О произведении
Повесть «Гобсек» Бальзака была написана в 1830 году и впоследствии вошла в собрание сочинений «Человеческая комедия». В книге описаны нравы и быт буржуазного общества первой половины 19 века. Однако наибольшее внимание автор уделяет теме страсти, которой, так или иначе, подвержены все люди.
Для лучшей подготовки к уроку литературы рекомендуем читать онлайн краткое содержание «Гобсека» по главам. Проверить свои знания можно при помощи теста на нашем сайте.
Материал подготовлен совместно с учителем высшей категории Корощуп Любовью Александровной.
Опыт работы учителем русского языка и литературы — 30 лет.
История создания
Работая над литературным произведением, Бальзак тщательно формировал описание героев, поднимал волновавшие его проблемы и изобличал пороки. Жадность, тщеславие, лицемерие всегда попрекались автором. Помимо главной мысли повести, Бальзак раздумывал над тем, как придать произведению художественную изысканность. Он пытался сохранить убедительность характеристик, сделать так, чтобы герои, собранные в ансамбле произведения, олицетворяли современную автору эпоху.
Писатель Оноре де Бальзак
Точная дата написания оспаривается историками. После смерти писателя нашли три редакции произведения, в которые он вносил правки в течение 18 лет. Основой для повести послужил короткий рассказ «Ростовщик», написанный Бальзаком на заказ для журнала «Модник». Он послужил основой для первой главы произведения под названием «Опасности беспутства». В 1832 году его перевели на русский язык, а уже в 1835 публика приняла обновленный вариант повести. Название сменилось на «Папаша Гобсек», ассоциировавшееся у читателей с наименованием «Отец Горио».
Нынешнее название Бальзак дал повести в 1848 году, когда в порыве вдохновения вновь вернулся к редактуре. Он убрал мягкое обращение «папаша», решив познакомить читателя с грубым и алчным ростовщиком с необычной биографией.
Книги Оноре де Бальзака
В обоих вариантах повести Бальзак обличал жертв денег и залогов, а также тех, кто располагал властью над ними в виде векселей. В сочинении Бальзака противопоставляются аристократы и простые слои населения; те, кто привык работать без отдыха, и те, кто умеет тратить золото, прожигая жизнь.
Искусствоведы предполагают, что «Гобсек» основан на реальных событиях, свидетелем которых был автор произведения. Повесть называют автобиографичной, усматривая параллели с личной жизнью Бальзака. Писатель обсуждает в своих произведениях значение денег, осуждая их всепоглощающую власть. Драматизм, который несут в себе мужские и женские образы, непредсказуемые коллизии, высокая степень морализма подкупают любого, кто знакомится с творчеством Бальзака вообще и повестью «Гобсек» в частности.
Другие персонажи
- Граф де Ресто – знатный господин, отец семейства, обманутый муж.
- Графиня де Ресто – красивая, знатная дама, супруга графа де Ресто.
- Максим де Трай – расточительный повеса, молодой любовник графини де Ресто.
- Эрнест де Ресто – старший сын графа де Ресто, наследник его состояния.
- Виконтесса де Гранлье – богатая знатная дама.
- Камилла – юная дочь виконтессы, влюбленная в Эрнеста де Ресто.
Значение Украины в жизни писателя
Впервые Бальзак посетил эту страну в 1847 году. Здесь он был обвенчан с Эвелиной Ганской, поэтому часто посещал украинские земли. Множество очерков было написано им об этих чудесных местах, и одним из них является «Письмо о Киеве». Бальзак восхищался плодородной землей, на которой ежегодно сеют пшеницу, при этом совершенно не удобряя почвы.
Будучи в имении Ганской, Оноре искренне интересовался жизнью крестьян. Ему нравилось наблюдать за группами людей, которые шли с работы, напевая при этом веселые песни. В итоге любовь автора к Украине отобразилась не только в письмах для Парижа, но и в романе «Крестьяне».
Краткое содержание
Однажды поздним зимним вечером «в салоне виконтессы де Гранлье» – одной из самых богатых и знатных дам аристократического Сен-Жерменского предместья – произошел разговор касательно одного из гостей виконтессы. Им оказался молодой граф Эрнест де Ресто, которым явно заинтересовалась дочь госпожи де Гранлье, юная Камилла.
Виконтесса не имела ничего против самого графа, однако репутация его матери оставляла желать лучшего, и «ни в одном порядочном семействе» родители не доверят своих дочерей и, в особенности, их приданое графу де Ресто, пока жива его мать.
Дервиль, услышав разговор матери и дочери, решил вмешаться и пролить свет на истинное положение дел. В свое время ловкому стряпчему удалось вернуть виконтессе принадлежавшее ей по праву имущество, и с тех пор он считался другом семьи.
Дервиль начал свою историю издалека. В студенческие годы он снимал комнату в дешевом пансионе, где судьба свела его с ростовщиком по имени Жан Эстер ван Гобсек. Это был сухой старик с бесстрастным выражением лица, маленькими и желтыми, «словно у хорька», глазами. Вся его жизнь проходила размеренно и монотонно, это был своего рода «человек-автомат, которого заводили ежедневно».
Клиенты ростовщика нередко выходили из себя, кричали, плакали или угрожали, в то время как Гобсек неизменно сохранял хладнокровие – бесстрастный «человек-вексель», который только вечером возвращался в свое человеческое обличье.
Единственным человеком, с которым старик поддерживал отношения, был Дервиль. Так молодой человек узнал историю жизни Гобсека. В детстве он устроился юнгой на судно и двадцать лет скитался по морям. Ему пришлось пережить немало испытаний, которые легли глубокими морщинами на его лицо. После многочисленных бесплодных попыток разбогатеть он решил заняться ростовщичеством и не прогадал.
В порыве откровенности Гобсек признался, «что из всех земных благ есть только одно, достаточно надежное» – золото, и только в нем «сосредоточены все силы человечества». В назидание он решил рассказать молодому человеку историю, которая произошла с ним намедни.
Гобсек отправился взыскивать долг в тысячу франков с одной графини, чей молодой щеголь-любовник получил деньги по векселю. Знатная дама, страшась разоблачения, вручила ростовщику бриллиант. Мимолетного взгляда на графиню хватило бывалому ростовщику, чтобы понять – скорая нищета грозила этой женщине и ее расточительному любовнику, «поднимала голову и казала им свои острые зубы». Гобсек поведал юноше, что его работа раскрыла ему все пороки и страсти человечества – «тут мерзкие язвы, и неутешное горе, тут любовные страсти, нищета».
Вскоре Дервиль «защитил диссертацию, получил степень лиценциата прав» и устроился старшим клерком в контору стряпчего. Когда владелец конторы был вынужден продать свой патент, Дервиль ухватился за этот шанс. Гобсек ссудил ему необходимую сумму под «дружеские» тринадцать процентов, ведь обычно он брал не менее пятидесяти. Ценой упорного труда и жесткой экономии Дервилю удалось полностью погасить свой долг в течение пяти лет. Он удачно женился на простой, скромной девушке и с тех пор считал себя абсолютно счастливым человеком.
Как-то раз случай свел Дервиля с молодым повесой графом Максимом де Трай, который настоятельно просил свести его с Гобсеком. Однако ростовщик не собирался «ссудить хоть грош человеку, у которого долгов на триста тысяч франков, а за душой ни сантима».
Тогда молодой кутила выбежал из дома и вернулся со своей любовницей – очаровательной графиней, которая в свое время расплатилась с Гобсеком бриллиантом. Было заметно, что Максим де Трай вовсю пользуется «всеми ее слабостями: тщеславием, ревностью, жаждой наслаждений, светской суетностью». В этот раз женщина принесла в заклад роскошные бриллианты, согласившись на кабальные условия сделки.
Едва любовники покинули обитель ростовщика, к нему вошел супруг графини с требованием немедленно вернуть заклад, поскольку графиня не имела права распоряжаться фамильными драгоценностями.
Дервилю удалось мирно уладить конфликт и не доводить дело до суда. В свою очередь, Гобсек посоветовал графу передать надежному лицу все свое имущество путем фиктивной сделки, чтобы спасти от верного разорения хотя бы детей.
Спустя несколько дней граф навестил Дервиля, чтобы узнать его мнение о Гобсеке. Молодой стряпчий признался, что вне своих ростовщических дел это «человек самой щепетильной честности во всем Париже», и в сложных вопросах на него можно в полной мере положиться. Поразмыслив, граф решил передать все права на имущество Гобсеку, чтобы спасти его от жены и ее любовника.
Поскольку разговор принял весьма откровенные формы, виконтесса отправила Камиллу спать, и собеседники могли открыто назвать имя обманутого мужа – им был граф де Ресто.
Спустя время после оформления фиктивной сделки Дервиль узнал, что граф находится при смерти. Графиня, в свою очередь, «уже убедилась в подлости Максима де Трай и горькими слезами искупала свои прошлые грехи». Понимая, что стоит на пороге нищеты, она никого не пускала в комнату к умирающему мужу, в том числе и Дервиля, которому не доверяла.
Развязка этой истории наступила в декабре 1824 года, когда граф, обессиленный болезнью, отправился на тот свет. Перед смертью он попросил Эрнеста, которого считал своим единственным сыном, бросить в почтовый ящик запечатанный конверт и ни в коем случае не рассказывать о нем матери.
Узнав о смерти графа де Ресто, Гобсек и Дервиль поспешили в его дом, где стали свидетелями настоящего погрома – вдова отчаянно искала документы на имущество покойника. Услышав шаги, она бросила в огонь бумаги, согласно которым младшие ее дети обеспечивались наследством. С этой минуты вся недвижимость графа де Ресто переходила Гобсеку.
С тех пор ростовщик зажил на широкую ногу. На все просьбы Дервиля сжалиться над законным наследником он отвечал, что «несчастье — лучший учитель», и юноша должен узнать «цену деньгам, цену людям», только тогда можно будет вернуть ему состояние.
Узнав о любви Камиллы и Эрнеста, Дервиль в очередной раз отправился к ростовщику, чтобы напомнить о его обязательствах, и нашел того при смерти. Все свое состояние он передал дальней родственнице – уличной девке по прозвищу Огонек. При осмотре дома ростовщика Дервиль ужаснулся его скупости: комнаты были забиты тюками табака, роскошной мебелью, картинами, протухшими съестными припасами – «все кишело червями и насекомыми». К концу жизни Гобсек только покупал, но ничего не продавал, боясь продешевить.
Когда Дервиль сообщил виконтессе, что Эрнест де Ресто вскоре вернет свои права на отцовское имущество, она ответила, что ему «нужно быть очень богатым» – только в этом случае знатный род де Гранлье согласится на родство с графиней де Ресто с ее испорченной репутацией.
Биография
Гобсек – арт
Все герои повести подробно описаны автором и имеют развернутые характеристики. Внешность Гобсека много говорит о персонаже. Старик с желтоватым лицом округлой формы и неприятными чертами не вызывает симпатии. Национальность героя скрывается. Его прошлое покрыто завесой тайны, но ясно, что жизнь ростовщика была насыщенной и многообразной. Гобсек утверждает, что человека делают сильным трудности и горе, они же повышают восприимчивость.
Анализ героя позволяет предположить, что в юности он был пиратом. Скупость и эгоизм помогли скопить некоторое состояние, которое он использовал, давая деньги под высокий процент. За неприступность и суровость старика звали «золотым истуканом». Гобсек был востребован в своей среде. После разделения «зон обслуживания» между городскими ростовщиками он стал работать с аристократами и представителями сливок общества. При этом в любой ситуации, сколь бы щекотливой она ни была, он оставался непреклонным в решениях.
Иллюстрация к книге «Гобсек»
Гобсек является олицетворением алчности. В образе объединена романтическая и реалистическая литературные традиции. Внешность персонажа говорит о благородной старости, умудренности опытом и житейской мудрости, а поступки делают его бездушной машиной по зарабатыванию денег. Чем больше становилось состояние ростовщика, тем меньше человечности оставалось в нем. Лучший профессионал в своей области, он демонстрирует высокую степень подготовки к работе с финансами, дальновидность и прозорливость.
Сообразительный ростовщик ловко проворачивает аферы, оставаясь дипломатом. Бизнесмен и опытный делец, герой дает советы, вкладывает деньги, принося пользу обществу, но не идет на поводу у праздности. Персонаж привлекает честностью и философским взглядом. Все аргументы, которые он озвучивает, подкреплены опытом из его прошлой жизни.
Внешность Гобсека
Гобсек был юнгой-корсаром в юности, торговал драгоценными камнями и рабами, состоял на службе у государства. Им двигал инстинкт самосохранения, позволивший герою выжить в сложных ситуациях, с которыми он сталкивался в карьере.
Финал жизни ростовщика поражает. Его жизнь прошла в накопительстве, которое не принесло ни удовольствия, ни пользы. Ближе к смерти романтическая натура взяла верх над рациональным зерном, поэтому наследство Гобсека отойдет внучке сестры.
Характеристика главного героя
Образ Гобсека внутренне противоречив. Главный герой является сильной личностью, а также в какой-то степени философом и психологом. Наряду с этими чертами стоят жадность, подлость и жестокость. Скорее всего, именно из-за суровых условий существования ростовщик привык добиваться цели любыми способами.
Также характеристика Гобсека и его портрет четко видны в высказываниях о нем автора. Бальзак описывает главного героя как человека-векселя. Осознание того, в каком хищном мире он живет, привело его к ростовщичеству. Причем такое количество денег и золота ему необходимо не для шикарного существования, а для чувства защиты. Характеристика Гобсека дополняется его скудной речью, стандартным сухим набором фраз в разговоре с клиентами. Весь его внешний вид показывает презрение к богатым людям.
Реальные отзывы читателей
Люблю преимущественно русскую классику, но «Гобсек», как срез людской глупости, — исключение из правил. Человек, который всю жизнь высмеивал чужие пристрастия, не заметил, как сам стал заложником своей жадности и патологической любви к деньгам, в итоге даже не воспользовавшись собственным состоянием. Протухший паштет и плесень в кофейных зернах — как апогей человеческого ничтожества!
Эмма, Зеленоград
Обожаю Бальзака и его стиль, ведь то, как он описывает собственную родину времен своей бытности — это что-то! Аристократия, готовая, как последний клошар, сдать за копейки остатки былой роскоши, чтобы ублажить любовника, безжалостный старикашка-ростовщик, заложивший душу дьяволу за золотой, виконтесса, чудесным образом согласившаяся на брак дочери, едва услышав, что жених не беден, а богат — все это наводит на самые печальные размышления… Один только нормальный человек среди безумцев — Дервиль, который вынужден лавировать среди представителей «знати» и своих протеже.
Алла, Санкт-Петербург
Читаю комментарии и удивляюсь: ребята, вы чего? Если ростовщик будет всех жалеть, он по миру пойдет! Это его работа, не более! Пойдите в банк и займите денег безвозвратно, я посмотрю, как это у вас получится! А протухшие паштеты… Ну это дело каждого, вообще, уверен, что у каждого из вас дома есть куча всякого барахла, с которым жалко расстаться!
Станислав, Пермь
Новшество Бальзака
Творчество молодого Оноре припало на рассвет двух основных жанров: романов об истории и личности. Бальзак же никогда не следил за модой в европейской литературе и создавал произведения, стремясь показать в них индивидуализированный тип каждого персонажа, как, например, всем известный образ Гобсека.
В центре внимания автора практически всегда находилось современное буржуазное общество со всеми его недостатками. Существование сословий того времени, социальные институции и общественные состояния как нельзя полнее раскрыты в «Этюдах о нравах», которые написал Бальзак. «Гобсек» также вошел в этот цикл как демонстрация человеческой скупости и жадности.
🗹