Описание степи в повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба»

Шедевральный пример русской классики — повесть «Тарас Бульба» написана Н. В. Гоголем в 1835, в этом же году и опубликована. Произведение вошло в многотомник «Миргород» как часть жизнеописания быта и культуры людей того времени. В 1842 году автор увеличивает объем повести, меняет масштаб исторических сцен. Великий писатель очень ценил народное творчество и фольклор. Ярко и живо Гоголь представил описание образа летней степи в своей бессмертной повести «Тарас Бульба».

Основной смысл произведения

Постоянная атмосфера опасности, измены и подвига позволяет держать читателя в напряжении. Произведение «Тарас Бульба» максимально приближено к историческому эпосу и героическому роману. Детально описывается быт Сечи, представляется картина украинской степи. Подробно повествуется о городе, который осажден казаками. Он изображен глазами Андрия, восхищенным красотой музыки, девушки, природы. Гоголевские гиперболы позволяют воссоздать богатырский и былинный образ. Правильность поступка и внешняя красота зачастую противопоставлены в поэме.

Поэт описывает взросление и формирование героев. Тарас специально отправляет сыновей на войну, чтобы закалить их, проверить, увидеть, на что они способны. Андрий, полюбив полячку, переходит на вражескую сторону и погибает, поскольку в выборе между любовью к Родине и любовью к девушке на первом месте находится девушка.

Все основные персонажи умирают — Андрий погибает от руки отца, который не простил предательства, Тараса и Остапа берут в плен, где они также умирают — один от мучительных истязаний, второй на костре. В поэме отсутствуют известные исторические личности, основными героями являются обычные люди, но именно такая «обыкновенность» и сделала их необычными для читателя, а саму эпоху превратила в героическую.

Художественные образы

Повесть является любимым жанром Гоголя. Изображение главного героя в произведении создано на основе выдающихся лидеров национального движения:

  1. Тарас Трясыло.
  2. Наливайко.
  3. Остраница.
  4. Гуня.
  5. Лобода.

В произведении автор описал судьбу свободолюбивых людей. Образ Тараса воспроизведен на фоне противостояния казаков против татарских и турецких завоевателей. Речь идет сразу о нескольких стихиях повествования — простых явлений и торжественного лирического пафоса народного поэтического эпоса. Смысл последнего состоит в описании мощи Русской земли.

Создавая произведение, поэт изучал фольклорные, исторические и документальные хроники. Автор являлся большим знатоком народного творчества. В песнях Николай Васильевич находил отображение жизни простого народа.

Автор черпает образы из героических народного творчества. Он применяет былинные и песенные приемы. Вот один из ярких фрагментов поэмы.

Как плавающий по ясному и светлому небу ястреб, сделавший множество кругов мощными крыльями, неожиданно останавливается на одном месте, как распластанный среди воздуха и оттуда силой наносит удар по гуляющему около пшеничного поля перепелу, — так сын Тараса, Остап, налетел на хорунжего и тут же набросил ему на шею петлю.

Художественные особенности в «Тарасе Бульбе» заключаются в распространенном приеме троекратного повторения. Так, Тарас в разгаре сражения трижды перекликается со своими воинами: «А что, пацаны? Есть еще порох в пороховницах? Не ослабла казацкая сила?». И трижды слышит: «Есть батьку, не ослабла казацкая сила, не гнутся казаки!». Сочинение Гоголя наполнено мыслями о ценности родной земли, о желании погибнуть за независимость и свободу. На свете нет большего позора и преступления, чем измена Родине.

Популярные сегодня темы

Поэма написана Пушкиным на основе реальных исторических событий, и ее герои или их прототипы являются историческими лицами.

Думаю, у каждого человека есть смешные и не очень истории из детства. Стоит только покопаться в недрах своей памяти. Так приятно иногда посидеть, вспомнить. Ностальгия всегда дарит положительные эмоции

Каждый человек начинает свою жизнь в семье. С семьи начинается процесс социализации человека. Члены семьи — это самые близкие люди, которые будут поддерживать на протяжении всей жизни

Данный текст вышел в свет более тысячи лет назад. В нем скрыт неординарный подтекст. Целью произведения становиться наставление жить в мире и согласии для детей. Так как он на протяжении своей жизни не стремился конфликтовать

В середине марта уже чувствовалось наступление весны. Иногда случались дожди. В оврагах еще были снежные сугробы, но па полях он осел. Уже видна была черная земля. Набухали почки, зацвела ива и показались первоцветы

Описание природы

Восторженность, изумление, восхищение, любовь и любование — именно эти чувства переполняют душу Гоголя. Описание природы в «Тарасе Бульбе» в высшей степени эмоционально, оно патетически взволнованно и лирически окрашено.

Прочитав описание степи днем, можно увидеть «картинку художника-живописца» — у поэта все как бы нарисовано. Использованы ярчайшие краски. Их пестрота и многообразие просто ослепляют взор. Основной фон степи «зелено-золотой», при этом на него «брызнуло множество различных цветов».

Отрывки о степи из «Тараса Бульбы»: через степную траву заметны наливающиеся колосья пшеницы, «лиловые, синие и голубые волошки», «белая кашка», «желтый дрок» с пирамидальной макушкой, белая чайка, которая «роскошно» купается «в синих небесных волнах», мелькая в выси черной точкой. И все это наполняется выглянувшими солнечными лучами. Такого множества разных оттенков природа не знает, поэтому абсолютно ясно, что поэт пытается передать в первую очередь не разнообразие цветов, а впечатления.

Картинка, которая отображает степь днем, условно делится на две части:

  1. Степь и безбрежное, бездонное небо над ней.
  2. Зеленовато-золотая поверхность земли.

На фоне зеленовато-золотистого бесконечного моря, которое уходит куда-то вдаль, на переднем плане пестрят разные цвета. Тут же бегают и куропатки, шныряющие между колосьями пшеницы. Птиц огромное количество. «Тысячами различных птичьих свистов смогла наполниться степь», но непосредственно птицы описаны у автора необычно рельефно. К примеру, можно обратить внимание на неподвижно находящихся в небе ястребов с распластанными крылами и устремленным в землю взором. Можно даже проследить направление их взгляда, соответственно, читатель смотрит на них с довольно близкого расстояния.

«Туча диких гусей» темным пятнышком летит «в стороне», очень далеко. Нужно о гусей» означает не количество, а впечатлением — очень много! Чайка вылетает из-под ног путешественников. На картинке можно выделить несколько моментов — полет птицы и превращение ее в точку в небесной дали.

№2. Речь о товариществе.

(С. 217-218 учебника. Для удобства текст разбит на дополнительные абзацы.)

Хочется мне вам сказать, панове, что такое есть наше товарищество. Вы слышали от отцов и дедов, в какой чести у всех была земля наша: и грекам дала знать себя, и с Царьграда брала червонцы, и города были пышные, и храмы, и князья, князья русского рода, свои князья, а не католические недоверки. Все взяли бусурманы, все пропало. Только остались мы, сирые, да, как вдовица после крепкого мужа, сирая, так же как и мы, земля наша! Вот в какое время подали мы, товарищи, руку на братство! Вот на чем стоит наше товарищество! Нет уз святее товарищества!

Отец любит свое дитя, мать любит свое дитя, дитя любит отца и мать. Но это не то, братцы: любит и зверь свое дитя. Но породниться родством по душе, а не по крови, может один только человек. Бывали и в других землях товарищи, но таких, как в Русской земле, не было таких товарищей. Вам случалось не одному помногу пропадать на чужбине; видишь — и там люди! также божий человек, и разговоришься с ним, как с своим; а как дойдет до того, чтобы поведать сердечное слово, — видишь: нет, умные люди, да не те; такие же люди, да не те! Нет, братцы, так любить, как русская душа, — любить не то чтобы умом или чем другим, а всем, чем дал бог, что ни есть в тебе… <?…> Нет, так любить никто не может!

Знаю, подло завелось теперь на земле нашей; думают только, чтобы при них были хлебные стоги, скирды да конные табуны их, да были бы целы в погребах запечатанные меды их. Перенимают черт знает какие бусурманские обычаи; гнушаются языком своим; свой с своим не хочет говорить; свой своего продает, как продают бездушную тварь на торговом рынке. Милость чужого короля, да и не короля, а паскудная милость польского магната, который желтым чеботом своим бьет их в морду, дороже для них всякого братства.

Но у последнего подлюки, каков он ни есть, хоть весь извалялся он в саже и в поклонничестве, есть и у того, братцы, крупица русского чувства. И проснется оно когда-нибудь, и ударится он, горемычный, об полы руками, схватит себя за голову, проклявши громко подлую жизнь свою, готовый муками искупить позорное дело.

Пусть же знают они все, что такое значит в Русской земле товарищество! Уж если на то пошло, чтобы умирать, — так никому ж из них не доведется так умирать!.. Никому, никому!.. Не хватит у них на то мышиной натуры их!

Казацкая народня песня «Любо, братцы, любо»

Слова песни

Поскольку эта песня народня, существует много её вариантов. Текст ниже может не совпадать с исполнением в видео на 100%. Как за черный Ерек, Как за черный Ерек , Ехали казаки сорок тысяч лошадей. И покрылся берег, и покрылся берег Сотнями порубаных, постреляных людей.

Любо, братцы, любо, Любо, братцы, жить! С нашим атаманом не приходится тужить! Любо, братцы, любо, Любо, братцы, жить! С нашим атаманом не приходится тужить!

А первая пуля, а первая пуля, А первая пуля братцы ранила коня. А вторая пуля, а вторая пуля, А вторая пуля в сердце ранила меня.

Любо, братцы, любо, Любо, братцы, жить! С нашим атаманом не приходится тужить! Любо, братцы, любо, Любо, братцы, жить! С нашим атаманом не приходится тужить!

А жене заплачет, выйдет за другого, За мово товарища, забудет про меня. Жалко только волюшку, Да широко полюшко, Жалко мать-старушку да буланого коня.

Любо, братцы, любо, Любо, братцы, жить! С нашим атаманом не приходится тужить! Любо, братцы, любо, Любо, братцы, жить! С нашим атаманом не приходится тужить!

Кудри мои русые, очи мои светлые Травами, бурьяном да полынью зарастут. Кости мои белые, сердце мое смелое Коршуны да вороны по степи разнесут.

Любо, братцы, любо, Любо, братцы, жить! С нашим атаманом не приходится тужить! Любо, братцы, любо, Любо, братцы, жить! С нашим атаманом любо голову сложить!

Любо, братцы, любо, Любо, братцы, жить! С нашим атаманом любо голову сложить! Любо, братцы, любо, Любо, братцы, жить! С нашим любо голову сложить!

Сравнение с главными героями

Гоголь изображает едущих по степи Тараса с сынами так: «Уже и черных шапок не видно, одна лишь молния сжимаемой травы указывает на их бег». При этом «молния сжимаемой травы» является зрительным образом. Кажется, что издали скачущие казаки по траве перемещаются зигзагообразными движениями, которые по форме напоминают молнию. Помимо этого, трава, раздвинутая скачущими лошадьми, сжимается молниеносно быстро. Гоголь вводит в поэму яркие словесные образы. А самое важное — стремится описать свое настроение и чувства. Это можно проследить в одном из монологов:

Черт вас побери, степи, как вы прекрасны, как давно хотелось по вам погулять!

Прослеживая, как преображается степь ночью, можно заметить, что в описаниях основное место уделено музыке, которая звучит в эту пору, запахам цветов. То есть днем нельзя услышать стрекота кузнечиков и свиста сусликов. В описании все сказочно таинственно, великолепно и прекрасно. На первый план выходит не сама картинка, а впечатления от нее — степь ночью фантастична и необыкновенна.

«Тарас Бульба» — это уникальное сочетание романтической и реалистической поэтики. Из романтического описания автора чувствуется высокая эмоциональность повествования, тем более блестяще проявляющаяся в картинах природы с их повышенной мощью, патетикой, яркостью метафор, неожиданностью сюжетных линий.

Несколько интересных сочинений

Гагин является одним из главных персонажей повести « Ася». Первое знакомство с ним происходит на одним из праздников в небольшом немецком городе. Господин Н.Н., главный герой, симпатизирует Гагину.

Главные герои новеллы – молодая замужняя пара: женщина, по имени Делла, и её муж Джеймс Диллингем Юнг, или, как называет его жена, Джим. Молодые супруги живут достаточно бедно

Я рассматриваю репродукцию картины «Полевая рябинка». Аркадий Рылов создал её в 1922 году. Живописец сумел запечатлеть настоящую пышность и яркость красок отечественной природы.

Произведение «Чучело» написано русским и советским писателем Владимиром Железняковым. Оно относится к жанру повести. Анализ данной повести представлен в этой статье.

Я считаю, что жить без людей, отрешенно — невозможно, или, по крайней мере, это не приведёт ни к чему хорошему. Человек – существо биосоциальное, то есть социум является для него такой же неотъемлемой частью, как и биологическая составляющая

Примеры текста

В описании степи ярко прослеживается связь природы с настроением главных персонажей, а также их внутренним миром. Вначале «все три наездника скакали молчаливо». Тарас задумался «о былом», вспоминая погибших друзей, «слеза тихонько круглилась на его веке, и седая голова уныло опустилась». Остап «душевно был растроган слезами матери, и лишь это его смущало, заставляя в раздумьях свесить голову». Андрий «потупив взгляд в гриву своей лошади, грустил о расставании с панночкой».

Однако степное пространство, его удивительный простор были дороги и близки сердцу главных героев. Степь являлась их Родиной-матерью, и она, как родная мать, принимая несколько печальных сыновей «в зеленые объятия», утешая и подбодряя их, вливала жизненную энергию и силу. Наконец, Тарас, откинув грустные мысли, весело окликнул сынов. Они посмотрели на степь, которая была облита живительными солнечными лучами, и все, что «смутно находилось на душе, вмиг сошло, сердца их взлетели, словно птицы».

Фразы, которыми описывает Гоголь природу:

  1. «ветер, обольстительный, как волны океана»;
  2. «далее, степь полностью курилась благовонием»;
  3. «красные платки пролетали по нахмуренному небу» (описана вереница лебедей);
  4. «лебединый крик отдавался в воздухе, словно серебро».

Чувствуется неожиданность и красота таких образов, с особым эмоциональным подтекстом. Сложность может вызывать только сравнение лебединого крика и серебра. Предлагается следующая трактовка: лебедь — гордая и красивая птица, серебро — благородный и красивый металл. Такая метафора объединяет благородство и красоту крика.

Любовь к родной земле

В литературной истории Гоголь является первым поэтом, который открывает красоты украинской степи. В описании природы выражается в первую очередь горячая любовь поэта к Родине, уверенность в ее могуществе и силе, восхищение бескрайними просторами и красотой:

  1. «Никогда еще борона не проходила по бесчисленным волнам дикорастущих растений, по которым брызнуло бесчисленное количество различных цветов».
  2. «Степь, чем дальше, тем была прекрасней, и ничего в природе не может быть лучше нее».
  3. «Из густой травы поднималась мерными взмахами крыльев чайка, роскошно купаясь в голубом небе, вот она перевернулась и блеснула в солнечных лучах».
  4. «На заре вся степь полностью изменялась. Все пестрое пространство было охвачено последними отблесками солнечных лучей и постепенно смеркалось, даже видно, как тень проскользнула по нему, и оно становилось темно-зеленым. По синему небу исполинской кистью были наляпаны большие полоски из розового золота…».
  5. «…издалека белели клоками прозрачные и пушистые облака, и освежающий, обольстительный, как морской бриз, ветерок чуть колыхал верхушки травы…».
🗹

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: