Биография художника
В Мариампольском уезде Августовской губернии проживала обедневшая еврейская семья. У родителей 18 (30) августа 1860 года появился сын Исаак. Отец Эйляшив-Лейб (Илья) Абрамович происходил из старинной семьи Кайданова местечка, где сосуществовали шотландские и еврейские общины. Уже в 13 лет его ребенок стал студентом художественного училища. Его учителями были Поленов, Перов, Саврасов.
Через пять лет умерла мать Исаака, финансовое положение настолько ухудшилось, что ему пришлось занимать деньги у преподавателей. Ректор признал талант юного дарования и позволил ему учиться бесплатно. А после смерти отца в 1876 году он стал студентом класса пейзажей Саврасова.
Покушение на жизнь императора привело к тому, что евреям запретили жить в Москве, Левитану пришлось переехать за город. На прибыль от картины «Вечер после дождя» он снял обставленную комнату в столице. В 1885 году Исаак получил диплом, но он стал не художником, а учителем чистописания.
Апрель принес ему интересное знакомство — дружбу с А. Чеховым. Иногда их отношения доходили до соперничества, они часто ссорились. А когда художник влюбился в свою замужнюю студентку, писатель создал рассказ «Попрыгунья», в котором осуждал роман, из-за чего дружба между талантливыми людьми прекратилась навсегда.
Хотя материальное положение Левитана улучшилось, у него возникли проблемы со здоровьем. Пришлось ехать в Крым для оздоровления, после чего он организовал выставку 50 своих картин. Наиболее известные из них:
- «Над вечным покоем»;
- «Март»;
- «Золотая осень»;
- «Березовая роща»;
- «Вечер на Волге»;
- «Осенний день».
В 1898 Исаак стал академиком пейзажного творчества, преподавал живопись в своем училище. Два года назад Левитан переболел тифом, из-за которого обострилась сердечная аневризма. Ему пришлось отправиться в Ялту, но прогрессирование заболевания уже не удалось остановить.
Художник скончался 22 июля (4 августа) 1900, оставив 40 картин и более 300 этюдов незаконченными. После его смерти в Москве и Санкт-Петербурге были организованы выставки.
История создания картины
В 1895 году Левитан начал работу над картиной «Золотая осень». Он проживал в то время в усадьбе под названием Горка, расположенной на территории Вышневолоцкого уезда Тверской области. Художника часто посещала супруга Анна Николаевна Турчанинова вместе с тремя дочками — Варварой, Анной и Софьей.
На берегу озера специально для Левитана был построен двухэтажный дом-мастерская. Леса и реки местности произвели особое впечатление на художника, поэтому он и решил изобразить их на холсте. Искусствоведы утверждают, что на полотне написана Сьежа.
Начал картину художник в Горках, но продолжение и окончание ее осуществлялось уже в Москве. Особой выразительности и большого сходства с реальным пейзажем он смог добиться благодаря исключительной зрительной памяти. Работа настолько увлекла Левитана, что он отказывался покидать свою мастерскую. Вместе с другими картинами осеннее полотно было представлено на нескольких выставках — Товариществе передвижных художественных выставок в Москве и Санкт-Петербурге, Всероссийской промышленной и художественной выставке в Нижнем Новгороде.
В столице полотно купил за 700 рублей Павел Третьяков. Но выплату покупатель задержал — художник получал от него деньги частями. Пока «Золотая осень» путешествовала с выставкой, она побывала в Харькове, где была повреждена. Картины извлекли из рамок, расставили у стен и разложили по полу. На полотно Левитана упал козырек настенного калорифера и порвал его. Позже проблему искусно исправил реставратор Дмитрий Арцыбашев.
В 1896 году картину все-таки забрал покупатель и поместил ее в Третьяковскую галерею. В каталоге она значилась под названием «Осень», что не нравилось художнику. Он считал это наименование слишком грубым. Позже Левитан написал еще одно полотно, которое назвал так же — «Золотая осень». Но оно не было настолько популярным, хотя до сих пор хранится в собрании Государственной Третьяковской галереи.
Домашняя осень Жуковского
Станислав Жуковский любил старинные русские усадьбы, потому звали его певцом усадебных мотивов. Так что совсем неудивительно, что сюжетом одной из его осенних работ «Осень. Веранда», написанной в 1911-м году, стал уютный уголок загородного дома.
Главный объект полотна – природа, на короткий промежуток времени затаившая в себе безумную красоту золотой осени. Макушки елей готовы уколоть ладонь, а золотисто-жёлтые листья вот-вот упадут прямо под ноги. Здесь голубой горизонт с перистыми облаками и сходящий с полотна освежающий осенней прохладой воздух, скользящие под скамью солнечные лучики и природная тишина.
Много солнечного света и огромное разнообразие оттенков. Даже сто лет тому назад собранный букет сохраняет свою жизнь под кистью художника и с течением времени совсем не утрачивает былых красок, указывая на то, что дом совсем не пустует, в нём живут. Только осиротевшая веранда и опавшие с деревьев сухие листья на полу передают нам грустные ноты уходящего лета, плавно переходящего в многоликую, полную красок осень.
Описание пейзажа
Исаак Левитан известен как отличный пейзажист. Он умело передает умиротворенную тишину и покой русской природы, а самим картинам присущ тонкий психологизм, характерный для отечественной школы.
Чаще всего в работах художника можно увидеть несколько составляющих:
- лунную ночь;
- березы;
- волжские плесы;
- стога сена;
- осыпающиеся осенние листья.
Образы пересекаются и изменяются, они дополняют друг друга. Левитан умело смешивает краски, изображая увядающую природу.
Осень — это пора философских размышлений о скоротечности и бренности бытия. Ее описание встречается в работах многих писателей, художников, музыкантов. Эту тему затрагивают представители и других творческих профессий.
Пейзаж написан яркими насыщенными красками, он излучает теплый свет, вызывает чувство гармонии и положительного эмоционального настроя. На самом полотне изображено несколько предметов:
- река;
- золотистый осенний лес;
- небо с легкими облаками.
На переднем плане находятся тонкие осины и березки, справа расстилается речная гладь, подернутая легкой рябью, а вдалеке виднеются сельские деревянные избы. Сама композиция асимметрична, но это не вызывает напряжения при взгляде на нее. Выдвинутые вперед предметы написаны более яркими цветами, сзади расположены приглушенные оттенки.
Красные и желтые тона придают картине оптимистичное выражение, хотя другие осенние миниатюры и этюды изображены в мягкой и даже мрачной гамме. Пожелтевшие березки — главное яркое пятно, их листва покрыта багрянцем, а зеленая трава приглушена пожухлыми кустами. Синяя река уходит вдаль, к горизонту, где все оттенки блекнут.
Осенняя картина не вызывает негативных эмоций. На ней запечатлен солнечный день сентября или октября, когда деревья только начинают желтеть и сбрасывать листву. Зритель ощущает тишину и покой, исходящие от полотна. Пейзаж безлюден, поэтому в него легко погрузиться, отвлекаясь от ежедневной суеты.
Полотно воздушное и легкое, при взгляде на него словно ощущаются дуновения теплого осеннего ветерка, который колышет листья на деревьях. Плывущие облака, журчание реки успокаивают и умиротворяют. Картина словно говорит своим особым языком, она позволяет прикоснуться к природе, почувствовать все ее величие, задуматься о смысле бытия.
Мрачность осени Саврасова
Сумрачные мысли приходят, когда смотришь на картину Алексея Саврасова «Осенний лес. Кунцево. Проклятое место». Что хотел нам поведать художник? Какую тайну открыть? Оказывается, в 1872 году он пытался понять, почему место это народом было прозвано проклятым, и отправился туда, в этот лес, и не смог не взяться за кисть, поделившись с нами своими ощущениями.
Лесной холм с одиноким засохшим деревом, голые ветви которого упрямо смотрят вверх. Сырость, подчёркивающая характер сезона. Да, осень бывает и такой тоже, о чём нам и спешит поведать Саврасов. Всё в тёмных красках. Об осенней палитре напоминает только лишь темно-жёлтый осенний лес с ещё не облетевшей листвой. Чем не проклятое место?
Говорят, что давным-давно там стояла церковь, которая провалилась за одну ночь под землю, потому и не любит народ этот холм, становящийся поздней осенью «мрачнее тучи».
Отношение к полотну
Многие искусствоведы выразили свое отношение к полотну Левитана. В анализе Федорова-Давыдова сказано, что картина захватывает зрителя благодаря эмоциональной полноте. «Золотая осень» отличается красотой и цветовым великолепием, мажорным звучанием золотистой гаммы. Никто из русских художников до Левитана не мог изобразить осень так торжественно и спокойно. Даже сам Исаак в предыдущих своих работах изображал мрачную пору.
Дмитрий Сарабьянов сравнивал «Золотую осень» с картиной «Март». Ему не понравилось, что в первом пейзаже нет ощущения фрагмента природы, который чувствуется во втором. Но Левитан все же очень умело соединил золотую гамму листвы с синевой речной глади. Естественная уравновешенность полотна привлекла искусствоведа, он проявил интерес к необычной композиции пейзажа. Картина развернута в ширину, но в то же время она направлена на зрителя.
Фаина Мальцева в своем конспекте приводит краткий анализ осеннего холста — образ заключает в себе глубокое содержание, которое раскрывается постепенно. Для того чтобы увидеть все детали полотна, зритель должен внимательно изучить его. Ведь художник старался не просто передать цветовую гамму осени, он пытался изобразить воздушность и легкость солнечного дня. У Левитана получилось в декоративной форме передать поэтичный целостный образ осеннего пейзажа.
Что любят русские художники в осени
Какой русский художник, поистине любящий родную природу, не писал картин, посвящённых осени? Я думаю, нет таких. Ведь это время года – буйство ярких и сочных красок, радующих глаз. Этот сезон — настоящий источник вдохновения.
Даже если Вам не удаётся выбраться в лес или парк, достаточно посмотреть на полотна известных мастеров художественной кисти, чтобы, тихо шурша, жёлтые листья упали в Ваши ладошки, капелька дождя игриво повисла на кончике носа, а из осеннего воздуха повеяло лёгкой прохладой.
Не спорю, среди художников и поэтов есть и те, кто видит в позднеосенних пейзажах иное настроение – хмурость неба, неказистость деревьев, серость дождливой погоды. Но такую осень тоже нельзя вычёркивать из нашей жизни, она имеет место быть!
Давайте разберём некоторые известные работы русских художников, игриво и не очень воспевающих великолепие осени.
Интересные факты
В истории создания картины есть несколько интересных фактов и секретов, которые хранил художник. Сохранилось письмо Левитана, в котором он отказывается от предложения Василия Поленова погостить у него в Бороке. Исаак ответил, что работа над пейзажем его настолько поглотила, что он уже неделю не может оторваться от полотна.
Сумма, которую Третьяков заплатил за картину, позволила художнику долгое время жить безбедно. И хотя полотно было испорчено в Харькове, Павел все-таки не отказался от его приобретения. В самом начале творчества критики не воспринимали работы Исаака. Многие упрекали его в том, что еврей не может правильно передать русскую природу. Художник доказал обратное — его признали одним из лучших отечественных пейзажистов.
Сам Левитан не считал «Золотую осень» лучшей из своих работ. Он пытался повторить ее, создал небольшую репродукцию. Но в этот период наступило затишье в его творческой фантазии. Новый пейзаж выглядел менее ярко, так как он использовал более приглушенную палитру. Да и особого восторга со стороны критиков и простых зрителей второе полотно не получило.
Картина Левитана преподносит хороший урок: нужно научиться замечать красоту вокруг себя, отрешиться от рутинной суеты и порадоваться природе. Полотно способно пробудить чувство прекрасного даже в самом черством человеке. Да и сам художник писал его не для получения прибыли или похвалы, он хотел передать всю красоту русской природы зрителям.
Золотая пора Остроухова
Русский художник-передвижник Илья Остроухов благодаря осени обрёл множество поклонников своего таланта. Его работа «Золотая осень», посвящённая восторженным чувствам автора к этому времени года, в 1887 году была представлена на общественной выставке и приобретена известным меценатом Павлом Третьяковым, став одной из экспозиций Третьяковской галереи.
Пейзаж картины взят в окрестностях деревни Абрамцево, куда часто приезжали представители искусства. Переливающаяся золотом чаща – основа полотна. Всё в жёлтых и оранжевых тонах осени – клёны, осинки. Но нет-нет да просвечивают зелёные трава и ещё не облетевшие кустарники, своим сохранившимся видом напоминающие, что можно наслаждаться бархатным сезоном — до зимы ещё далеко.
Небо лишь изредка просвечивает сквозь одетые в золото деревья. Яркость и красоту осенних красок подчёркивают контрастные чёрные стволы. А особенно наблюдательные смогут различить на тропинке двух сорок, что-то выискивающих среди павших листьев.
У Остроухова получился «пейзаж настроения». Наиболее известными представителями этого жанра считаются Левитан и Саврасов. Давайте на контрасте перейдём к творчеству последнего.
🗹