Рецензии на книгу «Герой нашего времени» Михаил Лермонтов


Рецензии на книгу «Герой нашего времени» Михаил Лермонтов

«Я глупо создан: ничего не забываю, — ничего!»

«Что ж? умереть так умереть! потеря для мира небольшая; да и мне самому порядочно уж скучно. Я — как человек, зевающий на бале, который не едет спать только потому, что еще нет его кареты. Но карета готова… прощайте!..»
Есть у меня несколько любимых книг из школьной программы, которые люблю регулярно перечитывать, и «Герой нашего времени» — одна из них, пожалуй, даже самая любимая…

Много об этой книге написано великолепных отзывов и критиков, и литературоведов, и здесь на ЛайвЛибе на эту прекрасную книгу отзывов предостаточно — к чему повторяться? Поэтому моя рецензия — исключительно личные впечатления (без подробного анализа произведения), так сказать, несколько мыслей на тему…

«И много других подобных дум проходило в уме моем; я их не удерживал, потому что не люблю останавливаться на какой-нибудь отвлеченной мысли. И к чему это ведет?.. В первой молодости моей я был мечтателем, я любил ласкать попеременно то мрачные, то радужные образы, которые рисовало мне беспокойное и жадное воображение. Но что от этого мне осталось? одна усталость

, как после ночной битвы с привидением, и смутное воспоминание, исполненное сожалений. В этой напрасной борьбе я истощил и жар души, и постоянство воли, необходимое для действительной жизни; я вступил в эту жизнь, пережив ее уже мысленно, и мне стало скучно и гадко, как тому, кто читает дурное подражание давно ему известной книге»
.
Роман (или повесть? путевые записки? мемуары Печорина?), отношение к которому практически не меняется со временем. Удивительное дело: ты меняешься, взрослеешь, но по-прежнему стрепетом читаешь страницы, посвящённые жизни Григория Александровича Печорина.

— Зачем же подавать надежды? — Зачем же ты надеялся? Желать и добиваться чего-нибудь — понимаю, а кто ж надеется?

Образ как собрание пороков (из предисловия книге) превратился для меня наоборот в собрание достоинств. Сила и благородство, решительность и смелость (повторяю, что я пишу исключительно о личных впечатлениях после прочтения), дальновидность и ум, стремление к независимости от всего и от всех (в особенности от женщин, которые никогда не имели над ним власти), фатализм…

«За что они все меня ненавидят? — думал я. — За что? Обидел ли я кого-нибудь

? Нет. Неужели я принадлежу к числу тех людей, которых один вид уже порождает недоброжелательство?»

Продолжать можно бесконечно — Печорин вдобавок один из моих любимых литературных героев (бывает так, что книга нравится, а герой нет, например, как «Доктор Живаго», в «Герое нашего времени» мне нравится всё). Он никогда не опустится до мести женщине, он не мелочен и не злопамятен, даже амбиций в нем как будто и нет (по крайней мере, в книге на этом акцента автор не делает).

«Я люблю сомневаться во всем: это расположение ума не мешает решительности характера — напротив, что до меня касается, то я всегда смелее иду вперед, когда не знаю, что меня ожидает. Ведь хуже смерти ничего не случится — а смерти не минуешь!»

Он не обидчив. Он может быть серьезным противником другому мужчине, но женщине — никогда. Оттого, наверное, всем прекрасным особам в книге он так симпатичен и все вспоминают его чуть ли не с благоговением. Он ничего никому из них не обещает, его равнодушие каким-то образом становится необычайно притягательным. Для всех. Едва ли не самая красивая книга в русской литературе о любви…

«Пробегаю в памяти все мое прошедшее и спрашиваю себя невольно: зачем я жил? для какой цели я родился?.. А, верно, она существовала, и, верно, было мне назначение высокое, потому что я чувствую в душе моей силы необъятные… Но я не угадал этого назначения, я увлекся приманками страстей пустых и неблагодарных

; из горнила их я вышел тверд и холоден, как железо, но утратил навеки пыл благородных стремлений — лучший свет жизни. И с той поры сколько раз уже я играл роль топора в руках судьбы! Как орудие казни, я упадал на голову обреченных жертв, часто без злобы, всегда без сожаления… Моя любовь никому не принесла счастья, потому что
я ничем не жертвовал для тех, кого любил: я любил для себя, для собственного удовольствия
: я только удовлетворял странную потребность сердца, с жадностью поглощая их чувства, их радости и страданья — и никогда не мог насытиться»
.
Интересно наблюдать, как с годами меняются предпочтения именно в отношении частей произведения. В юности, помню, когда в первый раз прочла его, мне безумно понравилась «Бэла» (оно и понятно — глава казалась мне верхом романтизма), потом, спустя пару лет, читая роман, что без ума от «Фаталиста» (тоже верю в предопределение). А вот сейчас, как ни странно, мне больше всего понравилась «Тамань» (в школе мне эта глава отчего-то совсем была не по душе). Такая удивительная книга для всех возрастных периодов жизни…

Если говорить о личных впечатлениях, то как обойти стороной экранизации?

Смотрела лет 8 назад (не помню точно время) российский мини-сериал, снятый по Лермонтову с Игорем Петренко в главной роли:

Ну что тут сказать…Не впечатлил как-то. Актер, конечно, красивый, кто ж спорит? Но ведь рисуя нам образ Печорина, Лермонтов никогда не делал акцент на красоте. Печорин — это удаль, харизма, обаяние. некая отрешенность…

Зато как-то еще смотрела другую экранизацию (вернее даже. театральную постановку) с Олегом Далем в главной роли.

Это режиссерское видение моего любимого литературного героя понравилось мне куда больше: оно, на мой взгляд, ближе к истине.

«Глупец я или злодей, не знаю; но то верно, что я также очень достоин сожаления, может быть больше, нежели она: во мне душа испорчена светом, воображение беспокойное, сердце ненасытное; мне все мало:

к печали я так же легко привыкаю, как к наслаждению, и жизнь моя становится пустее день ото дня…
Все читали на моем лице признаки дурных чувств, которых не было; но их предполагали — и они родились
. Я был скромен — меня обвиняли в лукавстве: я стал скрытен. Я глубоко чувствовал добро и зло; никто меня не ласкал, все оскорбляли: я стал злопамятен; я был угрюм, — другие дети веселы и болтливы; я чувствовал себя выше их, — меня ставили ниже. Я сделался завистлив.
Я был готов любить весь мир, — меня никто не понял: и я выучился ненавидеть
. Моя бесцветная молодость протекала в борьбе с собой и светом; лучшие мои чувства, боясь насмешки, я хоронил в глубине сердца: они там и умерли. Я говорил правду — мне не верили: я начал обманывать; узнав хорошо свет и пружины общества, я стал искусен в науке жизни и видел, как другие без искусства счастливы, пользуясь даром теми выгодами, которых я так неутомимо добивался. И
тогда в груди моей родилось отчаяние
— не то отчаяние, которое лечат дулом пистолета, но
холодное, бессильное отчаяние, прикрытое любезностью и добродушной улыбкой
«.

Книга на все времена. Закрывая последнюю страницу, уже жду новой встречи))

Перечитано в рамках игры «Назад в прошлое»

Главные герои

Печорин Григорий Александрович – умный, красивый, гордый, холодный мужчина, который находится в постоянном поиске смысла жизни.

Максим Максимыч – штабс-капитан, одинокий старик, честный и благородный, который привязался к Печорину.

Бэла – юная черкешенка, гордая, очень красивая, возлюбленная Печорина.

Казбич – горец, влюблённый в Бэлу.

Мери Лиговская – юная княжна, умная, красивая, самолюбивая девушка.

Грушницкий – юнкер, приятель Печорина, горячий, решительный, самонадеянный юноша.

Вера – возлюбленная Печорина, единственная женщина, которую он любил.

Обратите внимание, ещё у нас есть:

для самых рациональных —

Краткое содержание «Герой нашего времени»

для самых нетерпеливых —

Очень краткое содержание «Герой нашего времени»

для самых компанейских —

Главные герои «Герой нашего времени»

для самых любопытных —

Анализ «Герой нашего времени» Лермонтов

для самых крутых —

Читать «Герой нашего времени» полностью

Интересные темы

  • Рыбаков — Бронзовая птица
    Недалеко от Москвы в бывшем поместье, поместился лагерь для детей. Ребят отправили сюда для получения образования, не забывая пополнять ряды пионерской организации. Руководителем отряда стал
  • Голицын — Сорок изыскателей
    Впервые слово изыскатели доктор услышал от сына Миши, который только что пришёл со школы и сказал, что он собирается быть изыскателем, а точнее геологом. Вот так и продолжилась дальнейшая су
  • Тема образования и воспитания в произведении Недоросль
    «Недоросль» — это комедия Д. И. Фонвизина, в которой ключевую роль играет тема образования и воспитания. В первую очередь об этом говорит само название: «Недорослями» в 18 веке назвали молоды
  • Астафьев — Белогрудка
    Данный рассказ считается для автора личным творением. Рассказ основан на юных впечатлениях писателя. Стоит отметить, что центральной темой произведения считаются отношения между человеком и п

Разделение на части

Для того чтобы лучше понять смысл произведения, и сделать анализ необходимо текст разбить на смысловые подзаголовки. В каждом разделе содержится основная информация о действиях, происходящих в романе, например:

  1. Рассказчик и Максим Максимыч.
  2. Описание Бэлы.
  3. Прощание Максима Максимыча с Печориным.
  4. Встреча главного героя с Грушницким.
  5. Свидание с Верой.
  6. Смерть друга.
  7. Разочарование в жизни.

Подробный план раскрывает основной замысел автора. Кроме этого, подобное разделение поможет подготовиться к пересказу и написанию изложения на урок литературного чтения.

Другие пересказы и отзывы для читательского дневника

Описывается превосходство благодати над законом. Закон в лице Моисея, Старого Завета, иудаизма были свергнуты. У благодати облик Иисуса Христа, Нового Закона, христианства стал важным и благородным.

События романа разворачиваются в морозный декабрь 1918 года. Умирает мать Турбинных. Алексей, Лена и Николка тяжело переживают потерю близкого человека.

В сосновой роще Голдерских гор, на высоком холме жила семья лисиц: отец, мать и семеро лисят. Отец лис охотился, а мать-лиса охраняла семейный очаг и своих маленьких деток

В деревне Плезант Гарден всегда было спокойно, гора которая находилась неподалеку никогда ни для кого не представляла интереса. Однажды на вершине горы появились огненные вспышки и дым. Многие жители испугались что это может быть и хотели

Дениска давно уже заметил, что взрослые очень предсказуемы в момент знакомства с детьми. На своем веку Дениска повидал уже немало взрослых, и при встрече с ним они все вели себя примерно одинаково, произносили одинаковые фразы

Источник

Часть вторая (окончание журнала Печорина)

Княжна Мери.

В мае Печорин перебирается в Пятигорск. Там поправляет здоровье после ранения его старый знакомец Грушницкий. Самовлюбленный герой немножечко смешон. Тогда же впервые мельком Печорин видит княжну Мери Лиговскую с матерью. На водах Печорин сходится с чудаком и оригиналом доктором Вернером. Печорин принимается изводить княжну с «бархатными глазами», предмет воздыханий Грушницкого. Тем временем в городе появляется Вера, женщина с родинкой на щеке. И теперь уже Печорину не до шуток. Они не вместе, но он давно любит ее. Более того, даже сейчас, замужем за человеком почтенным, принявшим ее вместе с сыном, она не в силах противостоять чувству. Печорин медлит знакомиться с Лиговскими, наконец, на балу он танцует с Мери и даже защищает ее от пьяного господина. У Лиговских он часто видит Веру. Кажется, на водах она одна из тех, чье здоровье действительно оставляет желать лучшего. Тем временем княжна бесповоротно влюбляется в Печорина после его душещипательной исповеди (он поведал ей, как был одинок с самого детства, как выучился скрывать лучшие чувства). Вера видит затеянную им интригу с княжной и печалится.

Сокращенная версия главы «Княжна Мери» доступна по ссылке.

Фаталист.

Печорин скучает за карточной игрой в одной казачьей станице. Заходит речь о судьбе, роке, фатуме – а их не обмануть простому смертному. Серб поручик Вулич решает играть с судьбой. Печорин явственно видит на его лице печать близкой смерти – и говорит поручику об этом. Однако тот заключает с ним пари – и стреляется. Осечка. Выстрел в сторону пробивает фуражку насквозь. Счастливец забирает червонцы проигравшего. Уже в ночи Печорин улицей пробирается в дом, где остановился. По пути он спотыкается о мертвую свинью, разрубленную пьяным казаком. Наутро к нему спешат с вестью, что Вулич убит. Вчера он также шел домой – и черт его дернул окликнуть пьяного казака с буйной шашкой. Тот разрубил его почти до самого сердца. Печорин участвует и в развязке драмы. Решив испытать судьбу, через окно он врывается в дом, где заперся обезумевший убийца. Того удалось скрутить. Печорин возвращается в крепость и заводит речь о предопределении с Максимом Максимычем. Тот не сразу разобрал смысл мудреного слова. Впрочем, говорить на отвлеченные темы он был и не мастак. На этом журнал Печорина обрывается.

🗹

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: