Краткое содержание сказки
Алеша — умный и добрый мальчик. Он воспитывается в пансионе. Родители, наперед заплатив за его обучение, редко навещали сына. От одиночества мальчик погружается в мир своих фантазий. Он подружился с черной курицей, даже однажды спас ее от смерти. Чернушка знакомит мальчика с жителями подземного королевства, в котором курочка состоит на службе у короля в должности министра. Король за спасение Чернушки дарит Алеше чудесное семечко. Мальчика предупреждают, что тайну о подземном королевстве он не должен раскрывать никому. Волшебное свойство семечка помогает мальчику выделиться среди других учеников своими знаниями, хорошо отвечать на занятиях. При этом он не прилагал никаких усилий на подготовку. Сначала Алеша чувствовал угрызения совести. Но вскоре стал высокомерным. Из любимого всеми прилежного мальчика Алеша превратился в заносчивого и грубого. Все от него отвернулись. Испугавшись наказания учителя, мальчик предал жителей подземного королевства. Теперь должны они переселиться в другое место. Но добрая курочка не держала зла на мальчика. Чернушка только попросила, чтобы Алеша исправился. Проболев несколько недель, он изменился, снова стал прилежным учеником и любимцем учителей и товарищей. Читать сказку онлайн полностью можно на нашем сайте.
Ботаник, чиновник, участник Отечественной войны 1812 года
Орест Кипренский. Портрет Александра Пушкина (фрагмент). 1872. Государственная Третьяковская галерея, Москва
Мориц Михаэль Даффингер. Портрет Антония Погорельского (фрагмент). 1827. Литературный музей Института русской литературы Российской академии наук, Санкт-Петербург
Карл Брюллов. Портрет писателя Антония Погорельского (фрагмент). 1836. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Антоний Погорельский — литературный псевдоним Алексея Перовского. Он взял его в 1828 году, когда только начал писать. Фамилию Перовский придумал сам — образовал ее от названия своей усадьбы Погорельцы.
Погорельский родился в 1787 году в Москве. Он был внебрачным сыном графа Алексея Разумовского, министра народного просвещения. Мать будущего писателя — Мария Соболевская — происходила из мещан и была дочерью учителя по верховой езде. Она прожила с Разумовским более тридцати лет, у них родилось десять детей. Все они считались незаконнорожденными и носили фамилию Перовские — от названия имения Перово. Однако Разумовский добился личного разрешения Александра I на дворянство для всех своих детей.
Детство Погорельского прошло в Почепе — имении его отца в Черниговской губернии. Он получил хорошее домашнее образование: Алексей Разумовский нанял всем детям учителей по иностранным языкам, истории, естественным наукам. Особенно Погорельский интересовался ботаникой. С детства он собирал гербарии, коллекционировал редкие растения. В то же время Погорельский писал небольшие рассказы. На один из юбилеев он подарил отцу тетрадку со своими сочинениями.
В 1805 году Погорельский поступил в Московский университет. Во время учебы он перевел на немецкий язык «Бедную Лизу» Николая Карамзина. А вскоре познакомился с самим писателем и с поэтами Петром Вяземским и Василием Жуковским.
Первыми опубликованными произведениями Погорельского стали лекции по биологии «Как различать животных от растений», «О цели и пользе Линнеевой системы растений» и «О растениях, которые бы полезно было размножать в России». Еще он сочинял амфигури — шуточные стихотворения-бессмыслицы.
Погорельский был членом нескольких научных и литературных кружков, в том числе «Общества истории и древностей российских», «Общества любителей российской словесности». Он посещал литературные вечера и салоны.
В декабре 1807 года Антоний Погорельский окончил Московский университет. Он поступил на службу в один из департаментов Сената, где работал экзекутором — чиновником по хозяйственным поручениям. Вместе с тайным советником Петром Обрезковым Погорельский побывал в Казанской и Пермской губерниях. А к 1812 году он получил должность секретаря министра финансов, которую вскоре оставил из-за начала войны с Наполеоном. Против воли отца Погорельский записался в армию добровольцем. Он участвовал почти во всех главных сражениях войны, в том числе в боях под Кульмом и в районе села Тарутино.
После битвы под Лейпцигом Погорельский остался в Германии. Он служил в лейб-гвардейском Уланском полку, был адъютантом князя Николая Репнина — генерал-губернатора королевства Саксонского. Погорельский получил несколько наград — орден для российских чиновников в Германии, Святого Владимира 4-й степени, Святой Анны 2-й степени.
В свободное от службы время Погорельский изучал немецкую литературу. Он увлекся немецким романтизмом, особенно творчеством Эрнста Гофмана.
Анализ сказки Черная курица, или Подземные жители
В реалистическую трогательную историю о забытом родителями мальчике автор вводит элементы волшебной сказки. Сначала автор вызывает у читателя сочувствие к доброму мечтательному Алеше, которого гнетет его одиночество. Потом показывает, как ребенок меняется в худшую сторону, получив чудесный дар. Он не смог достойно им распорядиться, и бремя славы его сломало. За одним плохим поступком следуют другие. Но автор дает возможность своему герою исправиться. Чему учит сказка Черная курица, или Подземные жители? Автор предостерегает читателей от нечестных поступков. Он хочет, чтобы читатели поняли: одна небольшая ложь тянет за собой другие плохие поступки, в которых рано или поздно придется раскаиваться. Еще два важных акцента делает Погорельский в сказочной повести – успех и уважение окружающих нужно заслужить; ошибки исправлять никогда не поздно.
Анализ 3
Воспитательное значение
Произведение твердит нам о главном: все мы честны и благородны в наших сердцах, но к добру себя нужно приучать. Быть честным, ответственным, заслужить признание и любовь окружающих — все это требует усилий. В противном случае несчастье может угрожать даже тому, к кому мы привязаны, и кто дорог нам. Истинное чудо может возможно лишь один раз, и нужно быть готовым и достойным к нему. Нужно учить себя скромности, трудолюбию, честности, уважению к людям, доброте. Нужно жестче обращаться с самим собой. Достигать своих целей нужно самому.
Нужно жить без лжи, быть смиренным, прислушиваться к другим людям. Нельзя превозносить себя так, будто ты лучше, быть эгоистом. Нужно прислушиваться к совести.
Черты стиля
Своеобразное мышление мальчика, героя рассказа, видевшего многие события произведения, помогло автору выбрать изобразительные инструменты. Поэтому читателям интересно наблюдать за историей в «Черной курице».
Автор, профессиональный в выдуманных историях, также не оставил без внимания детальную реконструкцию настоящей жизни. Словно полон деталей, словно с реальности, набросал картину прекрасного Петербурга, если быть точным, одной из его древнейших улиц — Первой линии Васильевского острова с ее тротуарами, сделанными из дерева, маленькими домами, покрытыми голландской плиткой, и свободными внутренними дворами, окруженными барочными досками. Погорельский внимательно и детально описал наряд Алеши, украшение стола, мудреную прическу жены учителя, выполненную в популярном на тот момент стиле, и многие другие предметы петербургской жизни XVIII века.
В бытовых событиях истории проскальзывает легкая насмешливая улыбка писателя. Так создаются эпизоды, воспроизводящие веселую суматоху в квартире преподавателя до того, как приехал директор. «Черная курица» легка и понятна людям сегодняшнего мира. Практически нет архаичной лексики, устарелых поворотов разговора. И наравне с этим история построена на разнообразии в стилях. Это эпическая неторопливая экспозиция, эмоциональный рассказ о спасении Чернушки, о замечательных инцидентах, происходивших с подземными жителями. Зачастую писатель обращается к обычной, реалистичной и живой беседой между героями рассказа.
Прогулки с Чернушкой
Ночью Алёша долго не мог заснуть, неожиданно в комнате распахнулись двери, появилась Чернушка, которая человеческим голосом позвала мальчика. Курочка повела своего спасителя через комнаты старух, также проживавших в пансионате. Чернушка попросила Алёшу не шуметь, но мальчик позвал кошку, которая замяукала, отчего попугай проснулся и закричал. Сразу после этого отважные путешественники бросились наутёк.
По словам курочки, он своим шумом разбудил рыцарей стражников, теперь им придется идти другой длинной дорогой. Открылась дверь в большой зал, около стен которого стояли два огромных рыцаря. Как только Чернушка с мальчиком дошла до центра комнаты, статуи ожили и набросились на курочку, которая неожиданно увеличилась в размерах и вступила в бой. Алеша, не выдержав такого испытания, упал в обморок. Очнулся он уже утром в своей постели. За обедом учительница рассказала мальчику, что куда-то пропала черная курочка, они обыскали амбар, но так и не нашли её.
Днем Алеша занимался следующим:
- подготовился к урокам;
- поискал Чернушку во дворе;
- послушал небольшую лекцию;
- собрался в очередную прогулку с курочкой.
Следующей ночью Чернушка вновь пришла к Алеше, повела его короткой дороге, а мальчик, уже зная о том, что не нужно шуметь, вел себя тихо и осторожно. Среди них был человек с венцом на голове и величественной осанкой
Это был король, который поблагодарил Алёшу за спасение их министра Чернушки от жестокой и неминуемой смерти. В качестве подарка мальчик попросил улучшить ему память, чтобы он мог с легкостью учить уроки. Король отдал Алеше волшебное семечко, но попросил у него никому не рассказывать об увиденном
Среди них был человек с венцом на голове и величественной осанкой. Это был король, который поблагодарил Алёшу за спасение их министра Чернушки от жестокой и неминуемой смерти. В качестве подарка мальчик попросил улучшить ему память, чтобы он мог с легкостью учить уроки. Король отдал Алеше волшебное семечко, но попросил у него никому не рассказывать об увиденном.
🗹