Ход урока
Вступительное слово.
С И.С. Тургеневым не только в литературу, но и в жизнь вошёл поэтический образ спутницы русского героя, «тургеневской девушки»– Натальи Ласунской, Лизы Калитиной, Елены Стаховой, Марианны. Писатель изображает в своих романах и повестях наиболее цветущий период в женской судьбе, когда в ожидании избранника расцветает женская душа, пробуждается к временному творчеству все потенциальные её возможности.
И сегодня на уроке мы окунёмся с вами в мир загадочной героини Тургенева, попытаемся дать ответ на вопрос: «А какая же она, тургеневская девушка, что в ней необычного, запоминающегося на всю жизнь?» И помогут нам в этом незабываемые повести и романы писателя: «Рудин» (1856), «Ася» (1858), «Дворянское гнездо» (1859), «Накануне» (1860), «Первая любовь» (1860), «Отцы и дети» (1862), «Дым» (1867), «Великие воды» (1872), «Новь» (1877).
Исследование портретов героинь Тургенева
И.С. Тургенев – превосходный портретный, поэтому сначала посмотрим, какой он изображает свою героиню внешне.
(Зачитываются портреты героинь):
Лиза Калитина: «Взгляд честный и невинный. », «Глаза…светились тихим вниманием и добротой…тайная ласковость ее засветившихся глаз»
Елена Стахова: «Внимательный, немного пугливый. Но ясный …взор»
Наталья Ласунская: «Гладела внимательно, почти пристально…На лице ее выражалась тогда внутренняя работа мыслей…Страсти в ней сильные и характер тоже ой-ой!»
Ася: «Ее большие глаза глядели прямо, светло, смело. Но иногда веки ее слегка щурились, и тогда взор ее внезапно становился глубок и нежен»
– Что же общего во всех этих описаниях, на какую деталь писатель особо обращает внимания? (Взгляд, глаза)
Уже только по взгляду можно говорить о героине, как о чуткой, умной, порядочной, доброй девушке. Героини Тургенева не всегда красивы, но, как сказала Наполеон, «красивая женщина нравится глазам, а добрая – сердцу; одна бывает прекрасною вещью, а другая сокровищем». Доброта «тургеневской девушки» – бесспорна, она воспитывалась в них с детства, потому что их воспитанием занимались люди, глубоко любящие и понимающие героинь.
– Давайте посмотрим и сравним, в какой же среде воспитывались эти девушки, кто занимался их воспитанием, как формировался их характер?
(Мы видим, что с каждой из них рядом был человек, всецело посвятивший себя воспитанностью такой чистой, одухотворенной натуры)
– У Лизы Калитиной – няня Агафья Власьевна
– У Аси – отец и брат
– У Елены Стаховой – нищая девочка Катя
Анализ сцен свиданий
Но, наверное, мы никогда не смогли бы понять, красоту и величие тургеневской героини, если бы не любовь в жизни каждой девушки.
Вместе с образом «тургеневской девушки» входит в произведения писателя и образ «тургеневской любви». Это чувство сродни революции: «однообразно-правильный строй сложившейся жизни разбит и разрушен в одно мгновенье, молодость стоит на баррикаде, высоко вьётся её яркое знамя, и что бы там впереди её ни ждало – смерть или новая жизнь,– всему она шлёт свой восторженный привет». Все тургеневские герои проходят испытание любовью – своего рода проверку на жизнеспособность. И чаще всего победителем, если так можно сказать, в этом испытании бывает героиня.
–Давайте посмотрим, как это испытание происходит в произведениях.
Работа по группам. Проанализируйте сцены свиданий, посмотрите, как ведут себя героини, как ведут себя их возлюбленные. Найдите слова, подтверждающие силу духа тургеневской девушки
Ася – г-н N – 1 группа
Наталья – Рудин – 2 группа
Лиза – Калитин – 3 группа
Базаров – Одинцова – 4 группа
Так или иначе, но все героини высказывали одну мысль, вложенную Тургеневым в уста Натальи Ласунской: «Если бы сказали мне сегодня, сейчас: «Я тебя люблю, но я жениться не могу, я не отвечаю за будущее, дай мне руку и ступай за мной; – знаете ли, что я бы пошла за вами, знаете ли, что я на все решилась?»
«. Женщина не только способна понять самопожертвование: она сама умеет пожертвовать собою», – именно эти слова послужили эпиграфом к нашему уроку.
Действительно, каждая была готова на жертву, но не все герои были готовы принять её, а жаль, ведь по словам Белинского: «Поприще женщины – возбуждать в мужчине энергию души: пыл благородных страстей, поддерживать чувством дома и стремление к высокому и великому – вот её назначение, и оно велико и священно».
– Так что же такое любовь, по Тургеневу?
Любовь, по Тургеневу, трагична потому, что перед её стихийной властью беззащитен как слабый, так и сильный человек. Своенравная, роковая, неуправляемая, любовь прихотливо распоряжается человеческой судьбой. Это чувство трагично еще и потому, что идеальная мечта, которой отдаётся влюблённая душа, не может осуществиться в пределах земного, природного круга.
Закрепляем результаты
А сейчас отгадайте, где же в этих трёх отрывках портрет тургеневской девушки?
Портрет №1. «. бледное, худое и не правильное угловатое личико. кроткие голубые глаза, могущие сверкать таким огнем, таким суровым энергическим чувством, . маленькое тело» (Соня Мармеладова)
Портрет №2. «Это была девушка лет девятнадцати, высокая, несколько широкоплечая, но хорошо сложенная. Лицо смуглое, не то еврейского, не то цыганского типа, глаза небольшие, черные, под густыми, почти сросшимися бровями, нос прямой, слегка вздернутый, тонкие губы с красивым, но резким выгибом, громадная черная коса, тяжелая даже на вид, низкий, неподвижный, точно каменный, лоб, крошечные уши. все лицо задумчивое, почти суровое. Натура страстная, своевольная – и едва ли добрая, едва ли очень умная – но даровитая сказывалась во всем.
Тургеневская девушка (на примере повести И.С.Тургенева «Ася»)
Глушкова О.В., учитель русского языка и литературы, высшая квалификационная категория
Тургеневская девушка (на примере повести Ася»)
Урок литературы в 8 классе
Цель
— на примере образа Аси помочь обучающимся разобраться в понятии «тургеневские девушки».
Задачи:
— систематизировать и углубить представления обучающихся об образе главной героини;
— выделить ключевые черты образа, которые могли бы, по мнению обучающихся, стать характерными для тургеневских девушек как литературного типа;
— дать возможность обучающимся сформулировать собственную оценку образа.
Тип урока:
УОНЗ
1. Самоопределение к деятельности, оргмомент.
Объявление учителем темы урока.
2. Актуализация знаний, фиксация затруднений.
Задание 1. Прочитайте отрывки из критических статей, стихотворения и высказывания разных людей. Что их объединяет? В чем вы видите различия? Сделайте вывод.
Н.А. Некрасов в письме И.С.Тургеневу: «Обнимаю тебя за повесть и за то, что она прелесть как хороша. От нее веет душевной молодостью, вся она – чистое золото поэзии. Без натяжки пришлась эта прекрасная обстановка к поэтическому сюжету, и вышло что-то небывалое у нас по красоте и чистоте. Даже Чернышевский в истинном восторге от этой повести».
Для справки: Н.Г.Чернышевский, один из ведущих литературных критиков того времени.
Памяти И. С. Тургенева (фрагмент)
10. И там вдали, где роща так туманна, Где луч едва трепещет над тропой,- Елена, Маша, Лиза, Марианна, И Ася, и несчастная Сусанна — Собралися воздушною толпой. 11. Знакомые причудливые тени, Создания любви и красоты, И девственной и женственной мечты,- Их вызвал к жизни чистый, нежный гений, Он дал им форму, краски и черты. 12. Не будь его, мы долго бы не знали Страданий женской любящей души, Её заветных дум, немой печали; Лишь с ним для нас впервые прозвучали Те песни, что таилися в тиши. 13. Он возмутил стоячих вод молчанье, Запросам тайным громкий дал ответ, Из тьмы он вывел женщину на свет, В широкий мир стремлений и сознанья, На путь живых восторгов, битв и бед.
Константин Бальмонт, поэт начала XX в.
Девушке
Мне не нравится томность Ваших скрещенных рук, И спокойная скромность, И стыдливый испуг. Героиня романов Тургенева, Вы надменны, нежны и чисты, В вас так много безбурно-осеннего От аллеи, где кружат листы. Никогда ничему не поверите, Прежде чем не сочтете, не смерите, Никогда никуда не пойдете, Коль на карте путей не найдете. И вам чужд тот безумный охотник, Что, взойдя на нагую скалу, В пьяном счастье, в тоске безотчетной Прямо в солнце пускает стрелу.
Николай Гумилёв, поэт начала XX в.
«…знаменитые тургеневские женщины вызывают любые чувства, кроме желания с ними познакомиться». Сергей Довлатов, писатель, вторая половина XX в.
«С Тургеневым не только в литературу, но и в жизнь вошел поэтический образ спутницы русского героя, тургеневской девушки». Ю. Лебедев, литературовед, вторая половина ХХ века.
Промежуточный вывод. Как видим, разные люди в разное время по-разному оценивали этот образ. Я предлагаю вам сформулировать собственное мнение по этому вопросу. Готовы?
Достаточно ли вы информированы для этого?
Если нет, то каких знаний недостает?
Постановка учебной задачи.
Учитель: на предыдущих уроках мы наблюдали за Асей и другими героями, думаю, нам необходимо систематизировать имеющиеся сведения, а где-то проанализировать – как, с помощью каких средств рисует нам И.С.Тургенев этот образ.
Построение проекта выхода из затруднений (схема)
Рассмотрите схему. На какие элементы, на ваш взгляд, нам следует обратить внимание в первую очередь?
Работают в группах (7 групп) по заданиям.
Характеристика других героев
Зачитайте характеристики Аси, данные Гагиным. О каких свойствах Аси в них идет речь? («Экая сумасшедшая… Не дразните ее, вы ее не знаете: она, пожалуй, ещё на башню взберётся.»; «У неё сердце очень доброе, но голова бедовая»; «У неё ни одно чувство не бывает вполовину»; «Порох она настоящий…беда, если она кого полюбит.»; «Асе нужен герой, необыкновенный человек – или животный пастух в горном ущелье». «С огнем шутить нельзя…Вы не знаете Асю: она в состоянии занемочь, убежать, свидание вам назначить… Другая умела бы все скрыть и выждать — но не она».)
Портрет
Перечитайте описание портрета героини из 2 главы повести. В чем его своеобразие? («Девушка, которую он назвал своей сестрой, с первого взгляда показалась мне очень миловидной. Было что-то своё, особенное, в складе её смугловатого круглого лица, с небольшим тонким носом, почти детскими щеками и светлыми глазами. Она была грациозна сложена, но как будто не вполне ещё развита(…) её чёрные волосы, остриженные и причесанные, как у мальчика, падали крупными завитками на шею и на уши (…) Я не видел существа более подвижного. Ни одно мгновение она не сидела смирно; вставала, убегала в дом и прибегала снова, напевала вполголоса, часто смеялась, и престранным образом: казалось, она смеялась не тому, что слышала, а разным мыслям, приходившим ей в голову. Её большие глаза глядели прямо, светло, смело, но иногда веки ее слегка щурились, и тогда взор ее внезапно становился глубок и нежен).
Мечты героини как самохарактеристика
Прочитайте главу IX. От слов: «Пойти куда-нибудь далеко на молитву…» до слов: «Кажется, до сих пор я ещё не летала». Ответьте на вопросы.
— о чем мечтает Ася? (пойти куда-нибудь на молитву, быть похожей на Татьяну Ларину, о крыльях) — о каких крыльях идет речь? (герои разговаривают о любви, о том как это чувство возвышает человека, «поднимает над землей». Но речь идёт не только о любви, но и о «крылатости человека, т.е. способности самоотверженно любить, стремиться к чему-то большому, настоящему, чему можно посвятить все свои силы. — Как мечты Аси характеризуют её? (Ася стремится к неизведанному – к будущему; готова на самопожертвование, у девушки богатый духовный мир. Я: она в поисках себя – ее желания противоречивы, но чувствуется интерес к миру, опять-таки — стремление к чему-то большому).
Для учителя:
Зародившаяся, хотя еще и не осознанная любовь помогает ей в определении своих идеалов. Стремление ощутить восторг полета, самозабвенное упоение вальсом являются лирическими выражениями желания счастья и полноты жизни. Ей свойственна идеалистическая вера в неограниченные возможности человека. Ее манят романтические дали, она жаждет деятельности. Ася уверена, что «прожить не даром, след за собой оставить», совершить «трудный подвиг» — по силам любому человеку. Н.Н. давно разуверился в подобных вещах и, хотя на вопрос героини: «А разве это невозможно?» – он отвечает: «Попытайтесь», про себя же с грустной уверенностью констатирует: «Невозможно…»
Глубинный смысл высказывания рассказчика о крыльях, которые могут вырасти у человека, выходит за рамки любовной тематики
, вбирая в себя общефилософское содержание. Окрыленностью может быть и способность человека воспарить над обыденностью, и поэтическая мечтательность, и преобладание возвышенно-романтического мировоззрения над рассудочностью и прагматизмом. Метафора эта настолько понятна и близка Асе, что она тут же «примеривает» ее к себе («Так пойдемте, пойдемте… Я попрошу брата сыграть нам вальс… Мы вообразим, что мы летаем, что у нас выросли крылья»), высвечивает доминанту характера героини: тревожную порывистость души в ее устремленности к возвышенно-идеальному. На мгновенье героям удалось-таки «взлететь». Плавные звуки ланнеровского вальса словно приподняли их над землей. Музыка и танец раскрепощают героев. Ася становится «мила и проста», исчезает ее угловатость, и сквозь «девический строгий облик» проступает «что-то мягкое, женское». Даже Н.Н. веселится как ребенок.
Именно образ вальса, которым завершается IX глава, является пластическим воплощением возможного духовного сближения героев.
История Аси
Вспомните историю Аси. В какой момент и с какой целью автор знакомит нас с ней? ( в случае затруднений обратитесь к справочным материалам).
Для справки: В.М.Маркович отмечает в характере Аси переплетения «с нравственно-психологическими аномалиями, напоминающими о героях и героинях Достоевского. Наиболее очевидная из них – сочетание ущемленности и неистребимой гордости, которое перерастает в мучительное противоречие между стремлениями к самоутверждению и … ощущением собственной неполноценности. Источником противоречия оказывается «ложное положение» незаконнорожденной, которое Ася тоже воспринимает подобно героиням и героям Достоевского – как несправедливость абсолютно неисправимую, обрекающую ее на вечное неравенство с другими людьми. Отсюда вырастают новые мучительные противоречия: «… она и стыдилась своей матери, и стыдилась своего стыда, и гордилась ею. Отсюда же – предельная напряженность душевной жизни и эксцентричность поведения Аси. И в особенности – необузданность ее переживаний и поступков»8.
Господин Н.Н., многое поняв в характере девушки, испытывает невероятное облегчение. Былое раздражение сменилось живостью и готовностью к взаимопониманию. Ася предстает теперь перед героем не во внешней привлекательности и необычности облика, а в неповторимой индивидуальности ее драматической судьбы. Внутренний мир героини теперь уже не отталкивает молодого человека своей сложностью и непонятностью: «Теперь я многое понимал в ней, что прежде сбивало меня с толку: ее внутренне беспокойство, неуменье держать себя, желание порисоваться – мне все стало ясно. Я заглянул в эту душу: тайный гнет давил ее постоянно, тревожно путалось и билось неопытное самолюбие, но все существо ее стремилось к правде», «ее душа мне нравилась», и далее: «Я чувствовал, что ее образ… втеснился мне в душу».
Отношение к природе (пейзаж как средство характеристики героини)
Найдите эпизод, в котором Ася говорит Н.Н.: «Вы в лунный столб въехали, вы его разбили!». Как этот эпизод характеризует героиню? Как символический образ «разбитого лунного столба» связан с героиней?
Для учителя: Натура художественная, романтическая Ася тонко чувствует красоту и поэзию окружающего мира. Об этом говорит и выбор места жительства: брат и сестра поселились за городом в «небольшом домике», стоявшем «на самом верху горы», и не устают восхищаться прелестью окружающей обстановки; и ее крик Н.Н.: «Вы в лунный столб въехали, вы его разбили!». Но, там где Ася видит лунное сияние, ассоциирующееся с поэзией и светом любви, рассказчику открывается лишь непроницаемая чернота волн. И этот двойной угол зрения на пейзаж углубляет образ героини и обнаруживает различие в мировосприятии героев. Это еще и символический образ – жизнь Аси также «разбивается» Н.Н.
Поступки, поведение
Н.Н. восклицает: «Что за хамелеон эта девушка?» Что имеет в виду герой, называя Асю хамелеоном. В каких эпизодах проявляется эта черта Аси?
Для учителя: в поведении героини присутствуют некие элементы театральности. В разыгрываемое представление Ася пытается вовлечь и окружающих, раздавая роли по своему усмотрению. Наиболее показателен в этом плане эпизод с цветком герани, где брошенная ветка – это своего рода приглашение принять «условия игры». Но, придавая своему облику и манерам черты то одного, то другого персонажа, Ася никогда не переигрывала. Она искренна и органична в своих «ролях». Она играет подобно тому, как играют дети или гениальные натуры, всецело отдаваясь роли, увлекаясь «сценическим образом» и перенося воображаемое в действительность.
С любопытством наблюдая за перевоплощениями героини, проделки которой иногда превосходят самые смелые ожидания Н.Н., отмечает в девушке «что-то напряженное, не совсем естественное». Он называет ее «хамелеоном», «полузагадочным», «привлекательным, но странным существом». Загадочность, необъяснимость, непредсказуемость становятся лейтмотивом образа Аси.
Речевой портрет героини
Проанализируйте речь героини, сделайте вывод.
Первичное закрепление.
Задание.
Выделите ключевые черты образа, которые могли бы, по вашему мнению, стать характерными для тургеневских девушек как литературного типа.
Примерные выводы:
Портрет героини: подвижность, изменчивость как главные черты внешнего облика героини; обаяние и грация.
Основные черты характера Аси: непосредственность, естественность, самобытность; любовь к природе; сложность, «странность» внутреннего мира героини: большие духовные запросы, стремление к самосовершенствованию; нравственный максимализм; требовательность в выборе предмета любви; «окрыленность».
Ася не приемлет никаких условностей, не выверяет свои действия в соответствии с канонами этикета и остается всегда самобытной. В наивности и непосредственности поведения героини есть порыв к чему-то важному, настоящему, что должно составлять суть человеческого бытия.
Характер героини соткан из противоречий и крайностей. Все ее свойства и черты даны в предельном выражении. Таковы, прежде всего, ее искренность и прямота, которые сразу же смущают Н.Н.
Эти черты «великой души» (как у пушкинской Татьяны, с которой Ася явно соотнесена) обнаруживают народный, и иногда и простонародный колорит.
Образ Аси как олицетворение жизни.
Драматизм судьбы «крылатой» натуры в мире «бескрылых» существ.
Самостоятельная работа (д/з)
Творческая работа на выбор
1.1. Нарисуйте (найдите готовый) образ (портрет, символическое воплощение), который на ваш взгляд, выражает суть понятия «тургеневская девушка»
1.2. Представьте, что вы имиджмейкер, к которому обратились с просьбой создать образ современной «тургеневской девушки». Какую прическу, макияж, одежду вы предложите заказчику? (будет хорошо, если вы представите визуальный образ – фотографии, например).
2. Напишите эссе, выразив свое отношение к тургеневским девушкам (вы можете воспользоваться материалами задания 1).
Подведение итогов. Рефлексия.
- Зайцева И.М.Приемы создания образа Аси в одноименном произведении И.С.Тургенева.
- Схема «Средства создания литературного персонажа» https://www.myshared.ru/slide/834740/
Приложения
Задание 1. Прочитайте отрывки из критических статей, стихотворения и высказывания разных людей. Что их объединяет? В чем вы видите различия? Сделайте вывод.
Н.А. Некрасов в письме И.С.Тургеневу: «Обнимаю тебя за повесть и за то, что она прелесть как хороша. От нее веет душевной молодостью, вся она – чистое золото поэзии. Без натяжки пришлась эта прекрасная обстановка к поэтическому сюжету, и вышло что-то небывалое у нас по красоте и чистоте. Даже Чернышевский в истинном восторге от этой повести».
Для справки: Н.Г.Чернышевский, один из ведущих литературных критиков того времени.
Памяти И. С. Тургенева (фрагмент)
10. И там вдали, где роща так туманна, Где луч едва трепещет над тропой,- Елена, Маша, Лиза, Марианна, И Ася, и несчастная Сусанна — Собралися воздушною толпой. 11. Знакомые причудливые тени, Создания любви и красоты, И девственной и женственной мечты,- Их вызвал к жизни чистый, нежный гений, Он дал им форму, краски и черты. 12. Не будь его, мы долго бы не знали Страданий женской любящей души, Её заветных дум, немой печали; Лишь с ним для нас впервые прозвучали Те песни, что таилися в тиши. 13. Он возмутил стоячих вод молчанье, Запросам тайным громкий дал ответ, Из тьмы он вывел женщину на свет, В широкий мир стремлений и сознанья, На путь живых восторгов, битв и бед.
Константин Бальмонт, поэт начала XX в.
Девушке
Мне не нравится томность Ваших скрещенных рук, И спокойная скромность, И стыдливый испуг. Героиня романов Тургенева, Вы надменны, нежны и чисты, В вас так много безбурно-осеннего От аллеи, где кружат листы. Никогда ничему не поверите, Прежде чем не сочтете, не смерите, Никогда никуда не пойдете, Коль на карте путей не найдете. И вам чужд тот безумный охотник, Что, взойдя на нагую скалу, В пьяном счастье, в тоске безотчетной Прямо в солнце пускает стрелу.
Николай Гумилёв, поэт начала XX в.
«…знаменитые тургеневские женщины вызывают любые чувства, кроме желания с ними познакомиться». Сергей Довлатов, писатель, вторая половина XX в.
«С Тургеневым не только в литературу, но и в жизнь вошел поэтический образ спутницы русского героя, тургеневской девушки». Ю. Лебедев, литературовед, вторая половина ХХ века.
Задания для групп
1 группа. Характеристика других героев
Зачитайте характеристики Аси, данные Гагиным. О каких свойствах Аси в них идет речь? («Экая сумасшедшая… Не дразните ее, вы ее не знаете: она, пожалуй, ещё на башню взберётся.»; «У неё сердце очень доброе, но голова бедовая»; «У неё ни одно чувство не бывает вполовину»; «Порох она настоящий…беда, если она кого полюбит.»; «Асе нужен герой, необыкновенный человек – или животный пастух в горном ущелье». «С огнем шутить нельзя…Вы не знаете Асю: она в состоянии занемочь, убежать, свидание вам назначить… Другая умела бы все скрыть и выждать — но не она».)
2 группа. Портрет
Перечитайте описание портрета героини из 2 главы повести. В чем его своеобразие? («Девушка, которую он назвал своей сестрой, с первого взгляда показалась мне очень миловидной. Было что-то своё, особенное, в складе её смугловатого круглого лица, с небольшим тонким носом, почти детскими щеками и светлыми глазами. Она была грациозна сложена, но как будто не вполне ещё развита(…) её чёрные волосы, остриженные и причесанные, как у мальчика, падали крупными завитками на шею и на уши (…) Я не видел существа более подвижного. Ни одно мгновение она не сидела смирно; вставала, убегала в дом и прибегала снова, напевала вполголоса, часто смеялась, и престранным образом: казалось, она смеялась не тому, что слышала, а разным мыслям, приходившим ей в голову. Её большие глаза глядели прямо, светло, смело, но иногда веки ее слегка щурились, и тогда взор ее внезапно становился глубок и нежен).
3 группа. Мечты героини как самохарактеристика
Прочитайте главу IX. От слов: «Пойти куда-нибудь далеко на молитву…» до слов: «Кажется, до сих пор я ещё не летала». Ответьте на вопросы.
— о чем мечтает Ася? (пойти куда-нибудь на молитву, быть похожей на Татьяну Ларину, о крыльях) — о каких крыльях идет речь? (герои разговаривают о любви, о том как это чувство возвышает человека, «поднимает над землей». Но речь идёт не только о любви, но и о «крылатости человека, т.е. способности самоотверженно любить, стремиться к чему-то большому, настоящему, чему можно посвятить все свои силы. — Как мечты Аси характеризуют её? (Ася стремится к неизведанному – к будущему; готова на самопожертвование, у девушки богатый духовный мир. Я: она в поисках себя – ее желания противоречивы, но чувствуется интерес к миру, опять-таки — стремление к чему-то большому).
4 группа. История Аси
Вспомните историю Аси. В какой момент и с какой целью автор знакомит нас с ней? (в случае затруднений обратитесь к справочным материалам).
Для справки (4 группа): В.М.Маркович отмечает в характере Аси переплетения «с нравственно-психологическими аномалиями, напоминающими о героях и героинях Достоевского. Наиболее очевидная из них – сочетание ущемленности и неистребимой гордости, которое перерастает в мучительное противоречие между стремлениями к самоутверждению и … ощущением собственной неполноценности. Источником противоречия оказывается «ложное положение» незаконнорожденной, которое Ася тоже воспринимает подобно героиням и героям Достоевского – как несправедливость абсолютно неисправимую, обрекающую ее на вечное неравенство с другими людьми. Отсюда вырастают новые мучительные противоречия: «… она и стыдилась своей матери, и стыдилась своего стыда, и гордилась ею. Отсюда же – предельная напряженность душевной жизни и эксцентричность поведения Аси. И в особенности – необузданность ее переживаний и поступков»8.
Господин Н.Н., многое поняв в характере девушки, испытывает невероятное облегчение. Былое раздражение сменилось живостью и готовностью к взаимопониманию. Ася предстает теперь перед героем не во внешней привлекательности и необычности облика, а в неповторимой индивидуальности ее драматической судьбы. Внутренний мир героини теперь уже не отталкивает молодого человека своей сложностью и непонятностью: «Теперь я многое понимал в ней, что прежде сбивало меня с толку: ее внутренне беспокойство, неуменье держать себя, желание порисоваться – мне все стало ясно. Я заглянул в эту душу: тайный гнет давил ее постоянно, тревожно путалось и билось неопытное самолюбие, но все существо ее стремилось к правде», «ее душа мне нравилась», и далее: «Я чувствовал, что ее образ… втеснился мне в душу».
5 группа. Отношение к природе (пейзаж как средство характеристики героини)
Найдите эпизод, в котором Ася говорит Н.Н.: «Вы в лунный столб въехали, вы его разбили!». Как этот эпизод характеризует героиню? Как символический образ «разбитого лунного столба» связан с героиней?
6 группа. Поступки, поведение
Н.Н. восклицает: «Что за хамелеон эта девушка?» Что имеет в виду герой, называя Асю хамелеоном. В каких эпизодах проявляется эта черта Аси?
7 группа. Речевой портрет героини
Проанализируйте речь героини, сделайте вывод.
Образ «тургеневской девушки»
Творчество И. Тургенева подарило русской литературе яркий образ девушки, который с течением времени трансформировался в устойчивый стереотип. Речь идет о таком явлении как «тургеневская девушка».
В основу явления ложится целая вереница образов героинь, созданных писателем на протяжении 1850-1890-х годов. В исследовательской литературе главными прообразами рассматриваемого стереотипа принято считать Наталью Ласунскую (роман «Рудин»), Марианну Синецкую (роман «Новь»), Елену Стахову (роман «Накануне»). Всех этих героинь объединяют неизменные характеристики.
Прежде всего, «тургеневская девушка» отличается наличием гармоничного и цельного внутреннего мира. Несмотря на некоторую отрешенность от обыденной жизни, эта девушка потрясающе органично ощущает себя наедине с природой. Многих тургеневских героинь отличает врожденная скромность и простота, но за этой видимостью стоит крепкая воля и непреклонный характер. В большинстве случаев девушкам приходится вступать в противоречие с существующим семейным укладом или условностями света, однако каковы бы ни были преграды, в своем желании достигнуть цели девушки идут до самого конца.
Кроме того, «тургеневская девушка» предполагает не только наличие специфических черт характера, но и некоторые внешние особенности. Многие героини писателя обладают фарфоровой (и даже слегка прозрачной) белой кожей, на которой то и дело вспыхивает легкий румянец (способность девушек стесняться и краснеть писатель Тургенев подчеркивает особенно выразительно). Героиням также свойственна природная стройность, тонкие музыкальные пальцы, утонченность и правильность черт лица, тяготение к нежным пастельным тонам в выборе одежды.
Переходим к возрасту женщин, постарше подросткового, и это – какие они…Тургеневская девица, возраст обычно от 19 и примерно до 21 года. Это период, когда едва раскрывшегося, появляется очаровательный цветочек.
Образ тургеневской девушки в повести «Ася» — сочинение
Каждый писатель создает в своих произведениях особенные образы, которые привлекают читателя своей неповторимсостью. Некоторые из них забываются, а другие остаются в памяти читателей надолго. И. С. Тургенев воплотил в нескольких своих произведениях образ, навсегда вошедший в мировую литературу как «тургеневская девушка». В романе «Рудин» «тургеневская девушка» – Наталья Ласунская, в «Дворянском гнезде» – Лиза Калитина. Ну и, конечно, в первую очередь вспоминается Ася – героиня одноименной повести.
«Тургеневская девушка» отличается от других особенным романтическим образом, который проявляется и в ее внешности . Она может быть приятной, миловидной, она может быть разной.
«Было что-то свое, особенное, в складе ее смугловатого круглого лица, с небольшим тонким носом, почти детскими щечками и черными, светлыми глазами», – так описывает И. С. Тургенев Асю.
Это необычное сочетание: «черные, светлые глаза» сразу обращает на себя внимание читателя. Впоследствии, в течение всей повести глаза героини то словно бы «освещаются» изнутри, то вновь становятся темными, словом, постоянно меняются, как и «ее лицо, самое изменчивое лицо».
Ася – особенная девушка, непохожая на других. В пансионе она приобрела отличное образование, но не подошла «под общий уровень», не сдерживая свой характер, она держалась в стороне от остальных девиц и учителей. Они не могли понять ее дерзкого, но в то же время очень ранимого характера. Некоторые считали ее высокомерной, а некоторые слабой и беспомощной, но все равно не могли разгадать индидивидуальность романтичной девушки.
Гагин объясняет это ее происхождением: «Ей надо было либо прислуживаться, либо дичиться». Как бы то ни было, пансион Ася покинула, будучи все такой же чудной и проказницей.
Воспитанная матерью, державшей ее в строгости, затем отцом, ничего ей не запрещавшим, а также французскими романами, Ася в итоге стала обладательницей очень непосредственного и противоречивого характера.
Она любит играть разные роли, любит чувствовать себя разной – то прилежной домохозяйкой, то сорвиголовой, то нежной и хрупкой девушкой. Она старается продемонстрировать свою независимость от чужого мнения, на самом же деле ей очень важно, что думают о ней окружающие.
При всей своей любви к актерству Ася – сама естественность. Она совершенно не умеет скрывать свои чувства, они проявляются через смех, слезы, даже через цвет лица. Она охотно принимает искусственные обличья, но и не менее охотно сбрасывает с себя маску, становится очень милой и простой.
Яркое качество, которое полностью характеризует Асю, – это искренность. Она не может жить по-другому и не терпит проявлений неискренности в других людях. Возможно это качество и сыграло свою определенную роль в ее жизни. Отношения людей зачастую не всегда строятся на честности и справедливости, а для Аси это играло главную роль. И эта особенность ее характера создавала тот образ «тургеньевской девушки», который обращает на себя внимание читателя.
Именно поэтому она покидает господина Н., уезжает, поскольку не встречает в нем ответного чувства. У всех «тургеневских» девушек похожая судьба. Они влюбляются, искренне и пылко, но не находят в избраннике ответного чувства. Господин Н., покоривший Асю, не способен на яркий порыв, не способен решиться «жениться на семнадцатилетней девочке, с ее нравом…».
Нежный образ Аси навсегда остался в памяти Н., так же как образ «тургеневской девушки», нарисованный писателем, навсегда остается в памяти читателя. Он поражает своей красотой, искренностью, чистотой. Он вдохновляет и сводит с ума, этот милый образ Аси, Лизы, Натальи.
тургеневская девушка и чеховская дама
Девушка в этом возрасте уже более сформированная, у нее отсутствуют проблемы с лишним весом и прыщиками, кожа чистая и проблема апельсиновой корки, пока так же отсутствует.
Физические нагрузки, так же как и умственные, для них не проблема. Но, к сожалению, приобретенными способностями они особо не пользуются, так как на первом плане проблемы более глобального характера — .
Не исключено, что существуют и девушки, которых данная проблема особо не занимает, их голова более светлая, в основном они заняты учебой и хобби. Они, можно сказать, не до конца раскрытые бутончики.
Но все же, тургеневские девушки обычно витают в облаках любви в поисках суженного. Вероятность найти жениха не велика, обычно это заканчивается печальным, но бесценным опытом — тургеневская девушка и чеховская дама
.
Целью тургеневских девиц, является неумолимое желание любить и быть любимой. Аксессуар – роман о любви.
Основной косметикой является помада и тушь для ресниц. А покушать мы любим — пиццу и пирожки, в основном с капустой. Увлечения обычно разные, такие как спорт конный, теннис большей, главное, что бы народу побольше было, а собственно, ! Современные девушки любят интернет и общение, ну и конечно же тусовки. Девиз примерно такой — «Искать и бороться, найти и сдаться». Проблемы с мужчинами обычно «глобального» характера, можно сравнить с «концом света», но бывают случаи и попроще.
Чеховская дама, женщина — это возраст когда женщина остановилась в росте и понемногу начинает увядать. В этом возрасте обычно есть опыт не удавшегося брака, в некотором случае есть дети, пара лишних килограмчиков, мечты о счастливой жизни —
тургеневская девушка и чеховская дама
…
После 25-ти лет женщина уже достаточно набирается «печального» опыта, но что бы адекватно воспринимать ситуацию и учиться на ошибках, она еще не достаточно повзрослела и не хочет принимать этого. Как правило, чаще всего жертвами аферистов брачных, становятся женщины такого возраста. По причине постоянных расстройств, одинокая женщина подвержена различным болезням.
Это может быть и мигрень, ломкость ногтей и выпадение волос, и – у каждой женщины свои….
Сочинение на тему: ОБРАЗ «ТУРГЕНЕВСКОЙ ДЕВУШКИ» (по повести И. С. Тургенева «Ася»)
Повесть «Ася» пронизана светом, торжеством юности, расцветающей природы. Праздничный, сказочно-прекрасный городок 3. , серебристо-золотой Рейн; багряный закат. Серебро, золото, пурпур, насыщенный блеском воздух; Ася, облитая солнечным светом. . .
Именно в такой сказочной обстановке впервые увидел главный герой повести г-н Н. Н. Асю. Увидел и понял, что столкнулся с необъяснимым чудом, необыкновенной тайной, разгадать которую ему так и не удалось.
В чем же кроется секрет очарования и привлекательности образа Аси?
Уверенно можно утверждать, что внешняя привлекательность отнюдь не является ключом к разгадке. Хотя в ее лице было «что-то свое, особенное », красавицей Ася не была. Небольшой тонкий носик, почти детские щечки и черные глаза. «Она была грациозно сложена, но как будто не вполне еще развита. . .
Обратите внимание
Черные волосы, остриженные и причесанные, как у мальчика, падали крупными завитками на шею и уши». Ася не могла находиться в состоянии покоя и часто смеялась «престранным образом: казалось, она смеялась не тому, что слышала, а разным мыслям, приходившим ей в голову».
Как видим, в ее облике было много детского, как, впрочем, и в поведении.
Трудно найти логическое объяснение ее странным поступкам: вспоминается случай на развалинах. Ася, словно козочка, карабкалась по развалинам со стаканом в руке с единственной целью — полить цветы, растущие на древних стенах. Движения ее были легкими и ловкими, но девушка, несомненно, играла.
На одном опасном месте она нарочно вскрикнула и потом захохотала: «Вы находите мое поведение неприличным, — казалось, говорило ее лицо, — все равно: я знаю, вы мной любуетесь». Но в этот же момент происходит преображение изменчивого лица девушки.
На смену детскому очарованию приходит сосредоточенное, почти печальное выражение.
Объяснение странного поведения девушки появляется несколько позже. Тайну происхождения Аси г-ну Н. Н. раскрывает ее брат. У Аси своя судьба, свое прошлое — незаконнорожденной дочери дворянина. Ее мать, бывшая горничная, не считала возможным для себя соединить судьбу с барином. Но после кончины матери отец взял девочку к себе на воспитание.
Он стал ее учителем и наставником, хотя его воспитание было своеобразным. Девочке была предоставлена полная свобода, так как отец в душе всегда считал себя перед ней виноватым.
«Ася скоро поняла, что она главное лицо в доме, она знала, что барин ее отец; но она так же скоро поняла свое ложное положение; самолюбие развилось в ней сильно, недоверчивость тоже; дурные привычки укоренялись, простота исчезла. Она хотела заставить целый мир забыть ее происхождение».
После смерти отца воспитание тринадцатилетней девочки полностью легло на плечи ее двадцатилетнего сводного брата. Брат поместил ее в один из лучших пансионов. В пансионе, вдалеке от родного и любимого человека, по-настоящему проявляется характер Аси. Честность, бескомпромиссность — вот основные качества человека, считающего, что лесть и трусость — самые дурные пороки.
Конечно, манеры девушки стали лучше, училась она прекрасно, лучше всех, но «никак не хотела подойти под общий уровень, упрямилась, глядела букой. . . ». Дружила она в пансионе только с одной некрасивой, загнанной и бедной девушкой. Остальные приятельницы, большинство из которых принадлежали к хорошим фамилиям, не любили Асю, язвили, старались уколоть как только могли.
Исследователи творчества Тургенева отмечают, что повесть, особенно страницы, посвященные Асе, проникнута поэзией искренности, душевной открытости. В первую очередь связано это с тем, что основана повесть на биографическом факте, дорогом самому автору.
Важно
История детства героини, незаконнорожденной дочери дворянина, напоминает судьбу Полины, дочери самого Тургенева, сначала воспитывавшейся в имении его матери, а затем в семье Полины Виардо.
Но самый облик Аси скорее напоминает Анну, дочь дяди писателя и крепостной крестьянки: «Помните ли вы маленькую, очень своеобразную.
Источник: https://cwetochki.ru/post-Sochinenie-na-temu-OBRAZ-TURGENEVSKOY-DEVUSHKI-po-povesti-I-S-Turgeneva-Asya-22864.html
ActionTeaser.ru — тизерная реклама
Иван Сергеевич Тургенев — настоящий художник слова, оставивший глубокий след в мировой литературе. Романы, повести, рассказы Тургенева всегда волновали читателей глубиной и актуальностью поднятых в них вопросов, возбуждали протест против несправедливости, способствовали формированию гуманных идей в русском обществе.
С Тургеневым не только в литературу, но и в жизнь вошел поэтический образ спутницы русского героя, «тургеневской девушки»: Наталья Ласунская, Лиза Калитина, Елена Стахова, Марианна.
В своих романах и повестях писатель изображает наиболее цветущий период в женской судьбе, когда в ожидании избранника женская душа расцветает, пробуждаются к временному торжеству все ее потенциальные возможности.
Вместе с образом «тургеневской девушки» в произведения писателя входит образ «тургеневской любви». Это чувство, по мнению писателя, близко революции: «…
однообразно-правильный строй сложившейся жизни разбит и разрушен в одно мгновенье, молодость стоит на баррикаде, высоко вьется ее яркое знамя, и что бы там впереди ее не ждало — смерть или новая жизнь, — всему она шлет свой восторженный привет».
Все тургеневские герои проходят испытание любовью — своего рода проверку на жизнеспособность не только в интимных, но и в общественных убеждениях.
Любящий герой прекрасен, духовно окрылен, но чем выше он взлетает на крыльях любви, тем ближе трагическая развязка, а затем — падение. По мнению Тургенева, любовь трагична потому, что перед ее стихийной властью беззащитен и слабый, и сильный человек. Своенравная, роковая, неуправляемая любовь распоряжается человеческой судьбой.
Это чувство трагично еще и потому, что идеальная мечта, которой отдается влюбленная душа, не может полностью осуществиться в пределах природного круга.Тургенев — тонкий психолог и знаток женского сердца.
Он удивительно нежно рассказывает о возвышенной, доверчивой и стыдливой женской любви, заглядывает в самые глубины женского сердца и создает трогательный образ любящей девушки. Обаяние многих тургеневских героинь заключается в том, что их характеры раскрываются в момент напряженного поэтического чувства, изменяются под влиянием светлой и облагораживающей любви.
В своих повестях тех лет Тургенев запечатлел образ русской женщины в момент ее духовного пробуждения, в ту пору, когда она начала осознавать себя как личность: тургеневская героиня не удовлетворяется обыкновенными домашними заботами, она «многого требует от жизни, она читает, мечтает… о любви… но для нее это слово много значит».
Совет!
Она ждет героя, в котором для нее воплощено все — «и счастье, и любовь, и мысль», — героя, который способен изменить ход жизни, противостоять «людской пошлости». Поверив в героя, героиня Тургенева «благоговеет перед ним… учится, любит!».
От тургеневского героя Ася ждет ответа на самый болезненный и насущный вопрос русской жизни того времени: «что делать?»Ася — героиня, наделенная «благородной душой и удивительной силой характера». Господин Н.
встречает ее, когда она томится от избытка жизненных и духовных сил, ее тяготит праздность, она вся во власти высоких человеческих порывов, мечтает «пойти куда-нибудь далеко, на молитву, на трудный подвиг». Ее терзают мысли, еще неведомые герою повести: «Дни уходят, жизнь уйдет, а что мы сделали?» — тоска по деятельной, полной полезного смысла жизни уже знакома Асе.
Ася мечтает о подвиге. Нравственное, духовное изменение героини противопоставлено скудости образа главного героя повести.
Неровность и противоречивость характера Аси во многом объясняется ее происхождением и двусмысленным положением в обществе: дочь крепостной женщины и барина, она рано начала задумываться над несправедливостью жизни, прямая и открытая, она стремилась к правде и не могла понять, «отчего никогда нельзя сказать всей правды». В сердце «тургеневской девушки» бьются гордость, отвага, стремление к независимости, она считает, что «лесть и трусость — самые дурные пороки». Ася — национальный, типично русский характер, ей близок духовный мир любимой пушкинской героини: «А я хотела бы быть Татьяной». Сначала создается впечатление, что господин Н. окажется достойным Аси, но «сама Ася, с ее огненной головой, с ее прошедшим, с ее воспитанием» его пугала. Герой обманул самые святые ее надежды.
Тургеневская «Ася» окончательно уничтожила веру в то, что люди, подобные господину Н., способны «изменить своим благородством характер нашей жизни».
ТУРГЕНЕВСКАЯ ДЕВУШКА
«Знаменитые тургеневские женщины вызывают любые чувства, кроме желания с ними познакомиться…» Сергей Довлатович.
Типичная героиня произведений Ивана Тургенева: скромная, замкнутая, чувствительная девушка. Тургеневская героиня хорошо образованна и весьма рассудительна. Она плохо ладит с людьми, предпочитая жить в своем собственном мире. Искренность и честность – вот что отличает ее от прочих женщин. «Тургеневская барышня» не отличается яркой внешностью, скорее ее можно назвать «дурнушкой». Лоск и элегантность внешнего мира для нее не более, чем декорация, гораздо важнее–истинные, не показные достоинства и стремление служить идее. Вопреки стереотипу о слабости ее натуры, она обладает сильным характером. Уверенно идет к своей цели, не сворачивая с намеченного пути. Упорство, решительность, упрямство – черты характера, позволяющие этой мечтательной девушке добиваться немалых высот (иногда гораздо больших, чем мужчина). Ей присуща жертвенность, взрывная экспрессивность и неотступное желание следовать за любимым. Такие девушки любят не «за что-то», а «несмотря на…». Зачастую ее избранник оказывается недостойным, однако она бесконечно ему верна, несмотря на сопротивление родителей и прочие преграды.
Образ “тургеневской” девушки (по повести Тургенева “Ася”)
Каждый писатель создает в своих произведениях особенные образы, которые привлекают читателя своей неповторимсостью. Некоторые из них забываются, а другие остаются в памяти читателей надолго.
Тургенев воплотил в нескольких своих произведениях образ, навсегда вошедший в мировую литературу как “тургеневская девушка”. В романе “Рудин” “тургеневская девушка” – Наталья Ласунская, в “Дворянском гнезде” – Лиза Калитина.
Ну и, конечно, в первую очередь вспоминается Ася – героиня одноименной повести.
“Тургеневская девушка” отличается от других особенным романтическим образом, который проявляется и в ее внешности. Она может быть приятной, миловидной, она может быть разной.
“Было что-то свое, особенное, в складе ее смугловатого круглого лица, с небольшим тонким носом, почтидетскими щечками и черными, светлыми глазами”, – так описывает Тургенев Асю.
Это необычное сочетание: “черные, светлые глаза” сразу обращает на себя внимание читателя. Впоследствии, в течение всей повести глаза героини то словно бы “освещаются” изнутри, то вновь становятся темными, словом, постоянно меняются, как и “ее лицо, самое изменчивое лицо”.
Ася – особенная девушка, непохожая на других. В пансионе она приобрела отличное образование, но не подошла “под общий уровень”, не сдерживая свой характер, она держалась в стороне от остальных девиц и учителей.
Они не могли понять ее дерзкого, но в то же время очень ранимого характера. Некоторые считали ее высокомерной, а некоторые слабой и беспомощной, но все равно не могли разгадать индидивидуальность романтичной девушки.
Гагин объясняет это ее происхождением: “Ей надо было либо прислуживаться, либо дичиться”. Как бы то ни было, пансион Ася покинула, будучи все такой же чудной и проказницей.
Воспитанная матерью, державшей ее в строгости, затем отцом, ничего ей не запрещавшим, а также французскими романами, Ася в итоге стала обладательницей очень непосредственного и противоречивого характера.
Важно
Она любит играть разные роли, любит чувствовать себя разной – то прилежной домохозяйкой, то сорвиголовой, то нежной и хрупкой девушкой. Она старается продемонстрировать свою независимость от чужого мнения, на самом же деле ей очень важно, что думают о ней окружающие.
При всей своей любви к актерству Ася – сама естественность. Она совершенно не умеет скрывать свои чувства, они проявляются через смех, слезы, даже через цвет лица. Она охотно принимает искусственные обличья, но и не менее охотно сбрасывает с себя маску, становится очень милой и простой.
Яркое качество, которое полностью характеризует Асю, – это искренность. Она не может жить по-другому и не терпит проявлений неискренности в других людях. Возможно это качество и сыграло свою определенную роль в ее жизни.
Отношения людей зачастую не всегда строятся на честности и справедливости, а для Аси это играло главную роль.
И эта особенность ее характера создавала тот образ “тургеньевской девушки”, который обращает на себя внимание читателя.
Именно поэтому она покидает господина Н., уезжает, поскольку не встречает в нем ответного чувства. У всех “тургеневских” девушек похожая судьба. Они влюбляются, искренне и пылко, но не находят в избраннике ответного чувства. Господин Н., покоривший Асю, не способен на яркий порыв, не способен решиться “жениться на семнадцатилетней девочке, с ее нравом…”.
Нежный образ Аси навсегда остался в памяти Н., так же как образ “тургеневской девушки”, нарисованный писателем, навсегда остается в памяти читателя. Он поражает своей красотой, искренностью, чистотой. Он вдохновляет и сводит с ума, этот милый образ Аси, Лизы, Натальи.
Источник: https://home-task.com/obraz-turgenevskoj-devushki-po-povesti-turgeneva-asya/
ЖЕНЩИНА БАЛЬЗАКОВСКОГО ВОЗРАСТА
«Юность любит лакомиться зрелыми плодами, а ими изобилует щедрая осень женщин…» Оноре де Бальзак.
Зрелая женщина «в самом соку», опытная, мудрая, с устоявшимися взглядами на жизнь. Она абсолютно точно знает свои сильные и слабые стороны, как внешности, так и характера. С возрастом женщина становится более раскрепощенной, она начинает ценить удовольствия и перестает отягощать себя лишними предубеждениями и комплексами.
В силу того, что биологические часы бальзаковской женщины набирают обороты, она не просто живет, она умеет находить прелести в каждом прожитом дне.За последние полвека женщины прошли нелегкий путь, чтобы доказать, что после сорока она – отнюдь не унылая и ворчливая мегера. Начиная с 60-х годов, вместе с сексуальной революцией и рок-движением, женщины отвоевали право на уважительное к себе отношение и убедили мир, что они отнюдь не являются мужской тенью. Однако понятие «женщина бальзаковского возраста» далеко не синоним «феминистки». Они вовсе не стремятся к полному равноправию с мужчинами во всех сферах общества. Эти дамы лишь знают себе цену.
ТУРГЕНЕВСКАЯ ДЕВУШКА
Обобщенный образ нескольких героинь произведений Тургенева 1850–1880х годов. Во многом следуя пушкинскому образу русской женщины, Иван Сергеевич показывает естественность и яркость чувственного восприятия тургеневской девушки, ее нравственность, чистоту и превосходство над прочими представителями дворянской интеллигенции.
Образ «тургеневской девушки» не был статичным. С каждой новой повестью типическое обобщение этого образа становилось все более глубоким и современным. В повести «Ася» Тургенев ярко описывает натуру русской девушки, преисполненной «крылатых надежд».
Впоследствии этот образ встречается в произведениях многих знаменитых писателей, таких как Чехов и Аверченко. Однако, последний горько шутит о недостижимости подобного женского идеала.
Образ «тургеневской девушки» в повести И, С. Тургенева «Ася»
Образ «тургеневской девушки». И. С. Тургенев принадлежит к тем немногим писателям, которые наделены чудесным даром проникать в глубины человеческой души двумя-тремя штрихами, легко и ясно описывать характерыгероев своих произведений. И вот словно живые, тургеневские персонажи начинают радоваться и огорчаться, любить и ненавидеть прямо на наших глазах.
Необычной и даже странной кажется нам вначале Ася — главная героиня одноименного произведения. Узнав девушку поближе, мы начинаем понимать истинные причины ее поступков, но тайна и загадка навсегда останутся неотъемлемой частью образа Аси.
Подвижная и эмоциональная, «ни одно мгновенье она не сидела смирно». Ее странный, не всегда к месту смех выдавал в Асе натуру с богатым внутренним миром: «казалось, она смеялась не тому, что смешно, а разным мыслям, приходившим ее в голову».
Обратите внимание
Не зря говорят, что глаза — зеркало души. Большие глаза Аси «глядели прямо, светло, смело, но иногда веки ее слегка щурились, и тогда взор ее внезапно становился глубок и нежен».
Несмотря на странности в поведении, Ася с первой минуты кажется нам обаятельной, искренней, интересной девушкой. Узнавая ее поближе, читатель все больше и больше привязывается к ней.
Прожив двенадцать лет в доме матери, бывшей горничной, девочка вдруг узнает, что ее отец — барин. Умный, порядочный, образованный и одинокий, он взял ее к себе в дом и начал воспитывать как родную дочь. Хотя воспитанием это назвать было сложно, потому что Асе все разрешалось — она не знала ограничений.
Вот почему «самолюбие развилось в ней сильно, недоверчивость тоже, дурные привычки укоренялись, простота исчезла». Желая, чтобы мир забыл побыстрее о ее происхождении, «она и стыдилась своей матери, и стыдилась своего стыда, и гордилась ею». Однако невзирая ни на что, «сердце в ней не испортилось, ум уцелел».
После смерти отца воспитанием тринадцатилетней Аси занялся ее старший брат. Он отдал девушку в хороший пансион, где ее манеры несколько улучшились.
Ася — девушка с ясным и искренним сердцем, «у ней ни одно чувство не бывает вполовину». Вот почему, полюбив впервые, она не может этого скрыть и не знает, что же ей теперь делать.
Поведение Аси так же трогательно непоследовательно, как сильна и решительна любовь, захватившая душу и сердце девушки.
Нежность, доверчивость, самоотверженность Аси нередко озадачивают людей, привыкших жить в мире, полном лжи и трусости.
Важно
Я уверена, что редкие люди сумели бы понять эту необыкновенную девушку и сегодня. Однако забыть ее, повстречав однажды, не может никто, как и герой повести Тургенева.
Источник: https://sochinenya.com/obraz-turgenevskoj-devushki-v-povesti-i-s-turgeneva-asya/
ЖЕНЩИНА БАЛЬЗАКОВСКОГО ВОЗРАСТА
После выхода в свет произведения «Тридцатилетняя женщина» Оноре де Бальзака женщинами бальзаковского возраста стали называть дам от 30 лет и старше. Причем, в исконно бальзаковском понимании, старше ровно настолько, насколько это угодно самой женщине, чтобы любить и ощущать себя любимой.
В то время девушек рано выдавали замуж. К двадцати пяти годам они уже обзаводились многочисленным потомством, а к тридцати считались вполне состоявшимися замужними женщинами.
Бальзак же продлил возраст женщины, в котором она способна любить. Он взял на себя смелость воспеть зрелую женщину, которая до него была обречена на пассивную жизнь и одинокое существование.
ТУРГЕНЕВСКАЯ ДЕВУШКА
Ныне представление о тургеневской девушке немало изменилось. В современном обществе данный эпитет ошибочно ассоциируют с девушкой несовременной, старомодной и слабой. Идеалистка по своей натуре, она сентиментальна, не приспособлена к жизни и оттого плаксива и очень ранима. В представлении подавляющего большинства обывателей «тургеневская барышня» – романтичная, хрупкая, трогательная особа, как правило, в скромном платье, с длинной девичьей косой и возвышенными мечтами о любви и смысле жизни. Она мгновенно смущается, краснеет и неизменно следует за своим возлюбленным, невзирая на все преграды. Этакий образ «идеальной жены», созданной для семейной жизни, ибо она никогда не пойдет «налево», будет стоически выносить все жизненные перипетии, воспитывая детей и боготворя своего мужа.
Кто возлюбленный «тургеневской девушки»?
Из всех претендентов на ее руку героиня Тургенева выбирает не самую удачную партию («Рудин»). Против таких браков выступают и родители, и все светское общество, но девушка непоколебима в своем выборе и следует за любимым даже на войну («Накануне»).
Можно провести такую параллель: «тургеневская девушка» – это Россия, а ее мужчина – это самый яркий российский тип на тот момент. В романе «Рудин» выведен тип русского философа и интеллигента, который не способен к плодотворной деятельности. Именно этот тип был характерен для 1840-х, когда происходит действие романа.
К сожалению, ни в одном из романов Тургенева мы не находим благополучной развязки любовной линии. Даже если герои устроили личное счастье, оно оказывается разрушенным стихийными силами («Накануне»). Теперь вы знаете, кто такая настоящая «тургеневская девушка»!
Booking.com
ЖЕНЩИНА БАЛЬЗАКОВСКОГО ВОЗРАСТА
По нынешним меркам «женщиной бальзаковского возраста» считается женщина немного после сорока. На этот возрастной период приходится истинный расцвет женщины, ее внутренний ренессанс. Потому поговорка «В сорок пять – баба ягодка опять» весьма оправдана и возникла не на пустом месте.
Современные женщины бальзаковского возраста активны, успешны, целеустремленны. Они нередко занимают высокопоставленные должности, курируют серьезные проекты. Они следят за своим внешним видом, при этом, имея за плечами огромный жизненный опыт. В наши дни женщины бальзаковского возраста сами решают, любить ли и быть ли им любимыми, разводиться с уже опостылевшим мужем или хранить супружескую верность во имя собственной репутации и доброго имени.
🗹