- Краткие содержания
- Шмелев
- Человек из ресторана
Действие разворачивается в дореволюционное время в России. Рассказ ведется от лица официанта Скороходова Якова Сафроныча, работавшего в ресторане. Много лет он занимался этим делом и даже в какой-то мере гордился своей работой, тем, что зарабатывает на жизнь честным трудом. Яков Сафроныч считал, что Колюшка несправедливо думает о нем лишь как о лакее, который пресмыкается перед другими. У него была семья: жена, сын Николай, учившийся в реальном училище, и дочь Наталья, окончившая гимназический курс. Одну из комнат Скороходов сдавал жильцу, с которым постоянно спорил, поскольку тот сильно пил. Однако в целом жизнь текла своим чередом, и у Скороходова было всё хорошо.
В одно воскресенье, после того, как Кирилл Саверьяныч, друг героя, и Яков Сафроныч сходили к обедне, между Николаем, его отцом и гостем зашел спор о религии и науке. Спор дошел до того, что оппоненты стали кричать о Евангелие. Но внезапно вышел сосед Кривой и стал угрожать, что донесет о «политическом разговоре». Николай опрокинул на него стакан. Кривой начал скандалить, стал кричать, чтобы Колюшка извинился и купил ему новый пиджак. Но сын в ответ назвал соседа паразитом. Кривой ушел, а Кирилл Саверьяныч начал кричать, что из-за Скороходовых ему «пропадать».
Яков Скороходов продолжал работать, но через какое-то время произошел неприятный случай: совершил самоубийство сосед Кривой. С этого момента у Скороходовых начались большие неприятности. Якова Сафроныча вызвали в училище к директору из-за дерзости его сына, требовали, чтобы тот извинился перед учителем, но гордый Николай не пожелал этого сделать, поэтому его исключили. Внезапно дочь начала встречаться с военным. Скороходовы сменили квартиру. Коля подружился с новыми жильцами, которые окончательно втянули его в неприятности, познакомив с революционными идеями, вскоре пришли полицейские и забрали его, а затем отправили в ссылку.
Дочь Наталья устроилась кассиршей в универмаг, продолжала жить с офицером, который всё тянул с женитьбой. Когда она забеременела, потребовал избавиться от ребенка, промотался и попросил её о материальной помощи. Дочь бросилась к отцу, но того уволили из ресторана, из-за того, что сына находился под арестом. Мать не вытерпела горя и вскоре скончалась. Наталья родила дочь Юлю и оставила его отцу. Яков Сафроныч стал работать приходящим официантом, чтобы прокормить себя и внучку. Коля в Рождество попытался бежать, что ему удалось. Через некоторое время его поверенный сообщил Якову Сафронычу, что с ним всё хорошо.
Постепенно жизнь героя стала налаживаться. Профсоюз потребовал восстановить в должности Скороходова. Яков Сафроныч снова занялся своим делом.
Рассказ учит тому, что никогда нельзя отказываться от веры, нужно верить в то, что всё будет хорошо, продолжать трудиться, не опускать руки и уметь прощать.
Читательский дневник.
Другие произведения автора: <- Солнце мертвых? ШмелевБогомолье ->
Пересказ повести Шмелева «Человек из ресторана»
По прошествии времени Яков Софроныч понял: все началось с самоубийства Кривого, их жильца. Перед тем он рассорился со Скороходовым и обещал донести, что Колюшка с Кириллом Северьянычем про политику спорят. Он же, Кривой, в сыскном отделении служит.
А удавился-то он оттого, что выгнали его отовсюду и жить ему стало не на что.
Как раз после этого Колюшкин директор вызвал к себе Якова Софроныча, и Наташа с офицером встречаться стала, и квартиру сменить пришлось, и новые жильцы появились, от которых Колина жизнь пошла прахом.
В училище требовали, чтобы сын (он и вправду резок, даже с отцом) извинился перед преподавателем. Только Колюшка стоял на своем: тот первым унизил его и с первого класса издевался, оборвышем звал и не Скороходовым, а Скомороховым.
Одним словом, исключили за полгода до окончания. На беду, еще подружился с жильцами. Бедные, молодые, живут как муж с женой, а не венчаны. Вдруг исчезли.
Явилась полиция, сделали обыск и Колю забрали — до выяснения обстоятельств забрали, — а потом выслали.
Не радовала и Наталья. Зачастила на каток, стала еще более дерзкой, приходила поздно. Черепахин, влюбленный в нее жилец, предупредил, что за ней ухаживает офицер. Дома стоял крик и рекой лились оскорбления. Дочь заговорила о самостоятельной жизни. Вот скоро выпускные экзамены, и она будет жить отдельно.
Ее берут в приличный универмаг кассиршей на сорок рублей. Так и произошло. Только жила она теперь, невенчанная, с человеком, обещавшим жениться, но лишь когда умрет его бабушка, завещавшая миллион. Конечно, не женился, требовал избавиться от беременности, совершил растрату и подсылал Наташу просить денег у отца.
А тут как раз директор г-н Штосе оповестил об увольнении Скороходова. В ресторане им очень довольны, и работает он уже двадцать лет, все умеет и знает до тонкости, но… арест сына, а у них правило… Вынуждены уволить. Тем более сын-то к этому времени бежал из ссылки. Это была правда. Яков Софроныч уже виделся с Колюшкой.
Был — не как раньше, а ласков и добр с ним. Мамаше передал письмо и снова скрылся.
Луша, как прочитала весточку от сына, плакать начала, а потом за сердце схватилась и умерла. Остался Яков Софроныч один. Тут, правда, Наталья, не послушав сожителя, дочку Юленьку родила и отдала отцу. Он уже работал приходящим официантом, тоскуя по белым залам, зеркалам и солидной публике.
Конечно, на прежнем месте бывали обиды, предостаточно было безобразий и несправедливостей, было, однако, и своего рода искусство, доведенное до совершенства, и Яков Софроныч этим искусством владел вполне. Пришлось научиться держать язык за зубами.
Почтенные отцы семейств просаживали здесь с девицами тысячи; уважаемые старцы приводили в кабинет пятнадцатилетних; тайком подрабатывали мужние жены из хороших фамилий. Самое страшное воспоминание оставили кабинеты, обитые плюшем. Можно сколько угодно кричать и звать на помощь — никто не услышит. Прав все же был Колюшка.
Какое в нашем деле благородство жизни?! На что уж Карп, приставленный к этим комнатам человек, — так и тот раз не вытерпел и постучал в дверь: так одна кричала и билась.
А то вот еще играл при ресторане дамский оркестр, состоявший из строгих барышень, окончивших консерваторию. Была там красавица, тоненькая и легкая, как девочка, и глаза — большие и печальные. И вот стал заглядываться на нее коммерции советник Карасев, чье состояние невозможно было прожить, потому что каждую минуту оно прибывало на пять рублей.
Посидит он в ресторане три часа — вот и тысяча. Но барышня даже не глядит, и букет из роз в сотни рублей не приняла, и на шикарный ужин, заказанный для всего оркестра Карасевым, не осталась. Якову Софронычу на утро наряжено было отнести букет ей на квартиру. Букет приняла старушка. Потом вышла сама тоненькая и захлопнула дверь: «Ответа не будет».
Много времени прошло, но в ресторане все-таки сыграли свадьбу господина Карасева. Тоненькая от него с другим миллионером за границу укатила из-за того, что господин Карасев все от брака с ней отказывался. Так нагнал он их на экстренном поезде и силой привез. Колю все-таки нашли и арестовали. В письме писал: «Прощайте, папаша, и простите за все, что причинил».
Но перед самым судом двенадцать арестантов убежали, и Коля с ними, а спасся чудом. Спасался от погони и оказался в тупике. Бросился в лавочку: «Спасите и не выдавайте». Старик лавочник отвел его в подвал. Яков Софроныч ездил к этому человеку. Благодарил, но тот в ответ только и сказал, что без Господа не проживешь, а верно сказал, будто глаза ему на мир открыл.
Через месяц пришел неизвестный и передал, что Колюшка в безопасности. После этого стало все понемножку ‘налаживаться.
Лето Яков Софроныч проработал в летнем саду, управлял кухней и буфетом у Игнатия Елисеича, из того же ресторана, где он когда-то работал. Тот очень был доволен и пообещал похлопотать.
А тут еще профсоюз (с ним директору пришлось теперь считаться) потребовал восстановить незаконно уволенного.
И вот Яков Софроныч снова в том же ресторане за привычным делом. Только детей нет рядом.
И. Г. Животовский
Источник: https://www.testsoch.info/pereskaz-povesti-shmeleva-chelovek-iz-restorana/
Цитаты
И слышу, как они у меня в боковом кармане хрустят, проклятые. Значит, краденые деньги в дом тащу… кормить-питать. Никогда я ничего подобного раньше, и Колюшку по щеке отлупил. Не могу идти на квартиру. Страшно себя стало. Да что же это? Значит, всю жизнь насмарку? А она-то, моя жизнь-то каторжная, одна у меня была, без соринки была… Одно мое, эта жизнь без соринки.
Смотришь на все это, смотришь… А-а… Несчастные творения Бога и Творца! Сколько перевидал я их! А ведь чистые и невинные были, и вот соблазнены и отданы на уличное терзание.
Много прошел я горем своим, и перегорело сердце. Но кому какое внимание? Никому. Больно тому, который плачет и который может проникать и понимать. А таких людей я почти что не видал. Вокруг не видал, с которыми имел дело. Потому что теперь нет святых, которые были раньше, как написано в священных книгах. Теперь пошел народ другого фасона и больше склонен, как бы иметь в кармане лишние пять рублей.
Лаборатория Фантастики
Произведение — пример того, как выглядел бы «Папаша Горио» в русских реалиях начала двадцатого века. По сути это тот же бальзаковский период — после буржуазной революции.
Жизнь главного героя, Якова Софроныча Скороходова окружена буржуазией — он работает официантом в достойном ресторане и видит свет общества в его неприкрытом виде. Камнем преткновения всех его рассуждений при этом всегда бывает понятие «образования», за которым он видит «воспитание».
Богачи приходят в ресторан кутить, издеваться над дамами, не привыкшими есть пищу с незнакомыми названиями и необычными вкусами, пить, а после опорожнять желудки неподалеку, а также посещать особую комнатку, где могут оставаться наедине с выбранными из каталога метрдотеля девушками.
Зато называют себя образованными, размышляет Яков Софроныч, понимая, что такие люди должны подавать пример, а не вести себя подобным образом.
Влияние образования сказалось и на детях Скороходова. Он не очень понимает Колюшку с его особыми идеями. Но Наташа пытается вести себя как люди из высшего общества, считая, что ее образование именно это и дает — выход в высокий свет.
Она не хочет признаваться, что дочь официанта, желает прилично одеваться и быть наравне с теми омерзительными людьми, за которыми чуть ли не каждый день наблюдает ее отец. И это оборачивается для нее темной стороной.
Как и политические взгляды Колюшки, связавшегося с революционерами.
Та эпоха была особой средой, когда человек мог пасть в разных состояниях: одни погибнуть на волне политических размышлений, другие — не пережив терзаний совести за то, что написали на них донос; одни — поддавшись влиянию привычек «нового барства», другие — посчитав, что любовь тоже может держаться на деньгах; одни — проигрывая на экономических операциях, другие — в тотализаторах; кому-то могли разбить контору, а кто-то сам сходил потихоньку с ума от всего творящегося в жизни. В связи с этим здесь сильна тема объединяющего начала в человеке. Яков Софроныч им обладает, во многом потому, что в нем живет вера в Бога. А его наблюдательность вкупе с этим дает осознае границ приличия, разобраться в сфере экономики помогает ему Кирилл Саверьяныч.
Многое во взглядах «русского папаши» наивно, и Колюшка пытается открыть ему глаза на понимание некоторых людей, например того же Кирилла Саверьяныча, которому в жизни важна только его парикмахерская и доход с нее (он даже не предупреждает Скороходова о падении цены бумаг, которые они вместе купили, в то время как сам продает свои в нужный момент во избежание убытка) и на самого Якова, прислуживающего по-лакейски любому вышестоящему, который по собственной прихоти ставит себя выше любого лакейского звания, а ведет себя хуже официанта, пытаясь н пасть в глазах своего непосредственного патрона. Колюшка понимает равенство людей, но скорее по политическим убеждениям, в то время как его отец осознает это равенство через божественное начало в человеке, его правда хоть и приходит к согласию с сыновьей, но неоспоримо глубже, потому что равны могут быть только совестливые люди, сочувствующие.
Якову кажется, что весь мир отвернулся от него, когда открывается связь Колюшки с революционными группировками, а Наташа уходит жить к своему приказчику. Но это мнимая черная полоса.
Духовные искания в повести И. Шмелёва «Человек из ресторана»
МУНИЦИПАЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА № 2 г. КРАСНЫЙ КУТ
Духовные искания в повести И.Шмелёва «Человек из ресторана»
Материал к уроку литературы в 11 классепо творчеству И.ШмелеваУчитель русского языка и литературыБабинецкая НадеждаАлексеевна
И. ШМЕЛЕВ – яркий представитель неореализма
в русской литературе XX века.Круг проблем, изучаемых в гуманитарном классе, значительно расширился. В частности, мы познакомились с таким важным явлением русской литературы XX века, как неореализм. К его крупнейшим представителям относится И. ШМЕЛЁВ.
Среди замечательных русских писателей первой половины XX века особое место принадлежит И. ШМЕЛЁВУ. Он начал публиковаться в период – в 1900- 1910 годы.
Оставаясь сторонником правдивого воссоздания жизни этот писатель обогащал свой творческий метод достижениями символизма, импрессионизма, экспрессионизма и примитивизма, то есть, в сущности создал новый реализм.
Этот термин возник в 1900-е годы в статьях А. БЕЛОГО, Ф. СОЛОГУБА и других. Наиболее точно определила особенности нового реализма критик Е.А. КОЛТАНОВСКАЯ – по её мнению, это «творческая комбинация» «натуралистической школы» и модернизма.
Основной у неореалистов была тема национальной самобытности РОССИИ, раскрывавшаяся по- разному, в том числе и на религиозно – философском материале, столь важном для литературы той эпохи. В своей повести «Человек из ресторана» Шмелёв решает, но по – своему, вечную в мировой литературе проблему добра и зла.
Продолжает тему «маленьких людей», показывая их строгую мораль, которая не позволяет нарушать им библейские заповеди ни при каких жизненных обстоятельствах.
В романе творчески обработана евангельская притча о блудном сыне. Тема отца и сына для ШМЕЛЁВА была интимной. Сам он самозабвенно Любил сына Сергея и тяжело переживал его гибель. В 1920 году Сергей Шмелёв, офицер Добровольческой армии, не пожелавший покинуть родину, был взят из лазарета и расстрелян Бела Куном в Феодосии.
Автор в повести показывает, насколько трудна дорога даже искренне верующего человека к Богу. Главный герой, страдающий из-за распада самого дорого в его жизни – семьи, выражает свой протест Творцу. Он обретает истинную веру «через муку и скорбь после чудесного спасения» его сына-революционера Колюшки. Символично, что это совершилось в Рождественские праздники.
Итог нравственно-духовных исканий Скороходова раскрывается в «глубоком слове», сказанном причастным к спасению Колюшки Старичком-торговцем: «Без Господа не проживёшь». ШМЕЛЁВ устами своих героев говорит о самом сокровенном. Вот отчего повесть « Человек из ресторана» актуальна в наши дни.Среди замечательных русских писателей первый половины хх века особое место принадлежит Шмелеву.
Годы его жизни 1873 – 1950.Иван Сергеевич Шмелев в своем творчестве был сторонником правдивого воссоздания жизни, он также, в сущности, был одним из создателей нового реализма. В 1900 — 1910-е годы Иван Сергеевич направленностью своего творчества был близок писателям- радикалам.
В лучших своих произведениях этих лет – «Распад», «Патока», «Гражданин Уклейкин», и, наконец, в повести «Человек из ресторана» – Шмелев продолжает развивать характерную для русской литературы XIX в. тему «маленького человека», блудного сына, а также важное для древнерусского искусства слова изображение жизненного пути праведника.
«Человек из ресторана» – самое значительное произведение Ивана Сергеевича дореволюционной поры. Оно было напечатано в издательстве «Знание» в 1911 году. В появлении этой «тузовой» вещи, да и в самой судьбе писателя важную и благотворную роль сыграл М. Горький.
Именно ему Шмелев во многом обязан завершением работы над повестью «Человек из ресторана», которая выдвинула его в первые ряды русской литературы. В письме М.Горькому от 22 декабря 1910 года Иван Сергеевич поделился с ними замыслом этой повести» Хотелось выявить слугу человеческого, который по своей специфической деятельности как бы в фокусе представляет всю массу слуг на разных путях жизни.
» В таком замысле «Человек из ресторана» обнаруживается сердцевина писательской индивидуальности Шмелева, выходца из торгово – промысловой среды, у которого уже в детстве формировалась «любовь и уважение» к сотням « простых людей с мозолистыми руками». Этим в частности, Шмелев близок М. Горькому. Повесть «Человек из ресторана» имела большой успех, о чем можно судить по отзыву К.
Чуковского, писавшего, что И. Шмелев, автор «по-старинному прекрасной, волнующей повести, сумел так страстно, так взволнованно и напряженно полюбить тех бедных людей, а которых говорит повесть, – что любовь заменила ему вдохновение».
В самом деле, в «Человеке из ресторана» острый анализ социальных и моральных проблем, предпринятый героем-рассказчиком, доверенным лицом автора, сопровождается волнующими переживаниями «маленького человека» ресторане Якова Скороходова. Скороходов и др.
Об авторе
Иван Сергеевич Шмелев (1873–1950)
— русский писатель, публицист, православный мыслитель.
Факты:
В студенческие годы Иван Шмелев женился на Ольге Охтерлони, после свадьбы они отправились в необычное свадебное путешествие — на остров Валаам. Там он услышал от иеромонаха Варнавы Гефсиманского слова: «Превознесешься своим талантом». После поездки написал путевые очерки «На скалах Валаама», но цензурный комитет заставил его исключить из книги около тридцати страниц. После этого Шмелев почти на десять лет оставил занятия литературой.
Иван Шмелев был номинирован на Нобелевскую премию по литературе в 1931–1932 годах, но не получил ее.
Ольга и Иван Шмелевы с сыном Сергеем. Март 1917 г., Москва
Во время революционной смуты 1917 года писатель до последнего не хотел уезжать из страны и переехал из родной Москвы в Алушту, где написал знаменитое произведение «Неупиваемая Чаша».
После расстрела чекистами единственного сына Сергея, Иван Шмелев в 1922 году вместе с женой эмигрировал в Европу. Сначала автор уехал в Берлин, позже — в Париж, где умер в 1950 году. Писателя похоронили на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа, а в 2000 году, согласно завещанию, останки его и его супруги были перезахоронены в Москве рядом с могилами членов семьи в некрополе Донского монастыря.
Дом-музей И. Шмелева в Алуште. Фото с сайта alushta.tourslife.ru
В 1993 году в Алуште был открыт дом-музей Шмелёва, событие было приурочено к 120-летнему юбилею писателя. В нем представлена мебель, которой пользовался И. С. Шмелёв, его произведения, письма, телеграммы и личные фотографии.
29 мая 2000 года в Замоскворечье, в сквере у перекрестка между Большим Толмачевским и Лаврушинским переулками, был установлен на постаменте памятник — бюст Шмелева. В 2014 году сквер был назван в честь писателя.
🗹