«Поэт»(Отделкой золотой блистает мой кинжал…), анализ стихотворения Лермонтова

  • Анализ стихов
  • Лермонтов
  • Поэт

В стихотворении Лермонтова «Поэт», очень хорошо раскрыта тема жизни поэта в обществе, его отношение к этому обществу, что делает его прочтение незабываемым, так как читатель может полностью понять этого молодого человека, который не может найти себе места в современном мире, который погряз в обмане и лжи.

К 1838 году, поэт уже был достаточно известной личностью, которая была широко представлена в определенных литературных кругах, но именно это стихотворение делает его еще известнее. Его можно смело отнести к гражданской лирике, которая была присуща молодому поэту. Этим стихом, он напрямую обращается к обществу, которое его окружает, и даже, его в чем-то высмеивает.

Главным героем в первой части этого стихотворения, выступает кинжал, который раньше просто выполнял свою миссию, но теперь он просто висит на стене, как украшение. Однако, не все так просто, как кажется на первый взгляд, так как этим самым наш герой показывает, что нынешнее поколение остается безучастным к прошлым заслугам предков, которые сражались за свою Родину.

В этой истории наш герой показывает, раскрывает главное предназначение поэта: управлять народными массами, которые заблудились в гуще событий, событий, которые происходят в России.

Очень интересное сравнение приводит поэт, которое делает это произведение уникальным, неповторимым: в этом мире, поэт полностью забыл свое святое предназначение, он подобен кинжалу, который забыли. Все это звучит очень правдиво и символично, так как в этом обществе все происходит именно так.

Стихотворение, которое несет надежду, надежду на спасение, так как поэт верит, что когда ни будь случится чудо, и все вспомнят про поэта, который будто кинжал, пронзит заблудшие, сухие души людей. Это настоящее пророчество, которое не может остаться безучастным, так как сила поэзии и сила таланта очень велика. Стихотворение, которое заслуживает внимания, так как оно является пророчеством.

Кратко

,В стихотворении «Поэт» М.Ю. Лермонтов рассматривает свою излюбленную тему поэзии как искусства и роли поэта в жизни общества. Неоднократное обращение к этому вопросу в творчестве Лермонтова показывает особую значимость проблемы.
Условно стихотворение делится на две части. Лермонтов проводит параллель между кинжалом и образом поэта. В первой части кинжал боевой и известен своими благодеяниями. Он звенел и разрывал кольчуги, противодействуя угрозе. Его золото и богатая резьба не имели значения, так как кинжал славился своими подвигами. Так и поэзия, по мнению Лермонтова, должна пробуждать умы и сердца людей, правдиво и бесхитростно отражать все исторические реалии, и бороться с несправедливостью. Все это – черты, присущие слову Лермонтова.

Вторая часть стихотворения отличается от первой иной эмоциональной окраской и стилистикой. Здесь описан кинжал после смерти его владельца. Он утратил свою доблесть и стал пустым украшением, висящим на стене – «бедный», и «заброшенный». Лермонтов сопоставляет этот образ с поэтами, которые в современный ему «век изнеженный» предпочли «блестки и обманы» за золото.

Очевидна горечь, которую испытывает Лермонтов из-за несбыточности мечты о возрождении истинной цели искусства. В финале стихотворения звучит призыв к пробуждению, противодействию и мести.

Анализ Стихотворения Лермонтова «Отделкой золотой блистает мой кинжал…»

Стихотворение «Поэт» («Отделкой золотой блистает мой кин­жал…») было написано М.Ю. Лермонтовым в 1838 году. В 1839 го­ду оно было напечатано в журнале «Отечественные записки». В этом произведении автор размышляет о состоянии русской поэзии послепушкинского периода. И в этом плане стихотворе­ние представляет собой литературную декларацию Лермонтова.

Произведение мы можем отнести к гражданской лирике. Ос­новная тема его — гражданская миссия поэта.

Стихотворение построено с помощью развернутого сравне­ния. Поэт сопоставляется у Лермонтова с кинжалом, некогда верно служившим своему владельцу, а затем ставшим бесполез­ной и бесславной игрушкой. Эта сопоставление лирического ге­роя с кинжалом мы уже встречали в стихотворении Лермонтова «Кинжал». Только в этом стихотворении это сопоставление име­ло позитивную окраску: герой обещал сохранить душевную твер­дость, подобно своему «светлому и холодному товарищу». В сти­хотворении «Поэт» это сопоставление имеет более пессимистич­ную окраску.

Композиционно мы можем выделить в произведении две части, каждая из которых выстроена на основе антитезы. В пер­вой части представлено описание славной воинской судьбы кинжала:

Наезднику в горах служил он много лет,

Не зная платы за услугу,

Не по одной груди провел он страшный след И не одну порвал кольчугу.

Теперь же верный спутник героя стал золотой игрушкой, бли­стающей на стене. Такова же, по мысли автора, и судьба поэта в современном мире:

В наш век изнеженный не так ли ты, поэт,

Свое утратил назначенье,

На злато променяв ту власть, которой свет Внимал в немом благоговенье?

Исследователи отмечали здесь перекличку тематики первой и второй частей: «Игрушкой золотой он блещет на стене» — «На злато променяв ту власть….»; «молясь между зарей» — «как фи­миам в часы молитвы». Все эти параллели способствуют как бо­лее образному сопоставлению двух частей стихотворения, так и более острой антитезе внутри каждой из них. Внутри второй части мы видим противопоставление роли поэта в прошлом и в настоящем времени. В прошлом поэт был носителем истины, глашатаем общенародных дум:

Твой стих, как божий дух, носился над толпой,

И отзвук мыслей благородных Звучал, как колокол на башне вечевой Во дни торжеств и бед народных.

Сама поэзия была приравнена к священнодействию: она была нужна людям, как «фимиам в часы молитвы». В современном же мире миссия поэта предстает сниженной, упрощенной и опош­ленной:

Но скучен нам простой и гордый твой язык,

Нас тешат блестки и обманы;

Как ветхая краса, наш ветхий мир привык Морщины прятать под румяны…

М.Ю. Лермонтов здесь сурово осуждает современную поэзию, превратившуюся в салонное развлечение. Обычная для роман­тизма антитеза «поэт и толпа» здесь уступает место противопо­ложному решению: поэт — учитель общества, выразитель на­родных дум, он находится в гармоническом единстве со своим народом (О. Миллер).

В финале стихотворения с кинжалом уже сравнивается не сам поэт, а поэзия. М.Ю. Лермонтов призывает современников к возрождению высокой роли искусства:

Проснешься ль ты опять, осмеянный пророк!

Иль никогда, на голос мщенья,

Из золотых ножон не вырвешь свой клинок, Покрытый ржавчиной презренья.

Стихотворение написано с помощью чередования шести­стопного и четырехстопного ямба. Поэт использует различные средства художественной выразительности: эпитеты («таин­ственный закал», «в наш век изнеженный», «могучих слов»), сравнение («Он нужен был толпе, как чаша для пиров, Как фи­миам в часы молитвы»), метафору («Твой стих…носился над толпой»), риторическое восклицание и риторический вопрос (последняя строфа).

Стихотворение имеет программное значение для всего твор­чества поэта. Мы можем рассматривать его в контексте лиричес­ких размышлений М.Ю. Лермонтова о роли поэта в жизни об­щества — стихотворений «Смерть поэта», «Пророк», «Журналист, читатель и писатель».

Анализ стиха Лермонтова Поэт

Михаил Юрьевич Лермонтов, создавая этот шедевр в 1838 году под названием «Поэт», был уже в то время довольно известным поэтом и хорошо разбирался в творчестве других литераторов. Писал понятно и доступно, чтобы донести свои переживания и душевное состояние до читателя. Создавая стихотворение «Поэт», он пытался изобразить идеал образа поэта, к которому стремился бы сам подражать. Это произведение можно отнести к гражданской лирике. Где автор его пишет с философской точки зрения и указывает глобальные проблемы того времени, на его усмотрение. Он противоречит современному высшему обществу и пытается своим протестом доказать правоту любым способом, где и употребляет не стандартные сравнения поэта и поэзии с острым и сильным кинжалом.

Проанализировав шедевр того времени – произведение «Поэт» на первый взгляд кажет не понятным и трудным для восприятия читателем, в котором идет сравнение поэта и поэзии с дорогим и золотым кинжалом. Который был долгое время актуален в сражениях на поле боя воинами, а после стал ненужным и повешенным на стену в образе « дорогой и ненужной игрушки». Так и Лермонтов сравнивает творчество поэтов с забытым и неактуальным в теперешнее время кинжалом. Так и творчество литераторов стало забытым и не интересным, указывая на их забытый гражданский долг. Это писать и доносить до людей главные и важные исторические события, в которых описываются тяжелые сражениях на поле боя и т.д. М.Ю. Лермонтов пытается достучаться до человечества с помощью обращения к высшим силам, то есть к Богу. И надеться, что хоть когда-нибудь его услышат и поймут. И он выполнить свой гражданский долг.

Стихотворение написано с помощью метафор и использованием шестистопных и четырехстопных ямбов. Автор данного произведения пытается донести, что в высшем обществе поэт потерял свое настоящее предназначение и променял свой дар на деньги. А поэзия не кому не нужна.

Заключение

Безусловно, написанное произведение М.Ю. Лермонтовым «Поэт», стало одним из актуальных примеров, где довольно глубоко и ярко раскрывается тема поэта и поэзии. В нем автор красочно озвучивает свой протест против положения поэтов в современном обществе. Которые, забыли о своем предназначение, как тот кинжал, повешенный на сиену. И таким образом осуждает их за забытый свой долг. Этот шедевр произведение не оставит равнодушным читателя, а даст массу тем для рассуждения. Ведь Лермонтов смог четко и понятно донести свои мысли и душевные переживания.

Анализ стихотворения №3

Стихотворение «Поэт» одно из ярких произведений в творчестве М.Ю. Лермонтова, оно было написано в 1838 году. Относится оно к гражданской лирике, в нем описаны личные переживания и стремления автора, здесь он представлен как главный герой. Как гражданина, Лермонтова волновала судьба своей страны, ее будущее и ее отношение к своим подданным, что привыкли уповать на оплот и защиту со стороны Отчизны.

Основной составляющей данного поэтического текста является его особенное композиционное построение, что помогает принять ему глубокую смысловую нагрузку. Первая часть стихотворения посвящена кинжалу, его описанию и предназначению. Судьба этого, некогда славного орудия, трагична. Погибает его владелец, тогда сам кинжал видится автору заброшенным и ненужным, пока не попадает на стену, и становится обычным украшением.

Вторая часть произведения более понятна в свете описания участи кинжала. Она посвящена поэту и его дальнейшей роли в жизни общества. Сравнивая былую славу могучих слов поэта, автор показывает, что современный поэт утратил свое назначенье и силу.

Эпитеты, точно справляются со своей ролью передавать тягостное настроение, сравнимое со смертью. Поэт мертв не физически, а духовно, он уже не служит той возвышенной цели, которая у него первоначально была. Мечтая о возрождении роли поэта, Лермонтов для усиления своих чувств, использует ряд ярких эпитетов и точных сравнений. В конце автор задает вопросы, которые смело можно назвать риторическими, и это дает возможность понять всю тщетность его желаний. Еще один прием использует поэт для того, чтобы ясно выказать свою обеспокоенность обсуждаемой в стихотворении темой, это – горький пафос.

Легкость и плавность речи Лермонтова достигается тем, что он написал свое произведение взлетающим ритмом ямба с изящным вкраплением пиррихия.

Разностное сравнение в творчестве М.Ю.Лермонтова (видение математика)

Разностное сравнение (1841-1841 года жизни) в творчестве М.Ю.Лермонтова

Разностное сравнение в математике –это

а-в=с, где с может быть положительным, если а>b и с – отрицательно, если а .

  1. Родители: Юрий Петрович Лермонтов и Мария Михайловна Арсеньева

Мать рано умерла (ей было 21 год), а бабушка Елизавета Алексеевна со стороны матери сделала все, чтобы внук остался с ней

мать – отец = (мама писала стихи, от нее взял чрезвычайную нервность и редкостную музыкальность) – смерть матери – чувство сиротства, одиночества осталось у Лермонтова навсегда)

Воспоминания выразил в стихотворении «Ангел» —

«Он душу младую в объятиях нес

Для мира печали и слез;

И звук ее песни в душе молодой

Остался без слез, но живой…»

Тем не менее, существует его дневниковая запись 1830 года: «Когда я был трех лет, то была песня, от которой я плакал: ее не могу теперь вспомнить, но уверен, что если б услыхал ее, она бы произвела на меня прежнее действие. Ее певала мне покойная мать». Ощущение матери связано именно со слухом, звуком.

папа – мама = (документальных свидетельств воспоминаний об отце не сохранилось, есть только стихи, где Лермонтов высказывал свое отношение к отцу. После смерти жены отец был вынужден уехать с Тарханов в имение Кропоткино, где дожил до 44 лет. Встречался с сыном несколько раз в Москве, но в конце жизни оставил завещание, где написал: «Я вижу, ты одарен способностями ума, не пренебрегай ими и всего более старайся не употребить их на что-либо вредное, это талант, за который ты должен будешь некогда дать отчет Богу».

папа- бабушка = («Ты дал мне жизнь, но счастия не дал»,

«Ужасная судьба отца и сына

Жить розно и в разлуке умереть» — скажет он на похоронах отца)

  • бабушка – папа = бабушка понимала, что внук одинок и старается дать внуку все, в том числе и духовное воспитание. У отца забрала внука по завещанию, где «внук мой будет по жизни мой до времени совершеннолетия без всякого препятствия отца его, если наоборот, то все завещаемое представлю не внуку… но в род мой». Кличка в детстве «бабушкин внучонок». Недостатка в любви к себе бабушка не могла упрекнуть внука, который даже не виделся с отцом «лишь бы ничем не оскорбить священную ненависть к зятю». Удивительно, что оценивая роль бабушки в своей судьбе, ее нет в лирике Лермонтова. Это единственный человек в жизни Михаила Юрьевича, который отдает ему всю себя.
  • « Не могу выразить, как меня печалит отъезд бабушки. Перспектива в первый раз в жизни остаться одиноким меня пугает. Во всем этом большом городе не останется ни единого существа, которое мною искренне бы интересовалось…»

ВЫВОД: все равно вся его жизни – одиночество.

«…Выхожу один я на дорогу», «…Лежал один я на песке долины»,

«Один среди людского шума,

Возрос под сенью чуждой я,

И гордо творческая дума

На сердце зрела у меня»

Но причина одиночества в нем самом – это и есть тайная загадка Лермонтова

  1. Здоровое детство в Тарханах или Благородный пансион при Московском университете?

Лермонтову 13 лет, он не отличался здоровьем, не блистал знаниями, дома часто звучит музыка, увлекается скрипкой, фортепиано. Увлекается рисованием, особенно шахматами. В детстве почти ничего не читал и бабушка решила вести его в Москву. Год подготовки, первые пробы пера, занятия историей – и сразу в 4 класс пансиона. духовно насыщенная жизнь – бабушка водит его в храмы, учит с ним молитвы

Тархан – Москва= («Зачем семьи безвестный круг

Я покидал? Все сердце грело там,

Все было мне наставник или друг,

Все верило младенческим мечтам.» — «Молитва»)

Москва – Тархан =

  • Это другая жизнь – более высокий уровень образования, , светская жизнь с малых лет – балы, ужины

Вывод: в творчестве Лермонтова прослеживается роль дома, но в первом случае – главное – бабушка, во втором случае ее роль сведена до минимума. . «Москва – моя родина и всегда ею останется…
Там я родился, там много страдал и там же был слишком счастлив!»

  1. Чиновник или поэт?

Итак Лермонтов поступил в Благородный пансион при Московском университете

чиновник – поэт= (бросил пансион на последнем курсе, хотя предыдущий закончил с отличием)

поэт – чиновник = («Боюсь не смерти я. О нет!

Боюсь исчезнуть совершенно.

Хочу, чтоб труд мой вдохновенный

Когда – нибудь увидел свет.»)

военный – поэт = («Если начнется война, клянусь Богом, что всегда буду впереди»)

Вывод: Следующей нитью творчества Лермонтова становится любовь к Родине, но «Люблю Отчизну я, но странною любовью»

  1. Любовь всей жизни или женщины в судьбе Лермонтова

В 17 лет обрел любовь – это Варвара Лопухина.

21 год – Екатерина Сушкова

«Любить … но кого же? … на время – не стоит труда, а вечно любить не возможно».

«Я горд!.. прости! люби другого,

мечтай любовь найти в другом;

чего б то ни было земного

я не соделаюсь рабом»

  • ВЫВОД: Не было примера материнской любви между мужчиной и женщиной, поэтому Лермонтов не может любить конкретного человека

Анализ стихотворения М. Ю. Лермонтова «Поэт»

Михаил Юрьевич Лермонтов является уникумом в истории русской литературы. За отведенный ему кратчайший срок жизни (прожил всего лишь двадцать семь лет) он создал большое количество поистине гениальных, бессмертных произведений. Причем это тот редкий случай, когда человек одинаково талантливо пишет как прозу, так и стихи. Эпоха Лермонтова – это тридцатые годы 19-го века, время застоя, отсутствия в обществе высоких духовных и нравственных идеалов. Лермонтов как истинный поэт не мог это принять. Поэтому многие стихи, относящиеся к гражданской лирике, наполнены горечью, сожалением, протестом. И в то же время в них вырисовывается идеал, который хотел бы видеть Лермонтов-поэт. Таково одно из лучших стихотворений автора — «Поэт» 1838 года.

Данное стихотворение композиционно и по смыслу разделено на две части. Стихотворение начинается с описания кинжала. Он предназначался человеком для отважных битв, служил грозным боевым оружием.

Наезднику в горах служил он много лет,

Не зная платы за услугу;

Не по одной груди провел он страшный след

И не одну прорвал кольчугу.

Боевому кинжалу совершенно не важны были какие-либо украшения. Он был прекрасен своей простотой, его украшали его деяния.

Забавы он делил послушнее раба,

Звенел в ответ речам обидным.

В те дни была б ему богатая резьба

Нарядом чуждым и постыдным.

Но отважный хозяин кинжала погибает, и судьба грозного оружия резко меняется. Он больше не выполняет своего предназначения. Теперь он, пыльный и заброшенный, валяется ненужной безделушкой «в походной лавке армянина». Затем кинжал перекочевывает на стену и становится простым и пустым украшением:

Игрушкой золотой он блещет на стене –

Увы, бесславный и безвредный!

Очевидно, что настроение первой части меняется. Мы понимаем, что кинжал был близок автору лишь тогда, когда он был боевым оружием. Лирический герой с горечью взирает на грозный кинжал, висящий на стене пустым украшением. Автор считает, что со смертью хозяина наступила и его смерть. Ведь он больше не мог исполнять своего долга. Передать изменение настроения первой части автору помогают эпитеты. В описании славного прошлого кинжала нет эпитетов, относящихся непосредственно к нему. Но есть определения, характеризующие его подвиги: «страшный след», «речам обидным». Потом появляются эпитеты, относящиеся непосредственно к кинжалу, так как подвигов у него уже нет: «заброшенный», «бедный», «бесславный и безвредный». Сравнение «игрушкой золотой» помогает автору подчеркнуть полную бессмысленность кинжала.

Вторая часть стихотворения представляет собой сравнение с первой частью. Здесь участь поэта, современника Лермонтова, сравнивается с участью кинжала:

В наш век изнеженный не так ли ты, поэт,

Свое утратил назначенье,

На злато променяв ту власть, которой свет

Внимал в немом благоговенье?

Так же, как и в первой части, поэт вспоминает о предназначении поэта, кем он был раньше:

Бывало, мерный звук твоих могучих слов

Воспламенял бойца для битвы,

Он нужен был толпе, как чаша для пиров,

Как фимиам в часы молитвы.

Для автора поэт всегда был подобен пророку, чему-то, близкому к Богу. Лирический герой считает поэта пророком, потому что пиит всегда провидец, он находится над толпой, обладает особой властью и может менять судьбы людей. Лермонтов мечтает о возрождении искусства зажигать словом сердца людей. Свою мечту он передает с помощью сравнений и эпитетов: «мерный звук могучих слов», «нужен, как чаша для пиров», «нужен, как фимиам в часы молитвы», «носился, как божий дух», «мыслей благородных», «звучал, как колокол на башне вечевой». Но автор понимает нереальность своей мечты, ведь люди сами отказались от пророка:

Но скучен нам простой и гордый твой язык,

Нас тешат блестки и обманы;

Как ветхая краса, наш ветхий мир привык

Морщины прятать под румяны…

Именно осознанием нереальности своей мечты вызвана особая эмоциональность языка Лермонтова и обличительный пафос стихотворения в целом. Несомненно, это сближает стихотворение «Поэт» с другим стихотворением Лермонтова – «Смерть поэта». Выразить нереальность своей мечты автору помогают риторические вопросы в конце стихотворения.

Данное произведение написано ямбом с обилием пиррихия. Это позволяет автору создать плавную, тягучую речь.

Таким образом, стихотворение Лермонтова «Поэт» является одним из лучших его стихотворений, посвященных теме поэта и поэзии. Произведение наполнено горьким пафосом, и в то же время оно изображает несбыточную мечту автора о поэте-пророке, поэте-миссии, призванного «глаголом жечь сердца людей».

0 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

Размер и рифмовка

В стихотворении шестистопный ямб чередуется с четырёхстопным. Рифмовка перекрёстная, мужская рифма чередуется с женской.

  • «Родина», анализ стихотворения Лермонтова, сочинение
  • «Парус», анализ стихотворения Лермонтова
  • «Пророк», анализ стихотворения Лермонтова
  • «Тучи», анализ стихотворения Лермонтова
  • «Герой нашего времени», краткое содержание по главам романа Лермонтова
  • «Демон», анализ поэмы Лермонтова
  • «Бородино», анализ стихотворения Лермонтова
  • «Утес», анализ стихотворения Лермонтова
  • «Листок», анализ стихотворения Лермонтова
  • «Дума», анализ стихотворения Лермонтова
  • «Три пальмы», анализ стихотворения Лермонтова
  • «Нищий», анализ стихотворения Лермонтова
  • «Молитва (В минуту трудную…)», анализ стихотворения Лермонтова
  • «Смерть поэта», анализ стихотворения Лермонтова
  • «Выхожу один я на дорогу», анализ стихотворения Лермонтова

По произведению: «Поэт(Отделкой золотой блистает мой кинжал…)»

По писателю: Лермонтов Михаил Юрьевич

Анализ стихотворения М.Ю. Лермонтова «Поэт» («Отделкой золотой блистает мой кинжал»)

Стихотворение было написано в 1838 году. Здесь Лермонтов поднимает тему поэта и его пред­назначения. Он использует символ-иносказание для сравнения поэта с грозным некогда оружием.

Стихотворение отчетливо распадается на две части. В первой центральным образом является боевой кинжал. Он был снят отважным казаком с убитого господина, а затем стал предметом куп­ли-продажи. В конце концов, кинжал превратился в игрушку с золотой отделкой. Такой кинжал безвреден, но и бесславен. Центральный образ второй части стихотворения — поэт. Его судьба подобна судьбе кинжала. В прошлом голос поэта звучал, «как колокол на башне вечевой во дни торжеств и бед народных». Но нынче поэзия также не выполняет свое предназначение. Лермонтов обвиняет своих современников-поэтов в том, что они отреклись от борьбы, от своей миссии, пред­почитая «золотую отделку». В финальной строфе он обращается с вопросом к современным поэтам:

Проснешься ль ты опять, осмеянный пророк,

Иль никогда, на голос мщенья

Из золотых ножон не вырвешь свой клинок,

Покрытый ржавчиной презренья.

Текст «Поэт» М.Лермонтов

Отделкой золотой блистает мой кинжал; Клинок надежный, без порока; Булат его хранит таинственный закал Наследье бранного востока.

Наезднику в горах служил он много лет,

Не зная платы за услугу; Не по одной груди провел он страшный след И не одну порвал кольчугу.

Забавы он делил послушнее раба, Звенел в ответ речам обидным. В те дни была б ему богатая резьба Нарядом чуждым и обидным.

Он взят за Тереком отважным казаком На хладном трупе господина, И долго он лежал заброшенный потом В походной лавке армянина.

Теперь родных ножон, избитых на войне, Лишен героя спутник бедный, Игрушкой золотой он блещет на стене Увы, бесславный и безвредный!

Никто привычною, заботливой рукой Его не чистит, не ласкает, И надписи его, молясь с зарей, Никто с усердьем не читает…

В наш век изнеженный не так ли ты, поэт, Свое утратил назначенье, На злато променяв ту власть, котрой свет Внимал в немом благоговенье?

Бывало, мерный звук твоих могучих слов Воспламенял бойца для битвы, Он нужен был толпе, как чаша для пиров, Как фимиам в часы молитвы.

Твой стих, как божий дух, носился над толпой И, отзыв мыслей благородных, Звучал, как колокол на башне вечевой Во дни торжеств и бед народных.

Но скучен нам простой и гордый твой язык, Нас тешат блестки и обманы; Как ветхая краса, наш ветхий мир привык Морщины прятать под румяны…

Проснешься ль ты опять, осмеянный пророк! Иль никогда, на голос мщенья, Из золотых ножон не вырвешь свой клинок, Покрытый ржавчиной презренья.

Тропы и образы

В первой строфе описан кинжал лирического героя. У него золотая отделка, надёжный клинок таинственного закала (эпитеты). Кинжал – наследье бранного востока (эпитет от существительного брань, то есть борьба).

Во второй и третьей строфах описан характер кинжала, который предстаёт перед читателем как живое существо (развёрнутое олицетворение). Он служил хозяину, как раб (сравнение): не требовал платы за услуги, делил с хозяином забавы, оставлял страшный след на груди врага (эпитет) и даже по-своему «разговаривал»: звенел, отвечая на обиды, как будто готовясь дать отпор.

Последние две строки третьей строфы противопоставлены остальным шести. Богатая резьба (эпитет) подобна чуждому и постыдному наряду (сравнение, эпитет) в дни службы кинжала. В этом неприятии богатства яркая характеристика кинжала: когда он выполняет своё предназначение, украшения ему мешают.

Следующие две строфы описывают историю кинжала. Его настоящий владелец – наездник в горах, герой, мусульманин. Кинжал снял с мёртвого хозяина отважный казак (эпитет) за Тереком. Так началось путешествие кинжала. Он двигался вместе с походной лавкой армянина. Последнее пристанище кинжала – стена в комнате лирического героя. Кинжал подобен золотой игрушке (сравнение), бесславной и безвредной (эпитет). Повторение приставки без (бес) – тоже художественный приём.

Лермонтов подчёркивает одиночество кинжала, его оторванность от привычной обстановки. Его родные ножны (эпитет) избиты на войне (олицетворение). Сам кинжал называется бедным спутником героя (эпитет и олицетворение). Быть игрушкой на стене – несчастье кинжала и, в сущности, смерть.

Истинный хозяин кинжала в стихотворении уходит в тень. Его образ важен для Лермонтова не сам по себе, а в связи с кинжалом. Рука хозяина заботлива по отношению к кинжалу (эпитет). Слова чистит и ласкает стоят рядом. Кинжал – и орудие, и друг.

Особое место в жизни кинжала занимают надписи на нём. Это не украшения, они имеют прагматическое значение. Эти надписи нужно читать с усердием, обращаясь к Богу. Таким образом, кинжал становится проводником к Богу. В последней строфе дважды повторённое никто не перечёркивает будущность кинжала. Его судьба обрывается в этой строфе, в конце которой стоит многоточие.

Во второй части сопоставляются кинжал и поэт. Образ кинжала конкретен, у него есть жизнь и история. Поэт в стихотворении – абстрактная фигура. Причём Лермонтов соотносит себя не с поэтом, а с толпой, употребляя местоимение мы в предпоследней строфе.

Своё время лирический герой характеризует как век изнеженный, ветхий мир (эпитеты), который морщины прячет под румяна (метафора), сравнивается с ветхой красой.

Воздействие поэзии на общество описано Лермонтовым во всех сферах жизни. Свет внимает ей в немом благоговенье (метонимия и эпитет), поэзия воспламеняет бойца для битвы (синекдоха и метафора), благородные мысли, заложенные в ней, нужны толпе и в бедах, и в радостях.

Поэзия сравнивается с чашей для пиров, фимиамом среди молитвы, божьим духом и колоколом на вечевой башне. Слова поэта некогда воплощали власть, они были могучими (эпитет), их звук мерным (эпитет).

Лермонтов наделяет поэзию божественными возможностями: как дух Божий, носясь над землёй, творил жизнь, так и слово поэта, носясь над толпой, преображает людей, внушая им благородные мысли.

Но всё это в прошлом. Разнообразные функции поэзии исчезли в современном обществе. Лермонтов поднимает важнейшую проблему: поэт-пророк уснул в богатстве и роскоши современного мира, но само общество прежде осмеяло его.

Простой и гордый язык истинного поэта (эпитеты) противопоставлен блёсткам и обманам, которые тешат современников лирического героя (метафора). К толпе современников Лермонтов причисляет и себя, откуда в предпоследней строфе появляется местоимение нам, нас. Последняя строфа – это, прежде всего, обращение к самому себе. В ней кинжал не просто остаётся орудием войны, отзывающимся на голос мщенья.

Он становится метафорой поэзии как инструмента борьбы с несовершенствами общества. Поэтому клинок поэта покрыт ржавчиной презренья к блеску света. В последней строчке Лермонтов рисует романтический идеал поэта, противостоящего общественным порокам и презирающего их.

Анализ стихотворения Лермонтова «Поэт (Отделкой золотой блистает мой кинжал…)»

Чтобы понять, как видел тему назначения поэта и поэзии молодой Лермонтов, достаточно прочитать одно стихотворение — «Поэт (Отделкой золотой блистает мой кинжал…)». Написано оно в 1838 г. На тот момент Михаил Юрьевич был уже широко известен. Славу ему принесло посвящение убийству на дуэли Пушкина «Смерть Поэта». обнародованное в 1837 г. Именно из-за него Лермонтов отправился в первую кавказскую ссылку, длившуюся несколько месяцев.

«Поэт (Отделкой золотой блистает мой кинжал…)» — программное высказывание Михаила Юрьевича. Стихотворение посвящено положению дел в русской поэзии после трагической смерти Пушкина. Произведение построено на приеме противопоставления. В первых шести строфах речь идет о клинке. Когда-то оружие принадлежало наезднику в горах, служило ему верой и правдой, не одну прорвало кольчугу. Сейчас славные времена позади. Клинок висит на стене, превратившись в золотую игрушку. Вторые шесть строф относятся непосредственно к поэтам. В них Лермонтов называет свой век изнеженным, а мир — ветхим, обвиняет стихотворцев в утрате назначения. По мнению Михаила Юрьевича, ранее слово поэта могло вдохновить бойцов на битву, оно было необходимо толпе «как чаша для пиров». Но те годы ушли в прошлое. Отныне стихотворцам интересно только золото. В конце Лермонтов задается вопросами, одновременно соединяя между собой две части произведения: Проснешься ль ты опять, осмеянный пророк? Иль никогда на голос мщенья Из золотых ножон не вырвешь свой клинок, Покрытый ржавчиной презренья?

Для романтизма, который был близок Лермонтову, характерно противопоставление поэта и толпы. При этом герой преподносится как творец, вдохновленный свыше и чуждый большинству. Такой подход встречается и у Лермонтова, например, в позднем «Пророке» (1841). Интересно, что в произведении «Поэт (Отделкой золотой блистает мой кинжал…)» демонстрируется несколько другой взгляд на проблему. Здесь стихотворец предстает в качестве властителя народных дум. Толпа внимает его словам, жаждет их услышать.

По сути, в стихотворении «Поэт (Отделкой золотой блистает мой кинжал…)» Лермонтов называет произведения своих современников салонными развлечениями, пустышками, безделушками. Михаил Юрьевич призывает создавать актуальную лирику с четкой гражданской позицией, оказывающую сильное влияние на мысли и поступки людей.

9 класс

Вариант №3

Творчество, да и сама жизнь, Михаила Юрьевича Лермонтова припала на тяжелое время, это были 30-е годы XIX века. В это самое время был некий застой среди духовных и нравственных ценностей. Сам же писатель относил себя к настоящим поэтам, и переносил эти перемены смиренно и сдержанно. Именно в этот самый период Лермонтов написал достаточно большое количество произведений посвященных гражданской лирике. Многие его творения выводят на первый план нотки протеста, безысходности и горечи. В это время Михаил Юрьевич предпринимает действия по поводу создания нового идеала, к которому стремится и сам. Состояние смятения, в которое погрузился поэт, заставило его создать очередной замечательный шедевр, под названием «Поэт».

Лермонтов берется за работу над произведением в 1838 году, на этот момент писатель уже приобрел некую славу и стал известен во многих литературных кругах. Стихотворение по своему замыслу полностью посвящается происходящему в русской поэзии, захватывая тот отрезок времени после смерти Александра Сергеевича Пушкина. Сначала автор решает рассказать о клинке (кинжале). Данное оружие много времени назад верно служило своему хозяину, который был отличным наездником далеко в горах. Не один раз кинжал спасал от смерти своего хозяина, прорывая кольчуги врагов. Теперь же, когда-то грозное оружие превратилось в золотую игрушку, весящую на стене. Теперь кинжал никто не воспринимает защитником, им только все любуются. А он продолжает один висеть на стене на радость и умиление других.

Следующие строки своего произведения Лермонтов посвящает поэтам. Автор сожалеет, что прошли уже те годы, когда слова поэтов вдохновляли людей на подвиги и битвы, помогали прочувствовать боль и радость. Теперь поэтам не интересно писать об этом, они больше гоняться не за правдой, а за личной наживой и выгодой. Своих же современников Михаил Юрьевич приписывает не к поэтам, а к неким пустышкам. Своими словами он старается призвать поэтов утвердить четкую гражданскую позицию, с актуальной лирикой того времени. Он всем сердцем хочет чтобы, как и раньше поэзия продолжала влиять на поступки и мысли людей. Произведение «Поэт» можно смело отнести к философской лирике. Романтичный главный герой, словно назван самим пророком, он ведет за собой толпу, к его словам прислушиваются и вникают. Может быть, только ему получится изменить неприятные перемены в жизни. Главный герой, как и кинжал, о судьбе которого рассказано в начале, очень одинок. Их судьбы чем-то схожи. Герой продолжает корить современников и призывает их одуматься, и все же постараться возродить роль искусства в мире.

9 класс

🗹

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: