«Русский характер» — краткое содержание рассказа А.Н. Толстого


История создания

Рассказ считается последним значительным произведением автора. Толстой включил его в свой знаменитый цикл, над которым закончил работу в 1944.

Кроме него в сборник вошли и другие произведения:

  • «Ночью в сенях на селе»;
  • «Как это начиналось»;
  • «Семеро чумазых»;
  • «Нина»;
  • «Странная история».

Русский характер содержание

Обычно военная литература содержит описания боев или отношений противоборствующих сторон. Толстой написал довольное необычное произведение. В его основе лежат семейные отношения. В рассказе нет героев с отрицательным характером. Практически все персонажи благородны, умны и добры.

Весь конфликт был надуман главным персонажем, противоречия появились только у него в голове. Благодаря этому произведение завершилось счастливо. Но на самом деле в военные годы семьи, которые смогли жить по-прежнему после возвращения своих мужчин с фронта, не были многочисленными.

Толстой знал, что многие солдаты погибали или приезжали домой искалеченными физически и морально. Он не хотел описывать ужасы войны, о которых и так все знали. Позитивный рассказ с интересным сюжетом можно сравнить со спасительным плотом — народу необходимо было положительное мышление на фоне страшных событий.

Произведение написано на основе реальных событий. О танкисте, чуть не сгоревшем в танке, Толстому рассказал сотрудник газеты «Красная звезда». Необычная судьба солдата заинтересовала писателя, пробудила в нем силу духа русского человека.

Переживаниям главного героя автор уделил намного больше внимания, чем описанию военных событий. Благодаря такому приему рассказ стал интересным и для взрослых, и для детей.

Основные персонажи

В рассказе Толстого «Русский характер» главные герои отличаются добрым характером и положительными качествами. Они приспосабливаются к разным событиям, но при этом остаются человечными. Основные персонажи:

  • Егор Дремов;
  • Чувилев;
  • Егор Егорович;
  • Мария Поликарповна;
  • Катя Малышева;
  • Иван Сударев.

Один из главных героев «Русского характера» Толстого — танкист Егор Дремов. Он принимал участие в бою на Курской дуге и чуть не погиб. Его танк практически сгорел, а сам солдат получил серьезные ожоги. Выбраться ему помог водитель Чувилев.

Дремов вернулся домой, но отказался признаваться родителям в том, что он их сын. С обожженным лицом его никто не узнал. Но Мария Поликарповна и Егор Егорович — мать и отец танкиста — беспокоились не о его внешнем виде. Они радовались тому, что сын вернулся живым, ведь многие их соседи получали известия о смерти детей.

Мать гордится поступками Егора, ведь он вел себя мужественно на поле боя, а отец считает, что такое лицо говорит о совершенных подвигах. Пусть человек уродлив снаружи, но его внутренняя красота перекрывает любые шрамы. Его поведение на поле боя только вызывает уважение, ведь Егор — один из немногих солдат, кого о Героя СССР.

Катя Малышева — невеста танкиста. Она обещала ждать его с фронта и хранить верность, и девушка сдержала свое слово. Когда она узнала, что обожженный молодой человек и есть ее жених, согласилась выйти за него замуж. Катя была преданна Егору до самой смерти, она считала его настоящим героем и смелым мужчиной.

Рассказчиком в произведении выступает друг танкиста Иван Сударев. Это доброжелательный молодой человек, отличающийся рассудительным и сдержанным характером.

Именно он оценивал поступки всех героев, наблюдал за их отношениями. Ивана интересовала человеческая натура и ее проявление в разных ситуациях.

Начало произведения

Для читательского дневника можно ознакомиться с кратким содержанием «Русского характера». Толстой начинает свой рассказ с описания жизни главного героя до войны. Егор был обыкновенным человеком с тихим характером. Он жил в селе, уважительно относился к родителям и занимался земледелием.

Юношу назвали в честь отца, хотя такое имя носил и дед. Означает оно «возделывающий землю», что соответствовало роду занятий семьи. Нравственные ценности у разных поколений были одинаковыми.

Егор был красивым юношей с богатырским телосложением. Он не боялся физического труда, переносил все сложности сельской жизни. Была у парня любимая девушка Катя. Влюбленные планировали в скором времени пожениться.

Но началась война, Егора забрали на фронт. Боевые товарищи восхищались его красотой, смелостью и простым русским характером. Парень много рассказывал о своих родителях и Кате, очень тосковал по ним.

На войне юноша совершил несколько подвигов, но не гордился ими. Он был от природы скромным, поэтому скрывал свои награды. Историю, которая произошла с Егором, узнал его товарищ от других солдат.

Во время очередного сражения танк юноши подбили. Водитель успел вытащить его из пожара, чуть ли не пожертвовав собой. Егор получил серьезные ожоги, у него сильно пострадало лицо. Врачам удалось сохранить ему зрение, но вернуть былые черты не получилось. Солдату пришлось пережить многочисленные пластические операции. Ожоги и новые шрамы не добавили ему привлекательности — из красивого молодого человека он превратился в урода.

Хотя Егор получил звание лейтенанта и Героя СССР, его хотели комиссовать домой. Парень отказался уходить с фронта и решил остаться в полку. Вместо этого ему дали отпуск на 20 дней, чтобы он посетил своих родителей и любимую Катю.

Русский характер — Толстой А.Н.

Рус­ский харак­тер! — для неболь­шого рас­сказа назва­ние слиш­ком мно­го­зна­чи­тель­ное. Что поде­ла­ешь, — мне именно и хочется пого­во­рить с вами о рус­ском характере.

Рус­ский харак­тер! Поди-ка опиши его… Рас­ска­зы­вать ли о геро­и­че­ских подви­гах? Но их столько, что рас­те­ря­ешься, кото­рый пред­по­честь. Вот меня и выру­чил один мой при­я­тель неболь­шой исто­рией из лич­ной жизни. Как он бил нем­цев — я рас­ска­зы­вать не стану, хотя он и носит золо­тую звез­дочку и поло­вина груди в орде­нах. Чело­век он про­стой, тихий, обык­но­вен­ный, — кол­хоз­ник из при­волж­ского села Сара­тов­ской обла­сти. Но среди дру­гих заме­тен силь­ным и сораз­мер­ным сло­же­нием и кра­со­той. Бывало, загля­дишься, когда он выле­зает из башни танка, — бог войны! Спры­ги­вает с брони на землю, стас­ки­вает шлем с влаж­ных куд­рей, выти­рает вето­шью чума­зое лицо и непре­менно улыб­нется от душев­ной приязни.

На войне, вер­тясь посто­янно около смерти, люди дела­ются лучше, вся­кая чепуха с них сле­зает, как нездо­ро­вая кожа после сол­неч­ного ожога, и оста­ется в чело­веке — ядро. Разу­ме­ется,— у одного оно покрепче, у дру­гого послабже, но и те, у кого ядро с изъ­я­ном, тянутся, каж­дому хочется быть хоро­шим и вер­ным това­ри­щем. Но при­я­тель мой, Егор Дре­мов, и до войны был стро­гого пове­де­ния, чрез­вы­чайно ува­жал и любил мать, Марью Поли­кар­повну, и отца сво­его, Егора Его­ро­вича. «Отец мой — чело­век сте­пен­ный, пер­вое — он себя ува­жает. Ты, гово­рит, сынок, мно­гое уви­дишь на свете, и за гра­ни­цей побы­ва­ешь, но рус­ским зва­нием — гордись…»

У него была неве­ста из того же села на Волге. Про невест и про жен у нас гово­рят много, осо­бенно если на фронте зати­шье, стужа, в зем­лянке коп­тит ого­нек, тре­щит печурка и люди поужи­нали. Тут напле­тут такое — уши раз­ве­сишь. Нач­нут, напри­мер: «Что такое любовь?» Один ска­жет: «Любовь воз­ни­кает на базе ува­же­ния…» Дру­гой: «Ничего подоб­ного, любовь — это при­вычка, чело­век любит не только жену, но отца с мате­рью и даже живот­ных…» — «Тьфу, бес­тол­ко­вый! — ска­жет тре­тий,— Любовь — это когда в тебе все кипит, чело­век ходит вроде как пья­ный…» И так фило­соф­ствуют и час и дру­гой, покуда стар­шина, вме­шав­шись, пове­ли­тель­ным голо­сом не опре­де­лит самую суть… Егор Дре­мов, должно быть стес­ня­ясь этих раз­го­во­ров, только вскользь помя­нул мне о неве­сте,— очень, мол, хоро­шая девушка, и уже если ска­зала, что будет ждать,— дождется, хотя бы он вер­нулся на одной ноге…

Про воен­ные подвиги он тоже не любил раз­гла­голь­ство­вать: «О таких делах вспо­ми­нать неохота!» Нахму­рится и заку­рит. Про бое­вые дела его танка мы узна­вали со слов эки­пажа, в осо­бен­но­сти удив­лял слу­ша­те­лей води­тель Чувилев:

— …Пони­ма­ешь, только мы раз­вер­ну­лись, гляжу, из-за горушки выле­зает… Кричу: «Това­рищ лей­те­нант, тигра!» — «Впе­ред,— кри­чит,— пол­ный газ!..» Я и давай по ель­ничку мас­ки­ро­ваться — вправо, влево… Тигра ство­лом-то водит, как сле­пой, уда­рил — мимо… А това­рищ лей­те­нант как даст ему в бок,— брызги! Как даст еще в башню,— он и хобот задрал… Как даст в тре­тий,— у тигра изо всех щелей пова­лил дым,— пламя как рва­нется из него на сто мет­ров вверх… Эки­паж и полез через запас­ной люк… Ванька Лап­шин из пуле­мета повел,— они и лежат, ногами дры­га­ются… Нам, пони­ма­ешь, путь рас­чи­щен. Через пять минут вле­таем в деревню. Тут я прямо обез­жи­во­тел… Фаши­сты кто куда… А — грязно, пони­ма­ешь,— дру­гой выско­чит из сапо­гов и в одних нос­ках — порск. Бегут все к сараю. Това­рищ лей­те­нант дает мне команду: «А ну — двинь по сараю». Пушку мы отвер­нули, на пол­ном газу я на сарай и нае­хал… Батюшки! По броне балки загро­хо­тали, доски, кир­пичи, фаши­сты, кото­рые сидели под кры­шей… А я еще — и про­утю­жил,— осталь­ные руки вверх — и Гит­лер капут…

Так вое­вал лей­те­нант Егор Дре­мов, покуда не слу­чи­лось с ним несча­стье. Во время Кур­ского побо­ища, когда немцы уже исте­кали кро­вью и дрог­нули, его танк — на бугре, на пше­нич­ном поле — был под­бит сна­ря­дом, двое из эки­пажа тут же убиты, от вто­рого сна­ряда танк заго­релся. Води­тель Чуви­лев, выско­чив­ший через перед­ний люк, опять взо­брался на броню и успел выта­щить лей­те­нанта,— он был без созна­ния, ком­би­не­зон на нем горел. Едва Чуви­лев отта­щил лей­те­нанта, танк взо­рвался с такой силой, что башню отшвыр­нуло мет­ров на пять­де­сят. Чуви­лев кидал при­горш­нями рых­лую землю на лицо лей­те­нанта, на голову, на одежду, чтобы сбить огонь. Потом пополз с ним от воронки к воронке на пере­вя­зоч­ный пункт… «Я почему его тогда пово­лок? — рас­ска­зы­вал Чуви­лев, — Слышу, у него сердце стучит…»

Егор Дре­мов выжил и даже не поте­рял зре­ние, хотя лицо его было так обуг­лено, что местами вид­не­лись кости. Восемь меся­цев он про­ле­жал в гос­пи­тале, ему делали одну за дру­гой пла­сти­че­ские опе­ра­ции, вос­ста­но­вили и нос, и губы, и веки, и уши. Через восемь меся­цев, когда были сняты повязки, он взгля­нул на свое и теперь не на свое лицо. Мед­сестра, подав­шая ему малень­кое зер­кальце, отвер­ну­лась и запла­кала. Он тот­час ей вер­нул зеркальце.

— Бывает хуже,— ска­зал он,— с этим жить можно.

Но больше он не про­сил зер­кальце у мед­сестры, только часто щупал свое лицо, будто при­вы­кал к нему. Комис­сия нашла его год­ным к нестро­е­вой службе. Тогда он пошел к гене­ралу и ска­зал: «Прошу вашего раз­ре­ше­ния вер­нуться в полк».— «Но вы же инва­лид»,— ска­зал гене­рал. «Никак нет, я урод, но это делу не поме­шает, бое­спо­соб­ность вос­ста­новлю пол­но­стью». (То, что гене­рал во время раз­го­вора ста­рался не гля­деть на него, Егор Дре­мов отме­тил и только усмех­нулся лило­выми, пря­мыми, как щель, губами.) Он полу­чил два­дца­ти­днев­ный отпуск для пол­ного вос­ста­нов­ле­ния здо­ро­вья и поехал домой к отцу с мате­рью. Это было как раз в марте этого года.

На стан­ции он думал взять под­воду, но при­шлось идти пеш­ком восем­на­дцать верст. Кру­гом еще лежали снега, было сыро, пустынно, сту­де­ный ветер отду­вал полы его шинели, оди­но­кой тос­кой насви­сты­вал в ушах. В село он при­шел, когда уже были сумерки. Вот и коло­дезь, высо­кий жура­вель пока­чи­вался и скри­пел . Отсюда шестая изба — роди­тель­ская. Он вдруг оста­но­вился, засу­нув руки в кар­маны. Пока­чал голо­вой. Свер­нул наис­ко­сок к дому. Увяз­нув по колено в снегу, нагнув­шись к око­шечку, уви­дел мать,— при туск­лом свете при­вер­ну­той лампы, над сто­лом, она соби­рала ужи­нать. Все в том же тем­ном платке, тихая, нето­роп­ли­вая, доб­рая. Поста­рела, тор­чали худые плечи… «Ох, знать бы,— каж­дый бы день ей надо было писать о себе хоть два сло­вечка…» Собрала на стол нехит­рое — чашку с моло­ком, кусок хлеба, две ложки, солонку и заду­ма­лась, стоя перед сто­лом, сло­жив худые руки под гру­дью… Егор Дре­мов, глядя в око­шечко на мать, понял, что невоз­можно ее испу­гать, нельзя, чтобы у нее отча­янно задро­жало ста­рень­кое лицо.

Развязка рассказа

Егор не хотел возвращаться домой. Он боялся показаться родителям и невесте. Но все-таки пришлось ехать. Родителям парень назвался другом их сына и начал рассказывать о собственных подвигах.

Дома вежливо встретили его, обрадовались тому, что их сын жив и храбро ведет себя на поле боя. Но мать заподозрила, что приехавший к ним юноша и есть Егор. Сердце женщины не могло обманывать, ведь она чувствовала родное дитя. Отец очень гордился тем, что его единственный наследник добился больших успехов, совершал подвиги и был уважаем товарищами.

На следующее утро в дом Дремовых пришла Катя. Девушка сначала испугалась внешнего вида гостя. Но затем она с ним разговорилась, обрадовалась вестям про Егора. Она пообещала и дальше ждать его с войны, призналась в своих чувствах.

Сам Егор с тоской наблюдал за родителями и невестой. Он не хотел быть им обузой, пугать их, поэтому решил навсегда уйти из дома. Лейтенант снова вернулся на фронт, пытался забыть о родной деревне.

Но Мария Поликарповна не находила себе места. Она чувствовала, что к ним приезжал именно Егор. Ни его внешность, ни изменившийся голос не оттолкнули материнское сердце. Женщина решила написать письмо своему сыну. Она прямо спросила его, что с ним произошло, не он ли недавно приезжал домой.

Мать рассказала Егору, что гордится им, ее не волнует его изуродованная внешность. Немногословный отец также выступил за возвращение сына домой. Он считал, что обожженным лицом парень должен гордиться, ведь шрамы говорят о его доблести.

Егор все-таки вернулся домой, признался во всем родителям. Больше всего он боялся встречи со своей невестой. Катя была красивой девушкой с добрым нравом. Но она не отказалась от него, ведь очень любила. Девушка ответила, что согласна остаться с ним на всю жизнь, ведь для нее важны его чувства, а не внешность.

Внутренний конфликт главного героя не повлиял на его окружение. Близкие друзья, родители и невеста не бросили его из-за уродливой внешности. В этом и проявляется настоящий русский характер — красота душевная затмевает наружные качества.

Другие пересказы и отзывы для читательского дневника

В балладе перед читателем предстает романтическая картина, наполненная фольклорными мотивами. Начинается произведение со святочных гаданий девушек. Рисуется образ верной и любящей героини – Светланы

Девочка Наташа переезжает в новый дом, пока её мама и папа распаковывают коробки, она решает прибраться и под веником обнаруживает маленького человечка

В этом рассказе речь идет о крепостном Степане, который работал на рудниках. Однажды он встретил Хозяйку медной горы и проходил все испытания, которые она ему задавала.

Роман рассказывает о маленьком мальчике, которому пришлось пережить в своей жизни много несправедливостей и горя. Оливер много раз был подвластен искушению.

Источник

🗹

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: