Сущность конфликта в грибоедовской комедии «Горе от ума»

  • Сочинения
  • По литературе
  • Грибоедов
  • Тема любви в комедии Горе от ума

Тема любви затрагивается практически в каждом классическом произведении. Что не странно, ведь тема любви — вечна и неисчерпаема. Исключением не стало и «Горе от ума» А.С.Грибоедова. Жанр произведения — трагикомедия. Трагедией как раз таки становится история любви наших героев.

Сюжетная линия представляет читателю молодую Софью Павловну Фамусову и её возлюбленного Алексея Степановича Молчалина. Молодые люди влюблены друг в друга и, казалось, готовы сбежать вдвоём на край света. Но вскоре в доме Фамусова появляется молодой дворянин Александр Андреевич Чацкий, недавно вернувшийся из Петербурга. Чацкий намерен жениться на Софье, ведь они с детства были вместе и, как ему казалось, любили друг друга. Но неожиданно он узнаёт, что сердце Софьи уже принадлежит другому, это обстоятельство разбило ему сердце. А Софья для себя знала, что причина всему то, что он уехал и пропал, не писал ей ни строчки, вот она и обиделась.

Как могла его любимая Софья полюбить такого заурядного и ничего не смыслящего в жизни Молчалина? Неужели это в самом деле правда? Чацкий намерен был выяснить, что произошло и как он мог упустить свою дорогую Софью в руки другому мужчине. Это раздосадовало Софью Павловну и в растерянности, неожиданно для себя, она пускает слух о том, что Чацкий лишился рассудка. Новость вмиг разлетелась среди гостей дома Фамусова. Удивлённый и потрясённый этой новостью Александр Чацкий пытается как можно скорее отыскать Софью и доказать, что кем-то пущенный слух — клевета да и только. Увы, он не подозревал, что сама Софья его и оклеветала.

В это время бедная Софья случайно стала свидетельницей разговора Молчалина с Лизой, где он признавался Лизе, что любит лишь её, а Софья лишь способ повысить его положение в обществе. Это признание разбивает Софье её невинное девичье сердце. Свидетелем сцены становится и Чацкий. Оценив ситуацию он понимает, что эти люди далеки его духу и не могут разделять его соображений. А Софья, к которой он так стремился, та, которую он хотел взять в жены, оказалась совсем не той девушкой, верной и искренней, какой он её запомнил, когда уезжал в Санкт-Петербург.

Любовный треугольник распался и каждый из его участников остался лишь с осколками разбитого сердца, разбитых надежд и с горьким опытом. История наглядно показывает, как жестока может быть любовь и как сильно могут ранить люди, которых мы любим. «Любить — значит отдавать» говорил Эдуард Асадов . «Любовь — это труд» говорю я . А трудность состоит в умении эту любовь сохранить и не растратить, не выгореть, не перегореть, не променять её на другую, не позволять расстоянию и обстоятельствам отобрать её у вас. Увы, к большому сожалению, наши герои с этими задачами справиться не смогли. Потеряли любовь, потеряли друг друга и их вера в настоящую любовь наверняка сильно пошатнулась.

9 класс

Любовная интрига комедии А. Грибоедова «Горе от ума» глазами учащихся

  • Слайд 4

    Педагогическая технология — относительно новое понятие педагогической науки. В 60-70-х гг. ХХ в. оно ассоциировалось главным образом с методикой применения ТСО. В исследованиях российских специалистов понятие «педагогическая технология» получило более широкий смысл, относится к большому кругу образовательных процессов и рассматривается в педагогических системах различного уровня. В любой педагогической системе « Педагогическая технология» — понятие, взаимодействующее с дидактической задачей. И если дидактическая задача выражает цель обучения и воспитания, то педагогическая технология — пути и средства их достижения. Педагогическая технология

    Слайд 5

    Технология — это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве (толковый словарь). Педагогическая технология — совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств; она есть организационно-методический инструментарий педагогического процесса (Б.Т.Лихачев). Педагогическая технология — это содержательная техника реализации учебного процесса (В.П.Беспалько). Педагогическая технология — это описание процесса достижения планируемых результатов обучения (И.П.Волков). Технология — это искусство, мастерство, умение, совокупность методов обработки, изменения состояния (В.М.Шепель). В настоящее время понятие педагогической технологии прочно вошло в педагогический лексикон. Однако в его понимании и употреблении существуют большие разночтения

    Слайд 6

    Технология обучения — это составная процессуальная часть дидактической системы (М.Чошанов). Педагогическая технология — это продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя (В.М.Монахов). Педагогическая технология — это системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования (ЮНЕСКО). Педагогическая технология означает системную совокупность и порядок функционирования всех личностных, инструментальных и методологических средств, используемых для достижения педагогических целей (М.В.Кларин).

    Слайд 7

    Синквейн (от фр. cinquains, англ. cinquain) пятистрочная стихотворная форма, возникшая в США в начале XX века под влиянием японской поэзии. В дальнейшем стала использоваться (в последнее время, с 1997 года, и в России) в дидактических целях, как эффективный метод развития образной речи, который позволяет быстро получить результат. Ряд методистов полагает, что синквейны полезны в качестве инструмента для синтезирования сложной информации, в качестве среза оценки понятийного и словарного багажа учащихся. Синквейн

    Слайд 8

    Дидактический синквейн развился в практике американской школы. В этом жанре текст основывается не на слоговой зависимости, а на содержательной и синтаксической заданности каждой строки. Первая строка — тема синквейна, заключает в себе одно слово (обычно существительное или местоимение), которое обозначает объект или предмет, о котором пойдет речь. Вторая строка — два слова (чаще всего прилагательные или причастия), они дают описание признаков и свойств выбранного в синквейне предмета или объекта. Третья строка — образована тремя глаголами или деепричастиями, описывающими характерные действия объекта. Четвертая строка — фраза из четырёх слов, выражающая личное отношение автора синквейна к описываемому предмету или объекту. Пятая строка — одно слово-резюме, характеризующее суть предмета или объекта. Чёткое соблюдение правил написания синквейна не обязательно. Например, для улучшения текста в четвёртой строке можно использовать три или пять слов, а в пятой строке — два слова. Возможны варианты использования и других частей речи. Дидактический синквейн

    Слайд 9

    Синквейн с точки зрения педагогики

    Написание синквейна является формой свободного творчества, требующей от автора умения находить в информационном материале наиболее существенные элементы, делать выводы и кратко их формулировать. Помимо использования синквейнов на уроках литературы(например, для подведения итогов по пройденному произведению) практикуется и использование синквейна как заключительного задания по пройденному материалу любой другой дисциплины. Синквейн с точки зрения педагогики

    Слайд 10

    Синквейн – это особое стихотворение, которое возникает в результате анализа и синтеза информации. Мысль, переведенная в образ, как раз и свидетельствует об уровне понимания ученика. Это прием, позволяющий развивать способности резюмировать информацию, излагать сложные идеи, чувства и представления в нескольких словах, требует вдумчивой рефлексии. Синквейн — это быстрый, но мощный инструмент для рефлексии

    Слайд 11

    Первая строка. 1 слово – понятие или тема (существительное). Вторая строка. 2 слова – описание этого понятия (прилагательные). Третья строка.3 слова – действия (глаголы). Четвертая строка.Фраза или предложение, показывающее отношение к теме (афоризм) Пятая строка.1 слово – синоним, который повторяет суть темы.

    Слайд 12

    1. Синквейн 2.Образный, точный 3.Обобщает, развивает, обучает 4. “Сила речи состоит в умении выразить многое в немногих словах” 5.Творчество Учитель и ученик растут вместе: обучение наполовину учение. (Ли Цзи)

    Слайд 13

    Цель: внедрение синквейнов в образовательный процесс.

    Методические задачи: 1. Познакомить с технологией критического мышления. 2. Научить приёмам и правилам составления синквейнов. 3. Показать многообразие вариантов составления синквейнов. Дидактическая цель — поиск принципиально новых педагогических технологий, способных решить проблему сохранения здоровья учащихся. Ожидаемые результаты: развитие творческого мышления; обучение синтезированию сложной информации; создание благоприятной атмосферы на уроках.

    Слайд 14

    Вариативность

    Различные вариации для составления синквейна способствуют разноплановому составлению заданий. Помимо самостоятельного (так и в паре, группе) составления нового синквейна, возможно варианты с: составлением краткого рассказа по готовому синквейну (с использованием слов и фраз, входящих в состав синквейна); коррекция и совершенствование готового синквейна; анализ неполного синквейна для определения отсутствующей части (например, дан синквейн без указания темы — без первой строки, необходимо на основе существующих, ее определить).

    Слайд 15

    Формирование аналитических способностей

    Составление синквейна, краткого резюме на основе больших объемов информации, полезно для выработки способности к анализу. В отличие от школьного сочинения, синквейн требует меньших временных затрат, хотя и имеет более жёсткие рамки по форме изложения, и его написание требует от составителя реализации практически всех его личностных способностей (интеллектуальные, творческие, образные). Таким образом, процедура составления синквейна позволяет гармонично сочетать элементы всех трех основных образовательных систем: информационной, деятельностной и личностно ориентированной.

    Слайд 16

    Синвейн – превосходный способ контроля.

    – приём технологии развития критического мышления, на стадии рефлексии; – малая стихотворная форма, используемая для фиксации эмоциональных оценок, описания своих текущих впечатлений, ощущений и ассоциаций; – короткое литературное произведение, характеризующее предмет (тему), состоящее из пяти строк, которое пишется по определённому плану; – это инструмент для синтеза слова «пять» и обобщения сложной информации. – это средство творческого самовыражения. СИНКВЕЙН: — обогащает словарный запас; — подготавливает к краткому пересказу; — учит формулировать идею (ключевую фразу); — позволяет почувствовать себя хоть на мгновение творцом; — получается у всех.

    Слайд 17

    Технология развития критического мышления на уроках литературы помогает формировать в детях:

    Самостоятельность, — коммуникативность, — толерантность, — мобильность, — умение адаптироваться к сложившейся ситуации, — ответственность за собственный выбор и результаты своей деятельности, — самореализоваться и социализироваться в современном мире.

    Слайд 18

    Работы учащихся 9 б класса Николаев Максим 1 Фамусов 2 Лицемерный, распущенный 3 Балуется, указывает, пристает 4 «Орел» 5 Лицемер Сахаров Саша 1 Фамусов 2 Корыстный, самовлюбленный 3 Заигрывает, прикидывается, наглеет 4 Сам себе режиссер 5 Прошлый век Федорова Дарья 1 Фамусов 2 Пожилой, властный 3 Заигрывает, унижает, пристает 4 Старый гуляка 5 Господин Шаталова Настя 1 Фамусов 2 Хитрый, наглый 3 Руководит, властвует, хамит 4 Раздает щедроты 5 Властелин

    Слайд 19

    Никитин Юра 1 Лиза 2 Скромная, тихая 3 Боится, угождает, прислуживает 4 В тихом омуте черти водятся 5 Актриса Высоцкий Юра 1.Лиза 2. Робкая, исполнительная 3 Выручает, прикрывает, угождает 4 Хранительница тайны своей госпожи 5 Наперсница Погодаев Сергей 1 Лиза 2 Хрупкая, очаровательная 3 Скрывает, изворачивается, робеет 4 Всегда готова услужить 5 Слуга господ Федорова Даша 1 Лиза 2 Загадочная, хитрая 3 Помогает, изворачивается, теряется 4 Загадочная русская душа 5 Себе на уме девушка Работы учащихся 9 б класса

    Слайд 20

    Пантелеева Нина 1.Молчалин 2.Гнусный, подлый 3.Лжет, флиртует, предает 4.Молчалины блаженствуют на свете 5.Клоун Мурыгина Вика 1.Мослчалин 2.Скрытный, наглый 3.Изменяет, подлизывается, втирается в доверие 4 Хитрый лис 5. Обманщик Постнова Ксения 1.Молчалин 2Непредсказуемый, коварный 3.Уговаривает, льстит, скрываает 4.На все готов ради выгоды и карьеры 5. Дамский угодник Зубова Вика 1.Молчалин 2.Скромный, коварный 3.Изменяет, заигрывает, хитрит 4 Ко всем может влезть в душу 5.Подхалим Работы учащихся 9 б класса

    Слайд 21

    Мне больше всего удалось… Я могу себя похвалить за… Я могу похвалить одноклассников за… Меня удивило… Для меня было открытием то, что… На мой взгляд, не удалось…, потому что… На будущее я учту… Памятка для учащихся

    Посмотреть все слайды

    Третий год работаю по технологии развития критического мышления (critical thinking). Эта технология увлекла меня акцентами своих целей. Формирование нового стиля мышления, осознание многозначности позиций и точек зрения, развитие таких качеств как рефлексивность, самостоятельность, ответственность за свой выбор, формирование культуры чтения, стимулирование самостоятельной поисковой творческой деятельности встречаются и в других новых проектах, педагогических технологиях. Приоритетными акцентами в ТРКМ кроме вышеуказанных являются творческое осмысление текста, выработка собственного мнения, умение выразить себя, умение слышать другую точку зрения. Самым главным на уроке является текст художественного произведения. Любимыми приемами и методами на уроке являются диспут, рассуждения о герое, составление “дерева” прогноза, сочинение синквейнов, хокку, маркировка текста, создание схем, таблиц, кластеров.

    Следует объяснить выбор данной темы. По своему опыту я знаю, что читать комедию сложно для учеников национальных школ. Это стихотворное произведение, язык комедии довольно сложен, исторические реалии далеки от сегодняшнего дня. Поэтому я считаю, что следует вызвать интерес учащихся. Например, может заинтересовать эта вечная тема – любовь.

    Привожу некоторые работы учащихся по теме “Любовная интрига комедии А.С.Грибоедова “Горе от ума”.

    Письма героям

    Письмо Молчалина Софье.

    Глубокоуважаемая Софья Павловна!

    Приношу Вам свои глубочайшие извинения-с. Простите меня великодушно! Ошибся-с! Я не хотел, это все Лизанька – бесстыдница. Папанька-то мой все наставлял и “награжденья брать, и весело пожить”, “всем угождать”. Пусть мой ум “вряд ли семейство осчастливил” бы. Но виноват, исправлюсь. Я ведь угождал Вам, Вашему папеньке, гостям, слугам, дворнику и даже собаке дворника. Хочу, очень хочу остаться при Вас. Возьмите меня обратно к себе, не пожалеете, смею Вас уверить, Нет у меня своих суждений, будут только Ваши. А у меня только “умеренность и аккуратность”. Возьмите меня обратно. Нижайше кланяюсь, Ваш покорный слуга”.

    Письмо Софье из ХХI века

    Пишет тебе девушка из ХХI века. Я твоя ровесница. Так же как и ты люблю читать сентиментальные романы, люблю современную моду, музыку. В отличие от тебя не знаю французского, не играю на музыкальных инструментах. Так же как и ты имею строгого папу, который не понимает сегодняшнюю жизнь, ругает современную молодежь. Главное мое отличие от тебя в том, что мы по-разному относимся к любви. Современные девушки “любят ушами”. Не понимаю: как можно принять молчание и вздохи за любовь, за какие-то чувства? Если человек молчит, значит, у него нет чувств. Любовь можно выразить взглядом, улыбкой, словами, музыкой. Как же ты не смогла разглядеть Молчалина? Я бы на твоем месте обязательно постаралась его разговорить. Я считаю, что ты безвинно наказана презрением Чацкого. Верю, что впредь у тебя все будет хорошо. Ты встретишь “героя своего романа”, как, впрочем, и я.

    Синквейны.

    Умная, начитанная.

    Полюбила недостойного, защищает, страдает.

    Увы, любовь слепа.

    Софья молода.

    Обижена, оскорблена.

    Клевещет, мстит, предает.

    “В любви предатель”.

    Достоин ли Чацкий любви?

    Умный, смелый.

    Пересмеивает, шутит, ревнует.

    “Шалит, она и тебя не любит”.

    “Карету ему, карету!”

    Решительный, упрямый.

    Возвращается, ревнует, упрекает.

    Софья влюблена.

    Увы, не в него.

    Пылкий, страстный.

    Спорит, ссорится, ругает.

    Моду, общество, гостей.

    Всех подражателей.

    Молодой, упрямый.

    Забыл, уехал, не писал.

    Что же нашел, возвратясь?

    Месть обиженной.

    Молчалин.

    Умерен, аккуратен.

    Раболепствует, молчит, угождает.

    “Вовсе не герой романа”.

    “Список лишь оригинала”.

    Молчалин.

    Кроткий, тихий.

    Слушает, молчит, молчит.

    “Враг дерзости”.

    В отца, наверно.

    Молчалин.

    Скромный, послушный

    Лицемерит, притворяется, угождает.

    “Не видит ничего завидного”.

    В богатой невесте? Не верится.

    Лизанька.

    Верткая, умная.

    Словом обожжет, отвертится, обманет.

    “От господ подалей”.

    Словом, субретка.

    Веселая, живая.

    Слушает, вслушивается, рассуждает.

    Почему только наперсница?

    Ведь умна.

    Рассуждение “Кого выберет в мужья Софья?”

    Однозначно, не Молчалина. Софья получила урок. Девушка, воспитанная на французских романах, сильно обиженная на Чацкого, ошиблась в “герое своего романа”. Взгляды, пожатие рук, глубокий вздох приняла за любовь. Это простительно. Ведь она очень молода, Впредь она будет осмотрительнее и выберет “мужа-мальчика, мужа-слугу”. Так ей удобнее. Но не Алексея Степановича.

    Нельзя во всем винить Молчалина. Разве он виноват в том, что богатая девушка думает только о своих чувствах? Чужие чувства, слова, мысли ей неинтересны. Конечно, Молчалин подыграл ей. Но он ведь бессловесное, бесправное существо. Вот Лиза бы ему подошла. С ней он шутит, смеется, разговаривает. А Софья выйдет замуж за Скалозуба, потому что его выбрал отец.

    Человек, за которого выйдет замуж Софья, не Чацкий, не Молчалин, не Скалозуб. Чацкий обидел ее своим долгим отсутствием, Молчалин – подлостью. Скалозуб — “герой не ее романа”. Это будет другой, кто будет заботиться не о себе, а о ней, о ее чувствах, кто ее не оставит надолго.

    Будущий муж Софьи – не Чацкий, но человек, похожий на него. Умный, страстный, любящий. Но в отличие от Чацкого, не злой, терпеливый, старающийся, несмотря на разногласия с отцом любимой девушки, понять и принять Софью такой, какая она есть.

    Творческие формы уроков нравятся абсолютно всем. Но не у всех пока возникает желание высказать собственное мнение. Встречаются довольно смешные суждения. Например, “был бы я Печориным, все девочки бегали бы за мной, а я на них – ноль внимания” или “я старательно прочитал указанные вами страницы и удивился: нет ни одного положительного героя, одни уроды” (это о “Мертвых душах”). Пока у нас плохо получается диалог, еще не возникла потребность внимательно слушать и слышать другую точку зрения. Самое главное, ученикам понравилось читать, пусть не все произведение в целом, пусть отрывки. Дети учатся выражать свою мысль, читать и соотносить себя с этим текстом, с героем.

    В самом начале работы по технологии развития критического мышления мне часто хотелось вмешаться в ход рассуждений учеников, подсказать нужные слова, дать какие-то правильные с моей точки зрения идеи, мысли. Если бы я вмешалась, то самостоятельности и индивидуальности мышления не получилось бы. Учитель выступает в роли консультанта, организатора и информатора, создает условия для инициативы учащихся. Ученики являются полноправными участниками учебного процесса.

  • 🗹

    Рейтинг
    ( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями: