперед, навстречу к своей мечте.
- Третья глава. Автор подробно описывает трудную судьбу двенадцати красноармейцев. Каждый из них прошел трудный, полный лишений путь. Участие в Первой мировой войне словно открыло им глаза на то, что происходит вокруг них. В своем безрадостном существовании они начинают обвинять буржуев, за сытую, спокойную жизнь которых они проливали свою кровь. Теперь в отместку они что есть силы разжигают пожар революции, мечтая уничтожить классовых врагов.
- Четвертая глава. Отряд продолжает патрулировать заснеженные улицы Петрограда. Неожиданно мимо них проезжает пролетка, в которой сидят Катька и Ванька в солдатской шинели.
- Пятая глава. Представляет собой монолог Ваньки, который укоряет Катьку ее легкомысленным образом жизни. Он напоминает ей о ее статусе содержанки, о том, как «в кружевном белье ходила», как получила ножевое ранение, от которого еще не зажил шрам под грудью. Раньше Катька «с офицерами блудила», и даже имела отношение к убийству одного из них. Эффектная девушка не желала иметь дело с простыми, бедными парнями, и продавала свою любовь лишь богачам. Теперь же, как считают красноармейцы, пришел час расплаты за стол легкую, беспечную жизнь.
- Шестая глава. Красноармейцы нападают на пару: они ненавидят их обоих за то, что они ведут совсем иную жизнь, отличную от большевистских идеалов. Открыв огонь на поражение, бойцы расстреливают в упор Катьку, в то время как Ваньке удается скрыться от их преследования.
- Седьмая глава. Красноармейцы продолжают свой путь с таким видом, будто ничего существенного не произошло. Лишь Петруха, бывший возлюбленный Катьки, мрачнеет в лице. Товарищи пытаются утешить его, но в ответ он им говорит: «Эту девку я любил». Бойцы сурово напоминают Петрухе, что «не такое нынче время, чтобы нянчиться с тобой». Прислушавшись к советам боевых товарищей, парень делает над собой усилие: «он головку вскидывает, он опять повеселел».
- Восьмая глава. Петруха и его товарищи решают отомстить «буржуям» за то, что развратили Катьку своей похотью. Они считают, что именно в них кроется причина легкомысленного поведения девушки, ставшей игрушкой в руках циничных избалованных господ.
- Девятая глава. Революция распугала всех городовых, и отныне на улицах города никто не охраняет покой мирных граждан. На перекрестке стоит «буржуй», который «в воротник упрятал нос», а неподалеку от него «жмется шерстью жесткой поджавший хвост паршивый пес». Поэт неспроста расположил эти образы неподалеку друг от друга: еще вчерашний хозяин жизни стал бездомным и никому не нужным, словно бродячий пес. Его время безвозвратно ушло, и все, что ему остается – смиренно доживать последние дни.
- Десятая глава. Начинается лютая метель, и очень быстро городские улицы пустеют – из-за снежной завесы ничего вокруг не видно. В страхе Петруха вспоминает имя Господа, но красноармейцы поднимают парня на смех, напоминая: «От чего тебя упас Золотой иконостас?». Они дают ему понять, что после соучастия в убийстве Катьки ему теперь негоже вспоминать всуе Бога.
- Одиннадцатая глава. Автор дает тщательное описание отряду, воплотившем в себе все важнейшие черты пролетариата: «И идут без имени святого Все двенадцать – вдаль. Ко всему готовы, Ничего не жаль».
- Двенадцатая глава. Несмотря на сильную метель, отряд красноармейцев настойчиво движется вперед. Замечая кого-то на своем пути, они угрожают немедленной расправой: «И только эхо откликается в домах». Их отряд возглавляет Христос: «Так идут державным шагом – Позади – голодный пес, Впереди – с кровавым флагом, И за вьюгой неведим, И от пули невредим, Нежной поступью надвьюжной, Снежной россыпью жемчужной, В белом венчике из роз — Впереди — Исус Христос». Таким образом Александр Блок разделят реалии на прошлое, настоящее и будущее. В прошлом остался ненасытный буржуй, который никак не мог совладать с собственной алчностью. В настоящем воцарилась смута, в которой вершится самосуд восставших. И лишь в будущем человечество ожидает справедливый мир, к которому приведет революция.
Краткое содержание поэмы 12
Действие поэмы разворачивается зимой 1917-го года, когда к власти пришли большевики. Смысл поэмы 12 искали и современники Блока, и последующие поколения читателей.
На заметку! Сам Блок считал свою поэму лучшим из всего когда-либо созданного им. «Сегодня я – гений!» — так прозвучали его слова после написания произведения.
Глава 1
Вся улица увешана транспарантами и агитационными плакатами, среди которых особо выделяется один: Вся власть Учредительному собранию! Мимо спешат по своим делам люди. Пропаганда новой власти не вызывает у них отклика:
- проходящая старушка сожалеет о том, что такой лоскут материи пущен на плакат, когда из него можно было бы хотя бы портянки сделать неимущим, сетует, что новая власть всех загонит в гроб;
- писатель провозглашает скорую гибель России;
- невеселый поп, который раньше ходил животом вперед, гордо сияя крестом, а теперь все больше сторонкой передвигается;
- буржуй, стоящий на перекрестке и прячущий нос от холода в воротник;
- падающая на льду барыня, которая жалуется, как много ей пришлось нынче плакать из-за неизвестности перед будущим.
Все проклинают большевиков, никто не знает, как и что будет дальше. В городе витает лишь злоба и ненависть. И только ветер активно взаимодействует с плакатом — «рвет его, носит и мнет».
Глава 2
Вторая часть знакомит читателя с героями, в которых заключен смысл названия поэмы Двенадцать. Пере глазами читателя предстает марш из 12 солдат, активно обсуждающих все происходящее в их жизни. Одна из тем – «сукин сын» Ванька, их прежний соратник, революционер, который начал встречаться с богатой Катькой и теперь приравнен к буржуям.
Наряду с ненавистью к бывшему товарищу в разговоре отчетливо звучит зависть к веселому времяпрепровождению Ивана. Революционный чеканящий шаг после призыва «помнить, что враг не дремлет» становится более тяжелым.
Глава 3
Двенадцать исполняют резвую песню о своей службе в Красной Армии. Несмотря на слабое оснащение (рваные пальтишки и австрийские ружья), они полны решимости разжечь кровавый мировой пожар, в котором сгинут все буржуи. Однако, на всякий случай, заручаются подмогой высших сил, прося благословения у Бога.
Глава 4
Действие переносит читателя к тому самому Ваньке. Сквозь метель он мчит на лихой повозке, обнимая Катерину. Парень плечистый, с черными усами – завидный жених. Девушка в отличие от него не слишком привлекательна. Иван называет ее «толстоморденькой», но девушка, очарованная им только улыбается ему в ответ.
Глава 5
Кроме некрасивой внешности, у парня еще много претензий к избраннице. Он напоминает ей о ее прошлой жизни:
- будучи проституткой, девушка прошла путь «от юнкерья до солдатья»;
- на ее теле много шрамов, оставленных ей бывшими любовниками;
- один из офицеров, с которым «блудила» Катя, погиб от ее ножа.
Все это дает право лихому революционеру требовать у нее и с ним согрешить.
Глава 6
В этой части происходит трагическая встреча всех героев поэмы. Пути двенадцати красноармейцев и лихой повозки с Ванькой и Катей на борту пересекаются. Начинается стрельба, которая должна проучить бывшего товарища, как гулять с девками в тот момент, когда решается судьба революции.
Однако, итогом этого становится лежащее на снегу тело девушки с простреленной головой, погибшей от пули Петрухи – одного из отряда двенадцати. Ваньке и вознице удается сбежать.
Глава 7, 8
Следующие две главы посвящены душевным терзаниям Петрухи. Оказывается, он любил убитую им Катьку и сожалеет о том, что стали причиной ее смерти. Вспоминая «черные, хмельные ночи» с ней, он молится об упокое ее души.
Развеять грусть-печаль Петрухи помогают его боевые товарищи. Они зовут его на традиционное, видимо, для них развлечение – грабежи и убийства. Петруха убивает ненавистного «буржуя», чтобы разогнать тоску и скуку.
Глава 9
Описываемые в этой части тихие улицы города не создают настроение умиротворения. Наоборот. Возникает ощущение тревожности из-за того, что нарушен обычный порядок вещей. На посту вместо городового молча стоит «буржуй».
Рядом с ним, символизируя поверженную старую власть, сгорбившись и поджав хвост, стоит голодный бездомный пес
Глава 10, 11
Стихия, кажется, хочет заглушить эту звенящую тишину и сокрыть следы кровавых деяний – начинается ужасная вьюга. Услышав молитвы испуганного Петьки, его товарищи лишь усмехаются. Как может просить помощи у Бога тот, кто окропил свои руки кровью? Да и нет смысла в молитвах, потому что до сих пор «золотой иконостас» ни от чего «не упас».
Нужно полагаться только на себя, бесстрашно держа революционный чеканный шаг, потому что в любой момент может произойти встреча с недремлющим врагом.
Сквозь вьюгу они идут вперед, гордо потрясая красным флагом. И шествие это описывается, как нечто бесконечное.
Глава 12
Заключительная часть поэмы 12 самая метафоричная. За отрядом увязывается наш старый знакомый – бездомный безродный пес с поджатым хвостом. Солдаты пытаются всячески прогнать его, но настойчивое животное движется за ними не отставая.
Видя впереди какое-то движение красного стяга, отряд пытается выяснить, кто это. И даже открывают стрельбу. Но отвечает им лишь вьюга.
Красноармейцы продолжают свое шествие «державным шагом», на замечая того, что перед ними, с кровавым флагом, защищенный от пуль, идет «Исус Христос».
На заметку! Смысл появления в финале поэмы Двенадцать этой фигуры в своем время не смог объяснить даже сам автор.
Главные герои и их характеристика
Поэма «Двенадцать» не отличается большим разнообразием персонажей, но это никак не отражается на их значимости в произведении. Напротив, каждый из героев поэмы является законченным образом-символом, несущим в себе большую смысловую нагрузку. Силой своего таланта Александр Блок отразил в персонажах основные вехи переломной эпохи.
- Двенадцать – отряд красногвардейцев, задача которого состоит в патруле революционного Петрограда. Это главный, монолитный персонаж поэмы, состоящий из двенадцати бойцов. Их всех объединяет общая судьба: тяжелая, полная всевозможных лишений жизнь, в которой они только тем и занимались, что с утра до ночи трудились за жалкие гроши. Поэт намеренно обезличивает этих персонажей, чтобы придать остроты символическому подтексту. Он видит в красноармейцах не реальных людей с их горестями и радостями, но, прежде всего, мощную революционную силу, охватившую Россию и способную все смести на своем пути. Они полны ярости по отношению к тем, кто на протяжении веков не давал им подняться с колен. Ничего не имея за душой — ни денег, ни образования, ни воспитания, они напрочь лишены индивидуальных черт и способны лишь держаться строем, выполняя какое-то задание. До этого вся их жизнь была чередой унылых, однообразных будней, без какой-либо надежды на светлое будущее: жизнь среди себе подобных в съемных комнатах, груда тряпья вместо постели, тяжелая работа на заводе, затем солдатская униформа и бесконечно нудный, отупляющий казарменный быт. Никто не воспринимал этих людей всерьез, не видел в них личностей, и потому совсем неудивительно, что они в итоге слились в одно общее, неделимое целое, объединенное лютой ненавистью к своему классовому врагу. Вчерашняя «голотьба» поднялась на битву против своих извечных угнетателей, и их праведный гнев сродни высшему небесному судилищу, что когда-то предрекли апостолы.
- Иисус Христос. Чтобы понять тот смысл, что заложил в этот образ Александр Блок, достаточно вспомнить фразу «Мировой пожар в крови, господи, благослови!». В тех переменах, что появились с приходом революции, поэт видел благо. Разрушение старого, превратившегося в труху мира было для него закономерным событием, которое рано или поздно должно было произойти. В какой-то мере и Иисус был революционером, поскольку осмелился идти против системы. Именно по этой причине Блок выбрал его предводителем мучеников, борцов за светлые идеи счастливого, справедливого для всех общества. Простой народ поднялся на восстание, чтобы отвоевать себе право на лучшую жизнь, как в свое время Христос совершил глобальные перемены в этом мире.
- Петруха – один из двенадцати красноармейцев. Молодой человек был предан своей возлюбленной, Катькой, которая предпочла ему более интересных ухажеров. Петруха – уникальный персонаж, поскольку воплотил в себе черты былой и новой жизни. В нем еще сильны пережитки прошлого, он продолжает сомневаться и не до конца верит в те перемены, что творятся вокруг него. Петруха по-прежнему верит в Бога, и не в состоянии хладнокровно застрелить человека. Вследствие этого он еще не может считаться окончательно «своим» в отряде красноармейцев, которые упрекают его в излишней мягкости. Петруха не может выбросить из головы и сердца свою любовь к вероломной Катьке, и очень тяжело переживает ее гибель. При этом Блок психологически тонко демонстрирует, как легко представителя простого, рабочего народа превратить в послушный безликий винтик системы. Для этого вполне достаточно товарищам осмеять его или пренебрежительно отозваться о его душевных переживаниях. Петруха, не желая иметь статус «белой вороны», тут же подстраивается под свое окружение. На подсознательном уровне он понимает, что лишь в сплоченной общине способен обрести большую силу.
- Ванька – бывший товарищ красноармейцев, который предал былые идеалы и переметнулся на сторону белых. Ванька стал своеобразным олицетворением Иуды, который оказался коварным предателем. Так же, как и Иуда, он смог избежать справедливого наказания за свой грех, когда трусливо сбежал, оставив умирать Катьку. Александр Блок намеренно проводит параллели между своим произведением и библейским преданием. Таким образом он хочет показать, что человеческая несправедливость не зависит ни от времени, ни от общества. И в этот раз Иуда избегает наказания, но ненадолго, поскольку сам Иисус Христос снисходит на землю, чтобы свершить свой справедливый суд.
- Катька – бывшая возлюбленная Петрухи, которая не смогла сохранить ему верность. Пока Петруха рисковал собственной жизнью на войне, она пошла по кривой дорожке, став содержанкой богатых господ. Когда же в стране наступили лихие времена, она не побрезговала даже связью с простым жандармом. Автор не скрывает к этому персонажу своего презрения, которое выражается в следующих фразах: «в кружевном белье ходила», «с офицерами блудила», «шоколад Миньон жрала». Катька являет собой типичный образ грешной блудницы, от которой, все же, не отказался Иисус: он предложил бросить в нее камень всем тем, кто сам безгрешен. В свое время он спас девушку от разгневанной толпы, однако в поэме Блока никто не пришел на помощь Катьке. Таким образом автор показывает, что для таких, как Катька нет места в новой жизни, которую стали возводить большевики. Испорченные легкой, красивой жизнью распутные женщины должны остаться в прошлом. У них попросту нет никакого шанса построить новую жизнь в новых реалиях. Смерть Катьки олицетворяет собой крах старого мира, на руинах которого возводится новая жизнь. Ее гибель – это своеобразное духовное очищение. Своей кровью Катька смыла свой позор: так она получила шанс на прощение и возможность вернуться к жизни полностью обновленной.
- Буржуй – мужчина, который зябко кутается в пальто и предрекает гибель России. Он олицетворяет собой старый образ жизни, который безвозвратно исчезает под обломками разрушенной страны. Несмотря на свое богатство и былую власть, он оказывается слабым и беззащитным перед напором проснувшегося после долгого сна народом. Отныне ему не остается ничего иного, как роптать на судьбу.
- Образ бродячего пса тесно связан с образом буржуя – оба они несчастны, неприкаянны и одиноки. Еще вчерашний хозяин жизни оказывается рядом с шелудивым псом, с которым его роднит общая судьба. Бродячий пес принимается скулить и жалобно выть, и буржуй вторит ему жалобами на жизнь. Однако они уже не в состоянии противостоять тем переменам, что принесла с собой революция.
- Старуха – простая пожилая женщина, добродушная и жалостливая, которая сокрушается по поводу бестолковой траты большого отреза ткани. Ей горько вдеть, что на транспарант было потрачено столько ценной материи, когда так много ребятишек нуждается в одежде. Блок видит в ней образ меркантильности и мещанства, которые были пережитками старой жизни. Люди новой формации не нуждаются в тряпках: для них куда большую ценность имеет идея и идеалы, ради которых они готовы положить свои жизни, не говоря уже о том, чтобы потерпеть временное неудобство. Кроме того, поэтом беспощадно высмеяны и барыни, которое способны лишь на бестолковое обсуждение сплетен и жалобы на жизнь.
Вопросы и ответы по поэме Блока «Двенадцать»
4.3
(26)
Вопросы по 1-й главе.
Какие цвета доминируют в главе, почему? Какую картину рисует поэт? Закономерно ли её появление в поэме? Почему? Какие образы появляются и каков принцип их изображения? Почему именно таков?
Глава начинается с обозначения полярной цветовой гаммы — чёрно-белой. Чёрный цвет — символ тьмы («чёрный вечер», «чёрная злоба»), белый цвет («белый снег») – символ света. В поэме разворачивается космическая драма столкновения света и тьмы. Автор рисует картину разыгравшейся снежной бури. Это стихия природы, символизирующая революционную бурю космического размаха.
Ветер становится действующим героем. Он «завивает» «белый снежок», «крутит подолы», косит прохожих, рвёт, мнёт, носит» плакат. Ветер охватывает всё пространство поэмы: «Ветер, ветер – на всем Божьем свете!» В разыгравшейся снежной стихии возникают карикатурные образы: старушка, напуганная бурей, длинноволосый писатель, долгополый поп, барыня в каракуле.
Образы даны сатирически («старушка как курица»; «помнишь, как бывало брюхом шёл вперед, и крестом сияло брюхо на народ» и т. д.).
Герои статичны. Это образы старого мира, поэтому в них нет движения. Такое изображение связано с авторской оценкой персонажей.
Вопросы ко 2-й и З-й главам.
Какова обстановка, в которой появляются двенадцать?
Как автор решает их образ? Почему именно так? Какова ритмическая структура глав, какую роль она выполняет? Каково отношение двенадцати к Ваньке и Катьке? Как вы понимает призыв «Революционный держите шаг! Неугомонный не дремлет враг!»
Двенадцать появляются в снежном кружении метели. Они легко входят в разгулявшуюся стихию. Их образ един. Портретный ряд, сопровождающий героев, — цигарка, картуз, бубновый туз — ассоциируется с анархией. Поэтому и возникает мотив стихийной свободы «без креста». Блок видит, как чёрная злоба вызывает к жизни вседозволенность, разнузданность диких инстинктов. Двенадцать «идут без имени святого», покушаются на святую Русь:
Товарищ, винтовку держи, не трусь! Пальнём-ка пулей в святую Русь — В кондовую. В избяную, В толстозадую!
Двенадцать олицетворяют собой стихию истории. Стихийное начало подчёркнуто и ритмом глав. Первоначальный ритм марша (ямб) меняется на свободный стих, а в 3-й главе звучат частушечные мотивы. Это подчёркивает отсутствие строгого организующего начала у двенадцати. Важен и рассказ о Ваньке и Катьке. Двенадцать завидуют героям, которые развлекаются в кабаке, в то время как красногвардейцы мёрзнут («холодно, товарищи, холодно!»).
Призыв «Революционный держите шаг! Неугомонный не дремлет враг!» напоминает скорее не о внешнем, а о внутреннем враге, заставляющем завидовать Ваньке и Катьке. Частушечные мотивы третьей главы вводят новый цветовой символ — красный: «Мировой пожар в крови». Этот ход автора возвращает читателя к мысли, что схватка тьмы и света приведёт к крови.
Вопросы к 4-6-й главам.
Почему Блок вводит историю с любовным треугольником в сюжет поэмы? Как автор создаёт образы Ваньки, Петрухи и Катьки? Почему он использует именно эти приёмы?
С любовным треугольником в поэму входит стихия любви. Именно стихии природы, истории и любви — предвестники прихода Духа Музыки. Без этой темы разрушилась бы концепция революции Блока.
Образы Ваньки и Катьки создаются через портретные характеристики. Ванька — красавец. Он речист, плечист, крутит чёрный ус. Он напоминает героя лубочных картинок. Автор награждает Ваньку «физиономией дурацкой», так как за внешней красотой — внутренняя пустота. Не случайно описания глаз героя нет. О Катьке также говорится нелестно — «дура». Её дурость связана с наивной доверчивостью, которая не позволила увидеть в Ваньке соблазнителя. Портрет Катьки ярок: «запрокинулась лицом, зубки блещут жемчугом».
Характер Петрухи раскрывается в его воспоминаниях, через внутренний поток сознания. Встреча с Катькой пробудила в Петьке лирические чувства, разбудила дремлющие страсти. Ревность пробуждает в душе жестокость. Демонстративное поведение Ваньки приводит к психологическому срыву. Терпение красногвардейцев лопается, внутренний «неугомонный враг» просыпается, и они решают отомстить Ваньке за предательство.
Однако убитой оказалась Катька. Злоба нашла выход, обагрив снег кровью. Оружие, выданное для защиты общего дела, превратилось в орудие личной мести. Чувство стихийно, оно не подвластно разуму. Автор сочувствует Петрухе, но понимает, что в пожаре общего может сгореть и личное. Стихия чувства должна очистить душу героя. И следующие главы исследуют психологическое состояние героя.
Вопросы к 7-8-й главам.
Какие чувства переполняют душу Петрухи? Как сложная гамма чувств передана в ритмике поэмы? Как реагируют красногвардейцы на поведение Петрухи?
Перед читателем разворачивается душевная драма Петрухи. Вначале герой не понимает, что произошло: «А Катька где? — Мертва, мертва! Простреленная голова!» Затем в приступе чёрной злобы рождается оценка: «Что, Катька, рада? — Ни гу-гу … Лежи ты, падаль, на снегу!» Связавшись с офицером, юнкерьём и с Ванькой, она нравственно всё больше падала вниз. Отсюда и вывод — «падаль».
Но смерть невинного человека не приносит успокоения. «Неугомонный враг» Петрухи — его совесть – начинает мучить героя. Убийство заставило его заново пережить свою любовь к Катьке, В сознании Петрухи возрождается идеальный облик Катьки, разбудив прежнее высокое чувство:
— Ох, товарищи, родные, Эту девку я любил … Ночки чёрные, хмельные С этой девкой проводил … — Из-за удали бедовой В огневых её очах, Из-за родинки пунцовой Возле правого плеча, Загубил я, бестолковый, Загубил я сгоряча … ах!
Исповедь героя поэтична. Образ Катьки приобретает высокое звучание. «Огненные очи» придают героине роковую страстность. Петруха и Катька созвучны героям раннего Блока. Красногвардейцам непонятна исповедь Петьки. Они заняты думами об общем: «Потяжелее будет бремя нам, товарищ дорогой».
Петька, желая справиться с муками совести, пускается в буйный разгул: «Запирайте этажи, нынче будут грабежи! Отмыкайте погреба — гуляет нынче голытьба. Это буйство влечёт за собой душевную опустошённость и депрессию: «Ох ты, горе-горькое! Скука скучная, смертная»
Возникает желание мести Ваньке: «Ты лети, буржуй, воробышком! Выпью кровушку за зазнобушку, чернобровушку … » Весь этот комплекс разных чувств ведёт героя к очищению и душевному просветлению.
Вопросы к 9-й главе.
Каково состояние Петьки в начале главы? Почему появляется образ буржуя после драмы Петрухи? Как это связано с любовным треугольником? Почему возникает образ пса?
Глава начинается с описания тишины. Это тишина в душе Петьки. Наступает отрезвление. Заканчивается духовное очищение героя. Революция для Блока — это циклон очистительной силы, обновляющий душу человека. Появляется образ буржуя: черты Ваньки в нём утрачиваются, зато образ приобретает социальную определённость. А позже сливается с образом пса — символом старого мира. Образ безродного пса развенчивает старый мир.
Вопросы к 10-12-й главам.
Почему опять появляется образ вьюги? Изменился ли облик двенадцати? Как он передан в ритмической структуре глав? Почему возникает образ голодного пса? Почему появляется образ Иисуса Христа?
Разгулявшаяся вьюга возвращает читателя к стихии природы. Твёрже становится поступь двенадцати, что передано в ритмике стиха, напоминающего чёткий шаг: «В очи бьётся красный флаг. Раздаётся мерный шаг». Но идут они «без имени святого», так как готовы убивать: «Трах-тах-тах! — И только эхо откликается в домах … » Движение стихии истории направлено вперёд. Позади остаётся пёс — символ старого мира. Впереди — невидимый Иисус Христос.
Явление Христа напоминает нам о нравственном очищении Петрухи, служит олицетворённым символом всеобщего обновления жизни, прихода Духа Музыки. Для Блока революция — это явление не столько социальное, сколько нравственно-психологическое, связанное с духовной жизнью человека.
Почему поэма имеет такое название? Как оно отразилось в композиции произведения?
Двенадцать красноармейцев вызывают разные ассоциации. Двенадцать апостолов несли в мир учение Христа. Двенадцать разбойников — герои «Легенды О двух великих грешниках» (поэма Н.Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»). В ней повествуется о правоте народного мщения: Бог снимает с Кудеяра грех невинной крови не только за убийство ещё более грешного, но за искреннее покаяние и муки проснувшейся совести.
Замысел поэмы отразился и в композиции: в «Двенадцати» — 12 глав. Единство формы и содержания делает поэму целостным поэтическим полотном, в котором отражён отклик души поэта на стихию революции.
4.3 / 5. 26
.
Тема
Тематика поэмы «Двенадцать» весьма необычна для творчества Александра Блока, который всегда выступал идеалистом. Однако события 1917 года оказали на поэта большое влияние. Неожиданно перед ним открылась вся суть реальной жизни, которая оказалась на поверку гораздо более грубой и жестокой, нежели его идеализированные представления о ней. После столь болезненного столкновения с правдой жизни творчество Блока изменилось: отныне в его произведениях появился некий надрыв, которому уступили место былые идеалы юности.
- Тема революции. В понимании поэта революция представляла собой мощную, разрушительную стихию, что подчеркивает описание сильной метели в произведении. В новом мире не осталось места для представителей былой эпохи, которые в отчаянии и полном бессилии мечутся и не знают покоя. Блок намеренно сравнивает одного из героев – буржуя, с бездомным плешивым псом. Эти люди разом были лишены всего, и разметались по миру, словно снежные хлопья, влекомые порывом ветра.
- Антиклерикальная направленность. В поэме особое внимание уделено христианству, которое является часть умирающей культуры, что непременно подлежит забвению. Красноармейцы открыто высмеивают старую веру, с пренебрежением отзываются о нерушимых некогда заповедях. Однако в финале произведения двенадцать безбожников возглавляет сам Иисус Христос. Данное противоречие объясняется тем, что Блок, по мнению большинства исследователей, имел в виду не Христа, а самого антихриста. Таким образом она хотел продемонстрировать, насколько сильно заблуждались люди: отдалившись от истины, они принял злую, разрушительную силу за миссию. Автор считал, что народ, отрицая веру, отрицал и самого себя, свою сущность. Как бы ни относился Блок к религии, он не мог не отреагировать на повальный атеизм, который неожиданно охватил революционную Россию. Кроме того, исследователями выдвигалась и иная версия – издавна Иисус воспринимался народом отдельно от церкви, в которой немало было лицемерия по отношению к верующим. Учение Христа было исковеркано, и направлено против людей. Теперь же он сам решил прийти в этот грешный мир, чтобы восстановить в нем справедливость и давно утраченную гармонию.
- Смена нравственных ориентиров. В поэме поднимается тема падших женщин, которая всегда была табу в русской литературе. Блок не побоялся написать диалог проституток, обсуждавших новые расценки на обслуживание клиентов. Таким образом Блок хотел показать, что в новой жизни все темы будут открыты, и былая цензура будет отвергнута. Нужно говорить прямо и честно обо всех проявлениях жизни, не закрывая глаза на то, что кому-то может не понравиться.
- Тема мести раскрывается на примере действий красноармейцев, которые не намерены прощать предательство Катьки и Ваньки. Их возмущает тот факт, что, пока они терпели нищету и классовую несправедливость, их бывшие товарищи решили приспособиться к окружающим реалиям. Красноармейцы считают, что их месть оправдана и благородна – пришел черед старому миру расплатиться по счетам за былые обиды.
- Тема невежества. Поэма «Двенадцать» написана в определенной стилистике, которая очень близка блатным песням и уличному жаргону. Александр Блок намеренно остановил на ней свой выбор, чтобы показать уровень культуры и образования тех, кто пришел к власти.
Проблемы
Период, ставший поворотным в жизни целой страны, стал знаковым и для творчества поэта. Его мироощущение подверглось серьезным изменениям: пошлая, бездуховная жизнь простых обывателей стала ему настолько омерзительна, что он радостно приветствовал мощную, оглушительную стихию большевистского движения, в котором видел спасения для сонной, немытой России. Блок не мог оставаться равнодушным к тому, что происходило в стране, и потому честно и без прикрас отразил в произведении основные проблемы.
- Аморальность, которая выразилась в хладнокровном расстреле Катьки, равнодушии красноармейцев, участвовавших в преступлении, бесконтрольном применении оружия. Главные герои поэмы не желали принимать общепринятые нормы морали, они шли наперекор устоявшимся законам милосердия и сострадания. Исследователи творчества Блока полагают, что убийство Катьки могло нести в себе два противоположных замысла поэта. Катька всем своим развязным поведением была воплощением порока, который был искоренен красноармейцами, которых возглавил Христос. С другой стороны, образ Катьки мог олицетворять собой невинную жертву, чья кровь была принесена на алтарь беспощадной Гражданской войны. Таких ни в чем не повинных людей, которые были убиты в годы военного лихолетья, было очень много, и Блок не мог обойти эту проблему стороной.
- Гибель старого мира, олицетворением которого стали безыменные буржуй с дамой в каракуле, предатель Ванька. Эти герои подвергались беспощадному преследованию, поскольку в былые годы именно с их молчаливого согласия бедняки и рабочий класс находились под гнетом. Символом старого мира также является старуха, которая сокрушалась о нерациональном использовании материи. Однако есть мнение, что она символизировала собой не прошлую, канувшую в лето жизнь, а здравый смысл и прагматизм, который не признавали революционеры, ставившие идеологию превыше всего.
- Проблема нигилизма, полного отрицания нравственных основ. Внутренняя драма Александра Блока нашла свое отражение в философии Ницше, которая была близка многим символистам. Выдающийся немецкий философ полагал, что человеческая цивилизация развивается циклично, так же, как и культура. Рано или поздно состарившаяся система подлежит разрушению и забвению былых ценностей и жизненных ориентиров. Неконтролируемая, варварская в своей безжалостности сила сметает все нравственные принципы, что формировались годами, чтобы расчистить место для новых идеалов принципиально новой цивилизации.
- Нищета и запустение страны. Россия, истощенная Первой мировой войной, мятежами, революцией, имела довольно-таки жалкий вид. Жители в страхе прятались по своим домам, и на пустых, заснеженных улицах лишь изредка можно было встретить одинокого прохожего, спешащего домой. Символом грядущих перемен и очищения от скверны стала белая вьюга – суровая, равнодушная, но вместе с тем исцеляющая.
А.А. Блок Поэма «Двенадцать»презентация к уроку по литературе (11 класс) на тему
Слайд 1
Александр Александрович Блок (1880-1921) Поэма А.А. Блока «Двенадцать» (1918) Выполнила: Мухаева И.Р., учитель русского языка и литературы
Слайд 2
Название поэмы Поэма содержит 12 глав. Героями поэмы являются 12 красноармейцев. Образ Христа, идущий впереди красноармейцев, вызывает ассоциации с 12 апостолами.
Слайд 3
Жанровая особенность произведения «Двенадцать» – эпическая поэма, как будто составленная из отдельных зарисовок, картинок с натуры, быстро сменяющих одна другую. Динамичность и хаотичность сюжета, выразительность эпизодов, из которых складывается поэма, передают неразбериху, которая царила и на улицах, и в умах.
Слайд 4
Сюжет и композиция поэмы Сюжет можно определить как двухслойный – внешний, житейский : зарисовки с петроградских улиц, и внутренний : побуждения, обоснование поступков «двенадцати». Один из центров поэмы – конец 6 главы: мотив мести, убийства сливается с мотивом лозунгов революции. Мотив ненависти наблюдается в семи главах поэмы. Ненависть проявляется как святое чувство и как святотатство.
Слайд 5
Сюжет и композиция поэмы Композиция (по Е. Эткинду) «Двенадцать» имеет стройную кольцевую композицию. Все главы произведения связаны между собой, попарно симметричны. 1 и 12 главы (1 – экспозиция, 12 – финал. Главы содержат сходные тематические мотивы: городской пейзаж, ночь, зима, вьюга; построены на контрастах: поэма начинается с антитезы («черный-белый»), ею и заканчивается «позади-впереди»). 2 и 11 главы (главы повествуют о движении отряда, названного цифрой 12, связаны музыкальной темой марша). 3 и 10 главы (монтаж нескольких преобразованных автором песен, частушек; немногословны, нестройны. Пространство действия – внутри отряда). 4 и 9 главы (внешне несхожие; объединены образами буржуя, старого пса. Пространство глав – город).
Слайд 6
Сюжет и композиция поэмы 5 и 8 главы (5 глава – внутренний монолог Петра, обращенный к его любовнице Катьке. По форме восходит к цыганским песням, присутствуют элементы пляски. Этот монолог объясняет убийство, которое произойдет позже. 8 глава – тоже внутренний диалог Петьки, но уже после расстрела девушки (песни из воровского фольклора). 6 и 7 главы (6 глава – убийство Катьки, 7 глава – внутренние мучения Петра. Главы организованы в форме полилогов ). Главы 1,2,3 связаны мотивом ветра, 10,11,12 – мотивами снега, вьюги. В произведении синтезируются все литературные роды: эпос, лирика, драма.
Слайд 7
Герои поэмы «Двенадцать» В поэме главным оказывается коллективный герой – отряд красногвардейцев, несущий дежурство на ночных улицах Петрограда. Лишь двое из двенадцати названы по именам (Андрюха и Петруха), остальные остаются безымянными; реплики героев можно приписывать любому члену отряда
Слайд 8
Разбойники Апостолы В балладе Н. Некрасова «О двух великих грешниках», входящей в поэму «Кому на Руси жить хорошо». Есть строки, которые А. Блок записывает в черновик: «Жило 12 разбойников». Герои произведения А. Блока стреляют, убивают, грозят грабежами и т.д. Число красногвардейцев совпадает с числом первых учеников Христа. Герои идут без «имени святого», они собираются «пальнуть пулей в святую Русь», однако просят на свои действия благословения. 12 идут на «правое» дело, из бездны к воскресению, ведут бой за светлое будущее. Символичным оказывается и появление образа Христа. Герои похожи на уголовников. Революция дает возможность осуществления личной мести убийства под прикрытием классовой ненависти Герои – ребята, готовые отдать за революцию жизнь.
Слайд 9
Образ Христа в поэме А. А. Блока «Двенадцать» Появление Христа впереди отряда – залог того, что не все человеческое в людях во время революции погублено. Христос – символ обновления. Он фигура, которая связывает космос с душевным микрокосмосом человека. Иисус освящает действия красногвардейцев. Он идет впереди, «с кровавым флагом», указывая путь. Он становится символом бунтарской стихии, рождающегося нового мира. Христос идет впереди убийц, как на Голгофу, берет на себя их грех. Блок цитирует евангелие, выражая свое понимание Христа: «И был с разбойником…» Двенадцать стреляют в того, кто стоит впереди – в Христа. Иисус остается «от пули невредим». Герои стреляют будущее. Пес, стоящий позади, – символ старого мира. Но он так же, как и пудель-Мефистофель, ассоциируется с Сатаной. Следовательно, позади остается бес (прошлое), а в настоящем – отряд из двенадцати человек, впереди – Христос (будущее).
Слайд 10
Иисус находится над стихией, над всем происходящим на земле. Он шагает «нежной поступью надвьюжной », но идет с «кровавым флагом». Герои не узнают Иисуса, не понимают, кто перед ними. Неоднозначно к персонажу относился и сам поэт. Блок сомневался, но в итоге записал: «А все-таки Христа я никому не отдам».
Слайд 11
Символика в поэме А.А. Блока «Двенадцать» Символ Значение Ветер, метель, вьюга Метафора присутствия бесовского начала. Стихия, неподвластная человеку. Революция, неконтролируемое, стихийное народное движение Старый пес Символ старого, мертвенного мира, преследующего героев-революционеров Перекресток Место выбора человеком дельнейшего пути (христианская символика) Нехорошее место, где собирается нечисть
Слайд 12
Язык поэмы А.А. Блока «Двенадцать» А. Блок заменяет литературный язык «голосом улицы». Использует песни, плясовые, марши, романсы, фольклорные мотивы, молитву, лозунги, плакатные надписи, штампы и др.
Смысл и идея поэмы
Поэма «Двенадцать» наполнена глубоким смыслом. Она стала отражением тех событий, прямым свидетелем которых был сам поэт. Речь идет о суровой зиме 198 года, когда опустевшие улицы Петрограда патрулировали отряды красноармейцев, тут и там горели костры, висели вывески и транспаранты с призывами к классовой борьбе, и слышалась исковерканная сокращениями и жаргонизмами речь нового времени.
Главная мысль поэмы заключается в выражении авторского взгляда на историю, которая он заключил в образы и символы. Будучи свидетелем революции, определившей исторический вектор России, он высказал свои впечатления от увиденного. Их эмоциональная окраска отражена в финале произведения, который можно трактовать по-разному. Именно по этой причине поэма «Двенадцать» воспринималась современниками весьма неоднозначно. Существует две основные интерпретации смысла финала произведения:
- Иисус Христос, возглавивший отряд красноармейцев, изображается настоящим революционером, отважившимся в свое время пойти против догм и традиций. Как и христианство на заре своего существования, новая эпоха в жизни человечества требует жертв. По этой причине двенадцать красноармейцев приняли на себя тяжелый крест – исполнить роль безжалостных инквизиторов, чтобы очистить общество от скверны. Они считали, что мир невозможно изменить к лучшему, не прибегая к насилию. Автор подчеркнул их связь с первыми христианами, которые прошли сквозь горнило мук и страданий ради того, чтобы человечество обрело счастье. Недаром в поэме именно двенадцать героев – по количеству апостолов Иисуса Христа.
- Второе объяснение финала произведения имеет противоположную концепцию. Согласно этой трактовке, процессию возглавил не Иисус, а Антихрист, который вознамерился привести людей к окончательной погибели, как духовной, так и физической. Революция стала олицетворение краха мироздания, поскольку она стала причиной братоубийственной войны и полной деградации общества. Число двенадцать стало символом разрушительной силы революции, которая сметала все на своем пути. При этом происходит и разрушение, стирание личности человека, которая сливается в единый клубок всех участников революции, становится слепым орудием в руках безжалостного палача.
Финал
В финале произведения красноармейцы утоляют жажду мести, и продолжают свой путь дальше: «И вьюга пылит им в очи дни и ночи напролет…». И даже Петька, опечаленный было смертью Катьки, отбрасывает прочь сомнения, и устремляется вслед за товарищами. Красноармейцы бодро маршируют по заснеженным улицам Петрограда, и за ними едва поспевает голодный шелудивый пес – символ старого разрушенного мира. Герои понимают, что им не по пути с пережитками прошлого, и символично отгоняют пса острыми штыками. Неожиданно они замечают таинственную фигуру, по которой открывают огонь. Однако пули не страшны незнакомцу: «Так идут державным шагом — позади — голодный пёс, впереди — с кровавым флагом <?…> Исус Христос».
Короткий пересказ «Двенадцать» Блока
Действие происходит в революционном Петрограде зимой 1917/18 г. Петроград, однако, выступает и как конкретный город, и как средоточие Вселенной, место космических катаклизмов.
Первая из двенадцати глав поэмы описывает холодные, заснеженные улицы Петрограда, терзаемого войнами и революциями. Люди пробираются по скользким дорожкам, рассматривая лозунги, кляня большевиков. На стихийных митингах кто-то — «должно быть, писатель — вития» — говорит о проданной России. Среди прохожих — «невеселый товарищ поп», буржуй, барыня в каракуле, запуганные старухи. Доносятся обрывочные крики с каких-то соседних собраний. Темнеет, ветер усиливается. Состояние — поэта? кого-то из прохожих? — описывается как «злоба», «грустная злоба», «черная злоба, святая злоба».
Вторая глава: по ночному городу идет отряд из двенадцати человек. Холод сопровождается ощущением полной свободы; люди готовы на все, чтобы защитить мир новый от старого — «пальнем-ка пулей в Святую Русь — в кондовую, в избяную, в толстозадую». По дороге бойцы обсуждают своего приятеля — Ваньку, сошедшегося с «богатой» девкой Катькой, ругают его «буржуем»: вместо того чтобы защищать революцию, Ванька проводит время в кабаках.
Глава третья — лихая песня, исполняемая, очевидно, отрядом из двенадцати. Песня о том, как после войны, в рваных пальтишках и с австрийскими ружьями, «ребята» служат в Красной гвардии. Последний куплет песни — обещание мирового пожара, в котором сгинут все «буржуи». Благословение на пожар испрашивается, однако, у Бога.
Четвертая глава описывает того самого Ваньку: с Катькой на лихаче они несутся по Петрограду. Красивый солдат обнимает свою подругу, что-то говорит ей; та, довольная, весело смеется.
Следующая глава — слова Ваньки, обращенные к Катьке. Он напоминает ей ее прошлое — проститутки, перешедшей от офицеров и юнкеров к солдатам. Разгульная жизнь Катьки отразилась на ее красивом теле — шрамами и царапинами от ножевых ударов покинутых любовников. В довольно грубых выражениях («Аль, не вспомнила, холера?») солдат напоминает гулящей барышне об убийстве какого-то офицера, к которому та явно имела отношение. Теперь солдат требует своего — «попляши!», «поблуди!», «спать с собою положи!», «согреши!»
Шестая глава: лихач, везущий любовников, сталкивается с отрядом двенадцати. Вооруженные люди нападают на сани, стреляют по сидящим там, грозя Ваньке расправой за присвоение «чужой девочки». Лихач извозчик, однако, вывозит Ваньку из-под выстрелов; Катька с простреленной головой остается лежать на снегу. Отряд из двенадцати человек идет дальше, столь же бодро, как перед стычкой с извозчиком, «революцьонным шагом». Лишь убийца — Петруха — грустит по Катьке, бывшей когда-то его любовницей. Товарищи осуждают его — «не такое нынче время, чтобы нянчиться с тобой». Петруха, действительно повеселевший, готов идти дальше. Настроение в отряде самое боевое: «Запирайте етажи, нынче будут грабежи. Отмыкайте погреба — гуляет нынче голытьба!»
Восьмая глава — путаные мысли Петрухи, сильно печалящегося о застреленной подруге; он молится за упокоение души ее; тоску свою он собирается разогнать новыми убийствами — «ты лети, буржуй, воробышком! Выпью кровушку за зазнобушку, за чернобровушку…». Глава девятая — романс, посвященный гибели старого мира. Вместо городового на перекрестке стоит мерзнущий буржуй, за ним — очень хорошо сочетающийся с этой сгорбленной фигурой — паршивый пес. Двенадцать идут дальше — сквозь вьюжную ночь. Петька поминает Господа, удивляясь силе пурги. Товарищи пеняют ему за бессознательность, напоминают, что Петька уже замаран Катькиной кровью, — это значит, что от Бога помощи не будет. Так, «без имени святого», двенадцать человек под красным флагом твердо идут дальше, готовые в любой момент ответить врагу на удар. Их шествие становится вечным — «и вьюга пылит им в очи дни и ночи напролет…».
Глава двенадцатая, последняя. За отрядом увязывается шелудивый пес — старый мир. Бойцы грозят ему штыками, пытаясь отогнать от себя. Впереди, во тьме, они видят кого-то; пытаясь разобраться, люди начинают стрелять. Фигура тем не менее не исчезает, она упрямо идет впереди. «Так идут державным шагом — позади — голодный пес, впереди — с кровавым флагом […] Исус Христос».
🗹