- Сочинения
- По литературе
- Паустовский
- Герои рассказа Теплый хлеб
Константин Георгиевич Паустовский, является автором произведения “Тёплый хлеб”. Автор преследует главную цель этого произведения, а именно он хочет показать своему читателю, что нужно быть милосердным и иметь чувство сострадания к ближнему.
В данном рассказе главный герой, понимает, то что невозможно достичь всего силой, порой для этого требуется проявить уважение. Но не только люди нуждаются в уважительном отношении к себе, ну а еще точно также животные и растения. Прежде всего стоит определиться, кто является главными героями произведения.
Главные герои произведения:
Филька — этот мальчик является главным героем произведения, по вине которого, произошло в его деревне несчастное недоразумение. Никто его не любил и на это то были свои причины. Во-первых, он был слишком злым, пакостливым и никогда не проявлял к посторонним людям уважения. У него лишь была одна бабушка, которая воспитывала неблагодарного и злого внука. Но судьба решила за него иначе. В один прекрасный день, он обидел коня, за которым ухаживала вся деревня, все проявляли заботу по отношению к нему. Но, вместо того чтобы покормить коня, он сначала не даёт ему ни одного куска хлеба, а после выбрасывает кусок хлеба в снег.
Из-за такого плохого отношения мальчика к коню, со временем начинается огромная метель во всей деревне и никто не знает что делать. Именно поэтому бабушка объяснила своему внуку что так поступать нехорошо и это наказание ему, за его плохой поступок. Тогда мальчик всё понял и отправился к коню просить прощения.
Конь. Вторым главным героем является старый конь. Это старая и раненая лошадь, которую оставили мельнику. В это время по всей деревне царствовал голод, из-за чего вся деревня старалась хоть немножко покормить коня. В один прекрасный вечер, конь приходит к дому Фильки, в этот момент старой бабушки не было дома, дома оказался лишь один мальчик, который очень обидел своими словами коня и не дал ему поесть. Для того чтобы наказать Фильку за его проступок, конь повернулся и взмахнул хвостом, и нагнал ужасный холод на деревню. Позже конь, всё же примет извинения от мальчика.
Мельник. Третьим же главным героем произведения, является мельник. Это всеми уважаемый и мудрый человек, который приютил в своем доме раненого коня. Позже он дает советы мальчику, как исправить свою вину. Филька, понимает о чём, говорит мельник, после чего он собирает мальчишек со всей деревни, чтобы раздолбить лёд в речки, а мельник приводит всех мужиков с деревни.
Теплый хлеб — краткое содержание для читательского дневника
Однажды в Бережках кавалерия красноармейцев оставила у старого мельника раненого коня. Дед Панкрат вылечил животное, вместе с конем он начал чинить плотину.
Еды у Панкрата коню не хватало. Конь шел по деревне и просил у жителей пищи себе на прокорм. Многие люди привечали коня, выносили ему хлеба.
В один из теплых зимних дней, когда плотина уже была починена, а Панкрат собирался запустить мельницу, конь отправился вновь по деревне. Он оказался у ворот, где жил нелюдимый и грубый мальчик Филька по прозвищу «Ну тебя!». Так мальчик отвечал практически на все слова других людей. Он жил с бабушкой, которая в то время находилась у соседки.
Филька обедал ломтем хлеба, который посыпал солью. Он увидел коня, вышел к нему. Животное подалось к хлебной краюхе. В этот миг мальчик сильно ударил питомца Панкрата, выругал его, бросил кусок в сугроб. Филька крикнул коню, чтобы он отправлялся искать и выкапывать хлеб.
Конь заплакал, издал страшный звук и махнул хвостом. В ту же секунду началась такая метель, что Филька еле нашел вход домой. Вечером смогла вернуться бабка Фильки. Она предположила, что уже промерзли все колодцы и река до самого дна. Это означало смерть для всей округи.
Филька испугался по-настоящему, когда к печке стали жаться выбравшиеся из погреба мышки. Бабушка поведала внуку, как давно случилось подобное ненастье от человеческой ненависти, когда хозяин дома вынес изувеченному старому солдату кусок заплесневелого хлеба и бросил его на землю. Солдат от обиды свистнул, округу накрыла метель и холода. Жадный мужик умер от сердечной остуды. Бабка сказала внуку, что в Бережках снова завелся жестокий человек и сделал что-то дурное.
Филька понял, что этот дурной человек он сам. Он спросил, что делать, чтобы исправить беду. Бабушка сказала, что им остается надеяться, что злодей исправит свой поступок. Как это сделать, знает Панкрат.
Ночью Филька отправился к Панкрату. Он поведал мельнику, как обидел искалеченное животное, спросил, что ему делать. Панкрат дал Фильке немного времени на раздумье. Разговор услышала сорока, которая ютилась в сенях мельника.
Филька понял, что не справится с бедой один. Он пообещал мельнику, что вместе с ребятами будет колоть лед на реке. Как только они дойдут до воды, нужно запускать мельницу. Панкрат обещал поговорить со стариками, чтобы и они помогли ребятам.
За общей работой на следующий день никто не заметил, как потянуло ветром с юга, появлялись и падали сосульки. К вечеру люди смогли запустить мельницу, тогда же вернулась сорока. Она говорила воронам, которые грелись на трубах, что она пробудила теплый ветер и призвала его на помощь деревне.
К ночи хозяйки напекли свежего хлеба из муки, которую намололи в тот день. На следующий день Филька пришел к мельнице с буханкой свежего хлеба в компании друзей. Он предложил кусок с солью коню. Тот поначалу отказался, но Панкрат уговорил животное помириться с мальчишкой, так как Филька от горя заплакал. Конь осторожно съел первый кусочек хлеба из филькиных рук, а после и всю булку. Так примирились искалеченный конь и мальчик.
Второстепенными героями произведения являются:
Бабушка, ей не даёт покоя осознание того, что у неё растёт очень грубый и злой внук. Но она не теряет надежды на его перевоспитание и даёт всяческие советы, которые помогут ему избавиться от большой метели.
Сорока, её автор показывает своим читателям в виде, тех остатков, которые человек должен пытаться искоренить из своей души.
Мужики и мальчики, они показали главному герою произведения, что необходимо проявлять уважение и ценить людей, которые находятся вблизи тебя. Таким образом, он смог исправить свою ошибку которую допустил. Именно благодаря тому, что они все вместе собрались, они могли расколоть лёд на реке и заставить мельницу заработать.
Главные герои
Какие в сказке главные действующие лица, можно понять, прочитав книгу полностью. Автор дает подробное описание каждому персонажу:
- Филька — главный герой «Теплого хлеба». Это мальчик со злым, жадным и угрюмым характером, осторожен со сверстниками и не доверяет им, поэтому в его окружении нет товарищей. Он груб и заносчив не только с ровесниками, но и с людьми пожилого возраста. Постоянно ругается с бабушкой, которая занималась его воспитанием. Он стал причиной появления метели из-за того, что ударил коня, а затем бросил ему хлеб в снег. Но после рассказа старушки о людской злости, понял свою ошибку, попросил прощения у лошади.
- Старый конь — животное выступает в роли мерила человеческих качеств, помогает выявлять людские пороки и положительные черты. Боевого скакуна после ранения оставили в деревне, местные жители подкармливали скотину. Только Филька отнесся к животному жестоко, он ударил его. На злобу и жадность подростка конь взмахнул хвостом, после этого началась сильнейшая метель, в результате которой замерзла река, встала мельница. Но в конце конь все-таки прощает раскаявшегося мальчугана.
- Панкрат — старый мельник, который взял коня себе, он прожил жизнь, поэтому мудр и опытен. С любовью и уважением относится к боевой лошади, раненной на войне. Он не спешит давать совет прибежавшему к нему Фильке, дает ему время самостоятельно понять ошибку и исправить ее. Мальчик собирает вокруг себя сверстников, и товарищи совместными усилиями раздолбили лед. Мельник поддерживает решение и приводит на помощь взрослых жителей деревни.
Это главные герои «Теплого хлеба» Паустовского. У каждого из них свой характер, свои взгляды на жизнь.
Смысл рассказа «Теплый хлеб» Паустовского
Произведения Константина Георгиевича Паустовского, добрые и поучительные, рассчитаны на детей. С их помощью автор хочет показать юным читателям, как важно заботиться о братьях наших меньших и проявлять заботу об окружающих людях. Не стал исключением и «Теплый хлеб».
В фантастическом рассказе речь идёт о мальчике по имени Филька. Он нелюдим, все время огрызается и грубит старшим (даже собственной бабушке). Когда к нему во двор зашёл конь, мальчик рассердился и ударил зверя. После этого на деревню напали страшные морозы. Помог спасти деревню от несчастья старик Панкрат, который помог мальчику сделать выводы из ситуации, и птичка, которая, увидев раскаяние Фильки, сделала на юг и вернула тепло в те края.
Расскажем, что хотел сказать автор в данном произведении.
Необходимость быть добрым к окружающим
За злобу мальчика поплатился как он сам, так и все жители селения. Именно обида, нанесённая ни в чем не повинному животному, стала причиной бед и несчастий. Когда он искренне пожалел о содеянном, жизнь в деревне вернулась в прежнее русло.
Мораль такова: за все плохие поступки человека ждёт наказание. Человек будет счастлив только в том случае, если делает добрые дела, помогает окружающим. За свою доброту человек получает удачу во всех делах, благополучие и хорошее отношение людей, которые рядом.
Важность хороших манер
В начале повествования мы видим Фильку грубым и недоброжелательным. Любые попытки ребят подружиться с ним не приводили к результату. Он постоянно находился в одиночестве и, кажется, был неприятен сам себе. На примере Фильки автор будто хочет показать непослушным и злым ребятам, как они выглядят со стороны.
После того, как Филька решил измениться, отношение к нему жителей деревни тут же изменилось. Он быстро нашел новых друзей, а взрослые с радостью отправились ему на помощь ради спасения деревни. Читатель может прийти к выводу, что люди тянутся только к тем, кто вежлив и дружелюбен по отношению к другим.
Забота о животных
Константин Паустовский — большой любитель братьев наших меньших. На примере героев своих рассказов он показывает детям всю важность бережного отношения к природе. Прочитав его произведения, школьники убеждаются в том, что животные умеют чувствовать, они способны отличать плохое отношение от хорошего. За проявленную доброту звери отвечают тем же.
Конь, обиженный мальчиком, после извинений в свою сторону тут же понял, что больше ребенок не представляет никакой угрозы. Он проникся доверием к Фильке и был рад принять от него «подарок» — вкусный теплый хлеб.
Умение прощать
Говорит Паустовский и о том, что важно простить человека, который изменился в лучшую сторону. Из-за Фильки пострадали все жители деревни, но дети и взрослые объединили свои усилия для борьбы с несчастьем. Строг, но справедлив был дед Панкрат: он требовал от Фильки действовать, а не плакать. Но, поняв, что мальчик сожалеет о содеянном, быстро сменил гнев на милость. Умение прощать продемонстрировал нам и конь, которые не держал зла на Фильку.
Вывод
Рассказывать детям сказки очень важно: слушая увлекательные фантастические истории, ребенок усваивает нормы морали и понимает всю ценность добрых поступков. Рассказы Константина Паустовского, в том числе и «Теплый хлеб» — это интересные и захватывающие сказки о зверях и человеческой доброте. Рассматриваемая нами сказка учит читателя не терять свою человечность, быть вежливым с окружающими и приходить на помощь в трудной ситуации. С данным произведением стоит ознакомиться каждому школьнику, в особенности любителю животных.
Краткое описание рассказа
В Бережки объявился искалеченный конь. Его приютил и вылечил мельник Панкрат. Но у деда не было возможности кормить животное в тяжелое время. Животному приходилось ходить по деревушке, чтобы прокормиться. Жители делились с животным едой: кто хлебом, кто овощами.
Однажды конь пришел к дому Фильки, но вместо добродушного отношения к себе получил в ответ грубость и унижение. После этого в деревне начала бушевать метель. Мальчик с трудом дошел до крылечка, а к ночи на улице температура начала понижаться, стало невыносимо холодно. Река промерзла, водяная мельница перестала молоть муку. Из-за отсутствия хлеба жители могли оказаться на грани смерти.
Бабка Фильки поведала о том, что много лет назад был такой же сильный мороз, и часть жителей деревни вымерла. А случилось это из-за людской злобы.
Мальчишка пришел к Панкрату и рассказал, как повел себя по отношению к животному. Старик посоветовал найти решение.Тот в свою очередь решил собрал всех детей в деревне, и они начали долбить лед в ручную у мельницы, к ним присоединились жители. Вечером возле мельницы образовалась чистая вода в ледяном покрове реки, и Панкрат начал молоть муку. Мальчик пришел к коню со свежеиспеченным хлебом, попросил у животного прощения за свой поступок.
Автор в рассказе говорит о том, что главными в человеке должны быть милосердие и доброта, а добиться результата можно только совместными усилиями.
История создания и краткий анализ
Произведение было написано Паустовским в 1954 году. Это было трудное послевоенное время. Возможно, поэтому автор выбрал в качестве одного из главных героев раненого боевого коня. На его примере он хотел показать отношение простого народа к советским воинам. Люди делились с голодным животным последней едой, что у них была.
Хоть советские солдаты смогли расправиться с врагом, жизнь оставалась очень трудной. Сельскохозяйственной техники было очень мало, большинство тракторов на гусеницах было переделано в танки.
Главной тягловой силой в деревнях оставались лошади. Если принять это во внимание, то сразу становится понятно, почему люди так бережно относились к этим благородным животным. Потеря лошади могла означать голод в семье.
Если произвести небольшой разбор произведения «Тёплый хлеб» Паустовского, то анализ будет выглядеть следующим образом:
- год написания — 1954;
- автор — Константин Паустовский;
- жанр — рассказ;
- композиция — последовательная (завязка, кульминация, развязка);
- тема — тяжёлый быт послевоенного времени;
- основная мысль — нужно быть честным и добрым, показывать это людям, тогда они отплатят сторицей.
Впервые с иллюстрациями и рисунками это произведение было опубликовано в журнале «Мурзилка». В 1973 году вышел мультипликационный фильм с одноимённым названием. Персонажи ожили на экране и полюбились зрителям. Теперь это не просто воображаемые образы, а вполне реальные создания, воплощённые в жизнь режиссёром Ириной Гуревич.
Мельник Панкрат
В такое трудное время взять на себя заботу о другом живом существе — большая смелость. Панкрат, немолодой мужчина, работающий на деревенской мельнице, забирает к себе раненного в копыто жеребца и лечит. Мельник в Бережках — личность колоритная, вот как описывает его сам автор: «Панкрат был скорый на работу, сердитый старик, и ребята считали его колдуном.». Востроглазый, проворный, несмотря на глаза, обладающий живым умом и широким сердцем, Панкрат не в первый раз выручает из беды животных. В сенях у него живет сорока, мельник прекрасно знает, как ухаживать за зверями и лечить их. Умеет Панкрат найти подход и к людям. С перепуганным и виноватым Филькой обходится решительно, строго, но по-доброму, помогая мальчику принять свою вину и найти выход из положения. Это образ мудрого, чуткого, решительного старца, наставника и опекуна героя.
Второстепенные персонажи
Есть и герои второго плана в произведении, они также сыграли немаловажную роль. Этим персонажам можно дать следующую характеристику:
- Бабушка — мудрая и добрая старушка, она переживает, что внук растет злым и угрюмым мальчиком, ругает его, пытается направить на правильный путь. После того как началась буря, она рассказывает внуку историю, что метель наступает, когда появляется злой и жестокий человек, который абсолютно равнодушен к чужому горю. Его злость и вызывает пургу, которая уничтожает все живое на земле. Она объясняет мальчику, почему так важно исправить ошибку, что нужно сделать, чтобы искоренить зло.
- Сорока — сказочный персонаж, который олицетворяет человеческие недостатки. Птица показывает, что нельзя делать, а что, наоборот, нужно, чтобы к тебе стали относиться доверительно и уважительно.
Также в сочинение присутствуют местные жители: старики и мальчишки. Они простили Фильку, и вышли ему на помощь. Люди стали жечь костры, работать ломами, их совместный труд влияет на погоду, метель постепенно утихает.
🗹Вода стала поступать на мельницу, и она заработала, тем самым жители поселка смогли получить свой теплый хлеб.