Образ и характеристика Феди из рассказа Бежин луг Тургенева сочинение

  • Сочинения
  • По литературе
  • Тургенев
  • Образ и характеристика Феди из рассказа Бежин луг

Самым взрослым среди пятерых ребят у костра, которых встретил заблудившийся охотник, был Федя. Он выглядел немного не по возрасту, ему легко можно было дать четырнадцать лет. Это из-за его статуса. Федя происходил из богатой семьи и был одет в хорошую непоношенную одежду. На нем красовалась пестрая рубаха и небрежно наброшенный на плечи новый армяк. Причем на рубашке была желтая кайма, а пояс был голубым, т.е. его повседневная одежда была красивая. Подчеркивали статут мальчика его сапоги, которые были именно его, а не позаимствованными у старших членов семьи.

Внешне Федя — стройный парнишка с узкими плечами и милым лицом. Изящные черты подчеркивали светлые вьющиеся волосы и мягкая, слегка рассеянная улыбка, которая не сходила с его губ. Глаза у Феди также светлые.

Его можно назвать красивым и веселым парнем, общительным, компанейским. Ведь он отправился пасти коней ради развлечения, ему просто хотелось пообщаться с ребятами. Такой поступок и его манера поведения говорит об отсутствии высокомерия в мальчике, он ни разу явно не показал свое более богатое происхождение и не стыдился общаться с бедными крестьянскими детьми. Но при этом держался с достоинством.

Мальчики спокойно с ним разговаривают и называют Федей, а не Федором, не подчеркивая ни его возраст, ни статус, хотя в его голосе слышится слегка покровительствующий тон. Именно Федя первым начинает разговор о всякой нечисти и спрашивает у Ильюши про домового. Эта тема интересует всех ребят, а Федю особенно. Он поддерживает разговор у костра своими вопросами, но сам говорит немного, только уточняет те или иные моменты. Они выступает в роли запевалы, поднимает тему о солнечном затмении.

Воспитан Федя в верующей семье, он не понимает как на «христианскую душу» может напасть русалка. При этом видно, что он как и другие ребятишки побаивается, от страшных рассказов о лешем передергивает плечами и вздрагивает.

Он добрый парень, ласково обращается к самому младшему из ребятишек – Ване, обещает дать ему гостинец и его сестре Анютке, чтобы она с ними ходила. Поскольку Федя самый старший и спрашивает о ней, понятно, что девочка ему нравится. Тем более что она очень добрая и из бедной семьи, ее внимание даже маленькими подарками можно завоевать.

Вариант 2

В лирическом творении «Бежин луг» Тургенев описал образы деревенских детей. Каждому образу автор дал полное эмоционально – психологическое описание. Все мальчики рассказа любопытные и подвижные. Герои самостоятельно справляются с любыми хлопотами. За счет мальчиков автор раскрыл поэтические черты русского народа и его связь с природой. Вся характеристика мальчиков раскрывается во время охраны табуна. Одним из основных героев рассказа является мальчик по имени Федя.

Федя был самым старшим из друзей. Ему недавно исполнилось 14 лет. Мальчик был из богатой и знатной семьи. А с друзьями на пастбище ходил ради развлечений. Другие мальчики таким способом зарабатывали деньги. В отличие от своих друзей, Федя одевался совсем по – другому. В тот вечер у костра он был одет в новую рубашку с каемкой и в армячок. Также на мальчике были новые сапожки. При себе он всегда носил гребешок и часто расчесывался. Среди деревенских мальчишек такой гребешок был только у Феди. Герой отличался стройностью и идеальными чертами лица. У него были волнистые и русые волосы и необычайно — веселая улыбка. Федя постоянно демонстрировал друзьям свое первенство.

При беседе с друзьями и знакомыми он ведет себя как деловой человек. Всегда поддерживает беседу ответами и разными вопросами. При этом он всегда важничает и показывает свой ум. Ночью у костра Федя начал рассказывать интересные и удивительные истории, при этом делал вид, что не верит в такие небылицы. К нему домой регулярно приходили учителя и обучали его. Полученные знания он всегда демонстрировал друзьям. У мальчика полностью отсутствовала наивность. У костра мальчики варили картошку. В это время Федя лежал, оперившись на локоть. Во время разговора, мальчик обращался с друзьями с особым покровительством. Кроме своих рассказов Федя любил слушать истории своих друзей. Он не любил много говорить. При этом всегда вмешивался в разговоры, поскольку боялся потерять свое достоинство перед друзьями.

Во время беседы к мальчикам присоединился охотник, который заблудился после охоты. Он подошел согреться у костра и присоединился к шумной болтовне. Он лег и притворился спящим и стал тихо наблюдать за поведением мальчиков. По наблюдениям охотника каждый из друзей имел свои отличительные черты. Герой вслушался в разговор каждого мальчика. Мальчики рассуждали о деревенском быте и были готовы разгадать любую тайну жизни.

Презентация И. С. Тургенев «Бежин луг» (о герое)

Слайд 1

Презентация по рассказу И. С. Тургенева «Бежин луг» ученицы 6 «Б» класса ГБОУ школы № 1324 (797) Курановой Марии

Слайд 2

«Это просто были крестьянские ребятишки из соседних деревень, которые стерегли табун. Кругом не слышалось почти никакого шума. Одни огоньки тихонько потрескивали. Мальчики сидели вокруг них… Всех мальчиков было пять: Федя, Павлуша, Илюша, Костя и Ваня.»

Слайд 3

«Первому, старшему изо всех, Феде, вы бы дали лет четырнадцать. Это был стройный мальчик, с красивыми и тонкими, немного мелкими чертами лица, кудрявыми белокурыми волосами, светлыми глазами и постоянной полувеселой, полурассеянной улыбкой. Он принадлежал, по всем приметам, к богатой семье и выехал-то в поле не по нужде, а так, для забавы. На нем была пестрая ситцевая рубаха с желтой каемкой; небольшой новый армячок, надетый внакидку, чуть держался на его узеньких плечиках; на голубеньком поясе висел гребешок. Сапоги его с низкими голенищами были точно его сапоги — не отцовские. (…) Федя лежал, опершись на локоть и раскинув полы своего армяка.»

Слайд 4

1. — Ну, слушаем, — с покровительствующим видом сказал Федя. (Имеет право первого голоса как старший, его уважают ребята, слушают). 2. — Эка! — проговорил Федя после недолгого молчанья, — да как же это может этакая лесная нечисть хрестиянскую душу спортить… (верующий). 3. — А что, Ваня, — ласково заговорил Федя, — что, твоя сестра Анютка здорова? …что она к нам…не ходит?..Ты ей скажи, чтобы она ходила. (…) я ей гостинца дам. — А мне дашь? — И тебе дам. (добрый, заботливый) Характеристика Феди

Слайд 5

«…торжественно и царственно стояла ночь; сырую свежесть позднего вечера сменила полуночная сухая теплынь, и еще долго было ей лежать мягким пологом на заснувших полях; еще много времени оставалось до первого лепета, до первых шорохов и шелестов утра, до первых росинок зари. Луны не было на небе: она в ту пору поздно всходила. Бесчисленные золотые звезды, казалось, тихо текли все, наперерыв мерцая, по направлению Млечного Пути…»

Слайд 6

Мнение автора Феде, «как сыну богатого крестьянина, приходилось быть запевалой (сам же он говорил мало, как бы боясь уронить свое достоинство)».

Слайд 7

Мое отношение к герою и к рассказу Из пяти представленных мальчиков в рассказе «Бежин луг» И. С. Тургенева мне больше всех понравился Федя. Он самый старший, самый умный, имеет опрятный вид. Немногословный, умеет слушать. Федя добрый, к ребятам обращается ласково — Павлуша, Илюшка. Заботливый – спрашивает маленького Ваню о здоровье его сестры Анютки, гостинец двоим обещает. В беседе вставляет свои реплики и комментарии по делу . Ночное для него не труд, а забава, повод пообщаться с крестьянскими ребятишками, которых он не гнушается и не презирает. В нем нет спеси. Образные описания жизни прошлой России в рассказе перерастают в размышления о загадке русской души. Природа оказывается необходимым фоном рассказа. Фольклор и литературная проза, свет и тени переплетаются здесь в неповторимых, причудливых образах. Рассказ интересный и какой — то родной. Я тоже со своим дедушкой в темноте на природе часто говорю о домовых и других поверьях.

Слайд 8

И. З. Суриков «В ночном» Летний вечер. За лесами Солнышко уж село; На краю далеком неба Зорька заалела; Но и та потухла. Топот В поле раздается: То табун коней в ночное По лугам несется. Ухватя коней за гриву, Скачут дети в поле. То-то радость и веселье, То-то детям воля!.. «Редко соединялись в такой степени, в таком полном равновесии два трудно сочетаемых элемента: сочувствие к человечеству и артистическое чувство», — Ф. И. Тютчев о «Записках охотника»

Сочинение Характеристика и образ Феди

Многие произведения Тургенева пестрят различными прекрасными образами, персонажами, и характерами этих персонажей. Передавая в своих произведениях эти образы, автор доносит до своего читателя всю их полноту и детализированную законченность. Так или иначе, Тургенев прекрасный писатель, заслуживший свою популярность и уважение окружающих.

В произведении “Бужен луг” же одно из образцовых произведений, заставивших меня поменять свой взгляд на творчество данного писателя, переосмыслить его, и дальше продолжать свой жизненный путь уже со знаниями, которые я получил из произведения. Так как его написал Тургенев, то оно просто не может быть обделено интересными персонажами, со своими уникальными образами.

Один из таких персонажей это Федя. Федя – крестьянский мальчик, живущий в деревне, где происходит повествование. На момент повествования Феде было четырнадцать лет, и он являлся выходцем из богатой семьи зажиточного крестьянина, что не могло не сказаться на его характере и ценностях в жизни. Характером Федя мальчик не то чтобы высокомерный, но очень уж много о себе думавший, как говорили о нём остальные дети. Для Феди не было ничего важнее его чести и достоинства из-за чего он всегда старался выглядеть хорошо в чужих глазах. Федю слушали почти все дети, так как он имел зачатки лидерских качеств, ну и, конечно, из-за того что все знали чей Федя сын, и поэтому хотели с ним подружиться. В общем и целом Федя является человеком своенравным, который постоянно думает о своём, и не часто думает об окружающих.

Внешне же Федя достаточно приятного вида мальчик, с белокурыми волосами, и немного растерянной улыбкой.

В общем, это всё что можно сказать о внешности, и личности Феди, охарактеризовав его как человека.

Однако так как произведение, написано основываясь исключительно на собственном мнении, то оно не претендует на звание истинно верного.

Второстепенные персонажи

Это небольшое описание персонажей рассказа «Бежин луг» герои, обыкновенные деревенские мальчишки которого, дают общее представление о нелегкой крестьянской жизни. Отсутствие образования способствует укреплению веры детей в потусторонние силы, а заботы о куске хлеба приводят к их раннему взрослению. По мнению современников Тургенева, типы русских крестьян составляют новое сословие, достойное их подробного описания в литературе.

Тест по произведению

Каждую из этих историй рассказывают и слушают пять очень разных и очень интересных мальчишек из окрестных деревень. Практика многолетнего изучения этого рассказа знала использование всех пяти характеристик мальчиков в рассказе «Бежин луг», но использовался и прием сопоставления характеристик двух главных рассказчиков. Мы также рекомендуем этот путь и используем его для неторопливого и четко расчлененного сочинения о крестьянском мальчике XIX в.- о своем ровеснике. Весь процесс работы над сопоставлением характеристик связан со стремлением понять, как автор создает каждую, какими способами выражает свое отношение к героям, как дает портретное описание и как в это описание включается авторская оценка, каким способом показывает нам на этапе самого первого, внешнего знакомства с героем свое к нему отношение. Иногда оно выражено в словах прямой оценки, иногда — при помощи моментов менее явных, описательных:

О том, что Павлуша понравился автору, сказано напрямик. По более скептическое отношение ко второму рассказчику выражено в манере описания, в общей характеристике лица (незначительно). Логика рассказа о человеке у себя пока только формируется. Мы помним, что и Павлуша и Ильюша рассказывали о светопреставлении. При этом Павлуша рассказывает о том, как все «перетрусились» во время солнечного затмения: и он сам, и все жители деревни, и даже барин, который предупреждал народ об этом событии. Рассказывает он неторопливо и весело. Единственный раз за всю ночь они смеются, слушая этот рассказ, который состоит из нескольких забавных сценок — зарисовок. Рассказ о прошедшем и, как уже выяснилось, напрасном страхе вызывает добродушную усмешку. Голос Васи заставляет задуматься и пугает. Он пытается во всем разобраться сам и думает напряженно, всегда приходя к конкретному решению.

Тут и стряпуха, которая перебила все горшки в печи, и бочар Вавила со жбаном на голове, которого приняли за Тришку, и староста, который в канаву залез, и старостиха, которая в подворотне застряла, и Дорофеич, который вскочил в овес «и давай кричать перепелом»… Смеясь над его рассказом, мы видим и самого рассказчика: его открытую прямоту и честность (он сказал и о том, что сам струсил, и показал, что бояться, оказывается, было нечего), его умение видеть смешное и относиться к нему без издевки. Видим его наблюдательность и способность рассказать обо всем обстоятельно, ярко, занимательно, даже весело.

Иное дело Ильюша — он сам врывается в рассказ Павлуши. Мы слышим легенду о Тришке, которая вызывает в нем страх и восхищение перед таинственной силой «удивительного человека». Он готов стыдить нас за то, что они не знают этого героя легенд: Илыоша свято верит, что настанет время и Тришка «будет соблазнять народ христианский». Его любовь ко всему таинственному, искренняя и самозабвенная вера во всякие чудеса, откровенный испуг перед неведомыми силами рисуют натуру слабую и поэтичную. Так, сопоставление эпизодов также дает возможность7 охарактеризовать — доказательно и уважительно — каждого из этик очень разных мальчуганов. Работу по сопоставлению можно обогатить обращением к лаборатории писателя; напомним, что в набросках к «Бсжину лугу» была такая запись: «Федя красив, смел, Павлуша труслив, Ильюша поэтичен, Костя — глупый и мрачный».

Нас обычно очень удивляет эта запись, и они готовы спорить с самим автором. Но нам важно не только их удивление и настрой на защиту уже сложившихся представлений, а еще одна возможность заглянуть в лабораторию писателя, тот повторный взгляд на каждого из мальчиков, который Читатели вынуждены сделать, услышав, как оценил их автор в предварительном наброске. Как он относится к непонятным, странным происшествиям, которые пугают других мальчиков, к тому, что происходит у костра? Многое, что пугает мальчиков (голос цапли, куличков), его не пугает, потому что он знает, что это такое, и потому не только сам не боится, но и успокаивает товарищей. В непонятном для себя старательно пытается разобраться (так, например, происходит с голосом из бучила). Его желание разобраться очень быстро переходит в действие: припомним, как стремительно помчался он за волками; любознательность и решительность, а не только смелость стоят за каждым из его поступков.

Откуда знал Илыоша то, о чем он рассказывал у костра? Только одна история произошла с ним самим. Обо всем остальном он слышал и запоминал рассказы разных людей. Можно даже припомнить этих людей: псарь Ермила, дедушка Трофимыч, бабка Ульяна. Конечно, они едва ли рассказывали все эти истории двенадцатилетнему мальчику. Он просто с необычайной жадностью ловил любые подобные рассказы и разговоры взрослых.

Он с увлечением и необычайной быстротой подхватывает любой разговор на «странную» тему. В его рассказах мы видим не только чрезвычайно целеустремленную память, но и увлеченность всем этим фантастическим миром, бурную и с детства определенным образом направленную фантазию.

Автор не выражает таких симпатий Ильюше, но и у этого мальчика, как ни странно, находится гораздо больше сторонников, чем предполагает Читатель. Особенно много сочувственных реплик слышишь от девочек: «Он так много помнит», «Такой слабый, а историй знает больше всех…»

Итак, мы строим разговор о мальчиках, в значительной мере опираясь на их беседу у костра. Но мальчики потому и разговорились, что они были под влиянием ночной темноты, полной неразгаданных звуков и готовой направить фантазию человека на поиски самых неожиданных объяснений неведомого. Так, начав анализ рассказа с наиболее интересного и доступного, мы приближаемся к одной из самых важных проблем, которые стоят в этом произведении,- к проблеме отношения человека к природе, к проблеме умения видеть и слышать все, что вокруг тебя, а значит, и умения рассказать обо всем этом.

    Иван Сергеевич Тургенев – замечательный русский писатель XIX в., снискавший уже при жизни читательское призвание и мировую известность. Его творчество служило делу отмены крепостного права, вдохновляло на борьбу с самодержавием. В произведениях Тургенева…

Павлуша – один из мальчиков, встреченных охотником у ночного костра. Сначала мы узнали имя героя, потом автор описал внешность мальчика, в немногих репликах и поступках раскрылся характер двенадцатилетнего мужичка. Внешность Павлуши непримечательна:…

Федя — лидер среди мальчиков

Федя занимает среди мальчиков лидирующее положение. Поэтому, с одной стороны, он является «А ты его видал, лешего-то, что ли? — спрашивает он с иронией Илюшу; «Ну, слушаем» — отвечает он с «покровительствующим видом» Косте. Как старший, он старается не показывать своего страха, хотя от историй о нечистой силе ему не по себе.

Задание: страшные истории мальчиков из рассказа «Бежин луг» 1. История Илюши про домового

. Илюша с друзьями (человек десять) заночевали в старой рольне. Как только один из ребят вспомнил домового, у них над головами наверху кто-то стал ходить: доски под ним так и гнулись, так и трещали. По колесу зашумела вода, колесо начало стучать и вертеться, затем вдруг остановилось. Затем кто-то опять пошел к двери наверху, стал неторопливо спускаться по лестнице. Дверь открылась. Вначале они увидели как у одного чана зашевелилась форма, которая поднялась, походила по воздуху и встала на место. Потом у другого чана крюк снялся с гвоздя, а затем опять встал на гвоздь. После этого ребята услышали кашель и очень испугались. 2. История Кости о слободском плотнике

. Как-то плотник Гаврила пошёл в лес собирать орехи. Вскоре он зашел бог знает куда и совсем заблудился. Так и не отыскав дорогу домой, присел Гаврила под дерево и решил дождаться утра. Он задремал, когда вдруг услышал будто кто-то его зовет. Появилась перед ним на ветке смеющаяся русалка. Гаврила вначале обмер, пошел к русалке, а затем вдруг одумался и перекрестился. Заплакала русалка и сказала: «Не креститься бы тебе, говорит, человече, жить бы тебе со мной на веселии до конца дней; а плачу я, убиваюсь оттого, что ты крестился; да не я одна убиваться буду: убивайся же и ты до конца дней». Затем она исчезла, а Гаврила понял как ему выбраться из леса. Вот только с тех пор он всё невеселый ходил.
3. История Илюши о плотине
. Похоронен на плотине утопленник, утонувший давным-давно. А могилка его была видна – бугорочек. Поехал как-то Ермил за почтой, задержался в городе, а назад ехал уже хмельным. Переезжал он через плотину, и увидел на могиле утопленника белого барашка. Решил Ермил забрать его себя, взял на руки и поехал дальше. Смотрит он на барашка, а тот ему прямо в глаза так и глядит. Жутко стало Ермилу, стал он его гладить и говорить: «Бяша, бяша!» А баран-то вдруг как оскалил зубы, да ему тоже: «Бяша, бяша…». 4.
История о нечистом месте Варнавицах
Ходит в кафтане долгополом покойный барин, охает и что-то ищет на земле. Повстречал его как-то дедушка Трофимыч и спросил, что он ищет. Тот ответил, что разрыв-травы, мол давит ему могила, хочется вон.
5.История Илюши о церковной паперти.
В родительскую субботу на церковной паперти можно живого увидеть, за кем, то есть, в том году очередь помирать. Стоит только ночью сесть на паперть на церковную да всё на дорогу глядеть. Те и пойдут мимо тебя по дороге, кому, то есть, умирать в том году. В прошлом году ходила на паперть баба Ульяна. Видела она мальчика в одной рубашонке, а когда приглянулась — узнала Ивашку Федосеева, который умер весной. А потом увидела себя.
6. Истории Павла о затмении.
Говорили старики в селах, как только предвидение небесное начнется, так появится удивительный, лукавый Тришка, приходящий при наступлении последних времен. Ни дубинками его взять не могут, ни в цепи сковать – все ему сходит с рук: цепи рвутся, а дубинками люди между собой начинают драться. Случилось затмение, увидели люди в дали идущего человека. Испугались: староста в канаве спрятался, старостиха застряла в подворотне, Дорофеич вскочил в овёс. А человеком этим оказался бочар Вавила.
7. История Кости о голосе из бучила
. Мальчик шёл в Шашкино через лужок, где есть бучило. Он услышал оттуда жалостливый стон. А Павлуша добавил, что Акима-лесника утопили в том бучиле воры.
8. История Илюши о лешем.
Водил леший мужика по лесу, всё вокруг одной поляны. Тот его хорошо разглядел: большой, темный, скутанный, словно за деревом прятался, моргал большими глазищами. Мужик этот домой успел прийти лишь к рассвету.

Источник

🗹

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: