Повесть Н. В. Гоголя «Тарас Бульба» раскрывает перед читателями страницы давно минувшего прошлого — национально-освободительной войны украинского народа против поляков. В ярких образах запорожских казаков, героев этой войны, писатель воплощает идеал воина-защитника — вольнолюбивого, преданного Родине, товарищам, готового отдать все свои силы в борьбе за правое дело. Товарищество, взаимопомощь и взаимовыручка — главные законы для запорожского казака. Каждый из них считает своим долгом выручить товарища, даже рискуя собственной жизнью. В тяжелую минуту на поле кровавой битвы старый полковник Тарас Бульба обращается к своим воинам: «Нет уз святее товарищества!.. Бывали и в других землях товарищи, но таких, как в Русской земле, не было таких товарищей». Пропал в пыльных крымских степях отряд, спешивший на подмогу захваченным татарами казакам; почти все Тарасове войско полегло в битве под стенами Дубно, пытаясь выручить плененных поляками, но не было на свете никогда такого, «чтобы козак покинул где или продал как-нибудь своего товарища».
Не страшится казак смерти, потому что не о себе думает он, а о святом долге перед землей украинской, и если суждено погибнуть, то так, как никому не доведется умирать. «Прощайте, паны-братья, товарищи! Пусть же стоит на вечные времена православная Русская земля…», — сказал перед смертью атаман Мосий Шило. «Благодарю Бога, что довелось мне умереть при глазах ваших, товарищи! Пусть же… красуется вечно любимая Христом Русская земля!» — проговорил, умирая, Павел Губенко.
Я уверен, что именно в товариществе секрет легендарной силы и славы могучих запорожских рыцарей, приводивших в ужас их врагов в XV-XVII столетиях и вызывающих восхищение у нас, читающих эту повесть сегодня.
Украина, занимая выгодное положение на торговых путях между Балтийским и Черным морями, между Западом и Востоком, с давних времен привлекала соседей. На протяжении многих столетий богатые украинские земли подвергались опустошительным набегам татар и турок, литовских и польских завоевателей. Но тысячи и тысячи крестьян отказывались мириться с закабалением. Они бежали в менее заселенные степные районы Юго-восточной Украины, выражая таким образом свой протест против украинских, литовских и польских феодалов. Особенно много беглых крестьян оседало в низовьях Днепра, куда стекались, по свидетельству летописи, все, кто «не приобыкся к невольничьей службе». Так возникло казачество, о котором в «Тарасе Бульбе» прекрасно сказал Н. В. Гоголь: «Его вышибло из народной груди огниво бед». Презрение к богатству, смелость, воля, свободолюбие, патриотизм — вот черты характера этих людей. «Здесь были те, — пишет Гоголь, — которые дотоле червонец считали богатством». Бедняк становился не только хозяином собственной судьбы, но и нес ответственность за судьбу всего народа. Средоточием украинской казацкой вольницы стал район Запорожья.
Могучая Запорожская Сечь стала центром борьбы казачества против многочисленных врагов украинского народа. На широких степных просторах находила себе применение отвага и удаль казаков, их мужество и жажда бранных подвигов. Украина перестала быть беззащитной. Было теперь кому за нее заступиться. Но именно поэтому польское панство так ненавидело Запорожскую Сечь. Польская администрация грубо попирала национальное достоинство народа, оскорбляла его религиозные верования, культуру, обычаи. Польские шляхтичи чувствовали в Украине своегосмертельного врага, огнем и мечом пытались они покорить и ополячить вольнолюбивый украинский народ.
А запорожская вольница созревала тем временем для открытой борьбы. Гоголевская Сечь тысячами нитей связана со всем украинским народом. И судьбы героев повести раскрываются в единстве с народным движением.
«Это не было строевое собранное войско, его бы никто не увидал, — пишет Гоголь, — но в случае войны и общего движенья в восемь дней… набиралось такое войско, какого бы не в силах были набрать никакие рекрутские наборы». Это была несметная сила, которую поддерживал весь народ. Воины шли отовсюду: «от Чигирина, от Переяслава, от Батурина, от Глухова, от низовой стороны днепровской и от всех его верховий и островов». Одним из полков в этой армии командовал Тарас Бульба. Автор рисует Сечь «своевольной республикой», «откуда разливается воля и козачество на всю Украину». Гоголь пишет, что всякий, кто появлялся в Сечи, тотчас же забывал все дотоле его занимавшее и «с жаром фанатика предавался воле и товариществу».
Гоголь называет казачество «широкой разгульной замашкой русской природы», в которой отразилась душа и русского, и украинца. Тарас Бульба в своей знаменитой речи «о товариществе» говорит о «лучших русских витязях на Украине». Славят боевое товарищество Запорожской Сечи и Мосий Шило, и Бовдюг, и Балабан, и Степан Гуска, и многие другие «добрые козаки». «Соблюсти товарищество» — «первый долг и первая честь козака».
Автор почти не уделяет внимания частной жизни своих героев. В центре повести — героический образ народа, и каждый из героев чувствует себя составной частью народной жизни. Отстаивать свою национальную независимость и свободу «поднялась вся нация, ибо переполнилось терпение народа, — поднялась отмстить за посмеяние прав своих, за позорное унижение своих нравов, за оскорбление веры предков и святого обычая, за посрамление церквей, за бесчинства чужеземных панов, за угнетение, за унию…»
На страницах повести перед нами проходит целая галерея народных характеров, проникнутых глубоким патриотическим чувством, сознанием величия того дела, которому служат. Это и Остап, бесстрашно поднимающийся на плаху, и Бовдюг, страстно призывающий к «товариществу», и Мосий Шило, попавший в плен к туркам и затем обманувший их и вызволивший из вражеского плена своих товарищей, и Кукубенко, высказывающий перед смертью свою заветную мечту: «Пусть же после нас живут еще лучше, чем мы». О каждом из этих героев мог народ сложить вдохновенную песнь. Каждый из них обладал яркой индивидуальностью, но было и общее, что роднило их, — беззаветная преданность идеалам Сечи и родной земле.
Характеры героев раскрываются во всей своей полноте в военных сценах. Вымуштрованному, но разобщенному воинству польской шляхты, в котором каждый отвечает сам за себя, писатель противопоставляет сомкнутый, железный, проникнутый единым порывом строй запорожцев, подчеркивая слитность, общность и мощь всей запорожской рати.
Воспевая запорожскую вольницу, Гоголь осуждал крепостничество, угнетение, любое подавление человеческой личности. Наиболее яркие, проникновенные страницы посвящены героизму людей из народа, их представлениям о честности, справедливости, долге. Но прославляя подвиги запорожцев, писатель вместе с тем не приукрашивает их, не скрывает того, что удаль в них сочеталась с беспечностью и разгулом, ратные подвиги — с жестокостью. Но такое тогда было время. «Дыбом воздвигнулся бы ныне волос от тех страшных знаков свирепства полудикого века, которые пронесли везде запорожцы», — пишет Гоголь.
В «Тарасе Бульбе» нашла наиболее яркое отражение в русской литературе героическая борьба украинского народа за свое национальное освобождение. Не воспроизводя ни одного конкретного исторического события, ни одного реального исторического деятеля, Н. В. Гоголь создал произведение искусства, в котором «раскрыл доподлинную историю народа», или, как говорил В. Г. Белинский, исчерпал «всю жизнь исторической Малороссии и в дивном, художественном создании навсегда запечатлел ее духовный образ».
В повести Гоголя «Тарас Бульба» перед нами предстает героический мир запорожских казаков. Свободолюбивые, гордые, мужественные и сильные духом, казаки, как былинные богатыри, становятся на защиту Родины и православной веры. Нет ничего ценнее для них, чем «узы товарищества» и долг чести перед Отечеством.
Трагическая история жизни и смерти Тараса и его сыновей, Остапа и Андрея, изображена Гоголем на фоне борьбы запорожцев с поляками.
Наша первая встреча с сыновьями Тараса происходит в тот момент, когда они возвращаются домой из бурсы. «Остап и Андрей только слезли с коней. Это были два дюжие парни, которые смотрели исподлобья, как недавно выпущенные семинаристы.Крепкие, здоровые лица их были покрыты первым пухом волос, которого еще не касалась бритва ». Кажется, что похожие друг на друга, как две капли воды и ждет их Запорожская Сечь, чтобы произвели они множество подвигов и прославились как герои. Но первое впечатление обманчиво. Перевернув несколько страниц книги, мы понимаем, какие они разные. Остап учиться в бурсе не хотел: четыре раза закапывал он в землю свой букварь. И только после угрозы отца, не возьмет сына на Сечь, взялся за ум. Андрей же учился с легкостью.
Оба мечтали они о победоносных подвигах, о том, как поедут с отцом на Сечь. Но пока осуществляли только набеги на соседние сады. Если попадался Остап, то никогда, лежа под розгами, не выдавал своих товарищей. За это любили и уважали его в бурсе.Андрей же, хотя часто руководил набегами, как мог изворачивался, чтобы избежать наказания.
Ничто не оставляло глубокого следа в душе Остапа, пока он учился. Мысли о предстоящих битвах и победоносные подвиги занимали его ум и сердце. В душе же Андрея, который «имел чувства несколько живее и более развиты», нашлось место и для первой любви: никак не мог забыть он потом свою встречу с прекрасной полячкой.
Сбылась мечта — попали сыновья Тараса на Сечь. Как равных приняли их там. Быстро завоевали они уважение товарищей, поскольку выделялись «между другими молодыми прямою удалью и удачливостью во всем». Недолго пришлось ждать парням своего первого боя. Не подвели они своего отца, выдержали испытания. Остап был осторожен в бою. Тарас, который внимательно наблюдал за сыновьями, говорил: «О, и из него будет со временем добрый полковник! Ей-богу, хороший полковник, да еще такой, что и отца за пояс заткнет! «Андрея наоборот, бой пьянил, парень весь погружался в« музыку мечей и пуль ». Ни о чем не думал он, врезаясь в гущу врагов. И о нем тепло отзывался Тарас: «И это добрый, враг бы его не взял, вояка; не Остап, а добрый, хороший воин».
Но не оправдал надежд Тараса младший из сыновей. «Добрым воякой» стал, но в запорожском войске, а в польском. Изменил он своих товарищей, отца и веру. Изменил ради своей любви к леди. «Нет у меня никого! Никого, никого! Отчизна моя — ты … И все, что есть, продам, отдам, погублю за такую отчизну … »
Разные дороги выбрали Остап и Андрий. И смерть их была различной. Андрея, как собаку, убил Тарас, не простил сыну предательства и позора. «Я тебя породил, я тебя и убью» — вынес он свой приговор сыну.
Остап же попал в плен к ненавистным ляхов. Как не пытали его, не издевались, ни слова не сказал мужественный казак. «Остап выносил пытки и истязания, как великан … ничего даже похожего на стон, не вырвалось из уст его, не дрогнуло лицо его». И смерть свою принял как подобает настоящему запорожец.
Выбор Остапа — это выбор честного, отважного и преданного своему долгу воина. Путь Андрея — это путь предательства, позора и бесчестия.
Когда я читал повесть, чувства и мое отношение к Тараса сыновей менялось.Сначала я любовался и восхищался двумя парнями. Мне казалось, что оба они станут прекрасными казаками на гордость отца. И Андрей вызвал даже уважение тем, что и к обучению был способен, и душу имел тонкую и ранимую. Но дальнейшие события отвлекли меня от Андрея и вызвали все большее восхищение Остапом. Ведь Остап ради Отечества и товарищей принял мученическую смерть, а Андрей через свою любовь предал и Родину, и своих товарищей.
Ответ оставил Гость
Образ Тараса Бульбы. Тарас Бульба «был создан для бранной тревоги». У него был очень тяжёлый характер. Об этом свидетельствовало всё: убранство его светлицы, отношение к жене, поведение в бою. У Тараса были два взрослых сына: Остап и Андрий. Когда сыновья приехали из бурсы (лицея, школы), Тарас решил отвезти их в Сечь. «Они будут настоящими казаками», — говорил Тарас своим друзьям. Наследующий день отвёз Тарас своих сыновей в Сечь. Образ Тараса проникнут высокой, суровой и нежной поэзией отцовства. Тарас является отцом не только для своих сыновей, но и для всех казаков, доверивших ему командование над ними. И самая казнь Андрия для Тараса — исполнение долга отца. Тарас Бульба — один из наиболее сильных и цельных трагических характеров в мировой литературе. Его героическая гибель утверждает героическую жизнь, величие борьбы за свободу народа. Тарас Бульба- старый казачий полковник. Тарас Бульба прав всегда и во всём; даже если он — в сценах еврейского погрома, страшной мести полякам за убийство старшего из сыновей, избиения младенцев, насилия над женщинами и стариками — действует как самый обычный разбойник, рассказчик изображает эти поступки как эпические деяния, освященные мощью героя.
Какую цель поставил перед собой Н.В. Гоголь, изобразив в качестве главного героя своей повести Тараса Бульбу? (Н.В. Гоголь вывел в своем произведении настоящего героя-патриота, защитника родной земли.)
Как встречает своих сыновей Тарас Бульба? Почему Тарас решает сразу же ехать в Запорожскую Сечь? (Для Тараса Бульбы Запорожье — родной дом, поэтому, чтобы проверить своих сыновей: насколько они стали хорошими казаками, он тотчас решает ехать в Запорожскую Сечь.)
Разделяет ли Тарас Бульба чувства своей жены? Понимает ли её? (Тарас Бульба любит своих детей, как и жена, но не понимает её, поскольку для Тараса главное — быть настоящим воином, защитником, товарищем, патриотом, а не семьянином.)
Какую роль в жизни Тараса Бульбы играет Запорожская Сечь? (Запорожская Сечь для Тараса — родной дом.)
Как Тарас относится к своим семейным обязанностям, к жене? (Тарас Бульба считал своим основным делом обязанности казака, поэтому жена «видела мужа в год два-три дня, и потом несколько лет о нём не бывало слуха».)
Что хочет видеть старый казак в своих сыновьях? (Тарас Бульба хочет увидеть, что его сыновья стали настоящими вояками, казаками.)
Как Тарас Бульба относится к учению? Почему он посылает учиться своих сыновей в киевскую бурсу? (Сам Тарас учиться не любил, но понимал необходимость образования, поэтому послан своих сыновей в киевскую бурсу.)
Кто из сыновей ближе и понятней Тарасу Бульбе? (Остап)
Найдите в тексте повести и выразительно прочитайте речь Тараса Бульбы о товариществе. Что означает товарищество для старого казака? (По мнению Тараса: «Нет уз святее товарищества!… так как породниться родством по душе, а не по крови может один только человек».)
Почему Тарас Бульба убивает Андрия и чуть не губит себя в сцене казни Остапа? (Андрий предал узы товарищества и стал для отца врагом, а Остап до конца остался верным товарищем, и поэтому Тарас чуть не погубил себя, пытаясь спасти не просто сына, а своего товарища.)
Как заканчивает свою жизнь Тарас? (трагически, на костре)
Какими основными чертами характера обладает Тарас Бульба? С какими литературными героями можно сопоставить данного персонажа? (Тараса Бульбу можно сопоставить по силе и мощи с фольклорным богатырем.) Тарас Бульба больше склонен к охоте и борьбам, он любил своих сыновей.
Выше всего на свете Тарас Бульба ставил любовь к Родине. Службе отчизне он посвятил всю свою жизнь, жизнь своих сыновей. С любовью к Родине тесно переплетался у Тараса принцип товарищества, как один из самых важных. Он любил свой народ, как и своих сыновей. Для казака самое страшное – это предательство. Поэтому Бульба хоть и любил младшего сына, но сам убил его за предательство казацких идеалов, и даже не похоронил Андрия. Перед смертью же Тарас думал не о себе, а о товарищах и их спасении.
Род занятий. Внешность. Образование. Характеристика речи
Воинское звание Тараса Бульбы — казачий полковник. Большую часть своей жизни он жил в Запорожской Сечи. Внешний облик его колоритен: был он толст, тяжёл, то есть у него была «дюжая наружность». Тарас говорит, что не очень силён в грамоте, на самом же деле он довольно образован (например, в разговоре упоминает поэта Горация).
Речь Бульбы образная, яркая, говорит он с чувством, энергично. Особенно это проявилось в его речи о товариществе, которую он произнёс перед боем.
Анализ речи
Образ того, как героизм, великая сила и мужество смогли стать основополагающими принципами в жизни атамана, которые не раз звучат из его уст, и особенно проникновенны в обращении к своим «братьям» перед финальной битвой, которая грозит быть страшной и грозной. В ней звучат ноты величайшего патриотизма и любви к русской земле. Речь можно назвать призывом, который вливается в душу читателя единым потоком эмоций данного персонажа, за которым готовы идти люди, что отдадут жизнь лишь за честь находиться рядом с ним.
Обращаясь к своим бравым воинам, он советует им «вспомнит заветы дедов, которые проливали свою кровь, будучи такими же молодыми, и которые помнят, как враг не смог зайти на границы земли русской, как бы сильны не были его войска». Он видел что-то особенное в силе единства русского народа, особенно во времена, отягощенные бременем войны. Он приводит пример того, «что и люди, и звери любят свое дитя, однако лишь человек может познать основы дружбы и братства не кровного».
Тарас считает, что лишь русский человек способен понять тревоги и переживания другого соотечественника, говоря о том, что «все время от времени бывают на чужбине и разговаривают там с людьми из других краев, однако, когда разговор касается Родины, то поговорить с человеком становится не о чем». В основу своих речей он вкладывает всю душу, наполненную мыслями о защите страны и настоящей дружбе. Дары дружбы мудрый атаман сравнивает с родственными узами, говоря, что лишь в ней постигается и раскрывается человеческая суть.
В финальной битве он произносит невероятно красивую и трогательную речь для того, чтобы поддержать товарищей на поле боя. Тарас Бульба понимает, что смерть неминуемо ждет каждого из тех, кто стоит позади него, однако желает, чтобы осуществилось поднятие боевого духа у его бравых воинов, которые идут с ним до самого конца. Для него и его запорожских товарищей самым главным является достойная смерть, о которой будут вспоминать следующие поколения, говоря, как о подвиге дедов. И в этом сражении все они погибают, однако они не прогнулись под заграничного врага, дав ему достойный бой. Эти люди знали, для чего они пролили свою кровь и верили в то, что даже при неудаче, их дело и идеи будут продолжать жить в их потомках, которые сделают все, чтобы отомстить за своих предков. Понимание дружбы Тарасом Бульбой – явление невероятно чувственное и настоящее, наполненное философским и практическим смыслом, которое он пронес через всю свою жизнь.
Образ жизни
Тарас Бульба — горячий патриот своей страны. Он не перенял, в отличие от многих своих товарищей и соседей, польские обычаи, поскольку был защитником веры предков. Старому полковнику была по нраву простая жизнь казаков. Он стремится сохранить обычаи предков, считает, что православие нуждается в защите от поляков.
Смысл жизни Тарас Бульба видит в защите Родины от покушений врагов. Он воевал с польскими захватчиками, издевающимися над православными людьми.
Тарас Бульба в роли отца
Подготавливая мысли для сочинения, подумайте о том, что нравственный облик Тараса Бульбы как отца также суров и неоспорим. Он установил отношение с сыновьями таким образом, чтобы они воспринимали его как старшего товарища, не проявляли к нему нежных чувств и относились с глубоким уважением и почитанием, не показывая слабостей своего характера.
Свою решительность в воспитании детей отец показывает при любом удобном случае. Например, если рассмотреть эпизод, когда сыновья вернулись домой, Тарас Бульба набрасывается с кулаками на старшего сына, для того чтобы определить его силу, хватку и рассмотреть в нем воина.
Хорошая тема для сочинения — нравственный облик Тараса Бульбы и его трагедия. Действительно, когда ему представляется тяжелый и ответственный момент, решающий судьбу младшего сына, он без малейшего сомнения убивает его, как человека, предавшего родину. История Андрия повергла в шок Тараса. Младший сын влюбился в панночку и перешел в строй врага. На одном из сражений Тарас увидел, что его младший сын воюет в польском окружении. Отец, встретившись с ним лицом к лицу, убивает его. Последнее слово умирающего Андрия – имя возлюбленной.
Отношение к сыновьям и жене
Отношение Тараса Бульбы к семье типично для казаков того времени, которые почти всю жизнь проводили в Сечи и в боевых походах. Дома полковник бывал 2–3 дня в году, и в это время жена терпела от него оскорбления и даже побои. Тарас относился к ней грубо, как все запорожцы того жестокого века относились к женщинам.
Сыновей его звали Остап и Андрий. Они учились в городе Киеве, в академии. Когда они закончили семинарию и возвратились в отчий дом, встреча Бульбы с сыновьями началась его шутливым боем на кулаках с Остапом. Довольный отец понял, что сын будет хорошим воином.
Для Бульбы отношение к Родине было мерилом человека, а Отчизна для него была самым дорогим, что есть в жизни. Поэтому он убил своего сына Андрия, переметнувшегося в стан врагов.
Цитата:
— Хочется мне вам сказать, панове, что такое есть наше товарищество.
Вы слышали от отцов и дедов, в какой чести у всех была земля наша: и грекам дала знать себя, и с Царьграда брала червонцы, и города были пышные, и храмы, и князья, князья русского рода, свои князья, а не католические недоверки.
Всё взяли бусурманы, всё пропало.
Только остались мы, сирые, да, как вдовица после крепкого мужа, сирая, так же как и мы, земля наша!
Вот в какое время подали мы, товарищи, руку на братство! Вот на чём стоит наше товарищество!
Нет уз святее товарищества!
Отец любит своё дитя, мать любит своё дитя, дитя любит отца и мать. Но это не то, братцы: любит и зверь своё дитя. Но породниться родством по душе, а не по крови, может один только человек.
Бывали и в других землях товарищи, но таких, как в Русской земле, не было таких товарищей.
Вам случалось не одному — помногу пропадать на чужбине; видишь — и там люди! также божий человек, и разговоришься с ним, как с своим; а как дойдёт до того, чтобы поведать сердечное слово, — видишь: нет, умные люди, да не те; такие же люди, да не те!
Нет, братцы, так любить, как русская душа, — любить не то чтобы умом или чем другим, а всем, чем дал бог, что ни есть в тебе, а… …
— Нет, так любить никто не может!
Знаю, подло завелось теперь на земле нашей; думают только, чтобы при них были хлебные стоги, скирды да конные табуны их, да были бы целы в погребах запечатанные меды их.
Перенимают черт знает какие бусурманские обычаи; гнушаются языком своим; свой с своим не хочет говорить; свой своего продаёт, как продают бездушную тварь на торговом рынке.
Но у последнего подлюки, каков он ни есть, хоть весь извалялся он в саже и в поклонничестве, есть и у того, братцы, крупица русского чувства.
И проснётся оно когда-нибудь, и ударится он, горемычный, об полы руками, схватит себя за голову, проклявши громко подлую жизнь свою, готовый муками искупить позорное дело.
Пусть же знают они все, что такое значит в Русской земле товарищество!
Уж если на то пошло, чтобы умирать, — так никому ж из них не доведётся так умирать!..
Никому, никому!..
Не хватит у них на то мышиной натуры их!
Развитие образа Тараса Бульбы на протяжении действия повести
Судьба Тараса Бульбы трагична. В начале повести мы видим весёлого, жизнерадостного казацкого полковника. У него горячий нрав, он не любит оседлую жизнь, так как смысл его жизни — отстаивать независимость Родины на поле брани. После того, как Тарас убил своего сына Андрия за предательство, а старшего сына Остапа казнили враги, полковник не знал жалости к полякам. Его сердце от пережитых потрясений очерствело. Трагедия Бульбы была в том, что он потерял не только сыновей, но и прежних испытанных в боях товарищей. Но испытания и одиночество не сломили его могучий дух, и он снова стал бороться с врагами.
Осторожность и мудрость полковник проявил, когда не заключил с поляками мир и ушёл со своими товарищами продолжать борьбу. Он мстил за свою поруганную страну, погибших товарищей и Остапа.
Погиб Тарас Бульба, попав в плен к полякам. Автор показал его героическую смерть: Тараса заживо жгли на костре, но он кричал своим товарищам, указывая, как им спастись от врагов.
Сочинение Речь Тараса Бульбы о товариществе
«Тарас Бульба» — одна из самых известнейших повестей великого русского писателя Николая Васильевича Гоголя, повествующая о событиях казацкого восстания 1637—1638 годов, когда группа запорожских казаков решила попытаться избавиться от власти Польши, которая держала под своей властью в те времена часть территорий современной Украины.
Рассказывая о событиях тех лет, Гоголь добавляет множество подробностей, которые ему, естественно, не могли быть известными, однако, без них произведение не могло бы максимально точно передать дух эпохи, а так же личности и их особенности главных участников тех событий – казаков. Одной из таких «подробностей» стала знаменитая речь Тараса Бульбы о товариществе.
Свою речь предводитель казацкого войска в повести произносит незадолго перед боем под городом Дубно дабы поднять боевой дух казаков. Говоря данную речь, Тарас выступает не только как военачальник, который управляет исключительно действиями своих подчиненных, но и как духовный лидер, ведущий своих товарищей на битву, которая может стать для них последней. Впрочем, Тарас и сам понимает это, осознавая то, что и для него это сражение так же может стать последним, однако это еще больше сближает его с другими казаками, показывая то единение, которое царит в их войске.
В своей речи Тарас воодушевляет своих товарищей-казаков, он призывает их не бояться смерти и ранений, ведь та причина, по которой они вступают в бой – правая, ведь они сражаются за свою Родину, за свой родной край, за своих «отцов и дедов» и их землю, за их традиции и веру, и, в конце концов, за свободу и независимость. Подкрепляет он свою вдохновляющую речь темой товарищества – Тарас делает акцент на том, что нигде так не понимают товарищества, нигде не вкладывают в это слово такой смысл, как в «Русской земле» и в частности на Запорожской Сечи.
Однако в своей речи Тарас не просто поднимает боевой дух для того, чтобы будущее сражение закончилось для казаков победой, но и раскрывает важные темы, выражая мнение казачества тех времен на важнейшие вопросы. Особенно это видно на примере перечисления в речи Бульбы важнейших ценностей казаков, среди которых особое место и занимает товарищество. Тарас подчеркивает и тот факт, что ценность настоящего русского товарищества намного выше всех иных «басурманских» традиций и ценностей, среди которых на первое место выбивается личное, а не общественное, личный достаток, а не достаток твоих верных товарищей.
Именно по этой причине речь Тараса Бульбы о товариществе является важнейшим моментом произведения, который раскрывает нам не только его взгляды на то, что такое товарищество и почему оно так важно, но и, по сути, раскрывает взгляды всего запорожского казачества тех уже далеких от нас времён.
Тарас Бульба как военачальник
Нравственный облик Тараса Бульбы как военачальника непоколебим. Гоголь точно описал его. Он бесстрашен, энергичен, силен и мужественен. Он прекрасно знает своих подопечных, их слабые и сильные стороны, что позволяет ему оказывать на них влияние. Он отличный управленец. Тарас Бульба знает, когда нужно разрядить обстановку шуткой, а когда воодушевить солдат, его слушают и следуют его советам. В эпизоде в Запорожской Сечи он показал себя как грамотного дипломата: с помощью психологических навыков Тарас убеждает казаков в избрании нового атамана.
Из сцен полевых действий можно сделать вывод (важная мысль для вашего сочинения по теме: нравственный облик Тараса Бульбы), что к своим однополчанам Тарас Бульба относится лучше, чем к семье. Он проявляет к ним нежность, заботу, уважение. Когда Тарас Бульба погибает, он не думает о себе и своей боли, из последних сил он указывает им отступные пути.
🗹