Дом Раскольникова: адрес, дата постройки, описание, внешний вид, исторические события и интересные факты

Невозможно представить себе Петербург без произведений Федора Михайловича Достоевского. Многие почитатели творчества знаменитого писателя стараются посмотреть на этот город глазами героев его произведения «Преступление и наказание». Подобные экскурсии позволяют лучше узнать самого автора и персонажей его книг. Конечно же, самым известным его героем является Родион Раскольников, образ которого заставляет читателей задуматься над множеством вопросов. Главное, что хотел показать Достоевский этим образом — ни при каких трудных обстоятельствах не стоит терять веру в Бога, добро, любовь к ближнему и нарушать нравственные принципы. Образ Раскольникова очень важен для всей мировой литературы. Поэтому многих читателей интересует даже дом, где жил Раскольников.

Петербург, дом Раскольникова

Крупнейшее «петербургское» произведение Достоевского

Многие слышали о феномене — «Петербурге Достоевского». Великим писателем в произведении «Преступление и наказание» этот город показан с двух сторон. С одной стороны он показывает дворцы и парки, с другой — привычные улочки, где бродят уличные девицы, нищие бездомные дети, трактирные завсегдатаи, которые ищут в вине минутные забвения от тоски. Больше Достоевский обращает внимание на атмосферу тупика и безысходности Петербурга того времени. Где же обитали тогда маленькие чиновники, студенты, ремесленники? Ведь главный герой произведения, Раскольников, был студентом. Они селились в маленьких съемных каморках тесных петербургских улочек и переулков. Чаще всего они селились возле Сенной площади и Екатерининского канала.

И сегодня экскурсанты часто прохаживаются местами Раскольникова, по тем улочкам, где когда-то ежедневно происходили трагедии, где убогие домики напоминали судьбы простых людей. В те годы в Петербурге существовали так называемые доходные дома, в которых сдавали квартиры. В одной из таких съемных квартир проживал и сам Достоевский. В произведении «Преступление и наказание» действие происходит как раз в знакомом районе, где жил автор.

Федор Достоевский

Сенная площадь

Начало маршрута — Сенная площадь. Эта суетная площадь была источником сюжетов для многих произведений Достоевского.

Именно здесь в трактире рядом с Сенной площадью Раскольников узнал из разговора студента и офицера о богатой старухе процентщице. А позднее на углу переулка Гривцова (тогда он назывался Конный) подслушал разговор сестры старухи Лизаветы из которого узнал о том, когда процентщица будет дома одна.

На Сенной площади он не раз попытается раскаяться публично. Соня Мармеладова уговорила его выйти на площадь и покаяться. Он выйдет, встанет на колени посреди площади, но любопытная толпа испугает его.

Куда поселил Достоевский главного героя «Преступления и наказания»?

В своем романе Достоевский показывает конкретный район Петербурга. События в произведении развиваются очень быстро. С момента знакомства с Раскольниковым, совершения им убийства и признания в нем проходит всего две недели. Еще в первом абзаце книги читатель видит точные топографические обозначения. Своего героя, студента Родиона Раскольникова, автор поселил в Столярном переулке. Даже сокращенные названия Достоевского понятны читателю. Еще в начале произведения даются сокращенные названия, о которых можно догадаться: переулок С — Столярный, мост К-н — Кокушкин, проспект В-кий — Вознесенский.

Хоть в произведении встречается конкретика в названиях, все же нельзя точно сказать, в какой именно дом поселил Достоевский Раскольникова. Существует несколько версий, но одна выдвинута главной.

Жена Достоевкого говорила, что писатель поселил Раскольникова в дом, в котором он жил три года сам (1864-1867 гг.). Тогда Федор Михайлович снимал квартиру в угловом доме, его еще называли зданием Алонкина. Находился этот дом тогда на пересечении улицы Малой Мещанской и Столярного переулка. Сегодня тем названиям соответствует адрес — Казначейская, дом 7. В этом доме Достоевский писал «Преступление и наказание».

Другой версией является то, что он поселил Раскольникова в дом, находящийся напротив. Многие исследователи творчества Достоевского мучились над догадками и пришли к выводу, что Родион жил на пересечении сегодняшних улиц Гражданской и Пржевальского, 19/5.

Раскольников идет домой

Дом старухи процентщицы — канал Грибоедова 104

Далее мы подходим снова каналу Грибоедова, но с другой стороны. Идём мы к тому самому месту преступления. Дом где жила старуха процентщица, ростовщица Алена Ивановна — канал Грибоедова 104. Дом находится прямо у Харламова моста.

Внешне дом напоминает утюг, его так и прозвали — «дом-утюг».

«С замиранием сердца и нервною дрожью подошел он к преогромнейшему дому, выходившему одною стеной на канаву, а другою в -ю улицу.…».

Раскольников зашёл во двор со стороны Средней Подьяческой улицы.

Вы и сейчас можете пройти в открытую арку. Дом после ремонта, двор выглядит очень чисто, стены покрашены свежей краской, везде стеклопакеты. Так-что сейчас ничего общего с той обстановкой.

Со двора выходим через другую арку на канал Грибоедова, как и сделал Раскольников.

Внешне, со стороны канала Грибоедова, всё выглядит исторически достоверно.

Раскольниковская лестница

Описание дома Раскольникова в «Преступлении и наказании» встречается частично. Местом жительства Родиона Достоевский избрал самый «пьяный» район — переулок Столярный. Он насчитывал 16 домов, в которых находилось 18 питейных заведений. Соседний Вознесенский проспект также был богат трактирами, кабаками, пивными и винными погребами. Жизненные тупики ведут за собой пьянство, проституцию, смерть, преступления. Читатель зрительно ощущает в этом районе Петербурга безвыходность. Для Раскольникова перспектива замкнута со всех сторон. Каждый день он чувствует безвыходность, выходя из своей каморки. Жизнь героя сломала петербургская действительность XIX века.

Жилье Родиона в доходном месте считается частицей губительной городской среды. Доходный дом Раскольникова в Санкт-Петербурге не единственный такой, подобных тогда было много. У Достоевского встречаются описания некоторых деталей дома, подъезда, лестницы. Эту лестницу еще так и называют — «раскольниковской». Автор несколько раз поднимал своего героя по ней, она стала символичной. Именно по ней герой ходил к Мармеладовым, старухе-процентщице. Позже эта лестница завела его с покаянием в контору полицейского Порфирия Петровича. Самые страшные мгновения Раскольников тоже пережил на этой лестнице, когда он выбежал к порогу убитой им старухи. Жил Родион на последнем этаже под самой крышей. Тринадцать крутых ступенек вели с площадки пятого этажа к каморке студента.

Комната Родиона

По заверению автора, главный герой романа вынужден был находиться в тесных и убогих условиях. Он снимал крошечную комнату у старухи-процентщицы, которой задолжал кругленькую сумму за ее съем. Заходя к себе домой, Раскольников должен пройти мимо кухни хозяйки, что его постоянно расстраивало. Все герои романа живут в гнетущей обстановке, которая не дает им развиваться и идти дальше. Противопоставление героя и его жилища — яркий прием, который Федор Достоевский нередко использовал. Судя по описанию, можно понять, что клетушка обставлена весьма аскетично:

  • несколько стульев;
  • стол;
  • старая софа;
  • шкаф.

На столе лежат рукописи и тетради, на которых скопилось много пыли, так как их давно не открывали.

Комната Родиона Раскольникова

В комнате обои отходят от стен, у героя нет даже одеяла — он укрывается старой одеждой. Это описание служит для того, чтобы передать нищету, в которой жил Родион. Даже Соня Мармеладова, придя в гости к студенту, была поражена атмосферой комнаты.

В противовес этому комната старухи-процентщицы предстает в более выгодном свете: в ней немного устаревшая, но отлично сохранившаяся мебель. Желтые обои, растения, в помещении убрано. Раскольников о комнате хозяйки: «Ни пылинки нельзя было найти во всей квартире». Эта цитата из текста характеризует процентщицу с иной стороны.

Родион Раскольников с лютой ненавистью относится к месту, где ему приходится жить. Его не радует ни вид из окна комнаты, ни интерьер. Постоянно слышатся пьяные крики на улице, герой не имеет элементарных условий для ведения быта и гигиены. Долг хозяйке квартиры постоянно накапливается. Все это в совокупности создает невероятно гнетущую обстановку. В произведении есть немало отрицательных синонимов к слову «комната»:

  • каморка;
  • гроб;
  • сундук.

Жильем это помещение никто не называет — ни автор, ни литературный герой. По описанию места жительства читатель может понять, что эта комната очень маленькая. Она болотом засасывает Родиона в свою глубь. Он становится все более меланхоличным, что отмечает даже его мать. Раскольников не ходит в университет и сутками лежит на старом продавленном диване. Дни, проведенные в каморке, сливаются в один, герой уже с трудом их различает.

Общий беспорядок, старые рукописи, обшарпанная мебель подчеркивают тоску Раскольникова. Комната словно поглотила его, сделала своим рабом, давит и угнетает ежеминутно.

Достоевский описывает жилье своих героев, противопоставляя «хорошего собою» Родиона его унылой и затхлой каморке. Жизнь в комнате превращается для квартиранта в круг печали — он отгораживается от людей, перестает даже выходить на кухню, каждый день бездействует, лежа на диване.

Каморка студента

Каморка Раскольникова располагалась на мансардном этаже, то есть на чердаке. Эта комнатка больше напоминала шкафчик, чем квартиру. Студенту была ненавистна эта каморка. Как можно было быть довольным крошечной клетушкой длиной в шесть шагов. Она имела жалкий вид со своими отстававшими от стен желтенькими обоями. В романе присутствуют сравнения этой комнатки с каютой, гробом, сундуком. Достоевский не просто так описывает такое жилище, ему самому пришлось ожидать приговора в одиночной камере Петропавловской крепости. Он прекрасно знал, какие мысли преследуют человека в подобной обстановке. Именно в своей каморке Родион Раскольников решил убить старуху-процентщицу.

Описание жилищ других персонажей

В романе отсутствуют абсолютно положительные герои. Угнетающая атмосфера безнадежности окутала практически все. Достоевский описывает другой Петербург: тот, где люди живут в «клетушках», а время проводят в небольших мастерских, где практически нет воздуха, или в вонючих кабаках. Автор применяет много прилагательных, создающих этот самый отвратительный мир, который хочется немедленно покинуть.

Немаловажную роль играет описание интерьеров в комнатах, где проживают другие герои романа. Жилище Мармеладовых оказывает еще более мерзкое впечатление, чем конура Раскольникова. Оно выглядело ужасно и безобразно. Вся семья прозябала в холодном углу, разделенном занавеской. Там была кровать, 2 стула, диван и стол из сосны. Постоянно стоял смрад.

Комната Сони Мармеладовой выглядела ничем не лучше: желтые потертые обои снизу одолела черная плесень. Она была сырой, поэтому тоже создавала впечатление убогого места.

Старухина квартира также на стенах имела желтые обои, окна закрывались занавесками, подоконники разместили на себе цветы герани.

Намного больше была квартира Порфирия Петровича — человека, расследовавшего убийство старухи. Относительно всех остальных он жил еще нормально. В комнате имелся столик небольшого размера и достаточно удобный диван. Кабинет имел средний размер. Это помещение сразу выдавало то, чем именно занимался герой.

Таким образом, Достоевский поместил всех персонажей в условия, соответствующие их характерам. Удручающий вид помещений ярче выделяет самих героев и помогает понять причины их поступков.

Архитектурные изменения дома

Во двор дома по улице Гражданской, 19 сегодня зайти нельзя, его закрыли решетками. Раньше этот дом был пятиэтажным, сегодня там четыре этажа. Дело в том, что на первом этаже находились полуподвальные помещения. В 1970 году дом перестроили и реставрировали. Полуподвал ликвидировали, а мощеный двор из булыжника заасфальтировали. Сегодня с четвертого этажа, как и в романе Достоевского, на чердак можно подняться по 13 ступенькам.

надпись на доме Раскольникова

Дом со шпилем на Садовой 55-57 — гостиница «Пале-де-Кристаль»

Красивый дом со шпилем на углу улицы Садовой и Вознесенского проспекта отмечен в романе как «Хрустальный дом»:

«Он вышел в другую улицу: «Ба! «Хрустальный дворец»!»

Во времена Достоевского здесь была гостиница «Пале-де-Кристаль». Писатель любил заходить сюда, чтобы почитать криминальные сводки из газет. Именно там он и вычитал случай об убийстве старухи, который, правда, произошёл в Москве.

«На углу Садовой и Вознесенского я набрел на одну гостиницу, и так как я знал, что в ней есть газеты, то и зашел туда, чтобы прочесть в газете, под рубрикой ежедневных событий, о том, что там написано об убийстве старухи.» — писал Достоевский.

В этом «Хрустальном доме» по роману произошли встречи Раскольникова с Мармеладовым и Свидригайловым.

Горельеф на стене дома

Сегодня на угловой части дома № 19 виднеется пристенная композиция. В 1999 году было решено установить горельеф на здании «Дом Раскольникова». Авторами памятника стали скульптор Ротанов Е. Н. и архитектор Новосадюк В. И. Высота бронзовой и гранитной композиции 165 см. Гранитную плиту (стелу) увековечили слова, которые сочинили Д. С. Лихачев и Д. А. Гранин. Эти слова вы можете прочитать на фото выше. Они доказывают то, что всякое преступление сопровождается наказанием. Поэтому ни при каких обстоятельствах нельзя допускать к себе злые мысли.

Вознесенский мост

В романе «Преступления и наказания» часто упоминаются мосты канала Грибоедова. На них Раскольников предаётся мыслям. Один из таких мостов — Вознесенский. Точно нельзя сказать на каком именно мосте происходили события, исследователи расходятся во мнениях. Но скорее всего это был именно Вознесенский мост.

Достоевский детально описывает пейзажи города, которые можно было наблюдать с этого моста.

«Раскольников прошел прямо на –ский мост, стал на средине, у перил, облокотился на них обоими локтями и принялся глядеть вдоль… Склонившись над водою, машинально смотрел он на последний, розовый отблеск заката, на ряд домов, темневших в сгущавшихся сумерках, на одно отдаленное окошко, где-то в мансарде, по левой набережной, блиставшее, точно в пламени, от последнего солнечного луча, ударившего в него на мгновение, на темневшую воду канавы и, казалось, со вниманием всматривался в эту воду. Наконец в глазах его завертелись какие-то красные круги, дома заходили, прохожие, набережные, экипажи – все это завертелось и заплясало кругом. Вдруг он вздрогнул, может быть спасенный вновь от обморока одним диким и безобразным видением».

В это время его отвлекает сцена — Афросиньюшка бросилась с моста топиться. Городовой ринулся её спасть. У Раскольникова появились мысли, а не сделать ли тоже самое. Ему стало противно и он отбросил эти мысли. Суть в том, что после убийства он не почувствовал облегчения и не ощутил собственной значимости.

И деньги ему стали не нужны. Он пошел по Вознесенскому проспекту, чтобы найти место куда их спрятать. По адресу Вознесенский дом 3-5 (доходный дом Гавриловой) он находит выемку под камнем и оставляет там деньги. Украденным он так и не воспользовался.

Чуть ближе, по адресу Вознесенский 22 была гостиница Блюмера, где разместились его мать и сестра. Разумихин снял для них там самый дешевый номер. Как отзывался сам Раскольников — здесь грязь и вонь. 20 июля он идёт туда с ними прощаться перед походов с повинной в полицию.

Это день Илии пророка. Идёт очистительный дождь. Свидригайлов из-за отвергнутой любви застрелился, а Раскольников раскаялся.

Экскурсии по теме «Петербург Достоевского»

Для продолжения знакомства с Петербургом Достоевского, предлагаю вам список интересных экскурсий:

  • Город Достоевского или 730 шагов с Родионом Раскольниковым;
  • Петербург Достоевского с краеведом Константином;
  • По следам «Преступления и наказания» с гидом Настей;
  • Гоголь и Достоевский в городе на Неве.
🗹

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: