Александр Блок является выдающимся русским поэтом-лириком, который творил в эпоху крушений, революций и войн. Основными темами его творчества стали тема любви, которая со временем претерпевает некие изменения, тема Родины и народа, тема войны и революции. Вся лирика поэта очень разнообразна, но воспринимается как единое целое. Сам поэт все свои произведения разделил на три книги, которые отличаются основным мотивом, пронизывающим каждую из них. Второй том включает 8 циклов, одним из которых является «Разные стихотворения». Стихотворение «Девушка пела в церковном хоре…», относящееся к данному циклу, Многомудрый Литрекон подверг полному анализу по плану и предлагает его Вашему вниманию.
Краткий анализ
Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Девушка пела в церковном хоре.
История создания – стихотворение написано в 1905 году и тесно связано с кровавыми событиями – подавлением революционных выступлений в стране. Также на поэта повлияли и события Цусимского сражения, поскольку именно в это время поражением России завершилась русско-японская война.
Тема стихотворения – вера в светлое будущее, воплощённая в молитве невинной девушки, и заведомая обречённость тех, за кого она молится.
Композиция – двухчастная. В первой части Блок показывает надежду на светлое будущее, воплощённую в образе чистой душой девушки. Вторая часть ей противоположна: в ней поэт демонстрирует жестокость реальной жизни, которая основана на страдании.
Жанр – лирическое стихотворение.
Стихотворный размер – дольник.
Эпитеты – “чужой край”, “белое платье”, “тихая заводь”.
Метафоры – “пел её голос”, “корабли, ушедшие в море”, “луч сиял”, “голос сладок”.
Основная идея
Главная мысль стихотворения «Девушка пела…» очень созвучна с темой. Автор хотел донести нам идею, что никакие завоевания, покорения не могут сравниться с человеческой жизнью. Да! Стремиться к лучшему – это естественно, это прекрасно, но не такой ценой.
Автор очень болезненно воспринял события революции, «Кровавое воскресенье», войну. Одним из произведений, отражающим, передающим эту авторскую боль, скорбь, стало стихотворение «Девушка пела в церковном хоре…». Смысл его — показать приоритет человеческой жизни над глобальными процессами и идеями. Все это происходит для и ради людей, значит, именно они являются главной ценностью, которую нужно беречь. Это стихотворение является одним из самых печальных произведений автора.
История создания
Для творчества Блока 1904–1907 гг. характерно обращение к теме “страшного мира”, столкновению идеального и реального, жёстокого. Стихотворение “Девушка пела в церковном хоре…”, написанное в 1905 году, исключением не стало. Оно основано на чувствах, которые поэт испытывал в связи с кровавой расправой над революционно настроенными рабочими.
В то же время история создания этого произведения несколько сложнее: автор также завуалированно рассказывает о Цусимском сражении, в котором русская эскадра потерпела поражение. Блок тяжело переживал разгром русского флота и гибель огромного количества русских солдат.
Жанр, направление, размер
Произведение «Девушка пела в церковном хоре» написано в стансовой жанровой форме. Отличительной чертой данного жанра является обособленность, законченная мысль каждой отдельной строфы, которые воедино собирает идея. Настроение, обычно, у данных композиций задумчивое, грустное.
Александр Блок относится к младосимволистам, но занимает среди них особое место. Характерные черты данного направления у автора немного изменены, скорректированы, что и представляет его индивидуальный почерк. Александр Александрович создал собственную систему символов, которая отражает устремлённость автора к идеалу, к прекрасному.
С течением времени в творчестве автора начинают преобладать социальные движения, связанные с революцией, что просматривается и в данном стихотворении.
Размер стихотворения «Девушка пела в церковном хоре» – четырёхударный дольник с односложными и двусложными межударными интервалами. Женская рифма чередуется с мужской. Рифмовка – перекрёстная.
Композиция
Стихотворение легко разделить на две части, определив основную тематику и настроение каждой. Так, первая (три строфы) проникнута светом надежды. В ней изображена похожая на ангела девушка, поющая о надежде и мире. Искренность и чистота молящейся заставляют людей, находящихся в церкви, верить в лучшее.
Но в последней, четвёртой, строфе Блок указывает на тщетность их веры, завершая стихотворение словами “никто не придёт назад“. Использованный им образ ребёнка – это такой же символ, как и образ прекрасной девушки. Дети – создания, наиболее близкие к Богу, так что его слезами как бы выражает сожаление сам Господь. Кроме того, для автора это ребёнок-пророк, который заранее плачет над печальным для России исходом войны и её тяжёлым будущим.
Образы и символы
«Всякое стихотворение — покрывало, растянутое на остриях нескольких слов». (А. А. Блок)
Лирическим героем является человек, который пришёл в Храм, который со стороны наблюдает описанную картину. Он нейтральный, мы не можем представить, ощутить его характер, его особенные, выдающиеся черты не проявлены. Он будто окошко, через которое читатель может заглянуть в те события, которые описывает автор.
Безусловно, в стихотворении «Девушка пела…» имеются слова-символы, через которые автор пытается передать общую ориентацию стихотворения, его смысл и настроение.
- Девушка (что характерно, в белом платье) – это символ надежды, чистоты. У Александра Александровича каждый употребляемый цвет несёт определённую характеристику. Белый цвет автор часто применяет как ауру, атмосферу. В воображении читателя сначала предстаёт просто девушка, затем, по ходу развития действия, автор обращает внимание на делать: «луч сиял на белом плече», далее, уже нет отдельной девушки, но есть «белое платье», которое пело в луче. Создаётся впечатление, что луч, который является символом духа, символом того, что молитва услышана, окутал всю девушку и «освятил» её в глазах лирического героя. Теперь она – это связующая ниточка между земным и божественным.
- Корабли являются образом всех людей, которые ушли на войну, а также символом веры в то, что наступят лучшие времена.
- Купол олицетворяет Самого Бога.
- Также в лирике Блока особое место занимают звуки. У автора звук – это отдельная единица, а точнее материал, который он использует для объединения всего происходящего, что и определяет характер и настроение картины, её объем и полноту.
- В данном стихотворении таким материалом является молитва, пение. Пела девушка, пел её голос, пело «белое платье» — просматривается некая градация происходящего, некая звуковая нега охватывает всех и вся. Но потом все присутствующие в храме, читатель будто просыпаются, слыша, как плачет ребёнок. Пение завораживает, дарит надежду слушающим, слышащим, но тихий плач ребёнка возвращает к реальности.
- Ребёнок – это особенный символ. Ребёнок – это безгреховная душа, чистота. Он приближен к Божественному миру ( «только высоко, у Царских Врат, Причастный Тайнам»), ему открыта тайна «о том, что никто не придет назад», но он не в силах передать это знание людям, поэтому лишь плачет, что символизирует сожаление Самого Бога.
Средства выразительности
Блок подчёркивает эмоциональное содержание с помощью таких выразительных средств, как:
- Эпитеты – “чужой край”, “белое платье”, “тихая заводь”.
- Метафоры – “пел её голос”, “корабли, ушедшие в море”, “луч сиял”, “голос сладок”.
Но автор использует и другие приёмы, например звукопись. Анафоры придают тексту благозвучие и повышают его эмоциональность, а многосоюзие только усиливает эмоциональное напряжение благодаря созданному эффекту нанизывания.
Нежный образ девушки, чья чистота неоднократно подчёркивается эпитетом “белый”, оставляет сильное впечатление.
Все средства выразительности работают на идею, выражая противоречивость мира, которую остро ощущал сам Блок: в мире есть светлая нежная надежда с одной стороны и безжалостность, жестокость – с другой.
Тема стихотворения
Делая шаги по стезе символизма, Блок и в этих стихах оставил место драме, трагические нотки придают стихотворению особенный шарм, а вчитавшись в строки видно и запечатанное пророчество. В произведении найдено место девушке, которая становится горестным пророком от автора и предвещает, что из чужих краёв никто не придёт. Вспененный конь российской истории оставит вскоре на полях битв (Первая и Вторая мировая) миллионы русских – не все вернутся из чужих краёв, не все корабли возвратятся в гавань.
Анализ стихотворения «Девушка пела в церковном хоре» Блока
В молодости А. Блок придерживался самых передовых и революционных взглядов. Юношеский максимализм подогревался многочисленными движениями, которые заявляли о необходимости насильственного переворота. Молодому поэту казалось, что, только полностью уничтожив старый мир, можно построить новое счастливое общество, в котором не будет страданий и боли. События 1905 г. открыли Блоку ужасную картину, которая сопровождает все революции. Вместо торжества свободы и справедливости в стране воцарился хаос. Фраза «Революцию не делают в белых перчатках» предстала перед Блоком во всей своей откровенной наготе. Его идеальные представления столкнулись с потоками крови и невероятной жестокостью. Эти события серьезно поколебали прежние убеждения поэта. Он понял, что цена за мнимое счастье слишком высока.
В 1905 г. Блок написал стихотворение «Девушка пела в церковном хоре…». Считается, что это произошло в результате действительного посещения поэтом одного из храмов.
Православная церковь стремилась успокоить народное волнение и примирить враждующие группировки. По всей стране проходили церковные службы с горячими молитвами. Лирический герой присутствует на таком событии. Он обращает внимание на одну девушку в хоре, которая выделяется своей невинностью и чистотой. В образе девушки можно представить многострадальную душу России, которая молится за всех своих сыновей, независимо от их политических убеждений. «Усталые», «ушедшие корабли», «забывшие радость» — так охарактеризовал автор многочисленных участников революции. Для девушки не существует разницы между рабочими и жандармами. И те, и другие одинаково обмануты и увлечены ложными идеями. Гражданская война, независимо от ее исхода, в любом случае закончится массовыми убийствами и разрушениями. Девушке жалко весь народ в целом.
Автору кажется, что волшебный голос и «белое платье» способны образумить людей, направить их на истинный путь. В душах собравшихся в церкви воскресает надежда на лучшее. Но возникающий в финале образ плачущего ребенка возвращает к суровой действительности. В церкви можно на время забыть об окружающих ужасах. Они все равно когда-нибудь закончатся. Но нельзя забыть о тех, кто уже никогда «не придет назад». Умершие за свои идеи люди не воскреснут и не смогут оценить, насколько необходимой была их смерть для России.
Стихотворение «Девушка пела в церковном хоре…» — свидетельство серьезного перелома в душе Блока. С этого времени он избавляется от революционных взглядов и полностью уходит в символизм.
Какие символы выбирал Блок, чтобы описывать газетные новости
В августе 1905 года Блок пишет стихотворение «Девушка пела в церковном хоре»:
О каких кораблях идет речь в этом стихотворении? В комментарии к нему легко прочитать, что речь идет о гибели русской эскадры в Цусимском сражении. Сражение это произошло 14–15 мая того же 1905 года, и это было незадолго до окончательного поражения России в Русско-японской войне.
Что поет хор — и девушка в этом хоре? Это ектения, это молитва — за плавающих и путешествующих. Царские врата — это вход в алтарь в православной церкви, а ребенок, причастный Тайнам, — это, по-видимому, изображение Спасителя. И стихотворение заканчивается строчкой «Никто не придет назад».
Не надо забывать, что для Блока сражение при Цусиме, ход Русско-японской войны были вполне злободневными фактами, настолько же злободневными, насколько для нас злободневны сюжеты телевизионных новостей, или первые полосы газет, или интернет-новости.
- Биография Блока
Но как об этом пишет Блок? Стихотворение написано дольником, стихотворным размером, который стал популярен в XX веке, в XIX веке мало кто рисковал к нему прибегать (можно его найти у Фета, например). Дольник — это стихотворный размер, в котором на один слог нарушено правильное чередование ударных и безударных слогов В стихотворении «Девушка пела в церковном хоре…» между двумя ударными слогами иногда стоят два безударных, а иногда — только один. Например, схема ударений в первой строке выглядит так: / _ _ / _ _ / _ / _. И он создает совершенно особый, индивидуальный ритм.
Блок очень много писал дольником, но здесь не только стихотворный размер любопытно работает, а еще и звук этого стихотворения. Блок однажды признался: «Всякое стихотворение — покрывало, растянутое на остриях нескольких слов». Ключевые слова здесь — это и есть слова-символы. Нетрудно понять, что в этом стихотворении такими ключевыми словами являются слова «пел» или «пела», слово «белый» (это цвет святости, чистоты, молитвы), слово «луч», «свет». Причем очень важно направление света — сверху, и это стремление вверх, к небу, к младенцу над Царскими вратами — это и есть молитвенное состояние, которое в этом стихотворении, безусловно, передается.
Расстояние между этими ключевыми словами Блок заполняет звуком, музыкой. Ведь платье не поет — но строчка «Белое платье пело в луче» не очень царапает даже очень внимательных и чутких читателей. Потому что Блоку важно сохранить это сочетание губного «б» или «п» и звука «ль» на протяжении всего стихотворения: «пело», «белое», «платье». И этот звуковой поток и создает музыку стихотворения. Это очень существенно, это очень важно.
«Радость будет» — это тоже цитата. Может быть, не сразу заметная сегодняшнему читателю, но современнику Блока — совершенно, конечно, ясная. Потому что это цитата из Евангелия от Иоанна: «Сие сказал Я вам, да радость Моя в вас пребудет и радость ваша будет совершенна». «Радость будет» — слова Христа. Но посмотрите, как у Блока обрамлено это выражение, эта цитата: «И всем казалось». А младенец (Спаситель, ребенок у Царских врат) знает, что никто не придет назад.
Надо сказать, что в поэзии Блока 1905–1907 годов это очень устойчивый мотив — мотив ушедших и невернувшихся кораблей. Это есть в стихотворении «Взморье», это есть в стихотворении «Старость мертвая бродит вокруг», это есть в драме «Король на площади», где прямо сказано: «Корабли не придут. Их уничтожит буря».
Вообще, 1905–1907 годы для Блока очень трудные. Это годы, когда еще не прошло, не улеглось, не преодолено отчаяние второго тома его лирики — то, что, собственно, сделало его второй том совершенно безнадежным, декадентским, упадочным. Но он сам говорил о том, что для него этот путь от первого тома к третьему, от стихов «О Прекрасной Даме» через падение, через отчаяние, через страшный мир — к циклу «Родина», к земному и обретенному им идеалу, — это путь неотменимый. Этот путь нельзя переиграть, его нельзя пройти еще раз, и на этом пути важны абсолютно все станции, все вехи.
Очень любопытно, как перекликаются в этом стихотворении строчки из разных строф. Первая строфа перекликается с третьей: усталые люди, корабли в тихой заводи, радость будет. Скажем, в первой строфе: «о всех усталых в чужом краю», а в третьей — «на чужбине усталые люди». В первой — «о всех кораблях, ушедших в море», а в третьей — «в тихой заводи все корабли». В первой — «о всех, забывших радость свою», в третьей — «и всем казалось, что радость будет».
А в четных уже своя перекличка. И если в нечетных главное пространство — это даль и горизонт, то в четных это вертикаль и устремленность к небу. И это важно.
Таким образом, мы оказываемся перед вопросом, как реальный факт осмыслен у Блока в его поэзии — поэзии, которую совершенно основательно называют символистской. И дело не в том, что Блок как-то подписывал договор о своем участии в литературном направлении или литературном течении. Конечно, нет. Для Блока символ — это всегда земной знак иного, неземного мира. И это всегда знак какой-то высокой ценности, которую мы на Земле можем только угадать — а можем и не угадать, не заметить. Таким образом, для Блока символом может, в принципе, стать многое из того, что встречается нашему взору. Это может быть корабль как знак путешествия в незнакомую, в дальнюю страну. У него есть совершенно потрясающее стихотворение:
- Как делать анализ стихотворения
Символом может стать луч. Это понятно, это общий поэтический символ: свет и высота — так же, как символом может стать звезда. Символом может стать буря. Символом может стать снежная метель. Все может стать символом — и все таким образом приобретает уже не только конкретный, а обобщенный, глубокий, историософский смысл (историософия — это философия истории).
Не случайно во второй главе поэмы «Возмездие» Блок скажет:
То есть 1905 год как предчувствие катастрофы — это кровавая заря, обещающая 9 января, расстрел мирной демонстрации 9 января 1905 года — дата Кровавого воскресенья, когда солдаты открыли огонь по мирной демонстрации рабочих, направлявшихся с петицией к Николаю II. Кровавое воскресенье послужило началом революции 1905 года., обещающая Порт-Артур и Цусиму — крупнейшие поражения русской армии и русского флота в Русско-японской войне. И именно художник, поэт прозревает эту связь между конкретным фактом и его символическим значением.
Содержание: