4.6
Средняя оценка: 4.6
Всего получено оценок: 193.
4.6
Средняя оценка: 4.6
Всего получено оценок: 193.
В стихотворении Лермонтова “Родина” выражена любовь к русскому народу и природе, передан личный глубокий патриотизм. Произведение относится к позднему периоду творчества поэта, для которого характерны философские размышления. Полный и краткий анализ “Родина” по плану поможет в подготовке к уроку литературы в 9 классе.
Материал подготовлен совместно с учителем высшей категории Кучминой Надеждой Владимировной.
Опыт работы учителем русского языка и литературы — 27 лет.
Краткий анализ
Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Родина.
История создания – стихотворение написано как признание в любви Родине в 1841 году, за несколько месяцев до гибели поэта.
Тема – любовь к родине, истинный патриотизм.
Композиция – две строфы разного объёма, содержащие философские размышления и признание в любви к родине.
Жанр – элегия.
Стихотворный размер – шестистопный ямб, переходящий в пяти- и четырёхстопный с перекрёстной рифмовкой (в произведении есть и парный и кольцевой способ рифмовки). Преобладает женская рифма.
Метафоры – “слава, купленная кровью”, “степей холодное молчанье”, “лесов безбрежных колыханье”, “чета берёз“.
Эпитеты – “тёмная старина”, “заветные преданья”, “отрадное мечтание”, “холодное молчание”, “печальные деревни”, “безбрежные леса”, “росистый вечер”.
Сравнение – “разливы рек её, подобные морям”.
Анализ стихотворения М. Ю. Лермонтова «Родина» Вариант 3
В творчестве М. Ю. Лермонтова широко представлена тема родины. Иногда говорят, что у поэта было их две: Кавказ и родные Тарханы. В детстве он рос очень болезненным мальчиком, и бабушка возила его на воды и в грязевые лечебницы. М. Ю. Лермонтов провел очень много времени среди природы Кавказа, которая и произвела на поэта большое впечатление. Значительная часть творчества поэта посвящена именно Кавказу. Но, каждый раз возвращаясь с Кавказа домой, М. Ю. Лермонтов с упоением смотрел на просторы своей огромной родины, ее леса, поля и бескрайние степи. Чувства патриотизма и вселенской любви к Отчизне поэт выражал в лирических строках. Очень ярким примером может служить его стихотворение «Родина».
Время создания приходится на 1841 год — последний год жизни поэта. В центре лирического произведения стоит тема любви к Родине. Михаил Юрьевич называет ее «Отчизна», «родина». Эти понятия синонимичны, но все же имеют оттенок лексического значения. «Отчизна» — Родина в целом, Россия, страна, а «Родина» — тот маленький уголок земли, где родился и вырос поэт. «Люблю Отчизну я, но странною любовью…» — заявляет Михаил Юрьевич. «Странною» значит необычно, особенно, по-своему, не так, как все.
Трудно определить точный пафос этого задушевного стихотворения. Здесь есть и воспевание Родины, и размышления о ней, и ноты грусти. Определим его жанр как лирическое стихотворение.
Можно выделить в произведении две части. В первой поэт говорит о чувстве любви к родине, но не признает ее славы «купленной кровью», «темной старины», «гордого покоя», величия. Это все тоже, конечно, патриотизм, но он общий, официальный, не чувственный. Эта часть стихотворения более строгая. Восклицательное предложение переходит в риторическое восклицание. И повторяющиеся союзы «ни…ни…» усиливают отрицание, неприятие поэтом такого понимания родины.
А во второй части мы видим, как поэт раскрывает свою любовь через образы простой народной жизни: «желтая нива», «чета белеющих берез», «полное гумно», «молчание» степей и лесов «колыханье». Эта часть нежная, искренняя. Лирический герой видит счастье в таких вещах, как «с резными ставнями окно», «говор пьяных мужичков», «изба, покрытая соломой».
М. Ю. Лермонтов подбирает эпитеты: «дрожащие огни», «печальных деревень», метафоры «степей холодное молчанье», «разливы рек». Но в целом можно сказать, что в стихотворении немного тропов. Значительное количество слов из тематической группы «деревня» использует поэт: «жнива», «изба», «мужички», «гумно», «солома» и т.п. Лирический чувствует гармонию с природой России. Ему хорошо и уютно. Мы понимаем, что все, что видит поэт, ему мило и приятно. Какой бы ни была его родина – он ее любит.
Стихотворение написано шестистопным ямбом, во второй строфе переходит в пятистопный и заканчивается четырехстопным. Но при этом ритм не нарушается, строки читаются очень легко.
М. Ю. Лермонтов раскрыл нам свои чувства к Родине. Ему мила не официозная «великая Русь», а простая, незамысловатая, искренняя родная сторонка, где он чувствует себя счастливым.
История создания
В 1841 году Лермонтов возвращался с Кавказа в отпуск, чтобы решить вопрос об отставке и заняться литературным творчеством. Долгое отсутствие на Родине сыграло свою роль, вдохновив поэта на прекраснейшее стихотворение – признание в любви. Простая русская красота природы была настолько контрастна кавказской горной местности, что поэт создал прекрасные строки, пронзительные и искренние.
Оно написано 13 марта и первоначально было названо “Отчизна”, однако при публикации название решено было заменить на “Родина” (оно лишено гражданского пафоса, более мягкое и мелодичное, что соответствует тому пониманию патриотизма, которым пронизано стихотворение). Тоска по родине и осознание её ценности, близости звучит основным мотивом в стихотворении. В стихотворении слились как реальные пейзажи, так и отдельные природные зарисовки, взятые поэтом из воспоминаний и впечатлений другого периода.
Стих Лермонтова «Парус»
Главной темой и сквозным образом стихов Лермонтова является тема одиночества. Нетрудно понять причину такой темы. Предательство со стороны отца, обман бабушки, все это сыграло роль в становлении его личности, раннее узнавание горести оставило в нем ощущение обиды, замкнутости. Можно сказать, от рождения он существовал один, был одинок. Хотя бабушка и любила его, но он все же не мог ей простить обмана. Известный всем со школьных лет стих Лермонтова «Парус» отражает его душевное состояние в те годы. Михаил Юрьевич будто специально тянулся к одиночеству, находя в нем свое упоение, он осознанно отталкивал приближавшихся к нему людей. Не чему удивляться, что скоро в его окружении про него стали говорить, как про заносчивого гордеца, ведь никто не пытался его понять а ему всего лишь хотела уединения, точнее, он боялся сближения с людьми. Стихи Лермонтова о любви, о жизни – показатель его вечного стремления уединиться, спрятаться от человеческих чувств. Лирический герой является нам независимым. Например, стих о любви «Я не унижусь пред тобой…». В нем раскрывается боль героя в том, что любимая женщина предала его. Он злился на самого себя за веру в нее. Мы видим, что он хочет ощущать себя жертвой. Дружеских отношений Лермонтов практически не имеет, поэтому данная тема и не раскрывается в его творчестве. Не считая прозаических текстов. Наиболее популярными являются не стихи о любви Лермонтова, а стихи о родине.
Тема
Тема любви к родине, пейзажное начало и патриотизм, глубокий, народный, личный, практически лишённый государственной или гражданской составляющей. Её следы есть только в начале стихотворения, дальше картины быта и родные пейзажи оттесняют пафос и торжественный тон.
Любовь Лермонтова очень личная и искренняя, ему милы огоньки в окнах сельских домов, запахи костров, избы, крытые соломой, берёзки, которые выстроились у дороги. Свою любовь автор характеризует как “странную”, потому что сам не понимает её корней и причин, но сильное всепоглощающее чувство сквозит в каждой строке стихотворения. Написать такое способен только чистый разум, огромный талант. Нет у Лермонтова любви к светской жизни, ему надоели “законы” высшего общества, интриги, чинопоклонение, слухи, бессмысленность существования дворянства и пустая российская действительность.
Главная мысль стихотворения – любовь к родине – сильное, неподвластное пониманию чувство, данное свыше. Идея стихотворения в том, чтобы раскрыть сущность человека – патриота (самого автора), преданно любящего свою родину, привязанного к ней всей душой. Лирический герой подаёт своё чувство как нечто личное: так любят родного человека, несмотря на его недостатки, сильно и беззаветно.
Стихи Михаила Лермонтова о России и Родине
Прощай, немытая Россия, Страна рабов, страна господ, И вы, мундиры голубые, И ты, им преданный народ.
Быть может, за стеной Кавказа Укроюсь от твоих пашей, От их всевидящего глаза, От их всеслышащих ушей.
«Прощай, немытая Россия» Лермонтова
Лермонтов часто высказывал в своих произведениях острые социальные и политические взгляды. Одним из наиболее сильных в этом плане является стихотворение «Прощай, немытая Россия». Оно было создано поэтом в 1840 г., накануне поездки на Кавказ. Многие усматривают в нем предвидение Лермонтовым своей смерти, так как прощание с родиной стало последним.
Недоброжелатели России часто ставят данное произведение в качестве примера суровой критики своей страны одним из лучших ее представителей. Можно признать справедливость такого мнения. Но не стоит забывать, что только личность такого масштаба имеет полное право на такие заявления. Лермонтов глубоко любил Россию, он прекрасно понимал и чувствовал все ее недостатки, главным из которых считал политический строй. Надо учитывать и время создания произведения. Под конец жизни поэт испытывал чувство горького разочарования в своей жизни. Смерть Пушкина, травля за стихотворение «Смерть поэта», неприятие общества – все это угнетающе действовало на автора.
Лермонтов презирал высшее общество и не хотел продолжать военную службу. Его мечтой было полностью отдаться литературной деятельности. Но жесткие рамки цензуры и здесь ограничивали свободу поэта. Результатом стал тяжелый духовный кризис. В этом состоянии и было написано резко негативное стихотворение «Прощай, немытая Россия».
Первая строфа полна язвительных замечаний. «Немытая Россия» символизирует серость и темноту подавляющей массы населения. Страна четко разделена на два основных класса: «рабов» и «господ». Науки и искусства, великие достижения и победа – лишь внешний косметический налет. В основе лежит власть «мундиров голубых» над «послушным народом». Лермонтов не испытывает особого энтузиазма от поездки на Кавказ. Он рассматривает ее всего лишь как попытку избавиться от «всевидящего глаза» и «всеслышащих ушей». В этих образных выражениях Лермонтов описал обстановку тотального контроля и слежки, пронизывающих все российское общество.
«Прощай, немытая Россия» — беспощадная оценка российской действительности середины XIX века. Во многом она вызвана усталостью и раздражением поэта, но основана на любви к своей Отчизне и желании ей добра и счастья. Печально, что человек, руководствовавшийся в своей жизни только лучшими побуждениями, был вынужден таким образом попрощаться со своей родиной.
Композиция
Первая смысловая часть стихотворения – строфа – состоит из 6 стихов. Они носят философский характер и чётко определяют отсутствие связи привязанности лирического героя к истории страны, её славе и героизму. Он любит свою родину, а не страну, не за что-то, а вопреки всему, что она сделала поэту. Вторая строфа – 20 строк – признание лирического героя в истинной сыновьей любви к родине. Своеобразная смысловая антитеза выражена и подбором лексики: в начале стихотворения – возвышенно-торжественной, а во второй строфе – простой, разговорной, с бытовыми описаниями.
Анализ стихотворения «Родина» Лермонтова Вариант 4
В позднем периоде творчества Лермонтова появляются глубокие философские темы. Присущее ему в юности бунтарство и открытый протест сменяются более зрелым взглядом на жизнь. Если раньше при описании России Лермонтов руководствовался высокими гражданскими идеями, связанными с мученической смертью на благо Отчизны, то теперь его любовь к Родине выражается в более умеренных тонах и напоминает патриотические стихотворения Пушкина. Примером такого отношения стало произведение «Родина» (1841 г.).
Ещё по теме: Михаил Лермонтов ~ Смерть поэта (Погиб поэт! – невольник чести…) (+ Анализ)
Лермонтов уже в первых строках признается, что его любовь к России – «странная». В то время ее было принято выражать в высокопарных словах и громких заявлениях. Это в полной мере проявилось во взглядах славянофилов. Россия объявлялась самой великой и самой счастливой страной, имеющей совершенно особый путь развития. Все недостатки и беды игнорировались. Самодержавная власть и православная вера объявлялись залогом вечного благополучия русского народа.
Поэт же заявляет, что его любовь не имеет каких-либо разумных оснований, она является его врожденным чувством. Великое прошлое и героические деяния предков не вызывают в его душе никакого отклика. Автору самому непонятно, за что ему так невероятно близка и понятна Россия. Лермонтов прекрасно понимал отсталость своей страны от Запада, бедность народа и его рабское положение. Но не любить собственную мать невозможно, поэтому он восхищен картинами необъятного русского пейзажа. Используя яркие эпитеты («безбрежных», «белеющих»), Лермонтов изображает величественную панораму родной природы.
Автор не говорит прямо о своем презрении к жизни высшего общества. Оно угадывается в любовном описании простого деревенского пейзажа. Лермонтову намного ближе поездка на обычной крестьянской телеге, чем прогулка в блестящем экипаже. Это позволяет почувствовать на себе жизнь простого народа, ощутить свою неразрывную связь с ним.
В то время господствовало мнение, что дворяне отличаются от крестьян не только образованием, но физическим и нравственным устройством организма. Лермонтов же заявляет об общих корнях всего народа. Иначе чем еще можно объяснить неосознанное восхищение деревенской жизнью. Поэт с радостью готов променять фальшивые столичные балы и маскарады на «пляску с топаньем и свистом».
Стихотворение «Родина» относится к числу лучших патриотических произведений. Его главное достоинство заключается в отсутствии пафоса и огромной искренности автора.
Жанр
Стихотворение написано в жанре элегии, поскольку это грустные размышления на философские темы. В первой строфе автор приводит три отрицания, которые могли бы являться поводом для любви к родине, но не стали. Вторая строфа – чистое признание в любви с изумительным и очень оригинальным в своей простоте описанием родных пейзажей: здесь нет ни доказательств, ни причин, только сам “факт любви”. Стихотворение сочетает 6-ти, 5-ти стопный ямб, временами переходящий в четырёхстопный, более традиционный для автора.
Средства выразительности
Яркие живые эпитеты использует автор в своём признании: “тёмная старина”, “заветные преданья”, “отрадное мечтание”, “холодное молчание”, “печальные деревни”, “безбрежные леса”, “росистый вечер”.
Метафоры: “слава, купленная кровью”, “степей холодное молчанье”, “лесов безбрежных колыханье”, “чета берёз“.
Сравнение: “разливы рек её, подобные морям”.
Анафора в первой строфе делает размышления лирического героя эмоциональным и возвышенным: “Ни слава, купленная кровью, ни полный гордого доверия покой, ни темной старины заветные преданья…”. Песенность и элегичность придаёт стихотворению анафора во второй строфе: “Её степей холодное молчанье, её лесов безбрежных колыханье…”.
Восклицательное предложение, являющееся первым стихом произведения, выражает его центральную мысль: “Люблю отчизну я, но странною любовью!”
Образность и тематика
В содержании стихотворения глубоко раскрывается образ Родины. Он одновременно романтический и реалистический. Обычно Россию восхваляли за военные успехи, ее великую историю. Поэт не отрицает, что все эти качества присущи стране, но в ней имеется и внутренний образ, также заслуживающий внимания. Лермонтов стал первым из поэтов, использующих березу как символ России. Эта традиция была продолжена в XX столетии многими авторами, особенно Сергеем Есениным.
Литературоведы считают, что стихотворение было написано ночью. Об этом говорит упоминание слов: «ночи тень», «до полночи», «ночлег», а также упоминание «огней деревень», «холода». В произведении прослеживаются следующие мысли:
- Поэт раскрывает значение деромантизированного образа Родины. Ее истинное величие — это не доблесть, а деревни, жнивы, проселки.
- При написании используется тема одиночества. На примере образа Отчизны автор показывает, что мало кто может его понять. Его чувства к Родине отличаются от тех, что испытывает большинство его современников.
- Автор говорит, что истинное богатство страны заключается не в ее казне, а на крестьянском гумне. Он радуется тому, что год был урожайным и весь урожай собран.
Стихотворение Лермонтова «Родина» по жанру близко к творчеству декабристов. Подобные произведения называются думами. Вторая строфа близка к жанру элегии. В первой строфе приводятся три отрицания (анафоры): «Ни слава, купленная кровью, ни полный гордого доверия покой, ни темной старины заветные преданья…». Они придают эмоциональность и возвышенность размышлениям героя.
Во второй строфе автор описывает свои чувства к Родине. Он изображает картины родных пейзажей, но не приводит доказательств и причин любви, только сам ее факт.
🗹