- Краткие содержания
- Зощенко
- Галоша
Главный герой произведения рассказывает о происшествии, которое произошло с ним в трамвае.
Он садился в трамвай и потерял галошу. Мужчина рассуждает о том, что такое случается очень часто в общественном транспорте, особенно, когда на остановке много людей и все стремятся попасть быстрее в транспортное средство.
Вот, и с ним приключилась беда. Рассказчик помнит, что при входе в трамвай, галоши были обе на ногах. А, при выходе из транспорта, осталась галоша лишь на одной ноге. Сапоги, на которые были надеты галоши, на месте. Подштанники тоже никуда не пропали. Все предметы гардероба там, где и положено им быть, а одной галоши не хватает. Значит кто — то наступил на задник его обуви, и она осталась в трамвае. Но, когда человек заметил пропажу, было уже поздно что — либо предпринимать. Трамвай поехал далее по маршруту.
Снял рассказчик вторую галошу и пошёл на работу. Но, после окончания рабочего дня, он серьёзно решил заняться поисками пропажи.
Сначала мужчина посоветовался со знакомым, работа которого была связана с общественным транспортом. Друг посоветовал ему обратиться в камеру находок, которая существовала в трамвайном депо. Товарищ обнадежил несчастного, и тот пошёл искать галошу в камеру на следующий же день.
В камере пропавших вещей у мужчины спросили, как выглядит его обувь. Наш рассказчик ответил, что она совсем ещё новая, всего третий сезон он её носит. Размер обуви — двенадцать. Но, оказалось, что в камере двенадцать тысяч галош такого размера. У пострадавшего попросили более детальное описание пропажи. При дальнейшем описании галоши становится понятно, что она не совсем новая: задник потрепан, носок и каблук сносились, остались только боковинки обуви.
Сотрудники камеры нашли его галошу, но без справки из домоуправления выдать предмет обуви они не могут. И, тогда пошёл мужчина за справкой. В домоуправлении с пострадавшего запросили бумагу о том, что он потерял галошу в трамвае. Выписать документ должны в трамвайном депо. Человек пытался объяснить, что его отправили к ним из депо. Сотрудник управления ответил, что человек может обмануть, чтобы забрать в камере чужую галошу. Несчастный не знал, что же ему дальше делать. Тогда домоправитель посоветовал написать заявление о том, что мужчина потерял свою обувь в трамвае. Имея данное заявление, в управлении выдали человеку необходимую справку. На следующий день счастливый человек пошёл в депо, где ему выдали его пропавшую вещь. Мужчина был очень рад, но за время, что он ходил по разным организациям, он потерял первую галошу. Но, все — равно, человек обрадовался быстрому решению его проблемы.
Данный рассказ высмеивает бюрократию, которая существовала в то время.
Можете использовать этот текст для читательского дневника
Краткое содержание «Галоша» для читательского дневника
ФИО автора: Зощенко Михаил Михайлович
Название: Галоша
Число страниц: 5. Зощенко Михаил Михайлович. «Рассказы». Издательство «Стрекоза». 2021 год
Жанр: Рассказ
Год написания: 1927 год
Материал подготовлен совместно с учителем высшей категории Кучминой Надеждой Владимировной.
Опыт работы учителем русского языка и литературы — 27 лет.
Отзывы читателей
События, происходящие в рассказе, рассмешили: гнать простодушного человека с одного места в другое из-за обычной галоши. А в результате он потерял первую. Рассказов на эту тематику много, но читать «Галоша» Зощенко одно удовольствие.
Александр
Герои «Галоши» намеренно откладывают поиски потерянной вещи. Это говорит об их равнодушии по отношению к другим людям, в то время как главный герой восхваляет их работу. А главное, что в настоящее время существует такая же казённая волокита.
Тамара
Произведение Зощенко Михаила Михайловича не такое весёлое, как кажется на первый взгляд. Автор высмеивает глупость и рассеянность рассказчика. Проще купить новую обувь, чем разыскивать поношенные и старые калоши.
Софья
Сюжет
По дороге на работу рассказчик потерял галошу. Это случилось в трамвае, где, как обычно, была большая давка. Скорее всего, кто-то наступил на задник, и калоша осталась в трамвае. Автор заметил пропажу только на остановке, и бежать вслед за транспортом уже было бессмысленно. Он завернул оставшуюся галошу в газету и отправился на работу.
Отправившись на поиски галоши, рассказчик первым делом обратился за советом к знакомому вагоновожатому. Тот объяснил, что все пропавшие в трамвае вещи непременно относятся в специальную камеру в трамвайном депо. Это известие очень обрадовало героя: в него вселилась надежда, что ему удастся отыскать свою галошу.
На следующий день он отправился в трамвайное депо, где отыскал камеру пропавших вещей. Рассказчик поведал, как потерял в трамвае галошу двенадцатого размера, и попросил её вернуть. Ему ответили, что таких галош у них может быть очень много и нужно особые приметы. Поразмыслив, автор перечислил отличительные признаки своей обувки: оторванный носок, который еле-еле держался, практически полностью стёртый каблук, и только бока ещё держались на своём месте. К его большому удивлению и радости галоша была найдена. Он умилился чётко слаженному аппарату, в котором работали идейные люди, потратившие столько времени на поиск простой галоши.
Однако на просьбу отдать галошу рассказчику ответили решительным отказом. Чтобы получить обратно свою вещь, нужно было предоставить подтверждающее удостоверение из домоуправления.
На следующий день герой отправился к председателю домоуправления, которому он долго доказывал, что на самом деле потерял галошу. Получив заветную справку, он тут же отправился в трамвайное депо и без лишних проблем получил свою галошу.
Рассказчик был искренне рад такому повороту событий: в другой стране галошу наверняка бы выкинули из трамвая, а тут вернули, и недели не прошло. Вот только досадно, что во время поисков герой неизвестно где потерял вторую галошу. Если бы это было в трамвае, он уже знал, как действовать, а так – гиблое дело.
Найденную галошу рассказчик поставил на комод, и каждый раз, глядя на нее, он восхищался слаженной работой административного аппарата.
Отзывы о книге
У Зощенко очень много интересных и поучительных рассказов, которые раскрывают важные темы. В этом произведении он затронул социальный вопрос, актуальный до сих пор — бюрократия. Люди устали от этого, но ничего не меняется. Основная идея книги — показать, что бюрократический аппарат плохо выполняет свои функции, а самое главное — наплевательски относится к людям. Советую прочитать.
Денис
Интересный и ироничный рассказ, в котором высмеивается бюрократия. Ничего не изменилось, хотя прошло много лет. Герой потерял обувь, но узнал, где она находится. Так эту находку ему еще и не возвращали. Понадобилась целая неделя, чтобы ее вернуть.
Никита
Мне очень нравятся рассказы Зощенко. Особенно «Мороженое и галоши», «Веселые истории», «Аристократка», «Великие путешественники». Все истории увлекательные и интересные. Рассказ про калоши описывает, как герой потерял свою обувь. Он долго не мог забрать ее, так как нужно было пройти несколько инстанций, собрать справки, только потом вернуть. В итоге герой остался все равно с одной галошей. Советую, рассказ актуален и в наши дни.
Регина
Авторские афоризмы
«…Галошу потерять — прямо пустяки…»
«…А за трамваем, конечно, не побежишь…»
«…В другом общественном месте — не ручаюсь, а в трамвае потерять — святое дело…»
«…Главное, галоша почти что новенькая. Всего третий сезон ношу…»
«…славно аппарат работает. И какие, — думаю, — идейные люди — сколько хлопот на себя приняли из-за одной галоши…»
«…Дадут, — говорят, — это ихнее дело дать…»
«…Главное, что не в трамвае. Это гиблое дело, что не в трамвае…»
Действующие персонажи
Повествование ведётся от первого лица — главного героя. Персонажи рассказа — городские мещане и мелкие служащие. Автор показывает работников государственных организаций, которые нарочно растягивают решение элементарных вопросов, что свидетельствует о бесполезности их труда и безразличие чиновников к жизни простых людей.
Главные герои чаще всего ведут разговоры на пёстром и ломаном языке, присутствуют красивые слова, но они чаще всего лишены смысла:
- Рассказчик — простой, наивный, советский мужчина средних лет, представитель рабочего класса.
- Работник в депо — ответственный, принципиальный, законопослушный гражданин.
- Председатель домоуправления — скрупулёзный, недоверчивый мужчина.
Есть ли в рассказе положительные персонажи? Большинство героев вызывают ощущение презрения, а их переживания и радости выглядят жалостно.
Главная мысль рассказа Галоша
Демонстрация абсурдности бюрократического аппарата.
Авторские афоризмы
«…Главное, галоша почти что новенькая. Всего третий сезон ношу…»
Читательский дневник — 2
Рассказчик потерял в трамвае галошу. От знакомого вагоновожатого он узнал, что все вещи, которые находят в трамваях, не выкидываются, а хранятся в специальной камере.
Когда герой наш обратился в трамвайный парк, ему по указанным им приметам галошу показали, но выдать отказались: дескать, документ нужен,что эта галоша именно его.
Документ велено было взять в домоуправлении.
В домоуправлении рассказчика заставили написать заявление о потере галоши и выдали соответствующую справку. Вот с этой справкой он и явился в трамвайный парк.
Но тут счастливый обладатель галоши замечает, что первую галошу он где-то потерял и абсолютно точно, на этот раз, — не в трамвае.
Жанр и проблематика
Талантливый писатель обладал редким умением видеть в самых простых вещах трагическое или смешное. Все его произведения реалистичны. Таким же является рассказ «Галоша», где звучит смех автора с горечью. К герою рассказа обычно читатель чувствует симпатию, а вот горечь появляется от бюрократии. В своём юмористическом произведении Михаил Зощенко затрагивает следующие проблемы:
- Повсюду звучит пропаганда заботы о человеке, но на деле оказывается, что граждане страдают от бюрократов.
- Проблема ценностей.
- Уровень жизни советского человека.
Проблема ценностей является главной в рассказе Зощенко, ведь ему дорого всё, что связано с потерянной вещью. Его изорванная калоша теперь стоит на комоде как напоминание о том, что с ним произошло.
Есть у автора и другое произведение о калоше, где идёт повествование о том, как дети нашли такую рваную обувь, сначала немного с ней поиграли, а затем продали тряпичнику. Можно предположить, что этот рассказ «Калоша и мороженое» является продолжением.
Главные герои рассказа Галоша
Рассказчик – мужчина средник лет, простой рабочий человек, небольшая сошка.
Сотрудник в камере пропавших вещей – принципиальный, ответственный, законопослушный гражданин, выдавший калошу только после предъявления справки.
Председатель домоуправления – недоверчивый, скрупулезный человек, выдавший герою справку о пропаже галоши.
План к рассказу «Галоша» могу предложить такой:
- Поездка в трамвае и потеря галоши.
- Совет искать ее в камере потерянных вещей.
- Галош в камере много, требуют описание и конкретные приметы вещи.
- После долгих выяснений галоша обнаружена.
- Отказываются отдать без бумаги и из домоуправления о потере галоши.
- Рассказчик идет в домоуправление и достает нужную бумагу после долгих уговоров.
- По предъявлении бумаги выдают галошу.
- В конце обнаружена пропажа второй галоши.
Вывод и свое мнение
В присущей Зощенко манере в произведении высмеивается ситуация, которая попросту выходит за рамки разумного. Человек, потерявший старую, ободранную галошу должен получить неизвестно у кого справку, чтобы подтвердить свою пропажу.
Для возврата потерянной вещи, не представляющей большой ценности, главному герою приходится потратить много времени, обойти не одну инстанцию, чтобы получить в руки пропажу. И, что самое смешное и печальное одновременно, в итоге он оказывается ни с чем.
Характеристика героев
Если внимательно читать произведение Зощенко «Галоша», то уже с первых строк можно заметить, что повествование идёт от первого лица. Главный герой — рассказчик, который прост и обычен. Но он сталкивается с бюрократическим аппаратом, который всегда действует по одной схеме и с которым невозможно справиться или даже ему противостоять. Как известно, сам автор столкнулся с этой бюрократической системой, когда умер его отец. На тот момент мальчику было всего лишь двенадцать лет. А мама, оставшись одна с восемью детьми, старалась найти помощь.
Пытаясь найти галошу, рассказчик смиряется, а через неделю получает свою продажу и очень благодарен. Итак, основными персонажами рассказа являются:
- рассказчик;
- работник бюро находок;
- председатель домоуправления.
Главный герой у читателя вызывает только положительные эмоции, прежде всего симпатию. Он открытый человек, который видит даже в бюрократах не равнодушную систему, а людей. Отсюда и его несчастья, так как он никак не может отказаться от сочувствия и не вписывается в бюрократическую систему.
Запоминается читателям и сотрудник в бюро находок, который оказывается не только законопослушным гражданином, но ещё и ответственным. Он-то как раз без справки и не соглашается отдать вторую калошу. Зато ее выдаёт председатель домоуправления, который во всём любит порядок. Зощенские герои смешны, но при этом они ещё вызывают жалость.
Художественное своеобразие
Михаил Зощенко, чтобы создать в своём произведении эффект комичности, использует иронию. Так, сам герой говорит о том, что галоша у него почти новая, но при этом сообщает, что носит её третий год. И тут же даётся её описание, чтобы легче её было найти. К этим особым приметам «почти новой» галоши относятся следующие признаки:
- двенадцатого размера;
- обтрёпанный задник;
- сношенная байка;
- каблук сносился;
- еле держится носок.
Чтобы подчеркнуть основную мысль произведения о том, что невозможно одному человеку противостоять целой системе бюрократов, автор использует и однокоренные слова, которые близки, но при этом не являются синонимами. Так, автор может написать в тексте о галоше «остальная», хотя подразумевает слово «оставшаяся».
Герой — один из представителей народа, который вынужден подчиняться чиновникам. Но он сам даже этого не осознаёт. В речи персонажей много разговорных и просторечных слов, например, «ихнее», «архаровец» и другие. Сам рассказчик употребляет большое количество фразеологизмов:
- по гроб жизни;
- ахнуть не успел;
- гора с плеч и др.
Основной персонаж не вступает в прения с чиновниками и практически смотрит на них как на божество, но автор, создавая комический эффект, вводит в его речь и церковные слова, которые никак не могут сочетаться с пролетарской лексикой. Например, он называет работников склада «святыми товарищами». Это смешно, читателю даже кажется, что бюрократы являются ещё и хохликами, которые, как и любая нечистая сила, всячески препятствуют возвращению галоши хозяину.
🗹