- Сочинения
- По литературе
- Толстой Лев
- Петя Ростов в партизанском отряде
Петя Ростов – это образ, который воплощает в себе самые лучшие и благородные черты дворянской молодежи того времени. Юноша отдает свою жизнь в бою, защищая Родину. Его мечтой всегда было желание стать офицером, оказаться в партизанском отряде, и эта мечта исполнилась.
Мечтая совершить героический подвиг, Петя с радостью, как великий подарок судьбы, принимает должность ординарца генерала. Вскоре молодой человек оказывается в составе партизанского отряда Денисова. Генерал отпускает его туда при условии, что Петя вернется и не станет принимать участие в военных планах Денисова. Но как только юноша увидел Тихона и Денисова, то решил остаться здесь несмотря ни на что. Храбрый гусар становится для Пети идеалом доблести и героизма.
Здесь он учится всему новому, пытается быть полезным, беря пример со старших товарищей. Его переполняет радостное детское чувство восторженности и нежной безоговорочной любви к окружающим людям. Чувства Пети не вызывают никаких сомнений, его порывы чисты, искренни, по-детски наивны.
Мотивация его действий – отнюдь не тщеславие, он идет на подвиг не за наградами. Ростов лишь хочет оценить свои возможности, продемонстрировать свои лучшие качества. Ему не нравится, что его воспринимают как ребенка, неопытного юнца. Он хочет выглядеть взросло в глазах товарищей и требует внутри себя соответствующего к нему отношения.
Петя очень хотел узнать поближе маленького француза-барабанщика, помочь ему, насколько это было в его силах. Денисов позвал его, и Петя так обрадовался, что в порыве детской своей любви поцеловал Денисова. Выбежав во двор, Петя подошел к французу. Они сразу же нашли общий язык и подружились. Ростов очень хотел помощь юному барабанщику, только вот не знал как.
Встреча Пети с французом показала красоту души мальчика, его доброту, сострадание, отзывчивость. Эти черты были свойственны всем Ростовым, жизнь которых строилась на чувствах.
Во время службы в отряде, Петя все время думает о своем поведении, следит за речью, стараясь показать себя с лучшей стороны, выглядеть старше. Он часто обдумывает свои прошлые действия, не совершил ли он какую-нибудь глупость в разговоре с товарищами. Мальчик опасается насмешек со стороны партизан в тот момент, когда хочет разузнать про француза. Во время их встречи с барабанщиком, Петя также сомневался в себе, раздумывая, не стыдно ли будет помочь барабанщику деньгами.
Несмотря на то, что семья их жила в достатке, и Петя никогда ни в чем не нуждался, ему не были чужды такие качества как благородство, щедрость, жертвенность. Он готов был поделиться последним, что у него оставалось. Мальчик был открытым человеком, и за это окружающие его любили. Петя не умеет обманывать, лицемерить, он искренний, настоящий. В нем живет истинный патриот своей страны, за которую он идет воевать, жертвуя собственной жизнью.
Петя Ростов буквально притягивает к себе любовь окружающих. Именно благодаря таким людям, как он, Россия одержала победу в войне с Наполеоном.
Образ Пети помогает писателю выразить собственное отношение к войне. Показав гибель ни в чем не повинного, доброго, смелого юноши, Толстой продемонстрировал бессмысленную жестокость войны. Автор осуждает бессмысленную борьбу людей друг с другом, и тем более не приемлет подобное, если последствием этого становится гибель человека, в особенности ребенка.
Жертвой бессмысленной войны становится и тот французский мальчик-барабанщик, с которым подружился Петя Ростов. В романе он изображен не как враг, а как обычный ребенок, ставший пленником жестоких событий.
Рассуждение 3
Петя Ростов — это самый младший ребенок в семье Ростовых, которого до безумия обожала мать. Мальчик хотел попасть в армию, но родители не одобряли это решение, так как боялись потерять его. Однако, герой настоял на своем и пошел служить. Его мечтательность и романтичность подкрепляются решительностью, которой стесняется молодой солдат.
В партизанский отряд Петя Ростов попал не сразу. Сначала молодой человек служил в казачьем полку, а затем стал помощником генерала. Он приказал Пете Ростову отправится к партизанскому отряду Денисова, но не участвовать в их действиях. Однако, герой несколько раз нарушал приказания генерала.
В партизанском отряде Денисова к Пете Ростову все относились по-доброму, как к родному сыну. Мальчик проявлял щедрость и хотел помочь своим коллегам. Он угощал их изюмом, который очень любил. Молодой человек безгранично любил всех своих однополчан и считал, что и они любят его в ответ.
Ему было неприятно, когда Петю Ростова воспринимали как ребенка. Мальчик хотел видеть, что окружающие признают его мужество и силу, а не видят в нем наивного ребенка. Герой пытался выглядит старше своих лет и обдумывал каждый свой шаг, чтобы сделать его более взрослым, зрелым. Когда Пете не удавалось этого сделать, он краснел.
Одним из ключевых эпизодов являются отношения Пети и пленного французского мальчика, ровесника Пети. Герой относился к нему с сочувствием и состраданием. Петя был очень чувствительным, как и его брат и сестра. Однако, он стеснялся своих чувств и считал, что это выглядит странно. Но Петя понимал, что и к пленным стоит относиться с уважением, так как они уже не участвуют в боевых действиях, они не опасны. Мальчик много думал о нем. Герой пригласил француза поужинать вместе с партизанами. Пленный увидел в Пете не врага, а друга. Это и есть благородство — человеческое отношение ко всем людям на Земле.
Автор использует прием внутреннего монолога, чтобы охарактеризовать Петю. Герой много думает о себе, о своих поступках и о других людях.
Судьба героя имеет печальный конец: он погиб на сражении. Этот эпизод показывает бесчеловечность и бессмысленность войны, ведь она уносит жизни множества людей, в том числе и молодых, полных надежд. Война несет лишь разрушение и ничего хорошего.
Автор относится к герою снисходительно. Петя молод, поэтому ему свойственны горячие и глупые поступки. По его мнению, Петя Ростов — человек незаурядный. В партизанском отряде он ведет себя благородно, проявляет доброту и борется за справедливость. Таким и должен быть офицер по мнению Л.Н Толстого.
Урок 15. Петя Ростов в партизанском отряде
Занятие № 15
Петя Ростов в партизанском отряде
Цели:
- воспитательная:
- воспитание любви к вдумчивому чтению произведений русской литературы, внимательного отношения к слову;
- воспитание гуманизма, активной жизненной позиции, гражданского долга и патриотизма;
- образовательная:
- обобщение и систематизация знаний, полученных в ходе исследования романа-эпопеи Л.Н. Толстого «Война и мир» по теме занятия;
- создание условий для осознания значения войны в жизни человека;
- развивающая:
- совершенствование навыков работы с текстом, умения анализировать прочитанное;
- формирование умения проводить поиск информации в источниках разного типа;
- формирование собственной позиции по обсуждаемым проблемам.
Тип урока:
урок совершенствования знаний, умений и навыков.
Вид урока:
урок-практикум.
Методические приёмы:
беседа по вопросам, пересказ текста, выразительное чтение текста, просмотр эпизодов из художественного фильма, сообщения студентов.
Прогнозируемый результат:
- знать художественный текст;
- уметь находить самостоятельно материал по теме и систематизировать его.
Оборудование
: тетради, художественный текст, компьютер, мультимедиа, презентация, художественный фильм.
Ход урока
I. Организационный этап.
II.
Мотивация учебной деятельности. Целеполагание.
- Слово преподавателя.
Светлы и лучезарны дни,
Когда освещены лучами солнца мирного они.
Но если же грозой военной небосклон объят
И дети от разрывов бомб не спят,
То детство превращается в страданье,
В какое-то чудовищное испытанье.
Таким испытанием и была Отечественная война 1812 года для Пети Ростова.
- Обсуждение темы и целей урока.
III. Совершенствование знаний, умений и навыков.
- Слово преподавателя.
Исследователь творчества Л. Н. Толстого Бычков в своем очерке о.
- Когда впервые мы встречаемся с Петей в романе?
Мы впервые его встретили во время именин Наташи: толстый маленький мальчик, поспоривший с Наташей, что на именинном обеде она задаст свой отчаянно-весёлый вопрос о пирожном; он вертелся вокруг Николая и Денисова, приехавших в отпуск, как всякий мальчишка, который восхищается старшим братом-военным; но мы всё ещё не замечали его: он маленький.
Когда пришло письмо от Николая о его ранении, девятилетний Петя сурово сказал сестрам: «Вот видно, что все вы, женщины, — плаксы… Я так очень рад и, право, очень рад, что брат так отличился. Все вы нюни!.. Кабы я был на месте Николушки, я бы еще больше этих французов убил…». Он с упоением играл во взрослого мужчину — эта игра продолжалась до самого 1812 года, до наступления новой войны.
- В каком возрасте Петя попадает на войну?
В пятнадцать лет.
- Анализ эпизода «Петя Ростов в партизанском отряде»
- Как оказался Петя в партизанском отряде Денисова?
Петя просит генерала, у которого он служил ординарцем, отправить его в партизанский отряд с письмом, а затем упросил Денисова остаться в отряде.
- О чем он рассказывает Денисову?
«…О том, как он проехал мимо французов и как он рад, что ему дано такое поручение, и что он был уже в сражении под Вязьмой и что там отличился один гусар».
- Какой вид имел Петя?
Петя был «растрепанный, насквозь промокший и с сбившимися выше колен панталонами». Разговаривая с Денисовым, он поправляет под шинелью панталоны так, чтобы никто не заметил, «стараясь иметь вид как можно воинственнее».
- Слово преподавателя.
Петя в войне видит что-то увлекательное, как во всем, что меняет течение обыденной жизни, он «невоинственный» человек. Он подавляет в себе лучшее, ростовское — неприязнь к убийству, к насилиям
- Как реагирует Петя на рассказ Тихона Щербатого об убийстве француза?
Сначала он смеется со всеми, но потом «Петя понял на мгновенье, что Тихон этот убил человека», и «ему сделалось неловко. Он оглянулся на пленного барабанщика, и что-то кольнуло его в сердце. Но эта неловкость продолжалась одно мгновение. Он почувствовал необходимость повыше поднять голову, подбодриться…» Эти ощущения напоминают ощущение Николая Ростова в островненском деле, когда он взял в плен француза с «домашним лицом». Николай Ростов тоже не понимал, зачем ему убивать этого человека, чем он перед ним виноват. И оба они, и Петя и Николай, подавляют в себе эти добрые, человеческие чувства.
- В каком состоянии находился в эти дни Петя Ростов?
Он «находился в постоянно счастливо-возбужденном состоянии радости на то, что он большой, и в постоянно восторженной поспешности не пропустить какого-нибудь случая настоящего геройства».
- Почему он остается у Денисова?
Потому что «ему было бы стыдно уехать от них в трудную минуту». В Пете, как и в Николае, нет стремления найти дело полегче. «…Вы меня пустите в самую… в главную…» И это у него не от желания отличиться, выделиться («Мне не нужно наград…»), а от постоянного стремления быть в самом важном, интересном месте. Толстой любуется его непосредственностью, искренностью.
- Как относится Петя к людям?
Он был «в восторженном детском состоянии нежной любви ко всем людям…» К этому состоянию пришел князь Андрей после долгих жизненных исканий и заблуждений. Пете же это чувство «любви ко всем людям» дано от природы. Он не только людей любит, он любит и мир вещей.
- Случайно ли появляется рядом с Петей в повествовании французский барабанщик?
Для создания более полной характеристики Пети Л.Н.Толстой описывает сцену общения Пети и мальчика-француза.
- Расскажите эпизод. Индивидуальное задание.
- Какие черты характера Пети проявляются в этом эпизоде?
Конечно, доброта. Он жалеет пленного мальчика-барабанщика, причем это чувство в нем сильнее даже желания казаться взрослым. Он хочет спросить о мальчике. «Спросить бы можно, — думал он, — да скажут: сам мальчик и мальчика пожалел… Ну, да все равно», — и он просит разрешения покормить пленного.
- Кому это чувство к пленному понятно и кто смеется над ним?
«Да, жалкий мальчишка, — сказал Денисов, видимо не найдя ничего стыдного в этом напоминании. — …Позвать его». И солдаты тоже любовно относятся к мальчику. Казаки называют его «Весенним», а мужики и солдаты — «Висеней». «В обеих переделках это напоминание о весне сходилось с представлением о молоденьком мальчике». Долохов же называет этого мальчика «молодчиком» и смеется над жалостью к нему. «Вот молоденькому графчику в шестнадцать лет говорить эти любезности прилично, а тебе-то уж это оставить пора», — говорит он Денисову, выражая убеждение, что пленных брать не нужно.
- Но на чьей стороне Толстой в споре Денисова и Долохова о пленных?
Конечно, на стороне Денисова, заявившего: «И смело скажу, что на моей совести нет ни одного человека». Всех пленных он отправляет под конвоем в город. Долохов же не только убивает пленных, — он находит «особенное удовольствие говорить об этом предмете». Денисову на войне «неловко»; Петя Ростов тоже чувствует себя «неловко», когда слушает Тихона, только что убившего человека. Долохов же с удовольствием говорит об убийствах, и у Тихона рожа расплывается в сияющую улыбку, когда он рассказывает, как убил француза. Быть человеком и на войне дано не всякому.
Долохов и в мирное время отличался жестокостью. Изменилась лишь сфера приложения его холодной храбрости. Война открыла ему великие возможности испытывать свою храбрость и убивать людей.
- Чем же все-таки нравится Долохов Пете?
Хладнокровием, храбростью. Петя хочет подражать Долохову и потому едет вместе с ним в разведку.
Участие Пети в войне, во всякого рода рискованных предприятиях — это нечто противное его существу. Петя — носитель жизни и любви, а не смерти и ненависти. И в войне-то он видит только то, как проявляются «чудесные» качества людей. Петя — сама жизнь и любовь — даже как будто не знает о возможности смерти на войне. Зато об этом знает Денисов.
- Как отвечает Денисов на просьбу Пети отпустить его в разведку с Долоховым?
«…Уж его я ни за что не пущу». Денисов, вероятно, не одного человека отправлял на смерть, а вот Петю не может.
- Расскажите эпизод «Петя в разведке». Индивидуальное задание.
- Как встречает Денисов Петю, возвратившегося из разведки?
«Слава богу! — крикнул он. — Ну, слава богу! — повторял он, слушая восторженный рассказ Пети. — И черт тебя возьми, из-за тебя не спал!» Денисов интуитивно чувствует, что мир Пети — это, больше чем чей-либо, мир жизни и любви.
- Чтение эпизода «Сон Пети перед боем».
- Какие картины видит во сне Петя?
Петя видит мирные картины. Человек на войне живет миром. Как и положено для детства, мир этот представлен в виде волшебного царства, в котором ничего не было похожего на действительность. В этом мире раскрываются все лучшие, таинственнейшие, прекраснейшие свойства, таящиеся в людях и предметах. «Большое черное пятно, может быть, точно было караулка, а может быть, была пещера, которая вела в самую глубь земли… Может быть, что под фурой сидит просто казак Лихачев, а очень может быть, это — самый добрый, храбрый, самый чудесный, самый превосходный человек на свете, которого никто не знает». Пете слышится музыка.
- Как музыка помогает понять душевное состояние Пети?
Светлая, спокойная, лиричная музыка помогает понять состояние мальчика. Петя спокоен, умиротворен. В его сне нет ни грохота баталий, ни шума, ни боя, ни славы. Наоборот – тишина и спокойствие. Мирные звуки в его детской душе вытесняют чуждые ему звуки войны. Из реального мира врывается только ржание лошадей, да звук натачиваемой сабли. Они не нарушают хора, но звучат тревожно.)
- Как вы думаете, почему Л.Н.Толстой, прежде чем приступить к изображению боя, описывает «ночь перед боем», «волшебный сон Пети»?
Два противоположных по характеру эпизода – лирический и героический, мирный и военный. Чем больше контрастность, противоположность этих сцен, тем ужаснее воспринимается картина боя и гибель Пети. Это не ночь перед боем, это ночь перед смертью.
- Что говорит Пете Лихачев, который его будит?
«Готово, ваше благородие, надвое хранцуза распластаете
», Лихачев дает Пете саблю, которую натачивал по его просьбе. Реальная жизнь со всей своей жестокостью вторгается в Петины сны. В этом «надвое распластаете» — вся жестокость и раздробленность мира, столь чуждого Петиной музыке.
- Пересказ эпизода «Смерть Пети». Индивидуальное задание.
Петя погибает, так и не успев совершить героического поступка, о котором он мечтал. Вот он скачет к месту боя и… не успевает. «Опять опоздал, мелькнуло в голове Пети». Гибнет он бессмысленно. Долохов приказывает подождать пехоту. «Подождать?.. Ура-а! — закричал Петя и, не медля ни одной минуты, поскакал к тому месту, откуда слышались выстрелы и где гуще был пороховой дым». Опять перед нами «безумство храбрых» с ударением на первом слове. С Петей погиб его мир любви и счастья. Денисов видит «запачканное кровью и грязью, уже побледневшее лицо Пети». Сцена гибели Пети — новое проклятие войне, ее бессмысленной жестокости.
- Посмотрим кинофрагмент из фильма С.Бондарчука «Война и мир».
- Чем отличаются фрагменты?
Во время чтения у нас складывается впечатление и о самом Денисове, а в фильме не показаны его переживания о гибели Пети.
- Как Долохов и Денисов воспринимают смерть Пети?
Долохов два раза сказал: «Готов!», «как будто выговаривание этого слова доставляло ему удовольствие». А Денисов вспомнил слова Пети: «Я привык что-нибудь сладкое», — и «казаки с удивлением оглянулись на звуки, похожие на собачий лай, с которыми Денисов быстро отвернулся, подошел к плетню и схватился за него». Вся атмосфера гибели Пети — трагическая.
- Слово преподавателя.
Для Л.Н.Толстого, имеющего военный опыт, война была противоестественным явлением. Петя погиб в 15 лет. И страшная весть о его гибели еще придет домой к матери и отцу, разрушив благополучие и счастливую жизнь семьи Ростовых. Война делает несчастными всех, несет одни страдания и мучения. Вот она страшная и жестокая правда войны.
«Неужели тесно жить людям на этом прекрасном свете, под этим неизмеримым звездным небом? Неужели может среди этой обаятельной природы удержаться в душе человека чувство злобы, мщения или страсти истребления себе подобных? Все недоброе в сердце человека должно бы, кажется, исчезнуть в прикосновении с природой – этим непосредственнейшим выражением красоты и добра», — эти слова принадлежат Льву Толстому.
IV.
Информация о домашнем задании.
1. Чтение текста.
— Пьер в романе «Война и мир».
2. Индивидуальные задания. Пересказ эпизода «Дуэль Пьера с Долоховым».
3. Сообщение «Пьер на Бородинском поле».
V. Подведение итогов.
VI. Рефлексия.
Ночь перед боем
Денисов очень волновался в ожидании юноши, потому убедившись, что разведка прошла нормально, заснул. А Петя, все еще пребывавший под впечатлением, отправился на двор, где рассказал сидевшему под фурой казаку о поездке. Затем попросил наточить свою саблю и присел рядом. Ростову вдруг показалось, что он находится в каком-то волшебном мире, где вместо караулки была пещера, вместо костра — глаз чудовища, а сам он сидел на высокой башне. Все вокруг было нереальным, и Петя закрыл глаза. В его голове звучала торжественная музыка, которая становилась все громче и отчетливее. Наконец, он понял, что это было во сне. Сквозь дрему он руководил звуками, внимая их красоте. Совсем еще мальчишка, добрый, открытый и далекий от мира жестокости, в котором оказался, — такой может быть в этот момент характеристика героя.
За ужином
В избе офицеры устроили стол, на котором были водка и ром, хлеб и жареная баранина. Петя поедал душистое мясо, и ему казалось, что в этот момент он влюблен во всех людей. Юноша обратился к Давыдову и попросил отправить его в самую главную… и дать команду. Во время разговора он подарил одному из офицеров свой а потом вспомнил об изюме, что привез с собой: «Я привык жевать что-нибудь сладкое». А еще пообещал прислать кофейник, который недавно приобрел у маркитанта.
Висеня — так прозвали солдаты пленного — сидел у костра. Петя пригласил его в караулку, уверив, что ничего плохо ему не сделают. Действительно, мальчика накормили, одели в кафтан и решили оставить при партии. Все это время герой старался не обращать на француза внимания, но раздумывал, уместно ли дать ему денег.
В бою
Сев в седло, Ростов вновь попросил Денисова дать какое-нибудь задание, тот же приказал держаться рядом и никуда не соваться. Однако когда прогремел сигнальный выстрел, Петя помчался вперед. Он проехал мост и уже не разбирал, где свои, а где враги. Подскочив к толпе, увидел, как француз сжимал древко пики, направленной на него. Это еще больше подзадорило юношу, и с криком «ура!» он помчался туда, где раздавалось больше всего выстрелов. Во дворе господского дома заметил Долохова, приказывавшего ждать пехоту. Но Петей владело такое чувство, что он не послушался офицера, а все с тем же криком понесся дальше. Вдруг молодой человек стал странно размахивать руками, выпуская поводья, и сбиваться с седла. В тот момент, когда лошадь остановилась перед тлевшим костром, Петя упал. Его ноги и руки задергались, хотя голова не шевелилась: ее пробила пуля. Так погиб совсем еще юный Петя Ростов.
Отрывок из романа «Война и мир» завершается тем, как к уже мертвому мальчику подошел Долохов и после слов: «Готов» отдал приказ не брать раненых. А подъехавший Денисов повернул к себе бледное лицо юноши, затем быстро отвернулся и отошел, издав звуки, напоминавшие собачий лай.
Четвертый том романа «Война и мир» посвящен партизанской войне 1812 года, которая началась со вступления неприятеля в Смоленск. Но прежде чем она была официально принята нашим правительством, «уже тысячи людей неприятельской армии были истреблены казаками и мужиками, побивавшими этих людей так же бессознательно, как бессознательно собак загрызают забеглую бешеную собаку». Толстой, называя партизанскую войну «страшной дубиной, которая, не спрашивая правил военного искусства, уничтожала французов», готовит нас к реалистическому описанию ужасов войны. Писатель прямо не выражает своего отношения к этим историческим событиям. Он старается дать нам объективное историческое описание, но, в то же время, мы можем почувствовать его позицию через неслучайно выбранных им персонажей. Лучше понять авторское отношение к войне нам поможет эпизод 7 главы 3 части 4 тома. Этот эпизод обращает внимание на одного из положительных героев романа — Петю Ростова. Ко времени начала партизанской войны Петя Ростов уже был произведен в офицеры, поступил в действующую армию, где участвовал в Вяземском сражении. Он «находился в постоянно счастливо-возбужденном состоянии радости на то, что он большой, и в постоянно восторженной поспешности не пропустить какого-нибудь случая настоящего геройства». Уже одно это небольшое замечание говорит о том, что в войне участвует не «муж», но ребенок, со свойственной ему восторженностью и порывистостью, о чем говорит также и его «безумный поступок» в Вяземском сражении: «Петя… поскакал в цепь под огонь французов и выстрелил там два раза из своего пистолета». Итак, этот порывистый, смелый мальчик уговаривает генерала отпустить его в отряд Денисова и оказывается в кругу партизан. Л. Н. Толстой в этом эпизоде раскрывает нам душу мальчика, который, несмотря на приобретенный в сражении опыт, вряд ли до конца осознает весь трагизм и ужас войны. Петя восхищается абсолютно всем, что его окружает: накрытым к ужину столом, едой, офицерами. Он «находился в восторженном детском состоянии нежной любви ко всем людям и вследствие того – уверенности в такой же любви к себе других людей». Герой готов сделать для этих людей все, как готов ребенок сделать все для друзей или родителей, похваливших его. Это показано и в сцене со складным ножиком, и в сцене с изюмом и кремнем, которые Петя предлагает офицерам. При этом он испытывает чувство стыда за то, что он что-то сказал слишком порывисто или преувеличил. Он наивно просит Денисова, командующего отрядом, пустить его «в самую… в главную…», очевидно, имея ввиду битву. Своими предложениями и просьбами Петя вызывает у окружающих улыбку. Никто не раздражается его эмоциональностью, потому что все понимают, что он ребенок. Петя Ростов – это герой, стоящий на стороне «мира». Ему не чуждо милосердие и сострадание, которое он проявляет к французскому мальчику – барабанщику, взятому в плен. Он просит разрешения у Денисова накормить его, пытается подбодрить пленного и даже дать ему денег. В этом эпизоде Л. Н. Толстой изображает еще маленького мальчика, который очень далек от жестокой действительности, окружающей его. Тем самым писатель выражает свое резко отрицательное отношение к войне, которая уносит жизни еще не знающих ничего молодых людей, как это произойдет с Петей Ростовым. Война жестока и бесчеловечна в изображении Толстого, и это проявляется не только по отношению к Пете, но и к мальчику – барабанщику. Образ «весеннего», как его называли офицеры, тоже не случайно введен в это эпизод. Толстой через него так же доказывает бессмысленность и жестокость войны, которая превращает детей, и неважно, русские они или французы, в «жалких мальчишек», страдающих из-за повеления чуждых им вышестоящих лиц. Таким образом, этот эпизод становится очень важным для раскрытия отношения писателя к войне, его резко отрицательного к ней отношения. Он пытается доказать, что война, затеянная кучкой высокопоставленных лиц, которые свои личные интересы ставят гораздо выше народных, заставляет страдать обычных людей, уверенных, что они борются с противником по объективным причинам. Толстой показывает настоящее горе, которое является плодом войны, отравляющей жизнь всех, кто в ней участвует. Такова философия Толстого, которая зиждется «на непротивлении злу насилием» и утверждении о том, что война не должна касаться детей, так как это высшая степень проявления бесчеловечности.
В разведке: краткое содержание
Петя Ростов и Долохов переоделись во французскую форму и, проехав лагерь, направились к мосту. «Попадемся — не дамся живым», — прошептал юноша. Вдруг послышался окрик на французском. Долохов уверенно пояснил, что отстал с товарищем от своего полка и хотел бы найти полковника. Часовой ответил, что командование находится в господской усадьбе, и всадники направились дальше.
Во дворе фермы горел костер, у которого сидели несколько человек. Долохов и с ними завел разговор. Много ли русских на дороге, каково положение дел в войске, сколько пленных в отряде — вот его краткое содержание. Петя Ростов — Толстой неоднократно это подчеркивает — испытывал страх, что сейчас их обман раскроется, но держался стойко. А офицер все расспрашивал. Наконец, он попрощался, и всадники направились дальше. У моста Долохов просил передать Денисову, что утром нужно будет наступать по сигналу, а сам остался на этой стороне.
Популярные сочинения
- Эпилог и его роль в Преступлении и наказании (роман Достоевского)
Ф.М. Достоевский — писатель гениальный, виртуозный и одновременно страшный. Всех своих героев: и униженных и оскорблённых, и их оскорбителей, – он видит до таких глубин - Сочинение Почему погибла Катерина в пьесе Гроза
Катерина Кабанова была довольно интересным персонажем в пьесе Гроза, поэтому она всегда привлекала к себе внимание зрителей и читателей. - Сочинение Счастливая семья
Для каждого из нас семья является фундаментальным понятием, которое само самой, разумеется. Семья – это наиболее важное понятие в жизни человека, ведь семья выполняет множество различных функций в жизни человека.
Гибель Пети Ростова
Описанный эпизод сновидения перед битвой поможет понять, что Петю Ростова убило то самое пламя в сердце, манящее предвкушение славного подвига во имя Отечества. Неспособность обуздать его, подчинить здравому смыслу стала причиной смерти Пети Ростова. Устремлённый туда, где дым гуще, а выстрелы сыпятся один за другим, он в состоянии охватившего его куража несётся в центр событий. Сцена гибели Пети Ростова, такой нелепой и трагичной, вызывает на лице Долохова ухмылку, он как будто еще тогда, в ночную вылазку к врагу, предугадала судьбу мальчишки. Бесстрашие и огонь в его глазах в сочетании с нежностью и ощущением любви ко всему вокруг, прочитанные в одном только взгляде, говорили ему о неминуемой гибели Пети Ростова. В этом и состоит весь трагизм этой личности, светлое и чистое существо которой обречена на смерть в этом бессмысленном и беспощадном действе
Вернуться к списку