- Сочинения
- По литературе
- Лермонтов
- Характеристика и образ Вернера в романе Герой нашего времени
Одним из второстепенных персонажей произведения является доктор Вернер, приятель главного героя Григория Печорина.
Автор представляет Вернер в образе молодого неказистого мужчины, средних лет, небольшого роста, имеющего большую голову, подстриженную под гребенку с сильными черепными неровностями, беспокойные черные глаза, старающиеся проникнуть в душу собеседника, а также сухие и жилистые руки. Походка доктора прихрамывающая из-за разной длины ног, в результате которой Вернер вынужден использовать при ходьбе трость. Несмотря на неброский вид Вернер очаровывает представителей женского пола, используя внутренние душевные качества и огромную силу воли.
Во внешности доктора Вернера отличительными особенностями являются опрятная и со вкусом подобранная одежда в предпочтительных темных тонах, а также острый и даже злой язык, способный задеть любого собеседника. Доктор легко увлекается женщинами, но отрицает семейные отношения, не желая на этом этапе своей жизни, вступать в брак.
Являясь неординарной личностью, доктор Вернер характеризуется аккуратностью, чрезвычайной проницательностью, добродушием и незаурядным умом, при этом не скрывающим свои скептические и материалистические взгляды, присущие многим медицинским деятелям, любящим, как и доктор Вернер, пофилософствовать на досуге.
Жизненным кредо доктора Вернера является проявление его холодной порядочности, выражающей в предпочтении в стороннем созерцании, а не прямом участии, способном изменить что-то в своей судьбе.
Обладая цепкой памятью и умом, Вернер характеризуется автором как наблюдательный человек, хорошо разбирающийся в людях и склонный к проявлению доброты к умирающим, однако старающимся скрывать свое настроение, используя ироническую и насмешливую маску.
Имея вышеперечисленные качества, роднящие Вернера с главным героем Печориным, доктор, в отличие от Григория, не способен на смелые и решительные поступки в достижении жизненных целей, проявляя духовную трусость.
Раскрывая образ доктора Вернера, автор изображает отличительные качества интеллигентского сословия, проявляющегося в сторонней пустой созерцательности.
Вернер (Герой нашего времени)
Доктор Вернер – второстепенный персонаж, который служит своеобразным отражением самого Печорина. Герои очень похожи внутренне, но совершенно несхожи внешне. Доктор Вернер “Герой нашего времени” – представитель того же типа людей, что и главный герой романа: бездеятельных, скучающих, ищущих смысл жизни, но находящихся в погоне за иллюзиями.
- Описание внешности Вернера
- Вернер и Печорин
- Истинное лицо Вернера
Бонус
- Полезные ссылки
- Тест по произведению
Печорин – центральный образ романа
Главный герой романа – Григорий Печорин
, личность неординарная, автор нарисовал «современного человека, каким он его понимает, и слишком часто встречал». Печорин полон кажущихся и действительных противоречий в отношении к любви, дружбе, ищет истинный смысл жизни, решает для себя вопросы предназначения человека, выбора пути.
Порой главный герой малопривлекателен для нас – он заставляет страдать людей, разрушает их жизни, но есть в нем сила притяжения, заставляющая окружающих подчиняться его воле, искренне любить его и сострадать отсутствию в его жизни цели и смысла.
Каждая часть романа – отдельная история из жизни Печорина, в каждой – свои персонажи, и все они с той или иной стороны приоткрывают тайну души «героя времени», делая его живым человеком. Кто же те действующие лица, которые помогают нам увидеть «портрет, составленный из пороков всего поколения, в полном их развитии»?
Описание внешности Вернера
Доктор Вернер не является красавцем, скорее – напротив: “Вернер был мал ростом, и худ, и слаб, как ребенок; одна нога была у него короче другой, как у Байрона; в сравнении с туловищем голова его казалась огромна: он стриг волосы под гребенку…”.
В его одежде заметны были вкус и опрятность; его худощавые, жилистые и маленькие руки красовались в светло-желтых перчатках. Его сюртук, галстук и жилет были постоянно черного цвета”.
Острый ум, обаяние, манеры и внутренняя глубина натуры – то, что притягивает к молодому человеку женщин. Они чувствуют тонкую натуру человека, которую доктор тщательно скрывает за сарказмом, безразличием, наигранным нигилизмом. Вернер любит женщин, он знаток и ценитель по этой части. Автор очень интересно описывает натуру этого персонажа: “поэт, и не на шутку, – поэт на деле всегда и часто на словах, хотя в жизнь свою не написал двух стихов…”.
Максим Максимыч
Максим Максимыч
, «человек, достойный уважения», как говорит о нем молодой офицер-рассказчик, открытый, добрый, во многом наивный, довольный жизнью. Мы слушаем его рассказ об истории Бэлы, наблюдаем за тем, как стремится он встретиться Григорием, которого считает старым приятелем и к которому искренне привязан, ясно видим, из-за чего он вдруг «сделался упрямым, сварливым». Сочувствуя штабс-капитану, невольно начинаем неприязненно относиться к Печорину.
Вместе с тем при всем своем простодушном обаянии Максим Максимыч – человек ограниченный, ему невдомек, что движет молодым офицером, да он об этом и не задумывается. Непонятным будет для штабс-капитана и холодность его приятеля при последней встрече, обидевшая до глубины души. «Что ему во мне? Я не богат, не чиновен, да и по летам совсем ему не пара». У героев совершенно разные характеры, взгляды на жизнь, мировоззрение, они люди разных эпох и разного происхождения.
Как и другие главные герои произведения «Герой нашего времени» Лермонтова, образ Максим Максимыча подталкивает нас к размышлению о причине эгоизма, равнодушия и холодности Печорина.
Вернер и Печорин
Бывший военный врач, Вернер занимается лечением богатых аристократов, отдыхающих “на водах”. Он быстро сошёлся с Печориным, чувствуя родство натур, и также быстро понял, что настоящая дружба между ними невозможна. Приглашение Печориным Вернера на роль секунданта, раскрытие заговора Грушницкого против Григория – всё это говорит о том, что главный герой может доверять только доктору. За свою жизнь он не приобрёл настоящих друзей, он умеет лишь брать что-то от любых взаимоотношений.
Люди, подобные Печорину, не умеют созидать, давать, дарить. Григорий использует своего товарища Вернера в качестве секунданта, так как тот очень удобен в сложившейся ситуации: честен, правдив, уважаем, умён, умеет молчать. Кроме того, он прекрасно понимает, что если Грушницкий погибнет, Вернер примет этот исход равнодушно – он видел тысячи смертей, ещё одна не взбудоражит его сознание. Дуэль действительно осталась в тайне.
Вариант 2
В произведении Михаила Юрьевича Лермонтова «Герой нашего времени» существует множество второстепенных героев. Одним из самых ярких является образ доктора Вернера, который приходился Печорину, главному герою, давним приятелем и присутствует лишь в главе «Княжна Мери». Образ Вернера, по мнению многих, создан как для понимания романа в целом, так и для приглушения образа Печорина.
Вернер был мужчиной среднего возраста, военным медиком в прошлом. Сейчас его работа включала в себя лечение богатых людей, приезжающих на воды, где и происходит действие главы «Княжна Мери». Внешность героя была непривлекательной, он был мал, слаб и некрасив собой. Особенно запоминающимся данный герой становится из-за своей схожести с Печориным. В большинстве случаев он не любил и не уважал людей своего времени, но внутренняя красота и богатый внутренний мир, которым он сам обладал, всегда его привлекали. Как и Печорин, он любил философствовать и называть себя «поэтом» и скептиком. Поэтому неудивительно, что даже обычные разговоры двух героев становятся похожи на словесный поединок, в котором ни одна из сторон не уступает другой. В целом, Вернер был умным, добродушным и обладал всеми нужными качествами, которые привлекали женщин даже при отсутствии внешней красоты.
Большую роль в раскрытии данного персонажа играет сцена дуэли Печорина с Грушницким и его поведение во время нее. Вернер выступал в роли секунданта. Узнав о договоренности Грушницкого с каким-то капитаном оставить пистолет Печорина незаряженным, он незамедлительно рассказывает об этом товарищу. Таким образом, он перекладывает всю ответственность за гибель Грушницкого на плечи Григория, а сам обвиняет черкесов. Такой поступок заставляет читателя задуматься о характере Вернера. Теперь он показывает не только свои положительные качества, но и свою трусость и слабость.
Нельзя с уверенностью сказать, каким является образ доктора Вернера в романе Лермонтова. С одной стороны, мужчина не давал поводов усомниться в своих положительных качествах долгое время. С другой стороны, одно событие раскрывает способность Вернера проявлять трусость и некую подлость в ответственный момент. Как ни крути, Вернер все же остается умным человеком, достойным соперником Печорина, хорошим собеседником и интересной личностью.
Истинное лицо Вернера
События, произошедшие во время дуэли говорят о том, что доктор Вернер малодушен и слабохарактерен, либо попросту труслив и подл. Автор не даёт однозначной оценки тому, что произошло. В любом случае: Вернер не отличается высокими моральными принципами, он не способен на поступки. Этакий ожидающий гений: он мог бы стать великим человеком, но слишком подвержен лени, бездеятельности и мечтам. Такой гениальный человек проводит свои дни суетно, но бесполезно. Познания, которыми обладает Вернер могли бы спасти множества жизней, но он не обладает той силой воли и характера, которая смогла бы изменить его натуру. Кроме того, доктор Вернер язвителен и остёр на язык, он насмехается над своими пациентами, эта маска иронии стала для него привычной. У Вернера не хватает духу быть самим собой, он подвержен общественному мнению.
Грушницкий и Вернер
Образы героев совершенно разные, но оба они – отражение Печорина, его «двойники».
Совсем юный юнкер Грушницкий
– обыкновенный человек, ему хочется выделяться, производить впечатление. Он принадлежит к тому типу людей, которые «на все случаи жизни имеют готовые пышные фразы, которых просто прекрасное не трогает и которые важно драпируются в необыкновенные чувства, возвышенные страсти и исключительные страдания. Производить эффект – их наслаждение».
Это двойник-антипод главного героя. Все то, что пережито Печориным искренне и выстрадано – разлад с миром, безверие, одиночество, – в Грушницком всего лишь поза, бравада и следование моде времени. Образ героя – не просто сопоставление истинного и ложного, но и определение их границ: в своем стремлении выделяться, иметь вес в глазах общества Грушницкий заходит слишком далеко, становится способным на подлость. В то же время оказывается «поблагороднее своих товарищей», его слова «я себя презираю» перед выстрелом Печорина – как отголосок той самой болезни эпохи, которой поражен и сам Печорин.
Доктор Вернер
кажется нам поначалу очень похожим на Печорина, и это действительно так. Он скептик, проницателен и наблюдателен, «изучал все живые струны сердца человеческого» и имеет невысокое мнение о людях, «злой язык», под маской насмешки и иронии скрывает свои истинные чувства, свою способность сострадать. Главное же сходство, которое отмечает Печорин, говоря о приятеле – «мы ко всему довольно равнодушны, кроме самих себя».
Различие становится очевидным, когда сравниваем описание героев. Вернер оказывается циником больше на словах, он пассивен в своем протесте против общества, ограничиваясь насмешками и едкими замечаниями, его можно назвать созерцателем. Эгоизм героя совершенно сознателен, внутренняя активность ему чужда.
Его бесстрастная порядочность выдает Вернера: доктор не ищет изменений ни в мире, ни тем более в себе. Он предупреждает приятеля о слухах и заговоре, но не подает руки Печорину руки после дуэли, не желая брать на себя собственную долю ответственности за произошедшее.
Характер героев этих – как единство противоположностей, и Вернер, и Грушницкий оттеняют образ Печорина и важны для нашего понимания всего романа.
Внешность доктора Вернера
Его наружность была из тех, которые с первого взгляда поражают неприятно, но которые нравятся впоследствии, когда глаз выучится читать в неправильных чертах отпечаток души испытанной и высокой. Бывали примеры, что женщины влюблялись в таких людей до безумия и не променяли бы их безобразия на красоту
Вернер был мал ростом, и худ, и слаб; одна нога была у него короче другой, как у Байрона; в сравнении с туловищем голова его казалась огромна: он стриг волосы под гребенку, показывая сильные неровности черепа. Черные глаза, всегда беспокойные, старались проникнуть в ваши мысли. В его одежде заметны были вкус и опрятность; его худощавые, жилистые и маленькие руки красовались в светло-желтых перчатках. Его сюртук, галстук и жилет были постоянно черного цвета.
Он сел в кресла, поставил трость в угол
На нем были серые рейтузы, архалук и черкесская шапка. Я расхохотался, увидев эту маленькую фигурку под огромной косматой шапкой: у него лицо вовсе не воинственное, а в этот раз оно было еще длиннее обыкновенного
В его одежде заметны были вкус и опрятность
Социальный статус
Врач с подпорченной репутацией
Он скептик и материалист, как все почти медики, а вместе с этим поэт, и не на шутку, – поэт на деле всегда и часто на словах, хотя в жизнь свою не написал двух стихов.
его соперники, завистливые водяные медики, распустили слух, будто он рисует карикатуры на своих больных, – больные взбеленились, почти все ему отказали.
Княгиня лечится от ревматизма, а дочь Бог знает от чего; я велел обеим пить по два стакана в день кислосерной воды и купаться два раза в неделю в разводной ванне (о княжне Мери и ее матери)
Личность доктора Вернера
Вернер, как и Печорин, личность неординарная. Что и сблизило его с главным героем.
Вернер человек замечательный по многим причинам
Он скептик и матерьялист, как все почти медики
разговор принял под конец вечера философско-метафизическое направление; толковали об убеждениях: каждый был убежден в разных разностях
Мы часто сходились вместе и толковали вдвоем об отвлеченных предметах очень серьезно, пока не замечали оба, что мы взаимно друг друга морочим
Молодежь прозвала его Мефистофелем; он показывал, будто сердился на это прозвание, но в самом деле оно льстило его самолюбию
Он талантлив, умен и аккуратен, но не признан другими.
такие умные люди, как вы, лучше любят слушателей, чем рассказчиков (о Вернере)
Посмотрите, вот нас двое умных людей; мы знаем заранее, что обо всем можно спорить до бесконечности, и потому не спорим
В его одежде заметны были вкус и опрятность
я раз видел, как он плакал над умирающим солдатом
Я предчувствую, – сказал доктор, – что бедный Грушницкий будет вашей жертвой
У него был злой язык: под вывескою его эпиграммы не один добряк прослыл пошлым дураком
поэт, и не на шутку, – поэт на деле всегда и часто на словах, хотя в жизнь свою не написал двух стихов
Черты характера
Доктор Вернер умён, хорошо знает людей, так как по роду деятельности наблюдал множество типов личности, изучил их психологию и «живые струны сердца человеческого».
Доктор материалист, наделённый аналитическим умом, ему присуще скептическое отношение к жизни и людям. Это проявляется в его разговорах с Печориным и в том, что он говорит Грушницкому, что он был интереснее для других, когда был исключением в своей солдатской шинели, а офицерский мундир не придаст ему ничего интересного.
У Вернера созерцательный тип характера. Он беден и мечтает о миллионах, но ничего не делает, чтобы стать богаче.
У доктора был злой язык, иногда он несправедливо говорит о людях и любит насмехаться над своими больными, но исподтишка. Вместе с тем, он сочувствует им. Печорин однажды видел, как он плакал над умирающим солдатом.
Вернер понимает женскую натуру и сравнивает её с заколдованным лесом. Если зайти в него, то со всех сторон налетят разные страхи: долг, приличие, гордость, презрение, насмешка. Но если идти прямо, постепенно эти чудовища исчезнут, и откроется светлая тихая поляна, где цветёт зелёный мирт. Эти слова Вернера Печорин записал в своём дневнике 11-го июня после своих рассуждений о любви. Он ценит в Вернере его поэтичность, которая проявляется на деле, а часто и на словах. Доктор хорошо относится к Печорину, предупреждает его о том, чтобы был осторожнее с княжной Лиговской, если не хочет на ней жениться, иначе может уехать отсюда «прямо под венец». Он предупредил приятеля и о заговоре Грушницкого и драгунского капитана.
Печорин и Вернер не стали друзьями, потому что доктор, скорее всего, как и Печорин, считает, что «из двух друзей всегда один раб другого, хотя часто ни один из них в этом себе не признаётся» (эту мысль Печорин записал в дневнике 13-го мая). Взаимоотношения Печорина и Вернера можно назвать приятельскими. Сближает их скептический взгляд на жизнь, понимание друг друга, равнодушие к людям.
Кто такой Вернер
Доктор Вернер – русский с немецкой фамилией. Печорин отзывается о Вернере как о человеке замечательном, рассудительном. По своем у мировоззрению доктор – материалист. Печорин называет его поэтом, тем самым намекая на его душевность, романтичный склад ума. В этом человеке гармонично уживались материалистический прагматизм и лирическое, поэтическое настроение.
Вернер был беден, и как все бедные мечтал разбогатеть, однако чувство собственного достоинства, порядочность не позволяли ему идти против собственной совести. В отличие от Печорина, он был некрасив. Но под неправильными чертами лица скрывалась особая душевная притягательность, и женщины влюблялись в таких мужчин, как Вернер.
Он был невысокого роста, худощавого телосложения. Одна нога короче другой, что стало причиной хромоты. Голова была несоразмерно большой. Взгляд был цепким, словно Вернер пытался проникнуть в мысли собеседника.
Что сближает Вернера с Печориным, так это, способность видеть людей насквозь, чувствовать их. Доктор не скупился на эпиграммы про своих коллег, за что другие доктора распустили слух, будто он рисовал карикатуры своих пациентов. В результате, доктор Вернер остался почти без практики. Знакомые, хорошо знавшие доктора, и служившие на Кавказе, пытались вернуть авторитет Вернера, но безуспешно.
Женские образы романа
На страницах романа мы видим женщин, с которыми сводит Григория жизнь. Бэла, ундина, княжна Мери, Вера. Все они совершенно разные, у каждой свой характер и обаяние. Именно они – основные действующие лица трех частей романа, рассказывающие об отношении Печорина к любви, о его стремлении любить и быть любимым и невозможности этого.
Бэла
Черкешенка Бэла
, «славная девочка», как называет ее Максим Максимыч, открывает галерею женских образов. Горянка воспитана на народных традициях, обычаях. Порывистость, страсть, горячность «дикой» девушки, живущей в гармонии с окружающим миром, привлекают Печорина, находя отклик в его душе. Со временем в Бэле просыпается любовь, и ей отдается она всей силой природной открытости чувств и непосредственности. Счастье длится недолго, и девушка, смиряясь со своей участью, мечтает лишь о свободе. «Я сама уйду, я не раба его, – я княжна, княжеская дочь!» Сила характера, влечение к свободе, внутреннее достоинство не оставляют Бэлу. Даже печалясь перед смертью о том, что никогда не встретится больше душа ее с Печориным, на предложение принять другую веру отвечает, что «умрет в той вере, в какой родилась».
Мери
Образ Мери Лиговской
, княжны из высшего общества, выписан, пожалуй, наиболее подробно из всех героинь. Цитата Белинского о Мери очень точна: «Это девушка неглупая, но и не пустая. Ее направление несколько идеально, в детском смысле этого слова: ей мало любить человека, к которому влекло бы ее чувство, непременно надо, чтобы он был несчастен и ходил в толстой и серой солдатской шинели». Княжна словно живет в придуманном мире, наивном, романтическом и непрочном. И, хотя чувствует и воспринимает мир она тонко, различить светскую игру и подлинные душевные порывы не может. Мери – представительница своего времени, среды и социального положения. Поначалу обратив внимание на Грушницкого, затем поддается игре Печорина, влюбляется в него – и получает жестокий урок. Автор оставляет Мери, не рассказывая, сломлена ли она экспериментом ради разоблачения Грушницкого, или, пережив урок, сможет не разувериться в любви.
Вера
О Мери автор рассказывает много и подробно, Веру
же мы, читатели, видим только в любви к Печорину. «Она единственная женщина в мире, которую не в силах был бы обмануть» герой, та, которая поняла его «совершенно, со всеми мелкими слабостями, дурными страстями». «Моя любовь срослась с душой моей: она потемнела, но не угасла». Вера – сама любовь, принимающая человека таким, каков он есть, она искренна в своих чувствах, и может быть, такое глубокое и открытое чувство способно было бы изменить Печорина. Но любовь, как и дружба, требует самоотдачи, ради нее приходится жертвовать чем-то в жизни. Печорин не готов, он слишком индивидуалист.
Мотивы своих поступков и побуждений главный герой романа раскрывает во многом благодаря образам Мери и Веры, – в повести «Княжна Мери» можно детальнее рассмотреть психологический портрет Григория.
🗹