Сид Сойер
Это краткая характеристика персонажей из «Приключений Тома Сойера», которую можно использовать для читательского дневника.
Тест по произведению
Том Сойер и Гек Финн
— герои романа Марка Твена.
Условия жизни Тома и Гекльберри.
(Оба — сироты, однако жизнью Тома занимается тетя Полли, которая по-своему любит племянника, хотя среди двух мальчиков, Тома и Сида, выделяет послушного, но подлого Сида. Она пытается воспитывать Тома суровыми методами, заставляет его работать, ходить в церкви и в школу. Гек живет сам и ежедневно должен заботиться о еде и крыше над головой, он более самостоятельный и серьезный, чем озорник Том.)
Обучение Тома и Гека.
(Том учится в воскресной школе, имеет зубрить тексты из Библии. Кроме того, дома тетка Полли контролирует его поведение и требует совершать правильно, по-христиански. Гек нигде не учится, ему тягостное любое обучение. Поэтому настоящей школой для Гека становится жизнь, в котором Гека обучают люди, которых он встретил, и обстоятельства. Это обучение иногда совсем опасно, и научиться на улице можно чего угодно. Например, жизнь научила Гека курить, поэтому первые радости свободы для Тома оказались свободой курение, через шо Тому стало очень плохо.)
Приключения как обучение.
(Оба мальчика очень ценят свободную жизнь, однако оно приносит опасные приключения для обоих и только Марк Твен каждый раз спасает своих героев. В реальной жизни ребята при первой же приключения покалечились бы, или вовсе остались жизни).
Качества характеров Тома и Гека.
(Оба — веселые проказники, но Гек более опытный в житейских вопросах, он может выжить в любой ситуации, а Том никогда не знает, куда приведут его новые фантазии. Гек самостоятельнее, чем Том, не любит подчиняться, выполнять то, чего не хочет. Том — домашний ребенок, он пытается найти компромисс с миром взрослых, устроить все так, чтобы всем было хорошо. Яркое подтверждение этому — случай с покраской забора.)
Почему Том и Гек — друзья? Оба мальчика — из разных социальных слоев, поэтому тетя Полли не позволяет Тому дружить с Геком. Однако у них есть очень важные для дружбы общие вещи: одинаковая любовь к свободе и приключениям, никак восприятия насилия и принуждения, чувство справедливости, преданности.
Произведение знаменитого американского публициста и писателя Марка Твена о приключениях двух мальчишек до сих пор остаётся самым любимым и читаемым во всём мире. И не только любимым произведением для мальчишек, но и для взрослых, которые вспоминают своё озорное детство. Это история молодой Америки, романтизм которой трогает мальчишек всего мира до сих пор.
История написания «Приключений Тома Сойера»
Первое произведение из серии приключений американских мальчишек было опубликовано в 1876 году, автору в то время было чуть более 30 лет. Очевидно, это и сыграло свою роль в яркости образов книги. Америка конца XIX века ещё не избавилась от рабовладения, половина континента являлось «индейской территорией», а мальчишки оставались мальчишками. По многим свидетельствам, Марк Твен описал в Томе себя, себя не только реального, но и все свои мечты о приключениях. Чувства и эмоции описаны реальные, которые волновали мальчишку того времени, и которые продолжают волновать мальчишек и сегодня.
Главные действующие лица — два друга, Том, которого воспитывает родная одинокая тётка, и Гек, городской беспризорник. Неразлучные в своих фантазиях и приключениях оба мальчишки являются типичными образами, но главные героем остаётся Том Сойер. У него есть младший брат, более рациональный и послушный, есть школьные товарищи, мальчишеская влюблённость — Бэкки. И как у всякого мальчишки, главные события в жизни связаны с жаждой приключений и первой любовью. Неистребимая жажда постоянно вовлекает Тома с Геком в опасные приключения, часть из которых, конечно, выдумана автором, часть — является реальными событиями. В такие, как побег из дома или поход ночью на кладбище, легко верится. И эти приключения, перемежающиеся описанием обычных мальчишеских будней, обычными шалостями, радостями и досадами, обретают реальность благодаря гению автора. Впечатляет описание жизни американцев в то время. То, что утрачено в современном мире, демократизм и дух свободы.
Сент-Луис — французский уголок в США
Сент-Луис. Источник: photogoroda.com
Сент-Луис — самый большой город на пути юных героев. Марк Твен так описал это место: «На пятую ночь мы миновали Сент-Луис, над ним стояло целое зарево. У нас в Санкт-Петербурге говорили, будто в Сент-Луисе живёт двадцать, а то и тридцать тысяч человек, но я этому не верил, пока сам не увидел в два часа ночи такое множество огней. Ночь была тихая, из города не доносилось ни звука; все спали».
Французы сформировали на месте современного Сент-Луиса поселение во второй половине XVIII столетия. До прихода европейцев на этих территориях жили индейцы. Несколько лет городом управлял губернатор французского происхождения Луи Сент-Анж де Бельрив. После этого Сент-Луис перешёл во владение к испанским губернаторам. К началу XIX столетия, в 1803-м, США, уже ставшие независимым государством, совершили «Луизианскую покупку», приобретя город у Франции.
Американские лидеры развивали пароходное дело в новом городке. В 1820 году был основан штат Миссури. Позже именно в его состав вошёл Сент-Луис. К концу первой половины XIX века в город стали активно приезжать иммигранты из стран Европы. Население города, составлявшее в 1840 году около 20 000 человек, к 1850 году достигло 77 860. К концу столетия в Сент-Луисе начали активно строить небоскрёбы.
Хроника молодой Америки (сюжет и главная идея)
Городок на берегу Миссисипи, в котором жители смешались в единое общество, невзирая на имущественные, расовые и даже возрастные различия. Негр Джим, в рабстве тёти Полли, метис Индеец Джо, судья Тэчер и его дочь Бэкки, беспризорник Гек и шалопай Том, доктор Робенсон и гробовщик Поттер. Жизнь Тома описывается с таким юмором и с такой естественностью, что читатель забывает, в какой стране это происходит, как будто вспоминает произошедшее с самим собой.
Мальчишка Том Сойер вместе с младшим братом, который явно положительнее его, воспитывается старой тёткой после смерти матери. Он учиться в школе, играет на улице, дерётся, дружит и влюбляется в прекрасную сверстницу Бэкки. Однажды встретив своего старого приятеля Гекельберри Фина на улицы, с которым они провели глубокую полемику о способах сведения бородавок. Гек рассказал свежий метод сведения при помощи дохлой кошки, но необходимо посетить кладбище ночью. С этого и начались все значимые приключения этих двух сорванцов. Происходящие до этого конфликты с тётей, предпринимательские идеи с получением бонусной библии в воскресной школе, побелка забора в виде наказание за непослушание, которое Том с успехов трансформировал в личный успех, отходят на второй план. Всё, кроме любви к Бэкки.
Глава I—VII
Гекльберри Финн, от лица которого ведётся повествование, разбогател и живёт у вдовы Дуглас. С помощью своей сестры, старой девы мисс Уотсон, вдова всеми силами старается воспитать из него культурного человека. От мук Гека спасает только лучший друг Том Сойер, способный придумать кучу разных забав. Постепенно Гек привыкает к цивилизованной жизни, ему даже начинает нравиться ходить в школу.
Всего тяжелей было приучаться жить в доме и спать на кровати; только до наступления холодов я всё-таки иной раз удирал на волю и спал в лесу, и это было вроде отдыха.
Вдова Дуглас собирается усыновить мальчика. Отец Гека, пьяница Финн, не появлялся в Сент-Питерсберге уже около года, все считают, что он утонул.
Продолжение после рекламы:
Однажды за завтраком Гек рассыпает соль. Дурная примета сбывается — в тот же день мальчик видит на свежевыпавшем снегу хорошо знакомый след. Ботинки, на подошве которых набит крест из гвоздей, в городке носил только старик Финн. Гек тотчас мчится к судье Тэтчеру и отдаёт ему все свои деньги, чтобы отец их не пропил.
В тот же вечер папаша Финн объявляется собственной персоной. Он заявляет права на сына и его деньги и запрещает Геку посещать школу, не желая, чтобы сын стал умнее его.
Вдова Дуглас и судья Тэтчер решают отсудить Гека у папаши Финна, но новый судья, не знакомый со стариком, считает, что нехорошо отбирать у отца единственного сына, и берётся перевоспитать старого пьяницу. Из этого ничего не выходит — папаша Финн пьёт и дебоширит.
Судья здорово разобиделся. Он сказал, что старика, пожалуй, можно исправить хорошей пулей из ружья, а другого способа он не видит.
Школу Гек не бросает назло отцу. Наконец, у вдовы Дуглас кончается терпение, она грозит папаше Финну тюрьмой. Разозлившись, старик похищает Гека и запирает в лесной хижине.
Гек возвращается к прежней жизни. Его устраивает всё, кроме частых запоев папаши, во время которых он гоняется за сыном с ножом в руках. Поняв, что когда-нибудь отец его прирежет, Гек инсценирует своё собственное убийство, сбегает на найденном у берега Миссисипи челноке и прячется на острове Джексона.
Брифли существует благодаря рекламе:
Постановки[ | ]
В 1986 году спектакль «Гекльберри Финн» был поставлен в рижском ТЮЗе.
Роман был неоднократно экранизирован:
- The Adventures of Huckleberry Finn
— фильм 1939 года. В ролях: Mickey Rooney (Гекльберри Финн), Walter Connolly (Король), William Frawley (Герцог), Rex Ingram (Джим). Продолжительность: 91 минута. IMDb: 0031020. - The Adventures of Huckleberry Finn
— телевизионный фильм 1955 года. В ролях: Thomas Mitchell (Король), John Carradine (Герцог). Продолжительность: 60 минут. IMDb: 0046684. - The Adventures of Huckleberry Finn
— фильм 1960 года. Продолжительность: 107 минут. IMDb: 0053571. - Совсем пропащий
— фильм Георгия Данелии 1972 года. В ролях: Роман Мадянов (Гек), Феликс Имокуэде (Джим), Евгений Леонов (Король), Вахтанг Кикабидзе (Герцог). IMDb: 0123277. - The Adventures of Huckleberry Finn
— телевизионный фильм 1981 года. Продолжительность: 100 минут. IMDb: 0081982. - Adventures of Huckleberry Finn
— телевизионный фильм 1985 года. Продолжительность: 240 минут. IMDb: 0088677. - The Adventures of Huck Finn
— фильм 1993 года. Продолжительность: 108 минут. IMDb: 0106223 - Die Abenteuer des Huck Finn
— 2012 год. Продолжительность 99 минут. IMDb: [1] - Huckleberry no Bouken
— аниме 1976 года.
Главные герои и их характеры
Все главные герои повести, это мысли и чувства автора, его воспоминания о детстве, его ощущение той самой американской мечты и общечеловеческих ценностей. Когда Гек посетовал, что не может жить в праздности, Том ему неуверенно ответил: «Да ведь все так живут, Гек». В этих мальчишках Марк Твен выписывает своё отношение к человеческим ценностям, к ценности свободы и понимания между людьми. Гек, который больше видел плохого, делится с Томом: «Просто делается стыдно за всех людей», когда говорит о неискренности отношений в высшем обществе. На романтическом фоне повести о детстве, написанной с добрым юмором, писателем чётко вырисовываются все лучшие качества маленького человека, и надежда, что эти качества сохранятся на всю жизнь.
Мальчишка, воспитывающийся без матери и отца. Что случилось с его родителями, автор не открывает. По повести создаётся впечатление, что все свои лучшие качества Том получил на улице и в школе. Попытки тёти Поли привить ему элементарные стереотипы поведения не могут увенчаться успехом. Том — идеальный мальчишка и сорванец в глазах мальчишек всего мира. С одной стороны это гипербола, но с другой стороны, имея реальный прототипов, Том действительно несёт в себе всё лучшее, что может нести в себе подрастающий мужчина. Он смел, с обострённым чувством справедливости. Во многих эпизодах именно эти качества он проявляет при сложных жизненных ситуациях. Ещё одна черта, которая не может ни затронуть чувства американца. Это сметка и предприимчивость. Остаётся лишь вспомнить историю с побелкой забора, которая является ещё и далеко идущим проектом. Обременённый различными мальчишескими предрассудками, Том выглядит совершенно обычным мальчиком, что и подкупает читателя. Каждый видит в нём маленькое отражение себя.
Беспризорник при живом отце. Пьяница появляется в повести только в разговорах, но это уже как-то характеризует условия жизни этого мальчугана. Неизменный друг Тома и верный товарищ по всем приключениям. И если Том романтик и лидер в этой компании, то Гек — трезвый ум и жизненный опыт, который также необходим в этом тандеме. У внимательного читателя складывается мнение, что Гек прописан автором, как вторая сторона медали подрастающего человека, гражданина Америки. Личность разделена на два типа — Том и Гек, которые неразрывны. В последующих повестях характер Гек раскроется более полно, и часто, в душе читателя эти два образа смешиваются и всегда получают симпатию.
Бэкки, тётя Полли, негр Джим и метис Индеец Джо
Это все люди, на общении с которыми проявляется всё самое лучшее в характере главного героя. Нежная любовь в девочке сверстнице и настоящая забота о ней в минуты опасности. Уважительное, хотя иногда ироничное, отношение к тётушке, которая тратит все свои силы, чтоб вырастить Тома настоящим добропорядочным гражданином. Негр-раб, который является показателем тогдашней Америки и отношения к рабовладению всей прогрессивной общественности, ведь Том дружит и с ним, оправданно считая его равным. Отношение к Индейцу Джо у автора, а значит и Тома, далеко не однозначное. Романтика индейского мира в то время ещё не была так идеализирована. Но внутренняя жалость к погибшему от голода в пещере метису характеризует не только мальчишку. Реалии Дикого Запада просматриваются в этом образе, хитрый и жестокий метис мстит своей жизнью всем белым. Он пытается выжить в этом мире, и общество разрешает ему это. Того глубокого осуждения, которое казалось бы должно было быть для вора и убийцы, мы не видим.
Примечания[ | ]
- https://www.yorknotes.com/landingpage.aspx?p=1&ps=60
- https://classic-literature.findthedata.com/q/13/2379/Who-is-the-protagonist-in-The-Adventures-of-Huckleberry-Finn-the-classic-literature-novel-written-by-Mark-Twain
- https://www.free-ebooks.net/ebook/The-Adventures-of-Huckleberry-Finn/html/86
- https://www.gutenberg.org/ebooks/9007
- ? 123Hill, Richard.
Mark Twain Among The Scholars: Reconsidering Contemporary Twain Criticism (англ.). — SJK Publishing Industries, Inc., 2002. — P. 67—90. — ISBN 978-0-87875-527-1. - Радио Свобода: Марк Твен и политкорректность
- В США издадут «кастрированную» версию книг Марка Твена
- Хемингуэй, Эрнест.
Старый газетчик пишет…: Худож. публицистика. Пер. с англ. / Предисл. и коммент. Б. Грибанова. — М.: Прогресс, 1983. — С. 67. — 344 с.
Композиция
Марк Твен проводит Гекльберри Финна через череду испытаний, которые даются по нарастающей, то есть по мере развития событий книги законы цивилизации все больше вторгаются в естественную жизнь Гека и негра Джима.
Первая часть – период идиллии. Гек и Джим плывут на плоту. Их жизнь на лоне природы вдалеке от цивилизации можно назвать идеальной. Во второй части Гекльберри приходится всеми силами беречь негра Джима от столкновения с цивилизацией. Опасен становится любой добропорядочный американец, но наибольшую опасность представляет пара мошенников – король и герцог. В этой части ярко показана борьба в душе Гека, о которой говорилось выше. Переломный момент – эпизод, когда Гекльберри и Джим потеряли друг друга в тумане. После того, как опасность миновала, мальчик решает разыграть доверчивого негра. Джим же проявляет трогательную заботу о своем друге: «А когда Джим проснулся и увидел Гека целым и невредимым, горячие слёзы потекли у него из глаз, и Джим хотел целовать твои ноги, так Джим был счастлив и рад. А ты, Гек, только и думал о том, как бы насмеяться над бедным старым Джимом, одурачить его, обмануть!». Геку становится стыдно, и он находит в себе силы попросить у Джима прощения.
Каир — не египетский город
Город Каир. Источник: wikimedia.org
Каир — цель Джима, стремившегося попасть в город, чтобы обрести полную свободу. Однако ночью, когда Джим и Гек плыли мимо Каира, ребята даже не поняли, что пропустили заветную мечту одного из героев.
Каир — маленький городок, находящийся в штате Иллинойс. Его основали в начале XIX столетия рядом с рекой Огайо, впадающей в Миссисипи. Уже к середине века молодой город стал важной точкой в путях пароходов. В Каире происходила загрузка и разгрузка, а также при необходимости проводился ремонт.
Во время Гражданской войны в США Каир подчинялся северянам. Сторонники отмены рабства держали в городе огромные запасы продуктов и оружие. Каир был важным стратегическим пунктом победителей Гражданской войны, однако после окончания конфликта город постепенно начал приходить в упадок.
Продолжение эпопеи приключений
В дальнейшем Марк Твен написал ещё несколько повестей о Томе и друге его Геке. Автор взрослел вместе со своими героями, менялась и Америка. И уже в последующих повестях не было той романтичной бесшабашности, но появлялось всё больше горькой правды жизни. Но даже в этих реалиях и Том, и Гек, и Бэкки сохраняли в себе свои лучшие качества, полученные ими в детстве на берегах Миссисипи в маленьком городке с далёким именем русской столицы — Санкт-Петербург. С этими героями не хочется расставаться, и они так и остаются идеалами в сердцах мальчишек той эпохи.
В 1876 г. было опубликовано одно из наиболее известных и популярных произведений Твена – “Приключения Тома Сойера “Приключения Тома Сойера” представляют собой сочетание реализма с романтизмом. Реалистически описывая маленький городок, его сонную, обывательскую жизнь, Марк Твен противопоставляет ему романтический мир Тома и его друзей, их необычайные приключения. В красочных тонах изображается река Миссисипи и окружающая природа, создающая романтический фон в книге. В повести много действия. Динамично развивается сюжет, занимательности которого способствует приключенческая основа. Второй период творчества Марка Твена, который приходится:на 80-е и начало 90-х годов, характеризуется нарастанием критицизма. В эти годы в Соединенных Штатах усиливается классовая борьба, увеличивается количество стачек и забастовок, в которых принимают участие десятки и сотни тысяч рабочих. Если раньше в стране еще были свободные земли, дававшие возможность рабочим заняться земледелием, то теперь эти земли исчезли, захваченные монополистическими кликами и спекулянтами, и в сельском хозяйстве шел интенсивный процесс разорения и обнищания фермеров. Перед лицом этих фактов постепенно исчезают мелкобуржуазные иллюзии писателя. Совершенно по-иному начинает восприниматься им американская действительность. Если в первый период у Твена преобладало оптимистическое, жизнерадостное восприятие жизни, то во второй период оно сменяется более критическим и скептическим. Самое значительное произведение этих лет “Приключения Гекльберри Финна” (1885). Здесь Марк Твен опять обращается к изображению прошлого Америки, ко дням своего детства, которые так красочно были описаны в “Приключениях Тома Сойера”. но по сравнению с “Томом Сойером” тема прошлого получает теперь другое звучание. В “Приключениях Гекльберри Финна” центральным образом является образ Гека Финна, от лица которого ведется повествование. Образ Тома Сойера играет здесь второстепенную роль. По сравнению с первой книгой мы видим иного, повзрослевшего Гека Финна. Жизнь у него складывается иначе, чем у Тома Сойера, да и относится он к ней более серьезно. Большая разница между Геком и Томом заключается в том, что Том Сойер продолжает, оставаться мальчиком, не знающим трудностей жизни, и то время как Гек Финн взрослеет на наших глазах, приобретает жизненный опыт, многое испытывает и многое видит. Образ Гека Финна близок и дорог автору. Марк Твен особенно высоко ценит гуманность Гека, его человечное отношение к людям. Эта гуманность проявляется в отношении Гека к негру Джиму. Одна из важнейших особенностей “Приключений Гекльберри Финна” в том и заключается, что этой книге правдиво воссоздается картина жизни Америки 50- х годов XIX в. По сравнению с “Томом Сойером” раздвигаются рамки повествования. В “Геке Финне” изображается уже не маленький городок, а значительная часть Америки. Гек и Джим плывут по Миссисипи – самой оживленной подпой артерии Соединенных Штатов, мимо больших и малых городов, многочисленных местечек, одиноких ферм,- здесь рисуется широкая картина американской жизни. Путешествуя вместе со своими героями, писатель весьма критически оценивает все, что встречается на их пути. Обращает на себя внимание тот факт, что Гек и Джим мало встречают честных, порядочных людей. Бандиты, убийцы, грабители, просто жулики – такова многочисленная галерея лиц, с которыми они сталкиваются. Роман Марка Твена “Приключения Гекльберри Финна” справедливо рассматривается кик одно из первых произведений критического реализма, только начинавшего утверждаться в Соединенных Штатах Америки. В 90-900-е годы у Марка Твена исчезают последние иллюзии. Веселый юморист превращается в горького сатирика, а порой и пессимиста. Он пишет публицистические произведения, памфлеты. О расовой дискриминации, о жестоком преследовании негров написан памфлет “Соединенные линчующие штаты” (1901). Целый ряд памфлетов посвящен обличению империалистической политики США, приступивших к широким колониальным захватам. Публицистика Твена не содержит добродушного юмора ранних лет. Основу ее составляет обличение. Злая ирония чередуется в ней с горьким сарказмом. Преобладающим видом публицистических произведений становятся сатирические памфлеты, направленные против империалистической политики, проводимой правящими кругами США. Проникнутая гневом твеновская публицистика бичует, клеймит вредоносную сущность империализма, объективно подводит к выводу о несостоятельности его, о необходимости замены его более разумным строем.
Другие сочинения:
Образ Гека Финна и образ Тома Сойера (сравнительная характеристика)
Ответ оставил
Гость
ТОМ СОЙЕР И ГЕКЛЬБЕРРИ ФИНН (англ. Tom Sawyer, Hucklberry Finn) — герои романов Марка Твена «Приключения Тома Сойера» (1876) и «Приключения Гекльберри Финна» (1884). Двенадцатилетние мальчишки, жители маленького провинциального американского городка Санкт-Петербург, товарищи по играм и забавам, которые то и дело рождает их неуемная фантазия. Т.С. — сирота. Его воспитывает сестра покойной матери, благочестивая тетушка Полли. Мальчишке совершенно неинтересна та жизнь, которая течет вокруг, но он вынужден соблюдать общепринятые правила: ходить в школу, посещать церковную службу по воскресеньям, аккуратно одеваться, хорошо вести себя за столом, рано ложиться спать — хотя то и дело нарушает их, вызывая негодование тетушки. Предприимчивости и изворотливости Тому не занимать. Ну кто еще, получив в наказание задание побелить длиннющий забор, смог бы повернуть дело так, что забор покрасят другие мальчишки, да к тому же оплатив право принять участие в столь увлекательном мероприятии «сокровищами»: кто дохлой крысой, а кто обломком зубной гуделки. Да и получить Библию в награду за превосходное звание ее содержания, на деле не зная ни строчки, тоже далеко не каждый сумеет. А вот Том смог! Разыграть кого-либо, одурачить, придумать что-нибудь необычное — это стихия Тома. Много читая, он стремится и собственную жизнь сделать такой же яркой, как та, в которой действуют герои романов. Он пускается в «любовные приключения», устраивает игры в индейцев, пиратов, разбойников. В какие только ситуации ни попадает Том благодаря своей бьющей ключом энергии: то ночью на кладбище становится свидетелем убийства, то присутствует на собственных похоронах. Иногда Том и в жизни способен на почти героически поступки. Например, когда принимает на себя вину Бекки Тэчер — девочки, за которой неловко пытается ухаживать, — и выдерживает порку учителя. Он обаятельный парень, этот Том Сойер, но он дитя своего времени, своего города, привыкший вести двойную жизнь. Когда надо, он вполне способен принять образ мальчика из приличной семьи, понимая, что так поступают все. Совсем иначе дело обстоит с ближайшим другом Тома, Геком Финном. Он сын местного пьяницы, которому нет никакого дела до ребенка. Гека никто не заставляет ходить в школу. Он полностью предоставлен сам себе. Мальчишке чуждо притворство, а все условности цивилизованной жизни просто невыносимы. Для Гека главное — быть свободным, всегда и во всем. «Ему не надо было ни мыться, ни надевать чистое платье, а ругаться он умел удивительно. Словом, у него было все, что делает жизнь прекрасной», — заключает писатель. Гека бесспорно привлекают занимательные игры, выдумываемые Томом, но дороже всего Геку личная свобода и независимость. Утратив их, он чувствует себя не в своей тарелке, и именно ради того, чтобы вновь обрести их, Гек во втором романе уже один предпринимает опасное путешествие, навсегда покидая родной город. В благодарность за спасение от мести индейца Джо вдова Дуглас взяла Гека на воспитание. Слуги вдовы умывали его, причесывали гребнем и щеткой, каждую ночь укладывали его на отвратительно чистые простыни. Ему приходилось есть при помощи ножа и вилки и посещать церковь. Несчастный Гек выдержал лишь три недели и исчез. Его искали, но без помощи Тома вряд ли смогли бы найти. Тому удается перехитрить простодушного Гека и вернуть его на какое-то время к вдове. Тогда Гек мистифицирует собственную гибель. Сам же садится в челнок и плывет по течению. Во время путешествия Гек тоже переживает немало приключений, проявляет находчивость и смекалку, но уже не от скуки и желания поразвлечься, как раньше, а в силу жизненной необходимости, прежде всего ради спасения беглого негра Джима. Именно способность Гека думать о других делает его образ особенно привлекательным. Наверное, поэтому сам Марк Твен видел в нем героя XX века, когда, с точки зрения писателя, уже не будет расовых предрассудков, нищеты и несправедливости.
Основные темы[ | ]
Марк Твен был противником расизма и рабства, и устами своих героев прямо и недвусмысленно заявляет об этом со страниц романа. Позиция автора вызвала возмущение многих его современников. Сам Твен относился к этому с иронией. Когда в 1885 году публичная библиотека в Массачусетсе решила изъять из фонда «Приключения Гекльберри Финна», Твен написал своему издателю: «Они исключили Гека из библиотеки как „мусор, пригодный только для трущоб“, из-за этого мы несомненно продадим ещё 25 тысяч копий книги».
Однако в конце XX века некоторые слова, общеупотребительные во времена создания книги (например, «ниггер»), стали считаться расовыми оскорблениями[6]. «Приключения Гекльберри Финна» в связи с расширением границ политкорректности изъяты из программы некоторых школ США за якобы расистские высказывания. Впервые это произошло в 1957 году в штате Нью-Йорк. В феврале 2011 года в США вышло новое издание книги, в котором «оскорбительные» слова были заменены на политкорректные[7].
🗹