Поиск прототипа: княгиня Марья Алексеевна в «Горе от ума» А.С.Грибоедова и в «Былом и думах» А.И.Герцена


Татьяна Юрьевна

Идеалом для подражания желающего всем угодить Молчанина стала Татьяна Юрьевна. Этого человека он берет себе как пример для восхищения и подражания, ведь она устраивает самые пышные и богатые балы в округе. Татьяна своим примером олицетворяет основные «достоинства» персонажей «Горе от ума»:

Именно по этим критериям они оценивают человека и думают, имеет ли смысл с ним общаться. Когда Молчанину становится известно, что Чацкий знаком с ней, он удивлен. Ведь Александр казался ему сумасшедшим.

Мария Алексеевна и её сестры

Царевна Мария Алексеевна, родившаяся в 1660 году, принадлежала к родам Романовых и Милославских (по матери), что являлись выходцами из польской шляхты. Вероятно, именно эта особенность и сказалась на любви девушки к польским нарядам. Как и старшая сестра Екатерина, Мария любила носить причёски и одежду “на польский манер”, облачаясь в иностранные королевские костюмы той поры и заплетая несколько кос.

Маковский Константин «Русская красавица»

Политическое столкновение Петра и Софьи значительно повлияло на судьбы сестёр царевны. Мария Алексеевна старалась не вмешиваться в придворные интриги и просто наблюдала за разворачивающейся борьбой за власть двух родов — Милославских и Нарышкиных, к которым принадлежали первая и вторая супруги царя Алексея.

Мария Алексеевна — соратница изгнанников

Царевич вынужден был бежать за границу, где однажды встретил тётушку. Мария Алексеевна ехала из Карлсбада и, встретив Алексея, несказанно обрадовалась ему. Она заговорила о его матери, коротающей дни в изгнании, потребовала написать письмо для Евдокии. Алексея Петровича эта просьба несколько смутила, однако царевна решительно заявила: “Хоть бы тебе и пострадать, ведь за мать, не кого иного”.

Этот эпизод жизни стал основанием для подозрения в заговоре и ареста Марии Алексеевны в 1718 году. Из Шлиссельбургской крепости она была переведена под домашний арест. Она умерла через пять лет после своего заточения, в 1723 году, получив помилование. Но, на мой взгляд, царевна Мария не жалела о своём роковом поступке, ведь он был совершён из человеческих добрых побуждений.

Другие герои

Кузьма Петрович, наряду с Максимом Петровичем, отожествляет идеал Фамусова. «Он и сам был богат и на такой же был женат, и знатного рода» — столичный туз, перед которым приклонялась вся Москва.

К веку минувшему также относятся все друзья Репетилова из его подобия тайного общества, что хотело бы стать передовым. К представителям века минувшего также относятся:

  • Отец Молчанина, посоветовавший сыну угождать всем и всегда;
  • Барон фон Клоц и его продажные секретари;
  • Прасковья Федоровна, тетя Сони, любившая собирать сплетни и передавать их дальше;
  • Мадам Розье и танцор Гильоме, которые были любимы лишь благодаря своим иностранным фамилиям и происхождению, так как большинство столичных штучек презирало всю отечественную культуру и восхищалась зарубежной;
  • Князь Григорий и Воркулов Евдоким — любители Англии и итальянской музыки;
  • Хворовы, Скачковы, Нестор Валранский и Дрянские.

Представителей «века нынешнего» в пьесе гораздо меньше. Единомышленник Чацкого и внесценический персонаж — двоюродный брат Скалозуба, который ушел со службы, чтобы наслаждаться деревней и чтением литературы. Также таковым является профессор Педагогического института и племянник княгини Тугоуховский Федор, изучающий химию и ботанику. И основная доля этой категории — это вся молодежь, которую представляет Чацкий в своих отрывках из своих монологов «А судьи кто?», «Пускай теперь один из нас». По его мнению, именно они — люди, за которыми будущее великой страны.

Таким образом, вспомнив список внесценических персонажей «Горе от ума», можно подытожить, что Грибоедову удалось отобразить в своем произведение всю многогранность московского общества. Он выставил на всеобщее обозрение все их недостатки и мнимые достоинства, которыми они так гордятся.

Школьное сочинение

Родился Грибоедов в 1795 году в родовитой дворянской семье. Получил блестящее образование: прошел курс словесного и юридического факультетов Московского университета, учился и на естественно-математическом, закончить который ему помешала война 1812 года. Грибоедов владел основными европейскими языками, знал древние языки, позднее изучил восточные, интересовался наукой. Он был талантливым музыкантом, но сохранилось всего лишь два его чудесных вальса, которые и сейчас часто исполняются на концертах. Пушкин считал Грибоедова одним из самых умных людей в России.

Обучение в университете, в кругу передовой студенческой молодежи, воспитало и развило в писателе пламенную любовь к Родине и страстное желание служить ей. В дни Отечественной войны 1812 года Грибоедов вступил добровольцем в гусарский полк. В 1815 году писатель перевел пьесу французского драматурга Лес-сера «Семейная тайна», которую сразу поставил Малый театр. Грибоедов писал полемические статьи, в том числе и о театре. После окончания военной службы он занялся литературной работой, в 1817 году поступил на дипломатическую службу в Коллегию иностранных дел, а затем уехал в качестве секретаря посольства в Персию (Иран). В Персии, а потом в Грузии Грибоедов работал над комедией «Горе от ума», которую закончил в Петербурге в 1824 году.

В 1826 году Грибоедова, возвращавшегося с Кавказа, арестовали по подозрению в связях с декабристами. Вскоре его отпустили за недоказанностью вины, но царская полиция продолжала за ним следить. В 1828 году Грибоедову поручили заключить мирный договор с Персией. Талантливый дипломат блестяще справился с этой важной миссией, за что Николай I назначил его полномочным послом в Персию. В условиях борьбы России и Англии за восточные рынки этот пост был очень опасным. Для персидского феодального правительства Грибоедов был врагом, заменявшим «единым лицом двадцатитысячную армию». В 1829 году фанатичная толпа, подстрекаемая муллами и английскими агентами, напала на русское посольство в Тегеране, и Грибоедов был убит. Он защищался до последнего. На могиле Грибоедова в Тифлисе в монастыре святого Давида его молодой женой Ниной Чавчавадзе был поставлен памятник с короткой надписью: «Ум и дела твои бессмертны в памяти русской, но для чего пережила тебя любовь моя?»

Первые пьесы Грибоедова были написаны по правилам господствовавшей тогда развлекательной комедии, которую сочиняли преимущественно в жанре классицизма. Переводя и переделывая с французского языка пьесы легкого жанра, Грибоедов вынужден был следовать требованиям их стиля. Но в переделках писателя проявилась его способность к живым стихам, стремление к беглому языку, просторечию и афористичности, реалистическим зарисовкам быта. Грибоедов преодолевал шаблоны легкой классицистской комедии, осваивал лучшие достижения русской и прогрессивной зарубежной сатирической драматургии.

В пьесе А. С. Грибоедова ставятся самые острые вопросы того времени: положение русского народа, проблема крепостного права, взаимоотношения между помещиками и крестьянами, самодержавная власть, безумное расточительство дворян, состояние просвещения, принципы воспитания и образования, независимость и свобода личности, национальная самобытность и многие другие. В пьесе отражена смертельная борьба двух основных лагерей, двух миров московского общества накануне восстания декабристов: консервативного поместного и чиновного барства(«века минувшего») и прогрессивного дворянства («века нынешнего»). Широко представлена знать — Фамусов и его гости — фамусовское общество. У его представителей нет никакого чувства гуманности — это закоренелые враги свободы, душители просвещения, единственное желание которых — «забрать все книги бы да сжечь».

Использование[править]

В настоящее время фраза вошла в очень широкий обиход.

Некоторые примеры употребления фразы:

  • Но это пока. Многое зависит от того, что скажет княгиня Марья Алексевна. Вернее — Вашингтон…
  • Существование по принципу «ах, боже мой, что станет говорить княгиня Марья Алексевна» предлагаю оставить за либерастами.
  • Без всяких: а что же будет говорить английская княгиня Марья Алексевна. Без всяких: страна развалится, мухи сдохнут.
  • Начинают причитать: ах, боже мой, что станет говорить княгиня Марья Алексевна! Что покажут по Лайфньюс! Как оттопчется Киселёв!
  • Вам советую действовать согласно ВАШИМ представлениям о вопросе, а не тому «как принято» «что скажет княгиня Марья Алексевна»
🗹

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: