Наверное, мало кто, хотя бы в какой-то момент своей жизни, не задавался вопросом о том, почему люди не летают, как птицы. Только в детстве этот вопрос чаще всего вызван естественным любопытством и стремлением открыть для себя что-то новое. А вот у взрослых людей он чаще всего возникает в моменты сильного душевного волнения, когда хочется просто взять и исчезнуть из того места, где сейчас находишься. Только вот крыльев нет… Выдающиеся умы посвящали вопросу о том, почему люди не летают, стихи и прозу. Яркий тому пример – монолог Катерины, главной героини пьесы А. Островского «Гроза». Какой же смысл вложила в эту фразу отчаявшаяся женщина?
Почему люди не летают, как птицы: только ли о беззаботном девичестве сожалеет Катерина?
Пьеса «Гроза» заслуженно считается одним из самых важных произведений автора. Она вся пронизана символичностью. Вот и монолог Катерины можно, конечно, воспринять буквально, подумав, что молодая еще женщина просто сожалеет о том, что пора беззаботной юности не вернется. Но так можно рассуждать, только в случае если не читать произведение целиком.
На самом деле, все намного глубже! Задаваясь вопросом о том, почему люди не летают, как птицы, Катерина, по сути, рассказывает, что ее душа потеряла свою силу, и больше не может парить. Если раньше она благодарила Бога, ведь у нее было настоящее счастье, простое и безыскусное, то сегодня она уже совсем не та радостная девушка. От этого Катерине так больно. Получается, что ее мир рушится!
Молодая женщина говорит о том, что раньше молитва и службы в церкви были для нее счастьем, она не замечала времени, ведь ее душа и помыслы были чисты.
Попав же в семью супруга, она понимает, что реальная жизнь имеет мало общего с ее идеалами. Муж – слаб, свекровь – сложный и не особенно добрый человек. Но ей приходится подстраиваться и терпеть… И тут в жизни Катерины появляется Борис. В результате девушке становится еще тяжелее, ведь даже тогда, когда ей было очень тяжело, она могла обратиться к Богу, ибо не чувствовала за собой вины. А теперь она лишена и этого, ведь ясно осознает, что ее любовь греховна.
Сочинение на тему: Отчего люди не летают образ Катерины в пьесе «Гроза»
Тип работы: | Сочинение |
Дата добавления: | 01.11.2020 |
- Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой выпускной квалификационной работой!
- Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.
Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!
Если вы хотите научиться сами писать любые сочинения, то на странице «что такое сочинение и как его написать» я подробно написала.
Посмотрите похожие темы сочинений возможно они вам могут быть полезны:
Текст сочинения:
Катерина — сильный русский персонаж, для которого истина и глубокое чувство долга превыше всего. У нее чрезвычайно сильное стремление к гармонии с миром и свободе. Истоки этого лежат в ее детстве. Как видим, в это беззаботное время Катерина была окружена в основном красотой и гармонией, она жила «как птица в дикой природе», окруженная материнской любовью и душистой природой. Мать не любила ее и не заставляла работать по дому. Кейт жила свободно: рано встала, умылась родниковой водой, поливала цветы, ходила с матерью в церковь, потом села на работу и слушала чужую женщину и богомолку, которых в ее доме было много.
У Катерины были волшебные сны, в которых она летала среди облаков. И как глубоко противоречил такой спокойной, счастливой жизни поступок шестилетней девочки, когда Кейт, обиженная чем-то, вечером убежала из дома на Волгу, села в лодку и бросилась на берег. Это акт человека с сильным характером, который не терпит ограничений.
Мы видим, что Катерина выросла счастливой и романтичной девушкой. Она была очень набожной и страстной в любви. Она любила все и всех вокруг себя: природу, солнце, церковь, свой дом со странниками, бедных, которым помогала. Но самое главное в Кате — это то, что она жила в своих мечтах, изолированная от остального мира. Из всего, что существовало, она выбирала только то, что не противоречило ее природе, остальное она не хотела обращать внимания и не воспринимала. Именно поэтому девушка увидела ангелов на небе, и была для нее церковью не гнетущей и деспотичной силой, а местом, где все светло, где можно мечтать. Катерина была наивной и добродушной, воспитывалась в довольно религиозном духе. Но когда она наткнулась на что-то, что противоречит ее идеалам, она превратилась в мятежную и упрямую природу, защищаясь от незнакомца, который осмелился нарушить ее душу. Так это было с этой лодкой.
После свадьбы жизнь Катерины сильно изменилась. Из свободного, радостного, возвышенного мира, где она почувствовала свою связь с природой, девушка впала в жизнь обмана и насилия. Катерина вышла замуж за Тихона не по своей воле: она никого не любила и не заботилась о том, за кого выходит замуж. Дело в том, что девушка была лишена старой жизни, которую она создала для себя. Катерина больше не чувствует волнения от посещения церкви, она больше не может делать то, что раньше делала.
Грустные и тревожные мысли не дают ей спокойно любоваться природой. Екатерине осталось продержаться и мечтать как можно дольше, но она больше не может жить своими мыслями, так как суровая реальность возвращает ее на землю, к месту унижений и страданий. Катерина пытается найти счастье в любви к Тихону: «Я буду любить мужа». Тиша, моя дорогая голубка, я не обменяю тебя ни на кого другого. Но ее искренние признания в любви отрезает кабаниха: «Почему ты вешаешься за шею, бесстыжая женщина? Ты не прощаешься со своей возлюбленной. У Катерины есть сильное чувство внешней подчиненности и долга, поэтому она заставляет себя любить своего нелюбимого мужа. Сам Тихон не может любить жену из-за надменности матери, хотя, наверное, хочет этого. И когда он оставляет Катю на некоторое время, чтобы встречаться с ней, женщине становится очень одиноко.
Ее любовь к Борису — это чувство, которое, как мне кажется, проистекает из глубокой человеческой неудовлетворенности. Катерине не хватало чего-то чистого в душной атмосфере дома Кабанихи. И любовь к Борису была той чистотой, которая спасала Катерину от увядания навсегда, как-то поддерживала ее. Она встречалась с Борисом, потому что чувствовала себя человеком с гордостью и элементарными правами. Это было восстание против подчинения судьбе, против импотенции. Катерина знала, что она совершает грех, но она также знала, что не может продолжать жить. Она пожертвовала чистотой своей совести ради свободы и Бориса. На мой взгляд, Катя уже почувствовала приближение конца, когда сделала этот шаг, и, наверное, подумала: «Сейчас или никогда». Она хотела быть насыщенной любовью, потому что знала, что другой возможности не будет. На первом свидании Катерина сказала Борису: «Ты меня испортила». Грех тяжело весит на ее сердце. Гроза становится символом неизбежного небесного наказания героини. Катерина не может продолжать жить со своим грехом, и покаяние — естественный выход для нее.
Трактовка размышлений героини
Вот как можно трактовать вопрос о том, почему люди не летают. Монолог Катерины, по сути, – размышления о том, почему человек не может просто взять и отправиться туда, куда хочет. И с тем, с кем хочет. Девушка понимает, что держат ее, в принципе, не узы брака. И не мнение окружающих, а лишь смятение в ее собственной душе. Поэтому винить в смерти Катерины надо, выходит, не мужа, свекровь или возлюбленного, не оправдавшего надежд. Всему причина – изживший себя уклад жизни, модель воспитания, которая была основой жизни молодой женщины, и которую ей было просто нечем заменить в своем сердце.
Анализ монологов Катерины по пьесе А.Н. Островского «Гроза»
А.Н. Островский – великий русский драматург, автор множества пьес. Но только пьеса «Гроза» является вершиной его творчества. Критик Добролюбов, анализируя образ Катерины, главной героини этого произведения, назвал ее «лучом света в темном царстве».
В монологах Катерины воплощаются заветные мечты о гармоничной счастливой жизни, о правде, о христианском рае.
Хорошо и беспечно протекала жизнь героини в родительском доме. Здесь она чувствовала себя «на воле». Жила Катерина легко, беззаботно, радостно. Она очень любила свой сад, в котором так часто гуляла и любовалась цветами. Рассказывая потом Варваре о своей жизни в родительском доме, она говорит: «Я жила, ни об чем не тужила, точно птичка на воле. Маменька во мне души не чаяла, наряжала меня, как куклу, работать не принуждала; что хочу, бывало, то и делаю… Встану я, бывало, рано; коли летом, так схожу на ключок, умоюсь, принесу с собой водицы и все, все цветы в доме полью. У меня цветов было много-много». Настоящую радость жизни переживает Катерина в саду, среди деревьев, трав, цветов, утренней свежести просыпающейся природы: «Или рано утром в сад уйду, еще только солнышко восходит, упаду на колена, молюсь и плачу, и сама не знаю, о чем молюсь и о чем плачу; так меня и найдут».
Катерина мечтает о земном рае, который представляется ей в молитвах восходящему солнцу, утреннем посещении ключей, в светлых образах ангелов и птиц. Позднее, в трудную минуту жизни, Катерина посетует: «Кабы я маленькая умерла, лучше бы было. Глядела бы я с неба на землю да радовалась всему. А то полетела бы невидимо, куда захотела. Вылетела бы в поле и летала бы с василька на василек по ветру, как бабочка».
Несмотря на свою мечтательность и восторженность, Катерина еще с детства отличалась правдивостью, смелостью и решительностью: «Такая уж я зародилась горячая! Я еще лет шести была, не больше, так что сделала! Обидели меня чем-то дома, а дело было к вечеру, уж темно, я выбежала на Волгу, села в лодку, да и отпихнула ее от берега. На другое утро уж нашли, верст за десять!».
Выступая всей жизнью своей против деспотизма и черствости, Катерина доверяется во всем внутреннему голосу совести и одновременно пытается преодолеть тоску по утраченной душевной гармонии. Когда Варвара вручает ей ключ от калитки, через которую можно выйти на тайное свидание, душа ее полна смятения, она мечется, как птица в клетке: «В неволе-то кому весело! Вышел случай, другая и рада: так очертя голову и кинется. А как же это можно, не подумавши, не рассудивши-то! Долго ли в беду попасть! А там и плачься всю жизнь, мучайся; неволя-то еще горче покажется». Но тоска по родственной душе и просыпающаяся любовь к Борису берут верх, и Катерина оставляет у себя заветный ключ и ждет тайного свидания.
Мечтательная натура Катерины ошибочно видит мужской идеал в образе Бориса. После ее публичного признания о связи с ним, Катерина осознает, что даже если свекровь и муж простят ее прегрешения, жить по-прежнему она уже не сможет. Ее надежды и мечтания разрушены: «Еще кабы с ним жить, может быть, радость бы какую-нибудь я и видела», и теперь ее мысли не о себе. Она просит у любимого прощения за причиненные ему тревоги: «За что я его в беду ввела? Погибать бы мне одной» А то себя погубила, его погубила, себе бесчестье – ему вечный покор!»
Решение покончить с собой приходит к Катерине как внутренний протест семейному деспотизму и ханжеству. Дом Кабанихи для нее стал ненавистным: «Мне что домой, что в могилу – все равно. В могиле лучше…». Ей хочется обрести свободу после пережитых ею нравственных бурь. Теперь, к концу трагедии, ее тревоги уходят и она решает оставить этот мир с сознанием своей правоты: «Молиться не будут? Кто любит, тот будет молиться».
Смерть Катерины наступает в момент, когда умереть для неё лучше, чем жить, когда только смерть оказывается выходом, единственным спасением того хорошего, что в ней есть.
В чем ограниченность героини?
Девушка выросла в семье, где много времени уделяли религии и разным священным обрядам. В то же время она не получила даже минимального образования, которое позволило бы ей в дальнейшем разбираться во многих вещах и рассуждать на глубокие темы. Катерина любила бывать наедине с собой, мечтать, но не строила никогда планов по поводу счастливого замужества. Она на личное счастье всегда смотрела как-то из-за угла, словно не могла представить того, что оно ее когда-нибудь коснется. Такое мировоззрение порождает многочисленные иллюзии и формирует ложное представление о жизни в целом.
Островский Александр Николаевич создает картину неустроенной одинокой души, которая мечется по свету и не знает покоя, нигде не может найти утешения, своего места в мире. Эта личностная драма настолько глубока и пронзительна, что затрагивает самые потаенные сердечные струны.
klassreferat.ru
Катерина — русский сильный характер, для которого правда и глубокое чувство долга превыше всего. В ней чрезвычайно развито стремление к гармонии с миром и свободе. Истоки этого — в детстве. Как мы видим, в это беззаботное время Катерину прежде всего окружала красота и гармония, она “жила, точно птичка на воле”, среди материнской любви и благоухающей природы. Мать в ней души не чаяла, не принуждала работать по хозяйству. Жила Катя свободно: вставала рано, умывалась родниковой водой, поливала цветы, ходила с матерью в церковь, потом садилась за какую-нибудь работу и слушала странниц и богомолок, которых было много в их доме. Катерине снились волшебные сны, где она летала под облаками. И как сильно контрастирует с такой тихой, счастливой жизнью поступок шестилетней девочки, когда Катя, обидевшись на что-то, убежала вечером из дома на Волгу, села в лодку и оттолкнулась от берега. Это — поступок человека с характером сильным, не терпящим ограничений. Мы видим, что Катерина росла счастливой и романтичной девушкой. Она была очень набожной и страстно любящей. Она любила все и всех вокруг себя: природу, солнце, церковь, свой дом со странницами, нищих, которым^она помогала. Но самое главное в Кате то, что она жила в своих мечтах, обособленно от остального мира. Из всего существующего она выбирала только то, что не противоречило ее натуре, остальное она не хотела замечать и не замечала. Поэтому и видела девочка ангелов в небе, и была для нее церковь не гнетущей и давящей силой, а местом, где все светло, где можно помечтать. Катерина была наивной и доброй, воспитанной во вполне религиозном духе. Но если она встречала на своем пути то, что противоречило ее идеалам, то превращалась в непокорную и упрямую натуру и защищала себя от того постороннего, чужого, что смело потревожить ее душу. Так было и в случае с лодкой. После замужества жизнь Катерины сильно изменилась. Из свободного, радостного, возвышенного мира, в котором она чувствовала свое слияние с природой, девушка попала в жизнь, полную обмана и насилия. Дело даже не в том, что Катерина, вышла за Тихона не по своей воле: она вообще никого не любила и ей было все равно за кого выходить. Дело в том, что у девушки отняли ее прежнюю жизнь, которую она создала для себя. Катерина уже не чувствует такого восторга от посещения церкви, не может заниматься привычными ей делами. Грустные, тревожные мысли не дают ей спокойно любоваться природой. Кате остается терпеть, пока терпится, и мечтать, но она уже не может жить своими мыслями, потому что жестокая действительность возвращает ее на землю, туда, где унижение и страдание. Катерина пытается найти свое счастье в любви к Тихону: “Я буду мужа любить. Тиша, голубчик мой, ни на кого я тебя не променяю”. Но искренние проявления этой любви пресекаются Кабанихой: “Что на шею-то виснешь, бесстыдница? Не с любовником прощаешься”. В Катерине сильно чувство внешней покорности и долга, поэтому она и заставляет себя любить нелюбимого мужа. Тихон и сам из-за самодурства своей матери не может любить жену по-настоящему, хотя, наверное, и хочет. И когда он, уезжая на время, покидает Катю, чтобы нагуляться вволю, женщина становится совсем одинокой. Любовь к Борису — чувство, возникшее, по-моему, по причине глубокой человеческой неудовлетворенности. Катерине недоставало чего-то чистого в душной атмосфере дома Кабанихи. И любовь к Борису была этим чистым, не давала Катерине окончательно зачахнуть, как-то поддерживала ее. Она пошла на свидание с Борисом потому, что почувствовала себя человеком, имеющим гордость, элементарные права. Это был бунт против покорности судьбе, против бесправия. Катерина знала, что совершает грех, но знала она и то, что жить по-прежнему дальше нельзя. Она принесла чистоту своей совести в жертву свободе и Борису. По-моему, идя на этот шаг, Катя уже чувствовала приближающийся конец и, наверное, думала: “Сейчас или никогда”. Она хотела насытиться любовью, зная, что другого случая не будет. На первом же свидании Катерина сказала Борису: “Ты меня загубил”. Грех лежит на ее сердце тяжким камнем. Символом неотвратимой небесной кары для героини становится гроза. Катерина не может жить дальше со своим грехом, и вполне естественный для ее религиозного сознания выход — покаяние. Она признается во всем мужу и свекрови. Но покаянию должно сопутствовать смирение, а его-то и нет в свободолюбивой героине. Самоубийство — страшный грех, но именно на него решается Катерина, будучи не в силах существовать в мире, где люди не летают, как птицы.
Рекомендуем посмотреть:
- Чья точка зрения мне ближе? (По статьям Н. А. Добролюбова «Луч света в темном царстве» и Д. И. Писарева «Мотивы русской драмы»)
- Что сильнее в Катерине — веление сердца или веление нравственного долга? (По драме А.Н.Островского «Гроза»)
- Что отличает Катерину от обывателей города Калинова?
- Характеры «темного царства» в пьесах А. Н. Островского
- Характеристика города Калинова и его жителей (по драме «Гроза» Островского)
- Характер, конфликт и особенности сценического действия в драме А. Островского «Гроза»
- Характер конфликта и его развитие в пьесе А. Н. Островского «Гроза»
- Трагедия любви в провинциальном мире (сочинение по драме А. Н. Островского «Гроза»)
- Трагедия Катерины (по пьесе Островского “Гроза”)
- Тема греха, возмездия и покаяния в пьесе А. Н. Островского «Гроза» — сочинение