Авторское отношение к героям повести Дубровский 6 класс

  • Сочинения
  • По литературе
  • Пушкин
  • Авторское отношение к героям повести Дубровский

Александром Пушкиным непросто было написано данное великолепное произведение. Он постарался показать свое личное отношение к каждому описанному персонажу, а также дал собственную оценку их действиям и поступкам. Например, при помощи раскрытия таких персонажей, как Троекуров или Верейский, писатель показывает тенденцию поведения дворян. Мастер пера показывает их откровенно слабыми людьми, которые действуют лишь ради собственных интересов и желаний. Автор хочет указать на то, что такое поведение и выставление данных идеалов являются ошибочными решениями, так как благодаря ним, человек становится корыстным и меркантильным.

Шабашкин и Спицын раскрыты в произведении как люди, которые являются крайне продажными. Ведь ради того, чтобы получить временную выгоду, они готовы продать даже собственные жизни.

Совершенно по-другому воспринимаются такие персонажи, как Дубровский вместе со своим отцом, а также Мария. Они показаны как люди, которые не способны нормально существовать в столь безнравственном мире. Их истории наполнены трагичностью, и у читателей возникает желание сопереживать им. Будучи благородным и искренним человеком, который верит в справедливость и порядочность людей, оказывается жертвой своих принципов. Он верит в то, что может выиграть судебный процесс, однако, после того, как понимает, что ему это не удастся, то начинает сильно переживать, из-за чего в последствии серьезно заболевает. Это приводит к большой трагедии – его гибели от столь сильных переживаний.

Владимира Дубровского автор показывает очень достойным и порядочным человеком, которому приходится встать на путь разбойничества. Ведь это случается не из-за того, что герой хочет встать на данный путь, а только из-за того, что он хочет восстановить хоть немного справедливости в мире, который погряз во лжи, коррупции и чинопочитании. Даже тогда, когда он промышляет в своем деле в амплуа преступника, читатель не начинает уважать его меньше, ведь он все также в первую очередь думает о простом народе, и его интересах. Он совершает ограбления только тех людей, которых считает незаслуженно разбогатевшими. Таким образом, он показывает свое отношение ко всем тем, кто является коррумпированным и нечестным человеком. Также, он осуждает и всю судебную систему, которая выдает несправедливые решения, которые также покупаются и продаются. Героя можно назвать благородным и по той причине, что он отказывается от идеи мести, вставая на путь добродетели.

Ранняя биография

Марья Кириловна Троекурова — дочь богатого помещика Кирилы Троекурова (поскольку автор имя Троекурова пишет «Кирила», а не «Кирилл», соответственно, отчество Маши будет «Кириловна», с одной буквой «л»). Девочка рано осталась без матери, которая умерла сразу после её рождения.

Её воспитанием занималась гувернантка-француженка, мамзель Мими. Маша всю свою недолгую жизнь прожила в деревне, в имении отца, «в глазах родителя». Фактически она выросла в уединении, без подруг — об этом Троекуров не заботился. Его обычные гости — приятели-охотники или помещики из соседних деревень. Жёны и дочери соседей бывали здесь редко — женское общество избегало своенравного и необразованного Троекурова, который часто не церемонился с гостями и вёл себя буйно, пугая гостей эксцентричными выходками.

Популярные сочинения

  • Сочинение Описание степи в повести «Тарас Бульба» 7 класс
    В данном великолепном произведении, написанным замечательным писателем Николаем Гоголем, показана небывалая красота природы, которую автор описал, как нечто живое и трогательное
  • Образы народных заступников в поэме Кому на Руси жить хорошо
    Некрасов в своем творчестве очень часто обращается к такой теме, как показ «народного заступника», в частности и в своем произведении «Кому на Руси жить хорошо».
  • Сочинение Гаврила в рассказе Муму (Образ и характеристики)
    Гаврила – второстепенный герой рассказа Ивана Сергеевича Тургенева «Муму». Он, как и главный герой, является крепостным. В то же время, этот мужчина работает у барыни дворецким

Роман с продолжением

Всем нам ещё со школьной программы, помнится известное пушкинское произведение «Дубровский». Это роман, повествующий о двух любящих друг друга молодых людях. При его создании Пушкин опирался на рассказ, основанный на реальных событиях.

В произведении Владимир мстит за отца, поджигает имение и встаёт на путь разбойника. Но судьба зла и Дубровский влюбляется в дочь своего врага. Отец Маши, помещик Троекуров, второй раз совершает ошибку: он отдаёт свою дочь замуж против её воли за старика-князя. Владимир расстаётся со своей мечтой и уезжает за границу.

Женский образ в романе

Образ Маши Троекуровой в романе «Дубровский» занимает центральное место. Марья Кирилловна рано осталась без материнской ласки. Её воспитателями стали прекрасная русская природа, сказки, рассказанные няней, и французские романы. Героиня приобрела такие черты характера, как кроткость, мечтательность и чуткость. Отца своего она почитала, потому перечить ему ни в чём не могла.

Образ Маши Троекуровой в романе «Дубровский» не является собирательным. Это первоначальная ступенька в создании главного женского образа Пушкина – Татьяны Лариной. Чтобы подойти к раскрытию своей главной героини, Александр Сергеевич демонстрирует читателям зарождение русской женской души, осуществляет он это с помощью своеобразного характера дочери помещика.

Что так покоряет девушку в отставном поручике? Благородство, храбрость, полная противоположность властным и жестоким натурам, похожим на своего отца. Главным для благовоспитанной девушки было духовное богатство человека. Потому и потянулась Маша к Владимиру всей душой, почувствовав невероятную духовную близость с этим человеком.

Отношение Дубровского к Маше Троекуровой

Внешность и характер

С возрастом Маши определиться сложно — это результат незавершённости романа и отсутствия авторской редактуры. Вначале Пушкин указывает, что ей было 17 лет («В эпоху, нами описываемую, ей было семнадцать лет, и красота ее была в полном цвете», гл. XVIII). Троекуров утверждает, что «… Дубровский пятью годами старше моей Маши и что, следственно, ему не тридцать пять, а около двадцати трех». Далее автор говорит, что Дубровский на 2 года старше Марии (гл. III). В таком случае ей должно быть уже более 20 лет. Это подтверждает следующий отрывок из романа. Автор, описывая чувства Владимира, проезжавшего мимо троекуровского имения Покровское, отмечает, что Дубровский вспомнил, как на холме играл с маленькой Машей Троекуровой (гл. III). Если ему было 23 года во время описываемых событий, а Маше — 17, то как он мог играть с Машей, если на восьмом году жизни был увезён в Петербург на учёбу? Тогда ему было 7 лет, а Маше всего 2 года. С такой разницей в возрасте дети не играют.

Но оставим этот вопрос, никто уже не сможет дать на него ответ.

Итак, Маша — красивая, стройная девушка. На званом обеде у Троекурова присутствующие дамы были поражены её красотой и нарядом. Особое впечатление красота девушки произвела на «старого волокиту» князя Верейского.

Марья Кириловна, выросшая в уединении, избегала шумных застолий, которые устраивал ее отец. Больше всего её увлекают чтение, занятия музыкой и прогулки.

Несмотря на то, что Троекуров не любил читать, в его доме была огромная библиотека, в основном составленная из книг французских писателей XVIII века. И эта библиотека полностью оказалась в распоряжении его дочери. Она её изучила и остановила своё внимание на романах. В этом её сходство с воспитанием Татьяны Лариной, которая также читала любовные романы того времени: английского писателя Ричардсона и французского писателя-сентименталиста Руссо. Её отец, как и Троекуров, никогда не интересовался, что читала его дочь.

Кроме того, Марья Кириловна любила вышивать на пяльцах. Она хорошо говорила по-французски, как и все образованные дворянки того времени. Часто она служила переводчиком для отца, не знавшего языков.

У Маши хороший музыкальный слух и голос, она с удовольствием занималась музыкой под руководством Дефоржа.

Однако Марья Кириловна, выросшая в довольстве и богатстве, «воспитанная в аристократических предрассудках», вначале не заинтересовалась молодым учителем, «он был для нее род слуги или мастерового». Но постепенно девушку покорили его благородство, знания и особенно храбрость в случае с медведем. Она поняла, что «храбрость и гордое самолюбие не исключительно принадлежат одному сословию».

Отца своего Марья Кириловна уважала, но друга в нем не нашла, хотя Кирила Петрович «любил ее до безумия». Однако его любовь входила в противоречие с его своенравием: он «то старался угождать малейшим её прихотям, то пугал её суровым, а иногда и жестоким обращением».

Любовь рождает лучшие чувства

История любви Маши Троекуровой

Все главы романа посвящены раскрытию не сюжетной линии, а становлению характеров главных героев произведения. Благодаря сильной любви, в голове Владимира Дубровского рождаются самые лучшие черты. Именно это чувство заставило его отказаться от желания отомстить своему врагу.

Благородный последователь Робина Гуда Владимир стал гораздо чище и лучше, познакомившись с Машей. Главная героиня, красавица, нежная, ранимая девушка, воспитывалась в семье отца, который любил её по-своему, иногда балуя. Но властность его натуры не позволяла проявлять свои отцовские чувства и любовь.

Характер Маши Троекуровой формировался под властью непостоянства желаний и поведения своего отца. И, тем не менее, из хрупкой девушки получилась целеустремлённая, с твёрдым характером и убеждениями пылкая женщина.

Герои Пушкина – живые реальные люди. Им безоговорочно верит читатель, любит и дорожит каждой встречей с ними.

Урок литературы в 6-м классе «Отношение автора к героям романа «Дубровский»»

4

Урок литературы в 6-м классе «Отношение автора к героям романа «Дубровский»» (на примере Владимира Дубровского)

«…он рожден был для иного назначения…»

Цели:

  • продолжать обучению анализу художественного произведения, самостоятельной работе с текстом, обобщению анализируемого материала, выявлению авторской оценки героев, выразительному чтению.
  • развивать читательские качества ученика: воображение, эмоциональную чуткость, эстетический вкус.
  • продолжать воспитание у учащихся нравственной чистоты, творческого осознания жизни, интереса к классическим произведениям.

Ход урока

Слово учителя:

Сегодня мы продолжим изучение романа А.С. Пушкина «Дубровский».

Великий поэт в свой «жестокий век» восславивший свободу, протестовавший против гнета самодержавия, в своих произведениях размышлял о судьбе народа и его роли в прошлом и будущем страны.

В романе «Дубровский» А.С.Пушкин с беспощадной силой обнажил произвол, самодурство дворян в лице Троекурова и князя Верейского, подлость и низость их прихлебателей Шабашкина и Спицына, готовых совершить любое клятвопреступление. Резко противостоит этому миру всевластия, жестокости, духовного оскудения иной мир- это люди из народа, дворяне Дубровские (отец и сын). Они описаны в романе с глубоким авторским сочувствием.

Мы уже отмечали, что одним из средств создания образа в романе является прямая авторская оценка. Это мы видели на образах Троекурова и Андрея Гавриловича Дубровского.

Учитель объявляет тему и цели урока.

Давайте найдем в тексте, что рассказывает о молодом Дубровском А.С. Пушкин.

Обратимся к 3 главе романа. («Владимир Дубровский воспитывался в кадетском корпусе…)

— Что мы узнали о нем? Какие черты характера проявились в Дубровском в Петербурге?

— Запишем в тетрадь вывод:

Владимир Дубровский с одной стороны расточительный и честолюбивый офицер, позволял себе роскошные прихоти, играл в карты и входил в долги, не заботясь о будущем. Владимир рано лишился матери и почти не знал отца. Со всем тем он романтически был к нему привязан и любил семейственную жизнь, которой не успел насладиться. Поэтому мысль потерять отца терзала его сердце. Автор говорит, что Владимир с волнением перечитал строки письма, которое он получил от няни. Тем самым автор подчеркивает, что его герой был нежный и любящий сын. А няню звали так же, как и няню самого автора , Орина. В этом тоже видно отношение автора к своему герою.

Отправимся вместе с молодым Дубровским в Кистеневку.

— Какие чувства испытывает он? Подтвердите текстом.

— Кто встретил в Кистеневке Владимира Дубровского?

— Почему дворня высыпала, когда он приехал?

— Какова авторская оценка?

— Запишем вывод, который вы сделали:

Приехав в Кистеневку, Владимир Дубровский испытал сильное волнение. «Сердце в нем забилось», — пишет автор. Дворня встретила молодого барина с радостью. А.С.Пушкин тем самым подчеркивает, что крестьяне любят своего барина, искренне рады ему.

Продолжим наблюдение за авторской оценкой. Мы знаем: Андрей Гаврилович Дубровский умирает. Обратимся к тексту 5 главы.

— Где мы видим Владимира Дубровского после похорон отца?

— Зачитать текст. Эпизод «В Кистеневской роще».

— Какие чувства его волновали?

— Каково его душевное состояние?

— Что помогает более точно понять это?

— Заметили ли вы какую-нибудь связь между тем, что переживает Владимир, и окружающей его природой?

— Какие чувства он вызывает у вас?

— Что говорит этот эпизод об отношении автора к своему герою?

— Запишем выводы в тетрадь.

Изображая Дубровского в Кистеневской роще,автор дает почувствовать, что осенний пейзаж — условное отражение внутреннего мира героя. То, что происходит в душе Дубровского, подобно тому, что происходит в природе.

Автор передает нам чувства своего героя, заставляет нас сочувствовать его горю.

Учитель:

А.С.Пушкин обычно рисует на фоне природы только любимых своих героев, так как для него это знак богатства души, глубокой внутренней красоты. Что еще раз подтверждает, что автор любит своего героя, сочувствует ему.

— Добавим в свои записи:

Рисуя своего героя на фоне природы, А.С.Пушкин тем самым подчеркивает его богатый внутренний мир, выражает свое отношение.

— Что еще можно дописать к характеристике Владимира Дубровского?

— Какие же обстоятельства заставили В.Дубровского стать разбойником?

(По вине Троекурова умер отец, его лишили дома).

Мы выяснили, что Дубровский думает о мести, а в доме Троекурова появляется учитель Дефорж.

— Какой эпизод характеризует Дефоржа?

— Как повел себя Дефорж в испытании на храбрость?

— Какие черты характера подчеркивает автор?

— Сопоставьте Дефоржа и Дубровского.

Запишите составленный вывод в тетради:

В доме Троекурова Дубровский вел себя смело, он не испугался медведя и застрелил его. Дубровский объясняет, почему при нем пистолет: «..потому что не намерен терпеть обиду, за которую , по моему званию, не могу потребовать удовлетворения». Таким образом, мы понимаем, что Дефорж был обязан терпеть прихоти хозяина, но дворянин Дубровский не мог допустить и мысли о безропотном подчинении. По всему видно, что автор любуется своим героем, гордится его поступком.

— Что заставило Владимира Дубровского проникнуть в дом Троекурова?

— Почему он не стал мстить Троекурову?

(Зачитайте текст. Глава 12).

— Какая история случилась с Анной Савишной Глобовой?

— Как эта история помогает понять отношение автора к разбойнику Дубровскому?

— Каково отношение автора к герою? Сделайте вывод, запишите в тетрадь.

Владимир Дубровский гордый, независимый, дороживший своей дворянской честью, из-за любви отказался от мести и вошел в дом Троекурова в роли слуги, где не мог рассчитывать на уважение и благосклонность хозяина. Автор рисует своего героя благородным защитником идеи чести, защиты прав человеческой личности. Даже сделавшись разбойником, он остается служителем справедливости. Таким и предстает в рассказе Глобовой. Месть за отца не осуществляется, он становится заступником обиженных, отказывается от мести ради любви. Человечность в Дубровском победила враждебность. Автор полностью на стороне главного героя романа.

Обратите внимание на эпиграф к уроку «…он рожден был для иного назначения…».

— Как вы думаете, о каком назначении идет речь? (семья, покой)

— А если бы он мстил Троекурову, что бы изменилось?

— Каким бы он стал?

— Почему А.С.Пушкин не требует от Дубровского прямой мести Троекурову?

— Только ли в злой воле Троекурова причина несчастий Дубровского? Почему чиновники на стороне Троекурова?

Сформулируйте и запишите вывод.

Дубровский был рожден для иной жизни. Он мечтал о женитьбе, семье, был ласковым и нежным. Если бы стал мстить Троекурову, то уподобился бы ему. Поэтому Пушкин и не требует от Дубровского прямой мести своему обидчику. Ведь причина несчастий Владимира Дубровского не в злой воле одного Троекурова: закон был на стороне богатого помещика.

В каких еще сценах мы видим авторскую оценку? Обратимся к сцене последнего свидания с Марьей Кириловной. Зачитаем текст. (Глава 15).

— Охарактеризуйте Дубровского. Запишем в тетрадь.

Для Дубровского воля любимой девушки священна. Он никогда не совершит злодейство во имя ее. Готов на любое самопожертвование. Любовь возвышает Владимира. Наделяя своего героя способностью любить, жертвовать собой во имя любви, Пушкин подчеркивает свое расположение к нему.

В последней главе мы видим раненого Дубровского.

— Каким автор рисует отношение разбойников к своему предводителю?

— Чем снискал он такое отношение?

— Каким изображает автор Дубровского во время боя? Подтвердите текстом.

— Идеализирует ли А.С. Пушкин своего героя?

— Как характеризует Дубровского его последняя речь перед разбойниками? (Зачитать).

— Каким рисует А.С.Пушкин предводителя разбойников в сравнении с теми, кто управляет губернией и имеет вес в обществе?

-Запишите вывод.

Разбойники любят своего предводителя, доверяют ему, слушаются его, заботятся онем, потому что он справедлив, храбр. Нет, Пушкин не идеализирует своего героя, но предводитель разбойников в романе гораздо благороднее тех, кто управляет губернией, кто должен заботиться о своем народе. Мы вместе с автором жалеем Владимира, сочувствуем его горю, его неразделенной любви. Конец романа подчеркивает мысль автора, что Владимир Дубровский не разбойник, не мститель, а просто несчастный, одинокий человек, который не может противостоять существующим законам.

Итог урока.

— На чьей стороне автор романа «Дубровский»?

— Зачитайте записи в тетради. Какова авторская оценка героя?

Слово учителя:

Проанализировав роман А.С.Пушкина «Дубровский», мы выявили авторскую оценку главного героя. Думаю, что эта оценка совпала с вашей.

Домашнее задание

. Письменная работа. «Как вы думаете, что ценит в людях автор романа «Дубровский»?»

Бережное отношение к Пушкину

И самое главное, о чём хочется сказать, роман «Дубровский» даёт уникальную возможность прикоснуться к творчеству гения. Ведь произведение писал классик русской литературы, он вдохнул в своих героев частичку себя. Полгода перелистывая страницу за страницей своего романа, ему удалось создать бессмертное произведение, на котором продолжают воспитывать не одно поколение читателей.

Пушкин краток, точен и невероятно прост в умении раскрытия своих героев. Читатель имеет возможность самостоятельно давать характеристику полюбившимся героям. Автор не даёт своих оценок. Становление личности происходит на глазах читателя, делая его участником всех происходящих событий.

Характер Маши Троекуровой

Образ Маши Троекуровой в романе «Дубровский» — это образец высокой морали и развитого чувства долга. Она даёт обещание перед лицом божьим, поэтому не может нарушить данного слова. Честь и долг для неё превыше всего. Это печально, но достойно восхищения. Брак, семья, произнесённые слова клятвы, соблюдение моральных законов – этому стоит поучиться нынешней молодёжи.

Эволюция героя и авторской позиции

Дубровский — не статичный персонаж, который в одночасье решил из аристократа перейти в лагерь бандитов, нарушителей закона. По канонам жанра приключенческого романа Пушкин рисует перед читателем жизненный путь и перемены в образе своего героя. При этом авторское отношение к Дубровскому-младшему также меняется.

О детстве и юности Владимира написано очень кратко, однако писатель легкими штрихами ненавязчиво сумел нарисовать облик барина-сибарита, ценящего «роскошные развлечения» (цитата) и аристократический образ жизни. В молодом герое ничто не выдавало будущего разбойника, Робин Гуда царской России. Пушкин с иронией относится к нему, но не осуждает, поскольку такое поведение было свойственно типичному представителю сословия тех времен.

Отношение автора к дубровскому младшему

Занимаясь образованием, Владимир начинает мыслить, много читает, что положительным образом сказывается на его личности. Ситуация с отцом, Андреем Гавриловичем Дубровским, показывает лучшие качества героя, его безграничную любовь и преданность.

Смерть родителя толкает его на отчаянный шаг — стать благородным разбойником. Краткая эволюция Владимира выглядит следующим образом:

  1. Избалованный барин, изнеженный представитель своей эпохи.
  2. Развивающийся человек, занимающийся самообразованием.
  3. Преданный сын.
  4. Разбойник и смутьян. Отважный, но перешедший грань закона.
  5. Влюбленный мужчина.
  6. Вновь бандит и преступник.

Полюбив Машу, Владимир был готов отказаться от всего, что связывало его с идеей мщения и бандитским прошлым. Но упрямство Кирилы Петровича Троекурова перечеркнуло эту мечту.

Отношения Маши Троекуровой и Владимира Дубровского

Молодые люди знакомы с раннего детства — они были соседями. Но жизненные пути их разошлись, и встретились они через 12 лет после того, как Владимир последний раз был у отца в своём родовом имении.

Троекуров нанимает домашнего учителя Дефоржа для своего сына Саши. Дефорж оказался разбойником Дубровским, который таким образом хотел быть поближе к Маше: увидев её случайно «как небесное видение» во время изучения расположения комнат в доме для отмщения Троекурову после смерти отца, он был поражён красотой девушки и понял, что уже не сможет никого погубить в этом доме. Он простил её отца. Проведённые в доме рядом с ней 3 недели стали для него счастьем.

И Маша влюбилась в Дефоржа, хотя понимала, что разница их социального положения не даст им возможности быть вместе. Но девушку привлекало благородство молодого человека, его смелость, его таланты музыканта, танцора.

Дефорж признается Маше в том, что на самом деле он является разбойником Владимиром Дубровским, и рассказывает ей о том, как хотел отомстить ее отцу за всё, что тот совершил в отношении своего старого друга Андрея Дубровского.

И вот теперь он вынужден покинуть дом Троекуровых. Признавшись Маше в любви, он предлагает ей помощь в случае необходимости. Но Троекуров торопит свадьбу дочери со старым князем Верейским. Маша надеется, что Дубровский спасет ее от этого брака, но он не успевает, и венчание состоялось. Во время возвращения из церкви молодожёнов настигает Дубровский и предлагает девушке свободу и побег с ним. Но Маша предпочитает остаться с Верейским — он теперь её муж. На отчаяние Владимира она отвечает, что до последней минуты ждала его, но теперь уже поздно. Повторяется та же ситуация, что была у Татьяны Лариной:

Я вас люблю (к чему лукавить?), Но я другому отдана; Я буду век ему верна.

Честь и долг для неё дороже любви. В этом и достоинство главной героини, и её жизненная драма.

🗹

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: