Центральным образом романа И. А. Гончарова «Обломов» является молодой помещик Илья Ильич Обломов, с помощью которого автор поднимает социальные проблемы, затрагивает философские вопросы, рассуждая о смысле жизни и человеческой жизни. Апатичный характер главного героя, его малоподвижный образ жизни, отсутствие интереса к окружающему миру, нежелание развиваться – все это стало олицетворением такого явление, как «обломовщина». Характеристика Обломова, его отношение к любви, дружбе, обязанностям становится отражением настроений, которые царили в помещичьей среде в XIX веке. Особенности личности героя наиболее полно раскрываются благодаря противоположным женским образам: Агафье Пшеницыной и Ольге Ильинской.
Краткая характеристика
Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться с самим произведением Обломов.
Полное имя — Илья Ильич Обломов.
Возраст — 32–33 года.
Род занятий — без определенного рода деятельности, в прошлом — чиновник.
Семья — отец Илья Иванович, мать, жена Агафья Матвеевна, сын Андрей.
Социальное положение — дворянин, помещик.
Происхождение — родом из дворянского семейства.
Воспитание — основано на вседозволенности, излишней опеке, избалованности.
Образование — характерное для дворянских семейств.
Внешность — среднего роста полный мужчина с тёмно-серыми глазами и нежной белой кожей.
Характер — добрый, мягкий, чувствительный, ленивый, безответственный, фантазер и мечтатель.
Положительные черты — добрый, нежный, мечтательный, чувствительный, искренний.
Отрицательные черты — ленивый, безответственный, равнодушный ко всему, безвольный, беспечный, несамостоятельный.
Произведение — «Обломов».
Автор — Иван Александрович Гончаров.
Глубинный смысл романа «Обломов», о котором не рассказывают в школе
Знаменитый роман И.А. Гончарова «Обломов» был опубликован в 1859 году, и с тех пор является предметом жарких споров. В центре произведения находится жизнь и судьба дворянина по имени Илья Ильич Обломов. В свои 32 года он ни к чему не стремится и проводит большую часть своего времени на диване. Обломов представлен как ленивый, безынициативный человек, которого пытается растормошить его лучший друг Андрей Штольц.
Роман «Обломов» изучают еще в школе, а его главный герой считается символом лени. Но если посмотреть глубже, то истинный смысл произведения заключается совершенно в другом.
Отсутствие мотивации
Желание Обломова лежать на диване и ничего не делать вполне могло быть продиктовано не ленью, а отсутствием мотивации. Будучи умным и образованным человеком, Обломов осознавал, что при нынешней ситуации в стране и власти трудно добиться чего-то стоящего в жизни. Хотя его знания и умения могли бы помочь ему в этом направлении.
«Зачем что-то делать, если твои действия ничего не изменят?»
К сожалению, высказывание «Инициатива наказуема» была актуальна во все времена. Вот и Обломов не смог найти для себя ответа на этот вопрос, поэтому и не видел особого смысла в том, чтобы напрягаться.
К сожалению, даже такой образованный, но тем не менее маленький человек, как Илья Ильич, столкнулся с пониманием того, как система душит самые крепкие и чистые душевные порывы. А если ничего нельзя изменить, то какой смысл вообще стараться?
Счастье — быть самим
Обломов остается верен своим принципам до самой смерти, и скрытый смысл романа может заключаться в том, что каждый человек имеет право проживать свою жизнь так, как хочет именно он. Не принимая в расчет мнение общественности, не обращая внимания на обстоятельства. Ведь Обломов представляет собой пример человека, который живет так, как комфортно ему. Он счастлив оставаться наедине с собой и своими мыслями, и даже лучший друг Штольц не может повлиять на него.
Обломов демонстрирует невероятную крепость духа и упорство по поводу своих взглядов на жизнь. Каждый по-разному понимает слово «счастье», и Обломов борется за свое право быть счастливым. В отличие от многих людей он осознал, что делает счастливым именно его. Он любит вспоминать прошлое и проживать его вновь. Но какая разница, продуктивно это или нет, если это дарит ему радость?
Наслаждаться жизнью
Хоть Обломова пытаются представить в негативном ключе «лишним человеком», который деградирует и уж точно не является примером для подражания, на самом деле это образ человека, который наслаждается жизнью. Он живет не спеша и получает от этого истинное удовольствие. А активный и деятельный Штольц, на которого, по мнению многих, должен равняться читатель, крутится как белка в колесе.
Он живет в суете серых будней, не замечает прожитых лет, и все ради того, чтобы его дети могли себе позволить так, как живет Обломов. Как бы парадоксально это не звучало, но Обломов, живущий своей размеренной жизнью, испытывает куда больше радости и удовольствия, чем те, кто находятся в постоянной гонке за успехом.
Понять жизнь
На самом деле, Обломов — гений, который понял, что душевное равновесие куда важнее мнимых и мимолетных успехов в обществе. Говоря современным языком, он постиг «дзен». Излишняя суета и нетерпеливость не всегда дают плоды, и уж точно не дают ощущения праздника. В отличие от многих своих современников, которые живут активной жизнью, учатся и развиваются, но при этом в глубине души глубоко несчастливы, в душе у Обломова царит мир и покой.
Поэтому лень и якобы бессмысленная жизнь Обломова — это поверхностное суждение, на самом же деле мотивы подобного поведения главного героя не столь очевидны. Пытливый ум увидит в этом произведении и другие, глубинные смыслы, которые раскрывают историю Обломова с другой стороны.
Комментарии
38
18
Цитатная характеристика
Описание Обломова с цитатами позволит раскрыть его образ, продемонстрировать не только внешность, но и черты характера, особенности поведения, отношения к жизни.
Портрет
Художественный портрет Ильи Ильича Обломова основан на том, что он является дворянином, помещиком, у которого в распоряжении есть собственная деревня Обломовка и более трёхсот крепостных крестьян.
«Обломов, дворянин родом…» (Часть первая, глава 5)
«Это барин, Илья Ильич». (Часть вторая, глава 4)
«..не умеешь ты жить, а еще помещик! Какой ты барин?» (Часть первая, глава 4)
«…по смерти отца и матери он стал единственным обладателем трехсот пятидесяти душ, доставшихся ему в наследство в одной из отдаленных губерний, чуть не в Азии…» (Часть первая, глава 5)
Несмотря на то, что Обломов является помещиком, он двенадцать лет не был в родовом имении и не представляет, как им управлять.
«— А кого я назначу? Почем я знаю мужиков? Другой, может быть, хуже будет. Я двенадцать лет не был там…» (Часть первая, глава 4)
«Что я такое? Подите спросите у Захара, и он скажет вам: “барин!” Да, я барин и делать ничего не умею!» (Часть третья, глава 9)
После переезда в Петербург Обломов начал свою карьеру на государственной службе, дослужившись до чина коллежского секретаря.
«…все готовился к поприщу, к роли — прежде всего, разумеется, в службе, что и было целью его приезда в Петербург…» (Часть первая, глава 5)
«Обломов, дворянин родом, коллежский секретарь чином, безвыездно живет двенадцатый год в Петербурге». (Часть первая, глава 5)
Первое время Обломов ведёт весьма скромный образ жизни, но после смерти родителей живёт уже на широкую ногу.
«Сначала, при жизни родителей, жил потеснее, помещался в двух комнатах, довольствовался только вывезенным им из деревни слугой Захаром…» (Часть первая, глава 5)
«Он вместо пяти получал уже от семи до десяти тысяч рублей ассигнациями дохода; тогда и жизнь его приняла другие, более широкие размеры. Он нанял квартиру побольше, прибавил к своему штату еще повара и завел было пару лошадей». (Часть первая, глава 5)
Внешность
В начале повествования Илье Обломову чуть более тридцати лет.
«Это был человек лет тридцати двух-трех от роду…» (Часть первая, глава 1)
Обломов обладает внешностью приятной наружности.
«…среднего роста, приятной наружности, с темно-серыми глазами, но с отсутствием всякой определенной идеи, всякой сосредоточенности в чертах лица… С лица беспечность переходила в позы всего тела…» (Часть первая, глава 1)
Господствующим выражением во всем внешнем виде Ильи Обломова была мягкость, безмятежность как проявление основных качеств его души.
«…ни усталость, ни скука не могли ни на минуту согнать с лица мягкость, которая была господствующим и основным выражением, не лица только, а всей души; а душа так открыто и ясно светилась в глазах, в улыбке, в каждом движении головы, руки…» (Часть первая, глава 1)
Пассивный образ жизни отразился на внешности Обломова в виде обрюзгшего тела и излишне белого цвета кожи. Во всём его изнеженном облике сквозит много женского.
«Цвет лица у Ильи Ильича не был ни румяный, ни смуглый, ни положительно бледный, а безразличный или казался таким, может быть, потому, что Обломов как-то обрюзг не по летам: от недостатка ли движения или воздуха, а может быть, того и другого. Вообще же тело его, судя по матовому, чересчур белому свету шеи, маленьких пухлых рук, мягких плеч, казалось слишком изнеженным для мужчины». (Часть первая, глава 1)
«Он задумчиво сидел в креслах, в своей лениво-красивой позе… Он с любовью рассматривал и гладил свои маленькие, белые руки». (Часть первая, глава 4)
Даже в минуты душевных переживаний все движения Обломова отличаются мягкостью, плавностью.
«Движения его, когда он был даже встревожен, сдерживались также мягкостью и не лишенною своего рода грации ленью». (Часть первая, глава 1)
Любимой домашней одеждой Обломова был мягкий и удобный восточный халат. Илья Ильич на первое место всегда ставил комфорт и дома одевался максимально просто.
«Как шел домашний костюм Обломова к покойным чертам лица его и к изнеженному телу! На нем был халат из персидской материи, настоящий восточный халат, без малейшего намека на Европу, без кистей, без бархата, без талии, весьма поместительный, так что и Обломов мог дважды завернуться в него». (Часть первая, глава 1)
«Обломов всегда ходил дома без галстука и без жилета, потому что любил простор и приволье. Туфли на нем были длинные, мягкие и широкие…» (Часть первая, глава 1)
Портретная характеристика Обломова основана на том, что к тридцати годам от его былой внешней привлекательности остался лишь след.
«Но дни шли за днями, годы сменялись годами, пушок обратился в жесткую бороду, лучи глаз сменились двумя тусклыми точками, талия округлилась, волосы стали немилосердно лезть, стукнуло тридцать лет…» (Часть первая, глава 5)
«Сон Обломова» и его роль в раскрытии темы «обломовщина» в романе И.А. Гончарова «Обломов»
Содержание
«Сон Обломова» повествует о детстве Ильи Ильича, о его влиянии на характер Обломова. Во «Сне Обломова» показана его родная деревня Обломовка, его семья, уклад по которому жили в обломовском имении. Обломовка – это название двух деревень, которыми владеют Обломовы. Люди в этих деревнях жили так же, как жили их прадеды. Они старались жить замкнуто, изолировать себя от всего мира, боялись людей из других деревень. Люди Обломовки верили в сказки, предания и приметы. В Обломовке не было воров, не было разрушений и бурь все было сонно и тихо. Вся жизнь этих людей была однообразна. Обломовци считали, что иначе жить грех. Так же жили и помещики Обломовы.
Отец Обломова был ленив и апатичен, он весь день сидел у окна или прогуливался по дому.
Мать Обломова была деятельнее мужа, она наблюдала за слугами, гуляла по саду со своей свитой, задавала разные работы дворне. Все это отразилось в характере Ильи Ильича. С самого детства его растили, как экзотический цветок, поэтому он рос медленно и привыкал лениться. Его попытки что-то делать самому постоянно пресекались. Единственное время, когда Обломов был свободен и мог делать, что ему было угодно, было время всеобщего сна. В это время Обломов бегал по двору, лазил на голубятню и галерею, наблюдал за разными явлениями и изучал их, исследовал окружающий мир. Если бы эта начальная деятельность стала развиваться, то, может быть, Обломов стал бы деятельным человеком. Но запреты родителей что-либо делать самому привели к тому, что позже обломов стал ленивым и апатичным, он не мог съездить в Обломовку, сменить квартиру, жил в запыленной, не мытой комнате и полностью зависел от слуги Захара.
В Обломовке няня рассказывала Илье Ильичу сказки, в которые он верил на протяжении всей жизни. Сказки сформировали поэтический характер русского человека. Этот характер проявился во взаимоотношениях с Ольгой. Он на некоторое время смог заглушить обломовскую лень и апатию, вернуть Обломова к деятельной жизни. Но через некоторое время из-за житейских мелочей поэтический дух снова стал ослабевать и уступил место обломовской лени.
Обломовы не любили книг и считали, что чтение это не необходимость, а роскошь и развлечение. Учение Обломовы тоже не любили. И поэтому Илья Ильич посещал школу кое-как. Обломовы находили всякие отговорки, чтобы не водить Илью Ильича в школу и из-за этого ругались с учителем Штольцем. Его сын Андрей Штольц подружился с Обломовым, ставшим его другом на всю жизнь. В школе Андрей помогал Обломову делать уроки, но этим развивал в Обломове лень. Впоследствии с этой ленью Штольц боролся долго и упорно, но безуспешно.
Роль этого эпизода, показать, как формируется у Обломова русский поэтический характер, причины появления обломовской лени и апатии, среду в которой воспитывался Илья Ильич, появление многостороннего образа Обломова. Обломова не могли «поднять с дивана» потому что деньги и благополучие у Обломова были с рождения и деятельность Штольца ему была не нужна. Обломову нужен был поэтический идеал, который на некоторое время дала ему Ольга Ильинская. Но после того как Обломов порвал с ней отношения вернулся к своей обычной апатии и лень. С которыми через несколько лет умер.
🗹