Краткая характеристика
Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться с самим произведением Горе от ума.
Полное имя — Александр Андреевич Чацкий.
Возраст — не указан, молодой человек.
Род занятий — без определенного рода деятельности, был неудачный опыт работы на государственной службе.
Семья — сирота, отец Андрей Ильич Чацкий, мать Анна Алексеевна.
Социальное положение — дворянин, помещик.
Происхождение — родом из дворянского семейства, принадлежит к высшей столичной знати.
Воспитание — традиционное для дворянских семейств.
Образование — традиционное для дворянских семейств.
Внешность — не указана, молодой человек привлекательной наружности.
Характер — независимый, свободолюбивый, честный, решительный, язвительный, способный на смелые поступки.
Положительные черты — правдивый, неподкупный, искренний, стремится к знаниям.
Отрицательные черты — категоричный, безжалостный, высокомерный, любящий открыто высмеивать слабости и пороки других людей.
Произведение — «Горе от ума».
Автор — Александр Сергеевич Грибоедов.
Образ Чацкого
Александр Чацкий — яркий представитель нового, молодого поколения русских аристократов образца первой половины XIX века, которые искренне хотели изменить свою родину к лучшему, реформировать ее прогнившие социальные устои.
Будучи настоящим патриотом, Чацкий стремится к тому, чтобы улучшить Россию изнутри, научить граждан с любовью и уважением относиться к собственной истории, культуре, языку, а не преклоняться перед всем западным.
Обладая превосходным ораторским даром и будучи от природы человеком язвительным и саркастичным, он с удовольствием высмеивает различные пороки как отдельных людей, так и московского общества в целом.
Чацкий видит будущее за образованием, экономическими и социальными реформами, отказе от таких старорежимных ценностей, как чинопочитание, угодливость, работа не по призванию, а для продвижения по карьерной лестнице.
Александр Чацкий со всей страстью призывает отказаться от устаревших традиционных взглядов, идти в ногу со временем, развиваться, однако его идеи воспринимаются обществом как безумие.
Понимание слова «ум»
Фамусов умён в практическом, житейском смысле. Он смог так обустроить свою жизнь, как хотел: богат, добился высокого положения в обществе и престижной службы. Но в комедии «Горе от ума» представлен и другой тип ума — ум, отражающий высокий интеллект свободного мыслителя. Если для Фамусова умён тот, кто сумел приспособиться к условиям жизни и извлечь из них для себя максимальную пользу, то для Чацкого умён народ. Он называет русский народ умным и бодрым. Умён, по его мнению, и тот, кто просвещён, гуманен, честен, кто способен критически относиться к сложившимся устоям (то есть кто вольнодумен).
Именно ум Чацкого поставил его вне круга фамусовского общества, сделал его в представлении окружающих «странным человеком», «чудаком», а затем — просто безумцем. Под занавес Фамусов говорит: «Ну что? не видишь, что он с ума сошёл?» (действие 4, явление 15).
В образе Чацкого Грибоедов показал «нового человека», гуманного и умного. И. А. Гончаров в статье «Мильон терзаний» о.
Сравнительная характеристика Чацкого и Фамусова (таблица)
Взгляды на жизнь | Чацкий | Фамусов |
Отношение к службе, чинам, богатству | Считает, что служить нужно «делу, а не лицам». Его не интересует служба как способ получения чинов и богатства. | Для него служба — источник почёта, благосостояния, получения высоких чинов. |
Отношение к любви, браку, счастью | Любовь — чувство, не зависящее от денег, богатства. Счастье — во взаимной любви, а не в деньгах. | Счастье для Фамусова — в богатстве. «Кто беден, тот тебе не пара», — говорит он Софье. Он признаёт только брак по расчёту, жених должен быть с именьем и в чине. |
Отношение к образованию, просвещению | Просвещение необходимо развивать, так как образованные, умные люди могут принести Отчизне пользу. | Для Фамусова просвещение не нужно, он считает его опасным для установившегося в стране порядка. |
Отношение к подражанию иностранцам | Критикует раболепное подражание иностранцам. | Не очень доволен модой на всё французское, но, подчиняясь ей, поручил воспитание дочери мадам Розье. |
Отношение к народу, крепостному праву | Считает русский народ умным и бодрым, критикует варварское отношение к крепостным. | Крепостное право для Фамусова — основа материального благополучия. |
Отношение к смыслу слова «ум» | По мнению Чацкого, умный человек — это просвещённый, критически мыслящий, гуманный человек. | Для Фамусова умный человек — это тот, кто умеет извлекать для себя выгоду, приспосабливаясь к условиям жизни и не боясь для этой выгоды унижаться. |
Идеалы | Свободная, гордая, независимая личность. | Люди, добившиеся высокого положения и богатства, неважно каким способом. |
Речевая характеристика Чацкого
Александр Андреевич Чацкий — человек прекрасно образованный, утончённый, начитанный. Его речь в полной мере отражает его сущность: она звучит ярко, образно, гармонично, осмысленно. Предложения развёрнутые, включающие сложные обороты, обилие второстепенных членов. Это указывает на культуру и глубину мышления героя.
Чацкий — человек весьма эмоциональный, благодаря чему его речь окрашена самыми различными эмоциями и чувствами: радостной взволнованностью и нежностью при виде Софьи, презрением к неизменившимся устоям дворянской Москвы, твёрдостью и преданностью собственным жизненным принципам. Речь героя наполнена восклицаниями, меткими выражениями, фразами высокого стиля, которые придают его диалогам и монологам особую яркость и выразительность.
Чацкий свободно и прямолинейно высказывает собственные мысли о воспитании, образовании, службе, долге и чести, которые во многом являются отражением авторской позиции. Для его речи характерны либо монологи, либо краткие, но очень ёмкие замечания, многие из которых стали афоризмами: «И дым отечества нам сладок и приятен», «Свежо предание, а верится с трудом», «Дома новы, но предрассудки стары», «А судьи кто?».
Идеалы Чацкого и Фамусова
Чацкий — единственный действующий персонаж комедии «Горе от ума», который представляет «век нынешний». Ему противостоит Фамусов. Этот идейный противник Чацкого выступает в комедии как главный идеолог «века минувшего». Различие их позиций по всем вопросам сказывается уже во 2-м действии, когда Фамусов обрисовал своеобразный идеал «века минувшего». Для него идеал — это жизнь таких людей как, например, почтенного камергера Кузьмы Петровича и вельможи екатерининской эпохи Максима Петровича. Первый был богат, женился на богатой и помог сыну сделаться камергером. Второй добился высокого положения в результате курьёза: оступившись, Максим Петрович упал, и это развеселило императрицу. Тогда он, словно шут, специально упал ещё 2 раза. «А? как по-вашему? по-нашему — смышлён», — заявляет Фамусов (действие 2, явление 2).
Для Чацкого и других людей «века нынешнего» идеал — это свобода от всех цепей рабства, которыми окутано общество, свобода заниматься тем, что человека интересует (наукой, искусством, службой), свободой жить в деревне или путешествовать, не слывя за это бунтовщиком, неблагонадёжным человеком.
Иными словами, для Чацкого идеал — свободный независимый человек, чуждый рабской приниженности.
Биография
Александр Андреевич Чацкий — молодой человек, дворянин, помещик, сын Андрея Ильича Чацкого. В раннем возрасте остается сиротой, и Фамусов, который был очень дружен с его отцом, берёт на воспитание мальчика. Некоторое время Александр проводит в доме Фамусова, воспитывается вместе с его дочерью Софьей, в которую влюбляется со всем пылом юношеского сердца.
Неожиданно для всех повзрослевший Александр покидает дом Фамусовых и отправляется в путешествие за границу. Он отсутствует три года, не давая о себе никакой весточки. Так же неожиданно возвращается в Москву.
Чацкий спешит к Софье, чувства к которой за годы разлуки не остыли, однако 17-летняя девушка встречает его холодно: она глубоко оскорблена тем, что Чацкий не написал ей ни одной строчки за время своего отсутствия. Чацкий узнаёт, что Софья влюблена в услужливого труса Молчалина, и подобный выбор одновременно ужасает и оскорбляет его чувство.
Софья, желая досадить язвительному и острому на язык Чацкому, пускает слух о его сумасшествии. Его с радостью подхватывает близкое окружение Фамусова, которое не в состоянии принять прогрессивные идеи смелого молодого человека. В итоге глубоко разочарованный Чацкий навсегда покидает Москву.
🗹