Образ и характеристика Пенкина в романе Обломов Гончарова сочинение

  • Сочинения
  • По литературе
  • Гончаров
  • Образ и характеристика Пенкина в романе Обломов

Господин Пенкин, является одним из второстепенных персонажей романа. Он довольно умен, эгоистичен, но трудолюбив. Посвящает все свое свободное время своей любимой работе. Он работал в редакторском агентстве, модным и современным литератором. Пишет разнообразные статьи для современных глянцевых журналов и газет. Затрагивая актуальные темы, для людей, пишет про проституцию, судебные скандальные разбирательства и т.д.

Создавая свои тексты, он даже не вдумывается в их суть и смысл, пишет бездумно, незамарачиваясь. Это качество в нем Обломову и не нравилось, но не смотря на свои принципы, он относился к нему доброжелательно.

Положительной черной Пенкина, можно назвать, только, то что он ответственный. И чтобы написать новую статью, готов работать по ночами на пролет. Так как знает, что за свой труд он получит хороший заработок.

Благодаря своей работе, которая заполонила полностью его жизнь, он может себе позволить дорогие обеды в модном известном ресторане.

Отношения Обломова к Пенкину.

В целом Обломов хорошо относился к Пенкину, но не разделял его взглядом на мировозрение. Так как он считал, что нужно писать не только головой, но и сердцем.

Обломов, считает, что жизнь господина Пенкина несчастна, так как все свое время он проводит за работой. Поэтому, он не разделяет такие взгляды на жизнь, когда нет свободного времени на отдых. В которой отсутствует личная жизнь и так далее.

Заключение.

Господин Пенкин, помешан, только на деньгах. Рассказывая и хвастаясь постоянно своими высокими доходами. Он старается переубедить Обломова, в правильном выборе своей деятельности. Но к большому сожалению, он не разделяет его взглядов.

Пенкин в романе «Обломов»: образ, характеристика, описание, отношение Обломова к герою

Господин Пенкин является одним из второстепенных персонажей романа «Обломов» Гончарова.
В начале романа к главному герою Илье Обломову приходит несколько гостей. Пенкин является третьим из гостей Обломова.

В этой статье представлен образ и характеристика Пенкина в романе «Обломов»: описание персонажа в цитатах, отношение Обломова к этому герою и т.д.

Образ и характеристика Пенкина в романе «Обломов»: описание в цитатах

Господин Пенкин — модный литератор, который пишет статьи и рассказы для популярных газет и журналов. Он работает в направлении реализма и в своих статьях описывает новости на такие актуальные темы, как эмансипация женщин, торговля, судебные тяжбы и др.

Пенкин неглуп и хорошо образован. Он довольно трудолюбив и любит свою профессию. Иногда ему приходится писать статьи ночью, но это его не расстраивает. За свои статьи он получает хорошие деньги и, судя по всему, неплохо живет. О высоких доходах Пенкина говорит то, что он обедает в модном петербургском ресторане Сен-Жоржа.

«. у постели его стоял очень худощавый, черненький господин, заросший весь бакенбардами, усами и эспаньолкой. «

Господин Пенкин одевается умышленно небрежно (то есть следует моде на небрежность):

«. Он был одет с умышленной небрежностью. «

Пенкин пишет статьи о событиях, происходящих в Петербурге, а также статьи на актуальные темы:

«. Мне завтра надо статью писать о гулянье: вместе бы наблюдать стали, чего бы не заметил я, вы бы сообщили мне; веселее бы было. Поедемте. » «. Читали мою статью? [. ] Я вам пришлю, прочтите [. ] О торговле, об эманципации женщин, о прекрасных апрельских днях, какие выпали нам на долю, и о вновь изобретенном составе против пожаров. «

Также господин Пенкин пишет рассказы:

«. да вот написал рассказ. » «. Ну, я вам свой рассказ пришлю. »

Пенкин придерживается новых, модных взглядов на литературу. Его привлекает реализм как направление в литературе:

«. А пуще всего я ратую за реальное направление в литературе. » (реализм был популярен в то время) «. Нам нужна одна голая физиология общества; не до песен нам теперь. «

Господин Пенкин все время занят делами. Он пишет статьи, ходит в типографию, книжную лавку и т.д.:

«. Однако мне пора в типографию! – сказал Пенкин. » «. Из книжной лавки: ходил узнать, не вышли ли журналы. » «. – Много у вас дела? – спросил Обломов. – Да, довольно. Две статьи в газету каждую неделю. «

Он является трудолюбивым человеком. Иногда Пенкин работает ночью, чтобы к утру приготовить свежую статью:

«. И все писать, все писать, как колесо, как машина. » «. А ночью писать и чем свет в типографию отсылать. »
Господин Пенкин — самолюбивый человек:
Он может себе позволить обеды в модном ресторане у Сен-Жоржа:

«. Нет, наша редакция вся у Сен-Жоржа сегодня, оттуда и поедем на гулянье. » (ресторан Сен-Жоржа был популярен среди изысканной публики того времени)

Во время своего визита к Обломову Пенкин зовет его на гулянье в Екатерингоф, но ленивый Илья Ильич отказывается:

«. Я, знаете, зачем пришел к вам? Я хотел предложить вам ехать в Екатерингоф; у меня коляска. «

«. Где же человечность-то? Вы одной головой хотите писать! – почти шипел Обломов. – Вы думаете, что для мысли не надо сердца? Нет, она оплодотворяется любовью. «

«. Ночью писать, – думал Обломов, – когда же спать-то. «

«. И все писать, все писать, как колесо, как машина: пиши завтра, послезавтра; праздник придет, лето настанет – а он все пиши? Когда же остановиться и отдохнуть? Несчастный. «

Источник

Вариант 2

Данный персонаж романа, ставший одним из гостей Обломова, погружен в активную жизнь и являет собой одну из ярких противоположностей главного героя.

Пенкин – это журналист и литератор. Он достиг больших успехов на своем поприще и зарабатывает около пяти тысяч в год, что по тем временам было весьма неплохим доходом, достичь которого могли очень немногие. Автор подчеркивает также не просто состоятельность, но роскошный образ жизни Пенкина. Гость Обломова говорит, что посещает один из самых дорогих ресторанов.

Пенкин добился успеха тем, что пишет на любые темы. Разумеется, он предпочитает те из них, что интересуют публику. Модный журналист (как, впрочем, и большинство его коллег) готов быстро осветить любую тему. Он хочет прислать Обломову свои новые статьи. Из его слов следует, что он пишет о столько разных вещах, как равноправие мужчин и женщин, торговле и технических новинках, которые можно использовать для борьбы с пожарами. Следовательно, литератор ни в чем не разбирается глубоко, у него просто нет времени, чтобы вникнуть в суть каждой конкретной области. Это же подтверждают и слова самого Пенкина о том, что он работает ночью, чтобы успеть в срок закончить заказанные материалы для прессы.

Литератор, всецело ориентированный на запросы публики, придерживается модного в те времена направления – реализма. Литератор стремится изображать жизнь в неприукрашенном виде. Однако он не хочет остановиться и задуматься над предметами и явлениями, которые он описывает. Для Пенкина важна «злоба дня», а не истина.

Обломов отмечает, что Пенкин довольно самолюбив. Его целью являются не столько деньги, сколько самоутверждение. Он трудолюбивый человек, любящий свою профессию. Однако Пенкин, также как и некоторые другие персонажи романа, сделал из своего рода занятий идола, которому ревностно служит. У него отсутствует цель, превосходящая его самого, нечто высокое, ради чего можно жертвовать своим благополучием. Мир для Пенкина замыкается на нем самом и повседневных заботах, он не хочет взглянуть на себя со стороны.

В образе Пенкина воплощены черты поверхностного человека, добровольно погрузившего себя в рутину и растрачивающего свои энергию и талант на сиюминутные цели. Он, конечно, стоит выше Обломова, но его можно сравнить с машиной, в которую он сам себя превратил, включившись в бешеный ритм жизни, не преследуя высокой цели, ради которой было бы оправдано самопожертвование.

Гости Обломова

На протяжении романа к Обломову приходит немного гостей. Все они разные по натуре, внешности и возрасту. Чаще и усерднее приходят к Илье Ильичу Алексеев и Тарантьев. Это на первый взгляд два противоположных персонажа: шумный и тихий, грубый и робкий, наглый и кроткий. Но на самом деле в них много общего: неумение строить карьеру, желание поесть за счет других.

Остальные гости были нечастыми посетителями Ильи. Их заносили к нему случайные обстоятельства. Они залетали на минуту и, не видя смысла в общении, быстро покидали неуютный дом. Такие гости понимали, что не могут отплатить взаимностью хозяину, сообщали какую-нибудь не очень важную новость и уходили. Приятели были раздражением в жизни Обломова. Они пытались вернуть его к бурной и кипучей жизни, но взгляды их не совпадали. Обломову они все больше становились не по душе. Он отталкивал их, не желая даже нелепых дружеских соприкосновений. От них тянуло холодом с улицы, причем это был холод не только в прямом смысле слова, но и в переносном.

Судьбинский

Гость – бывший коллега Обломова, они вместе служили в канцелярии. Судьбинский имеет говорящую фамилию. Он строитель своей судьбы: делает карьеру, стремится к повышениям, получает награды. Судьбинский пришел проведать друга, позвать его в съездить вместе с ним в Екатерингоф. Рассказ о делах по службе не вызвал интереса у Обломова. Он рад тому, что ему не нужно, как гостю увязать по уши в карьерной «возне». В разговоре друзей поднимается тема сущности человека, которая уходит на задний план, оставляя на поверхности стремление к чинам и выслуживанию. Хороший заработок и вечная занятость – то, к чему хотел призвать Судьбинский сослуживца.

Пенкин

С предложением поехать в Екатерингоф, пришел к Обломову молодой писатель Пенкин. Но до произнесения цели визита гость рассказал о своей статье, о литературе в целом. Он взбудоражил Илью мыслями о падших людях и изменениях в обществе. Илья даже вскочил с удобной кровати, но это был минутный всплеск. Писать даже ночью — это уж слишком неправильно. Продавать свои мысли – тоже абсурдно. Пенкин сравним у Обломова с машиной, которая крутится, не останавливаясь, каждый день. Жизнь без сна и отдыха — у Ильи Ильича синоним несчастного существования.

Сочинение Пенкин

Этот персонаж является одним из значимых в романе, так как является прямой противоположностью главного героя романа – Обломова.

Господин Пенкин – это молодой человек, увлечен литературой и журналистикой. Пишет большое количество статей и продает их в журналы и газеты. Пенкин предпочитает не выдумывать свои рассказы, а брать их из настоящей жизни. Для него актуальны такие темы как тяжбы в суде, проблема женщин, торговля и многое другое. В них он выражает свое мнение и свой взгляд на современную литературу. Мужчина получил хорошее воспитание и образование. Несмотря на то, что ему приходится писать свои рассказы и статьи по ночам, он доволен своей работой и заработком. По меркам того времени Пенкин живет довольно зажиточно, получая около 5000 рублей в год.

Во внешности Пенкина нет ничего особенного – худощавого телосложения, с темными волосами и заросшей щетиной лицом. В одежде он предпочитает небрежность и никак не следует моде, даже умышленно противостоит ей.

Пенкин, в отличие от большинства своих ровесников постоянно находится в движении. У его всегда много дел, он никогда не сидит на месте. Молодой человек является ярым трудоголиком, и все время старается быстрее закончить свои статьи. Но в то же время Пенкин, по мнению Обломова, к которому он и заехал в гости слишком самолюбив. Для него работа – это не только источник хорошего и стабильного дохода, но и своего рода некий идол, которому Пенкин всецело отдает себя.

На самом деле у молодого литератора нет цели в жизни, для него ничто не важно, как только мания поскорее бы написать о чем-нибудь. Весь существующий мир вокруг него – это он сам и его ежедневные заботы. Пнкин не хочет «открыть глаза» и посмотреть на то, что твориться вокруг него.

У Обломова к Пенкину двоякое отношение. С одной стороны он настроен к нему дружелюбно. Но с другой стороны, он не может принимать мнение Пенкина о литературе в целом. Обломов считает, что нельзя писать рассказы и статьи руководствуясь только реальностью. Для него самые прекрасные слова и интересные книги те, в которых написано еще и с сердцем и душой. Для Обломова так же непонятен тот ритм жизни, который ведет Пенкин. Он считает, что нужно чаще спать и отдыхать. Такая жизнь слишком напряжена и выматывает человека. Он считает Пенкина глубоко несчастным.

Образ Пенкина – это собирательный портрет большинства людей, которые бесполезно растрачивают собственные силы и энергию на пустые цели. Такое самопожертвование совершенно бессмысленно и никому не нужно и в первую очередь самому Пенкину.

Произведение Ивана Александровича Гончарова, стало популярным с 19 веке. В нем автор затронул многие философские проблемы касающиеся человечества. И в настоящее время рассказ не потерял своей актуальности среди читателей.

Смысл романа, основывается на противостоянии нового и личного начала с устаревшим, и деградируюшим. Поэт пытается донести и раскрыть перед читателями все животрепещущие темы в несколько уровнях. Поэтому читать нужно его роман вдумчиво.

В начале современного шедевра перед читателями предстает эпизод, в котором к Обломову приходят гости. И Пенкин, был одним из них. Все они безразлично относятся к судьбе Обломова. Они пришли перед ним похвастаться своими достижениями в работе и переубедить его, в правильности своего выбора.

Образы гостей

Волков – первый посетитель. Он рассказывает Обломову о своей жизни, делясь подробностями о том, что она полна различных мероприятий и праздников. Волков – веселый и модный человек, который ведет праздный образ жизни.

Второй посетитель – Судьбинский. Это бывший сослуживец Обломова, который, в отличие от главного героя, ценит свою службу и свое положение в обществе.

Пенкин – третий посетитель Обломова. Это писатель, который пишет обо всем подряд. Пенкин часто работает над произведениями, даже по ночам, что говорит о том, что его творчество пусто и продажно.

Четвертый гость Обломова – Алексеев. Это никем не заметный человек, имя которого даже никто не запоминает. Алексеев привык к тому, что его называют то Васильевым, то Андреевым. Герой является таким человеком, который привык подстраиваться под других людей.

Тарантьев – пятый посетитель главного героя. Это грубый и недоброжелательный чиновник, любящий поскандалить с окружающими людьми. Тарантьев пользуется доверчивостью Обломова и пытается завладеть его деревней.

Отношение Обломова к посетителям

Илья Ильич Обломов при встрече своих друзей жалеет их, высказывая свое отношение к их жизни. Центральный персонаж не понимает стремлений Волкова, считая, что тихая и размеренная жизнь намного лучше праздной и веселой жизни Волкова. Обломов не поддерживает и образ жизни Судьбинского, так как считает, что погоня за чинами портит человека и делает его жизнь пустой. Илья Ильич дает писателю Пенкину следующую характеристику: в его произведениях нет ни настоящих чувств, ни реальной жизни.

То, как отзывается Обломов о своих гостях, показано в таблице:

«В десять мест в один день – несчастный!»

«Увяз, любезный друг, по уши увяз… А между тем работает с двенадцати до пяти в канцелярии, с восьми до двенадцати дома – несчастный!»

«И все писать, все писать, как колесо, как машина: пиши завтра, послезавтра; праздник придет, лето настанет – а он все пиши? Когда же остановиться и отдохнуть? Несчастный!»

Обломов терпеливо относится к герою, так как их образы жизни чем-то похожи. Обломов «терпел» Алексеева, так как он мог быть самим собой, имея при этом хорошего слушателя.

«Тарантьев делал много шума, выводил Обломова из неподвижности и скуки»

Данные цитаты показывают то, что Обломов называет своих визитеров несчастными людьми, он искренне не понимает их образы жизни.

Несмотря на то что Обломов не поддерживает взгляды своих гостей на жизнь, он искренне радуется приходу Волкова, Судьбинского, Пенкина, Алексеева и Тарантьева. Отношение Обломова к гостям подчеркивает доброту Ильи Ильича, его «голубиную душу».

Роль второстепенных персонажей в романе И. И. Гончарова «Обломов»

Романом «Обломов» И. А. Гончаров показал, как условия помещичьего быта порождают в главном ге­рое безволие, апатию, бездейственность. Идейную на­правленность своего произведения сам автор опреде­лил так: «Я старался показать в «Обломове», как и от­чего у нас люди превращаются прежде времени в… кисель — климат, среда захолустья, дремотная жизнь и еще частные, индивидуальные у каждого об­стоятельства».

В первой части произведения практически нет дви­жения сюжета: читатель видит главного героя лежа­щим на диване в продолжение всего дня. Некоторое разнообразие в сонную атмосферу квартиры Обломо­ва привносят гости Ильи Ильича, в строгом порядке сменяющие друг друга. Автор не случайно ввел в ро­ман таких персонажей, как Волков, Судьбинский и Пенкин. Их деятельность знакома Обломову, и его рассуждения по поводу судьбы каждого из них еще полнее характеризуют главного героя. Мы знаем, что Илья Ильич начинал служить коллежским секрета­рем, выезжал в свет, увлекался поэзией, но государст­венная его деятельность закончилась отставкой, «еще холоднее простился с толпой друзей», чтение книг тоже постепенно надоело. В результате «лениво мах­нул он рукой на все юношеские обманувшие или обма­нутые им надежды…» и погрузился в мысленное со­ставление плана устройства имения, которое он не мог закончить вот уже несколько лет. Появление гос­тей раздвигает пространственно-временные рамки романа и позволяет автору представить различные сферы Петербурга.

Петербург светский представлен Волковым. Это «молодой человек лет двадцати пяти, блещущий здо­ровьем, с смеющимися щеками, губами и глазами… Он был причесан и одет безукоризненно, ослеплял свежестию лица, белья, перчаток и фрака. По жилету лежала изящная цепочка, с множеством мельчайших брелоков». Он востребован в светском обществе, поль­зуется успехом у женщин — и в этом находит радость жизни. Обломов же не видит в таком образе жизни ни­чего привлекательного для себя. «»В десять мест в один день — несчастный!.. И это жизнь!.. Где же тут человек? На что он раздробляется и рассыпается? Ко­нечно, недурно заглянуть и в театр, и влюбиться в ка­кую-нибудь Лидию… она миленькая! В деревне с ней цветы рвать, кататься — хорошо; да в десять мест в один день — несчастный!» — заключил он, перевер­тываясь на спину и радуясь, что нет у него таких пус­тых желаний и мыслей, что он не мыкается, а лежит вот тут, сохраняя свое человеческое достоинство и свой покой».

Следующий герой, Судьбинский — бывший сослу­живец Ильи Ильича. Он символизирует собой бюро­кратический Петербург — канцелярский и департа­ментский. «Это был господин в темно-зеленом фраке с гербовыми пуговицами, гладко выбритый, с темны­ми, ровно окаймлявшими его лицо бакенбардами, с утружденным, но спокойно сознательным выражени­ем в глазах, с сильно потертым лицом, с задумчивой улыбкой». Судьбинский уже добился должности на­чальника отделения, собирается выгодно жениться. И все это на фоне Обломова, который малодушно уво­лился из страха, что начальник объявит ему замеча­ние за неправильно отосланные документы. Обломов даже прислал медицинское свидетельство, которое гласило, что «коллежский секретарь Илья Обломов одержим отолщением сердца с расширением левого желудочка оного,… а равно хронической болью в пе­чени…, угрожающею опасным развитием здоровью и жизни больному, каковые припадки происходят, как надо полагать, от ежедневного хождения в долж­ность…» По поводу Судьбинского у Обломова также есть свое мнение. «Увяз, любезный друг, по уши увяз… И слеп, и глух, и нем для всего остального в мире. А выйдет в люди, будет со временем ворочать делами и чинов нахватает… У нас это называется карьерой! А как мало тут человека нужно: ума его, воли, чувства — зачем это? Роскошь! И проживет свой век, и не пошевелится в нем многое, многое… А между тем работает с двенадцати до пяти в канцелярии, с восьми до двенадцати дома — несчастный!», — думал он и испытывал «чувство мирной радости, что он с де­вяти до трех, с восьми до девяти может пробыть у себя на диване, и гордился, что не надо идти с докладом, писать бумаг, что есть простор его чувствам, вообра­жению».

Петербург литературный представлен образом Пенкина. Это «очень худощавый, черненький госпо­дин, заросший весь бакенбардами, усами и эспаньол­кой», пишущий «о торговле, об эмансипации жен­щин, о прекрасных апрельских днях,… о вновь изо­бретенном составе против пожаров», сумел при своем посещении затронуть какие-то струны в душе Обло­мова. Илья Ильич так воспламеняется в споре с гос­тем о предмете изображения в литературе, что даже встает с дивана. И читатель видит, что еще жива душа в нем. «Изобрази вора, падшую женщину, надутого глупца, да и человека тут же забудь. Где же человеч­ность-то? Вы одной головой хотите писать!.. Вы ду­маете, что для мысли не надо сердца? Нет, она оплодо­творяется любовью. Протяните руку падшему челове­ку, чтобы поднять его, или горько плачьте над ним, если он гибнет, а не глумитесь. Любите его, помните в нем самого себя и обращайтесь с ним, как с собой, — тогда я стану вас читать и склоню пред вами голову… Изображают они вора, падшую женщину,… а челове­ка-то забывают или не умеют изобразить. Какое же тут искусство, какие поэтические краски нашли вы? Обличайте разврат, грязь, только, пожалуйста, без претензии на поэзию… Человека давайте мне!.. люби­те его…» Но порыв этот быстро проходит, Обломов «вдруг смолк, постоял с минуту, зевнул и медленно лег на диван». Илья Ильич искренне сочувствует ли­тератору. «Ночью писать, — думал Обломов, — когда же спать-то? А поди, пять тысяч в год зарабатывает! Это хлеб! Да писать-то все, тратить мысль, душу свою на мелочи, менять убеждения, торговать умом и вооб­ражением, насиловать свою натуру, волноваться, ки­петь, гореть, не знать покоя и все куда-то двигаться… И все писать, все писать, как колесо, как машина: пиши завтра, послезавтра, праздник придет, лето на­станет — а он все пиши? Когда же остановиться и от­дохнуть? Несчастный!»

Конечно, можно согласиться с Обломовым в том, что работа по ночам, ежедневная суета, продвижение по карьерной лестнице — занятия утомительные. Но все же каждый из героев: и Судьбинский, и Волков, и Пенкин — нашли дело по душе, имеют цель в жизни. Пусть эти цели подчас и сугубо личные и герои не стремятся «пострадать» во благо Отечеству, но они действуют, огорчаются, радуются — словом, живут. А Обломов, «как встанет утром с постели, после чая ляжет тотчас на диван, подопрет голову рукой и обду­мывает, не щадя своих сил, до тех пор, пока, наконец, голова утомится от тяжелой работы и когда совесть скажет: довольно сделано сегодня для общего блага». И самое страшное, что Обломов считает нормальной такую жизнь и несчастными тех, кто не может позво­лить себе жить так, как он. Но иногда все же наступают «ясные сознательные минуты», когда ему стано­вится «грустно и больно… за свою неразвитость, оста­новку в росте нравственных сил, за тяжесть, мешающую всему». Ему становилось страшно, когда в душе возникало «живое и ясное представление о че­ловеческой судьбе и назначении,… когда в голове про­сыпались… разные жизненные вопросы». Но несмот­ря на мучащие иногда вопросы, Обломов не может и не хочет ничего менять.

Трудно переоценить роль второстепенных персона­жей в романе, ведь они являются одним из средств ха­рактеристики главного героя. Волков, Судьбинский, Пенкин — своеобразные «двойники» Обломова: каждый из них представляет тот или иной вариант воз­можной судьбы Ильи Ильича.

В конце первой части романа автор ставит вопрос: что же победит в главном герое — жизненные начала или сонная «обломовщина»? Прочитав роман, мы ви­дим, что «обломовщина» в итоге побеждает и Обломов тихо умирает на диване, так и не совершив ничего по­лезного и нужного.

Значение образов

Волков, Судьбинский, Пенкин, Алексеев и Тарантьев приходили к Обломову, так как они знали, что владелец дома радушно примет их, накормит, напоит, даст «курить хорошие сигары».

И. А. Гончаров, вводя образы гостей Обломова, подчеркивает неоднозначность образа главного героя. Описание жизни Волкова, Судьбинского, Пенкина, Алексеева и Тарантьева важно в раскрытии авторского замысла. Все посетители Ильи Ильича являются такими же обломовцами, как и сам главный герой. Они делают вид, что их жизнь имеет цену, однако гости Обломова на самом деле ничего не стоят. Это типичные представители светского общества, для которых стремление обрести высокое положение – самое важное в жизни. Обломов мог быть похожим на своих гостей, однако он отрекается от такой жизни, показывая, что она пуста и ничтожна. Так выражается авторская позиция: жизнь Обломова пуста, но и ничтожны жизни его посетителей. И. А. Гончаров показывает царствование обломовщины.

Источник

Роман И.А.Гончарова периодически вызывает то бурный интерес, то ярое неприятие читателей. Однако даже 160 лет спустя после выхода этой книги в свет её актуальность не угасает. Мы по-прежнему ищем ответы на вопросы: почему жизнь Обломова сложилась так, а не иначе? Кто виноват в его преждевременной смерти?

В романе четыре части – этакий символ мирового порядка, как насмешка над героем, потому что в его жизни никакого порядка, увы, нет. Первая часть посвящена полностью дню первого мая – праздник Вознесения – который очень пышно отмечался в тот период. Гулянья в Екатерингофе, катание на лошадях, щедрые хлебосольные угощения – ничто не прельщает нашего героя, никто не сможет оторвать его от дивана. Какие только аргументы не приводят посетители.

Первый визитёр – светский фат Волков, который в день должен успеть в десять мест. Зачем? Чтобы вести одни и те же разговоры, кокетничать с дамами, щеголять в новых костюмах – одним словом, заполнять жизнь пустой болтовней, подобием дела, суетливыми целями и стремлениями. Не таков Обломов. Волков пришел к Обломову только чтоб покрасоваться, похвастаться своими «успехами», а слышит ли он Обломова, который обращается к нему с завуалированной просьбой о помощи: «Полно вам, приезжайте-ка обедать: мы бы поговорили. У меня два несчастья…»? Но Волков остается глух к его словам. Он не привык слушать, сопереживать. А Илье Ильичу всего-то и надо было – поговорить.

Второй посетитель – бывший сослуживец Обломова, Судьбинский. Это карьерист, человек, в котором не осталось места ни для чувств, ни для воображения. Вся его жизнь – в работе. И Обломов спрашивает себя: «Зачем это?». Проживет всю жизнь – а душа останется пуста. Хотя искренне удивляется сумме доходов своего бывшего сослуживца. Но это не путь для Обломова – работать с 5 до 12 и с 12 до 5. Илье Ильичу нужна свобода – свобода мысли, чувства. И Судьбинский словно не слышит слов Обломова: «У меня два несчастья».

Следом за Судьбинским приходит писатель Пенкин, у которого тоже много дел: «две статьи в газету каждую неделю, потом разборы беллетристов…, да вот написал рассказ…». Пенкин пытается заинтересовать Обломова современными книгами, да напрасно. Обломов горячо ополчается на современных авторов, высмеивающих пороки, грязь жизни, при этом забывая, что в каждом воре, в каждой падшей женщине спрятан человек! В человеке таится высшее начало, и нужно помнить об этом, сочувствовать ему, помогать подняться, стать лучше и выше. В этом гуманист Обломов видит цель искусства. Пошлость, изображаемая в книгах, о которых говорит Пенкин, глубоко возмущает и огорчает Илью Ильича. И Пенкин тоже, как и предыдущие визитеры, приглашает Обломова ехать в Екатерингоф на гуляния, но – напрасно. И Пенкин остается глух к «двум несчастьям» Обломова. Нет интереса к человеку.

Следующим гостем является то ли Алексеев, то ли Васильев, то ли Андреев – некий безличный субъект, который вроде бы и есть, но никто его никогда не замечает. Меткую характеристику дает ему Захар: «А у этого ни кожи, ни рожи, ни ведения». И, как ни странно, именно этот Алексеев выслушал Обломова, принял, хоть и видимое, пассивное, участие в его двух несчастьях. Но помочь Обломову советом он не сможет. Да и сам Обломов ничего не хочет решать, брать на себя ответственность. «Пусть Захар что-нибудь придумает». Илья Ильич боится перемен, всего, что может заставить его подняться с дивана и что-то делать. Он боится внешнего мира. Так и хочется ему крикнуть всем: «Оставьте меня в покое!».

Михей Андреевич Тарантьев не вошёл, вломился в комнату к Обломову, окончательно смутив его покой. Он земляк главного героя. Это грубый, злой, сердитый человек, ведший «ничтожное существование» в Петербурге на должности писца, «взяточник в душе», вечно всем недовольный.

Была в нем одна черта, что несколько роднила его с Обломовым. Обломов проводит свои дни в мечтах, в уме строя жизненные планы. И Тарантьев – теоретик. Все-то он может устроить на словах, а как до дела доходит – «тут его не хватало». Зачем же Обломов терпел в своем доме подобных людей – Алексеева и Тарантьева?

Зачем эти два русские пролетария ходили к нему? Они очень хорошо знали зачем: пить, есть, курить хорошие сигары. Они находили теплый, покойный приют и всегда одинаково, если не радушный, то равнодушный прием.

Тарантьев вносил какую-то струю жизни, движение «в комнату, где царил сон и покой», его споры, крики, ругань выводили Обломова из состояния скуки. А Алексеев был просто удобен Обломову, он не мешал, мог пробыть хоть сутки в его доме и не быть заметным. К тому же, он мог выслушать Обломова.

Другие посетители – Волков, Судьбинский, Пенкин – заходили нечасто, связь с ними постепенно порывалась, так как они ожидали от Обломова ответного участия в их жизни, ответных визитов, согласно светским правилам. Волкову нужен был приятель для двойного «свидания», Судьбинский звал Обломова на свадьбу в качестве шафера. Пенкин гордился своей «значимостью» в мире печати и ожидал похвалы. Их понимание жизни не совпадало с миропониманием Обломова, и все же они активно вторгались в его покой. Обломов не мог «платить им взаимностью, принимать участие в том, что их интересовало».

Каждый из героев-посетителей олицетворяет жизнь Обломова, какой бы она могла стать, если бы он хотел. Но ни любовь, ни карьера, ни занятие графоманией не привлекали Илью Ильича. Страх соприкосновения с внешним миром, выход из зоны комфорта кажется Обломову катастрофой.

Эти встречи раскрывают основные черты Обломова: это отказ от светской суеты и пустоты, от карьерного роста, не позволяющего человеку свободно мыслить, унижающего человеческое достоинство. Обломов понимает, как бесполезно человек растрачивает себя на пустые разговоры, на видимость службы, на бездарные книги. Он страдает от того, что за все кипучей деятельностью Волковых, Судьбинских, Пенкиных нет любви и сострадания к человеку, нет настоящего дела. В чем смысл жизни? Зачем суетиться? Зачем что-то делать? Покоя просит душа Ильи Ильича именно потому, что не может он вписаться в рамки этой жизни – жизни помещика, светского человека, служащего… Что-то в нем угасло. Что стало причиной апатии? Как он пришел к такой жизни?

На этот вопрос даст ответ лучший, самый искренний и честный друг Обломова – Штольц: «Обломовщина»! Та всепоглощающая тина жизни, дающая право жить или существовать, под названием крепостничество. Зачем подниматься с дивана, если кусок хлеба не надо зарабатывать, не надо пытаться найти применение своим талантам, потому что и так кусок говядины с хересом и прочими деликатесами тебе уже обеспечен с рождения!

Так первая часть романа позволяет нам осознать всю глубину болезни Обломова, его склонность к прекрасному, его понимание и неприятие пошлого… его нежелание жить полной жизнью… А что? Иллюзия тоже жизнь!

Читаемое в разделе:

  • Отношение автора к главному герою. По роману «Обломов»
  • Обломовщина: суть, корни, последствия. Сочинение по роману «Обломов»
  • Анализ эпизода романа «Обломов». «Знакомство с героем»
  • Философские споры в романе Гончарова «Обыкновенная история»
  • Идиллические мотивы в романе Гончарова «Обломов»
  • Образ Обломова в романе Гончарова «Обломов»

Ранее опубликованные в разделе:

  • Анализ эпизода романа «Обломов». «Знакомство с героем»
  • Отношение автора к главному герою. По роману «Обломов»
  • Обломовщина: суть, корни, последствия. Сочинение по роману «Обломов»
  • Философские споры в романе Гончарова «Обыкновенная история»

Новые материалы раздела:

  • Образ Обломова в романе Гончарова «Обломов»
  • Идиллические мотивы в романе Гончарова «Обломов»
🗹

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: