Обломов: добродушный лентяй или психически больной?


Причины «ничегонеделания»

Случалось ли вам погружаться в состояние апатии? А может быть, кого-то из ваших близких вот уже несколько лет невозможно сдвинуть с дивана? Причиной такого личностного изменения может быть эндогенное заболевание, которое в конечном итоге приводит к инвалидности.

В наше время так долго не работающего мужчину, как герой романа «Обломов», сложно было бы «прокормить». Ему наверняка оформили бы вторую группу инвалидности по психическому заболеванию.

Исток «обломовщины»

Взгляд на тему романа таков: Обломов — это обычный ленивый барин-белоручка, который ничего нормально не может сделать без поддержки своего слуги Захара. Собственно, что же такого катастрофического отыскал создатель в жизни героя? Разумеется, это были мечты, которые никак бы не осуществились у такого человека, как у Обломова.

Обломов — это обычный ленивый барин-белоручка

Он был безумно ленивым человеком, мог целый день проваляться в постели, даже не вставая с неё. И всё протекает мимо его носа, будто кадры киноплёнки. В том числе любовь не имеет возможности поменять этот устоявшийся порядок.

После главы «Сон Обломова» становится ясно, что довело мальчугана до состояния «растения», за которым только ухаживают, но само оно абсолютно не двигается. Как раз по причине такого воспитания Илья за всю свою жизнь так и не научился решать свои проблемы. Всевозможные проблемы он постарался переложить на брата Агафьи Матвеевны, который вскоре стал управлять усадьбой, или на Захара. Он уже привык к этому, ему было легче всё это проворачивать. У него не получилось научиться главному, что, несомненно, помогло бы ему в быту — труду.

Как распознать первые признаки заболевания?

В романе хорошо описана динамика первичного психического «сдвига». Шизоидность личности Ильи Ильича нарастала постепенно и сопровождалась неврозоподобными ипохондрическими включениями.

Как это проявлялось? Неадекватная тревожность и ожидание опасности «от всего, что не встречалось в сфере его ежедневного бытия». И если вначале «вся тревога разрешалась вздохом и замирала в апатии или дремоте», то потом страхи стали приобретать явно психотический характер.

Интересно отметить, что такие психопатологические феномены, как потеря интереса к окружающему и различные фобии, были во многом списаны автором, Иваном Гончаровым, с самого себя.

Может ли влюбленность вернуть к нормальной жизни?

Даже столь мощный психогормональный стимул, как влюбленность, оказался не в силах изменить уже патологически нарушенную личность нашего героя.

Очарование Ольгой Ильинской лишь на какое-то время преобразило Обломова. «Встает он в семь часов, читает, носит куда-то книги. На лице ни сна, ни усталости, ни скуки… Выходит он в сюртуке, прекрасно сшитом, в щегольской шляпе… Он весел, напевает…»

Казалось бы еще немного и отношения с любимой женщиной вернут героя к нормальной жизни. Но Обломов быстро устает от той активности, которой отдается деятельная Ольга.

У него вновь доминируют идеи собственной неполноценности: «Нет, этого быть не может! – вслух произнес он, встав с дивана и ходя по комнате. – Любить меня, смешного, с сонным взглядом, с дряблыми щеками… Она все смеется надо мной… Он опять поглядел в зеркало. “Этаких не любят!”» В конце концов Ольга понимает тщетность своих усилий.

Разорвав отношения с обаятельной Ольгой Ильинской, наш герой вступает в прозаическую связь с домохозяйкой Агафьей Матвеевной, у них рождается ребенок. Через несколько лет Илья Ильич умирает от повторного кровоизлияния в мозг.

Мечтательность как причина деградации Обломова

Роман И. А. Гончарова «Обломов» изображает нам всю жизнь главного героя. Жизнь эту, конечно, не назовешь интересной. Никакие жизненные события не украшают пустого и однообразного существования Ильи Ильича Обломова. Главный герой всем своим образом жизни показывает, как в человеке могут медленно умирать самые лучшие чувства и стремления. Понять и осознать это порой бывает непросто. Однако именно для того, чтобы образ главного героя был для читателей более понятен, Гончаров приводит в романе великолепный эпизод «Сон Обломова». Этот
эпизод имеет огромное значение. «Сон Обломова» вполне может рассматриваться как самостоятельное художе-ственное произведение. Роман «Обломов» без данного эпизода был бы «неоконченным», как свидетельствует А. В. Дружинин. Главный герой медленно деградирует. Почему? Автор, по-видимому, прекрасно осознавал, что читатель может оказаться в замешательстве, ведь понять личность главного героя не так легко. И именно поэтому был создан «Сон Обломова». Во сне главный герой видит всю свою прежнюю жизнь, как бы возвращается в родовое имение семьи — деревню Обломовку. Жизнь в этой деревне напоминает какое-то заколдованном царство. Это застывший мир, в котором любое несоответствие существующим правилам вызывает страх и неприязнь. В деревне Обломовке все течет по заведенному порядку. Единственное «достойное» занятие в деревне Обломовке — это еда и сон. «Еда» включает в себя как ее приготовление, так и поглощение. В поместье царят лень, апатия, псе вокруг не вызывает ни малейшего интереса. Мы узнаем, что отец Обломова каждый день начинал так же, как и вчерашний. Единственным занятием, которое утром занимало отца Илюши, было наблюдение за тем, что творится во дворе. Мать Ильи по три часа спорила с Аверкой, портным, как можно из фуфайки мужа перешить Илюше курточку. Ее деятельности заключалась в следующем: дать задания слугам, сколько нужно сплести кружев; погулять по саду, понаблюдать за созреванием яблок. Однако все эти «занятия» были не главными, а второстепенными. Главным было позаботиться о приготовлении обеда. «Об обеде совещались целым домом». После обеда все спали. В деревне Обломовке у людей не было ровным счетом никаких интересов. Детство человека — это лучшая пора, но детство маленького Ильи Обломова вряд ли можно назвать таковым. Мальчик растет в атмосфере сонного царства, он видит, что взрослые ничем не интересуются, ни к чему не стремятся. Ребенок быстро перенимает все повадки взрослых. Немудрено, что взрослый Илья Обломов стал жить так же, как жили остальные в его родовом имении. В детстве маленькому Илюше запрещалось абсолютно все. Это делалось вовсе не из деспотизма родителей или их желания ущемить права ребенка. Напротив, родители и все окружающие стремились обезопасить маленького Илюшу от всего, что могло бы ему навредить. Со временем добрый и мягкий. по натуре мальчик привык к такому положению вещей, оно стало его вполне устраивать. Если человеку не к чему стремиться, он поневоле начинает угасать. Нет ничего хуже бездействия, от этого теряются как душевные, так и физические силы. Взрослый Обломов полностью «соответствует» той модели поведения, которая была заложена в его сознание детскими впечатлениями. Во сне Обломову видится не только раннее детство. Когда Илюша становится постарше, няня часто рассказывает ему сказки. Сказки — это тот же сон, вымысел. Сказочный мир не совпадает с реальностью. Но Илюша, привыкший с детства ничего не делать, внимает сказкам с огромным удовольствием. Ведь сказочные истории дают ему хоть какой-то интерес, позволяют немного «украсить» жизнь чудесным вымыслом. Выдуманные истории постепенно заполняют едва ли не весь внутренний мир Илюши, начиная заменять реальность. Немудрено, что став взрослым. Обломов с тоской вспоминает сказочные истории. «Взрослый Илья Ильич, хотя после и узнает, что нет медовых и молочных рек, нет добрых волшебниц, хотя и шутит он с улыбкой над сказаниями няни, но улыбка эта неискренняя, она сопровождается тайным вздохом: сказка у него смешалась с жизнью, и он бессильно грустит подчас, зачем сказка не жизнь, а жизнь не сказка. Его все тянет в ту сторону, где только и знают, что гуляют, где нет забот и печалей; у него навсегда остается расположение полежать на печи, походить в готовом, незаработанном платье и поесть на счет доброй волшебницы». Нет ничего удивительного в том, что взрослый Обломов воспринимает труд как нечто неприятное, тоскливое. Зато бездействие, мечтательность для Обломо-ва крайне желанны. Он наслаждается ничегонеделанием, его устраивает пустая бессмысленная жизнь, лишенная действенных поступков. Потому что, как это ни парадоксально, именно в ней он и видит смысл своего существования. Из сна Обломова мы узнаем, что родители мечтали о хорошем будущем для своего Илюши. Они хотели бы, чтобы он был советником в палате или губернатором. Но, прежде всего, родители желали бы, чтобы сынок обошел все трудности, которые неминуемо встретились бы ему на пути. Им хотелось, чтобы Илюша учился бы «слегка», чтобы добыл аттестат, в котором было бы написано, что он «прошел все науки и искусства». Мечты родителей Обломова смешны, достойны презрения и осуждения. Мы прекрасно понимаем, что обстановка, в которой вырос Обломов, послужила причиной его деградации. Ограниченные родители не понимали той простой истины, что в жизни ничего не дается без определенных усилий. Родители стремились оградить своего обожаемого ребенка от всевозможных падений, не понимая, что тем самым лишают сына и возможности взлетов. Мечты сами по себе — явление отнюдь не плохое. Но в случае с Обломовым фантазии выступают единственной заменой реальной деятельности, поэтому мечты Обломова воспринимаются нами как отрицательное явление. Сон Обломова позволяет лучше понять причину появления у главного героя таких качеств, как равнодушие к жизни, апатия, крайняя флегматичность. Именно по этой причине эпизод со сном так важен в романе.

Депрессия развивается постепенно

В образе Ильи Обломова можно отметить четкие симптомы депрессивного состояния. Это идеи самоуничижения, самообвинения, психопатоподобные проявления депрессии.

Прогрессирующие нарушения в эмоциональной и волевой сферах позволяют назвать описываемую картину апатической депрессией.

Интеллект Ильи Обломова не страдает, как это нередко бывает при подобных расстройствах. Но у героя «между наукой и жизнью лежала целая бездна, которой он и не пытался перейти и не извлек никакого практического сока для жизни. Жизнь у него была сама по себе, а наука сама по себе».

Можно говорить о бесплодном фантазировании при аутистическом мышлении. Патологическому изменению личности соответствует и социальное снижение героя по «общественной лестнице», нарастание черт инфантильности и отрыв от реальности.

В условиях психотравмирующей ситуации возникают идеи отношения, которые уже свидетельствуют о нарушении в сфере мышления. «Вон, вон, эти франты смотрят на меня, потом на ложу Ольги!.. франты, кажется, смеются, смотрят на меня… Господи, господи!» Описанная сцена – уже проявление паранойяльного синдрома.

Любопытно отметить, что симпатия автора всегда остается на стороне лежебоки-Обломова даже в самых непопулярных поступках последнего. Гончаров всякий раз подчеркнет его положительные черты: «в нем дороже всякого ума: честное, верное сердце!»

И это не удивительно: некоторые психотические расстройства Ильи Ильича мало чем отличались от психотических расстройств самого Ивана Гончарова.

klassreferat.ru

Роман И. А. Гончарова «Обломов» изображает нам всю жизнь главного героя. Жизнь эту, конечно, не назовешь интересной. Никакие жизненные события не украшают пустого и однообразного существования Ильи Ильича Обломова. Главный герой всем своим образом жизни показывает, как в человеке могут медленно умирать самые лучшие чувства и стремления. Понять и осознать это порой бывает непросто. Однако именно для того, чтобы образ главного героя был для читателей более понятен, Гончаров приводит в романе великолепный эпизод ««Сон Обломова». Этот эпизод имеет огромное значение. «Сон Обломова» вполне может рассматриваться как самостоятельное художе-ственное произведение. Роман «Обломов» без данного эпизода был бы «неоконченным», как свидетельствует А. В. Дружинин. Главный герой медленно деградирует. Почему? Автор, по-видимому, прекрасно осознавал, что читатель может оказаться в замешательстве, ведь понять личность главного героя не так легко. И именно поэтому был создан «Сон Обломова». Во сне главный герой видит всю свою прежнюю жизнь, как бы возвращается в родовое имение семьи — деревню Обломовку. Жизнь в этой деревне напоминает какое-то заколдованном царство. Это застывший мир, в котором любое несоответствие существующим правилам вызывает страх и неприязнь. В деревне Обломовке все течет по заведенному порядку. Единственное «достойное» занятие в деревне Обломовке — это еда и сон. «Еда» включает в себя как ее приготовление, так и поглощение. В поместье царят лень, апатия, псе вокруг не вызывает ни малейшего интереса. Мы узнаем, что отец Обломова каждый день начинал так же, как и вчерашний. Единственным занятием, которое утром занимало отца Илюши, было наблюдение за тем, что творится во дворе. Мать Ильи по три часа спорила с Аверкой, портным, как можно из фуфайки мужа перешить Илюше курточку. Ее деятельности заключалась в следующем: дать задания слугам, сколько нужно сплести кружев; погулять по саду, понаблюдать за созреванием яблок. Однако все эти «занятия» были не главными, а второстепенными. Главным было позаботиться о приготовлении обеда. «Об обеде совещались целым домом». После обеда все спали. В деревне Обломовке у людей не было ровным счетом никаких интересов. Детство человека — это лучшая пора, но детство маленького Ильи Обломова вряд ли можно назвать таковым. Мальчик растет в атмосфере сонного царства, он видит, что взрослые ничем не интересуются, ни к чему не стремятся. Ребенок быстро перенимает все повадки взрослых. Немудрено, что взрослый Илья Обломов стал жить так же, как жили остальные в его родовом имении. В детстве маленькому Илюше запрещалось абсолютно все. Это делалось вовсе не из деспотизма родителей или их желания ущемить права ребенка. Напротив, родители и все окружающие стремились обезопасить маленького Илюшу от всего, что могло бы ему навредить. Со временем добрый и мягкий. по натуре мальчик привык к такому положению вещей, оно стало его вполне устраивать. Если человеку не к чему стремиться, он поневоле начинает угасать. Нет ничего хуже бездействия, от этого теряются как душевные, так и физические силы. Взрослый Обломов полностью «соответствует» той модели поведения, которая была заложена в его сознание детскими впечатлениями. Во сне Обломову видится не только раннее детство. Когда Илюша становится постарше, няня часто рассказывает ему сказки. Сказки — это тот же сон, вымысел. Сказочный мир не совпадает с реальностью. Но Илюша, привыкший с детства ничего не делать, внимает сказкам с огромным удовольствием. Ведь сказочные истории дают ему хоть какой-то интерес, позволяют немного «украсить» жизнь чудесным вымыслом. Выдуманные истории постепенно заполняют едва ли не весь внутренний мир Илюши, начиная заменять реальность. Немудрено, что став взрослым. Обломов с тоской вспоминает сказочные истории. «Взрослый Илья Ильич, хотя после и узнает, что нет медовых и молочных рек, нет добрых волшебниц, хотя и шутит он с улыбкой над сказаниями няни, но улыбка эта неискренняя, она сопровождается тайным вздохом: сказка у него смешалась с жизнью, и он бессильно грустит подчас, зачем сказка не жизнь, а жизнь не сказка. Его все тянет в ту сторону, где только и знают, что гуляют, где нет забот и печалей; у него навсегда остается расположение полежать на печи, походить в готовом, незаработанном платье и поесть на счет доброй волшебницы». Нет ничего удивительного в том, что взрослый Обломов воспринимает труд как нечто неприятное, тоскливое… Зато бездействие, мечтательность для Обломо-ва крайне желанны. Он наслаждается ничегонеделанием, его устраивает пустая бессмысленная жизнь, лишенная действенных поступков. Потому что, как это ни парадоксально, именно в ней он и видит смысл своего существования. Из сна Обломова мы узнаем, что родители мечтали о хорошем будущем для своего Илюши. Они хотели бы, чтобы он был советником в палате или губернатором. Но, прежде всего, родители желали бы, чтобы сынок обошел все трудности, которые неминуемо встретились бы ему на пути. Им хотелось, чтобы Илюша учился бы «слегка», чтобы добыл аттестат, в котором было бы написано, что он «прошел все науки и искусства». Мечты родителей Обломова смешны, достойны презрения и осуждения. Мы прекрасно понимаем, что обстановка, в которой вырос Обломов, послужила причиной его деградации. Ограниченные родители не понимали той простой истины, что в жизни ничего не дается без определенных усилий. Родители стремились оградить своего обожаемого ребенка от всевозможных падений, не понимая, что тем самым лишают сына и возможности взлетов. Мечты сами по себе — явление отнюдь не плохое. Но в случае с Обломовым фантазии выступают единственной заменой реальной деятельности, поэтому мечты Обломова воспринимаются нами как отрицательное явление. Сон Обломова позволяет лучше понять причину появления у главного героя таких качеств, как равнодушие к жизни, апатия, крайняя флегматичность. Именно по этой причине эпизод со сном так важен в романе.

Рекомендуем посмотреть:

  • Мотив движения и покоя в романе И. А. Гончарова «Обломов»
  • Спутницы Обломова (По роману И. А. Гончарова «Обломов»)
  • Идеальный женский характер в представлении И. Гончарова (по роману “Обломов”)
  • Роль художественной детали в романе «Обломов»
  • Проблема ответственности личности за свою судьбу в романе Гончарова «Обломов»
  • Образ Ольги Ильинской в романе И А Гончарова «Обломов»
  • Характеристика образа Ильинской Ольги Сергеевны
  • История и замысел написания Гончаровым романа «Обломов»
  • Сюжет и композиция романа «Обломов»
  • В чем же секрет романа «Обломов»

Два варианта «синдрома Обломова»

В специальном словаре психиатрических терминов описаны два варианта «синдрома Обломова».

  • В первом варианте доминируют «слабоволие, апатия, лень. Такие люди нуждаются в опеке и покровительстве. Часто при этом наблюдается ипохондричность, наклонность к фобическим переживаниям».
  • Второй вариант синдрома относится к трудностям утреннего подъема у депрессивных пациентов.

Наш герой явно относится к первому варианту синдрома, названного его именем.

Предположительный диагноз

Обломову «из реабилитационных соображений» можно было бы установить щадящий диагноз апатической депрессии. Но учитывая все психопатологические синдромы личности героя, корректнее было бы говорить о параноидной форме шизофрении.

Источники:

  • Блейхер В. М. Эпонимические термины в психиатрии, психотерапии и медицинской психологии. Словарь. – Киев: Вища школа, 1984.
  • Гончаров И. А. Обломов // Собрание сочинентй в 6 томах. Т. 4. М. : Правда, 1972.

Полезно? Поделись статьей в Вконтакте или Фейсбук в 1 клик!
безумные персонажибиографиядепрессияпатографияпрокрастинацияшизофрения

🗹

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: