О произведении
Рассказ «Черный монах» Чехова был написан в 1893 году. В произведении описываются перемены в душевном состоянии человека, склонного к мании величия. Неуёмная гордыня, трансформировавшаяся в образ загадочного чёрного монаха, в итоге стала причиной распада семьи главного героя и его гибели.
Для читательского дневника и подготовки к уроку литературы рекомендуем читать онлайн краткое содержание «Черный монах» по главам. Проверить полученные знания можно при помощи теста на нашем сайте.
Глава 2: Мираж
Герой неожиданно осознает, что постепенно влюбляется в девушку. Но это не мешает ему продуктивно трудиться, читать, много говорить и проводить время с удовольствием. Каждый день в семействе Песоцких устраиваются музыкальные вечера. Андрей слушает музыку, ведь в доме гостят люди, владеющие музыкальными инструментами в совершенстве.
Главный герой вспомнил вдруг историю о чёрном монахе, когда он услышал песню о девушке с нездоровым воображением. Однажды рыбаки в Сирии увидели черного монаха. Затем от него отелился мираж и пошел по реке. Двойников чёрного монаха становилось все больше и больше. Так, он перемещался в пространстве и удалялся все дальше от Земли, на иные планеты. Люди считали, что он вернётся на планету примерно через тысячу лет. «По смыслу легенды, черного монаха мы должны ждать не сегодня — завтра» — высчитал Андрей. Тане легенда не понравилась.
В этот вечер пребывая в саду, Андрей Коврин увидел вихрь, который, приближаясь, постепенно превращается в чёрного монаха. Он едва успел уступить ему дорогу. Призрак был бледен. Он улыбнулся герою. Чтобы не пугать людей, он решил не говорить о своем открытии. В этот вечер Андрей был особенно весел и оживлен.
Краткое содержание
Глава 1
Магистр Андрей Васильевич Коврин «утомился и расстроил себе нервы», и знакомый доктор посоветовал ему на весну и лето отправиться в деревню. К месту пришлось и письмо от Тани Песоцкой, дочери старого знакомого, с приглашением погостить в Борисовке.
Коврин навестил родную Ковринку, а затем отправился в Борисовку, к своему опекуну и воспитателю, известному на всю Россию садоводу Егору Семёнычу Песоцкому. Самым впечатляющим местом в имении Песоцких был, безусловно, сад, в котором хозяин проводил свои опыты по селекции растений. С раннего утра и до позднего вечера здесь «как муравьи, копошились люди с тачками, мотыками, лейками».
Большой помощницей Песоцкого была его дочь Татьяна. Сразу по приезду Коврин всю ночь провёл с девушкой в саду — ожидались заморозки, и повсюду жгли костры, чтобы спасти растения. Молодые люди много говорили о прошлом, о будущей жизни. Коврину показалось, что он вполне может влюбиться в Татьяну.
Глава 2
Даже в деревне Коврин мало спал и усердно работал. Однажды вечером, когда у Песоцких были гости, он рассказал Татьяне старинную легенду, главным героем которой был чёрный монах.
Согласно старинному преданию, тысячу лет назад «где-то в Сирии или Аравии» объявился монах, одетый во все чёрное. Вскоре от этого монаха стали образовываться миражи, которые распространялись по всему свету — чёрного монаха «видели то в Африке, то в Испании, то в Индии, то на Дальнем Севере». Выйдя за пределы атмосферы, призрак отправился блуждать по Вселенной. Но на днях чёрный монах должен вновь посетить Землю.
Коврин в одиночестве отправился прогуляться по полю. Неожиданно мимо него пронёсся «монах в чёрной одежде, с седою головой и чёрными бровями, скрестив на груди руки». Убедившись в правдивости легенды, Коврин в приподнятом настроении вернулся в дом.
Глава 3
Когда уехали гости, Песоцкий завёл с Ковриным откровенный разговор. Он признался, что переживает о будущем, и что после его смерти сад «не продержится и одного месяца». Татьяна не могла в полной мере уследить за садом, особенно, если выйдет замуж.
Песоцкий очень боялся, что хозяином его детища станет чужой человек, и выразил надежду, что Коврин станет супругом Татьяны. Он высказал это «прямо, без жеманства, как честный человек», потому что любил Коврина как своего сына и мечтал о таком муже для единственной дочери.
Глава 4
Однажды Егор Семёныч и Татьяна о чем-то повздорили. Они не разговаривали друг с другом уже целый день, и «томление хозяев отражалось на всем доме, даже на людях, которые работали в саду». Почувствовав большую неловкость, Коврин решил выступить миротворцем и мягко убедил Татьяну, что оба были неправы. Утешая плачущую Таню, он «думал о том, что, кроме этой девушки и её отца, во всём свете днём с огнём не сыщешь людей, которые любили бы его, как своего, как родного».
Спустя некоторое время Коврин заметил, как Татьяна с отцом гуляли по парку и мирно беседовали, как ни в чём не бывало.
Глава 5
Коврин отправился прогуляться по парку и в вечерних сумерках заметил уже знакомого чёрного монаха. Он заговорил с ним, и монах ответил, что он является призраком, продуктом возбуждённого воображения магистра.
Коврин заметил, что старик смотрит на него с восхищением, и монах признался, будто магистр — «один из тех немногих, которые по справедливости называются избранниками божиими». Коврин принялся обсуждать со старцем вопросы о смысле жизни. Когда видение исчезло, он радостно засмеялся — «то немногое, что сказал ему чёрный монах, льстило не самолюбию, а всей душе, всему существу его».
Вернувшись в дом, Коврин признался Татьяне в любви и сделал ей предложение.
Глава 6
Узнав о предстоящей свадьбе, Песоцкий очень обрадовался. Свободного времени ни у кого не было: в саду начали вызревать фрукты, и все были заняты с утра до вечера. Кроме того, полным ходом шли приготовления к свадьбе, и было много возни «с приданым, которому Песоцкие придавали немалое значение».
Кривин по-прежнему много работал и регулярно виделся с чёрным монахом. Общение с ним вдохновляло Коврина, заставляло поверить в собственную исключительность.
После Успенского поста сыграли свадьбу, которую «по настойчивому желанию Егора Семёныча, отпраздновали «с треском», то есть с бестолковою гульбой, продолжавшеюся двое суток».
Глава 7
После свадьбы молодожёны переехали в Москву, и Татьяна плохо спала «от непривычки жить в городе». Однажды ночью Коврин вновь принялся общаться с монахом: он «говорил, обращаясь к креслу, жестикулировал и смеялся: глаза его блестели и в смехе было что-то странное».
В таком виде его застала проснувшаяся Татьяна и очень испугалась. Она уже давно заметила, что душа мужа «расстроена чем-то». Коврин нашёл в себе мужество признаться, что он и в самом деле нездоров. Едва дождавшись утра, он отправился к доктору.
Глава 8
Летом Коврин вновь переехал в деревню. К тому времени он «уже выздоровел, перестал видеть чёрного монаха, и ему оставалось только подкрепить свои физические силы». Однако поведение Коврина, его жизненный настрой кардинально поменялись — мужчина стал вялым, раздражительным, апатичным.
После прогулки по полю, где год назад он впервые повстречал чёрного монаха, Коврин обвинил тестя и жену в том, что они испортили ему жизнь. Если раньше магистра преследовала мания величия, то теперь он стал жалкой посредственностью, а былую радость бытия сменила скука и уныние.
Татьяну удивляли перемены, которые произошли с её мужем. Между супругами всё чаще стали возникать ссоры и взаимные укоры.
Глава 9
«Коврин получил самостоятельную кафедру», но приступить к лекциям так и не смог из-за тяжёлой болезни. У него шла горлом кровь, но доктора убеждали, что болезнь не особенно серьёзная, и нужно лишь не волноваться и следить за своим самочувствием.
К тому времени Коврин жил уже не с Татьяной, а с другой женщиной, Варварой Николаевной, которая «ухаживала за ним, как за ребёнком». Она предложила возлюбленному поехать в Крым, чтобы тот смог поправить здоровье.
Коврин получил письмо от Тани и распечатал его только в Севастополе. Он искренне считал большой ошибкой свою женитьбу на Татьяне и совершенно не чувствовал угрызений совести в том, что два года вымещал на невинном человеке «свою душевную пустоту, скуку, одиночество и недовольство жизнью». Коврин вспомнил отвратительную сцену: в припадке раздражения он сказал Тане, что её отец уговорил его жениться на ней. Егор Семёныч случайно услышал это и от сильнейшего возмущения и отчаяния не мог вымолвить и слова. Таня же, «глядя на отца, вскрикнула раздирающим голосом и упала в обморок».
В письме Таня сообщила, что умер отец, а сад отдан чужим людям. Она призналась, что всем сердцем ненавидит Коврина, ставшего источником всех её бед и страданий, и пожелала ему скорой смерти.
Письмо взволновало Коврина, и он, желая успокоить расшалившиеся нервы, сел за работу. Однако привычный монотонный труд не смог отвлечь его от назойливых мыслей. Выйдя на балкон, Коврин увидел «чёрный высокий столб, похожий на вихрь или смерч», из которого вышел знакомый монах. Он напомнил магистру, что тот — «избранник божий и гений».
У Коврина из горла потекла кровь. Он вспомнил «свою чудесную науку, свою молодость, смелость, радость, звал жизнь, которая была так прекрасна». Умер Коврин со счастливой улыбкой на устах.
Глава 1: Знакомство
Главным героем произведения является Андрей Васильевич Коврин, магистр, современник писателя. Из-за переутомления и нервного расстройства герой отправляется к подруге Тане Песоцкой в деревню. Девушка живёт вместе со своим отцом, а с главным героем она знакома с ранних лет.
Коврин сначала приезжает в свою деревню Ковринку. Затем наносит визит к своему воспитателю Егору Песоцкому, который является известным русским садоводом. В его огромной и красивой усадьбе на английский манер главный герой постоянно чем-то занимается: много читает, учит итальянский, беседует с Таней. хрупкая и черноволосая девушка пленяла его своим изяществом. Она рассказывает Андрею, что отец очень гордится его успехами в науке.
Сам же Песоцкий показывает герою огромный сад, где ему удается выращивать редкие фрукты и ягоды, цветы и кустарники.
Глава 8: Разочарование
Коврину назначают лечение, и вскоре галлюцинации прекращаются. Андрей прибавляет в весе, работает мало, отказывается от вина и становится раздражительным. Голова его была острижена, он стал вялым и неинтересным. А ведь прошел всего год! Герой страдает от нехватки разговоров на темы смысла жизни, счастья, гениальности. Он упрекает тестя и жену:
Теперь я стал рассудительнее и солиднее, но зато я такой, как все: я — посредственность, мне скучно жить…
Андрей уже ненавидел свою родню за эту опеку. Егор Семеныч чувствовал себя неловко, ведь вины не чувствовал. Таня тоже была несчастна, она измучилась из-за тревоги за мужа. Их отношения совсем разладились. Это был не тот Андрей, за которого она вышла замуж. Андрей же подливает масла в огонь: он чувствует себя Шекспиром, которого насильно вылечили от гениальности. Он считает семью виновной в том, что он стал посредственностью.
Несмотря на уговоры жены, Андрей мучает ее старика-отца своими упреками, и тот сильно сдает. Но Андрей не замечает страдания других: он же гений, которого недооценили. Таня на приделе. Она разочарована, ведь всегда считала главного героя гениальным человеком, а он оказался просто безумным.
Глава 5: Двойное признание
Новая встреча с черным монахом произошла вечером в саду. Андрей на этот раз заговорил с ним. Монах признал себя его миражом. Монах сказал Андрею:
Ты служишь вечной правде. Твои мысли, намерения, твоя удивительная наука и вся твоя жизнь носят на себе божественную, небесную печать, так как посвящены они разумному и прекрасному, то есть тому, что вечно.
Монах считает, что людей ждет великое будущее, и такие просвещенные люди, как Андрей, этому поспособствуют. Смысл жизни он видит в наслаждении, а источник наслаждения — в познании. Монах успокаивает взволнованного Андрея: да, он психически болен, но ему надобно гордиться этим, ведь он принес здоровье в жертву науке. Здоровы только стадные люди. Слушая монаха, Андрей прослезился. Он и сам знал, что служит высшему идеалу, что готов все отдать за него.
Мираж прошел. Андрея встретила в саду Таня. Ей он показался странным. Андрей же ошеломил ее признанием в любви и попросил уехать с ним. Девушка смущена и не знает, что ответить.
Глава 3: Преемник
Таня приносит Андрею статьи отца. Старик задерживается в комнате и горько сетует Андрею, что без него сад умрет, и все его достижения пойдут прахом. Некому перенять его дело и умение. Он хочет передать сад дочери, она любит и понимает это дело, но Песоцкий очень боится одного — ее замужества. В быту ей будет некогда ухаживать за садом, а ведь эта работа отнимает все время. Семья же помешает девушке. И отец видеть не может ее женихов. Все это он сказал, чтобы поведать главное: он хочет, чтобы Андрей женился на его дочери и не дал делу всей его жизни погибнуть. Только ему старик может довериться.
Андрей же только смеется в отчет и всерьез об этом не помышляет. Девушка ему нравится, но женитьба в его планы пока не входит. Андрей отдает себе отчет, что сегодня видел галлюцинации, и это его волнует больше. Но подумав, герой понимает, что его миражи никому не вредят, а значит, можно ничего не предпринимать.
Глава 6: Подготовка к свадьбе
Известие о браке ошеломило отца Тани. Его реакция была своеобразной. Он вроде сам хотел этого, но теперь боялся будущего и недоумевал. Дочь заперлась у себя. Затем всю семью захлестнули осенние хлопоты со сбором урожая. Песоцкий нервничал, злился, потому что ничего не успевал. Ритм его жизни ускорился.
Таню бросает то в жар, то в холод. Она любит Андрея, но то отчаянно ревнует его, то боится бросить отца, то гордится своим браком. Подготовка к свадьбе проходит нервно, ведь нужно заготовить много приданого. «С Егором Семенычем происходило почти то же самое» — говорит автор. Он то с головой уходил в хозяйство, то некстати вспоминал мать Тани, ныне покойную. Он очень восхищался своим зятем и прочил ему великое будущее.
Андрей все чаще беседует с черным монахом и находит особое вдохновение в этих разговорах. Никто пока не замечает его странностей. Он же счастлив, ведь свадебные хлопоты и романтические отношения с Таней ему только в радость. Он все больше работает и редко спит.
Глава 7: Сумашествие
Все считают Андрея умным человеком и восхищаются им. Его свадьба на Тане Песоцкой представляется всем большим счастьем. И вот они в браке. Таня теперь живет с мужем в городе. Но у бедняжки часто болит голова от жизни в городской среде, и она ложится рано и спит долго. В это время Андрей беседует с черным монахом. Монах снова хвалит его. Теперь за то, что Андрей настолько умен, чтобы не стремиться к славе. Андрей недоумевает, почему он так счастлив? Почему ему неведома скука? Монах отвечает, что люди с высоким интеллектом и нравственным развитием свободны и счастливы, и это их естественное состояние. Андрей задает шуточный вопрос: «А вдруг прогневаются боги?».
В этот момент супруга главного героя, проснувшись ночью, видит, что ее муж беседует с креслом. Она напугана, а муж ничего страшного в этом не видит. Оказывается, она давно уже заподозрила что-то неладное. Затем Таня убедила его в том, что положение его тяжелое. Андрей вдруг осознал, что сошел с ума. Утром его повези в лечебницу.
🗹Встречаются для души, лучшие индивидуалки Казань по вызову стараются сделать Встретят незабываемой для вас - wowkazan.ru. С появлением опыта общения с проститутками, ваша интимная жизнь наберет новые обороты и оттенки прекрасного. Позитивные лучшие индивидуалки Казань по вызову, пылкие и страстные, они такие модельные и раскрепощённые, что тебе обязательно захочется секса. Выбери девушку сейчас.