Нередко можно услышать, что тема любви чуть ли не основная в лирике Блока, он и известен стал в начале XX века благодаря талантливым поэтическим описаниям утонченных романтических переживаний юных героев. Блока иногда называют певцом Прекрасной Дамы, но это лишь поверхностный взгляд на его творчество.
Тема любви, занимая большое место в проблематике его поэзии, существует не сама по себе, а в тесной связи со сложными философскими вопросами, размышлениями о Родине, о смысле человеческого существования. В ранних стихах поэта развивается мотив поисков путеводной звезды, идеала во тьме незнания истины. Любовь и мечта соединяются в сознании поэта. Ниже вы можете ознакомиться с стихами о любви А. Блока какие изучают в 9–11 классах.
Отношение автора к революции
Октябрьская революция, 1917 год. Александр Блок занял активную твердую гражданскую позицию, его имя часто фигурировало в печати, и новая власть выбирала поэта в различные комиссии и комитеты на должности. У Блока была возможность уехать из страны и отстраниться от всех веяний народа, но так как он являлся гражданином с большой буквы, он часто размышлял на тему революций, и эти мысли он мог выносить в свое творчество, находясь внутри революционной бури. Оставаясь не только поэтом, но и критиком, он опубликовал в эти годы книгу под названием «Последние дни Императорской власти».
1918 год столь же плодотворен: выходят такие поэмы как «Скифы», «Двенадцать», лирические стихотворения «Ни сны, ни явь», «Исповедь язычника», фельетоны «Русские денди», «Сограждане», «Ответ на вопрос о красной печати». Заработок оставлял желать лучшего и, естественно, литература не приносила его, поэтому поэт пошел на государственную службу. Государственная служба для Блока была как выражение своей точки зрения государственный строй страны, но это его и погубило: поэт тяжело заболел, и ему не дали отпуск за границу, как он хотел.
Последнее произведение, опубликованное поэтом, были «Скифы», в нем мы чувствуем уставшего человека, позднего поэта-романтика. Ему уже нечего было добавить читателям, и после этого он завершил свое творчество.
В феврале 1921 года, на вечере памяти, посвященному Александру Пушкину, Блок выступил со своей известной речью «О назначении поэта». После этого последовал его окончательный разрыв с советской властью. Он эмигрировал и умер на чужбине, завещая потомкам уничтожить все экземпляры поэмы «12». Блок разочаровался в идеалах революции и горько оплакивал прошлое России.
Философия творчества
Свою философию творчества и символистское мироощущение Блок выразил в статье «О современном состоянии русского символизма» (1910), на которую обрушился Брюсов. Эти записи являются показателем художественно-символистского мышления. «Символистом можно только родиться», – аргументирует Блок. И поэтому правильно понять символиста может только символист. Солнце «наивного реализма» уже закатилось и «осознать что бы то ни стало вне символизма нельзя».
Быть настоящим художником, по Блоку, «значит выдержать ветер из миров искусства», творить — вот что хотел донести поэт, творить, несмотря ни на что, держать штурвал и плыть не только по течению, а плыть, как велит сердце художника во время бурь и в тиши.
Художественный мир лирики Блока
Определение 1
Художественный мир лирического произведения – это мир эмоциональных переживаний, чувств поэта.
Лирика А. Блока – уникальное явление в отечественной культуре.
При всем многообразии проблематики, отличии раннего творчества от творчества зрелого периода, лирика Блока выступает как целое, в развернутое во времени, произведение.
Современники заметили, что в лирике Блока часто повторяются несколько ключевых слов. Например, К. Чуковский о и «туманы» – излюбленные слова раннего Блока.
Для всей лирики А. Блока характерной является устойчивая повторяемость ключевых образов, лирических ситуаций и словесных формул. Эти слова и образы наделяются не только значениями «словарными», они получают и дополнительную смысловую энергию, новые семантические оттенки.
Однако значение подобных слов-сигналов определяет не только контекст конкретного произведения. Лирика Блока благодаря сквозным мотивам обладает чрезвычайно высокой степенью цельности. Сам Блок хотел, чтобы читатели рассматривали его лирику как роман в стихах, состоящий из трех томов.
Поэт назвал этот роман «трилогией вочеловечения».
- Курсовая работа 440 руб.
- Реферат 250 руб.
- Контрольная работа 220 руб.
Такая позиция поэта связана прежде всего тем, что центром его лирики является личность современного человека. Именно она в ее отношениях и с социальным, и с «космическим», и с природным миром составляет ядро проблематики творчества Блока. Традиционно подобная проблематика до Блока воплощалась в жанре романа.
В лирическом «романе» Блока тоже присутствует своеобразный сюжет, однако он не событийный, а лирический, он связан с движением мыслей и чувств, с развертыванием устойчивой мотивов. В лирическом «романе» А.
Блока нет дистанции между героем и автором, здесь личность сама поэта является героем «Трилогии вочеловечения». Поэтому в литературоведении по отношению к нему используется такая категория, как «лирический герой».
Этот термин, сегодня используемый и по отношению к творчеству других поэтов, впервые появился в статьях Ю. Тынянова о поэзии Блока.
Основными признаками лирики Блока являются:
- Возвышенность тематики
- Музыкальность
- Мистическая настроенность
- Многозначность
- Расплывчатость образов
- Недосказанность.
Герой лирики Блока может быть безымянным воином из стана Дмитрия Донского или посетителем пригородного ресторана, или Гамлетом, или иноком, но каждый раз эти образы – воплощения одной души, одного способа мышления, одного мироощущения. Введение термина Ю.
Тынянов объясняет тем, что самой большой лирической темой А. Блока стала сама личность поэта. Поэтому при всем многообразии тематического материала, который составляет предметный фон лирики Блока, «трилогия вочеловечения» от начала до самого конца моноцентрична.
Внешняя композиция лирики Блока
Свой «роман в стихах» А. Блок делит на три тома. Каждый том обладает идейно-эстетическим единством и соответствует одному из трех этапов «вочеловечения».
Замечание 1
«Вочеловечение» – это слово, взятое и богословского лексикона, оно обозначает воплощение Бога в облике человека, явление Сына Человеческого.
Образ Христа в поэтическом сознании А. Блока связан с идеей личности творческой – артиста, художника, который всей своей жизнью служит пересозданию мира на основах красоты и добра.
Основу сюжета трилогии составляет путь лирического героя. В рамках каждого из этапов общего движения большое количество частных ситуаций и эпизодов. Как правило, в романе прозаическом конкретный эпизод – содержание главы. В лирическом же романе А. Блока – содержание стихотворного цикла.
На пути много перекрестков и поворотов, страданий и сомнений. Но каждый эпизод обогащает лирического героя бесценным духовным опытом, расширяет его кругозор.
Пространство романа по мере движения расширяется концентрическими кругами и в конце пути взгляду героя предстает пространство всей Росси.
Кроме внешней композиции, которая определяется делением на тома и циклы, трилогия вочеловечения имеет и более сложную внутреннюю композицию – систему мотивов, лексические, образные и интонационные повторы, которые связывают в единое целое отдельные стихотворения и циклы.
В отличие от темы, мотив является категорией формально-содержательной. В поэзии мотив служит композиционной организации отдельных стихотворений в единое целое.
Ввиду отсутствия прямых сюжетных связей между стихотворениями мотив восполняет композиционную целостность цикла и даже всей лирики Блока.
Он создается повторяющимися и варьирующимися от стихотворения к стихотворению лирическими образами и ситуациями.
Основные мотивы лирики А. Блока
Центральным циклом первого тома лирической трилогии А. Блока является «Стихи о Прекрасной Даме». Эти стихи для Блока на протяжении всей жизни были самыми любимыми. Этот цикл принципиально многопланов. Сюжет «Стихов о Прекрасной Даме» – это сюжет ожидания Встречи с возлюбленной. Эта встреча должна преобразить героя и весь мир, соединить землю и небо.
Участниками этого сюжета являются «он» и «она». В противопоставлении небесного и земного, в неравенстве Прекрасной Дамы и лирического героя заключается драматизм ситуации ожидания. Наряду с мотивом ожидания встречи звучит мотив ее боязни. Прекрасная дама в миг воплощения может превратиться в создание греховное, а нисхождение ее в мир может оказаться падением.
Во втором томе трилогии отчетливо проявляются перемены, произошедшие в душе поэта. В его сознание вторгаются события окружающей действительности, которые требуют осмысления. Блок воспринимает эти события как динамичное начало. Второй том трилогии связан в первую очередь с мотивами погружения в жизненные стихии.
Ведущим мотивом третьего тома является омертвение мира современной городской цивилизации. Лирический герой осознает, что поиски личного счастья греховны. В «страшном мире» счастье может обернуться моральной глухотой и душевной черствостью.
Источник: https://spravochnick.ru/literatura/russkaya_literatura/hudozhestvennyy_mir_liriki_bloka/
Презентация на тему: Лирика А.Блока: особенности, лирический сюжет, образы, мотивы
поэтика ассоциаций (культурных,литературных, исторических и др.);поэтика намеков;символика мотивов, предметов;символика цвета.
3
Слайд 3: Система символов в поэзии Блока
В основе системы символики Блока лежит простой мотив: рыцарь (инок, юноша, поэт), давший обет вечного служения, стремится к Прекрасной Даме.
За этим стремлением стоит многое: мистическое постижение Бога, поиски жизненного пути, порыв к идеалу и бесконечное количество оттенков толкований.Заря, звезда, солнце, белый цвет — синонимы Прекрасной Дамы …Белый — значит посвятивший себя Вечной Женственности.
Размыкание кругов — порыв к ней.Ветер — знак ее приближения.Утро, весна — время, когда надежда на встречу наиболее крепка.Зима, ночь — разлука и торжество злого начала.
4
Слайд 4: Система символов в поэзии Блока
Синие, лиловые миры, одежды символизируют крушение идеала, веры в самую возможность встречи с Прекрасной Дамой.Болото символизирует обыденную жизнь, не освещенную мистически.
« Жолтые фонари», « жолтая заря» (Блок писал прилагательное « жолтый » через О и придавал этому большое значение!) символизируют пошлость повседневности…Некоторые символы настолько неопределенны, что описать их значение нелегко. Таково, например, слово « чорный » (опять-таки непременно через О!).
Это символ чего-то грозного, опасного, но в то же время мистически значительного, чреватого мистическими откровениями.
5
Слайд 5: Стихи о Прекрасной Даме»
Лирический сюжет стихов этого цикла строится на одном чувстве – мечте лирического героя о встрече с Прекрасной Дамой.Почему лирическому герою так важно пережить эту встречу?Человеческий путь – путь приближения к духовному идеалу, совершенству. Лирический герой Блока считает, что эта встреча преобразит мир, в котором он живет.
В образе Вечной Девы, Прекрасной Дамы, «величавой Вечной Жены», «Девы-Зари-Купины» для А.Блока воплощалось некое воссоединенное божественное начало, долженствующее «спасти мир» и возродить человечество к новой, идеально-совершенной жизни.Проследим за пейзажем души лирического героя в прочитанных стихотворениях.
«Стихи о Прекрасной Даме»
6
Слайд 6: Вхожу я в темные храмы…»
Вхожу я в темные храмы,Совершаю бедный обряд,Там жду я Прекрасной ДамыВ мерцанье красных лампад.В тени у высокой колонныДрожу от скрипа дверейА в лицо мне глядит, озаренныйТолько образ, лишь сон о Ней.
О, я привык к этим ризамВеличавой Вечной Жены,Высоко бегут по карнизамУлыбки, сказки и сны.О, Святая, как ласковы свечи.Так отрадны твои черты!Мне не слышны ни вздохи, ни речи,Но я верю : Милая – Ты.
25 октября 1902 г.
7
Слайд 7
«Вхожу я в темные храмы…»Героиня бесплотна, лишена внешних черт, ее образ возникает лишь в сознании лирического героя.Обстановка храма (красные лампады, высокие колонны) и глубокие цвета (темные, красный) создают образ возвышенный, божественнный, неземной.
Героиня прекрасна в своей невоплощенности, святости.Лирический герой предстает рыцарем, давшим обет вечного служения Прекрасной Даме.
Его мироощущение определяется одним чувством – жаждой служения, жаждой подвига во имя Прекрасной Дамы, что потом выльется в ведущую тему творчества – тему ЖАЖДЫ ПОДВИГА.
8
Слайд 8: Встану я в утро туманное…»
Встану я в утро туманное,Солнце ударит в лицо.Ты ли, подруга желанная,Всходишь ко мне на крыльцо?Настежь ворота тяжелые!Ветром пахнуло в окно!Песни такие веселыеНе раздавались давно!С ними и в утро туманноеСолнц е и ветер в лицо!С ними подруга желаннаяВсходит ко мне на крыльцо !3 октября 1901 г.
9
Слайд 9: Предчувствую Тебя. Года проходят мимо …»
И тяжкий сон житейского сознаньяТы отряхнешь, тоскуя и любя.Вл. СоловьевПредчувствую Тебя. Года проходят мимо —Всё в облике одном предчувствую Тебя.Весь горизонт в огне — и ясен нестерпимо,И молча жду,— тоскуя и любя.
Весь горизонт в огне, и близко появленье,Но страшно мне : изменишь облик Ты,И дерзкое возбудишь подозренье,Сменив в конце привычные черты.О, как паду — и горестно, и низко,Не одолев смертельные мечты!Как ясен горизонт ! И лучезарность близко.
Но страшно мне : изменишь облик Ты.4 июня 1901 с. Шахматова
10
Слайд 10: Предчувствую Тебя. Года проходят мимо …»
МОТИВ ОЖИДАНИЯМОТИВ СТРАХАпридают особый драматизм, который подчеркивается образом – символом«весь горизонт в огне».
Лирический герой боится быть обманутым, разочароваться: обретя земное воплощение,Прекрасная Дама может утратить свою «идеальность», святость, божественность.
Это превращение лирический герой оцениткак собственное падение.?«Предчувствую Тебя. Года проходят мимо …»Иллюстрация И.Глазунова
11
Слайд 11: Днем вершу я дела суеты…»
Днем вершу я дела суеты,Зажигаю огни ввечеру.Безысходно туманная — тыПредо мной затеваешь игру.Я люблю эту ложь, этот блеск,Твой манящий девичий наряд,Вечный гомон и уличный треск,Фонарей убегающий ряд.Я люблю, и любуюсь, и ждуПереливчатых красок и слов.Подойду и опять отойдуВ глубины протекающих снов.Как ты лжива и как ты бела!Мне же по сердцу белая ложь…
Завершая дневные дела,Знаю — вечером снова придешь.5 апреля 1902 г.С каким чувством ожидает герой этого превращения в данном стихотворении?Начинается раздвоенность души лирического героя.Так появляется новая тема в поэзии А.Блока – ТЕМА ДВОЙНИЧЕСТВА.« Страшусь и жажду » – этим и была определена вся трагедия взаимоотношений Блока и Менделеевой.
Оказывается, в этом превращении есть своя прелесть!
12
Слайд 12: Я, отрок, зажигаю свечи…» (из цикла «Распутья»
Я, отрок, зажигаю свечи,Огонь кадильный берегу.Она без мысли и без речиНа том смеется берегу.Люблю вечернее моленьеУ белой церкви над рекой,Передзакатное селеньеИ сумрак мутно-голубой.
Покорный ласковому взгляду,Любуюсь тайной красоты,И за церковную оградуБросаю белые цветы.Падет туманная завеса.Жених сойдет из алтаря.И от вершин зубчатых лесаЗабрежжит брачная заря.
7 июля 1902Побеждает чувство жизни:жажда и предвкушение человеческого счастья.Что побеждает в душе лирического героя?
13
Слайд 13: Именно любовь к Менделеевой стала источником первых жизненных опытов А.Блока: она дала ему возможность удовлетворить первую жажду познания жизни
В его творчестве появляется новая тема – ТЕМА ДОРОГИ, ПУТИ, которая позже трансформируется в ТЕМУ БЕГСТВА (из теплого и уютного мира – мира бекетовского дома – в «страшный мир»).Это еще тема бегства от самого себя к своему «Я» -ТЕМА НЕПРИКАЯННОСТИ, ОДИНОЧЕСТВА.
14
Слайд 14: Поэма «Соловьиный сад»
В основу сюжета поэмы положена тема двойного бегства – в соловьиный сад, а потом – из соловьиного сада. Герой бежит потому, что счастья нет ни в мире, окружающем соловьиный сад, ни в самом соловьином саде.Мечта героя – обрести счастье, душевное равновесие.Что он испытывает? – не покой, раздвоение, душевный дискомфорт.
Герой не обретает счастья, потому что счастья нет ни в одном мире, ни в другом. Так о чем идет речь?Главное – извечное стремление найти свою дорогу в жизни и невозможность ее обрести – желаемость и невозможность.Поэма «Соловьиный сад» – поэтическое кредо А.
Блока: счастья Блок так и не обрел, умирает в 41 год в одиночестве (современники объявили ему бойкот!)Из дневника Блока последних месяцев жизни: «Просыпаюсь ночами в слезах о Шахматове»…
15
Слайд 15: Страшный мир» в лирике Блока
«Фабрика»(из цикла «Распутья»)В соседнем доме окна жолты.По вечерам – по вечерамСкрипят задумчивые болты,Подходят люди к воротам.И глухо заперты ворота,А на стене – а на стенеНедвижный кто-то,чорный кто-тоЛюдей считает в тишине.5 декабря 19о3 г.
16
Слайд 16: Страшный мир» в лирике Блока
«Ночь, улица, фонарь, аптека…»Ночь, улица, фонарь, аптека,Бессмысленный и тусклый свет.Живи ещё хоть четверть века –Всё будет так. Исхода нет.Умрёшь – начнёшь опять сначала,И повторится всё, как встарь:Ночь, ледяная рябь канала,Аптека, улица, фонарь.10 октября 1912
17
Слайд 17: Страшный мир» в лирике Блока «На железной дороге…» (из цикла «Родина»)
Под насыпью, во рву некошеном, Лежит и смотрит, как живая, В цветном платке, на косы брошенном, Красивая и молодая. Бывало, шла походкой чинною На шум и свист за ближним лесом. Всю обойдя платформу длинную, Ждала, волнуясь, под навесом.
Три ярких глаза набегающих – Нежней румянец, круче локон: Быть может, кто из проезжающих Посмотрит пристальней из окон… Вагоны шли привычной линией, Подрагивали и скрипели; Молчали желтые и синие ; В зеленых плакали и пели. Вставали сонные за стеклами И обводили ровным взглядом Платформу, сад с кустами блёклыми, Ее, жандарма с нею рядом…
Лишь раз гусар, рукой небрежною Облокотясь на бархат алый, Скользнул по ней улыбкой нежною… Скользнул – и поезд в даль умчало. Так мчалась юность бесполезная, В пустых мечтах изнемогая… Тоска дорожная, железная Свистела, сердце разрывая… Да что – давно уж сердце вынуто! Так много отдано поклонов, Так много жадных взоров кинуто В пустынные глаза вагонов…
Не подходите к ней с вопросами, Вам всё равно, а ей – довольно: Любовью, грязью иль колесами Она раздавлена – всё больно.14 июня 1910
18
Слайд 18: Страшный мир» в лирике Блока (из цикла «Город»)
«Незнакомка»…И веют древними поверьямиЕе упругие шелка,И шляпа с траурными перьями,И в кольцах узкая рука.И странной близостьюзакованный,Смотрю за темную вуаль,И вижу берег очарованныйИ очарованную даль…24 января 1906 г.
Какую общую оценку дает А.Блок этом миру?Эта оценка в названии цикла – «Страшный мир»: Блок видит гибельность мира для человека с душой и сердцем, где так легко быть раздавленным « любовью, грязью иль колесами » (так погибнет и сам А.
Блок).
19
Слайд 19: О доблестях, о подвигах, о славе…» (из цикла «Возмездие»)
О доблестях, о подвигах, о славе Я забывал на горестной земле, Когда твое лицо в простой оправе Передо мной сияло на столе. Но час настал, и ты ушла из дому. Я бросил в ночь заветное кольцо. Ты отдала свою судьбу другому, И я забыл прекрасное лицо.
Летели дни, крутясь проклятым роем… Вино и страсть терзали жизнь мою… И вспомнил я тебя пред аналоем, И звал тебя, как молодость свою…Я звал тебя, но ты не оглянулась, Я слезы лил, но ты не снизошла. Ты в синий плащ печально завернулась, В сырую ночь ты из дому ушла.
Не знаю, где приют своей гордыне Ты, милая, ты, нежная, нашла… Я крепко сплю, мне снится плащ твойсиний, В котором ты в сырую ночь ушла… Уж не мечтать о нежности, о славе, Все миновалось, молодость прошла? Твое лицо в его простой оправе Своей рукой убрал я со стола.
30 декабря 1908 г.
20
Слайд 20: О, весна без конца и без краю…»
О, весна без конца и без краю –Без конца и без краю мечта!Узнаю тебя, жизнь! Принимаю!И приветствую звоном щита.
Принимаю тебя, неудача,И удача, тебе мой привет!В заколдованной области плача,В тайне смеха – позорного нет!Принимаю бессоные споры,Утро в завесах темных окна,Чтоб мои воспаленные взорыРаздражала, пьянила весна!Принимаю пустынные веси!И колодцы земных городов!Осветленный простор поднебесийИ томления рабьих трудов!И встречаю тебя у порога –С буйным ветром в змеиных кудрях,С неразгаданным именем богаНа холодных и сжатых губах…Перед этой враждующей встречейНикогда я не брошу щита…Никогда не откроешь ты плечи…Но над нами – хмельная мечта!И смотрю, и вражду измеряю,Ненавидя, кляня и любя :За мученья, за гибель – я знаю –Все равно: принимаю тебя!24 октября 1907 г.
21
Слайд 21: О, я хочу безумно жить…»
О, я хочу безумно жить : Всё сущее – увековечить, Безличное – вочеловечить, Несбывшееся – воплотить! Пусть душит жизни сон тяжелый, Пусть задыхаюсь в этом сне, – Быть может, юноша веселый В грядущем скажет обо мне: Простим угрюмство – разве это Сокрытый двигатель его? Он весь – дитя добра и света, Он весь – свободы торжество!5 февраля 1914 г.
22
Слайд 22: Трилогия вочеловечения »
Лирика Блока — явление абсолютно уникальное в русской литературе. Несмотря на то что круг тем и проблем, затрагиваемых Блоком, крайне разнообразен, его лирика является гармоничным единым произведением, занимающим временной отрезок длиной во всю жи знь.
Собрание стихотворений Блока состоит из трех томов, что проясняет название, данное собранию самим автором, — “трилогия вочеловечения”. Блок говорил, что процесс творчества ведет к рождению художника, ” мужественно глядящего в лицо миру “. Таким художником был, конечно, он сам.
Путь «вочеловечения» был для Блока путем к России:«Этой теме я сознательно и бесповоротно посвящаю жизнь. Все ярче сознаю, что это – первейший вопрос, самый жизненный… К нему я подхожу давно, с начала своей сознательной жизни, и знаю, что путь мой в своем устремлении, как стрела прямой.
Несмотря на все мои уклонения, сомнения, покаяния – я иду»…
23
🗹