«Он сеял зло без наслажденья» (образ Демона в одноимённой поэме М. Ю. Лермонтова)

  • Сочинения
  • По литературе
  • Лермонтов
  • Демон в поэме Демон Лермонтова

Демон — главный герой поэмы. Он предстает перед читателем не тем чудовищным и бесчувственным существом, которое изображено в библейских текстах. Демон Лермонтова — совершенно другой, он способен на более глубокие чувства, он чувствует и ощущает мир подобно человеку. В этом, отчасти, и состоит загадочность и многогранность поемы.

Этому персонажу не чуждо чувство одиночества, об этом Лермонтов пишет в начале поемы, описывая душевные терзания, гнетущее бессмертие и презрение к окружающему миру которые испытывает Демон в начале поемы. Далее глубокие переживания главного героя поемы дополняются чувством влюбленности, которое Демон испытывает к молодой грузинке Тамаре. Но им не суждено встретиться, так как она человек, и прикосновение демона ее убьет. К тому же, она влюблена и выходит замуж.

Испытывая отвращение к заведенному Богом порядку, демон убивает жениха Тамары руками разбойников. Верша судьбы людей, герой Лермонтова показывает желание стать таким же как они, прикоснуться к человеческой сущности и оправдать все свои поступки человеческими сомнениями.

Далее Демон пытается совратить Тамару, представляясь ей красивым юношей, разговаривая с ней по ночам, но Тамара не поддается. Тамара — воплощение божественного женского начала, она отвергает все демоническое и борется за чистоту своих помыслов (По иронии судьбы именно в такую девушку суждено влюбиться Демону). Тамара уговаривает отца отправить ее в монастырь, думая, что Бог и молитвы помогут ей избавиться от искушения и губительной любви Демона. Ангел встает на защиту девушки, но сомнения, одолевающие душу девушки, не дают ему за нее заступиться. Тамара дает Демону себя поцеловать и умирает.

Демон в отчаянии, потеряв любимую, хочет забрать ее душу, но ангел не дает ему этого сделать. Демон остается наедине с собственной болью, отчаянием, одиночеством и чувством безответной любви к прекрасному и чистому созданию, грузинской девушке Тамаре.

Образ Демона

Образ Демона в знаменитой поэме Лермонтова — является брошенным героем, который посмел переступить правила добра. Он презирает ограничение человеческого проживания. Данный портрет взят автором из библейской легенды про изгнанного из рая. Михаил Юрьевич на свой манер переделал содержание. Наказание главного лица исходит из того, что он обречен до скончания веков блуждать абсолютно одиноким.

Образ демона это причина зла, уничтожающего всё на пути перед собой. Но несмотря на это, он оказывается в сближенном взаимодействии с противоположным началом. Поскольку нечистый это обращённый ангел, то ему прекрасно вспоминаются прошедшие события. Герой словно выливает свою накопившуюся месть на весь мир. Стоит выделить тот факт, что данный образ демона очень сильно отличается от Сатаны или же Люцифера. Такое вот личное выражение российского поэта к образу.

Основной смысл поэмы состоит в том, что герой стремится найти способ перевоплотиться. Он весьма рассержен тем обстоятельством, что ему отведена участь рассеивать зло по всему людскому миру. По нежданному стечению событий он влюбляется в прекрасную девушку грузинку, которую зовут Тамара. Данным способом герой во что бы то ни стало желает победить Божью кару.

Образ героя в этом произведении выражается двумя главными особенностями. Это притягательность небес и таинственная загадочность. Поэтому женщина Земли не способна из-за своей слабости устоять перед искусителем. Он не итог человеческого воображения. Тамара может его почувствовать и осязать. Постепенно он начинает посещать её во сне. Демон походить на воздух и может вдохновляться чрез внутренний голос и дыхание. В поэме мы не найдём описания внешнего вида героя. В чувствах девушки он как светлый вечер, светится неслышно, подобно звезде, ускользает неслышно и бесследно. Грузинку заманивает зачаровывающий голос, притягивает её. После совершения убийства суженого Тамары, он приходит к ней, напускает золотые сны, избавляет ото всех земных беспокойств. Портрет перевоплощается с помощью колыбельную песенку. В этой песне присутствует воспевание мира в ночи, который столь характерен для романтической особенности.

Воспевания, которые воспроизводит Демон с течением времени отравляют сердце бедной девушки по миру, которого нет. Земные события и вещи её не привлекают. Доверяясь своему совратителю, грузинка покидает этот мир. Это происшествие приводит Демона к ещё большему отчаянию и сознанию в своей несостоятельности.

Популярные сочинения

  • Сочинение про Мой выходной день (2, 3, 6 класс)
    Пять дней в неделю мы ходим в школу, и насладиться полностью свободой получается только в субботу. В пятницу нужно отойти от школы, а в воскресенье в неё собираться снова. Всегда полно планов, которые я порой даже не успеваю завершить.
  • Сочинение Мое отношение к Молчалину для 9 класса
    Грибоедов написал огромное количество разных произведений. И одним из них является «Горе от ума». Оно относится к жанру комедии. Все события происходили примерно в девятнадцатом веке
  • Если бы я был взрослым сочинение
    Не секрет, что большинство детей мечтают о том, чтобы поскорей вырасти и стать взрослым. Вот и мне кажется, что когда я стану взрослым, жизнь станет проще и интересней.

М. Ю. ЛЕРМОНТОВ

Творчество М. Ю. Лермонтова по праву считается одним из вершинных явлений в русской литературе. Прекрасный поэт-романтик и один из родоначальников русской классической прозы, он был достойным продолжателем идейно-художественных традиций А. С. Пушкина. Мотивы лирики двух великих художников слова близки, но настроение поэзии, ее общий колорит абсолютно разные. Кроме того, в творчестве Лермонтова присутствуют такие темы и мотивы, которые были несвойственны творчеству его старшего современника (тема одиночества и бездомности, тема «потерянного поколения»; тема земли и неба; тема маски — скрытого или утраченного лица). Уже первые произведения Лермонтова были отмечены печатью какой-то необычности, особенности. Ничего подобного в русской литературе ни до Лермонтова, ни после него уже не было. Общий колорит поэзии Пушкина — оптимистичный, проникнутый светом, надеждой, любовью, стремлением к дому, который воспринимается и как личный дом, и как вся Россия. Лермонтовской же поэзии свойственны мрачный колорит, пессимистическая настроенность, безверие и бездомье. Его лирический герой уверен, что счастье и гармония невозможны на Земле, и тогда его взгляд невольно обращается к Космосу. В поэзии Лермонтова постоянно борются две противоположные стихии, принимая разные обличья (земли и неба, ангела и демона), которые, как правило, символизируют силы добра и зла, гармонии и разрушения в душе каждого человека. Героям Лермонтова свойствен дух сомнения, дух отрицания, но именно сомнение и отрицание являются величайшим двигателем прогресса. М. Ю. Лермонтов был одновременно поэтом-романтиком и писателем-реалистом. В своем творчестве он выразил решительное неприятие современного ему общества, и в романе «Герой нашего времени» дано социально-психологическое обоснование этому неприятию. Художественное своеобразие произведений Лермонтова связано со многими факторами, в частности с тем, что он был и реалистом, и романтиком. В его реалистических произведениях можно обнаружить черты романтизма, а в романтических — реализма. Грань, разделяющая творчество Пушкина и Лермонтова и дающая такую разную настроенность их творчеству, — это восстание и поражение декабристов 14 декабря 1825 года. Творчество Пушкина начиналось во время надежд на изменение существующего в России порядка; Лермонтов пришел в литературу, когда эти надежды были разрушены. Его мировоззрение складывалось в начале 30-х годов ХIХ века, во время идейного кризиса передовых идей дворянской революционности. Характерная особенность лермонтовской эпохи — выработка новой нравственно-философской позиции, освоение «ошибок отцов», новое осмысление мира, чтобы преодолеть сомнения и знать, во имя чего и как действовать. Для 30-х годов ХIХ века характерны поиски смысла жизни, поиски высоких идеалов и ценностей, оправдывающих существование человека. Историческая эпоха не давала возможности найти возвышенные идеалы и приводила человека к осознанию трагичности своего существования, рождала сомнения, борьбу с самим собой, в конечном счете бездействие и хандру. М. Ю. Лермонтов был настоящим выразителем духовной жизни России 30-х годов ХIХ века, и в своем творчестве он запечатлел все противоречия и характерные свойства эпохи. В романе «Герой нашего времени» Лермонтов анализирует состояние современного ему общества, ту идейно-нравственную атмосферу, в которой формируется новое мышление. Лермонтов, как писатель-психолог, исследует процессы изменения духовного мира личности в переломные для жизни героя моменты. Он показывает своего героя в разных жизненных ситуациях и с различных точек зрения (с внутренней и внешней стороны). Образ Печорина раскрывается и глазами сторонних наблюдателей (близких и далеких по духу Печорину), и глазами самого Печорина в «дневниковых» главах романа. Изучая других людей, лермонтовский «герой времени» познает самого себя. «Герой нашего времени» — это первый психологический роман в русской литературе ХIХ века.

ТЕМАТИКА УРОКОВ ПО ИЗУЧЕНИЮ ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВА М. Ю. ЛЕРМОНТОВА

Тема первая Этапы биографии и творчества

Родился 3 (15) октября 1814 г. в Москве. Детские годы провел в имении Тарханы Пензенской губернии у своей бабушки по матери Е. А. Арсеньевой. 1817 г. — смерть матери. 1818, 1820, 1825 гг. — поездки в Пятигорск. 1828—1830 гг. — учеба в благородном пансионе при Московском университете. Первые стихи. 1828 г. — поэмы «Кавказский пленник», «Корсар». 1830—1832 гг. — учеба на нравственно-политическом отделении Московского университета. 1831 г. — смерть отца. 1832 г. — оставляет университет и поступает в юнкерскую школу в Петербурге. Стихотворение «Парус». 1837 г. — стихотворение «Смерть Поэта». Первая ссылка на Кавказ. «Бородино», «Узник». 1838 г. — возвращение в Петербург. «Песня про… купца Калашникова». 1839 г. — «Дума», «Поэт», «Три пальмы». 1840 г. — отдельное издание «Героя нашего времени». Дуэль с сыном французского посла Барантом. Вторая ссылка на Кавказ. Выход в свет единственного прижизненного сборника стихов «Стихотворения М. Лермонтова». 1841 г. — поездка в Москву в двухмесячный отпуск. 1841 г., май — возвращение на Кавказ. 15 (27) июня 1841 г. убит на дуэли Н. С. Мартыновым в Пятигорске. 1842 г. — тело поэта перевезено из Пятигорска и захоронено в Тарханах. Вопросы: 1. Какие впечатления детских и юношеских лет оказали влияние на формирование мировоззрения Лермонтова? 2. Какие общественно-политические события наложили отпечаток на творчество М. Ю. Лермонтова? 3. В чем разница в мировосприятии А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова? 4. Какое стихотворение, по вашему мнению, можно считать символом лермонтовского творчества? 5. Какое стихотворение принесло поэту первую громкую славу? 6. Почему М. Ю. Лермонтов поступил в юнкерскую школу? 7. Как кавказские впечатления отразились на творчестве М. Ю. Лермонтова? 8. На какие годы приходится расцвет творчества М. Ю. Лермонтова? Почему этот период называют лермонтовским периодом русской литературы? 9. Как М. Ю. Лермонтов относится к своей эпохе, к своему поколению? 10. В чем, по вашему мнению, неординарность личности М. Ю. Лермонтова? 11. Как вы представляете себе музу М. Ю. Лермонтова? Задания: 1. Подготовьте доклады: «Детские и юношеские годы М. Ю. Лермонтова», «Дуэль и смерть М. Ю. Лермонтова». 2. Составьте план развернутого ответа: «Основные периоды в творчестве М. Ю. Лермонтова». 3. Напишите сочинение-миниатюру на тему «Каким я представляю себе М. Ю. Лермонтова?».

Тема вторая Личность поэта и его лирический герой

1. Отзывы современников о Лермонтове. Противоречивость суждений. 2. Трагичность мироощущения. 3. Склонности, привязанности, манера поведения. 4. Близость поэта и его лирического героя: а) бунтарский романтизм; б) культ тайной избранности личности; в) борьба с Роком, высокая Судьба; г) стремление к миру и отгороженность от людей (маска); д) конфликт между несовершенством мира и идеальными устремлениями личности; е) конфликт добра и зла. 5. Лирика Лермонтова — дневник духовной жизни поэта. Вопросы: 1. Что поражало современников в М. Ю. Лермонтове? 2. В чем выражалась трагичность мироощущения поэта? 3. Чем увлекался Лермонтов помимо поэзии? 4. Каковы отличительные черты характера и поведения М. Ю. Лермонтова? 5. Почему, по вашему мнению, столь противоречивы отзывы современников о М. Ю. Лермонтове? 6. В чем вы видите различия между автором и его лирическим героем? 7. Что сближает Лермонтова и его лирического героя? 8. Как раскрывается мотив борьбы с Роком, высокой Судьбы в лирике и в жизни поэта? 9. Как понимается в лирике Лермонтова конфликт добра и зла? Какие выводы делает Лермонтов? Как ведет себя его лирический герой? 10. Почему лирику Лермонтова можно назвать дневником духовной жизни поэта? Задания: 1. Подберите стихотворения, где, по вашему мнению, лирический герой практически совпадает с личностью автора. 2. Составьте статью для литературоведческого словаря «Лирический герой произведения». 3. Напишите сочинение-миниатюру на тему «Лермонтов и его Демон».

Тема третья Основные темы и мотивыв лирике М. Ю. Лермонтова

Основные вопросы:

I. Сходство и различия пушкинской и лермонтовской тематики. II. Основные мотивы в лирике Лермонтова: 1. Свобода в самых разных ее проявлениях, мятежные страсти. 2. Борьба и протест. Символ борьбы — парус. 3. Неволя и узничество. 4. Бездействие «потерянного» поколения. 5. Одиночество, странничество, изгнанничество. 6. Земля и небо. 7. Скрытое лицо (маска). III. Основные темы в лирике Лермонтова: 1. Тема поэта и поэзии. 2. Тема Родины. 3. Тема природы. 4. Тема любви. 5. Тема Наполеона. IV. Главная тема — человеческая личность в процессе ее развития: 1. В чем разница между темой и мотивом лирического произведения? 2. Какие новые мотивы внес в лирику М. Ю. Лермонтов по сравнению с А. С. Пушкиным? С чем это связано? 3. Как вы понимаете выражение «потерянное поколение». В каких стихотворениях и как раскрывается эта тема? 4. Считает ли себя лирический герой «Думы» принадлежащим к поколению или он стоит над ним? 5. В каких стихах М. Ю. Лермонтова наиболее ярко раскрывается мотив свободы? 6. Как и в каких стихотворениях варьируется в лирике М. Ю. Лермонтова мотив «несвободы»? 7. Почему лирический герой М. Ю. Лермонтова ощущает себя одиноким изгнанником? 8. Почему М. Ю. Лермонтову близок мотив маски? Что пытаются скрыть автор и его герой? 9. Как М. Ю. Лермонтов понимает роль поэта? В каких стихотворениях раскрывается эта тема? 10. В чем вы видите разницу между пушкинским и лермонтовским пониманием роли поэта и поэзии? В каком стихотворении это выражено наиболее ярко? 11. Какие стихотворения М. Ю. Лермонтова посвящены теме любви? В чем отличие лермонтовской интимной лирики от пушкинской? 12. В каких произведениях М. Ю. Лермонтов обращается к образу Наполеона? Какое идейное значение имеет этот образ в лирике поэта? 13. В чем своеобразие пейзажной лирики М. Ю. Лермонтова? 14. В чем необычность лермонтовского восприятия Родины? 15. Какова главная тема лермонтовской лирики? Почему? Задания: 1. Проанализируйте любое стихотворение по следующему плану: 1) тема; 2) идея; 3) основной конфликт; 4) стихотворный размер; 5) особенности рифмы; 6) средства и приемы художественной выразительности (эпитеты, метафоры, сравнения, антитезы и т. д.). 2. Выпишите из лермонтовской лирики цитаты, ставшие общеизвестными образными выражениями. 3. Напишите сочинения-миниатюры на темы: «Стихотворение „Пророк“ в лирике А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова», «Как раскрывается мотив маски в творчестве М. Ю. Лермонтова?». 4. Составьте развернутый план ответа (с подбором стихотворения к каждой теме): «Основные темы и мотивы в лирике М. Ю. Лермонтова».

Тема четвертая Роман «Герой нашего времени». История создания.Смысл названия.Особенности композиции

Основные вопросы:

1. Творческая история. 2. Основная тема и идея романа. 3. Смысл названия. Кто такой «герой нашего времени»? 4. Авторское отношение к герою. 5. Особенности жанра. Первый русский психологический роман. 6. Особенности композиции (композиция подчинена логике раскрытия образа главного героя; сложность композиции и психологическая сложность главного героя): а) элементы кольцевой композиции; б) намеренное нарушение хронологии; в) изменение лица повествователя. 7. Метод критического реализма. (Из предисловия к роману: «Довольно людей кормили сластями; у них от этого испортился желудок: нужны горькие лекарства, едкие истины».) Вопросы: 1. Какова творческая история романа? 2. В чем основная тема и идея романа? 3. Почему «Герой нашего времени» — первый психологический роман в русской литературе? 4. Как объясняет М. Ю. Лермонтов выражение «герой нашего времени»? 5. В чем особенности «героя времени» лермонтовской эпохи? В чем его отличие от эпохи пушкинской? 6. Что такое кольцевая композиция? Зачем она нужна в романе? 7. В какой последовательности сменяются повествователи в романе и почему? 8. Почему в романе нарушена хронологическая последовательность повестей? Какова была бы «нормальная» хронологическая последовательность? 9. Для чего нужны «дневниковые» главы в романе? 10. Как автор относится к своему герою? 11. В чем особенность метода критического реализма? Задания: 1. Подготовьте доклад «„Герой нашего времени“ — первый психологический роман в русской литературе». 2. Перечитайте предисловие к роману. Можно ли в нем найти ответ на вопрос, каким образом намеревался автор создать «портрет, составленный из пороков всего поколения». 3. Составьте статьи для литературоведческого словаря: «Психологический роман», «Кольцевая композиция».

Тема пятая Печорин в отношенияхс другимиперсонажами романа

1. Смысл столкновения главного героя с другими персонажами. 2. Печорин и Максим Максимыч. 3. Печорин и Бэла. 4. Печорин в главе «Тамань». 5. Печорин в главе «Княжна Мери»: а) Печорин и Грушницкий; б) Печорин и «водяное общество»; в) Печорин и Мери; г) Печорин и Вера; д) Печорин и доктор Вернер. 6. Печорин в главе «Фаталист». 7. Печорин — герой переходной эпохи. Вопросы: 1. Почему рассказ об истории любви Печорина и Бэлы ведется от лица Максима Максимыча? 2. В чем Максим Максимыч видит странность характера Печорина? 3. Понимает ли Максим Максимыч Печорина? 4. Почему Максиму Максимычу автор не доверил описывать портрет Печорина? Кто это делает? Почему? 5. Как сцена встречи Печорина и Максима Максимыча раскрывает их характеры? Кому из героев вы сочувствуете? 6. Зачем Печорину понадобилась любовь Бэлы? Почему эта любовь с самого начала была обречена? 7. Какие черты характера Печорина раскрываются в повести «Тамань»? 8. Кто выступает в качестве рассказчика в этой повести? Почему? 9. За что Печорин презирает Грушницкого? 10. Как раскрываются характеры Печорина и Грушницкого в сцене дуэли? Похожа ли эта дуэль на дуэль между Онегиным и Ленским? 11. Для чего Печорину понадобилось с княжной Мери? 12. Каково отношение Печорина к Вере? Способен ли он на чувство любви? 13. Могли ли Печорин и Вера остаться вместе? 14. Каков «моральный кодекс» Печорина? Каково его отношение к счастью, к дружбе? 15. Почему глава «Фаталист» завершает роман? Что такое фатализм? 16. Чем объясняется, что Печорин на некоторое время поверил в предопределение? 17. Сделался ли Печорин фаталистом? 18. Встречаются ли такие люди, как Печорин, в наше время? Задания: 1. Составьте цитатную самохарактеристику Печорина. 2. Напишите сочинения-миниатюры на темы: «Каким я представляю себе Печорина?», «Как могла сложиться судьба Грушницкого?». 3. Составьте план развернутых ответов: «Печорин — герой переходной эпохи», «Система образов в романе». 4. Напишите статьи для энциклопедии: «Рефлексия», «Фатализм». 5. Дайте сопоставительную характеристику Онегина и Печорина (сходство и различия).

Итоговые работы:

По творчеству М. Ю. Лермонтова в качестве одной из итоговых работ целесообразно провести устный зачет (по билетам). В зачет можно включить три вида работы: 1. Ответ на теоретический вопрос. 2. Анализ стихотворения. 3. Чтение наизусть стихотворения или отрывка из романа. Завершающей итоговой работой по творчеству Лермонтова может послужить сочинение, написанное в классе или дома.

Примерные темы сочинений:

Чем близко творчество Лермонтова моему поколению? Мятежный дух лирики Лермонтова. Образ поэта в лирике Лермонтова и Пушкина. Тема любви в лирике Лермонтова и Пушкина. Судьба поколения 30-х годов в лирике Лермонтова. Тема гордого одиночества в лирике Лермонтова. Тема Родины и природы в лирике Лермонтова. Образ Наполеона в лирике Лермонтова и Пушкина. Художественное своеобразие лирики Лермонтова. Трагедия Печорина. Особенности жанра (композиции) в романе «Герой нашего времени». Грушницкий и Печорин. «История души человеческой» в романе Лермонтова «Герой нашего времени». «Герой нашего времени» как социально-психологический роман. Герой, повествователь и автор в романе «Герой нашего времени». Женские образы в романе «Герой нашего времени». Проблема фатализма в романе «Герой нашего времени». Образы Ангела и Демона в лирике Лермонтова. За что я люблю поэзию Лермонтова. Герои романтических поэм Лермонтова (на примере одного произведения). Нравственные проблемы в романе Лермонтова «Герой нашего времени». Художественное новаторство Лермонтова в изображении человека. Образ «лишнего человека» в произведениях Пушкина и Лермонтова.

Сочинение на тему «Образ Демона в одноименной поэме Лермонтова»

Поэму «Демон» Михаил Юрьевич написал в 1832 году, она по праву считается одной из жемчужин его творчества и романтической поэзии в целом. Поэт и писатель работал над этим произведением целых десять лет и вложил в него всю суть своих тираноборческих амбиций. Не зря главный герой поэмы предстает могущественным противником ужаснейшего из тиранов — творца. Именно поэтому образ демона передает суть авторской мысли гораздо больше, чем собственно сюжет.

Судьба демона, его чувства и мысли, отношение к Тамаре — все это создает трагичность и возвышенность персонажа, облагораживает его роль борца за свободу, несправедливо осужденного тираном. Такая интерпретация образа демона была для литературы крайне редкой, даже можно сказать, что пришлась современникам Лермонтова в новинку. Демон вовсе не отрицательный персонаж, хотя он и носит клеймо «позора преступленья», читатель невольно ему симпатизирует, жалеет, гневается на несправедливость бога. Каждая строчка застрагивает струну в душе:

Учитель проверяет на плагиат? Закажи уникальную работу у нас за 250 рублей

Связаться с нами:

«Я тот, чей взор надежду губит, Едва надежда расцветет, Я тот, кого никто не любит, И все живущее клянет. Я бич рабов моих земных, Я царь познанья и свободы, Я враг небес, я зло природы, И, видишь,— я у ног твоих!»

Эти строки, несмотря на свое внешне отрицательное содержание, невероятным образом наполняются невыносимым страданием демона, который их произносит. Вместе с тем поэт раскрывает всю глубину и возвышенность натуры персонажа.

В начале поэмы демон предстает отрешенным, опустевшим от вечно творимого зла и бесконечной власти над грешными людьми:

«Он сеял зло без наслажденья. Нигде искусству своему Он не встречал сопротивленья — И зло наскучило ему»

Кажется, будто из этого замкнутого круга ему не выбраться. Он и сам уверен, что вынужден вечно скитаться, все больше полнясь глубоким страданием из-за собственного всесилия. Но однажды герой узнает о Тамаре, святой женщине, монахине. Эта мимолетная, исключительно земная, но чистая красота пленяет его, побуждает к жизни. С этого момента перед читателем предстает новый демон, такой, каким он был когда-то, будучи во власти страстей. Только теперь он раскрывается в полной мере, во всех гранях своей натуры.

Безумная страсть демона похожа на помешательство, чтобы соблазнить Тамару, он клянется в потрясающих масштабами вещах, вызывая некий трепет перед собой:

«Пучину гордого познанья Взамен открою я тебе. Толпу духов моих служебных Я приведу к твоим стопам; … Я опущусь на дно морское, Я полечу за облака, Я дам тебе все, все земное — Люби меня!..»

Выражая свои чувства, демон пугает и восхищает не меньше, чем его обещания:

«С моей преступной головы Я гордо снял венец терновый, Я все былое бросил в прах: Мой рай, мой ад в твоих очах. Люблю тебя нездешней страстью, Как полюбить не можешь ты: Всем упоением, всей властью Бессмертной мысли и мечты»

Это открывает в персонаже безумного авантюриста, способного бросить к ногам своей страсти самые великие и сокровенные плоды мироздания. При чем становится понятно, что это касается не только любви к женщине, но и любви к идее, к желанию. Демон буквально охвачен попыткой возродить себя самого, он поднимает в себе все то, что так старался заглушить, мучимый великим страданием.

Когда Тамара умирает, ей прощаются все грехи и даруется право отправиться на небеса. Демон вновь, как когда-то, вступает в неравный бой с тираном, силясь отвоевать свое право на счастье, но терпит ожидаемое поражение. Он вновь становится на путь одиночества, отчаяния и опустошения. Это настоящая трагедия бессмертного существа, которое вынуждено угасать в вечности, не имея возможности наконец потухнуть, как бы ни было сильно желание. Интересно отношение демона к человечеству:

«Что повесть тягостных лишений, Трудов и бед толпы людской Грядущих, прошлых поколений, Перед минутою одной Моих непризнанных мучений? Что люди? что их жизнь и труд? Они прошли, они пройдут…»

Удивительно, что демона сумела покорить земная женщина, которая никогда не стремилась к его идеалам, а напротив — чтила бога. Это только подтверждает вольность натуры героя, истинно свободного даже от навязанных мирозданием порядков.

🗹

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: