Читательский дневник по литературе: как правильно оформить дневник и шаблоны для заполнения

Смысл читательского дневника в том, чтобы человек смог вспомнить, когда и какие книги он читал, каков их сюжет. Для ребенка это может быть своего рода шпаргалкой: например, придя в школу после летних каникул на уроках внеклассного чтения ребенок с помощью дневника может вспомнить, какие книги он читал, кто герои книги и в чем суть сюжета.

В начальных классах читательских дневник помогает тренировать память ребенка, учит анализировать произведение, понимать его, находить главное и выражать свои мысли, но также имеет и контролирующую функцию: и родителям, и учителям нужно проверять, как часто и сколько ребенок читает: только благодаря постоянным упражнениям в чтении ребенок научится быстро читать и понимать прочитанное, а значит, сможет полноценно учиться в старшей школе.

Никаких четких требований, как вести и оформлять читательский дневник, нет — это решает каждый учитель с учетом особенностей класса или конкретного ребенка. В начальной школе в читательском дневнике используется минимум столбцов, в старшей школе учитель может требовать более точного описания каждой прочитанной книги.

Сюжет — краткое содержание:

  1. Лёша после смерти отца был вынужден с матерью переехать в дом её родителей.
  2. В этом доме жила большая семья, но все враждовали друг с другом, братья матери постоянно спорили, требуя наследство
  3. Дед Алексея был строг, всех воспитывал розгами, досталось и Лёше, для него это было особо трудно, ведь он рос в добром отношении к себе.
  4. Лёша подружился с подмастерьем деда, Иваном-Цыганком, но он трагически погиб по вине братьев матери.
  5. Вскоре мать снова вышла замуж, вместе с отчимом они переехали в другой город.
  6. Новый муж изменял матери, бил, вскоре она умерла, Алексей был вынужден вернуться к деду, но тот не оставил его у себя, отправил в люди, выживать и зарабатывать самостоятельно.

Зачем вести читательский дневник?

Детские психологи утверждают, что читательский дневник является необходимой вещью.

Он облегчит чтение, в него ребенок сможет записывать все прочитанные рассказы, начиная с раннего детства, а в дальнейшем он станет его гордостью и приятным воспоминанием.

Итак, что дает читательский дневник, а именно чему он учит ребенка:

  • Он помогает правильно понять главную мысль прочитанного рассказа.
  • При помощи него ребенок учится правильно пересказывать, выражать свои мысли, грамотно говорить.
  • У него улучшается память, он анализирует произведение и самостоятельно делает вывод.
  • Запоминает прочитанные произведения и их авторов.
  • Он развивает читательские навыки и культуру читателя.

Образец оформления

Оформление читательского дневника для 1, 2, 3, 4 класса можно выполнить по своему усмотрению.

В интернете можно рассмотреть образцы уже готовых вариантов, которые можно взять за основу.

Но все же стоит предварительно рассмотреть его разделы и их содержание:

РазделОписание
Титульный листЭто обложка, на которой должна содержаться важная информация – фамилия и имя ученика, класс, номер школы. Также указывается название «Читательский дневник», «Дневник читателя», «Читаю с удовольствием». Дополнительно можно красочно оформить обложку, нарисовать рисунки, узоры, наклеить картинки
СодержаниеВ начале дневника стоит оставить несколько пустых страниц для содержания. На них будут указываться названия книг, которые прочитал ребенок
Разворот дневникаВ этой части указывается самое главное – краткое содержание, рассказа, главные герои, основная мысль. Для оформления могут использоваться рамки, таблицы, логотипы, рисунки
Дополнительные разделыМожно включить разделы под названием — «Моя золотая коллекция», «Рекомендую почитать», «Прочитайте, не пожалеете!»

Многие учителя по литературе используют уже готовые бланки, в которых ученик может указывать прочитанные рассказы, составлять краткое содержание, отзывы и записывать другие важные сведения.

Ниже имеются образцы оформления:

«Каникулы» — читательский дневник по рассказу Рэя Брэдбери

Рассказ «Каникулы» Рэй Брэдбери написал в 1949 году.

Описание книги для читательского дневника

Автор: Рэй Брэдбери Название произведения: Каникулы Число страниц: 7. Издательство: «Эксмо». Год издания: 2013 год Жанр: Рассказ Год написания: 1949 год

Главные герои и их характеристика

Мужчина – любящий и заботливый муж и отец, человек, уставший от ежедневной суеты и мечтавший о счастливом одиночестве.

Женщина – жена и мать, внимательная, добрая, заботливая женщина, которая старается во всем поддерживать супруга.

Джим – семилетний мальчик, остро почувствовавший свое одиночество.

Время и место сюжета

Действие рассказа происходит в середине ХХ века, на бескрайних просторах Соединенных Штатов Америки. В произведении описана фантастическая ситуация – полное исчезновение людей с планеты, за исключением одной семьи. Название рассказа символизирует несбыточную мечту главных героев – отдохнуть от цивилизации, отправившись в увлекательное путешествие по опустевшей Земле.

Краткое содержание

По старым, изъеденным ржавчиной рельсам двигалась дрезина с тремя пассажирами: мужчиной, женщиной и их семилетним сыном. Неожиданно двигатель замолк – закончился бензин, и женщина предложила воспользоваться случаем и немного отдохнуть на привале. Мужчина охотно согласился, сказав, что все равно необходимо чинить рельсы впереди, да и проезжать более девяноста миль в день неразумно.

Семья расположилась на морском берегу, и принялась есть сэндвичи. Просеивая песок между пальцами, мальчик расспрашивал отца о том, что было прежде. Он не понимал, куда могли исчезнуть все люди, если раньше их было больше, чем песчинок на пляже.

С момента неожиданного исчезновения людей прошло уже несколько месяцев, и Джим плохо помнил их. Отец сказал, что они проснулись в одно прекрасное утро, и увидели, что мир опустел. А ведь буквально накануне вечером супруги мечтали о том, как было бы здорово, если бы в один прекрасный миг исчезли все люди. Так и произошло. Поначалу мужчина отказывался верить в происходящее, и даже звонил в другие крупные города, но вскоре убедился, что на всей планете каким-то непостижимым образом исчезли все люди.

Осознав это, мужчина предложил семье устроить самые длинные каникулы в истории человечества, и втроем объехать весь мир. Он считал, что впереди как минимум тридцать лет времени, и их нужно использовать с пользой.

Когда сэндвичи закончились, мужчина отправился чинить рельсы, а мать с сыном спустились к морю. Спустя время к ним присоединился мужчина, и принялся рассказывать о том, какие города запланированы в их маршруте. Джиму стало скучно, и он принялся кидать палку в море и бегать за ней, изображая собаку. Мужчина замолчал, а после тихо сказал, как было бы хорошо, если бы все вернулось на свои места. Женщина молча кивнула, и крепко сжала его руку.

Эти слова услышал мальчик, и с плачем бросился к морю. Не переставая рыдать, он что-то написал на клочке бумаги, которую положил в бутылку и бросил в море. Родители так и не решились узнать у Джима, каким было его заветное желание – остаться в одиночестве или вернуть людей.

Сев в дрезину, семья продолжила путь. Джим спросил отца, сбываются ли загаданные желания, на что тот ответил, что иногда сбываются, и даже чересчур.

Очень краткое содержание для читательского дневника

По рельсам катила дрезина, в которое ехали муж, жена и сын. На берегу они остановились и устроили привал. Они вспомнили, как пожелали чтобы исчезли все люди, и проснулись в пустом городе. Они хотели каникул и теперь их ждали тридцать лет каникул. Мальчик назвал родителей дураками и бросил в море бутылку с желанием. Они надеялись, что все станет как прежде.

План пересказа

  • Одинокая дрезина на рельсах
  • Привал у берега моря
  • Скромный обед
  • Куда все исчезли
  • Неосторожное желание
  • Каникулы длиной в тридцать лет
  • Мужчина строит планы
  • Скупая слеза
  • Возмущение мальчика
  • Бутылка с запиской
  • Пустой берег

Вывод и мне мнение

Необычный, фантастический рассказ Брэдбери показывает, насколько непредсказуемыми могут быть последствия человеческих желаний. Невинная мечта главных героев отдохнуть от опостылевшей рутины и повседневной суеты приводит к полному исчезновению людей. Казалось бы, желание исполнено, но сделало ли оно героев более счастливыми?

Ответ очевиден – нет, ведь спустя всего несколько месяцев супруги не выдержали одиночества, осознав всю безысходность своего положения в опустевшем мире. Загадкой остается лишь желание Джима, написанное им на клочке бумаге и брошенное в море.

Основная мысль

Мысли материальны, и никогда не стоит желать того, о чем в последствии можно пожалеть.

Чему учит

Рассказ учит тому, что как бы не был плох этот мир, как бы не раздражали нас окружающие люди, как бы не надоела нам учеба или работа, но остаться в полном одиночестве было бы еще хуже. Учит тому, что некоторые желания могут исполняться, и даже чересчур. Учит быть осторожными в выборе желания.

Что понравилось

Мне понравился этот рассказ. Его герои остались одни в целом мире и это было исполнением их мечты. Но они не стали счастливы. Напротив, им было еще хуже, чем прежде. И теперь они тщетно искали людей, хоть кого-нибудь, и молили, чтобы сбылось их другое желание — вернуть людей назад. Они загадали не то желание, и были наказаны. Но я не понимаю кем.

Цитаты из текста рассказа

«…Все оставить, кроме человека, который охотится, когда не голоден, ест, когда сыт, жесток, хотя его никто не задевает…» «…Сколько лопнуло рельсов, столько привалов!..» «…Когда гонишь, не успеваешь ничего увидеть…» «…во всем мире ни души, начинай все сначала…» «…Самые длинные каникулы в истории…» «…У нас одна обязанность — быть счастливыми…»

Словарь новых и незнакомых слов

Миля – путевая мера для измерения расстояния, равная 1609,34 м. Коттедж – индивидуальный городской или сельский малоэтажный (обычно двухэтажный) жилой дом с небольшим участком прилегающей земли. Дрезина – тележка, передвигаемая механически по рельсам. Тент – навес для защиты от солнца или от атмосферных осадков. Сэндвич – блюдо, состоящее из двух или нескольких ломтиков хлеба и одного или нескольких слоев мяса и/или других начинок.

Пословицы

  • У всякого свое желание.
  • Много желать — ничего не видать.
  • Без мечты не проживешь.
  • Где желание, там и исполнение.
  • И хочется, и колется.

Пример правильного заполнения

Для учеников 1, 2, 3, 4 классов имеются пункты, которые обязательно должны указываться в дневнике для чтения.

Рассмотрим:

  • Название произведения.
  • Ф.И.О. автора.
  • Требуется указать жанр, в котором написано произведение.
  • Желательно нарисовать рисунок к прочитанной книге.
  • Перечисление главных героев рассказа. Рекомендуется указать краткую характеристику к каждому.
  • Краткое содержание произведения. В этом пункте должно указываться, о чем идет речь в рассказе, что понравилось, а что нет.

Каждый родитель может заполнять дневник вместе с ребенком. Также можно продумать свой вариант заполнения и оформления.

Ребенок может сам дополнить рисунками, для оформления можно использовать цветные ручки, карандаши, краски, фломастеры и другие декоративные приспособления.

Важно! Если делается дневник для ученика 1 класса, то ему будет тяжело составить характеристику и описание рассказа самостоятельно. Родители обязательно в первое время должны заполнять его вместе с ним, они должны объяснить, как это делается и завлечь его внимание.

Готовый читательский дневник

Просьба книги — научись меня читать:

  • Прочитай заглавие, имя, фамилию автора.
  • Перелистай меня, рассмотри все иллюстрации.
  • Предположи, о чём я тебе расскажу.
  • Читай текст самостоятельно небольшими частями, проверяй и уточняй свои предположения.
  • Подумай, почему у меня такое название.
  • Работай над особенностями речи: окраска голоса, громкость, темп.

Примерный рекомендуемый список внеклассного чтения
С.Маршак «Детки в клетке», «Отчего кошку назвали кошкой?», «Почта», «Вот какой рассеянный»
Л.Толстой «Два товарища», «Булька»
Б.Заходер «Птичья школа»
А.Барто «Катя»
Братья Гримм «Три брата»
М.Пришвин «Берестяная трубочка», «Ёж»
Н.Носов «Затейники», «Мишкина каша», «Живая шляпа»
С. В. Михалков «Дядя Стёпа», «А что у вас?»
К. И. Чуковский «Телефон», «Муха-Цокотуха», «Мойдодыр», «Тараканище», «Краденое солнце»
А. С. Пушкин «У лукоморья дуб зелёный»
В. В. Маяковский «Конь-огонь», «Кем быть?», «Что такое хорошо и что такое плохо»
М.Горький «Воробьишко», «Горящее сердце», «Про Иванушку-Дурачка», «Утро»
Ш. Перро «Красная шапочка», «Кот в сапогах»

Пример оформления колонок читательского дневника:

ДатаФИО автораНазвание произведенияГлавные героиОсновная мысль произведения
🗹

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: