Образ Михея Тарантьева в романе Обломов Гончарова сочинение

  • Сочинения
  • По литературе
  • Гончаров
  • Образ Михея Тарантьева в романе Обломов

Тарантьев является одним из героев произведения, воплощавшим множество отрицательных черт.

Михей Андреевич – человек с явно криминальными наклонностями. Но, как и многие в тогдашнем Санкт-Петербурге, принадлежит к чиновничеству. Он явно занят не своим делом. Тарантьев ленив, не любит канцелярскую работу. За четверть века службы он не продвинулся ни на одну ступеньку наверх, так и оставшись писцом в канцелярии.

Несмотря на отсутствие карьерных успехов Тарантьев далеко не глупый человек. Образование он никакого не имеет, хотя три года изучал латынь. Однако при этом Тарантьев хорошо может с ходу разобраться в сложном юридическом или просто жизненном вопросе. Видимо, его привлекают задачи, где возможно, хотя бы и просто теоретически положить что-либо себе в карман. Свои умственные способности Михей Андреевич использует сугубо для стяжательства. В основном он, конечно, обманывает людей по мелочи. Мелкий мошенник, ставший волей судьбы писарем, не отдает долги и постоянно ест и пьет за чужой счет. Кроме того, он взяточник по своей сути и, вообще, человек, готовый обманывать на каждом шагу.

У Тарантьева полностью отсутствуют моральные принципы. Он, несмотря на то, что Обломов его приятель и земляк, а также хорошо к нему относится и готов помочь, увидев неприспособленность того к жизни и нежелание двигаться, обирает его.

Внешне Михей Андреевич производит неприятное впечатление. Он неопрятен. Одежда плутоватого чиновника выглядит неряшливо. Тарантьев не стыдился своей старой потрепанной одежды, видимо, выражая, таким образом, свое презрение к окружающим.

Внешний вид хорошо соответствовал манерам Михея Андреевича. Его грубость, постоянно используемые оскорбления и ругань бросаются в глаза. Все это дополнялось мрачным и сердитым видом.

Подобный внешний вид и поведение, разумеется, не помогали этому персонажу втираться в доверие к людям, чтобы использовать их. Однако в данном случае все это было выражением сущности Тарантьева.

При всей своей наглости и корыстолюбии, Тарантьев, в чем-то похож на Обломова. Он, хотя и проводит свою жизнь в постоянном движении, но будь у него такая возможность, жил бы так, как главный герой романа. Михей Андреевич любит теоретически рассуждать о проблемах, но сам бросает дела наполовину сделанными. Он не хочет приниматься за что-то, действительно, серьезное. Как и Обломов он, скорее, теоретик.

Сочинение Михей Тарантьев

Михей Тарантьев, по отчеству Андреевич, является именно тем героем в романе «Обломов», которого можно назвать отрицательным. Причем в произведении он представлен довольно-таки ярко.

Начиная читать произведение Гончарова, читатель натыкается на тех людей, которые приходили к Обломову в виде гостей. Так вот, Михей Тарантьев является пятым по счёту из них.

Тарантьев является земляком и знакомым Обломова, ему примерно сорок лет. Он служит мелким чиновников — писарем — уже около 25 лет, и ни разу за эту время еще не получил ни одного повышения. Как человек, он очень грубый, шумный, резкий и просто отталкивает от себя окружающих. Он обладает бойким умом, но не имеет никакого образования, только лишь несколько лет изучал латынь и на этом всё. Данный герой является хитрюгой и мошенником. Он обманывает людей, разводит их на деньги, любит всегда поесть да попить за чей-то счёт. Беря у кого-то долг, он не собирается его никогда отдавать, а если и отдаёт, то только с большим трудом.

Он высокого роста, имеет объем в плечах и во всем теле, большую голову и крепкую шею, с толстыми губами и глазами, которые вот-вот выкатятся из своих глазных яблок. Смотря на такого человека, складывается впечатление неопрятной личности. Он носил свой старый костюм и даже не стыдился его, хотя тот уже был довольно-таки стар и потрепан. По свой речи он похож на животного — всё время ругается на всех, используя в своём разговоре различные ругательства, да лает как собака. Он очень грубый, его голос громок и шумен.

Михей требует к себе уважения, которого он не заслуживает, так как очень хитёр, готов воровать и не имеет совести. Он мастер на язык, но как дело доходит до осуществления теории, до практики, он сразу куда-то пропадает и отрицает все, будто это говорил не он. Если бы этот человек учился, он бы очень уважаем и интересен в обществе, так как от природы очень одаренный. Однако, ничего почти не знает. Пользуясь добротой Обломова, Тарантьев ходит к нему лишь за одним — чтобы вкусно поесть, да выпить просто так, на халяву.

В самом начале, Обломов даже хорошо относится к нему, как к своему другу. Делает все, лишь бы тому было удобно. Обломов прекрасно видит, что его друг не самый правильный человек, однако просто закрывает глаза на это. Но под конец романа, он понимает, что Тарантьев — это подлец, который готов лишь ради себя обворовать другого.

История создания

История написания романа параллельно гарцевала с тарантасом событий того времени, а именно с Мрачным семилетием 1848-1855 годов, когда молчала не только русская литература, но и всё русское общество. Это была эпоха усиления цензуры, которая стала реакцией властей на активность либерально настроенной интеллигенции. По всей Европе прошла волна демократических переворотов, поэтому политики в России решили обезопасить режим репрессивными мерами в адрес печати. Новостей не поступало, и писатели столкнулись с проблемой едкой и беспомощной – писать было не о чем. То, о чем, может и хотелось, безжалостно вырывали цензоры. Именно данная ситуация является следствием того гипноза и той летаргии, которыми окутано, словно излюбленным Обломовским шлафроком, всё произведение. Лучшие люди страны в такой удушающей атмосфере чувствовали себя ненужными, а поощряемые сверху ценности – мелкими и недостойными дворянина.

«Я писал свою жизнь и то, что к ней прирастало», — кратко комментировал Гончаров историю романа после последних штрихов над своим творением. Слова эти являются честным признанием и подтверждением автобиографичности величайшего сборника вечных вопросов и ответов на них.

Вариант 3

Персонаж Михея Андреевича Тарантьева является одним из второстепенных в произведении, представленным писателем в качестве образа отрицательного героя.

Тарантьев описывается в романе в виде приятеля и земляка главного героя Обломова, сорокалетнего необразованного мелкого чиновника, служащего всю свою жизнь писарем, отличающегося высоким ростом, крепким телосложением, имеющим большую голову, крепкую, коротенькую шею, выпуклые глаза и толстые губы на всегда красном, испитом лице.

Образ Михея Андреевича раскрывается автором посредством его детальной характеристики, выделяя в качестве черт его натуры неопрятность, грубость, недоброжелательность, мелкую подлость и хитрость, при этом Тарантьев имеет бойкий и живой ум.

Михей Андреевич не уважает окружающих его людей, относясь к ним сердито, угрюмо, с полупрезрением, постоянно используя в своей речи бранные слова в виде ругательств и оскорбительных выражений и получая от критики людей истинное удовольствие.

Тарантьев, не сумевший продвинуться по службе и обогатиться, не брезгует в жизни обманом и мошенничеством, любя покушать за чужой счет и не возвращая денежные долги. При этом Михей Андреевич использует свой мастерский талант по разработке различных гениальных планов, так и не нашедших реализации.

Наглый и корыстный Тарантьев появляется в жизни главного героя с единственной целью завладения имуществом Обломова, втиравшись к нему в доверие в виде, якобы, помощи в управлении хозяйством. Будучи бессовестным хитрецом, Тарантьев в компании другого второстепенного персонажа Мухоярова приводят к разорению Обломова, ставшего неоднократно их жертвой.

Однако в финале романа главный герой, поначалу относящийся к Михею Андреевичу дружелюбно, осознает подлую сущность Тарантьева, разоблачив его махинации, и, прогнав его из собственного дома, прекращает с ним всяческое общение.

Образ Тарантьева использует писателем в романе для более яркого описания жизни главного героя, демонстрируя их отличительные особенности, а также похожую жизненную цель, заключающуюся в отсутствии активного общественного существования.

Когда земляк совсем не друг

Деревня Шумиловка, где родился Тарантьев, расположена в пятидесяти вёрстах от вотчины Обломова. Скорее всего, Михей Андреевич и Илья Ильич были знакомы задолго до событий, описанных в романе.

Афера первая

После встречи в Петербурге мужчины поначалу поддерживали приятельские отношения. В какой-то степени они даже были похожи своим нежеланием что-то менять, добиваться успеха — уж лучше бы всё пришло само собой.

Помещик был не прочь поддержать земляка и не усматривал ничего предосудительного в действиях своего знакомого по отношению к себе. Хитрому посетителю прощались по-приятельски даже грубость и наглость.

Пренебрегая предупреждениями Андрея Штольца и Ольги Ильинской, Обломов поверил, что Тарантьев искренне предлагает свою помощь, чтобы подыскать подходящую квартиру, вести хозяйство. Простодушный Илья Ильич даже не предполагал, что ему придётся разориться, и не ведал, какую участь в ответ на доброе отношение ему уготовил приятель, запросто входящий в гостеприимный дом.

А Тарантьев тем временем был занят сочинением многоходовки с участием своего кума Ивана Мухоярова, такого же афериста и беспринципного прохвоста, как сам. В игру была вовлечена и сестра последнего, Агафья Пшеницына. Именно к ней на квартиру, что на Выборгской стороне, переехал Илья Ильич.

Впоследствии планировалось обвинить помещика в связи с этой женщиной и вытребовать с него крупную сумму в качестве компенсации. Кроме того, мошенник мечтал завладеть имуществом Обломова.

Реальной угрозой для реализации задуманного являлся Штольц. Умный и проницательный, он был в силах помешать плану. Именно поэтому Михей Андреевич опасался и даже возненавидел немца, ведь тот мог вырвать доверчивого помещика из расставленных сетей и всё испортить, например, увезти Обломова в имение или за кордон.

Композиция

Композиция романа круговая. Четыре части, четыре времени года, четыре состояния Обломова, четыре этапа жизни каждого из нас. Действие в книге представляет собой круговорот: сон переходит в пробуждение, пробуждение – в сон.

  • Экспозиция. В первой части романа действия почти и нет, разве что только в голове у Обломова. Илья Ильич лежит, он принимает визитёров, он кричит на Захара, а Захар кричит на него. Здесь появляются персонажи разноколиритные, но в основе своей все одинаковые… Как Волков, например, которому герой сочувствует и радуется за себя, что не раздробляется он и не рассыпается на десять мест в один день, не мыкается, а сохраняет своё человеческое достоинство в своих покоях. Следующего «с холоду», Судьбинского, Илья Ильич также чистосердечно жалеет и выводит, что несчастный друг его увяз в службе, и что теперь многое в нем в век не пошевелится… Был и журналист Пенкин, и бесцветный Алексеев, и грузнобровый Тарантьев, и всех он одинаково жалел, всем сочувствовал, со всеми парировал, декламировал идеи и мыслил… Немаловажной частью является глава «Сон Обломова», в которой обнажается корень «обломовщины». Композиция равна идее: Гончаров описывает и показывает те причины, из-за которых и сформировались лень, апатия, инфантильность, а в конце и мёртвая душа. Именно первая часть — экспозиция романа, так как здесь читателю представлены все условия, в которых личность героя формировалась.
  • Завязка. Первая часть также является точкой отсчёта последующей деградации личности Ильи Ильича, ибо даже скачки страсти к Ольге и преданной любви к Штольцу во второй части романа не делают героя лучше, как личность, а только постепенно выжимают Обломова из Обломова. Здесь происходит знакомство героя с Ильинской, которое в третьей части перерастает в кульминацию.
  • Кульминация. Третья часть, в первую очередь, судьбоносна и значима для самого главного героя, так как здесь все его мечты вдруг становятся реальными: он совершает подвиги, он делает предложение руки и сердца Ольге, он решается на любовь без страха, решается на риск, на поединок с самим собой… Только такие, как Обломов, не носят кобуры, не фехтуют, не покрываются потом во время сражения, такие дремлют и только представляют, как это героически красиво. Обломову не все под силу – он не может выполнить просьбу Ольги и отправиться в свою деревню, так как деревня эта – фикция. Герой расстается с женщиной своей мечты, выбирая сохранение собственного жизненного уклада, а не стремление к лучшему и вечную борьбу с собой. Параллельно безнадежно ухудшаются его финансовые дела, и он вынужден покинуть уютную квартиру и предпочесть бюджетный вариант.
  • Развязка. Четвертая заключительная часть, «выборгская обломовщина», складывается из брака с Агафьей Пшеницыной и последующей смерти главного героя. Возможно и такое, что именно брак поспособствовал отупению и скорой кончине Обломова, ведь, как сам он выражался: «Есть же этакие ослы, что женятся!».

Можно подытожить, что сам по себе сюжет предельно прост, несмотря на то, что растянут на шестьсот страниц. Ленивый добрый мужчина средних лет (Обломов) обманывается друзьями-стервятниками (кстати, стервятники они — каждый в своей области), но на помощь приходит добрый любящий друг (Штольц), который спасает его, но уводит предмет его любви (Ольгу), а следовательно и основную подпитку его богатой духовной жизни.

Особенности композиции заключаются в параллельно идущих сюжетных линиях на разных уровнях восприятия.

  • Основная сюжетная линия здесь только одна и она любовная, романтическая… Взаимоотношения Ольги Ильинской и её главного кавалера показаны ново, смело, страстно, психологически подробно. Именно поэтому роман претендует на звание романа любовного, являясь неким образчиком и мануалом по строительству отношений между мужчиной и женщиной.
  • Второстепенная же сюжетная линия основывается на принципе противопоставления двух судеб: Обломова и Штольца, и пересечения этих самых судеб в точке любви к одной пассии. Но в данном случае, Ольга не является переломным персонажем, нет, взгляд падает только на крепкую мужскую дружбу, на похлопывание по спине, на широкие улыбки и на обоюдную зависть (хочется жить так, как живёт другой).

Пенкин

С предложением поехать в Екатерингоф, пришел к Обломову молодой писатель Пенкин. Но до произнесения цели визита гость рассказал о своей статье, о литературе в целом. Он взбудоражил Илью мыслями о падших людях и изменениях в обществе. Илья даже вскочил с удобной кровати, но это был минутный всплеск. Писать даже ночью — это уж слишком неправильно. Продавать свои мысли – тоже абсурдно. Пенкин сравним у Обломова с машиной, которая крутится, не останавливаясь, каждый день. Жизнь без сна и отдыха — у Ильи Ильича синоним несчастного существования.

Источник

Часть вторая

1 глава

Андрей Иванович Штольц был немцем по отцу, по матери русским. Рос смышленым, но его поведение оставляло желать лучшего. Соседи часто приводили мальчишку домой в разорванной рубахе, с синяком. Будучи подростком, отсутствовал дома целую неделю.

2 глава

Штольц был ровесник Обломова. Он служил, а с помощью личных дел ему удалось скопить на квартиру, иметь сбережения.

В жизни он руководствовался принципом, что нужно бояться воображения и мечты. Мужчина старался придерживаться четких правил, и реалистично смотрел на жизнь.

3 глава

Илья жалуется гостю на пошатнувшееся здоровье: то ячмени выскочат, то желудок заболит. Андрей говорит, что через две недели покидает родную страну, зовет друга в поездку вместе с ним. Тот в раздумьях. Создается впечатление, что лень парализовала все его желания и начинания.

4 глава

На протяжении недели друзья посещают всевозможные приемы. Обломов говорит Штольцу, что подобная суета его утомляет. Илья сравнивает себя с дряхлым кафтаном. Молодым юношей он был весьма деятелен, любил читать, общаться с окружающими.

5 глава

Андрей отбыл в Париж. Илья пообещал вскоре приехать. Он уже сделал заграничный паспорт. Прошло три месяца, а Обломов так и не сдержал слово.

Теперь Илья Ильич живет на даче. Мужчина целиком поглощен певицей Ольгой Ильинской, с которой его познакомил Штольц.

6 глава

Андрей перед поездкой попросил Ольгу приглядывать за Ильей, не позволять ему превращать собственную жизнь в рутину. Когда Обломов раскроет ей свои чувства, девушке станет неловко. Понимая это, он объявит, что виновата в произошедшем музыка. В действительности же любви нет. Барыню слишком расстроил его поступок.

7 глава

Илья окрылен. Поведение Ольги натолкнуло на мысль, что она тоже влюблена в него. Обломову кажется, что он стал лучше выглядеть. Он уже представляет, как вместе с возлюбленной побывает в Италии, посетит Париж, покатается на гондолах.

8 глава

Два часа Обломов общается с теткой Оли Марьей Михайловной, ожидая появления ее племянницы. Когда девушка зайдет в комнату, в ее взгляде Илья заметит странную отчужденность. Обломову это не понравится. Несколько дней он не появляется в доме возлюбленной.

9 глава

Чувства Ольги и Обломова крепчают. Она стала спокойнее. Чтение книг, шум леса, сны — все приносит девушке неимоверную радость. Она говорит Илье, что готова отдать за него собственную жизнь.

Возлюбленный часто любуется ею. Он выполняет все поручения Ильинской. Много читает, прогуливается с ней.

10 глава

Вскоре Илье приходит мысль, что Ольга не любит его. Он пишет ей письмо, где подробно описывает личные предположения. Девушка очень расстроена. Обломов понимает, что ошибся. Так искренне притворяться невозможно. Они мирятся. Мужчина рад, что его чувства взаимны.

11 глава

Обломов находит письмо от Штольца с напоминанием, что нужно действовать, а не быть пассивным. Барин уже был у архитектора, разрабатывал план постройки нового дома.

Уходило лето, любовь Ильи и Ольги крепчала. Парню кажется, что окружающие странно смотрят на его любимую, как будто осуждают. Он принимает решение серьезно поговорить с ней.

12 глава

Найдя Ольгу вне дома, Обломов начинает разговор об их чувствах. Говорит, что люди могут не одобрить их общения, осуждая за распутство. Влюбленным не удается скрыть симпатию от посторонних глаз.

Девушка уходит, доказывая Илье, что не даст больше играть с нею и жестоко шутить. Мужчина в очередной раз убеждается, что она отвечает ему взаимностью.

🗹

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: