Тема взаимоотношений поэта и окружающего мира всегда была важна для Пушкина, поскольку поэзия была его жизнью. Краткий анализ “Поэт” по плану расскажет ученикам 8 класса о еще одном важном произведении, в котором поэт рассматривал эту идею. С его помощью на уроке литературы можно показать трансформацию взглядов Александра Сергеевича, переосмыслением им многих своих постулатов.
Краткий анализ
Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Поэт.
История создания – написанное в 1827 году, произведение было незамедлительно напечатано – в том же году его опубликовал журнал “Московский вестник”.
Тема стихотворения – роль поэта в общественной жизни.
Композиция – двухчастная: первая часть рассказывает о жизни поэта без вдохновения и творчества, а во второй он уже пробуждается благодаря звукам благословенной лиры.
Жанр – философская лирика.
Стихотворный размер – четырехстопный ямб.
Эпитеты – “священная жертва”, “суетный свет”, “святая лира”, “божественный глагол”, “людская молва”, “народный кумир”, “гордая голова“.
Метафоры – “не требует поэта к священной жертве Аполлон”, “молчит лира”, “душа вкушает хладный сон”, “душа встрепенется”, “забавы мира”, “берега пустынных волн”.
Сравнение – “как пробудившийся орел”.
Анализ стихотворения А.С. Пушкина «К***»
Стихотворение А.С. Пушкина «К***» было написано в 1825 году. Считается, что оно посвящено Анне Петровне Керн (1800 – 18790). Впервые Пушкин увидел эту девушку в 1819 году и был очарован ее красотой и обаянием. После этой встречи прошло шесть лет, и Пушкин вновь увидел Керн летом 1825 года в Тригорском, во время Михайловской ссылки. Неожиданная встреча всколыхнула в поэте почти угаснувшее и забытое чувство.
Стихотворение написано в жанре послания. Об этом говорит и его название – «К***». Оно посвящено возлюбленной, которая всколыхнула в лирическом герое все самое светлое, настоящее, возродила его к жизни.
Основная мысль стихотворения заключается в том, что в лирической героине для поэта сосредоточена сама жизнь. Без нее, без ее обаяния, молодости, красоты, лирический герой потерял ощущение прелести жизни. Он больше не чувствовал «божества, вдохновенья, слез, жизни, любви». И только с новым появлением героини поэт почувствовал, что он живет, он вновь возродился к жизни.
Соответственно, эмоциональную окраску стихотворения можно охарактеризовать как светлую, лирическую, возвышенную, жизнеутверждающую.
Стихотворение построено как описание жизни героя, освященной двумя событиями: двумя встречами с лирической героиней. Первая встреча была для героя «чудным мгновением»:
Я помню чудное мгновенье:
Передо мной явилась ты,
Как мимолетное виденье,
Как гений чистой красоты.
Героиня стала для него опорой и поддержкой, она давала ему силы жить, преодолевать трудности, существовать:
В томленьях грусти безнадежной,
В тревогах шумной суеты,
Звучал мне долго голос нежный
И снились милые черты.
Со временем чувство к девушке стало забываться, суета начала стирать из памяти ее черты, наконец, даже воспоминание о ней исчезло:
Шли годы. Бурь порыв мятежный
Рассеял прежние мечты,
И я забыл твой голос нежный,
Твои небесные черты.
Но, уйдя из жизни героя, лирическая героиня забрала с собой что-то важное, жизненно необходимое, без чего существование теряет прелесть, остроту, даже смысл:
В глуши, во мраке заточенья
Тянулись тихо дни мои
Без божества, без вдохновенья,
Без слез, без жизни, без любви.
Но жизнь преподнесла герою подарок – еще одну встречу с лирической героиней. И все встало на свои места, жизнь вновь приобрела все оттенки, засияла всеми цветами радуги:
И сердце бьется в упоенье,
И для него воскресли вновь
И божество, и вдохновенье,
И жизнь, и слезы, и любовь.
Герой возродился к жизни, он вновь научился чувствовать, дышать полной грудью, наслаждаться жизнью.
Таким образом, в стихотворении можно выделить два основных образа – лирической героини и героя. Мы не знаем внешности героини, поэту важны ее внутренние характеристики, вдохновляющие его, дающие ему силы. Это «голос нежный», «милые черты», «небесные черты», «гений чистой красоты».
О герое мы узнаем, что жизнь его была нелегка, наполнена житейскими бурями, невзгодами, тягостными переживаниями. В стихотворении много автобиографических мотивов: есть здесь, например, и намек на ссылки поэта («В глуши, во мраке заточенья»). Свою жизнь герой делит на несколько периодов: встреча с лирической героиней, жизнь без нее, новая встреча с героиней.
Стихотворение наполнено средствами художественной выразительности. Можно сказать, что стихотворение основано на сравнениях: «как мимолетное виденье», «как гений чистой красоты».
В произведении много эпитетов: «чудное мгновенье», «мимолетное виденье», «чистая красота», «грусть безнадежная», «в томленье грусти», «шумная суета», «грусть безнадежная», «голос нежный», «милые черты», «небесные черты», « в тревогах суеты»,
Данное произведение наполнено метафорами: «звучал голос», «порыв рассеял мечты», «бурь порыв», «во мраке заточенья», «тянулись дни», «душе настало пробужденье», «бьется в упоенье», «воскресли божество, и вдохновенье, и жизнь, и слезы, и любовь».
Кроме того, в данном стихотворении присутствует градация: «И божество, и вдохновенье, И жизнь, и слезы, и любовь»; «твой голос нежный, твои небесные черты»; «в глуши, во мраке заточенья».
В плане синтаксиса в стихотворении можно выделить анафору:
И сердце бьется в упоенье,
И для него воскресли вновь
И божество, и вдохновенье,
И жизнь, и слезы, и любовь.
Также здесь можно выделить повтор («без божества, без вдохновенья, без слез, без жизни, без любви»), инверсию («тянулись тих дни мои», «шли годы», «душе настало пробужденье» и так далее).
Данное произведение написано четырехстопным ямбом с пиррихиями и усеченными стопами. Это придает течению стихотворения некую размеренность и плавность, торжественность. Произведение состоит из шести четверостиший с перекрестной рифмовкой, мужскими и женскими рифмами.
В плане фонетики в стихотворении присутствует ассонанс – обилие гласных О, Е, И в характеристике лирической героини. Это придает ее образу воздушность, легкость, «небесные черты». Кроме того, здесь есть и аллитерация: «Без божества, без вдохновенья, Без слез, без жизни, без любви». Свистящие и шипящие согласные придают этим строкам дополнительное настроение безысходности, печали, фатума.
Таким образом, стихотворение Пушкина «К ***» является образцом высокой поэзии как в идейном, так и в художественном смысле.
История создания
Первую половину 1827 года Пушкин провел в Москве, где светская жизнь мешала ему сосредоточиться на творчестве. И лишь во второй половине года, когда он уединился в своем имении в Михайловском, к нему пришло вдохновение. Именно эти два события он символически запечатлел в стихотворении “Поэт”, которое прямо из Михайловского отослал в “Московский вестник”, где в том же году произведение напечатали.
Очевидно, что Александр Сергеевич не только стремился избавить поэзию от старых форм – содержание он ей тоже собирался придать новое. В поисках ответа на вопрос о том, в чем состоит суть поэтического дара, он провел свою жизнь. И данное стихотворение является одним из моментов, когда он переосмысливал собственное предназначение и предназначение поэзии в целом.
План стихотворения «Пророк» поэта Александра Сергеевича Пушкина: вопросы
«Пророк» поэта Александра Сергеевича Пушкина
Чтобы написать сочинение, нужно сначала составить план или вопросы к материалу. В стихотворении «Пророк» ярко прослеживается философская мысль. На это обязательно нужно обратить внимание. Вот план этой оды:
- Вступление: герой бредет по пустыне, он измучен духовной жаждой.
- Герою является слуга Господень и касается его глаз.
- Герой чувствует изменения, видит иные явления и проявления.
- Манипуляции ангела над человеком (могут быть восприняты как в прямом, так и в переносном смысле).
- Он лежит в пустыне обессиленный и слышит глас Бога.
Вопросы к творению поэта Александра Сергеевича Пушкина:
- Кто явился лирическому герою на перепутье?
- Чей полет наблюдал лирический герой?
- Какие чувства он испытывал?
- Почему стихотворение называется «Пророк»?
- Что сказал герою Божий глас?
Автор был человеком религиозным, поэтому он был уверен, что свой дар получил от Бога. Во времена Пушкина, его обвиняли, что он восхваляет себя в своих творениях. Но это поверхностный взгляд на произведение. Если вникнуть в его суть, то можно понять, что это совсем не так.
Композиция
Стихотворение разделено на две части, то есть имеет двухчастную композицию. В первой Александр Сергеевич рисует образ поэта, который так занят светской суетой, что не выполняет свое основное предназначение – не пишет стихи. Скорее всего, это поэтического обобщение того времени, которое он провел в Москве.
Он говорит о том, что без вдохновения поэта ждет тусклое существование, наполненное пустыми развлечениями, которые только выжигают его душу и не приносят пользу сердцу. Первая часть окрашена явно негативно.
Но во второй ситуация кардинально изменяется, ведь поэт слышит божественный зов – он освобождается от правил светского общества и снова может парить, поддерживаемый вдохновением. Таким образом Пушкин делает вывод о том, что без своего творчества, без возможности писать творческий человек ничтожен. Оно же, напротив, дает ему крылья, освобождает. То есть именно творчество – не просто смысл жизни, но, можно сказать, самая суть поэта. Его предназначение – это сочинение стихотворений.
Основная идея
Главная мысль стихотворения заключена в полной отдаче себя такому светлому чувству, как любовь. Поэт говорит нам, что даже если нам больно, если любовь не взаимна, те эмоции, что мы переживаем благодаря ей — неоценимы. Любовь учит нас жить и наполняет смыслом каждый миг нашей жизни.
Несмотря на то, что ты заключаешь себя в мыслях лишь об одном человеке, ты живешь намного ярче, чем отказываясь от любви. Любите, самоотверженно и сильно, несмотря ни на что— вот смысл стихотворения «Я помню чудное мгновение».
Жанр
Это произведение – один из образцов пушкинской философской лирики. Александр Сергеевич в нем вновь рассматривает тему о своем предназначении как поэта, но открывает для себя и читателя ее новые, неожиданные грани. Емко и лаконично он говорит о том, что видит смысл своей жизни в том, чтобы пробуждать в читателях светлое начало, дарить им приятные эмоции.
Для этого произведения Пушкин использовал свой любимый стихотворный размер – четырехстопный ямб. При этом рифма в нем используется разная, как парная, так и кольцевая. При этом нельзя не заменить, что там, где использована кольцевая рифмовка, автор говорит о творчестве, а для части, касающейся взаимоотношений с обществом, он использует перекрестные рифмы.
Средства выразительности
В этом стихотворение поэт использовал для воплощения своей идеи самые разные тропы. Это такие средства выразительности, как:
- Эпитеты – “священная жертва”, “суетный свет”, “святая лира”, “божественный глагол”, “людская молва”, “народный кумир”, “гордая голова“.
- Метафоры – “не требует поэта к священной жертве Аполлон”, “молчит лира”, “душа вкушает хладный сон”, “душа встрепенется”, “забавы мира”, “берега пустынных волн”.
- Сравнение – “как пробудившийся орел”.
С их помощью Пушкин создает яркое противопоставление двух душевных состояний поэта, придает первой части негативную, а второй – светлую и яркую эмоциональную окраску.
Предыдущая
Анализ стихотворений«Жизнь» анализ стихотворения Блока по плану кратко – метафоры, рифма, эпитеты, тема
Следующая
Анализ стихотворений«Юбилейное» анализ стихотворения Маяковского по плану кратко – средства выразительности, тема, идея
Тема дружбы
Тема дружбы занимает в лирике Пушкина значительное место — она проходит через все его творчество. Наиболее ярко выражена эта тема в жанре дружеского послания, которое благодаря Пушкину приобретает большую популярность в русской литературе. Тема дружбы отражена в следующих стихотворениях поэта:
? «Чаадаеву» (1821), имеющее следующие особенности:
• ведущей темой послания является дружеская привязанность, что отличает его от послания «К Чаадаеву» (1818);
• развивает мотив одиночества;
• дается развернутая характеристика самого Чаадаева как надежного наставника, помощника и тонкого психолога;
? «19 октября» (1825), имеющее следующие особенности:
• написано во время ссылки в Михайловское, и потому проникнуто мотивом одиночества и грустного настроения;
• использует богатые образы, передающие силу грусти и одиночества (описание пустынной кельи, осенней стужи и т. п.);
• развитие темы дружбы, которое далее выливается в гимн дружбе;
? стихи, посвященные Ивану Пущину.
🗹