Хлебников Велимир (биография 28 октября [9 ноября] 1885 — 28 июня 1922) — русский поэт и прозаик, один из крупнейших деятелей русского авангарда. Входил в число основоположников русского футуризма; реформатор поэтического языка, экспериментатор в области словотворчества и зауми, «председатель земного шара».
? Биография Велимира Хлебникова (1885-1922)
Уже к четырем годам Виктор (так его нарекли от рождения) бойко читал по-русски и по-французски, неплохо рисовал. Он родился 28 октября 1885 года в Калмыкии. В семье, кроме него, было еще два брата и две сестры. Мать дала всем пятерым детям блестящее образование, сумела привить им любовь к литературе, языкам, истории. Отец был орнитологом и часто брал сына с собой в степь. Ребенок мог часами слушать пение птиц и наслаждаться им, смотреть на небо, наблюдать ход облаков.
Увлеченно, даже одержимо Виктор учился в Симбирской гимназии, а затем в Казанском и Петербургском университетах. Казалось, он пытается объять необъятное. Увлечение математикой сменялось любовью к химии и кристаллографии. Санскрит и восточные языки способствовали рождению интереса к славянскому корнесловию. В 1903 году Хлебников принимает участие в студенческой антиправительственной демонстрации. Следуют арест, исключение из университета и месяц тюрьмы, после чего он резко изменяется как человек. Хлебников приезжает в Москву. Он дает себе обет – найти законы времени. Известность Хлебникова начинается после того, как он приезжает для продолжения учебы в Петербург.
Семья, детство, учеба
В поэме «Хаджи-Тархан» (1913) В. Хлебников писал о прошлом Астрахани как колыбели своих предков по отцовской линии (русских хлеботорговцев). В его жилах была также армянская кровь и кровь запорожцев. Отцу, орнитологу и лесоводу, в будущем одному из основателей Астраханского заповедника, он обязан интересом к естествознанию. Мать, двоюродная сестра народовольца, российского революционного деятеля Александра Дмитриевича Михайлова, историк по образованию, способствовала общегуманитарным увлечениям сына. В детстве Велемир несколько лет провел на Украине и в Среднем Поволжье. Окончил гимназию в Казани, там же как естественник учился в университете, увлекаясь идеями Лобачевского.
Велемир Хлебников участвовал в студенческих волнениях, побывал в тюрьме. Перевелся в Петербург, где ряд лет проучился и как студент-филолог. Не окончил курса, предпочитая путь самообразования. В 1903 году был в экспедиции в Дагестане, в 1905 — на Северном Урале. С началом войны с Японией, под влиянием гибели броненосца «Петропавловск» (1904), клянется найти «основной закон времени», который управляет историческими катаклизмами, судьбами людей и всем мирозданием.
Пробы пера. Ранние публикации. Поиск учителей
Первые творческие опыты Хлебникова — не столько стихи, сочинявшиеся еще с 11 лет, сколько «снимки» — записи фенологических и орнитологических наблюдений, перемежаемых размышлениями на темы биологии, психологии, философии, этики и набросками автобиографической прозы («Еня Воейков»). Студентом напечатал несколько статей по орнитологии. Событием явился «Опыт построения одного естественнонаучного понятия» (1910; о понятии «метабиоз», парном к «симбиозу») — попытка синтеза естественнонаучного знания с гуманитарным. Видимо, еще из Казани какую-то рукопись посылал на отзыв Максиму Горькому.
В 1908 году в Крыму Велемир Хлебников познакомился с Вячеславом Ивановым, переписывается с ним, входит в круг его «Академии»; их пути быстро разошлись, но добрые отношения остались. Журнал «Весы», стихи Федора Кузьмича Сологуба и Сергея Митрофановича Городецкого, стихи и проза Кузмина, «Серебряный голубь» Андрея Белого, творчество Александра Блока, Алексея Михайловича Ремизова, Мориса Метерлинка, Уолта Уитмена, французских художников — среда, в которой живет Хлебников в Петербурге в 1908-1910.
Литературный дебют Хлебникова — публикация переполненного неологизмами стихотворения в прозе «Искушение грешника» (журнал «Весна», 1908, № 9) — прошел незамеченным, но приводит к дружбе с Василием Васильевичем Каменским, который позже знакомит Хлебникова с братьями Бурлюками, Еленой Генриховной Гуро (наст. фамилия Нотенберг) и Михаилом Васильевичем Матюшиным. «Аполлон» отказывается печатать поддержанный Ивановым и Кузминым «Зверинец» Хлебникова, и настоящий его дебют знаменуют «Заклятие смехом», помещенное Н. И. Кульбиным в «Студии импрессионистов», и публикация «Зверинца» в первом «Садке судей» (1910). Кубофутуризм пытается использовать «великого гения современности» как знамя в своей борьбе с символистами и акмеистами. Хлебников же ищет «собеседников» во всей мировой культуре — от Эхнатона, Пифагора, Лао-цзы, Иисуса и Ариабхаты до новейшей физики, от Низами, Леонардо да Винчи, Александр Пушкина и Андрея Никифоровича Воронихина до Герберта Джорджа Уэллса, Александра Николаевича Скрябина, Пабло Пикассо и Владимира Евграфовича Татлина.
«Гилея»
Углубленный в свои «осады», не преуспевавший в публичных выступлениях, Будетлянин сближается с широким кругом молодых поэтов и художников авангарда, много печатается в их изданиях. Велемир Хлебников часто посещает любимую им Москву и родных в Астрахани. Вместе с Бурлюками, Каменским, Бенедиктом Константиновичем Лившицем и Алексеем Елисеевичем Крученых входит в группу «Гилея». В 1912 году знакомится с Владимиром Владимировичем Маяковским, участвует в подготовке манифеста для сборника «Пощечина общественному вкусу», затем — и других подобных деклараций 1913-1914 годов. Иждивением Давида Давидовича Бурлюка издает в Херсоне статью-брошюру «Учитель и ученик». Читателю уже известны многие тексты Хлебникова (часто с искажениями), в том числе пьесы «Маркиза Дэзес» и «Чертик», поэмы «Журавль», «Шаман и Венера», «Гибель Атлантиды», «Сельская дружба», стихотворения «Сегодня снова я пойду…», «Кузнечик», «Времыши-камыши…», «Там, где жили свиристели…», «Когда умирают кони, дышат…», «Семеро», «Числа», рассказы «Закаленное сердце» и «Николай», статья «О расширении пределов русской словесности». Но почти для всех он остается в тени своих товарищей.
Война. Солдатчина. Революции
К началу мировой войны «Гилея» уже распадается. Вскоре будет закрыта и «Бродячая собака» — место, где нередко бывал Хлебников (ей посвящены ряд строф в неоконченной поэме «Олег Трупов», 1915). Контакты с товарищами не прекращаются, манифесты «Короля времени Велимира I» в листовке «Труба марсиан», 1916, подписывают Н. Н. Асеев, Г. Н. Петников и М. М. Синякова. У сестер Синяковых, в Красной Поляне, дачной местности под Харьковом, поэт неоднократно находит приют в 1916-1920 годах (до этого он часто бывал гостем у дачников в Куоккала). С апреля 1916 по май 1917 года Велемир Хлебников — рядовой «под ружьем» в запасных полках Поволжья, в казармах и разных больницах «на обследовании». И в этих тяжелых условиях он пишет и публикует несколько, в основном, антивоенных стихотворений, которые позднее войдут в «сверхпоэму» «Война в мышеловке» (1915-1919-1922; опубликована в конце 1920-х).
Весной 1917 года в Харькове крошечным тиражом публикуется «Воззвание Председателей Земного шара» и популярное ныне стихотворение «Свобода приходит нагая…» — отклики на Февральскую революцию. С не меньшими надеждами встречен им и Октябрьский переворот. Предчувствуя события, Хлебников становится свидетелем-«репортером» борьбы и боев в Петрограде, Москве и Астрахани, где живет до весны 1919. Еще в конце 1916 предсказывает время начала Гражданской войны. Ее он непосредственно переживает в Харькове, взятом Деникиным. Переносит два тифа, осенью 1919 года, избегая мобилизации, проходит обследование в психиатрической больнице, где пишет поэмы «Лесная тоска», «Поэт» и «Гаршин».
В 1919-20 годах в голодном Харькове Хлебников испытывает огромный творческий подъем. Здесь написаны и поэмы «Ночь в окопе», «Три сестры» и «Ладомир», и такие «сверхпоэмы», как «Азы из Узы» и «Царапина по небу», заполняется десятками стихотворений и разными набросками подаренный ему так называемый «Гроссбух». В конце 1920, перебравшись в Баку, Хлебников находит, наконец, и «основной закон времени» (он видит в нем главнейшее из всех своих достижений, более важное, чем стихи).
Баку. Персия. Пятигорск
Активно сотрудничая как литератор с Советской властью, Велемир Хлебников клеймит и расстрел царской семьи, и ужасы Чека. Его нисколько не увлекает белое движение, и к плакату РОСТА он пишет агитку «От зари и до ночи / Вяжет Врангель онучи…» В апреле 1921 с частями Красной Армии отправляется в Персию. С ней связаны стихотворения «Иранская песня», «Ночь в Персии», поэма «Труба Гуль-муллы» — своего рода дневник его путешествия. Прощанию с Закавказьем посвящено стихотворение «Ручей с холодною водой…». Октябрь Хлебников проводит в Железноводске, пополняя «Гроссбух», часть ноября и декабря, в Пятигорске. Творческий подъем не ослабевает, вопреки предельно тяжелому быту, голоду и болезням. Здесь завершены поэмы «Ночной обыск», «Председатель Чеки», «Ночь перед Советами», «Настоящее», «Горячее поле» («Прачка»), «Переворот во Владивостоке», «Берег невольников», «Шествие осеней Пятигорска», стихотворения о голоде в Поволжье, о Лермонтове, о 1905 годе и Москве, о Бурлюке и Крученых и других, рождается строка «Русь, ты вся поцелуй на морозе!», продолжается работа над «Досками судьбы» и «Зангези».
Москва. Кончина. Послебытие
После двух с половиной лет, под новый 1922 год, Велемир Хлебников возвращается в Москву. Он уже знает, что Маяковский не выполнил обещания и не издал том его произведений, но еще надеется на возвращение оставленных рукописей, однако «другу» — не до этой заботы. В апреле происходит разрыв отношений с былым «гилейцем», становящимся «лефовцем». Будетлянина одолевают приступы малярии, его быт по-прежнему тяжел. Рядом с ним Митурич, семья Исаковых, Спасские, молодежь Вхутемаса. Чтобы собрать силы для поездки в Астрахань, в мае Хлебников отправляется с графиком Петром Васильевичем Митуричем отдохнуть в Новгородской глуши. Там недуги берут свое, помощь из Петрограда и Москвы уже не может спасти тяжело умиравшего поэта. Теперь его могилу на Новодевичьем кладбище в Москве отличает массивное изваяние «каменной бабы», воспетой им в 1919 году в одноименной поэме.
Русская писательница-мемуаристка Надежда Яковлевна Мандельштам, как до этого, в первые месяцы 1922 года, Брики, не один раз подкармливала Хлебникова. Во время этих «обедов» проходили его беседы с ее мужем. Их значение обнаруживается в серии статей Мандельштама 1922-23, его стихотворениях тех же лет и позднее — в «Восьмистишиях», «Стихах о неизвестном солдате» и, что пока является гипотезой, даже в так называемой «Оде Сталину», где, возможно, в особо «хитрых углах» портрета «отца народов», присутствует и образ Хлебникова — «близнеца» и «отца» автора. Если так, то именно здесь непредсказуемо сошлись вершины акмеизма и будетлянства. (В. П. Григорьев)
? Творчество Велимира Хлебникова
Вначале начинающий автор входит в круг символистов. Хлебников бывал на знаменитой «Башне» Вячеслава Иванова. Здесь, кстати, его и окрестили Велимиром. Затем, вместе с Маяковским, Крученых, Д.Бурлюком Хлебников публикует стихи в сборнике «Садок судей», с которого начинается русский футуризм. Однако творчество самого Хлебникова с самого начала не укладывалось в рамки футуризма. Его стремление к примитиву, к природе, идеализация языческой Руси и прошлого славянства знаменовали иные тенденции, чем у его сотоварищей по футуризму. Даже вместо термина «футуристы» он создал термин на основе русского словообразования — «будетляне».
Хлебников чрезвычайно много занимался изобретением новых слов, но мало что прижилось и осталось в языке – разве что «самолет» (и то некторые исследователи считают автором этого неологизма другого поэта-футуриста – Василия Каменского). Рассеянный чудак в быту, углубленный в свои думы и вычисления, привыкший к одиночеству и житейским лишениям, Хлебников своей неприспособленностью и непрактичностью отличался от своих товарищей по футуризму, задиристых, энергичных.
Он скитался по каким-то комнатушкам, все время без средств, без сколько-нибудь налаженного быта, перебиваясь на весьма скромную и далеко не постоянную поддержку семьи или на грошовые уроки. Неприятие Хлебниковым буржуазно-мещанского быта, его бунтарский пафос, хотя и политически неопределенный, неоднократно прорывается и в его стихах, особенно позднего периода.
Начало пути (детство)
Биография Велимира Хлебникова содержит немало удивительных фактов, и один из них — это его имя. На самом деле поэта звали Виктором Владимировичем Хлебниковым, но деятель нередко использовать всем известный псевдоним — Велимир. Также прозаик писал и под именем «Е. Лунева».
Биография Велимира Хлебникова началась в 1885 году (9 ноября), когда будущий великий поэт родился в семье ученых. Отец его был орнитологом, а мать изучала и преподавала историю. Его родиной считается Малодербетовский улус (Астраханская губерния), сейчас же эти земли включены в территорию Калмыкии.
Это удивительно, но будущий прозаик и поэт изначально закончил физико-математический факультет, но параллельно Велимир создавал небольшие пьесы. Так, будучи 19-летним студентом, он отправил на публикацию одну из своих работ в издательство, которое курировалось под эгидой Максима Горького. Однако первая попытка не увенчалась успехом. На этом творческая биография Велимира Хлебникова не закончилась, а наоборот, стала набирать необычный оборот.
? Интересные факты
- В силу рассеянного характера и скитальческого образа жизни Хлебников не берег написанное. Однажды он даже поддерживал собственными рукописями огонь костра, ночуя в голой степи, чтобы не замерзнуть окончательно.
- Во второй половине 60-х гг. прошлого века прах Хлебникова был перенесен на одно из московских кладбищ с погоста глухой деревушки Санталово, где он окончил свои земные дни, убитый недоеданием и параличом ног в 1922 году. Этот факт нашел отражение в одном из стихотворений поэта Бориса Слуцкого.
- Хлебникова по праву причисляют к поэтам-пророкам. Он предвидел Первую мировую войну.
- С точностью до года в «Досках судьбы» он предсказал дату Октябрьского переворота. Маяковский и тот ошибся на год…
Тяжелые времена
Интересный факт из биографии Велимира Хлебникова: русский поэт и прозаик был настоящим бунтарем, что сказывалось на его образе жизни. Даже в самый расцвет своей творческой карьеры мужчина был вынужден скитаться по холодным комнатам, питаясь дешевыми крупами и черствым хлебом. Он жил только лишь на те деньги, которые получал от своих родителей. Иногда Хлебников давал уроки истории или размещал свои труды в журналах, но и этого заработка не хватало даже на то, чтобы хоть как-то наладить свой быт и жить как все. Эти сложные периоды нередко отражаются в стихах и статьях Виктора Владимировича.
Несмотря на это, судя по краткой биографии Велимира Хлебникова, можно сказать, что человек всегда был верен своим интересам и не поддавался чужому влиянию. За это он мог благодарить свое бунтарство и желание постоянно развиваться, экспериментировать. Его жизнь отчасти напоминает судьбу героя Джека Лондона в книге «Мартин Иден», только стремление Велимира было вызвано любовью к созданию новых слов, к философским размышлениям, но никак не к женщине.
Стальной характер
Биография Велимира Хлебникова (фото литератора поданы в статье) показывает, что он обладал незаурядными мыслительными способностями, а также бунтарским духом и абсолютным безразличием к каким-либо моральным устоям. Этот человек всегда был погружен в себя, находился в постоянных размышлениях. Порой говорил так, что приходилось подходить вплотную к Велимиру, дабы расслышать хоть что-то из его речи.
Несмотря на все странности, Виктор Владимирович создавал настолько талантливые и красноречивые строчки, что многие опытные поэты и прозаики могли позавидовать. Никто не знал, что тревожило русского деятеля. Возможно, его провальные работы или невозможность познать истину. К сожалению, весь творческий путь Велимира пришелся на Гражданскую войну, которая привела к еще большему хаосу в государстве.
Всю жизнь, даже несмотря на бедность, писатель, орнитолог, филолог и историк в одном лице старался создать новую дисциплину, которая бы соединила математику с историей, лингвистику с поэзией. На первый взгляд такую задачу выполнить невозможно, но Велимир Хлебников верил в свою мечту, и поэтому старался всегда путешествовать при первой возможности, общаться с уникальными и интересными людьми, изучать историю своего государства и давать прогнозы на будущее.
Странное поведение деятеля
До сих пор ведутся споры по поводу психического здоровья Хлебникова. Одни утверждали, что юный прозаик помешался на своих интересах, чем и оправдывают его странное, чудаческое поведение. Кто-то, наоборот, говорил, что этот человек просто своеобразен, отчего ему удавалось создавать действительно шедевральные работы.
Описывали деятеля так: «Он был непрактичным, но при этом горел творчеством. Готов был жертвовать последними штанами ради создания новой работы». И действительно, многие отмечали, что их вводило в ступор внезапное появление поэта в мешковине вместо штанов, а порой и вовсе в одном нижнем белье. У него практически не было денег на новую одежду, поэтому на всех вещах были протертые дыры, а ткань выглядела так, словно ею мыли полы. Некоторых людей это настолько удивляло, что они из жалости шили писателю вещи из старых занавесок. Такой поступок сделала Рита Райт, которая не могла наблюдать за тяжелой жизнью Хлебникова.
Подводя итоги
Те, кто был знаком с Велимиром Хлебниковым утверждают, что это — необычный человек и таких очень мало в мире. Он грезил своим желанием писать, отчего создавал сотни стихов, которые потом сам же и сжигал. Это был человек, под чьим пером рождались шедевры, хотя сам Велимир об этом порой не догадывался. Интересный факт, но писатель всегда хранил самые ценные работы в подушке, потому что, переезжая, ее всегда нужно было брать с собой. Однако Виктор Владимирович умудрялся терять свои рукописи.
Его нестандартное поведение изучалось столичными и петербургскими психиатрами, ведь считалось, русский деятель лишь таким необычным образом отклоняется от службы в армии. Неоднократно признавали, что Хлебников был психически нездоров и попадал под исследование, но серьезному лечению не подвергался никогда.
🗹