- Сочинения
- По литературе
- Гончаров
- История создания романа Обломов
Проблемы, поставленные Гончаровым в произведении «Обломов», волновали автора задолго до написания романа. Еще в 1838 году им был написана ироническая повесть «Лихая болесть». В повести говориться о странной эпидемии, охватившей мир. Вместо того, чтобы трудиться, герои повести довольствуются несбыточными мечтами, они строят неосуществимые планы, живут в своем вымышленном мире. Их охватывает хандра, апатия, лень. Эта «лихая болесть» — та же «обломовщина», только немного в другой форме.
Гончаров начал обдумывать роман «Обломов» в 1847 году, сразу же после появления в печати «Обыкновенной истории». Первоначально автор намеревался описать жизнь дворянского юноши с рождения до самой смерти, но потом его планы немного изменились. К 1849 году у Гончарова в голове был план романа, была написана его первая часть, а в литературном журнале писатель опубликовал отрывок из будущего романа, главу «Сон Обломова». В этой главе явно видно отношение автора к своему герою. Это не сатира, Гончаров симпатизирует и сочувствует Обломову, в чем-то его оправдывает.
Гончаров работал над романом «Обломов» 12 лет. Полностью это произведение было опубликовано лишь в 1859 году в альманахе «Отечественные записки».
В 1852 году работа над «Обломовым» была прервана на несколько лет. Гончаров принимает участие в кругосветном плавании на парусном корабле в качестве секретаря командира экспедиции. Во время путешествия Гончаров заполнял судовой журнал, а его впечатления позже легли в основу сборника очерков «Фрегат Паллада».
К «Обломову Гончаров вернулся лишь после выхода в свет «Фрегата «Паллада», в 1857 году. Он едет на курорт, где за 2 недели практически дописывает роман. Однако, в 1858 году, когда роман уже был дописан и подготовлен к печати, Гончаров начал вносить в него новые главы и править старые. Такая требовательность объяснялась тем, что автор считал этот роман почти автобиографическим. Он находил общие черты у себя и своего героя. Гончаров тоже любил покой и бездействие. Считал, что именно такой образ жизни позволяет проявляться творческому началу. Как и Обломов, Гончаров родом из провинции, получил хорошее образования. Он такой же медлительный и так же склонен к романтическим мечтаниям. Даже личные судьбы Гончарова и Обломова схожи. Гончаров также как и Обломов, не смог покорить женщину, в которую был влюблен. По одной из версий литературоведов образ Штольца также имеет отношение к личности Гончарова. Он выражает внутреннее стремление писателя к упорядоченности и рассудочному поведению.
Долгая и трудная история написания романа «Обломов» еще раз доказывает важность для писателя идей и тем, поднятых в этом произведении.
Смысловые особенности композиции «Обломова»
В романе «Обломов» композиция делится на четыре основные части, символизирующие четыре этапа жизни героя, соответствующие порам года. Не удивительно, что тема природы в романе занимает одно из центральных мест – все события как будто дополняются пейзажами, погодой или изображением природы.
«Весна» и «Лето» Обломова
Роман начинается с «зимы» в жизни Обломова – состояния полусна, почти «умирания», когда человек практически не встает с постели, дожидаясь своей кончины. Следующим этапом – второй частью – становится «весна» Ильи Ильича – возрождение от «зимнего» сна и шаги навстречу новой жизни и новой любви. Пограничным моментом между «зимой» первой части и «весной» второй становится сон Обломова, повествующий о фактической «весне» жизни героя – его детстве в родной деревне. Функциональная роль сна в композиции романа – это плавный переход от апатии и «зимы» к «весне» путем воспоминаний о молодости, радости и жизни сквозь сон – то есть, по сути, сон Обломова является вещим, так как далее его жизнь снова становится похожа на его молодость – наполненную чарующей красотой природы, новыми впечатлениями и любовью. С другой же стороны, приход «весны» героя во сне указывает на то, что следующие события являются продолжением этого сна, а не реально происходящим с героем. На это указывают также слова Ольги при их расставании о том, что она не в силе изменить Обломова, так как он уже мертв. То есть, начиная роман с «зимы» Обломова, автор указывает, что герой уже безвозвратно погружен в состояние сонной, приводящей к распаду «обломовщины».
На смену весенней влюбленности героев, символом которой становится хрупкая ветка сирени, приходит «лето» (третья часть романа) как в душе героя, так и в отношениях между Ольгой и Обломовым. Они думают о необходимости жениться, но безинициативность и страх Обломова перед будущим не дает этому случиться. Расставание возлюбленных представляет собой конец «лета» подчеркнутый снегопадом, в который попадает Обломов по дороге домой – словно напоминание о том, что герой вновь впал в зимний мертвенный сон и апатию, из которых его могли вывести только Ольга и Штольц.
«Осень» и «Зима» Обломова
Четвертая часть романа представляет собой «осень» и «зиму» личности Обломова – спокойную, мертвенно тихую жизнь у Пшеницыной. Перед смертью Ильи Ильич будто возвращается в родную Обломовку, при этом все больше погружаясь в мечтания, которым не суждено сбыться. На момент фактической смерти личность Обломова уже была мертва – он давно существовал вне реального мира, погрузившись в иллюзорный мир «зимней» полудремы.
При этом реальный календарь событий несколько смещен по отношению к развитию событий, которые начинаются в мае, а оканчиваются поздней осенью, символизируя таким образом период жизни героя, соответствующий его реальному возрасту – от 30-ти летнего (конец весны) к поздней осени – около 50-ти лет.
Роман И.А. Гончарова «Обломов»
Чтобы лучше понять, что хотел донести до нас И.А. Гончаров, работая над произведением «Обломов», необходимо знать два обстоятельства творческой истории этого романа. Первым опубликованным фрагментом романа в 1849 году стал «Сон Обломова» — «увертюра всего романа», в окончательном варианте занявшая, тем не менее, место 9 главы 1 части. «Сон» — предельное средоточие авторской мысли в романе. Другое обстоятельство — перерыв в написании романа для участия в научной и негласно дипломатической экспедиции на Дальний Восток на фрегате «Паллада» в качестве секретаря начальника экспедиции. «Фрегат «Паллада» — очерковая книга, написанная под впечатлением от кругосветного путешествия (завершена одновременно с романом — в 1858 году), оказала существенное влияние на реализацию обломовского замысла. Герой — автор изображен как путешествующий Обломов. Кругосветное плавание, дух прогресса, дух торговли и империализма, а также международные связи — все это для западника Гончарова определило масштаб, угол изображения Обломова и помогло раскрыть тему умирания воли, затухании личности, гибели дарований в безвоздушном пространстве барства и рабства, эгоистического делячества и бюрократического бездушия.
Во сне Обломов вспоминает свое детство. Читателю сразу же бросается в глаза следующая деталь — отношение господ к знаниям и обучению барчонка. Это неприятная необходимость, так как и учение — труд, а им всякий труд неприятен. «Сну» предшествует эпизод с несостоявшимся переездом Обломова на другую квартиру, когда Захар произносит фразу «Другие не хуже нас, да переезжают» (которая так обидела и возмутила Обломова). Ведь он претендует на исключительность: «Кажется, подать, сделать — есть кому», «ни голода, ни холода никогда не терпел… хлеба себе не зарабатывал и вообще черным делом не занимался». Эти слова — результат влияния столичной жизни, распад основ обломовщины, которая теперь нашла себе место не в крепостнической Обломовки, а на Гороховой улице Петербурга. Тем обиднее неблагодарность крепостного Захара, ведь барин для крепостных всегда отец и благодетель, даже если ничего для них не сделал и, подобно Обломову, лишь в своей фантазии преобразовывает имение. В мыслях Обломов «определил ему особый дом, огород, отсыпной хлеб, назначил жалованье». Т.е. Обломовка — это торжество барства.
В 1 части романа преобладает пассивный, спокойный тон повествования, почти не прописаны действия. Обломов лежит на диване и отказывает визитерам, зовущим в Петергоф. Казалось бы, что такая история не может иметь продолжения, но здесь «свернута» эволюция Обломова: детство под эгидой собственной исключительности, обучение в пансионе, неспособность к службе. Свою исключительность Обломов так и не утвердил, зато мечтал о путешествии для созерцания шедевров (вспомним пушкинское «Из Пиндемонти»). Обломов демонстрирует свою оригинальность убогому и примитивному Захару. Гончаров акцентирует внимание читателя на вреде фольклора в воспитании ребенка: в нем богатырь побеждает без труда, волшебным образом. Изображение обитателей Обломовки эпически (в духе Гомера или наших былин) гротескно, таким же приемом прописан и дремлющий на диване Обломов: даже спящий, все еще спящий, он еще богатырь.
Будучи человеком с большим потенциалом, Илья Ильич предстает перед нами потерянным для общества, так как в нем загублены доброта, правдивость, живой ум, чистота, кротость, гуманность к нижестоящим, чувство справедливости, склонность к самоанализу и самокритике. Его эгоизм сметает все эти качества. Обломов не считает нужным развивать их в себе. Об этом говорит его «мысленный» план реформ в Обломовке, полный инфантильности, архаичности и консерватизма его взглядов на жизнь. Ясно, что Обломов зависит от Захара больше, чем Захар (и другие крепостные) от него.
Хотя нельзя обломовщину только критиковать. Ведь идеалы Обломова помогают ему видеть отрицательные стороны нового буржуазного уклада. В отличие от Штольца, который стремиться к личному преуспеянию путем труда, Илья Обломов, родившийся обеспеченным помещиком, настойчиво требует объяснить ему смысл труда, ведь физический труд связан с затратами способностей и энергии. Свое право на подобные вопросы и безделье он не подвергает сомнению, поскольку незыблемой нормой считает обломовщину. Норма для Штольца — деловая столичная жизнь, поэтому он не только не критикует ее, но и, как все другие визитеры, зовет Обломова в Петергоф.
Обломов и Штольц — герои-антиподы по многим параметрам. Они, казалось бы, не смогут понять друг друга по многим причинам, главная из которых — принадлежность к различным типам культур (русской и немецкой). Во 2 части романа описывается русско-немецкое воспитание Штольца, борьба двух национальных корней. Штольц — сильная и гармоничная личность, вобравшая лучшие национальные черты матери и отца (русская мать и педантичный немец-отец). Но, несмотря на все различия, Штольц способен понять Обломова. Это личность новой эпохи, деятельный разночинец.
Так же во 2 части встает вопрос о пути развития русского общества. Обломов критикует отсутствие в прогрессе глобальных целей, твердых устремлений, подкрепляя свою критику идеалом Обломовки, придает последней актуальный общественный смысл. Это раскрывает в Обломове черты дворянского интеллектуала, «лишнего человека», имевшего в прошлом, но утратившего ныне иллюзии патриотического служения Родине, духовного досуга, путешествий по свету, которые заставили бы сильнее полюбить отечество.
Штольц произносит слово «обломовщина», обозначая им комплекс факторов, вызвавших паралич воли героя. Гончаров не оговаривает их прямо, но ясно, что это, в первую очередь, дворянская праздность, которую провозгласили идеалом и которая разрушает личность. Обломовщина — не индивидуальная особенность его героя, но следствие влияния всего общественного настроения в целом, выражение социального неустройства (что неоднократно во всем романе подчеркивает автор).
Что же представляет из себя роман композиционно? 1 часть обрисовала обломовщину, 2 часть объяснила ее. Герой решил поехать путешествовать, но не поехал. Илья Ильич влюбился. И сразу же продемонстрировал изначальную слабость своей натуры: Ольга оказалась практичнее и активнее. Любовь Обломова возвышенна, но отвлеченна (здесь он похож на Чацкого и Онегина). 2 часть заканчивается летним объяснением в любви, 3-ю часть заключают осеннее затухание чувств, снегопад на Выборгской стороне, болезнь Обломова, и появляется вдова Пшеницына, вторая героиня обломовского «романа». Любовь дворянина двойственна: отвлеченно-романтическая, целомудренно-духовная — к дворянке-невесте и грубо чувственная «барская» страсть к простолюдинке — экономке, наложнице. Двойственен не только Обломов, в романе также встречаются герои-двойники и места-двойники. Например, в начале романа Обломовку заменила квартира на Гороховой, теперь — дом на Выборгской.
Вернемся к композиции романа (очень стройной и логичной): 1 часть моногеройная — Обломов как таковой, во 2 и 3- сопоставление его со Штольцем (дворянин и разночинец) и Ольгой (пассивная и активная натуры). В 4 части Обломов попадает в новую социальную среду и новую Обломовку — мир средних чиновников и городского мещанства. И здесь живут деятельноактивные люди, их трудом держится эта, тоже патриархальная идиллия. Во «Сне Обломова» крестьянский труд дан издали, здесь — крупным планом, но не крестьянский.
Интересны и женские образы романа. С огромной художественной силой Гончаров воспроизводит женскую самоотверженность в заботах о семье, женский домашний труд. Имя Агафьи Матвеевны Пшеницыной взято автором из гоголевской «Женитьбы» (героев которой напоминают Обломов и Тарантьев в 1 части), а отчество — у своей матери (которая рано овдовела и стала жить с барином, где Гончаров и получил дворянское воспитание). Самоотверженность деятельных простолюдинок (Пшеницыной и жены Захара — Анисьи) сочетается с себялюбивой пассивностью мужчин — это две стороны патриархального идеала Обломовки. Неосознанная жертвенность привлекательной вдовы и ее осмысленный творческий труд (хотя бы в области кулинарного искусства) во имя благополучия ближнего освещают новую Обломовку.
Образ Обломова окончательно раскрывается только в последней части романа. Герой проявляет новые черты характера: решается вступить в брак с неровней. Ему хорошо среди простолюдинов и их детей. Перед читателем возникают две семейные «идиллии» — Обломова и Штольца. Но Ольга не удовлетворена своим замужеством, а Обломов умирает, ибо этот опоэтизированный быт обречен.
- Назад
- Вперед