Роман «Два капитана»: характеристика главных героев

16 июня 2017Литература

Историк культуры Мария Майофис рассказывает о том, как устроены самые популярные советские книги, которые все читают в детстве

Как читать «Приключения Бибигона»

Как читать «Витю Малеева в школе и дома»

«Два капитана» — пожалуй, самый известный советский приключенческий роман для юношества. Он многократно переиздавался, входил в знаменитую «Библиотеку приключений», был дважды экранизирован — в 1955 и в 1976 го­­ду В 1992 году Сергей Дебижев снял абсурди­­­ст­скую музыкальную пародию «Два капи­­тана — 2», в сюжете не имевшую ничего об­щего с ро­маном Каверина, но эксплуатиро­вавшую его название как общеизвестное.. Уже в XXI веке роман стал литературной основой мюзикла «Норд-Ост» и пред­метом специальной музейной экспозиции в Пскове, родном городе авто­ра.­ Героям «Двух капитанов» ставят памятники и называют их именами пло­щади и улицы. В чем же секрет литературной удачи Каверина?

Приключенческий роман и документальное расследование

К моменту начала работы над «Двумя капитанами» Каверин был уже довольно опытным литератором, и в романе ему удалось соединить несколько жанров: приключенческий роман-путешествие, роман воспитания, советский истори­ческий роман о недавнем прошлом (так называемый роман с ключом) и, нако­нец, военную мелодраму. Каждый из этих жанров имеет свою логику и свои механизмы удержания читательского внимания. Каверин — внимательный читатель работ формалистов Формалисты — ученые, представлявшие так называемую формальную школу в литерату­роведении, возникшую вокруг Общества изу­чения поэтического языка (ОПОЯЗа) в 1916 го­­ду и просуществовавшую до конца 1920-х. Формальная школа объединяла тео­ретиков и историков литературы, стиховедов, лин­гвистов. Самыми известными ее предста­ви­­телями были Юрий Тынянов, Борис Эй­хен­­­баум и Виктор Шкловский. — много размышлял о том, возможно ли жан­ро­вое новаторство в истории литературы. Роман «Два капитана» можно счи­тать результатом этих размышлений.

Кадр из многосерийного фильма «Два капитана», режиссер Евгений Карелов. 1976 год © Киностудия «Мосфильм»
Сюжетную канву путешествия-расследования по следам писем капитана Тата­ринова, о судьбе экспедиции которого много лет никто ничего не знает, Каве­рин заимствовал из известного романа Жюля Верна «Дети капитана Гранта». Как и у французского писателя, текст писем капитана сохранился не полно­стью и место последней стоянки его экспедиции становится загадкой, которую на протяжении долгого времени отгадывают герои. Каверин, однако, усиливает эту документальную линию. Теперь речь идет не об одном письме, по следам которого ведутся поиски, а о целой серии документов, которые постепенно попадают в руки к Сане Григорьеву В раннем детстве он по многу раз читает выброшенные на берег в 1913 году письма капитана и штурмана «Святой Марии» и бук­вально выучивает их наизусть, еще не зная, что письма, найденные на берегу в сумке уто­нувшего почтальона, рассказы­вают об одной и той же экспедиции. Потом Саня знакомится с семьей капитана Татари­нова, получает до­ступ к его книгам и разби­рает заметки на по­лях о перспективах поляр­ных исследо­ваний в России и мире. Во время учебы в Ленин­граде Григорьев тща­тельно штуди­рует прес­су 1912 года, чтобы узнать, что писали в это время об экспедиции «Свя­той Марии». Сле­дующий этап — находка и кро­потливая расшифровка дневника того самого штурма­на, которому принадлежало одно из энских писем. Наконец, в самых по­след­них главах главный герой становится облада­телем предсмертных писем капитана и вах­тен­ного журнала судна..

«Дети капитана Гранта» — роман о поисках экипажа морского судна, история спасательной экспедиции. В «Двух капитанах» Саня и дочь Татаринова, Катя, ищут свидетельства гибели Татаринова, чтобы восстановить добрую память об этом человеке, когда-то не оцененном современниками, а потом и вовсе забытом. Взявшись за реконструкцию истории экспедиции Татаринова, Григо­рьев принимает на себя обязательство публично разоблачить Николая Антоно­вича, кузена капитана, а впоследствии — Катиного отчима. Сане удается дока­зать его пагубную роль в снаряжении экспедиции. Так Григорьев становится как бы живым заместителем погибшего Татаринова (не без аллюзий к исто­рии принца Гамлета). Из расследования Александра Григорьева следует еще один неожи­данный вывод: письма и дневники нужно писать и хранить, поско­льку это способ не только собрать и сберечь информацию, но еще и рассказать потом­кам о том, что от тебя пока не готовы выслушать современники. Харак­тер­но, что сам Григорьев на последних этапах поисков начинает вести днев­ник — или, точнее, создавать и хранить серию неотправленных писем к Кате Тата­риновой.

Здесь и заключено глубокое «подрывное» значение «Двух капитанов». Роман утверждал важность старых личных документов в эпоху, когда личные архивы либо изымались при обысках, либо их уничтожали сами владельцы, опасаясь, что их дневники и письма попадут в руки НКВД.

Американская славистка Катерина Кларк назвала свою книгу о соцреалистиче­ском романе «История как ритуал». Во времена, когда история представала на страницах бесчисленных романов ритуалом и мифом, Каверин изобразил в своей книге романтического героя, восстанавливающего исто­рию как вечно ускользающую тайну, которую нужно расшифровать, наделить личным смы­слом. Вероятно, эта двойная перспектива стала еще одной причи­ной, по кото­рой роман Каверина сохранял свою популярность на протяжении всего ХХ века.

Герои второго плана

Тема сочинения по произведению Каверина не будет раскрыта полностью, если не представить других героев:

  1. Мария Васильевна Татаринова.
  2. Ромашов по прозвищу Ромашка.
  3. Учитель Кораблев.
  4. Валя Жуков.
  5. Петя Сковородников.
  6. Сестра Саша.

Судьба матери Кати трагична: ведь она теряет мужа, после чего вынужденно выходит замуж за нелюбимого человека.

На сто процентов отрицательный герой произведения «Два капитана» — Ромашов. Ведь его интересует только собственная выгода. Он может шантажировать друзей и совершать подлые поступки.

Как-то раз Сане стало известно, что этот скользкий тип появился в доме Татариновых неспроста: он имел наглость войти в доверие семьи, и это позволило ему оказаться в двух шагах от женитьбы на Кате. Но проницательная девушка вскоре поняла, что Ромашка — двуличный и морально грязный человек, способный совершить предательство. Он пытался очернить имя Александра Григорьева, ведь именно Саня собирался предоставить материалы о судьбе капитана пропавшей экспедиции.

Ещё один герой — Валя Жуков. С ним Саня сдружился, обучаясь в школе. Другой товарищ будущего капитана — Петя Сковородников. Вместе подростки бежали в столицу и скитались по ней, но их пути разошлись. Во время проверки Пете удалось скрыться, впоследствии он попал в Академию художеств и занялся искусством. Здесь же училась сестра Сани Александра Григорьева, ставшая Петиной женой.

Роман воспитания

По-видимому, последний роман имел решающее значение для «Двух капита­нов»: впервые увидев однокашника Сани — Михаила Ромашова, Катя Татари­нова, как будто предчувствуя его зловещую роль в своей и Саниной судьбе, говорит о том, что он страшен и похож на Урию Хипа — главного злодея из «Жиз­ни Дэвида Копперфилда». К роману Диккенса ведут и другие сюжет­ные парал­лели: деспотичный отчим; самостоятельное долгое путешествие в другой город, навстречу лучшей жизни; изобличение «бумажных» махина­ций злодея.

Кадр из многосерийного фильма «Два капитана», режиссер Евгений Карелов. 1976 год © Киностудия «Мосфильм»
Впрочем, в истории взросления Григорьева появляются мотивы, не свойствен­ные литературе XVIII и XIX века. Личностное становление Сани — это процесс постепенного накапливания и концентрации воли. Всё начинается с преодоле­ния немоты Из-за перенесенной в раннем детстве болез­ни Саня потерял способность гово­рить. Немота фактически становится причи­ной гибели Саниного отца: мальчик не может рассказать, кто на самом деле убил сторожа и почему нож отца оказался на месте пре­ступления. Саня обретает речь благодаря чудесному доктору — беглому каторжнику Ивану Ивановичу: буквально за несколько сеансов он показывает своему пациенту пер­вые и самые главные упражнения для трени­ровки произнесения гласных и коротких слов. Потом Иван Иванович исчезает, и даль­нейший путь к обретению речи Саня проде­лывает сам., а после этого первого впечатляющего волевого акта Григорьев предпринимает и другие. Еще учась в школе, он решает стать летчиком и начи­нает систематически закаляться и заниматься спортом, а также читать книги, имеющие прямое или косвенное отношение к авиации и самолетостроению. Одновременно он тренирует способности к самообладанию, так как слишком импульсивен и впечатлителен, а это очень мешает в публичных выступлениях и при общении с чиновниками и начальниками.

Авиационная биография Григорьева демонстрирует еще большую решимость и концентрацию воли. Сперва обучение в летном училище — в начале 1930-х, при нехватке оборудования, инструкторов, летных часов и просто денег на жизнь и еду. Потом долгое и терпеливое ожидание назначения на Север. Затем работа в гражданской авиации за полярным кругом. Наконец, в заключи­тельных частях романа молодой капитан борется и с внешними врагами (фа­ши­­­стами), и с предателем Ромашовым, и с болезнью и смертью, и с тоской разлуки. В конце концов он выходит из всех испытаний победителем: возвра­ща­ется к профессии, находит место последней стоянки капитана Татаринова, а потом и затерявшуюся в эвакуационных пертурбациях Катю. Ромашов разоб­лачен и арестован, а лучшие друзья — доктор Иван Иванович, учитель Кораб­лев, друг Петька — снова рядом.

Кадр из многосерийного фильма «Два капитана», режиссер Евгений Карелов. 1976 год © Киностудия «Мосфильм»
За всей этой эпопеей становления человеческой воли прочитывается серьезное влияние философии Фридриха Ницше, усвоенной Кавериным из оригинала и из косвенных источников — сочинений авторов, ранее испытавших воздей­ствие Ницше, например Джека Лондона и Максима Горького. В этом же воле­вом ницшеанском ключе переосмысляется и главный девиз романа, позаим­ствованный из стихотворения английского поэта Альфреда Теннисона «Улисс». Если у Теннисона строки «бороться и искать, найти и не сдаваться» В оригинале — «to strive, to seek, to find, and not to yield». описы­вают вечного странника, романтического путешественника, то у Каверина они пре­вращаются в кредо несгибаемого и постоянно воспитывающего себя воина.

Тезисный пересказ

В возрасте девяти-десяти лет Александр становится свидетелем убийства. Мальчик немой, потому никому не может об этом рассказать. Он теряет отцовский нож. Отца арестовывают. Мальчика и его сестру отправляют к бабушке, где они встречают врача, который избавляет Саню от немоты.

Вскоре умирает вновь вышедшая замуж мать. Александр и его сестра Александра остаются сиротами. Не желая попасть в детдом, Саня и его друг Петя едут в Москву, где живет петин дядя. Но родственник ушел на фронт. События разворачиваются на фоне революции 1917 г., мальчики остаются на улице без средств и еды. Юных беспризорников отлавливают. Петя сбегает от облавы, а Саня попадается, и его отдают учиться. Он постигает науки и мечтает стать летчиком, чтобы разыскать пропавшую во льдах команду капитана Татаринова, с семьей которого подружился. Дочь Татаринова Катя соглашается выйти за Саню замуж, но против этого брака выступает Николай Антонович – ее родственник.

Николай Антонович любит мать Кати, но та отказывается выходить за него замуж. У Сани появляется соперник в любовных делах – бывший друг Ромашов. Человек крайне подлый, он рассказывает Николаю Антоновичу о встречах молодых людей, и тот отсылает Катю в Энск. Подравшись с Ромашовым, Саня уезжает из коммуны вслед за Катей. В Энске он встречает тетю Дашу и повзрослевшую сестру. Разбирая старые бумаги тетки, парень обнаруживает письма, когда-то найденные в сумке убитого почтальона. Изучив их, он понимает, что речь в них идет о семье Татариновых. Пропавший капитан наказывает жене держаться подальше от Николая Антоновича – он трус, предатель и основной виновник гибели экспедиции. Саня все рассказывает вдове. Не выдержав такого горя, Марья Васильевна накладывает на себя руки. Саня уезжает в летное училище, а затем на Север, он поставил себе цель – найти экспедицию Татаринова. Мальчик превращается в мужчину во многом благодаря положительному влиянию учителя географии Кораблеву.

Спустя многие годы Саня и Катя женятся. Они добиваются возобновления поисков экспедиции, но постоянно этому что-то мешает. Григорьев воюет в Испании, участвует в ВОВ. Во время войны он пересекается с Ромашовым и едва не погибает из-за его подлости и трусости. Катя работает в госпитале. Она выжила в блокадном Ленинграде. В конце войны, благодаря находке Ивана Ивановича, никогда не терявшего контакта с Саней, Григорьев завершает поиск экспедиции Татаринова. Он обнаруживает тело капитана вместе с его дневниками. Ромашова наказывают за его злодеяния, а Саня рассказывает всем о подвигах капитана Татаринова, чтобы имя его никогда не было забыто.

Советский революционный исторический роман

В эксперименте Каверина не было ничего удивительного и особенно новатор­ского: революция и Гражданская война довольно рано стали предметом исто­ризирующих описаний в сложных синтетических жанрах, соединявших в себе, с одной стороны, черты исторической хроники, а с другой — семейной саги или даже квазифольклорного эпоса. Процесс включения событий конца 1910-х — на­чала 1920-х годов в исторические художественные повествования начался уже во второй половине 1920-х Например, «Россия, кровью умытая» Артема Веселого (1927–1928), «Хождение по мукам» Алексея Толстого (1921–1941) или «Тихий Дон» Шолохова (1926–1932).. Из жанра исторической семейной саги конца 1920-х Каверин заимствует, например, мотив разделения семьи по идеологи­чес­ким (или этическим) причинам.

Но самый интересный исторический пласт в «Двух капитанах», пожалуй, свя­зан не с описанием революционного Энска (под этим названием Каверин изо­бразил свой родной Псков) или Москвы периода Гражданской войны. Интерес­нее здесь более поздние фрагменты, описывающие Москву и Ленинград конца 1920-х и 1930-х годов. И в этих фрагментах проявляются черты еще одного прозаического жанра — так называемого романа с ключом.

Роман с ключом

«Козлиная песнь» Константина Вагинова (1928), «Сумасшедший корабль» Ольги Форш (1930), «Театральный роман» Михаила Булгакова (1936), наконец, ранний роман самого Каверина «Скандалист, или Вечера на Васильев­ском острове» (1928) — все эти произведения представляли современные события и реальных лиц действующими в вымышленных литературных мирах. Неслу­чайно большинство этих романов посвящены людям искусства и их кол­леги­альному и дружескому общению. В «Двух капитанах» основные принципы романа с ключом не выдерживаются последовательно — однако, изображая жизнь литераторов, художников или актеров, Каверин смело пользуется прие­мами из арсенала знакомого ему жанра.

Помните сцену свадьбы Пети и Саши (сестры Григорьева) в Ленинграде, где упоминается художник Филиппов, который «расчертил [корову] на маленькие квадратики и каждый квадратик пишет отдельно»? В Филиппове мы без труда узнаем Павла Филонова и его «аналитический метод». Саша берет заказы в ле­нин­градском отделении «Детгиза» — это значит, что она сотрудничает с леген­дар­ной маршаковской редакцией, трагически разгромленной в 1937 году Каверин явно рисковал: он начал писать свой роман в 1938-м, уже после того, как редакция была распущена, а некоторые ее сотрудники арестованы.. Интересны и подтексты театральных сцен — с посещением разных (реальных и полувымышленных) спектаклей.

О романе с ключом применительно к «Двум капитанам» можно говорить весь­ма условно: это не полномасштабное использование жанровой модели, но пе­ре­­не­сение лишь некоторых приемов; большинство героев «Двух капитанов» не являются зашифрованными историческими лицами. Тем не менее ответить на вопрос о том, зачем в «Двух капитанах» понадобились такие герои и фраг­мен­ты, очень важно. Жанр романа с ключом предполагает разделе­ние чита­тель­ской аудитории на тех, кто способен, и тех, кто не способен подо­брать нужный ключ, то есть на посвященных и воспринимающих повество­ва­ние как таковое, без восстановления реальной подоплеки. В «артистических» эпизодах «Двух капитанов» мы можем наблюдать нечто подобное.

Производственный роман

Кратко восстановим хронологию:

1932 год — ледокол «Александр Сибиряков», первое плавание по Север­ному морскому пути из Белого моря в Берингово за одну навигацию.

1933–1934 годы — знаменитая челюскинская эпопея, попытка плавания из Мурманска во Владивосток за одну навигацию, с гибелью корабля, высадкой на льдине, а затем спасением всего экипажа и пассажиров с помощью лучших пилотов страны: спустя еще много лет имена этих пилотов мог перечислить наизусть любой советский школьник.

1937 год — первая дрейфующая полярная станция Ивана Папанина и первый беспосадочный перелет Валерия Чкалова на североамериканс­кий континент.

Полярники и летчики были в 1930-е главными героями современности, и то, что Саня Григорьев не просто выбрал авиационную профессию, но захотел связать свою судьбу с Арктикой, сразу же сообщало его образу романтический ореол и большую привлекательность.

Между тем если отдельно рассмотреть профессиональную биографию Григорь­ева и его неуклонные попытки добиться посылки экспедиции по поиску экипа­жа капитана Татаринова, то станет понятно, что «Два капитана» заключают в себе черты еще одного типа романа — производственного, получившего ши­ро­­кое распространение в литературе социалистического реализма в конце 1920-х годов, с началом индустриализации. В одной из разновидностей такого романа в центре оказывался молодой герой-энтузиаст, любящий свою работу и страну больше самого себя, готовый на самопожертвование и одержимый идеей «прорыва». В его стремлении совершить «прорыв» (внедрить какое-то техническое новшество или просто неустанно работать) ему обязательно будет чинить препятствия герой-вредитель В роли такого вредителя может выступать руководитель-бюрократ (конечно, по натуре консерватор) или несколько таких руково­дителей.. Наступает момент, когда главный герой терпит поражение и его дело, как кажется, почти проиграно, но все-таки силы разума и добра побеждают, государство в лице самых разумных своих представителей вмешивается в конфликт, поощряет новатора и наказывает консерватора.

«Два капитана» близки этой модели производственного романа, наиболее памятной советским читателям по знаменитой книге Дудинцева «Не хлебом единым» (1956). Антагонист и завистник Григорьева Ромашов рассылает по всем инстанциям письма и распространяет ложные слухи — результатом его деятельности становится внезапная отмена поисковой операции в 1935 году и изгнание Григорьева с любимого им Севера.

Кадр из многосерийного фильма «Два капитана», режиссер Евгений Карелов. 1976 год © Киностудия «Мосфильм»
Пожалуй, самая интересная сегодня линия в романе — это превращение гра­ждан­ского летчика Григорьева в летчика военного, а мирных исследователь­ских интересов к Арктике — в интересы военные и стратегические. Впервые такое развитие событий предсказывает посетивший Саню в ленинградской гостинице в 1935 году безымянный моряк. Потом, после долгой «ссылки» в поволжскую мелиоративную авиацию, Григорьев решает собственными силами изменить свою судьбу и уходит добровольцем на испанскую войну. Оттуда он возвращается уже военным летчиком, и дальше вся его биография, как и история освоения Севера, показана как военная, тесно связанная с безо­пасностью и стратегическими интересами страны. Неслучайно и Ромашов оказывается не просто вредителем и предателем, но и военным преступником: события Отечественной войны становятся последним и предельным испыта­нием и для героев, и для антигероев.

Кратко о персонажах

Прежде, чем читать книгу по главам или частям, рекомендуется ознакомиться с ее главными героями, без которых не было бы и рассказа. Основные действующие лица романа «Два капитана»:

  • Александр Григорьев (Саня) — выходец из простой рабочей семьи. Рано осиротел, долгое время в детстве считался немым.
  • Катя Татаринова — дочь капитана Татаринова, сгинувшего в полярной экспедиции, судьба которой оставалась неизвестной до поисков, начатых Саней. Будущая жена Григорьева.
  • Николай Антонович — подлый и трусливый человек, дядя Кати, погубивший экспедицию ее отца.
  • Петька Сковородников — лучший друг Григорьева.
  • Ромашов – он же Ромашка, одноклассник Григорьева, которого тот считал свои другом. Предатель и лжец.
  • Иван Иванович — врач, благодаря которому Григорьев научился говорить.

Читать роман интересно в любом возрасте, но особенно он понравится молодым людям, давая им хороший пример в лице мужественного и бесстрашного главного героя.

🗹

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: