«Машенька», краткое содержание по главам романа Набокова

  • Краткие содержания
  • Набоков
  • Машенька

Действие романа происходит в 1924 году в Берлине. Перед нами предстает главный герой, Лев Панин, который проживает в небольшой гостинице для русских эмигрантов. Кроме него здесь мы видим математика Алексея Ивановича Алферова, поэта Антона Подтягина, Клару. Эта девушка по профессии была машинисткой и страстно любила Льва Глебовича.

Ганин проживал в Германии всего год, но, по приезду отыскал себе работу сразу. Он трудился и разнорабочим, и официантом в кафе, и поэтому накопил достаточное количество денег, чтобы выехать из Берлина. Но он никак не мог порвать свои отношения с Людмилой, и сказать ей о своих планах. Наконец, Ганин объявил, что на днях он уезжает.

При очередной встрече с соседом Лев Глебович узнает, что к Алферову прибывает его супруга Машенька. Алексей Иванович приглашает его в гости и показывает ему фотографии жены. И к своему удивлению Ганин узнает женщину, которую сильно любил в молодости. Он сразу же погрузился в воспоминания об этой любви. Мужчина теперь знает, как сказать Людмиле, что он ее не любит. Он заявляет ей, что у него есть другая возлюбленная.

Ему было всего 16 лет, когда он познакомился с Машенькой. Это была симпатичная, жизнерадостная девушка, обожавшая сладости. Свидания проходили практически каждый день. А потом Ганин вынужден был уехать в Петербург. Девушка же приехала в это город попозже. Так как их родители не знали друг о друге, молодые люди вынуждены были лишь общаться по телефону.

Потом Машеньку отправили в Москву, и Ганину стало легче. Ведь такая любовь его только тяготила. Так прошла зима и весна, а летом Лев Ганин вновь отдыхал на даче под Воскресенском. Маша сообщила возлюбленному, что ее отец арендовал дачу в другом месте, и юноше приходилось каждый день ездить к ней на велосипеде. В одно из свиданий Машенька Ганину вступить с ней в интимную связь, но молодой человек испугался, что в парке кто-то бродит, и отказался от ее предложения.

Встреча молодого человека со своей возлюбленной произошла через год в поезде. С тех пор он Машеньку не видел. Во время гражданской войны они писали друг другу несколько раз прекрасные письма, но потом их связь оборвалась.

И вот, наконец, Ганин вновь встретится с Машенькой. Он представлял, как произойдет эта встреча несколько раз. Но заботы о соседе его отвлекли на время. По случаю отъезда его и Подтягина, а также дня рождения Клары, танцовщики балета, проживающие с ними в одном пансионе, устроили праздник. Ганин помогает Подтягину получить визу, но тот случайно забывает свои документы в транспорте и ему становится плохо.

Праздник, увы, не удался. Лев Глебович спаивает Алферова и укладывает его спать. У Антона Сергеевича опять заболело сильно сердце, и все начинают хлопотать около него. Ганин же собирает чемодан и едет на вокзал. Дожидаясь поезда, он вновь размышляет о его любви с Машенькой. Он понимает, что его серьезные отношения были недолгими, и что Машенька в данный момент совсем уже не та девушка в прошлом. Ганин оставляет все как есть, и раздумывает ее встречать. Он отправляется на другой вокзал, чтобы уехать на юго-запад Германии.

Произведение учит нас понимать, что счастье заключается не только в достижении карьеры, благосостоянии, но и во взаимной любви к людям и Родине.

Можете использовать этот текст для читательского дневника

Глава первая

Лев Глебович Ганин – эмигрант, приехавший в Берлин из России. Воскресным вечером он застревает в лифте пансиона вместе с Алексеем Ивановичем Алферовым. Между ними завязывается беседа, которая раздражает Ганина, как и положение, в котором ему довелось оказаться. Алферов рассказывает, что в субботу к нему должна приехать жена из России. Они не виделись четыре года. Супругу зовут Мария. Что касается Ганина, то он в ближайшее время намеревается покинуть Берлин. Неожиданно лифт трогается, и собеседники обретают желанную свободу.

История создания

Итак, начнем анализ Набокова («Машенька» — в фокусе нашего внимания). Роман был написан в 1926 году в Берлине. Он имеет много биографических мотивов, в первую очередь связанных с тоской по Родине, непереносимой грустью эмигранта по утраченному дому.

В журнале «Нива» сразу после выхода романа была напечатана рецензия на него: «Свою судьбу Набоков вышивает по канве своих произведений… отражена судьба целого человеческого типа — русского интеллигента-эмигранта». Жизнь за границей была, как и для многих покинувших родную страну людей, трудна. Единственное, в чем Набоков мог найти утешение, — воспоминания о прошлом, где были радость, любовь, дом. Именно эти светлые мысли легли в основу романа.

Глава вторая

Пансион был русским и вместе с тем неприятным, главным образом из-за того, что в любое время суток его обитатели слышали поезда. Владела им вдова Лидия Николаевна Дорн. Помимо Алферова и Ганина в нем жили старый поэт Подтягин, «полногрудая барышня с замечательными синевато-карими глазами» Клара, балетные танцовщики Колин и Горноцветов.

Ганин в последнее время был вял и угрюм, страдал бессонницей. При этом раньше «в его теле постоянно играл огонь». Он много раз собирался съехать из пансиона, но снова и снова передумывал. В первую очередь из-за того, что не мог порвать с Людмилой, которую больше не любил. Расстаться с ней ему не хватало воли.

В понедельник все обитатели пансиона собираются на обед. Последним в столовую входит Ганин. Подтягин сообщает, что мучительный процесс получения выездной визы почти завершен. Алферов снова начинает говорить о своей жене. По его словам, она очень любит поэзию и наверняка подружится с Подтягиным. Кроме того, Алферов восхищается тем, что супруга смогла пережить творившиеся в России ужасы.

Вечером Ганин идет с Людмилой в кино. Ранее днем он снова думал о разрыве с ней, понимая, что пора завершать трехмесячный тусклый роман. Вместе с Людмилой в кино пришла ее подруга Клара, та самая, что живет в одном пансионе с Ганиным. Она влюблена в него, но не спешит признаваться ему в этом. Во время сеанса Людмила постоянно шепотом переговаривается с Кларой. Такое поведение раздражает Ганина, который делает своей спутнице замечание. В фильме Лев Глебович замечает в массовке себя. Ранее он несколько раз успел сняться в кино. После сеанса Ганин провожает до дома Людмилу, после чего возвращается в пансион с Кларой. Разговор у них не клеится.

Ночью Ганин не может заснуть. За стеной он слышит пение Алферова и отправляется к соседу, чтобы сделать замечание. Тот радушно его принимает. Алферов говорит о том, что Россия – проклятая страна, что она навсегда погибла, что царь оказался «серой сволочью». Затем Алферов показывает фотографии своей жены Машеньки. Увидев снимки, Ганин без объяснений поспешно покидает комнату.

Глава четвертая

Поздно утром во вторник Ганин отправляется к Людмиле. После вчерашних событий ему кажется, что он помолодел ровно на девять лет. Ганин расстается с девушкой. При этом Лев Глебович объясняет свое решение тем, что любит другую женщину. Не дождавшись от Людмилы нормального ответа, он уходит. Покончив с утомительным для него романом, Ганин чувствует себя свободным. Он вспоминает, что случилось с ним девять лет назад.

Ему было шестнадцать. Летом в усадьбе он выздоравливал от тифа. В той комнате, где лежал Ганин, и зародился тот женский образ, который спустя месяц ему посчастливилось встретить наяву.

Целый день Ганин гуляет по городу, отсчитывает дни до приезда Машеньки. Придя в пансион, он встречает Алферова. Тот предлагает ему сходить вместе с ним за газетой. Ганин отказывается. Лев Глебович идет в пустую комнату Алферова и начинает рыться в ящиках. За этим занятием его застает Клара. Она обещает не выдавать Ганина. Лев Глебович говорит, что не собирался ничего красть у Алферова, а также рассказывает, что расстался с Людмилой. После его ухода Клара начинает плакать.

Тема и идея

С определения темы и идеи следует начать анализ романа «Машенька» Набокова. Создается впечатление, что тема любви в произведении стоит на первом месте и является ведущей, однако это не так. На самом деле роман посвящен исключительно утраченной родине — России. Все остальные подтемы и мотивы группируются вокруг этого образа.

В произведении Набоков, а вместе с ним и главный герой, пытаются вернуть себе утраченное счастье, вновь обрести рай. Но исход оказывается неутешительным — потерянного не вернуть, все закончилось, остается только скитание, назад дороги нет.

Глава пятая

В тот же вечер Ганин идет к Подтягину. Ему хочется все рассказать старому поэту. У Подтягина, так и не разобравшегося с выездной визой, в гостях сидит бывший однокашник Куницын, который после прихода Ганина отправляется домой. Поэт рассказывает, что они с Куницыным друг друга взаимно презирают, так как у них в жизни разные ценности. У Куницына на первом месте стоят деньги и работа. Несмотря на нелюбовь к бывшему однокашнику, Подтягин берет у него двадцать марок. Поэту стыдно за свой поступок, но Ганин его не осуждает. В итоге Лев Глебович сообщает только, что у него начался «чудеснейший роман», что сейчас он собирается пойти к ней и очень счастлив.

Своеобразие конца романа

Очень часто в этом произведении играет на обмане ожидания читателя Владимир Владимирович Набоков: Машенька (анализ ее образа представлен выше) так и не появляется, предполагаемый любовный треугольник, к которому подталкивает расстановка главных героев, оборачивается пшиком, а финал совершенно не соответствует традиционным литературным приемам.

Конец романа имеет скорее философский, чем психологический характер. Набоков не позволяет героям встретиться не из-за глубоких душевных переживаний, а потому, что в прошлое нет возврата.

Глава шестая

Ганин не помнил, когда точно увидел Машеньку в первый раз: то ли на дачном концерте, то ли раньше, но мельком. Концерт был организован в большой риге на лугу. Выступал приглашенный из Петербурга бас. Но в тот день для Ганина существовало только одно: «он смотрел перед собой на каштановую косу в черном банте». Когда девушка поворачивала в сторону лицо, Лев Глебович видел «темный румянец ее щеки, уголок татарского горящего глаза, тонкий изгиб ноздри». Ганин не помнил, когда встретил Машеньку снова – на следующий день или спустя неделю. Несколько раз он видел ее во время велосипедных прогулок. Лев Глебович клялся себе, что заговорит с ней, но смелости не хватало. Зато от знакомого студента Ганин узнал имя прекрасной незнакомки.

Глава седьмая

На следующее утро Ганину приносят письмо от Людмилы. Он рвет его, не читая, затем приступает к уборке комнаты. Обедать Ганин идет в общую столовую. Подтягин жалуется, что у него вновь ничего не вышло с визой: французы разрешили ему приехать, но немцы по какой-то причине не хотели выпускать. У поэта оставалось достаточно денег, чтобы добраться до Парижа. Правда, если канитель с визой продлится еще неделю, то тогда эти средства уйдут на жизнь. Ганин обещает, что на следующий день поедет вместе с Подтягиным в полицию и поможет ему объясниться с немцами. После обеда Лев Глебович отправляется гулять. Вернувшись, он видит, как Подтягин заходит в гости к Кларе. Они говорят о Ганине. По мнению поэта, именно в нее влюбился Лев Глебович. Клара жалуется, что ей уже 26 лет, а она вынуждена целое утро стучать на машинке и пять дней в неделю работать до шести часов, что она очень устает и в Берлине совершенно одна. Подтягин же говорит о своем желании уехать в Париж, так как там жить привольнее и, возможно, дешевле.

Глава восьмая

После разрыва с Людмилой день Ганина становится более пустым в житейском смысле, зато исчезает тоска бездействия. Значительную часть времени он предается воспоминаниям о романе с Машенькой.

Однажды Машенька вместе с двумя подругами зашла в парковую беседку. К ним присоединился Ганин, катавшийся на велосипеде. Они разговаривали о дачниках, грозе, его тифе, концерте в сарае и смешном студенте в солдатском лазарете. Лев Глебович пообещал, что на следующий день отвезет всех кататься на лодке, но Машенька пришла на встречу одна. После этой прогулки они начали видеться регулярно. Машенька была веселой, смешливой девушкой, любившей песенки, прибаутки, словечки и стихи. «У нее были прелестные бойкие брови, смугловатое лицо», «голос был подвижный, картавый». Вскоре Ганин признался девушке, что давно любит ее.

Ночью к Льву Глебовичу приходит Подтягин. Старик не может стоять, так как у него случился очередной сердечный припадок. Ганин помогает ему прийти в себя, обещает на следующий день позвать доктора и купить капель.

Глава девятая

Утром Ганин идет за лекарством для Подтягина. Старику становится лучше, но Клара и Лев Глебович решают пока не выпускать его из дома. Алферов получает телеграмму от Машеньки. В ней сообщается, что она приедет в субботу утром. Алферов идет к Ганину и спрашивает, съедет ли тот к субботе. Дело в том, что Алферов – сосед Ганина. Между их комнатами есть дверь. Алферов намерен первое время жить с Машенькой в пансионе, заняв дополнительно комнату Ганина. Лев Глебович обещает, что съедет. После этого он выходит на улицу и вновь начинает предаваться воспоминаниям.

Накануне отъезда в Петербург к началу учебного года в школе Ганин встретился с Машенькой в чужой заколоченной усадьбе. Неожиданно они заметили, что за ними подглядывает сын сторожа, «зубоскал и бабник лет двадцати». Лев Глебович подрался с ним. Утром Ганин уехал в Петербург. Машенька переселилась туда только в ноябре. Началась новая эпоха их любви. Встречаться было сложно, поэтому они писали друг другу письма и подолгу разговаривали по телефону. Ганин понимал, что их любовь стала «протираться», ведь всякая любовь требует уединения, которого у них не было. Машеньку увезли в Москву, и Лев Глебович почувствовал облегчение. В мае он снова отправился на дачу, и даже успел там пережить роман с дамой, муж которой воевал на фронтах Первой мировой войны.

В предыдущее лето отец Машеньки снимал дачу в Воскресенске. На этот раз он решил выбрать другое место. Теперь Ганина и Машеньку разделяло расстояние в пятьдесят верст. Лев Глебович приехал к девушке на свидание на велосипеде. В тот вечер Ганин «полюбил ее острее прежнего и разлюбил ее как будто навсегда». После этого летом они больше не встречались. На зиму Ганин вернулся в Петербург, сдал экзамены и поступил в Михайловское юнкерское училище. Следующим летом, в год революции, Лев Глебович вновь встретил Машеньку на Варшавском вокзале. Они оказались в одном вагоне. Ганин говорил всякую чепуху. После того как Машенька сошла с поезда на первой станции, Лев Глебович понял, что не разлюбил ее. С тех пор Ганин никогда с ней не встречался.

Образ Машеньки

Невозможно, делая анализ рассказа «Машенька» (Набоков), не уделить внимания образу главной героини, пусть она и появляется только в мечтах Ганина. С Машенькой в произведении связаны только самые светлые и счастливые воспоминания. Образ девушки становится олицетворением навсегда утраченного счастья, России еще до войны и революции.

То, что Машенька, сливающаяся с образом Родины, так и не появляется в романе, говорит о недостижимости рая (России). Она предстает только в воспоминаниях и мечтах, большее для эмигрантов недоступно.

Глава десятая

Вечером к Ганину приходит Клара. Она виделась с Людмилой. Та попросила передать Льву Глебовичу, что хотела с ним расстаться по-дружески, что считает его молчание в ответ на ее письмо свинством и что желает ему счастья с «немочкой». Ганин не понимает, откуда взялась какая-то немка. Также он говорит Кларе, что в субботу собирается покинуть Берлин. У него заканчиваются деньги, и скоро придется снова работать. Лев Глебович намеревается уехать «на юг земли, в какой-нибудь порт». Кроме того, он рассказывает, что у него есть «удивительный, неслыханный план», но подробностей не раскрывает.

Образ Ганина

Образ главного героя во многом списал с себя Владимир Набоков. «Машенька» (анализ чувств и переживаний Ганина как эмигранта) лишний раз подтверждает это. В Берлине он никому не нужен, и ему тоже нет ни до кого дела. Лев Глебович одинок и несчастен, угнетен, его душой завладела беспросветная тоска. У него нет никакого желания с чем-то бороться или что-то менять.

Оживляют героя лишь воспоминания о Машеньке. Мысли о былом возрождают его душу и тело, призрачное счастье согревает, толкает на действие, дает надежду на будущее. Но недолго длится эта эйфория. Сидя на вокзале, ожидая Машеньку, он вдруг осознает, что былое вернуть невозможно, о потерянном рае (Родине) можно только мечтать, но обрести вновь уже никогда не получится.

Глава одиннадцатая

В пятницу утром танцовщики Колин и Горноцветов приглашают всех на вечер в своей комнате. Поводов сразу несколько: уезжает Ганин, собирается покинуть пансион Подтягин, к Алферову приезжает жена, день рождение Клары, получение Колиным и Горноцветовым ангажемента в Берлине. Подтягин и Ганин отправляются в центральное полицейское управление, чтобы уладить дела с выездной визой. Наконец, старому поэту удается получить заветный штемпель в паспорте. Вместе с Ганиным он садится в автобус и едет во французское консульство. Подтягин надеется, что завтра сможет уехать в Париж. Ганин признается, что у него два паспорта. Один – старый русский, второй – поддельный, польский. Со вторым Лев Глебович и живет, причем фамилия его вовсе не Ганин. Около трех лет назад он был в Польше и собирался отправиться в Петербург, чтобы поднять там восстание, но так ничего и не сделал.

Сюжет и фабула

Если проводить тщательный анализ романа «Машенька» Набокова, то выясняется, что как таковой фабулы в нем и нет. Содержание произведения больше напоминает поток сознания: постоянные внутренние монологи Ганина, диалоги персонажей, описания мест, где происходит то или иное событие.

Конечно, нельзя назвать роман построенным только на этом. Здесь есть взгляд со стороны — повествование ведется от третьего лица, описанию пространства присуща определенная объективность, читатель слышит не только голос героя, но и речи других персонажей. Однако весь сюжет романа можно свести к нескольким событиям: Ганин собирается уезжать, узнает о приезде давней возлюбленной, вспоминает о пережитых в юности чувствах, собирается возродить их, но в последний момент отказывается от этого и уезжает. Именно в этой скудности действий выражается самобытность и необычность творчества Набокова, то, что делает его непохожим ни на русских, ни на зарубежных писателей.

Глава тринадцатая

Ганин начинает собираться в дорогу. Уложив вещи, он идет расплачиваться и прощаться с хозяйкой. Вспомнив о вечеринке у танцовщиков, Лев Глебович решает пока не уезжать. Также Ганин думает о том, что уже завтра увезет Машеньку с собой. Из черного бумажника он вытаскивает пять писем. Их девушка написала ему после той встречи на Варшавском вокзале. Ганин получил их, будучи в Крыму. Она же тогда жила в Полтаве. Периодически Льву Глебовичу хотелось все бросить и уехать искать ее по малороссийским хуторам, но ему так и не удалось исполнить задуманное, так как долг удерживал его в Ялте. В одном из писем Машенька рассказала, что за ней ухаживает «очень смешной человек с желтой бородкой» — это Алферов. В последнем послании девушка призналась Ганину в любви и попросила приехать.

Композиция произведения

«Воспомня прежних лет романы, воспомня прежнюю любовь» — этим эпиграфом начинается роман «Машенька». Пушкинскую заимствовал неслучайно, поскольку ее трактовка может быть неоднозначной. В контексте романа любовь к женщине перекликается с любовью к Родине; Машенька является средством, через которое автор выражает тоску по России.

Книга состоит из двенадцати глав, в которых имя девушки упоминается 43 раза. Краткое содержание Набокова «Машенька» позволяет понять, что сама она мелькает только лишь в воспоминаниях Ганина и не появляется собственной персоной. Образ девушки и ее мужа фигурирует в более позднем романе «Защита Лужина», где она остается «душенькой» с особенными глазами.

Глава четырнадцатая

На вечеринке у балетных танцовщиков собираются гости, но никто из них не хочет веселиться. Ганин пытается разрядить атмосферу и предлагает выпить за то, что завтра жизнь изменится. Алферов начинает быстро пьянеть. Он хочет выбросить из окна пустую бутылку, но передумывает. Затем пытается играть на гитаре. Лев Глебович явно старается еще больше напоить Алферова. Подтягин называет Ганина будущим спасителем России и просит его рассказать, где он шатался, как воевал, когда выехал из страны.

Глава шестнадцатая

Колин и Горноцветов приводят к Подтягину знакомого русского доктора, который уходит спустя полчаса, обещая вернуться утром. Хозяйка пансиона спрашивает у Ганина, стало ли поэту легче. Лев Глебович говорит, что улучшений нет. Ганин идет в комнату танцовщиков, где спит пьяный вдрызг Алферов. Он просыпается, рассказывает, что в отсутствии Машеньки у него один раз была другая женщина. Ганин отводит Алферова в его комнату. Тот просит Льва Глебовича поставить будильник на половину восьмого. Ганин ставит будильник на одиннадцать часов. После он идет принимать душ, затем навещает Подтягина, который находится при смерти. Попрощавшись с поэтом, Ганин покидает пансион. Его провожает Клара.

Интересные темы

  • Лермонтов
    Михаил Юрьевич Лермонтов – замечательный русский писатель первой половины девятнадцатого века. Он творил в эпоху, которую сложно назвать свободолюбивой, поскольку правление императора Николая
  • Майн Рид — Всадник без головы
    После того, как землевладелец Вудли Пойндекстер разорился, он решил переехать в Техас с дочерью Луизой, сыном Генри и племянником Кассием Колхауном. Когда они сбились с пути
  • Бунин — Кукушка
    Немолодого отставного солдата, с детства имевшего кличку «Кукушка», барин поселил в древней, чёрной и полусгнившей хижине, стоявшей возле пруда живописного старинного леса.
  • Звуковой образ в пьесе Вишневый сад и его смысловая значимость
    В знаменитой пьесе «Вишневый сад» читатель наблюдает разные звуковые образы, несущие глубокий смысл, который нельзя обозначить при помощи слов.

Глава семнадцатая

Ганин идет по утренним улицам и думает о том, что давно не чувствовал себя «таким здоровым, сильным, готовым на всякую борьбу». Он садится на скамейку в сквере около вокзала. Через час приедет Машенька. Лев Глебович надеется встретить ее, пока Алферов будет спать. Вдруг Ганин осознает, что роман его с Машенькой кончился навсегда, что он до конца исчерпал свое воспоминание, что образ Машеньки остался в пансионе вместе с умирающим поэтом. Лев Глебович дожидается минуты, когда по железнодорожному мосту проходит идущий с севера экспресс. После этого садится в такси и уезжает на другой вокзал, расположенный в конце города. Там он берет билеты на поезд, который следует на юго-запад Германии. Ганин предвкушает, как без всяких виз пересечет границу, – «а там Франция, Прованс, а дальше – море».

  • «Машенька», анализ романа Набокова
  • «Защита Лужина», анализ романа Набокова
  • «Дар», анализ романа Набокова
  • «Дар», краткое содержание по главам романа Набокова
  • «Лолита», анализ романа Набокова
  • «Лолита», краткое содержание романа Владимира Набокова
  • «Камера обскура», анализ романа Набокова
  • «Защита Лужина», краткое содержание по главам романа Набокова
  • «Приглашение на казнь», анализ романа Набокова
  • «Камера обскура», краткое содержание по главам романа Набокова
  • «Приглашение на казнь», краткое содержание по главам романа Набокова
  • «Облако, озеро, башня», анализ рассказа Набокова
  • «Круг», анализ рассказа Набокова
  • «Гроза», анализ рассказа Набокова
  • «Слово», анализ рассказа Набокова

По произведению: «Машенька»

По писателю: Набоков Владимир Владимирович

Творчество Набокова

Владимир Набоков представляет собой неразгаданную тайну и необъяснимую загадку литературы ХХ века. Одни считают его гением, другие совершенно не признают в нем талантливого писателя. Он родился в XIX столетии в Петербурге и умер в конце прошлого века в Швейцарии. Большая часть жизни была им прожита за границей, но не забыто русское детство. Набоков писал как на родном, так и на английском языке, переводил свои романы, читал лекции по филологии.

Многие его тексты упредили эпоху модернизма, а стиль его произведений настолько самобытен, что не имеет аналогов ни в русской, ни в зарубежной литературе. Неоднозначность и разнородность его творений делают невозможным полный анализ Набокова. «Машенька» берется нами для изучения не только потому, что это первый роман Владимира Владимировича, но и потому, что это первое произведение, написанное им в эмиграции.

🗹

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: