Рецензии на книгу «Бесприданница» Александр Островский
Читая «Бесприданницу»
в школе, я не понимала всей психологической глубины и трагизма пьесы. Учитывая интерпретацию учительницы, которая навязывала свое видение ученикам
(здравствуй, совковый метод «образования»),
в очередной раз я осознала, как же по-разному можно видеть одно и то же произведение, пропуская его через своё внутреннее зеркало под названием «жизненный опыт».
Персонаж Ларисы Огудаловой —
это красивая молодая женщина, мечтательная и влюбчивая, основным своим преимуществом имеющая внешний облик и популярность у противоположного пола. Да, глупая. Да, наивная. Но основная её проблема это бедность. Лариса — бесприданница, проще говоря, финансово необеспеченная молодая невеста, что в те времена считалось очень серьёзным недостатком.
Но только ли в те времена? В современном российском обществе существует стереотип. Если девушка красивая, но небогатая — значит, наверняка видит в каждом мужчине только кошелёк с деньгами. Да, сейчас, в 21 веке, все эти взгляды, считающиеся безнадежно устаревшими, никуда не исчезли. Они не афишируются, некоторые будут отрицать у себя их наличие, но подсознательно (или даже сознательно) будут рассматривать красивых, но бедных девушек только как развлечение, как элемент роскоши и статуса.
В подтверждении этого тезиса у нас есть абсолютно мещанский, убогий и эгоистичный персонаж Карандышева.
И, поверьте мне, такие люди, как Юлий Капитонович — это настоящее бедствие нашего века. И вообще ни капельки не смешно, когда с такими сталкиваешься в реальной жизни!
Что движет Карандышевым, когда он делает предложение Ларисе Огудаловой? Любовь? Желание помочь? Нет. Даже если эти чувства и имеют место быть, все они подавляются куда более сильным чувством — ЗАВИСТЬЮ.
Завистью, которая является прямым следствием низкой самооценки и осознанием роли
«омега-самца»
.
Карандышев использует Ларису. Он использует ее так же, как используют в наше время моделей, яхты, тачки и айфоны в кредит — для поднятия собственного статуса в глазах общественности. У мужика был реальный шанс иметь счастливую и крепкую семью, однако его желание «выпендриться» и кому-то что-то доказать убило всю надежду на счастливый финал.
Если бы Юлий Капитонович был умным мужчиной, он бы взял Ларису и уехал в другой город. Потому что «счастье тишину любит».
Так нет же — он, прекрасно понимая тягу девушки к сопернику, плюет на чувства невесты, которую «якобы» любит и специально сталкивает лбами бывших любовников.
Побег Ларисы, из-за которой многие зовут ее «девушкой легкого поведения»
абсолютно оправдан. Попробуйте положить перед человеком, который сидит на диете, кусочек его любимого лакомства, и начинайте злорадствовать, когда он, в конце концов, сорвётся. Это тоже самое. Поступок Карандышева называется моральным садизмом. Потому что человеческие чувства — это не примитивные вещи, которыми можно играть.
Чувство собственного достоинства — это то, за что можно уважать человека. Так вот, ЧСД там даже не пахнет, поэтому Юлий Капитонович Карандышев — абсолютно жалкий и отвратительный человек. И точка.
Еще один товарищ, играющий главную роль в трагической судьбе Ларисы Огудаловой — Паратов.
Засранец, вызывающий не меньше отвращения, чем предыдущий персонаж.
В принципе, логично, что Лариса влюбилась в Сергея Сергеевича. Во-первых, женщины любят «плохих» парней, особенно если это первая любовь. Во-вторых, Паратову присущи те черты «альфа-самца»,
которые выгодно выделяют его на фоне остальных мужчин. Лидерство, харизма, уверенность в себе — все эти качества создают в глазах влюблённой Ларисы пелену, которая скрывает от неё настоящую сущность Паратова. А сущность эта очень проста — трус и альфонс.
Я уверена, что этот мужчина действительно испытывал к Огудаловой какие-то романтические чувства (не любовь, нет), но страх перед ответственностью заставил его сбежать в первый раз; этот же страх (теперь уже перед банкротством) заставил сделать его выбор между любовью и материальными ценностями в пользу последних.
Еще один факт, говорящий о его низости как человека — насмешки над заведомо более слабыми людьми. Еще один способ самоутверждения. Ещё один эгоист.
В итоге, наивная Огудалова стала жертвой мужских комплексов и негласным призом петушиных «боев» в духе «А кто круче?». Поэтому «Спасибо, Вы освободили меня!»
звучало из ее уст действительно искренне.
Что касается Вожеватова и Кнурова…
По-хорошему, особой роли в личной драме Ларисы они не играют. Думаю, что эти персонажи введены в пьесу Островским, чтобы
а)
показать всю плеяду порочных мужских типажей, встречающихся в обществе и
б)
усугубить чувство «брошенности» и ненужности, которое испытала Лариса, до максимума. Эти образы очень яркие и харАктерные
(Островский вообще мастер в плане создания характеров),
про них тоже можно было много чего сказать, но не буду.
Читая такие пьесы и понимая, что сюжеты-то берутся из жизни, становится очень не по себе. Конечно, в данной пьесе я на стороне Ларисы. Хотя и понимаю, что образы гипертрофированны и в реальной жизни у каждого персонажа была бы своя предыстория, свои «но» и душевные травмы, но ничего не может в моих глазах оправдать поступков Карандышева и Паратова.
Все отзывы о спектакле Бесприданница
По поводу самой пьесы, понимаю современников Островского, наверняка, им неприятно было узнать себя в столь неблаговидных видах и сценах. Требовалось время привыкнуть. Однако, прошло уже 140 лет, и вдруг я слышу в кассовом зале приговор старушки в бежевом беретике – «Ненавижу Бесприданницу», собеседница ей не ответила. Ноу комментс потому что. Но мне до сих пор интересно – отчего такое страстное чувство вызывает эта пьеса до сих пор. Мне не показалась оправданной в этой постановке одна сцена, в самом начале – пытка утюгом Паратова. Оно, конечно, действо это, поднимает образ «бесчестного обманщика» влюбленной девушки, но и оставляет в недоумении, потому что все, что дальше происходит, совершенно против этой сцены. Паратов – не жертва, он нормально воспринимает ситуацию: деньги ушли – деньги добыл – деньги пришли, он и сам говорит «а мне никого не жалко». Другие добавления к сюжету пьесы вполне себе натуральны: и что Аркадий Счастливцев – гей, оказавшийся в одной лодке с Ларисой Огудаловой во всех смыслах этого слова, и что мать Ларисы Дмитриевны – Харита – в давние времена была возлюбенной Мокия Парменыча, который теперь ее дочь вполне удачливо торгует. Харита при этом нормально себя чувствует, принимает удар, отлично этот удар держит, ни слезинки, ни соринки на оба глаза, и надеется на взаимовыгодное сотрудничество, раз уж с личными отношениями не вышло.
Пьеса эта вообще очень музыкально разыгрывается, ритмично, в темпе цыганской оперетты. Истерики героев драмы перемежаются обливаниями водой, подскальзываниями, приплясываниями, и как-то без цирка все, без ужимок, а напротив, как в классической форме, рондо, например. Актеры – прекрасны. Очевидно, что на Полине Лазаревой природа и не подумала отдохнуть, а даже наоборот. У нее главная и трудная роль – Лариса Огудалова — единственно положительная личность в пьесе, жертвенная, сильная, хоть и не без пятна черного. Пятно это – Карандышев, дрянь человек, но кто ж стоит такого унижения, какое и она ему, в числе других, учиняет. Актер Дякин, который играл Карандышева – одаренный. И как в классической опере, у каждого есть номер свой выходной, особая ария, по которой и эпизодическая роль запоминается. Вот Вожеватов, играет его Вс.Макаров. Купчик голубоглазый, Ларису проигрывает Мокию Парменычу, и потому вынужден отказаться ее спасать, в утешение исполняет ей как друг детства свой старый номер — не могу даже описать, что это такое было, только в театре можно услышать это. У Мокия Парменыча (Юрий Лахин) немало сцен разных, но есть тоже «выходной» номер, в самом конце, после коммерческого предложения Ларисе. И это танец. Странный, угловатый, больной данс макабр богатого старика. Не скучно смотреть. Еще один запомнился момент. Как перед званым обедом Карандышев приносит Огудаловым улов — две маленьких рыбки, принятых не без презрения, а позже, приносит Паратов рыбу в подарок, и она, рыба эта, улов его – огромна и жирна, правда, на слизи после нее все подскальзываются…
Так что и в общем, и в деталях, отличный спектакль. Нужно брать Себя в руки и идти за угол Большой Никитской на представление, а не в Маяк, как всегда.
Рецензия на спектакль Драматического театра по драме А.Н.Островского «Бесприданница» (сочинение)
Перед постановкой пьесы автор несколько раз читал её в московских литературных и артистических кругах. И, как пишет сам Островский, «все единогласно признали «Бесприданницу» лучшим из всех» его «произведений». Её первая постановка состоялась на сцене Малого театра. Однако сначала её сценическое воплощение не вызвало таких восторгов широкой публики. Шли годы, и все популярней она становилась на сценах театров(и не только России). Многие актеры мечтали сыграть Ларису Дмитриевну или Карандышева. Горячо любима эта пьеса и в наши дни.
Наверное, в пьесы есть что-то особенное, к проблемам, раскрываемым в ней неравнодушны очень многие. Именно это помогло ей выжить и не быть забытой, сквозь века дойти до сердец зрителей всех времен.
Недавно я побывал на постановке «Бесприданницы» в Драматическом театре.
То что я увидел было поистине великолепным. Я окунулся в мир, созданный Островским и актерами театра. Сидя в зале я чувствовал свое участие в действии. Сделать это мне помогали очень прекрасная игра актеров и, конечно, мои мысли. Представленные ими образы иногда разнились с тем, что я представлял, наслаждаясь пьесой в печатном варианте.
Особенно мне понравилась актриса М.Магдалинина, которая играла Ларису. Она подчеркнула в своей героине мягкость и искренность, чувственность и романтичность, даже некоторую сентиментальность. Движения актрисы как-то необъяснимо легки и в то же время уверенны. Особый колорит вносит прием движения по сцене, кружения. Это очень удачно помогает воспроизвести характер Ларисы, кажется, как будто актриса сейчас взлетит со сцены и пронесётся над залом, порхая, как бабочка, кружась в своем танце. У нее много талантов, в том числе и великолепный голос. Может я и недостаточно искушенный зритель, но, по моему мнению, эта актриса, несмотря на то, что она только студентка ВГИИ сыграла свою роль просто потрясающе.
Особенно хочется заметить мастерство Валерия Потанина, заслуженного артиста России, игравшего в этой пьесе Карандышева. Он изобразил своего героя сухим и отрывистым в разговоре. Он постоянно недоволен и ворчит, часто горячится. Иногда он как будто пороховая бочка с зажженным фитилем, так и кажется: сейчас взорвется. Актер подчеркнул нетерпимость, а иногда и ненависть своего героя к Паратову. Когда Карандышева унижают, актер изображает его настолько жалким, что чувство жалости просыпается даже в сердцах зрителей. Он отличается от моего представления Карандышева в пьесе. Я воображал его высоким господином, в очках и с бородой или усиками, обычно спокойным, но «буйствующим», когда нарушались его интересы.
Очень удачно был представлен Кнуров. Его играл заслуженный артист России А.Гладнев. Каждая интонация, каждое движение, мимика лица — всё отточено и безукоризненно, нет ничего лишнего. В некоторых ситуациях телодвижения Кнурова меланхоличны, задумчивы, как у надменного мудреца, который повидал в жизни все. В других же ситуациях он резок, хотя все равно веет рассудительностью.
С.Карпов мне не очень понравился своей внешностью, хотя играл он великолепно. Подчеркнул в Паратове рациональность, спокойствие и страсть в разговорах с Ларисой.
Нельзя не упомянуть и о Робинзоне и о актере Владимире Зайцеве, игравшего его. Он поразительно ярок и весел, заставляет смеяться даже в «нелегкие» минуты. Он каждый раз вносил свой, особенный взгляд на происходящее, веселя публику. По моему мнению, без него пьеса показалась бы(по крайней мере для меня) тусклой и мрачной.
Музыкальное сопровождение было великолепным, голоса актеров (Магдалининой, Зайцева)… такого я не ожидал, акустика — потрясающей.
Вся бутафория, костюмы, парики и грим актеров были сделаны настоящими профессионалами своего дела.
Отдельного слова заслуживают декорации. Они не менялись на протяжении всего представления. Задумка была очень удачна. Мастера Станкостроительного завода постарались и выполнили работу прекрасно.
Однако ложкой дегтя в бочке меда послужило освещение. Наверное, этому не придали важного значения, что, с моей точки зрения, неверно. Главную роль играли задние прожектора, что, во-первых мешало играть актерам, и, главное, делало видение сцены немного искаженным.
Однако в целом впечатление об увиденном мною осталось неповторимым. Я вернулся домой полный ярких впечатлений и раздумий. Все таки театр нужен людям. Это великолепное средство разгрузки, здесь забываешь о всех проблемах, полностью отдаешься действию. Театр ставит и решает проблемы, дает пищу для раздумий. И, я надеюсь, это представление будет далеко, далеко не последним, произведшим на меня такое впечатление.