Особенности композиции поэмы А.А. Блока «Двенадцать»


Особенности композиции поэмы А.А. Блока «Двенадцать»

Как мы понимаем идею художественного произведения? Ведь ни один автор не высказывает ее напрямую, как, например, в публицистике. Понять то, что хотел сказать автор, помогает весь строй художественного произведения: и система образов, и развитие сюжета, и, конечно, композиция. Мы попробуем доказать это на примере поэмы А. Блока «Двенадцать». Одним из композиционных приемов, которые использует А. Блок, является совмещение реального и символического планов. Так, например, образ ветра. С одной стороны, ветер как примета зимы 1918 года, а с другой стороны, «ветер веселый» олицетворяет собой революцию, которую А. Блок воспринимал как стихию. Приведем еще один пример. Известно, что отряды, патрулировавшие Петроград 1918 года, состояли из двенадцати человек. В то же время число «двенадцать» отсылает нас к библейскому сюжету о двенадцати апостолах. Поэтому можно говорить о том, что двенадцать красногвардейцев в поэме — это не только историческая примета времени, но и образ глубоко символичный.

Еще один художественный прием — кольцевая композиция поэмы. Поэма состоит из двенадцати глав, что также не случайно.

I и XII главы соотнесены между собой. В I главе происходит сужение реального пространства. Сначала это весь мир:

Ветер, ветер — На всем Божьем свете!

Но постепенно появляются здания, социальные приметы времени (лозунг «Вся власть Учредительному Собранию»), наконец, отдельные прохожие: старушка, «буржуй на перекрестке», «товарищ поп» и другие. Канат между зданиями как бы стягивает реальное пространство.

В последней же главе происходит обратный процесс: пространство начинает расширяться. Причем расширяется не только реальное пространство (из-за вьюги пропадают очертания домов, конкретные детали, характеризующие город), но и символическое. На наших глазах паршивый пес превращается в символ старого мира: — Отвяжись ты, шелудивый, Я штыком пощекочу! Старый мир, как пес паршивый, Провались — поколочу!

Действие остальных глав заключено в строгие рамки городских улиц: патруль из двенадцати человек идет по Петрограду.

А. Блок прибегает к сужению пространства, чтобы как можно более полно и объемно показать ту жизнь, которой живет страна после революции.

Расширение же символического пространства автор использует, чтобы событиям, происходящим во внутренних главах, придать вселенский масштаб, а также ввести образ Христа, с которым связана главная идея поэмы: революция воспринимается А. Блоком как дверь в светлое будущее.

В мировой литературе образ Христа является воплощением чистоты, добра, гуманности. Поэтому мы можем рассматривать заключительную сцену как раскрывающую антитезу, данную в I главе. («Черный ветер. Белый снег»):

…Так идут державным шагом —

Позади — голодный пес, Впереди — с кровавым флагом, И за вьюгой невидим, …И от пули невредим В белом венчике из роз — Впереди — Исус Христос

Образ Христа является выражением того белого цвета, который мы заметили в самом начале произведения, воплощением светлого будущего, к которому, по мысли А. Блока, ведет революция. Но это будущее пока не видно за вьюгой, за беспорядком, хаосом революционных дней. Отряд — это двенадцать апостолов революции. А голодный пес — символ всего темного, что остается в старом мире, за дверью, за спинами этих солдат.

Однако может озадачить кровавый флаг в руках Христа- не просто красный, а именно кровавый. Чтобы понять мысль А. Блока, нам опять-таки следует обратиться к композиции произведения.

Композиционным центром поэмы являются VI и VII главы. В VI главе происходит убийство Катьки. Глава стилистически сумбурна, много возгласов, многоточий, но все перекрывает один призыв:

Революционный держите шаг! Неугомонный не дремлет враг!

А в VII главе мы видим раскаяние убийцы, появляется лирический мотив воспоминания, но в конце уже звучат залихватские крики: Эх, Эх! …Позабавиться не грех! Отмыкайте погреба — Гуляет нынче голытьба!

А. Блок показывает, что пролитие крови — событие повседневное для того времени. Нельзя, конечно же, говорить, что автор одобряет пролитие крови. Христос, по мысли А. Блока, принимает на себя всю кровь, пролитую в эти дни, дни революции, поэтому у него в руках кровавый флаг.

Еще один композиционный прием- постоянно меняющийся размер стиха. Этот прием служит для того, чтобы точно передать хаос, царивший в это время в Петрограде. В поэме звучит и мотив марша («Вперед, вперед, рабочий народ!»), и частушки («Эх, эх, попляши! Больно ножки хороши!»), и романса («Не слышно шуму городского…»), и панихиды («Упокой, Господи, душу рабы твоея…»).

В своей работе мы остановились лишь на тех композиционных приемах, которые, на наш взгляд, наиболее ярко выражают замысел автора. Но даже они убедительно доказывают, что композиция несет важную смысловую нагрузку к играет одну из главных ролей в раскрытии идейного содержания художественного произведения.

История создания

Александр Блок стал прямым свидетелем того, что происходило в его любимом городе после свержения монархии. Однажды, гуляя по революционному Петрограду, он услышал «музыку революции». Каждой клеточкой тела ощутив сильнейшую атмосферу бунта и триумфа, Блок захотел запечатлеть на бумаге ту силу человеческих эмоций, что он ощутил на улицах города. Он принялся за произведение, однако так и не смог ответить самому себе, каково его отношение к происходящему в стране. Блок работал в одном темпе с теми событиями, что происходили в Росси, однако он так и не смог расставить все точки над i в этом вопросе даже для самого себя. Когда Блока напрямую спросили о том, является ли его произведение сатирой на революцию или оду ей, он не смог ответить на этот вопрос, поскольку сам не определился, что думает по этому поводу. «Двенадцать» — это поэма, написанная под сильным впечатлением, по интуитивному порыву, а не по трезвому анализу происходящих событий. Тем не менее, Александр Блок до конца своих дней сохранял созданную им интригу, и не дал никакого пояснения, что скрывалось за его весьма символическими образами.

Поэма «Двенадцать» была написана в рекордный срок – всего за несколько дней. В течение последующего месяца Блок занимался окончательной «шлифовкой» своего произведения. Во время работы над поэмой поэт чувствовал небывалый творческий подъем. Каким-то внутренним чутьем он понимал, что написал нечто по-настоящему стоящее, шедевральное, принципиально новое в литературе.

Впервые поэма Блока «Двенадцать» была опубликована в издании левых эсеров «Знамя труда», а спустя два месяца была напечатана в формате книги. Как признавался сам поэт, после завершения работы над поэмой, он еще в течение нескольких месяцев не мог избавиться от ощущения, что слышит шум «от крушения старого мира». Именно этот шум, усиленный грохотом ружейных выстрелов, звоном разбитых стекол и выкриков толпы и составил музыку революцию, которая так потрясла Блока. Позже он, глубоко разочарованный в новой власти, уехал в эмиграцию. Однако даже тогда он не отрекся от своего произведения, которое стало отражением его сильных, настоящих чувств, вызванных переменами в стране.

Смысл и идея поэмы

Поэма «Двенадцать» наполнена глубоким смыслом. Она стала отражением тех событий, прямым свидетелем которых был сам поэт. Речь идет о суровой зиме 198 года, когда опустевшие улицы Петрограда патрулировали отряды красноармейцев, тут и там горели костры, висели вывески и транспаранты с призывами к классовой борьбе, и слышалась исковерканная сокращениями и жаргонизмами речь нового времени.

Главная мысль поэмы заключается в выражении авторского взгляда на историю, которая он заключил в образы и символы. Будучи свидетелем революции, определившей исторический вектор России, он высказал свои впечатления от увиденного. Их эмоциональная окраска отражена в финале произведения, который можно трактовать по-разному. Именно по этой причине поэма «Двенадцать» воспринималась современниками весьма неоднозначно. Существует две основные интерпретации смысла финала произведения:

  1. Иисус Христос, возглавивший отряд красноармейцев, изображается настоящим революционером, отважившимся в свое время пойти против догм и традиций. Как и христианство на заре своего существования, новая эпоха в жизни человечества требует жертв. По этой причине двенадцать красноармейцев приняли на себя тяжелый крест – исполнить роль безжалостных инквизиторов, чтобы очистить общество от скверны. Они считали, что мир невозможно изменить к лучшему, не прибегая к насилию. Автор подчеркнул их связь с первыми христианами, которые прошли сквозь горнило мук и страданий ради того, чтобы человечество обрело счастье. Недаром в поэме именно двенадцать героев – по количеству апостолов Иисуса Христа.
  2. Второе объяснение финала произведения имеет противоположную концепцию. Согласно этой трактовке, процессию возглавил не Иисус, а Антихрист, который вознамерился привести людей к окончательной погибели, как духовной, так и физической. Революция стала олицетворение краха мироздания, поскольку она стала причиной братоубийственной войны и полной деградации общества. Число двенадцать стало символом разрушительной силы революции, которая сметала все на своем пути. При этом происходит и разрушение, стирание личности человека, которая сливается в единый клубок всех участников революции, становится слепым орудием в руках безжалостного палача.

Тема

Тематика поэмы «Двенадцать» весьма необычна для творчества Александра Блока, который всегда выступал идеалистом. Однако события 1917 года оказали на поэта большое влияние. Неожиданно перед ним открылась вся суть реальной жизни, которая оказалась на поверку гораздо более грубой и жестокой, нежели его идеализированные представления о ней. После столь болезненного столкновения с правдой жизни творчество Блока изменилось: отныне в его произведениях появился некий надрыв, которому уступили место былые идеалы юности.

  1. Тема революции. В понимании поэта революция представляла собой мощную, разрушительную стихию, что подчеркивает описание сильной метели в произведении. В новом мире не осталось места для представителей былой эпохи, которые в отчаянии и полном бессилии мечутся и не знают покоя. Блок намеренно сравнивает одного из героев – буржуя, с бездомным плешивым псом. Эти люди разом были лишены всего, и разметались по миру, словно снежные хлопья, влекомые порывом ветра.
  2. Антиклерикальная направленность. В поэме особое внимание уделено христианству, которое является часть умирающей культуры, что непременно подлежит забвению. Красноармейцы открыто высмеивают старую веру, с пренебрежением отзываются о нерушимых некогда заповедях. Однако в финале произведения двенадцать безбожников возглавляет сам Иисус Христос. Данное противоречие объясняется тем, что Блок, по мнению большинства исследователей, имел в виду не Христа, а самого антихриста. Таким образом она хотел продемонстрировать, насколько сильно заблуждались люди: отдалившись от истины, они принял злую, разрушительную силу за миссию. Автор считал, что народ, отрицая веру, отрицал и самого себя, свою сущность. Как бы ни относился Блок к религии, он не мог не отреагировать на повальный атеизм, который неожиданно охватил революционную Россию. Кроме того, исследователями выдвигалась и иная версия – издавна Иисус воспринимался народом отдельно от церкви, в которой немало было лицемерия по отношению к верующим. Учение Христа было исковеркано, и направлено против людей. Теперь же он сам решил прийти в этот грешный мир, чтобы восстановить в нем справедливость и давно утраченную гармонию.
  3. Смена нравственных ориентиров. В поэме поднимается тема падших женщин, которая всегда была табу в русской литературе. Блок не побоялся написать диалог проституток, обсуждавших новые расценки на обслуживание клиентов. Таким образом Блок хотел показать, что в новой жизни все темы будут открыты, и былая цензура будет отвергнута. Нужно говорить прямо и честно обо всех проявлениях жизни, не закрывая глаза на то, что кому-то может не понравиться.
  4. Тема мести раскрывается на примере действий красноармейцев, которые не намерены прощать предательство Катьки и Ваньки. Их возмущает тот факт, что, пока они терпели нищету и классовую несправедливость, их бывшие товарищи решили приспособиться к окружающим реалиям. Красноармейцы считают, что их месть оправдана и благородна – пришел черед старому миру расплатиться по счетам за былые обиды.
  5. Тема невежества. Поэма «Двенадцать» написана в определенной стилистике, которая очень близка блатным песням и уличному жаргону. Александр Блок намеренно остановил на ней свой выбор, чтобы показать уровень культуры и образования тех, кто пришел к власти.

Главные герои и их характеристика

Поэма «Двенадцать» не отличается большим разнообразием персонажей, но это никак не отражается на их значимости в произведении. Напротив, каждый из героев поэмы является законченным образом-символом, несущим в себе большую смысловую нагрузку. Силой своего таланта Александр Блок отразил в персонажах основные вехи переломной эпохи.

  1. Двенадцать – отряд красногвардейцев, задача которого состоит в патруле революционного Петрограда. Это главный, монолитный персонаж поэмы, состоящий из двенадцати бойцов. Их всех объединяет общая судьба: тяжелая, полная всевозможных лишений жизнь, в которой они только тем и занимались, что с утра до ночи трудились за жалкие гроши. Поэт намеренно обезличивает этих персонажей, чтобы придать остроты символическому подтексту. Он видит в красноармейцах не реальных людей с их горестями и радостями, но, прежде всего, мощную революционную силу, охватившую Россию и способную все смести на своем пути. Они полны ярости по отношению к тем, кто на протяжении веков не давал им подняться с колен. Ничего не имея за душой — ни денег, ни образования, ни воспитания, они напрочь лишены индивидуальных черт и способны лишь держаться строем, выполняя какое-то задание. До этого вся их жизнь была чередой унылых, однообразных будней, без какой-либо надежды на светлое будущее: жизнь среди себе подобных в съемных комнатах, груда тряпья вместо постели, тяжелая работа на заводе, затем солдатская униформа и бесконечно нудный, отупляющий казарменный быт. Никто не воспринимал этих людей всерьез, не видел в них личностей, и потому совсем неудивительно, что они в итоге слились в одно общее, неделимое целое, объединенное лютой ненавистью к своему классовому врагу. Вчерашняя «голотьба» поднялась на битву против своих извечных угнетателей, и их праведный гнев сродни высшему небесному судилищу, что когда-то предрекли апостолы.
  2. Иисус Христос. Чтобы понять тот смысл, что заложил в этот образ Александр Блок, достаточно вспомнить фразу «Мировой пожар в крови, господи, благослови!». В тех переменах, что появились с приходом революции, поэт видел благо. Разрушение старого, превратившегося в труху мира было для него закономерным событием, которое рано или поздно должно было произойти. В какой-то мере и Иисус был революционером, поскольку осмелился идти против системы. Именно по этой причине Блок выбрал его предводителем мучеников, борцов за светлые идеи счастливого, справедливого для всех общества. Простой народ поднялся на восстание, чтобы отвоевать себе право на лучшую жизнь, как в свое время Христос совершил глобальные перемены в этом мире.
  3. Петруха – один из двенадцати красноармейцев. Молодой человек был предан своей возлюбленной, Катькой, которая предпочла ему более интересных ухажеров. Петруха – уникальный персонаж, поскольку воплотил в себе черты былой и новой жизни. В нем еще сильны пережитки прошлого, он продолжает сомневаться и не до конца верит в те перемены, что творятся вокруг него. Петруха по-прежнему верит в Бога, и не в состоянии хладнокровно застрелить человека. Вследствие этого он еще не может считаться окончательно «своим» в отряде красноармейцев, которые упрекают его в излишней мягкости. Петруха не может выбросить из головы и сердца свою любовь к вероломной Катьке, и очень тяжело переживает ее гибель. При этом Блок психологически тонко демонстрирует, как легко представителя простого, рабочего народа превратить в послушный безликий винтик системы. Для этого вполне достаточно товарищам осмеять его или пренебрежительно отозваться о его душевных переживаниях. Петруха, не желая иметь статус «белой вороны», тут же подстраивается под свое окружение. На подсознательном уровне он понимает, что лишь в сплоченной общине способен обрести большую силу.
  4. Ванька – бывший товарищ красноармейцев, который предал былые идеалы и переметнулся на сторону белых. Ванька стал своеобразным олицетворением Иуды, который оказался коварным предателем. Так же, как и Иуда, он смог избежать справедливого наказания за свой грех, когда трусливо сбежал, оставив умирать Катьку. Александр Блок намеренно проводит параллели между своим произведением и библейским преданием. Таким образом он хочет показать, что человеческая несправедливость не зависит ни от времени, ни от общества. И в этот раз Иуда избегает наказания, но ненадолго, поскольку сам Иисус Христос снисходит на землю, чтобы свершить свой справедливый суд.
  5. Катька – бывшая возлюбленная Петрухи, которая не смогла сохранить ему верность. Пока Петруха рисковал собственной жизнью на войне, она пошла по кривой дорожке, став содержанкой богатых господ. Когда же в стране наступили лихие времена, она не побрезговала даже связью с простым жандармом. Автор не скрывает к этому персонажу своего презрения, которое выражается в следующих фразах: «в кружевном белье ходила», «с офицерами блудила», «шоколад Миньон жрала». Катька являет собой типичный образ грешной блудницы, от которой, все же, не отказался Иисус: он предложил бросить в нее камень всем тем, кто сам безгрешен. В свое время он спас девушку от разгневанной толпы, однако в поэме Блока никто не пришел на помощь Катьке. Таким образом автор показывает, что для таких, как Катька нет места в новой жизни, которую стали возводить большевики. Испорченные легкой, красивой жизнью распутные женщины должны остаться в прошлом. У них попросту нет никакого шанса построить новую жизнь в новых реалиях. Смерть Катьки олицетворяет собой крах старого мира, на руинах которого возводится новая жизнь. Ее гибель – это своеобразное духовное очищение. Своей кровью Катька смыла свой позор: так она получила шанс на прощение и возможность вернуться к жизни полностью обновленной.
  6. Буржуй – мужчина, который зябко кутается в пальто и предрекает гибель России. Он олицетворяет собой старый образ жизни, который безвозвратно исчезает под обломками разрушенной страны. Несмотря на свое богатство и былую власть, он оказывается слабым и беззащитным перед напором проснувшегося после долгого сна народом. Отныне ему не остается ничего иного, как роптать на судьбу.
  7. Образ бродячего пса тесно связан с образом буржуя – оба они несчастны, неприкаянны и одиноки. Еще вчерашний хозяин жизни оказывается рядом с шелудивым псом, с которым его роднит общая судьба. Бродячий пес принимается скулить и жалобно выть, и буржуй вторит ему жалобами на жизнь. Однако они уже не в состоянии противостоять тем переменам, что принесла с собой революция.
  8. Старуха – простая пожилая женщина, добродушная и жалостливая, которая сокрушается по поводу бестолковой траты большого отреза ткани. Ей горько вдеть, что на транспарант было потрачено столько ценной материи, когда так много ребятишек нуждается в одежде. Блок видит в ней образ меркантильности и мещанства, которые были пережитками старой жизни. Люди новой формации не нуждаются в тряпках: для них куда большую ценность имеет идея и идеалы, ради которых они готовы положить свои жизни, не говоря уже о том, чтобы потерпеть временное неудобство. Кроме того, поэтом беспощадно высмеяны и барыни, которое способны лишь на бестолковое обсуждение сплетен и жалобы на жизнь.

Проблемы

Период, ставший поворотным в жизни целой страны, стал знаковым и для творчества поэта. Его мироощущение подверглось серьезным изменениям: пошлая, бездуховная жизнь простых обывателей стала ему настолько омерзительна, что он радостно приветствовал мощную, оглушительную стихию большевистского движения, в котором видел спасения для сонной, немытой России. Блок не мог оставаться равнодушным к тому, что происходило в стране, и потому честно и без прикрас отразил в произведении основные проблемы.

  1. Аморальность, которая выразилась в хладнокровном расстреле Катьки, равнодушии красноармейцев, участвовавших в преступлении, бесконтрольном применении оружия. Главные герои поэмы не желали принимать общепринятые нормы морали, они шли наперекор устоявшимся законам милосердия и сострадания. Исследователи творчества Блока полагают, что убийство Катьки могло нести в себе два противоположных замысла поэта. Катька всем своим развязным поведением была воплощением порока, который был искоренен красноармейцами, которых возглавил Христос. С другой стороны, образ Катьки мог олицетворять собой невинную жертву, чья кровь была принесена на алтарь беспощадной Гражданской войны. Таких ни в чем не повинных людей, которые были убиты в годы военного лихолетья, было очень много, и Блок не мог обойти эту проблему стороной.
  2. Гибель старого мира, олицетворением которого стали безыменные буржуй с дамой в каракуле, предатель Ванька. Эти герои подвергались беспощадному преследованию, поскольку в былые годы именно с их молчаливого согласия бедняки и рабочий класс находились под гнетом. Символом старого мира также является старуха, которая сокрушалась о нерациональном использовании материи. Однако есть мнение, что она символизировала собой не прошлую, канувшую в лето жизнь, а здравый смысл и прагматизм, который не признавали революционеры, ставившие идеологию превыше всего.
  3. Проблема нигилизма, полного отрицания нравственных основ. Внутренняя драма Александра Блока нашла свое отражение в философии Ницше, которая была близка многим символистам. Выдающийся немецкий философ полагал, что человеческая цивилизация развивается циклично, так же, как и культура. Рано или поздно состарившаяся система подлежит разрушению и забвению былых ценностей и жизненных ориентиров. Неконтролируемая, варварская в своей безжалостности сила сметает все нравственные принципы, что формировались годами, чтобы расчистить место для новых идеалов принципиально новой цивилизации.
  4. Нищета и запустение страны. Россия, истощенная Первой мировой войной, мятежами, революцией, имела довольно-таки жалкий вид. Жители в страхе прятались по своим домам, и на пустых, заснеженных улицах лишь изредка можно было встретить одинокого прохожего, спешащего домой. Символом грядущих перемен и очищения от скверны стала белая вьюга – суровая, равнодушная, но вместе с тем исцеляющая.
🗹

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: