Проблема детских воспоминаний: куда и почему они уходят

«Разочарования, обиды, несправедливости»… Как не ожесточиться сердцем, выстоять, остаться человечным, «несмотря на все удары» судьбы, которые могут настичь нас в жизни?

Может быть, в светлых воспоминаниях детства «хранятся… запасы… доброты, радости, веры в будущее?» Задумавшись над этим вопросом, Даниил Гранин предлагает и нам поразмышлять над проблемой роли воспоминаний детства в жизни человека.

Автор пишет, что к серьезным раздумьям его «подтолкнули» слова одного из главных героев романа «Братья Карамазовы», выражающие взгляд Ф.М.Достоевского на данную проблему. По мнению Алеши Карамазова, как бы ни сложилась жизнь, человек не станет злым и жестоким, если в его памяти навсегда остались моменты детства, когда он «чувствовал себя хорошим». Воспоминание о том, «каким ты был прекрасным», способно защитить от совершения дурного поступка.

Алеша считает, что «святое воспоминание», возможно, лучше любого воспитания. О могут «высмеивать … уверенность» героя романа, сам автор текста называет его наставления делом «великим с точки зрения педагогики». Д.Гранин, «проверив» это «открытие» на себе и жизни других людей, стал думать, что, в нем, по всей вероятности, таится правда, подтвержденная жизнью многих достойных уважения людей.

Прочитав автобиографическую повесть «Детство», мы узнали, каким нелегким было детство М.Горького. Жизнь в доме, где царили вражда, жестокость, зависть. Нищенское существование после разорения деда, которое с ранних лет заставило Алешу Пешкова идти «в люди», зарабатывать кусок хлеба. Но никакие «мерзости жизни» не смогли вытеснить из памяти писателя тех людей, кто украсил его детские годы, научил быть добрым и терпеливым, чувствовать и понимать прекрасное.

С сердечной теплотой вспоминал Горький добрую бабушку Акулину Ивановну, которая любила людей, жалела убогих и нищих. Хранил чувство благодарности к казавшемуся когда-то злым деду, потому что он научил внука стойко преодолевать трудности.

Думаю, что на размышления писателя Д.Гранина стоит обратить внимание многим современным подросткам. Ведь не секрет, что среди них немало таких, кто недобросовестно относится к учебе, не прислушивается к добрым советам взрослых. Может быть, кому-то из таких ребят поможет измениться в лучшую сторону воспоминание о том, каким старательным и заинтересованным учеником был он в младших классах школы, дорожил мнением родителей, желающих своему ребенку только хорошего?

Д. Гранин считает, что не стоит «перебирать в прошлом… запреты, стыд, раскаянье». А добрые и позитивные воспоминания детства никогда и никому «не пойдут во вред» — и с этой позицией автора текста нельзя не согласиться.

вернуться к списку сочинений

Что же остается в памяти?

Можно выделить наиболее важные из них:

Унижение.

Это и физические наказания, и психологическое насилие. То есть, «воспитание» при помощи ремня, пощечин и манипуляций несет в семе разрушительное начало. Выросшим в такой семье, свойственны отсутствие доверия к окружающим, заниженная самооценка, повышенная возбудимость. Это типичная жертва, на которую будут нападать и далее — начальство, коллеги, супруги, даже незнакомые люди.

Энергетика недолюбленного ребенка считывается на интуитивном уровне. И забыть подобное поведение родителей нереально: выросшие дети разрываются от ненависти по отношению к самым близким людям. Но становится еще хуже, когда приходится ухаживать за престарелыми мучителями. Ведь обычно к старости обостряются худшие черты характера.

Отношения родителей между собой.

Многие взрослые почему-то уверены в том, что дети ничего вокруг себя не замечают и не понимают. На виду они пытаются демонстрировать окружающим любовь и семейное благополучие. Но ребенок видит косые взгляды отца и матери друг на друга, слышит их ночные ссоры, прячась под одеялом. Интуитивно малыш пытается вмешаться, но стандартная реакция на это: «Ты еще маленький, чтобы советы давать!». Более того, родители еще и запугивают ребенка, запрещая рассказывать, что на самом деле происходит в семье бабушке, дедушке, учителям, одноклассникам.

Обидные слова.

«Мы от тебя устали!», «С тобой невозможно разговаривать!», «Какая же ты некрасивая!», «Ты глупый и бестолковый!», «Надо было сделать аборт!», «У всех дети как дети, а у меня…» — все это, к сожалению, слышали очень многие в детстве. Порой это воспринимается уже как норма, однако в сердце все равно накапливается непередаваемая обычными словами боль. Ребенок растет, осознавая, что от него одни проблемы и чувствует себя лишним и никому не нужным. Такой человек и впоследствии старается быть в жизни как можно незаметнее. Работает на низкоквалифицированных работах (грузчик, продавец, уборщица, курьер). Он смиренно терпит оскорбления от окружающих (потому что привык к этому), а о личном счастье и гармонии даже и не мечтает. Ведь разве имеет право на счастье тот, кого не любили даже собственные родители?

Разочарование родителей в детях.

Шрамы на душе от бесцеремонности родителей. Фразы: «Ты нас позоришь!», «Это и все, на что ты способен?», «Мы для тебя столько сделали, а ты…» могут капитально выбить почву из-под ног, особенно если дело касается достаточно юного человека. Плохо, если вместо слов поддержки приходится выслушивать такие уничижительные речи. Следовательно, на успешной карьере и счастливой, самодостаточной жизни ставится если не крест, то большой знак вопроса.

Как вспомнить детство?

Так как же вспомнить своё детство?

Наверняка первое, что вам пришло на ум, это гипноз. Но существует несколько техник, которые можно использовать для возрождения воспоминаний, не прибегая к помощи гипноза.

Уделяйте внимание своим эмоциям

Если в вашем детстве произошло какое-то событие или переживание, которое причинило сильнейшую боль, вы непроизвольно не будете об этом помнить. Но прощупать границы забытого можно попробовать. Задайте себе вопрос: что вызывает у вас крайне сильные чувства? Чувства могут быть связаны с нынешней ситуацией, или же с событиями давно минувших дней. Почему? Когда? Перед вами цель – потихоньку проследить рождение отрицательных эмоций с самого детства.

Возвращайтесь в места вашего детства

Воспоминания можно оживить с помощью ассоциаций. Они могут проявится при помощи старых игрушек, книг и других предметов из вашего детства. Если вы обладаете такой возможностью, то съездите в места, где вы росли.

Сборник идеальных эссе по обществознанию

(1) В радужной перспективе детских воспоминаний живыми являются не одни люди, а и те неодушевлённые предметы, которые так или иначе были связаны с маленькой жизнью начинающего маленького человека. (2)И сейчас я думаю о них, снова переживая впечатления и ощущения детства. (3)В этих немых участниках детской жизни на первом плане всегда, конечно, стоит детская книжка с картинками… (4)Это была та живая нить, которая выводила из детской комнаты и соединяла с остальным миром. (5) Для меня до сих пор каждая детская книжка является чем-то живым, поскольку она пробуждает детскую душу, направляет детские мысли по определённому руслу и заставляет биться детское сердце вместе с миллионами других детских сердец. (6)Детская книга — весенний солнечный луч, который заставляет пробуждаться дремлющие силы детской души и вызывает рост брошенных на эту благодарную почву семян. (7)Дети, благодаря этой книжке, сливаются в одну громадную духовную семью, которая не знает этнографических и географических границ. (8)Мой отец, небогатый заводский священник, страстно любил книги и затрачивал на них последние гроши. (9) Но ведь для книг нужен шкаф, а это вещь слишком дорогая, да, кроме того, в нашем маленьком заводе не было и такого столяра, который сумел бы его сделать.(10) Пришлось шкаф заказать в соседнем Тагильском заводе, составлявшем главный центр округа Демидовских заводов. (11)Когда шкаф был сделан, его нужно было привезти, а это тоже дело нелегкое.(12) Помню, как мы ждали несколько недель, прежде чем подвернулась подходящая оказия. (13)Его привезли зимой, вечером, и это было уже настоящее торжество.(14) В детстве я не знал другой вещи более красивой.(15) Представьте себе две тумбы, на них письменный стол, на нем две маленьких тумбы, а на них уже самый шкаф с стеклянными дверками.(16) Выкрашен он был в коричневую краску и покрыт лаком, который, к общему нашему огорчению, скоро растрескался и облупился благодаря плутовству мастера, пожалевшего масла на краску.(17) Но этот недостаток нисколько не мешал нашему книжному шкафу быть самой замечательной вещью в свете — особенно когда на его полках разместились переплетенные томики сочинений Гоголя, Карамзина, Некрасова, Кольцова, Пушкина и многих других авторов. (18)— Это наши лучшие друзья, — любил повторять отец, указывая на книги. —(19) И какие дорогие друзья…(20) Нужно только подумать, сколько нужно ума, таланта и знаний, чтобы написать книгу. (21)Потом ее нужно издать, потом она должна сделать далекий-далекий путь, пока попадет к нам на Урал. (22)Каждая книга пройдет через тысячи рук, прежде чем встанет на полочку нашего шкафа. (23)3десь мне придётся сделать небольшое отступление именно по поводу современных детей, у которых приходится сплошь и рядом наблюдать полное неуважение к книге. (24)Растрёпанные переплёты, следы грязных пальцев, загнутые углы листов, всевозможные каракули на полях -одним словом, в результате получается книга-калека. (25)Кто пишет на полях нелепые замечания? (26)Кто и для какой цели вырывает из середины целые страницы? (27)Вообще кому нужно увечить книгу и безобразить ее? (28)Трудно понять причины всего этого, и можно допустить только одно объяснение: нынче выходит слишком много книг, они значительно дешевле и как будто потеряли настоящую цену среди других предметов домашнего обихода. (29)У нашего поколения, которое помнит дорогую книгу, сохранилось особенное уважение к ней как к предмету высшего духовного порядка, несущего в себе яркую печать таланта и святого труда. (По Д. Мамину-Сибиряку)

Детские воспоминания

1. Он сможет найти радость в своем детстве, которое всегда считал несчастным

Некоторые люди живут с грузом, полагая, что их детство в общем было довольно тяжелым и недостаточным количеством любви. Это чувство очень угнетает, лишает опоры, и постоянно подтачивает взрослого человека.

Часто мы особенно ярко запоминаем отрицательные моменты: непонимание со стороны взрослых, обиды, нехватку внимания, насмешки или что-то более серьезное. Однако, счастливые и радостные моменты были в жизни каждого из нас. Когда человек уходит в глубины своей памяти и находит там положительно окрашенные воспоминания, то он понимает, что оказывается, все было не так уж и плохо. У человека иногда получается полностью поменять восприятие своего прошлого, а, соответственно, и свое отношение к нему.

2. Любовь, которую человек получил во младенчестве от родных и близких, наполняет его силой и уверенностью во взрослой жизни

Это такие моменты, когда человек чувствует, что его любят. Невероятно ресурсными являются воспоминания о том, как мать держит малыша на руках, как кормит его грудью, гладит по голове, любуется. Как раз в такие минуты человек может почувствовать и вспомнить материнскую безусловную любовь, она будет наполнять его принятием, заботой и лаской.

Иногда даже получается вспомнить, с какими эмоциями малыша ждала семья, с какой любовью его встречали из роддома, как все умилялись ему. Во взрослом возрасте это придает человеку уверенности и сил.

3. К человеку возвращается детская восторженность и открытое мировосприятие

По данным ученым, самый сильный стимул для того, чтобы развилось сознание, — это удивление. Однако, в большинстве случаев во время социализации человек утрачивает это чувство. При помощи воспоминаний у вас получится прикоснуться к детской открытости миру, неподдельному любопытству к окружающему миру, к стремлению познать.

Воспоминания…

Эссе. «Для того чтобы жить, человеку нужны воспоминания, как топливо…». — Харуки Мураками.

Ёмкость этой мысли днями подтвердила сама жизнь.

Как-то спонтанно зашёл разговор с приятельницей после приятного посещения спортивно-восстановительного центра, проще — после баньки-бассейна, о судьбах тех, кого называют — «дети войны». Моя Героиня, так и буду её именовать, именно из них… Она только что вернулась после посещения родных в Калининграде. Несмотря на свой почтенный возраст, к тому же с накопленным годами букетом разных болезней, она, после этой поездки, излучала энергию, прошу прощения за пафос, торжества жизни. Вот уж точно: «возраст – вопрос не лет, а ощущений».

Сохраняя воспоминания о близких, о радостных и трагических страницах жизни, человек погружается в запасники своей души, как бы реанимирует чувства той поры, ибо наше прошлое – это родина всех наших ощущений.

Приятельница ехала в своё счастливое прошлое и вернулась одухотворённая просьбой родных написать об этом прошлом.

Размах замысла ограничила, на первых порах, младшая родственница, попросив рассказать свои воспоминания о войне. Ей предстояло написать на эту тему сочинение. Забегу чуточку вперёд – её сочинение получило высокую оценку и путёвку на областной конкурс работ, посвящённый Великой Отечественной войне.

С гордостью собеседница рассказывала о том, с каким интересом молодые люди слушали её рассказ. Старшим она пообещала написать полные воспоминания о родных и о войне.

— Вы написали? — Не выдержав, перебила я её, — это ведь так интересно. — Да, написала и продолжаю писать, — спокойно отозвалась моя визави. — Как бы я хотела почитать ваши записи. — Хорошо, я вам их покажу.

И вот днями мы встретились у меня дома. Моя Героиня достала из папки 17 страниц убористого текста, написанного красивым каллиграфическим почерком.

Это было моё первое удивление… Я лично писать ручкой просто разучилась.

Заметив моё удивление, гостья прокомментировала: — У меня есть и планшет, и смартфон, но доверяюсь я только бумаге и ручке. — Это мои воспоминания. Не из книг, а из сохранившихся в памяти событий и чувств. Доверить их клавиатуре не могу. — Боюсь потерять само напряжение воспоминаний.

Она улыбнулась и добавила. — Когда я пошла в школу в нашей деревне туго было с ручками. Кому они не доставались, мы брали твёрдый прутик, делали расщелину и, вставляли перо, туго его приматывали ниткой и писали. Так что ручка, моя помощница по жизни. Добавлю от себя — по жизни учителя математики…

Полистав записи, прежде всего, заметила размытые слова. Вновь удивлённый взгляд на собеседницу.

— Это у внучки капали слёзы, когда она читала,

Попросила гостью почитать мне свои записи вслух. Какая удивительная штука процесс восприятия такого текста на слух. Сюжетные линии одновременно дарят тепло и тревогу рассказчика, проникаешься её волнениями за судьбу родных, односельчан, выстраиваешь свой ассоциативный ряд….

В наши дни, когда так много тех, кто, как бы мстя миру за свою несостоятельность, вытравливают память о победителях, о тех, кто стойко сохранил своё достоинство в суровое лихолетье, каждая страничка памяти приобретает особую ценность.

«Когда началась война, мне было почти 7. Меня готовили к школе. Брат и сестра, круглые отличники, научили меня писать и читать. Так хотелось скорее стать ученицей. 22 июня был солнечный воскресный день. Обычно в такие дни деревня наполнялась смехом, шутками соседей и молодёжи. В это утро лица людей были суровыми. Повсюду звучало страшное слово – ВОЙНА. Потом вспоминаю крики и плач женщин, чьих мужей и взрослых сыновей вызывали для отправки на фронт. Отцу было 44 года, через пару дней и он был призван. К пункту сбора шли всей семьёй – мама, брат и сестры. Меня папа нёс на руках…».

Здесь моя рассказчица смахнула слезу. Снова сделали паузу. И последовал рассказ обо всех мытарствах сельчан с приходом в деревню фашистов.

«Немцы заняли лучшие дома, распустили колхоз, выбрали старост и всюду наводили свой порядок, заставляя всех строго подчиняться. Многих жителей просто выгоняли из своих домов. Они ютились у соседей. В нашем доме поместили солдат, они спасли прямо на полу. Нас девочек мама прятала на печке, а брат ушел на сеновал. Во дворе немцы поставили полевую кухню, ловили наших кур и бросали их в кипяток, а потом чистили. Всегда громко разговаривали и смеялись Запомнилась, как они кричали ещё из грузовиков: — .«Матка не переживай, мы скоро ужинать будем в Москве», Любили подразнить и нас детей, угощая чем-нибудь сладким. Но они очень злились, если кто-то оказывался Мы, дети, их очень боялись».

И хотя в записках иногда встречаются спокойные нотки об отношении к детям рядовых солдат в начале оккупации, страх ребёнка периодически приводил к заиканию, а то и к потере голоса. . Самое страшное началось, когда молодёжь стали отправлять в Германию. Был отправлен и брат приятельницы. Её мама осталась одна с тремя девочками. Беды наваливались на семью лавинами. В плен попал отец. Весть об этом получили они от одного местного, которому удалось оказаться на свободе. Сам по себе факт его освобождения очень интересный эпизод.

Деревенские, живущие невдалеке от проволочных ограждений лагеря, где держали пленных, научились подкупать охрану. Приносили им сало, молоко, картошку. Фашисты охотно шли на сговор и позволяли выбрать кого-нибудь из пленных. Отец Моей Героини однажды подтолкнул к выходу молодого парня-земляка, который и принёс им весточку о нём, рассказал, как они попали в плен. Долгое время семья ничего о своём кормильце не знала. Позже, в ответ на запрос о его судьбе, они получили официальное уведомление — «Пропал без вести».

Опять делаем паузу. Рассказ наполняется трагическими событиями. Место проживания Моей Героини — район вблизи Орши. Именно там был создан легендарный отряд Константина Заслонова. Позже партизанские отряды создавались повсеместно. Они наносили немецким войскам значительный урон в живой силе и технике.

Оккупанты, не сумев дать партизанам отпор, осознавая какие огромные потери несут их войска, усиливали контроль над местными жителями и на них срывали всю свою злость. Через предателей, своих полицаев выискивали тех, кого уличали в связях с партизанами, и на глазах детей и женщин сурово расправлялись с ними. Наступало время жестких карательных действий. Сжигали дома, целые деревни с людьми. Пламя пожаров добралось и до деревни Моей Героини.

«… всех жителей нашей деревни собрали у бывшего панского дома… Если узнавали от осведомителях о тех, кто имел связь с партизанами на наших глазах их расстреливали. Чуть спустя, от немцев поступил приказ всем собрать вещи, погрузить на телеги и покинуть деревню. У нас тогда уже не было лошади. Мама собрала кое-что из вещей, мешок с накопленными сухарями, и мы поплелись за всеми, таща за собой санки…»

Тут уже и я не могла без слёз слушать о поджоге деревни, трудностях ухода из неё, и драматических скитаний семьи.

Хотелось поклониться матери Моей Героине. Преодолевая всё, она выполняла наказ мужа – «Береги детей!».

Только прочувствованное и пережитое никогда не забывается и так взволновано ложится на бумагу. Это главная составляющая заметок Моей Героини.

В эссе приведено лишь несколько фрагментов этих трогательных записей, они ещё будут дополняться. Возможно, в итоге получится книга…

У многих детей войны сохранились свои воспоминания. В них судьбы и дыхание жизни целого поколения, .. Дыхание…, как музыка жизни, наполненная тревожными и гордыми нотами,.. Пока она звучит, ничто не умирает навсегда… Так важно без спешки вслушаться в эти звуки. Всем. Особенно тем, кто живёт сейчас в другое, мирное время. Война – это боль, это кровь, это горе…

Чем глубже люди вспоминают о прошлом, особенно о таких драматических его страницах, тем с большой благодарностью принимают настоящее, с надеждой, что ничто и никто не будет забыт. Как написала Лариса Рубальская: Снова в окнах качается Вечер прозрачный…. Он спасёт от отчаянья, Сердце вылечит. Закружит тень по комнате, О тебе вновь напомнит мне, Звук шагов, нотки голоса Снова вспомню всё…..

Память о мужестве и стойкости целого поколения даёт, должна давать свои молодые побеги. Без этого нет будущего… ——-

🗹

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: