Тема Родины в лирике Лермонтова: какой образ Родины рисует поэт

  • Сочинения
  • По литературе
  • Лермонтов
  • Тема Родины в лирике Лермонтова 9 класс

В лирике знаменитого писателя Михаила Юрьевича Лермонтова тема Родины идёт красной линией и затрагивается почти в каждом его произведении. Для писателя тема Родины играет большую роль. Лермонтов смотрит на Родину, землю, где он родился и рос сквозь некое одиночество. Для автора всегда осенённой была тема природы, в его произведения можно увидеть, как интересно он описывает своё уединение с пейзажами, той гармонией, которую излучает окружающий его мир. Так что же такое Родина для Лермонтова?

В первую очередь, можно утверждать, что Родина для Михаила Юрьевича — это ничем незаменимая, необыкновенная и такая родная природа. В своей лирике Лермонтов уделяет много внимания Русской природе. Это убеждает читателя в любви поэта к Родине. Нужно обязательно отметить, что особое место в лирике, да и в жизни Лермонтова имеет Кавказ. Почему же именно Кавказ? Эта особенная любовь к югу у будущего писателя заразилась ещё детстве. Маленькой Лермонтов имеет проблемы со здоровьем, почти все его детство прошло в состоянии жара и бреда, у него не было друзей и рос он с бабушкой, которая делала все, чтобы ее внук был здоров. А именно, каждый год возила его на Кавказ.

В своём произведении «Мцыри» Лермонтов показывает читателю всю свою огромную любовь к Кавказу. Через мальчика Мцыри, воспитанного монастырем Михаил Юрьевич отображает себя, такого же одинокого, которому ненужно ничего кроме родного края, любимой природы. Также в «Мцыри» читатель может буквально чувствовать всю эту благодать Кавказа, благодаря тому, как красиво льётся описание природы. Читая данное произведения мы можем увидеть, окунуться в природу Кавказа, это все благодаря Лермонтовскому дару так реалистично писать. В произведении главный герой отдаёт жизнь, чтобы хотя бы один день пробыть на Родной земле, где горы и такой неповторимый воздух. И этот день стоит всей его жизни, он бежит, скрывается, борется за жизнь, все это он делает лишь для того, чтобы быть всегда с природой, быть дома — это его мечта. Он бежит к месту, где он родился, Мцыри верит, что там он обретёт внутренние спокойствие. Но он умирает, но умирает свободным — это главное, что хочет показать своим читателям Лермонтов. Тема природы и своды идут рука об руку с темой Родины.

Завершая свои рассуждения, хочу сказать, что природа — главное в лирике Михаила Юрьевича Лермонтова о Родине. Для него родное место всегда имеет особенный шум ветра, такие родные деревья и горы. Читая стихи Лермонтова мы можем наслаждаться этими неповторимыми описаниями и чувствует всю эту гармонию и благодать такой родной природы.

Сочинение 3

Очень важную роль в творчестве Михаила Юриевича занимает именно Родины. Родина одна из центральных тем в лирике поэта, проходящая сквозь его творчество.

В период раннего творчества Лермонтов воспринимает родину в романтическом образе, как землю, которая дарит жизнь. Примером может служить произведение «Я видел тень блаженства».

В произведение классика «Ангел» настоящим прототипом художественных видений родины стали воспоминания Лермонтова о матери.

На основе противопоставления написаны более поздняя работа поэта «Бородино». Лермонтов сравнил идеализированные черты прошлого с настоящим и сформулировал современному поколению приговор: «Богатыри-не вы» сказал поэт. Стихотворение прославляет русскую силу, описывает реальную историческую битву. Лермонтов смог открыть в родине совершенно новый источник веры.

Произведение «Родина» наполнено патриотизмом, и является образцом реализма в творчестве поэта.

Совершенно новое чувство любви к родине непривычно Лермонтову. С помощью прозаизмов рассказывает о деревне аж до «говор пьяных мужиков».

Помимо образа родины, в роботах поэта присутствуют также и романтизированный образ. Мотив того что Лермонтов презирает людей без родины присутствует в стихотворение «Тучи».

Сами тучи в роботе являются настоящим олицетворением свободы. В произведении «Прощай, немытая Россия» любовь к родине превращаться в горькое обличение современного нравственного порядка.

Позднее создается образ красивого Кавказа, родины Поэта. Образы природы Лермонтову его покойную мать.

Таким образом, можно сказать что образ родины для поэта является понятием более широким чем Россия. Поэт считал своей маленькой родиной шикарное Пензенское имение Тарханы, нашедшее свое описание в произведении «Как часто, пестрою толпою окружен».

Также, ещё одной маленькой родиной классик называет Москву. Именно так он и пишет в одном из своих писем. Свое признание в любви к столице поэт формулирует еще в своем сочинении «Панорама Москвы».

Подытожив, можно сказать, что классик на всем своем творческом пути пользовался романтическим, а также реалистическим стилем описания реальности, описывая родину. Само понятие «родина» для поэта намного обширнее, по сравнению с понятием «Россия». В работах поэта находят отражение образы Москва, Кавказ, а также малая родина поэта. Ведь именно в них поэт был по-настоящему влюблен, и ощущал чувство своего собственного патриотизма.

Тема Родины в поэзии Лермонтова

Москва, Москва! Люблю тебя как сын! Как русский, — сильно, пламенно и нежно. И.Ю. Лермонтов

Тема Родины является одной из ведущих тем в творчестве Лермонтова. Родина – положительный идеал поэта, поэтому так велико желание поэта воспеть ее, какой бы она ни была. В стихотворениях поэта Родина предстает разной: с одной стороны, для него Россия — его Родина, где он родился и вырос. Такую Россию Лермонтов любил и прославлял. С другой стороны, он видел Россию как страну, в которой правит грубая, жестокая власть, подавляющая все человеческие стремления, а главное, народную волю. Это двоякое понимание России и отразилось в стихотворениях Лермонтова.

«Люблю Отчизну я, но странною любовью. Не победит ее рассудок мой, ни слава, купленная кровью, ни полный гордого доверия покой», — писал Лермонтов в стихотворении «Родина».

В стихотворении «Когда волнуется желтеющая нива» Лермонтов размышляет о своей «странной любви» к Родине. Лермонтов тонко чувствует красоту родной природы, единение с ней. В общении с природой родного края, поэт чувствует духовную близость с Родиной. Чувство поэта проявляется в любви к незатейливым русским пейзажам, к «чете белеющих берез». Родные просторы успокаивают поэта, соединяясь с природой, поэт чувствует себя счастливым:

Тогда смиряется души моей тревога, Тогда расходятся морщины на челе, — И счастье я могу постигнуть на земле, И в небесах я вижу бога…

Природа дарит поэту душевное спокойствие, сердечное тепло.

Свою «странную любовь» к Родине поэт продолжает выражать в стихотворении «Родина». Рабски покорная Россия – это еще не Родина. Родина для Лермонтова – это «степей холодное молчанье», «ее лесов безбрежных колыханье», это – народ, простые русские люди с их радостями и горестями.

С отрадой многим незнакомой, Я вижу полное гумно, Избу, покрытую соломой, С резными ставнями окно.

Лермонтову близка и дорога такая Россия с ее неразгаданной тайной. Неразгаданной осталась и любовь поэта. Свою любовь поэт называет странной, еще и потому, что любя, страдает, мучается и скорбит вместе с Родиной и народом. Поэтому Россия Лермонтова – это не только пейзажные зарисовки, милые сердцу родные края. Родина у Лермонтова «… немытая Россия, страна рабов, страна господ,…мундиры голубые, и…им преданный народ». Его всегда волновала судьба России, поэтому поэту было больно осознавать, что его Родина погрязла в бесчеловечности, жестокости и непонимании. Россию – страну «рабов и господ» поэт не хочет видеть, не принимает, поэтому и говорит: «Прощай, немытая Россия…»

Счастье и слава Отчизны, вера в ее освобождение — вот о чем мечтал Михаил Юрьевич. «Иди в огонь за честь Отчизны, за убежденья, за любовь!» — призывает поэт. Таким патриотическим настроением проникнуто знаменитое стихотворение «Бородино».

Поэт любил и уважал русский народ, он понимал, что именно простые русские мужики спасли Россию во время войны 1812 года. Они всегда были готовы умереть за Родину:

Ребята! Не Москва ль за нами, Умремте ж под Москвой, Как наши братья умирали!

Солдат, ведущий повествование, не один, он выступает от имени всех. При этом постоянно подчеркивает общий патриотический настрой и общее отношение к войне как к серьезному воинскому долгу:

И умереть мы обещали, И клятву верности сдержали Мы в Бородинский бой.

Поэт явно разделяет патриотическое чувство героя своего стихотворения. Но, к сожалению, не видит их продолжения в нынешнем для него поколении. Поколение современников Лермонтова ни в чем не нуждается, ни к чему не стремится. Их волнует лишь личное благо, а улучшение жизни России их мало интересует. Поэтому в стихотворении противопоставлено «нынешнее время» и прошлое. Старый солдат говорит: «Да, были люди в наше время, не то, что нынешнее племя…» В этих словах укор поэта своему поколению, которое и ненавидит, и любит «случайно, ничем не жертвуя ни злобе, ни любви», Современное поколение неспособно на подвиги, утратило связь с народом. Простые и естественные взаимоотношения между русскими солдатами на войне противостоят безнравственным законам, по которым живет «нынешнее племя».

Судьба его поколения — один из самых важных вопросов, который волнует Лермонтова. Это поколение живет в эпоху «безвременья», основным признаком которого было отсутствие общественных идеалов. Гнетущую атмосферу, царящую в России в конце 20-х годов XIX века, описывает поэт и в стихотворении «Монолог». В стране одаренный человек не может развивать свои дарования, поскольку в атмосфере страха, подозрения, доносительства хорошо живут лишь ничтожества, а умный, сильный человек чувствует пустоту и бесцельность своего существования:

И душно кажется на Родине, И сердцу тяжко и душа тоскует…, Не зная ни любви, ни дружбы сладкой…

Любовь поэта к России настоящая, взыскательная, глубокая. Он далек от умиления, он не прощает ей недостатков. Двойственное отношение поэта к отчизне сквозит в каждой строке его произведений. Это «убогая и обильная» Россия — его любимая родина, но временами прорываются боль и гнев на людское долготерпение, рабское смирение, которых поэт не может и не хочет ни принять, ни понять, ни объяснить.

Тема Родины в стихах Лермонтова – отношение писателя к Отчизне

Период творческой зрелости приходится на тридцатые годы девятнадцатого века. Автор недоволен Россией, властями, отношением к народу. Но он продолжает гордиться Отечеством по следующим причинам:

  • Народ отличается истинным патриотизмом;
  • Стойкие, мужественные люди выдержали тяготы революционного времени;
  • Просторы родной земли необъятны;
  • Природа восхищает красотой, величием.

Тест произведений Лермонтова указывает на присутствие образа Родины как чистого, светлого воплощения мечты. Автор верил – гнет закончится, население снова станет свободным, независимым. Люди увидят смысл в жизни, обретут цель.

Смотри также: Стихи Лермонтова на тему одиночества: почему герои одиноки

Отчизна — многоликая и многогранная

Тема Родины в творчестве Лермонтова — это еще один образец высокой поэзии. Поэт, вдохновленный мыслями и размышлениями о подвиге во имя отчизны, стремлением действовать, выражает свое отношение к ней. Он вытаскивает на обозрение не только ее великий дух, но и весь негатив русской жизни. Россия предстает перед читателями в разных контекстах:

  • как образ романтический и любимый, как место, давшее жизнь с ее радостями, печалями и страданиями;
  • как образ реалистичный, страна жестокости и деспотизма.

Лирический герой Лермонтова выражает чувства и мысли самого автора. В мире, лишенном любви, чести, дружбы, мыслей, страстей, где царствует зло и обман, величайшим даром является любовь к Родине.

Отношение Лермонтова к Родине (эссе)

Прекрасная по своей форме и глубокая по своему смыслу поэзия Лермонтова Михаила Юрьевича не перестает волновать читателей даже спустя сто шестьдесят лет после своего рождения. Всем нам известно, что Родину не выбирают. Лермонтов учит нас проявлять любовь к России, к ее необъятным просторам, убожеству и богатству. Михаил Юрьевич способен увидеть в обычном пейзаже красоту магической величины, проникнуть в самый смысл сущего. Его патриотизм не показной, сусальный, а прочувствованный, вытекающий прямо из глубины души, иногда “отдающий некоторой горчинкой”.

Двойственные чувства Лермонтова к отчизне сквозят чуть ли не в каждой строчке его романов. Это “обильная и убогая” Россия — его самая любимая родина, однако временами прорываются гнев и боль на долготерпение людей, смирение рабов, которых Михаил Юрьевич не хочет и не может ни понять, ни принять, ни объяснить. Вынужденная ссылка на Кавказ воспринимается Лермонтовым как благо, ведь всеобщая подозрительность, внимнаие к нему властей, а также апатия к подобному “порядку” поэту попросту ненавистно.

Век мятежных настроений

Михаил Юрьевич Лермонтов родился в 1814 году. Он жил в эпоху крушения надежд и идеалов, духовной опустошённости и отсутствия веры в возможность улучшения ситуации. Его детство пришлось на время распространения идей декабризма, а юношеские годы – на подавление декабристских восстаний и запретов на подпольную деятельность. Будущий писатель воспитывался в свободолюбивой атмосфере, не признающей прагматизма. Поэтому подобные общественные события не могли не сказаться на мировосприятии и миропонимании поэта. Будучи человеком с глубоко лирическим складом сознания, Лермонтов живо переживал и реагировал на мятежи и последующие за ними казни участников декабристского движения. Тема Родины в лирике Лермонтова неоднократно звучит, как одна из ключевых тем декабристской идеологии.

Для начала нужно сказать, что в этот период меняется само понимание литературы, меняются её функции и общекультурное значение. Вплоть до начала XVIII века литературная жизнь была сосредоточена в церкви. Однако ближе к XVII веку начали появляться сатиры, высмеивающие церковные реалии, грехи отцов церкви, взяточничество и пьянство священников. Вследствие этого авторитет церкви падал. Соответственно, вместо церкви, утратившей власть и влияние, нужно было найти новый ориентир. Начиная с XVII века, русская литература постепенно брала на себя роль информатора о быте, религии, нравственных устоях и политических событиях. К XIX веку на фоне ухудшения общественной жизни, крепостного права и отсутствия личных свобод, духовная и культурная роль литературы значительно возросла, что повлекло за собой совершенно новое культурологическое явление – литературоцентризм. XIX век был веком национального подъёма, формирования самосознания народа. Появляются произведения, лирический герой которых устремлен к идеалу, он свободен и априори не может найти общий язык или же прийти к консенсусу с обществом или властью. Именно благодаря распространению в литературе идей гуманизма и сформировалась русская интеллигенция.

🗹

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: