4.7
Средняя оценка: 4.7
Всего получено оценок: 56.
4.7
Средняя оценка: 4.7
Всего получено оценок: 56.
“Зима недаром злится” – стихотворение, написанное Ф. И. Тютчевым в 1836 году. В нём проявилась любовь поэта к природе, его философское отношение к действительности. Познакомьтесь с кратким анализом “Зима недаром злится” по плану, который будет полезным при изучении произведения на уроке литературы во 2 классе.
Материал подготовлен совместно с учителем высшей категории Кучминой Надеждой Владимировной.
Опыт работы учителем русского языка и литературы — 27 лет.
Краткий анализ
Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Зима недаром злится.
История создания – стихотворение было написано в 1836 году, в период творческого подъёма, который переживал поэт.
Тема – борьба зимы и весны как символ вечного противостояния уходящего и нового, неизбежная победа юности.
Композиция – кольцевая, описание начинается с образа Весны и заканчивается им.
Жанр – лирическое стихотворение.
Стихотворный размер – ямб, стихотворение состоит из пяти четверостиший, используется точная и неточная, мужская и женская рифма, способ рифмовки – перекрёстный АВАВ.
Олицетворения – “Зима недаром злится”, “Весна в окно стучится”, “Зима ещё хлопочет и на Весну ворчит”, “Весне и горя мало: умылася в снегу”.
Метафоры – “Взбесилась ведьма злая”, “В прекрасное дитя”.
Аллитерация – “И жаворонки в небе уж подняли трезвон”, “Зима ещё хлопочет и на Весну ворчит, та ей в глаза хохочет и пуще лишь шумит…”.
Тропы и стилистические фигуры
Несмотря на небольшой объём стиха, средства выразительности и стилистические фигуры, использованные автором, многообразны. Среди них:
- эпитеты: ведьма злая, прекрасное дитя, румяней стала;
- олицетворения: Весна стучится, гонит, умылася, смеётся, Зима ворчит, хлопочет, злится, бросает, убегает;
- противопоставления: Зима — Весна, ведьма злая — прекрасное дитя, Зима взбесилась — Весна смеётся;
- архаизмы: пуще, хлопочет, нудит.
Размер стиха — трёхстопный ямб. Тип рифмы — перекрёстный, то есть рифмуются 1 и 3 строка и 2 и 4.
Тема
Главная мысль стихотворения скрыта. Она выражается через описание на первый взгляд привычных событий – смены сезонов. Но поэт делает это, создавая живые образы Весны и Зимы. Лирический герой рад тому, что ворчливая старуха, “ведьма злая”, Зима, несмотря на её попытки остановить ход событий, проиграет молодой, красивой Весне.
Есть особый философский смысл в создании таких героинь. Проводится некая линия сравнения между сменой времён года и обновлением вообще. Юность, смелая, свежая, всегда победит, приходя не смену отжившему.
Основная тема
Главная мысль и идея произведения в том, что смена сезонов — прекрасное явление, хотя для многих оно привычно. В событии, которое повторяется каждый год, автор сумел увидеть сказку, скрытую от большинства людей. Зима и весна в его строках — это не просто сезоны, а яркие живые образы, выписанные так тщательно, что стих похож на картину. Повествование ведётся от имени лирического героя, который называет холодное время года «ведьмой злой». Он рад, что ворчливой старухе, хоть она и старается создать помехи Весне, скоро придётся уйти.
Весенняя пора в стихотворении Тютчева представлена в образе молодой красавицы.
При вдумчивом изучении произведения открывается философский смысл. Можно провести параллели с реальной жизнью: всё старое когда-то отживает свой век, и ему на смену приходит свежая и смелая молодость. Добро побеждает зло, безобразное уступает под натиском красоты, а обновление приходит на смену застою.
Композиция
Композиция стихотворения – кольцевая. Поэт начинает и заканчивает описанием весны. Всего можно выделить четыре части.
Из первой мы узнаем, что приходит весна. Она “в окно стучится и гонит со двора” злую старуху-зиму. Во второй части описывается атмосфера, которая царит в природе: “всё засуетилось”, “жаворонки… уж подняли трезвон”.
Третья часть – описание Зимы. Она “ещё хлопочет”, “ворчит”. Зима уже не может противостоять своей молодой сопернице, поэтому убегает, успевая запустить в неё снегом. В четвертой, заключительной части мы снова видим перед глазами красивую, румяную девушку-весну, которой нипочем проделки Зимы, она становится ещё прекраснее.
Произведение состоит из пяти строф, представленных четверостишиями. Стихотворный размер – ямб. Автор использует различные виды рифмы: точную (злится – стучится, пора – двора), неточную (мало – стала), мужскую (ворчит – шумит, вон – трезвон), женскую (хлопочет – хохочет, злая – убегая). Способ рифмовки – перекрёстный (рифмуются первая и третья, вторая и четвёртая строки).
Жанровая принадлежность
Жанр стихотворения Фёдора Ивановича — пейзажная лирика. Все строки произведения посвящены природе, которую красочно описывает автор. При этом стихи похожи на добрую сказку, на что указывают следующие признаки:
- Зима и Весна — не просто названия времён года, а имена героинь, потому что автор употребляет их с заглавной буквы;
- у обеих есть характеры;
- явления природы в произведении оживают.
В качестве стихотворного размера Тютчев выбрал ямб. Творение состоит из 5 четверостиший. Виды рифмовки:
- Мужская. Вон — трезвон, ворчит — шумит.
- Женская. Злая — убегая, хлопочет — хохочет.
- Точная. Пора — двора, злится — стучится.
- Неточная. Мало — стала.
Первая строка зарифмована с третьей, а вторая — с четвёртой. Такой способ называется перекрёстным.
Средства выразительности
Поэт пользуется различными художественными средствами. В первую очередь, это олицетворения. Главные герои – времена года, которые представлены как живые: “Зима недаром злится”, “Весна в окно стучится”, “Зима ещё хлопочет и на Весну ворчит”, “Весне и горя мало: умылася в снегу”. Автор, называя их, использует слова с заглавной буквы – Весна и Зима.
Также Тютчев использует метафоры, говоря о зиме и весне: “Взбесилась ведьма злая”, “В прекрасное дитя”.
Создать впечатление возникшей суеты помогает аллитерация. Например, для передачи птичьего гомона повторяются звуки “н”, “з”: “И жаворонки в небе уж подняли трезвон”. А для передачи шума, смеха используются звуки “х”, “ч”, “ш”, “щ”: “Зима ещё хлопочет и на Весну ворчит, та ей в глаза хохочет и пуще лишь шумит…”.
Читатель чувствует возникшую суету и борьбу главных героинь благодаря частому использованию глаголов, создающих ритм: “злится”, “стучится”, “засуетилось”, “хлопочет”, “хохочет”, “шумит”, “взбесилась” и так далее.
История создания
Ф. И. Тютчев написал поэтические строки о зиме, которая злится, в период, когда у его таланта уже были почитатели. Произведения автора публиковались в журналах, и публика ждала их появления с нетерпением. У поэта уже был свой почерк, по которому его лирику можно было безошибочно отличить от творчества других мастеров. Каждое произведение — как красочный рисунок. Особенности, которые отличали стихи Фёдора Ивановича:
- охват нескольких тем в рамках одного произведения;
- лёгкость, воздушность повествования;
- выраженная любовь к природе;
- раскрытие глубоких тем;
- присутствие философских размышлений.
Все эти черты есть в стихотворении «Зима недаром злится…». Автор написал его, когда был влюблён в Эрнестину Дёрнберг.
Женщина была замужем, а Фёдор Иванович женат, но это не мешало обоим испытать возвышенные чувства.
Поэт ощущал эмоциональный подъём, который нашёл отражение в образе Весны.
Основная мысль
Основной мыслью произведения можно назвать то особое отношение к весне, которым обладает наш лирический герой. Он ассоциирует этот период с началом новой жизни, которая будет наполнена новыми эмоциями, чувствами и впечатлениями. Ведь действительно, с наступлением первых весенних деньков, настроение начинает подниматься. Мысли перестают быть мрачными, хочется улыбаться и строить планы на будущее. Человек просыпается вместе с природой и готов для новых подвигов. Хочется любить и быть любимым, творить, мечтать. Зима же подавляла все эти чувства. Постоянно навевая мрачные мысли.
Проснувшись после зимней спячки, человек раскрывает свое сердце для новых чувств и эмоций, которые смогут одолеть все мрачные мысли.
Анализ
В стихотворении Ф.И. Тютчева » Зима недаром злится. » пять строф по четыре строки каждая — итого двадцать строк. Рифма — перекрёстная: » злится — стучится» — рифмуются первая и третья строки; «пора — со двора» — вторая и четвёртая. Размер — трёхстопный ямб.
Художественный эффект стихотворения достигается с помощью разнообразных тропов: олицетворения, метафор, эпитетов, сравнений, противопоставлений ( антитезы ).
Зима олицетворяется со злой ведьмой, Весна — с прекрасным ребёнком. Слова «Зима» и «Весна» написаны, как имена собственные, с большой буквы, что делает эти времена года живыми героинями стиха, самостоятельно и по-разному действующими, имеющими свой характер. Зима злится на Весну, которая стучится к ней в окно и гонит её со двора. Поэтому Зима вынуждена ворчать на Весну и хлопотать о своём пребывании на дворе. А в чём могут выразиться ворчание и хлопоты Зимы? Ранней весной и снежные метели возможны, и ночные морозцы.
Зима не выносит смеха Весны, её действий и убегает в бешенстве, напоследок запустив в Весну то ли увесистым снежком, то ли обрушив на неё целую лавину снега. Весна — месяц, не только следующий за Зимой, но и словно бы выходящий из Зимы, поэтому он не так противопоставлен Зиме, как. скажем, лето, и в связи с этим в двух этих понятиях нет ещё глубокой антитезы.
Противопоставлением ( антинтезой ) в этом тексте могут являться такие понятия, как » ведьма злая» ( Зима ) и » прекрасное дитя» ( Весна ) и две эмоции — злость Зимы и смех ( радость ) Весны. Помимо » злой ведьмы» в стихах дан и ещё один синоним к этому понятию — «враг» Весны. Однако эти синонимы не явные, а контекстуальные, поскольку два несинонимичных понятия метафорически сближены именно в данном контексте. Врагом Весну воспринимает Зима и обращается с Весной, как с врагом. Весна же не враждует, а утверждает своё законное право на смену времён года, так как полна молодых сил, влекущих её к стремительному развитию.
Как бы ни любили мы Зиму, автор склоняет симпатии читателя на сторону Весны, тем более, что Зима пытается обидеть прекрасное дитя, а это не в её пользу. Несомненно, дети бывают шаловливыми и озорными — такой и дана Весна в этом произведении — но это не бессмысленные шалости, это — природная необходимость.
На стороне Весны буквально «всё» — ведь » всё засуетилось, всё нудит Зиму вон». » Всё» — это природа, пробуждающаяся от зимнего сна, выходящая из зимнего оцепенения. Все процессы, происходящие в этот момент в недрах земли, в стволах деревьев, в жизни птиц, — активны и стремительны. Жаворонки сообщают об этом » поднятым трезвоном».
По-своему Весна деликатна: она предупреждает о своём приходе » стуком в окно», то есть она к Зиме постучалась, прежде чем войти в уже не принадлежащие той пределы. » Гонит со двора». — глагол «гонит» дан здесь как синоним к глаголу «нудит», то есть направляет, торопит, понуждает идти в определённом направлении». Очевидно, что грубостей Весна себе по отношению к Зиме не позволяет.
Никакими препонами Зиме не удержать Весну: смелая Весна (» в глаза хохочет») принесла с собой пение птиц, звон капели, шум ручьёв, и этот шум становится всё «пуще». Таким образом текст стихотворения наполнен разнообразнейшими звуками ранней весны. Орудие битвы Зимы, снег, Весна, как истиный философ-мудрец, несмотря на свою молодость, берёт на пользу себе: » умылася в снегу и лишь румяней стала. «
С помощью картины неравной битвы ( исход которой предопределён ) старой ведьмы и удивительного румяного младенца Тютчев даёт картину смены времён года в духе метафорических представлений наших предков, исповедовавших язычество, — картину яркую, динамичную, ведь на наших глазах происходит столько превращений:
И все засуетилось, Все нудит Зиму вон — И жаворонки в небе Уж подняли трезвон.
Интересно, что метафора » И всё засуетилось» может отнести нас к старинному славянскому празднику Жаворонки, действительно приходящемусяся на 22 марта – день весеннего равноденствия. Считалось, что в этот день возвращаются на родину жаворонки, а за ними летят и другие перелетные птицы. В этот день дети с пряничными жаворонками в руках шли с родителями в поле и припевали:
«Жаворонки, прилетите! Студену зиму прогоните! Теплу весну принесите! Зима нам надоела, Весь хлеб у нас поела!»
Зрительный ряд стиха наряду со звуковым увлекает читателя во всю эту весеннюю кутерьму. Последнее противостояние Зимы выражены с помощью богатейших метафор: «Зима недаром злится», » прошла её пора», Весна в окно стучится и гонит со двора». Попробуем указать все метафоры в этом удивительном стихотворении, и мы убедимся, что они присутствуют в каждой строке. То есть метафорой весны является как каждый катрен в отдельности, так и всё произведение в целом. Всё стихотворение от начала до конца — одна развёрнутая метафора, что делает его необыкновенно богатым и по форме, и по содержанию.
Отличительным приёмом данного стиха является обилие глаголов активного действия: «злится», «прошла», «стучится», «гонит» — в первой строфе; «засуетилось», «нудит», «подняли» — во второй строфе; «хлопочет», «ворчит», «хохочет», «»шумит — в третьей; «взбесилась», деепричастие «захватя, «пустила», деепричастие «убегая» — в четвёртом катрене; «умылася», глагол-связка «стала» — в пятом. Нетрудно подсчитать, что количество глаголов и глагольных форм ( два деепричастия при наличии пятнадцати глаголов ) по строфам распределилось в следующем порядке: 4,3,4,4,2. В последнем катрене всего два глагола, характеризующие только Весну, так как Весна победила и Зимы на дворе уже нет. Все эти семнадцать глаглов и глагольных форм и сформировали метафоры данного стиха в таком обилии.
А эпитетов автору уже не понадобилось в большом количестве — их всего три: «злая» ( «ведьма злая» — инверсия, обратный порядок слов, ещё глубже характеризующий Зиму, при том, что логическое ударение также выделяет эпитет » злая» ), «прекрасное» ( «прекрасное дитя» — прямой порядок слов ) и сравнительная степень прилагательного «румяней» в составном именном сказуемом ( «румяней стала» — обратный порядок слов ).
Присутствие авторского отношения к происходящему в стихотворении » Зима недаром злится» очевидно, но выражено оно не с помощью первого лица ( автора, как лирического героя, как бы и не видать ), а с помощью иных, уже указанных, средств. Автору нравится, как «прекрасное дитя» «хохочет», какое оно жизнерадостное ( «Весне и горя мало» — фразеологизм, образующий в контексте стиха метафору ), не боящееся холода ( «умылася в снегу» ), каким здоровьем и оптимизмом оно пышет (» И лишь румяней стала наперекор врагу» ). Все симпатии автора — на стороне Весны.
Таким образом прославление Весны стало прославлением кипучей энергии, молодости, смелости, свежести, и энергия трёхстопного ямба подошла здесь как нельзя лучше.
Зима у других авторов
В русской пейзажной лирике вряд ли ещё встретится подобное описание Зимы: зима, как правило, в русских народных песнях, в литературных обработках фольклора — герой, хотя порой и суровый, но положительный, а не отрицательный. Её ждут, её приветствуют, её любовно поэтизируют:
«…Здравствуй, гостья-зима! Просим милости к нам Песни севера петь По лесам и степям.» ( И.Никитин )
«Поет зима — аукает, Мохнатый лес баюкает Стозвоном сосняка.» ( Сергей Есенин )
В 1852 году, через шестнадцать лет после » злящейся Зимы», Ф.И. Тютчев написал стихи о зиме несколько в ином ключе, без отрицательной коннотации:
«Чародейкою Зимою Околдован, лес стоит. «
Однако если прежде Зима характеризовалась Тютчевым как » ведьма», то затем она превратилась в » чародейку», «колдунью». Собственно все эти три слова — ведьма, чародейка, колдунья — синонимы. Правда, в нашем сознании слово » чары» связано с какими-то волшебными, чарующими явлениями. Зима, чародейка в начале своего появления, перерождается по мере своего истощения в ведьму, чьи чары ослабевают. Подолгу находящийся в отрыве от родины, читающий литературу на немецком и французском языках и пишущий статьи по-французски ( напомним, что только при создании лирических произведений поэт отдавал предпочтение русскому языку ) Тютчев ввёл в зимнюю тематику представления скорее западно-европейской, а не российской поэтики, но тем и обогатил русскую поэзию, внёс в стихи о природе свой, тютчевский, оттенок.
Сюжет
Особенность сюжета в его сказочности. Ожившие силы природы на глазах у читателя соперничают друг с другом.
И, как принято в любой сказке, добро побеждает зло:
- стихотворение начинается со вступления: «Весна в окно стучится»;
- завязка сюжетной линии содержится в описании окружающего мира природы, радостно встречающего приход весны;
- развитие сюжета — противостояние двух времен года;
- кульминация повествования: Зима от бессилия и злобы кидает в Весну комом снега и убегает;
- последняя строфа содержит развязку сюжета и заключение. Весна одержала победу. Сюжет имеет повествовательный характер.
«Зима недаром злится», анализ стихотворения Тютчева
Пейзажная лирика всегда была распространена среди русских поэтов. Красота нашей природы, смена времен года, непредсказуемость климатических условий — все могло стать объектом изображения в стихотворении. Но русская поэзия не была бы истинно русской поэзией, если бы не использовала олицетворение — троп, с помощью которого природа наделяется свойствами живого существа, в частности человека. Очевидно, это отголоски верований древних славян, которые считали, что всё вокруг населено духами, добрыми и злыми. Это и лешие, и домовые, и русалки, и многие другие низшие божества.
Однако поэты, чутко воспринимающие действительность, умеющие передать самые тонкие нюансы отношений между человеком и природой, все-таки изображали и изображают ее как целостный живой организм. Например, Федор Иванович Тютчев так выразил свое отношение к природе:
В ней есть душа, в ней есть свобода, В ней есть любовь, в ней есть язык.
Естественно, после прочтения подобных строк возникает стойкая уверенность, что природа — некий организм, живущий по своим законам, понимание которых нам недоступно. А понять их хочется, как говорится, хочется разгадать все тайны природы.
Стихотворение «Зима недаром злится. » Ф.И.Тютчева хорошо известно каждому школьнику. Во-первых, потому что благодаря трехстопному ямбу и перекрестной женской и мужской рифме легко запоминается. Во-вторых, в стихотворении возникают очень колоритные образы главных героинь: «злой ведьмы» Зимы и «прекрасного дитя» Весны. Использование автором заглавной буквы в названиях героинь, конечно, сразу вызывает ассоциацию со сказкой, а сказка близка и знакома каждому человеку, потому что «все мы родом из детства».
Итак, стихотворение построено на контрасте: Зима злится, а Весна хохочет, «взбесилась ведьма злая». а «Весне и горя мало». Конечно, Зима и Весна соперничают, а в итоге расстаются врагами. Но сама битва разворачивается на наших глазах, ведь использование большого количества глаголов в форме настоящего времени вызывает ощущение сопричастности к тому, что происходит: «злится». «стучится». «гонит». «хлопочет». «хохочет». «шумит». Все эти слова, в которых к тому же использована аллитерация (звукоподражание), создают партитуру весенней разноголосицы, когда мы слышим звуки капели, щебетание вернувшихся с юга птиц, трезвон жаворонков в небе. Теперь стихотворение напоминает гимн, потому что прославляет весну — пору обновления, зарождения новой жизни.
После прочтения такого стихотворения вдруг возникает беспричинная радость. Может быть, оттого, что Весна «хохочет» и «шумит». Или оттого, что она «румяней стала». ведь счастливые, радостные дети всегда вызывают чувство умиления и желание поцеловать в разрумяненную щеку «прелестное дитя». Безусловно, и автор симпатизирует Весне. Хотя она «гонит со двора» старушку-зиму, но делает это, как говорится, на законных основаниях, ведь «пришла ее пора». А вот Зима ведет себя очень грубо. Сначала злится, ворчит по-стариковски, но потом переходит к решительным действиям: «взбесилась» да еще и снег бросила на прощанье в свою молодую соперницу. Поэтому и не звучит здесь традиционного философского элегического мотива: дескать, мне время тлеть, тебе — цвести. Нет, звучит только радость и торжество победы.
Так, благодаря обилию тропов, в небольшом лирическом произведении автору удается создать целый калейдоскоп событий, хотя для лирики как рода литературы событийность не характерна. Однако поэт с помощью этого стихотворения вызывает стойкую уверенность в том, что весна обязательно наступит, и у каждого человека появится шанс взглянуть на мир по-новому, как-то иначе, что-то изменить в своей жизни.
Вариант №3
У хорошего литератора есть свой стиль, но литератор выдающийся способен от него отказаться ради тех или иных целей. И произведение, написанное несвойственным автору языком, всё равно будет выдающимся. Это можно сказать и про стихотворение Тютчева «Зима недаром злится».
Оно было опубликовано после смерти поэта. Из приближённых Тютчеву людей его видел князь Гагарин, но тогда произведение ещё находилось в черновой стадии. Это пейзажная лирика, стихотворений такого рода много среди ранних работ поэта, когда он ещё публиковался под псевдонимами. Тютчев был ещё и дипломатом, и находился под мнением, что ему как политику не стоит показывать себя с другой стороны перед общественностью. А это стихотворение могли не понять.
Его стиль нарочито простой. На сей раз Тютчев решил не прибегать к высокому стилю, потому что эта работа требовала иного подхода. Поэт хотел вспомнить детство, воспроизвести то, что он видел в нём. Он находился очень далеко от России, и вспоминались родные края. Поэтому Тютчев прибегнул к простому языку.
Зима злится, потому что её время на земле истекло. Пора царствовать весне. Но зима не хочет отступать и сдавать сопернице то, что она завоевала. Вот только всё вокруг желает, чтобы холодная пора года отступила. Уже и жаворонки запели. Зиме больше не место среди людей и зверей.
Она ещё пытается что-то сделать и ворчит на весну, но весна ей хохочет в глаза и всё больше набирается сил. Природа оживает, распускаются цветы, воздух дышит свежестью. Старая карга не может больше оставаться на земле, но злость распирает её, и она бросает снегом в дитя-весну.
А что же весна? Она всё равно радуется! Умылась в снегу и похорошела ещё больше, как назло зиме. Теперь другое время, и пора царствовать другой поре года. Весна вступила в свои права, а зима повержена, как это бывает каждый год.
5 класс
Анализ стихотворения «Зима недаром злится» для 5 класса
Лирика Тютчева отличается особой разнообразностью и неповторимостью. Её всю пронизывает глубочайший философский смысл: как в описаниях природы, так и в темах любви и родины. Лиризм природы – величайшее художественное достижение Федора Тютчева. Ему отлично удается передать движение и динамизм пейзажа. Неповторимая и живая тютчевская природа имеет свои образы – это организм, который чувствует, думает, имеет свой голос, свои пристрастия.
Каждое стихотворение поэта пропитано таинством природы, которое ревниво скрывается от глаз непосвящённых. Поэтика весны несет в себе эдемовскую первозданную свежесть. Образ весны в сочинениях Тютчева всегда девственно чист и прекрасен. Если осень наполнена земными мотивами и пустотой, являясь олицетворением вечности, то весна – время больших надежд, новой жизни, время пробуждения от спячки. Весенняя муза всегда связана со светлым будущим.
Природа Тютчева вечно юная, как сама весна. Зима не грозит ей старческим уходом. В своих стихотворениях поэт выразил торжество весны, как вечной молодости. Тютчев в 30-х годах посвятил ей несколько своих стихотворений: «Весенние воды», «Могила Наполеона», «Весенняя гроза», «Весна», «Зима недаром злится». Оптимизм поэзии утверждает прекрасное грядущее, олицетворением которого является наступающая весна. В мировоззрении поэта отражается жажда жизни и чистая любовь, которые нашли воплощение в жизнеутверждающем ликовании строк «Вешних вод» и «Весенней грозы».
В стихотворении «Зима недаром злится…» поэт мастерски изобразил последнюю схватку зимы и весны. Зима – дряхлая старуха, которая злится, «еще хлопочет», ворчит, отдаляя конец отведенного ей времени. Весна – молодая, озорная, веселая девушка, которая гонит злую старуху со двора, смеясь ей в глаза. Это не просто яркое и образное описание зимы и весны. Это победа жизни над смертью, чудесное время обновления. Это стихотворение – гимн вечной юности.
Тютчевские строки о весне мастерски имитируют переливы бурлящих весенних ручьев и пенье птиц. Природа очеловечена Тютчевым так, как не удавалось, пожалуй, ни одному из его предшественников. Березы ждут, пруд грезит, цветы улыбаются, гром играет и смеется. Ручьи – гонцы, трубящие во все концы о приходе нового, о смене ветхого, старого и замшелого вечно обновляющимся неповторимым миром, который несет юность наступающей весны.
В стихотворении Ф.И.Тютчева «Зима недаром злится…» в сказочной, аллегорической форме изображена ранняя весна. Это стихотворение очень радостное, поэт хочет передать ощущение счастья от того, что скоро закончится зима и придет весна.
Поэт описывает смену времен года и изменения в природе, словно в сказке, он придает зиме и весне черты людей. Зиму Тютчев изображает в виде злого персонажа: «Взбесилась ведьма злая…» Сразу в нашем воображении встает образ сердитой старухи. Автор использует слова, которые характеризуют Зиму как злое существо: «ворчит», «злится», «враг».
Весна же изображается как совсем юная девочка: она «хохочет», «шумит», «прекрасное дитя». Она как будто играет, а не воюет с Зимой. Даже снег, которым в нее кинула Зима, не огорчил и не напугал Весну: «Весне и горя мало…» Она и ведет себя, как шаловливый ребенок.
Все стихотворение строится на олицетворении: Зима и Весна изображаются как старуха и девочка. Автор даже пишет слова с большой буквы, как имена. Кроме того, автор использует метафоры: «подняли трезвон», «умылася в снегу», «румяней стала».
Мне кажется, Ф.И.Тютчев очень любил весну, поэтому он изобразил ее так радостно и с симпатией. Я тоже люблю весну, и это стихотворение мне очень понравилось.
5 класс
Центральные персонажи
Главные героини произведения — Весна и Зима — противопоставлены друг другу. Они наделены поэтом человеческим чертами характера.
Зима, старая немощная особа, сначала «попусту хлопочет», недовольно «ворчит», пытаясь отстоять свои позиции. Видя тщетность усилий, кидается снегом. «Взбесилась ведьма злая», — потешается над ней автор.
Сила на стороне румяной и юной Весны. Ее приход поддерживает все живое. С образом Весны связано оживление, шум, возрождение. «Прекрасное дитя», прогоняя соперницу, хохочет, умывается снегом и делается еще румянее и сильнее.
Темы, проблемы
Основной темой произведения является природа, со всеми своими проявлениями. В данном произведении показывается наступление столь долгожданной весны. Лирический герой замечает каждое изменение в окружающем мире. Поэтому такое явление, как смена времен года, является для него настоящим событием и «схваткой». Он отмечает каждое изменение, которое творится вокруг него.
Автор так же затрагивает тему молодости и жизни в целом. При помощи весны он показывает молодость, красоту, да и саму жизнь. Зима же вызывает негативные ассоциации. Он представляет её в мрачном виде, олицетворяющим все неживое. Именно на примере столкновения двух времен года, Тютчев пытается показать, что победа всегда будет за молодостью и жизнью.
Все стихотворение излучает радость. Оно воодушевляет и настраивает на позитивный лад. Человеческая душа расцветает вместе с природой, проснувшись от долгого сна. Сердце наполняется мечтами, надеждами, любовью и радостью. Ради этого всего стоило побороться с задержавшейся зимой.
🗹