Характеристика Андрия из повести «Тарас Бульба» Гоголя

В повести «Тарас Бульба», созданной Николаем Васильевичем Гоголем, мы знакомимся с тремя главными героями: Тарасом Бульбой, Остапом и Андрием.

остап и андрий тарас бульба

Именно последний — наиболее неоднозначный, сложный, противоречивый. Каков его внутренний мир? Что это за личность? Как складываются его взаимоотношения с другими действующими лицами данного произведения? Попробуем ответить на эти вопросы, проследив недолгий жизненный путь этого персонажа, а также найти взаимосвязь его поступков, характера с реалиями времени. Характеристика Андрия из повести «Тарас Бульба» предлагается вашему вниманию.

Внешность Андрия

Сначала рассмотрим внешность этого персонажа. Описание ее встречается несколько раз в тексте произведения. Автор отмечает, что он был «хорош собою», имел «большие глаза», у этого героя «мужественное лицо», в котором отражалась сила и очарование.

Характеристика Андрия из повести «Тарас Бульба» раскрывается в его внешности. Гоголь так описывает своего героя: это молодой человек со здоровым, крепким лицом, уже покрытым пухом волос, с черными усами, оттеняющими его белизну. А после участия в боях отмечает, что из лица исчезла юношеская мягкость, оно теперь стало сильным и грозным. Такова внешность Андрия из «Тараса Бульбы».

Николай Васильевич передает портрет этого героя через мнения о нем других персонажей произведения: так, по мнению полячки, которую он встретил в осажденном городе, это был сильный и красивый юноша, мужественный, который обличал «развязную вольность» своих движений даже в неподвижности, его взор был тверд и ясен, «бархатная бровь» выгнулась «смелою дугою», а «загорелые щеки» блестели огнем, лоснился, «как шелк», его черный ус. Так дополняется внешность Андрия из «Тараса Бульбы» восприятием его женщиной.

Заглавный герой, глядя на мертвого сына, отмечает, что он был чернобровый, «станом высокий», с лицом, «как у дворянина», а рука его крепка была в бою.

Сочинение по повести Николая Гоголя «Тарас Бульба»: Роковая роль панночки в судьбе Андрия

В произведении Николая Гоголя «Тарас Бульба» нам представлена жизнь запорожских казаков периода 1600-х годов. Эта повесть стала частью сборника «Миргород» в 1935 году. В ней нам встречается великое множество образов и необычных персонажей, каждый из которых детально проработан – но все они схожи своими помыслами и идеями.

Однако в повести тематика семьи и любви более ярко представлена женщинами, образы которых также хорошо сделаны. Рассмотрим образ панночки, которую полюбил Андрий и за которую предал своих же, начав сражаться с ними. Ее имя мы так и не узнаем.

Но мы знаем, что ее образ загадочен и красив настолько, что может влюбить, кого бы, то, ни было – к этой панночке множество богачей сваталось. Она была дочерью военачальника, однако была в меру избалована и привыкла к богатой жизни. Несмотря на это, она добра и мягка, сострадательна и чувственна.

Внешность панночки такова – это красивая черноглазая девушка с белоснежной кожей, лицо которой всегда румяно.

Характер ее отличается независимостью и самостоятельностью, потому что она является дочерью военного. В тот день, когда младший сын Тараса Бульбы пробрался в ее покои тайно, она над ним немного позабавилась, а потом пленила его своей красотой и харизмой. Первая их встреча произошла в Киеве. До начала боев у Дубно было еще два года.

Андрий сострадает мучениям панночки, когда казаки штурмуют и осаждают город-крепость Дубно, и решает отказаться от всего того, чем он жил раньше ради того, чтоб оказать защиту любимой женщине. И он предает своих казаков, встав во вражий стан и начав сражаться со своими же. Панночка решила сочетаться с ним браком после того, как город освободят, и согласилась на его предложение. Ее отец был не против, потому что Андрий был из известной семьи. Он снарядил парня и сделал его частью своей армии.

Девушка и бывший казак осознают то, что их чувств являются губительными, потому что казак обязан верно служить своей Отчизне и быть человеком чести, а его отношения с ней отравляют обе жизни – и его, и ее.

Финал этой истории любви печален и трагичен – отец убил сына, не простив тому, что он предал своих из-за девушки, с именем которой на устах сын и умер.

Как мы видим, эта девушка стала роковой женщиной в жизни молодого казака, не только даровав ему любовь и надежду на счастье, но погубив его тем, что он встал на ее защиту, пошел на предательство.

Остальная жизнь польской панночки для нас остается неизвестной. Но известно, что на казни Остапа в рядах, где были почетные зрители, находилась молодая красивая девушка, которая смеялась и была полна жизни. Есть предположение, что эта девушка и есть та самая панночка, что делает ее полностью отрицательным персонажем всего произведения.

Потому что выходит, что она соблазнила казака, подчинила его волю себе, заставив биться против своих, и тем самым погубила его, а после – попросту забыла о нем.
Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Детство героя

Этот младший сын закаленного в боях Тараса Бульбы, казачьего полковника, православного христианина, которого почитали казаки, провел детство в скромном доме среди лугов и деревьев, где был вместе со своим старшим братом окружен любовью и безграничной заботой матери. Отца мальчики видели редко, но очень его уважали и боялись. Остап и Андрий («Тарас Бульба») с 12 лет учились в бурсе (киевской академии), престижном учебном заведении по тем временам, но отличавшимся суровыми обычаями и нравами (полуголодная жизнь, побои и пр.).

Другие персонажи

Остап

Остап — старший сын Тараса Бульбы. Он, как и отец, — неустрашимый воин, патриот, отличный товарищ. Остап — искренний человек, в отличие от своего брата Андрия, у которого скрытный характер.

Он был очень упрям. Когда отец отдал его в 12 лет учиться в Киевскую академию, Остап не желал обучаться грамоте, но после того, как Тарас пригрозил отдать его на 20 лет в монастырские служки, мальчик стал прилежно учиться. Он даже стал одним из лучших учеников. Его мечтой была Запорожская Сечь, мальчик хотел стать таким же храбрым воином, как его отец. После окончания учёбы его мечта исполнилась — вместе с отцом и братом Андрием он приехал в Запорожскую Сечь.

У Остапа был воинский талант, в бою он находчив, правильно оценивает боевую обстановку. За храбрость и мудрость в боях товарищи выбрали его куренным атаманом, несмотря на его молодость. В плену у поляков Остап показал себя стойким, мужественным человеком, до конца поддерживал дух своих товарищей, чтобы они не покорялись врагам и вели себя в плену с достоинством.

Подробная характеристика Остапа здесь.

Андрий

Андрий — младший сын Тараса Бульбы. Он, как отец и брат, — смелый казак, отважный в бою. Но часто Андрий действовал в битвах безрассудно, поддаваясь азарту, не думая о товарищах и цели сражения.

В то время, когда Андрий учился в Киевской академии, он влюбился в прекрасную полячку. Во время осады города, где был воеводой её отец, Андрий узнал, что его любимая голодает. Он проник в осаждённый город, чтобы спасти панночку от голодной смерти, и ради неё стал на сторону поляков.

Личное счастье оказалось для этого молодого казака дороже Родины, отца, матери и товарищей. В бою он теперь сражался против казаков. Когда отец сказал ему, что убьёт его за измену, Андрий не раскаялся, не просил пощады, так как понимал, что виновен и перед отцом, и перед другими казаками.

Подробная характеристика Андрия здесь.

Жена Тараса Бульбы

Имя жены Тараса Бульбы Гоголь не сообщает. Это типичный образ женщины, которая была замужем за запорожским казаком. Она покорная жена, видит мужа редко, так как он почти всё время или в Запорожской Сечи, или в военных походах. А когда Тарас приезжал домой, от него она «терпела оскорбления, даже побои», так как в то время от мужчины требовалась твёрдость и даже жестокость, которые не совместимы с добрым отношением к женщине.

Жена Тараса Бульбы очень любила своих сыновей, скучала по ним, когда они учились в Киеве. Когда отец решил на следующий день после приезда сыновей домой отправить их в Запорожскую Сечь, его жена отнеслась к решению Тараса Бульбы покорно, так как привыкла подчиняться мужу.

Панночка

Панночка — красивая молодая полячка, дочь польского воеводы, в которую влюбился в Киеве Андрий. Она своенравна и насмешлива. Когда город, в котором был воеводой её отец, осаждали казаки, она обратилась к Андрию с просьбой спасти от голодной смерти её мать. Панночка полюбила Андрия, отрёкшегося ради неё от своей Родины, родителей и товарищей.

Янкель

Янкель — предприимчивый торговец и арендатор. Он изворотлив и хитёр, за деньги помог Тарасу Бульбе проникнуть незамеченным в Варшаву, когда тот хотел узнать о судьбе Остапа, попавшего в плен к полякам.

Учеба в бурсе

Именно в бурсе происходит формирование и становление характера героя. Характеристика Андрия из повести «Тарас Бульба» во время обучения следующая. Мальчик без напряжения и охотно усваивает знания, имеет лидерские задатки, часто является предводителем «опасного предприятия», обладает изобретательным умом, изворотлив и хитер (умеет увернуться от наказания). Как и все молодые люди того времени, он жаждал подвигов и, кроме того, любви, потребность в которой живо вспыхнула в нем, когда юноше исполнилось восемнадцать лет.

Взаимоотношения Тараса Бульбы с женой

Главный герой относится к своей жене с пренебрежением и строгостью. Он разговаривал с ней сурово, резко, называл её старухой или старой (с ударением на последний слог).

Автор не сообщает, как звали жену Тараса Бульбы, делая её образ обобщённым. Судьба её и преданность во всём мужу характерны для женщин «того удалого века».

«Она была жалка», — пишет о ней Гоголь. Быстро прошла у мужа любовь к ней, покинул он молодую супругу «для сабли, для товарищей, для бражничества». Появлялся Тарас дома только на 2–3 дня в год, а иногда не возвращался несколько лет. Да и когда он был дома, бедная женщина от него «терпела оскорбления, даже побои», хотя не перечила мужу, подчиняясь законам того времени.

Автор подчёркивает, что эпоха, о которой идёт речь в повести, требовала от мужчин жестокости, твёрдости, которые несовместимы были с нежным отношением к женщинам и детям.

Потребность в любви

Именно эта черта, потребность в женской дружбе, является отличительной для этого персонажа. Образ Андрия из «Тараса Бульбы» раскрывается именно в любви. К женщине его отношение сильно отличается от общепринятого в среде казаков того времени. Он подходит к представительницам противоположного пола как к богиням, они являются объектом его преклонения и восхищения. Замечание Гоголя, писавшего о том, что лишь «обожатели женщин» не могли ничего найти в Запорожской сечи, предопределяет жизненный путь этого человека.

Само время, его реалии, вынуждают юношу быть скрытным, поскольку в тот век бесчестно и стыдно было для казака думать о любви и женщине, прежде не отведав битвы. Лишь став героем и воином, можно добиться расположения и внимания прекрасной дамы. Для Андрия подвиг — не итог, это всего лишь средство для достижения главной цели, которой является любовь.

Второстепенные герои повести Н.В. Гоголя Тарас Бульба

Невозможно обойти стороной богатое разноцветье второстепенных персонажей, созданных Гоголем и появляющихся на страницах повести.

Давайте, следуя плану, перейдём к знакомству с ними, перечислим и назовём их имена:

  • жена Бульбы, мать Остапа с Андрием – Настя,
  • Мотря – воспитанница в семье Бульбы,
  • Воевода города Дубно,
  • Марильца,
  • Татарка – служанка Марильцы,
  • Кошевой – бывший начальник запорожских казаков еще до выборов Кирдяги,
  • Кирдяга – новый воевода казаков,
  • Бунчужный – знаменосец в Сечи,
  • Товкач – есаул казачьего войска на Украине,
  • Янкель – маркитант казачьего войска,
  • Ключарь – монах братского монастыря,
  • Кобзарь – слепой старец,
  • Довбиш – войсковой литаврщик,
  • а так же, многочисленные полковники, сотники, казаки – запорожцы, старцы, паны и пани, бурсаки, торговки, соседи Бульбы.

Товарищество и окружение значат для Тараса многое. Поэтому Гоголь щедро наполняет повествование яркими образами, как бы расстилая перед читателями «пёстрый ковёр» из героев. Второстепенные герои помогают раскрыть образы героев главных, как бы являясь для них фоном.

Важно понимать: основное различие в градации героев на главных и второстепенных заключена в том, что главные герои претерпевают развитие на протяжении всего произведения, в то время как второстепенные – нет.

Мечтательность

Этот герой произведения был полон мечтательности, созерцательности и романтических идей. Характеристика Андрия из повести «Тарас Бульба» дополняется следующей деталью. Он любил бродить один в уединенных уголках Киева. Романтический и лирический образ этого персонажа раскрывается Гоголем с помощью описания природы (звездное небо, вишневые сады и пр.). При этом, однако, Андрий — человек, прежде всего, действия, и поэтому неудержимо рвался на свободу его внутренний мир, требуя воплощения в действительности.

Желанная встреча

Произошедшая случайно встреча в девушкой, дочерью ковенского воеводы, дала старт к воплощению в жизнь подвига во имя дамы (точнее, дерзкого проникновения через каминную трубу в ее спальню). Смелый, безумный, но, увы, необдуманный поступок, поскольку герой не знал, что делать дальше. Он не смел «пошевелить рукой» от робости и стоял, потупив глаза. Этот эпизод ярко характеризует личность данного персонажа: он застенчивый и скромный, но одновременно решительный и дерзкий, вдохновенный и порывистый, но никогда не задумывающийся о последствиях и не предвидящий их.

Жизнь среди казаков

Попав в Сечь по велению отца, Андрий («Тарас Бульба») погрузился в разгульную жизнь всей своей пламенной натурой (метко и бойко стрелял, стал у казаков на хорошем счету, переплывал против течения Днепр). Возможность участвовать в боевых действиях вызвала у этого героя восторг, он погрузился в музыку мечей и пуль. Гоголь пишет, что герой этот не знал, что значит рассчитывать, обманывать или заранее измерять чужие и свои собственные силы. Лишь «упоение» и «бешеную негу» он видел в битве. Образ Андрия из «Тараса Бульбы» дополняется, таким образом, новыми чертами. Даже сам Тарас удивлялся своему сыну, который натиском производил чудеса, которыми восхищались даже закаленные в боях воины.

Причины гибели Андрия

Что же привело в итоге этого блистательного юношу к предательству, преждевременной и бесславной кончине?

Среди главных причин можно выделить следующие: страстная и впечатлительная натура героя, его неокрепшая личность, характер, который еще не сформировался, некоторые пробелы в воспитании, не осознаваемое им самим желание выйти из-под власти деспотичного родителя, юношеский максимализм и эгоизм, всепоглощающая страсть, а также роковое стечение обстоятельств (страдающая от голода девушка, находящаяся в осажденном городе, органная величественная музыка, горожане, умирающие от истощения, встреча с возлюбленной, объяснение полячки в любви). Такова основная характеристика Андрия (повесть «Тарас Бульба») и причин его трагической смерти.

Осознав то, что страсть к девушке является взаимной, что его желанная, потаенная мечта достигнута наконец, герой обо всем забывает и отрекается от родины, от товарищей, от отца, нисколько не задумываясь. Он говорит девушке: «Отчизна моя — ты!». «И пропал козак!» — пишет Николай Васильевич.

Переход этого героя на сторону врага, спонтанный и необдуманный поступок, все же понятен и объясним. Ведь любовь и убийство — две несовместимые вещи, как «гений и злодейство». А Андрий («Тарас Бульба») убивал своих товарищей, нисколько не сожалея.

Образ его соткан из противоречий, как и в любом человеке одновременно присутствует дьявол и бог, и от того, какой выбор будет сделан, зависит судьба каждого из нас.

Отчизна сечи и отчизна души в «Тарасе Бульбе» Н. В. Гоголя

С самого начала в «Тарасе Бульбе» отцовское и мужское начала заявлены как главенствующие: «Не слушай, сынку, матери: она — баба, она ничего не знает. Какая вам нежба? Ваша нежба чистое поле да добрый конь: вот ваша нежба! А видите вот эту саблю? Вот ваша матерь!» (2; 43).

О положении же матери сказано так: «…она была какое-то странное существо в этом сборище безженных рыцарей» (2; 50). Мир Запорожской Сечи — мир, напрочь лишенный женского присутствия: «Всякий приходящий на Сечь, позабывал и бросал все, что только его занимало. Он, можно сказать, плевал на все прошедшее и с жаром фанатика предавался воле и товариществу, таких же, как сам, не имевших ни родных, ни угла, ни семейства… Одни только обожатели женщин не могли найти здесь ничего, потому что даже в предместье Сечи не могла показаться ни одна женщина» (2; 66). Такой акт инициации в мужеское братство совершают и сыновья Тараса Бульбы, для которых, так же, как и для любого другого «неофита», обряд вступления в новую жизнь, приобщения к рыцарству, сопровождается отказом от всего того, что связывало их с прошлой жизнью: «Остап и Андрий кинулись со всей пылкостию юношей в это разгульное море и забыли вмиг и отцовский дом, и бурсу, и все, что волновало прежде душу, и предались новой жизни» (2; 67).

Забыть отцовский дом означает, по сути, забыть оставленную в нем мать, ее прощальные благословение и призыв: «Пусть хранит вас… Божья матерь… Не забывайте, сынки, мать вашу…» (2; 52). Мать, память и ввера, таким образом, сопрягаются, образуя некое триединство. Только лишь случайное напоминание о матери на какой-то миг выведет сыновей Тараса из «разгульного» отцовского настоящего, «невольно» заставляя их, вспомня о прошлом, задуматься о будущем: «Есаулы привезли сыновьям Тараса благословенье от старухи матери… Надели на себя святые образа оба брата и невольно задумались, припомнив старую мать. Что-то пророчит и говорит им это благословенье? Благословенье ли на победу над врагом и потом веселый возврат на отчизну с добычей и славой, на вечные песни бандуристов, или же?.. Но неизвестно будущее, и стоит оно пред человеком подобно осеннему туману, поднявшемуся из болот» (2; 87).

Отправляющиеся в дальний поход запорожцы обращаются к церкви: «Прощай, наша мать!.. пусть же тебя хранит Бог от всякого несчастья!» (2; 82). Правда, «сборище безженных рыцарей» очень своеобразно относится и к матери-вере. Отцовскому воинскому братству (не представляющему жизни своей без битвы, а значит и врагов) вера необходима, прежде всего, в качестве знакового, «вещного» обозначения своего: своей территории, своей церкви, своих святынь: «Такая пора теперь завелась, что уже церкви святые теперь не наши… Теперь у жидов они на аренде… жидовки шьют себе юбки из поповских риз» (2; 77). В ее же «внутренней», духовной (душевной) ипостаси вера «исходит» именно от матери. Не случайно, конечно, благословляя своих сыновей, старуха-мать обратится за покровительством к матери Божьей, одушевленному Храму ее великого Сына. (Нельзя не заметить очевидных сближений образа матери (особенно у раннего Гоголя) с Богоматерью, Царицей небесной, иконой Богоматери). Если отец, условно говоря, представляет начало «ветхозаветное», властное, беспощадное к врагам-иноверцам, то мать — несет в себе иное: «новозаветное», смиренное и любвеобильное. Ее символическое выражение — полуистертый образ мадонны в подземелье. Андрий пройдет мимо него и склонит голову не перед ним, а перед скульптурно-живописной красотой дочери воеводы, которая тоже соотносится с мадонной, но как бы с «другой» стороны. Она не смиренна, а неприступна и непреклонна. В ней скрыта та сила, которая может противостоять силе Отца-женоненавистника. Не случайно в первой редакции она уподобляется, хотя и косвенно, Серафиму, ангелу с огненным мечом: «…она была бледна, но белизна ее была пронзительна, как сверкающая одежда Серафима» (2; 317).Таким образом, Отец, Мать и Гордая женщина — те стороны, в сопряжении с которыми и будет решаться судьба Андрия.

Если в мире запорожской Сечи главенствуют мужское и отцовское, то за католическими стенами города Дубно особым образом акцентировано начало женское. На первом плане там не воевода отец (его фигура исключительно номинальная), а его красавица дочь. (Между прочим, в одном из писем к родным из Рима Гоголь, описывая свои впечатления от вечного города, с присущей ему наблюдательностью подметит, что одеяние католических монахов напоминает женское и что сам папа похож на старуху (11; 177)). Татарка, явившаяся к Андрию с поручением, обратится к нему от имени панночки и главными ее словами будут мать и память: «Она сказала мне: «…Ступай скажи рыцарю: если он помнит меня, чтобы пришел ко мне; а не помнит — чтобы дал тебе кусок хлеба для старухи, моей матери… У него также есть старая мать,— чтоб ради ее дал хлеба!» (2; 90). Материнское «не забывайте» и это,— «если он помнит меня, чтобы пришел ко мне…», — в разных наклонениях. Одно — в «охранительном»; другое — в повелительном.(Особенно повелительные интонации слышны в редакции 1835 года: «Панна приказала мне все объявить вам, потому что вы не захотите изменить ей» (2; 315). Кроме того, слова об измене дают неожиданный разворот и всей коллизии, как бы уравнивая «права» на Андрия женской (материнской) и отцовской сторон). Гордая дочь воеводы в отличие от матери не взывает к памяти Андрия, а порабощает ее, вытесняя из нее все, к ней не относящееся: «Все минувшее, все, что было заглушено нынешними козацкими биваками, суровой бранной жизнью,— все всплыло разом на поверхность, потопивши, в свою очередь, настоящее. Опять вынырнула перед ним, как из темной морской пучины, гордая женщина» (2; 91). Неотступное прошлое одерживает верх над настоящим, а женское — над беспамятным отцовским, мужским.

В первый раз ветреная полячка продемонстрировала над Андрием свою девичью власть, облачив его, козака, перед ней совершенно обезволившего, в женские одежды: «Бурсак не мог пошевелить рукою и был связан, как в мешке, когда дочь воеводы смело подошла к нему, надела ему на голову свою блистательную диадему, повесила на губы ему серьги и накинула на него кисейную прозрачную шемизетку с фестонами, вышитыми золотом. Она убирала его и делала с ним тысячу разных глупостей…» (2; 57).

Теперь же она предстала перед Андрием «во всей развившейся красе своей» и силе: «…эта была красавица — женщина во всей развившейся красе своей… Как ни велика была ее бледность, но она не помрачила чудесной красоты ее; напротив, казалось, как будто придала ей что-то стремительное, неотразимо победоносное. И ощутил Андрий в своей душе благоговейную боязнь и стал неподвижен перед нею» (2; 101). Тогда он позволил «убрать» себя в женские одежды, теперь — завладеть собой целиком. (В редакции 1835 года сделан еще и акцент на проглядывающее сквозь женские слезы плохо скрываемое торжество властительницы с «могучим» взором: «Он бросился к ногам ее, приник и глядел в ее могучие очи. Улыбка какой-то радости сверкнула на ее устах, и в то же время слеза, как бриллиант, повисла на реснице» (2; 318)).

Отрекаясь от отца и отчизны, от всего, «что ни есть на земле», Андрий полностью посвящает себя вассальному служению гордой женщине: «Царица!.. Задай мне службу самую невозможную… Вижу, что ты иное творенье бога, нежели все мы, и далеки пред тобою все другие боярские жены и дочери-девы. Мы не годимся быть твоими рабами, только небесные ангелы могут служить тебе» (2; 103); И, по сути, это его добровольное «самозаклание» Царице небесной (оппозиция небесное=панночка/земное=отец особенно контрастна в первой редакции повести) есть выражение победы даже не столько над ним, сколько над земными «узами товарищества», на страже которых стоит властный и неколебимый Отец, и которые, как оказалось, крепко стягивали «душевные движения и чувства» Андрия: «Его душе вдруг стало легко; казалось, все развязалось у него. Душевные движения и чувства, которые дотоле как будто кто-то удерживал тяжкою уздою, теперь почувствовали себя освобожденными, на воле…» (2; 102). Бульба готовит дочери воеводы казнь в былинном духе, достойную врага, посягнувшего на святое святых — русскую землю: «И выполнил бы он свою клятву: не поглядел бы на ее красоту, вытащил бы ее за густую, пышную косу, поволок бы ее за собою по всему полю… Избились бы о землю, окровавившись и покрывшись пылью, ее чудные груди и плечи, блеском равные нетающим снегам, покрывающим горные вершины; разнес бы по частям он ее пышное, прекрасное тело» (2; 122).

Итак, главное поражение отцовскому войску наносит ОНА, гордая женщина, выигрывая сражение за Андрия, ради нее осмелившегося проявить своеволие («решимость на дело, неслыханное и невозможное для другого» (2; 106)) и перенести» отчизну в сердце свое, увидеть ее не во вне, а внутри себя: «Кто сказал, что моя отчизна Украйна? Кто дал мне ее в отчизны? Отчизна есть то, чего ищет душа наша, что милее для нее всего. Отчизна моя — ты! Вот моя отчизна! И понесу я отчизну сию в сердце моем…» (2; 106).

Эти его слова по смыслу и пафосу пересекаются с теми, которые были выражены Гоголем еще в «Женщине» (1831 г.) от лица Платона: «Что такое любовь? — Отчизна души, прекрасное стремление человека к минувшему, где совершалось беспорочное начало его жизни… И когда душа потонет в эфирном лоне души женщины, когда отыщет в ней своего отца — вечного бога, своих братьев… Тогда она повторяет в себе прежние звуки, прежнюю райскую в груди Бога жизнь, развивая ее до бесконечности…» (8; 146). Однако не будем забывать, что для Андрия такое погружение в «эфирное лоно» женщины сопряжено не только с открытием отчизны небесной, но и с утратой отчизны земной — отца и братьев по духу и плоти. Отчизна души и сердца и отчизна духа и плоти восстают друг против друга. А он оказывается между ними.

Но и старая отчизна, и новая, которую Андрий находит в женщине и любви, оказывается лишенной той опоры в памяти и спасительной вере, которые олицетворяет собой материнское начало. В отчизне отца он забывает мать; в отчизне любви — отца. И там, и здесь он ослеплен. В мире отца он ослеплен упоением битвы; в мире гордой женщины упоением любовью. «Андрий не различал, кто пред ним был, свои или другие какие; ничего не видел он. Кудри, кудри он видел, длинные, длинные кудри, и подобную речному лебедю грудь, и снежную шею, и плечи, и все, что создано для безумных поцелуев» (2; 143). В одном властвует Страшный отец; в другом — Гордая женщина. И перед ним и перед нею Андрий испытывает одни и те же чувства — оцепенения и страха (пусть и благоговейного). Сталкиваются и меряются силами ОН и ОНА, а гибнет он, будучи, с одной стороны, не в силах оторвать глаз от отчизны женской, с другой, — взглянуть открыто в глаза отчизне мужской, а с третьей — вспомнить о матери.

Примечания

1. Гоголевские тексты цит. с указанием тома и страниц по: Гоголь Н. В. Полн. собр. соч.: В 14 т. М., 1937 — 1952.

2. Ср. речь Бульбы перед решительным боем: «Вы слышали от отцов и дедов, в какой чести у всех была земля наша… вот на чем стоит наше товарищество… Пусть же знают они все, что значит в Русской земле товарищество! Нет уз святее товарищества!» (2; 133).

3. В редакции 1835 г. в клятве Бульбы о мщение звучат ноты и более свирепые и более личные. Здесь он предстает как действительно страшный «хтонический» Отец (Вий): «Свирепый, он бы протек как смерть по его улицам. Он бы вытащил ее своею железною рукою, ее, обворожительную, нежную, блистающую; свирепо повлек бы ее, схвативши за длинные обольстительные волосы, и его кривая сабля сверкнула бы у ее голубиного горла…» (2; 323).

🗹

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: