- Сочинения
- По литературе
- Грибоедов
- Чацкий — борец или жертва?
Чацкий — один из главных героев комедии «Горе от ума». Сложно доподлинно сказать, кто он: борец или жертва. Однако, представляется возможным сделать некоторые выводы, исходя из анализа его поступков и характеристики.
С одной стороны, рассмотрение внутреннего мира Чацкого позволяет называть его борцом. Он не предаёт свои убеждения, не отказывается от них и не боится озвучить. Герой не готов прислуживаться, унижая себя. Для него характерны высокие ценности. Он превозносит личность человека, а не его связи или состояние. Чацкий не живёт прошлым, он способен впитывать новые идеи и интегрировать их в свою жизнь, тем самым представляя себя как человека развивающегося и прогрессивного.
Герой, кроме того, разделяет идеи декабристов, в то время ещё не оформившихся как движение, однако, уже возникающих в обществе в форме идейных посылов. Чацкий живёт искренне. Не только в высказывании своего мнения, но и в любви он не терпит полумер. Если любит, то пылко. Если говорит, то не стесняется в выражениях.
Занимательно при этом, что действие произведения умещается в одни сутки. В начале произведения Чацкий приезжает в Москву с грандиозным планом: жениться на Софье. Однако, впоследствии получает отказ. Открыв высшему свету свои идеи, герой становится в обществе человеком, которого признают лишь сумасшедшим и странным. По этой причине герой уезжает. На этом заканчиваются его порывы привить затвердевшему высшему свету новые идеи об устройстве общества. Чацкий сдаётся после первого поражения и отступает, однако, остаётся верен своим убеждением. Это позволяет нам говорить о нём, как о жертве, загнанной в угол, тем не менее не пытающейся из него выбраться. У Чацкого есть задатки борца, но вместо того, чтобы провести в Москве больше времени и сменить стратегию сопротивления, он уезжает непонятым и непринятым.
В заключение можно сказать, что Чацкий — герой неоднозначный и противоречивый. Он склонен к борьбе с противопоставленным обществом убеждениям. Однако, он не заканчивает это противостояние, а отступает. Возможно, впоследствии он находит единомышленников и с их помощью реорганизует общественный уклад. Тем ни менее узнать в произведении, так ли это, нам не представляется возможным. Исходя из ранее сказанного, можно сделать вывод, что герой в произведении — это одновременно и борец, который не доводит свою борьбу до конца; и жертва общественного устройства и непонимания, которая не готова мириться с отведённой ей ролью.
Почему Чацкий – побежденный?
Что будет, если читателям, кто же всё-таки Чацкий – победитель или побежденный? Ответ одного, другого и третьего человека будет абсолютно разный. Точка зрения, согласно которой Чацкий в результате проиграл, может быть обоснована тем, что он всё равно жертва по природе своей. Коллектив, пусть и недостойный, гонит и не принимает его, любимая девушка не видит высоких качеств характера – лишь спесь, злобу и чванство.
Аргументом может являться и финал: Чацкий уезжает, буквально бежит в «никуда». Его не ждет счастливая развязка, и в этом трагизм его истории. Не московская элита побеждает его. Он сам не способен адаптироваться к неидеальному миру. Чацкий вынужден вечно скитаться в неизвестности, как бы спасаясь от себя самого. В результате его таланты, его отточенный ум растрачиваются понапрасну, без пользы: он лишь «мечет бисер перед свиньями». А будь он победителем от начала и до конца, разве не понял бы сразу, что это гиблое дело?
Идеалы Чацкого
Персонаж является представителем либерально настроенного дворянства, что в то время было редкостью и никем не воспринималось. Он не согласен пресмыкаться, врать и подхалимничать ради выгоды. В речи Чацкого выражаются его собственные взгляды на современное устройство общества.
Главные ценности героя:
- искренность;
- открытость;
- честность.
Он возмущён тем, какие порядки царят в Москве. Ни один служащий не желает выполнять свои прямые обязанности. Они стараются только лишь ради повышения по службе. Павел Фамусов хвастается, как его дядя получил новое звание благодаря подхалимству при дворе Екатерины.
Чацкий предстаёт перед читателем прямым и смелым человеком. Он, не боясь, говорит о презрении к той службе, о которой хвалился Фамусов.
Для героя высшее общество стало абсолютно невыносимым. Гости Павла Фамусова и он сам являются узкомыслящими и мрачными представителями сословия дворян. Они неспособны понять новые взгляды.
Либеральные идеи могут полностью перевернуть мир «фамусовского общества», сломать жизненные устои. Чацкий имеет прогрессивные и философские взгляды, которые готов защищать. В его словах дворяне видят прямую угрозу, поэтому вешают на него ярлык «сумасшедшего».
Но герой является борцом за справедливость и свои идеалы, хотя и остаётся один в борьбе. А воевать против всех практически нереально.
Из-за этого и получается, что «слабые умы» потешаются над умными и образованными людьми. Под общественным гнётом герой покинул бал. Глупцы считают, что победили его, но Чацкий с этим категорически несогласен.
Павел Афанасьевич Фамусов
Этот персонаж, как представитель «века минувшего», укоренился в том образе жизни, к которому привык. В его понимании решающую роль в обществе играют связи и деньги. Смысл жизни заключается в накоплении богатства, даже в выборе партии для брака необходимо рассматривать состоятельность кандидатур.
Фамусов считает главными «рыночные» отношения, построенные на получении выгоды. Для него не играет роли личность человека, качества характера, он смотрит на состояние, кошелек собеседника, на его звание. Чем богаче, тем лучше. Фамусов будет обходительным даже с глупцом и циником, не имеющим благородства, лишь бы окружение было уважаемым.
Для дочери он выбирает будущего мужа по тому же принципу: если человек богат, значит, влиятелен, это выгодная партия. В данном случае Софья выступает как некий товар, который нужно как можно дороже продать. Фамусов обхаживает Скалозуба, думая, что это замечательный вариант для дочери. Отец не зацикливает внимание на том, что этот военный старше Софьи, он довольно глуп, еще и получил звание не за героические поступки, а с помощью связей. Для Фамусова главное — высокий чин и толстый кошелек.
Но Фамусов и его окружение откровенно боятся таких людей, видят в них опасность для своего образа жизни. Павел Афанасьевич привык к тому, что в обществе достижения оцениваются по званию и богатству, а не образованности. В случае установления идей просвещения Фамусов ничего не сможет показать, потому что считает ум вредным, а книжки глупым занятием.
Сюжет
Для того чтобы ответить на вопрос, кто же такой Чацкий, побежденный или победитель, необходимо вспомнить сюжет комедии, её действующих лиц и основные поворотные моменты. Краткое содержание четырех действий комедии таково: сначала читатель знакомится с домом Фамусова Павла Афанасьевича, чиновника, управляющего казенным местом. Здесь служанка Лиза, с которой Павел Афанасьевич заигрывает, дочь Фамусова Софья и Молчалин, его секретарь. Между двумя последними имеется связь, которой отец не одобряет: он велит секретарю знать свое место, гулять подальше от покоев молодой девушки и быть благодарным за предоставленное место и чин.
Обычное течение жизни нарушает приезд Александра Андреевича Чацкого – молодого мужчины, который раньше был влюблен в Софью, но потом уехал странствовать. Как оказалось, он все ещё испытывает чувства к дочери Фамусова и, не зная, что она влюблена в Молчалина, постоянно подтрунивает над последним. Этот любовный треугольник будет являться двигателем действия на протяжении всей комедии. Девушка окажется той, кто разнесет весть о сумасшествии Чацкого, и все примут это за чистую монету, потому что на протяжении всей комедии главный герой будет говорить людям правду в глаза, вскрывать пороки и разоблачать недостойное поведение светского общества.
В результате Чацкий поймет, что Софья любит Молчалина — этого недостойного, готового на все ради продвижения по службе, негодяя. И это она, та, кого он любил, распространила о нем нелепый слух. Обманувшийся в своих ожиданиях и словно внезапно прозревший, Чацкий садится в карету и уносится прочь из лицемерного московского общества – на поиски такой части света, «где оскорбленному есть чувству уголок».
Отношение социума
К сожалению, Чацкий не нашел понимания в московском обществе. Если говорить кратко, то старый свет совсем не хотел принимать новую точку зрения, не оценил прогрессивность идей героя. Чацкий не совпадал с мнением Фамусова ни по одному вопросу. Для того чтобы разобраться с конфликтом героя с окружающим его обществом, стоит определить круг проблем, которые и вызвали непонимание сторон:
- Что важнее: личность человека или связи, деньги?
- Чинопоклонничество: низость или достойный способ развития карьеры?
- Насколько необходимо образование в жизни человека?
- В какой мере важно общественное мнение?
На каждый из этих вопросов Чацкий и Фамусов смотрели по-разному, точек соприкосновения взглядов не было совершенно. Поэтому конфликт неизбежен.
Взгляд Чацкого на чинопочитание
Герой считает, что определяющую роль в карьере играет личность самого человека, его собственные заслуги. Должно цениться только то, что сделано реально. Хорошие связи и богатство — не показатель успешности и порядочности человека. Когда общество будет принимать только личные заслуги, тогда и можно судить о пользе каждой конкретной фигуры. Все-таки Чацкий настаивал на том, что гражданин должен делами доказывать свою любовь к отечеству.
Еще более яростно Чацкий критиковал чинопочитание. Устоявшийся порядок в дворянской среде предполагал преклонение перед более высоким званием, прислуживание, лесть, лицемерие ради достижения личной выгоды. Это считалось нормальным. Например, Фамусов гордится поступком своего уже умершего дяди Максима Петровича, который выставил себя посмешищем, шутом перед императрицей. Такое поведение Чацкий считает унизительным, недостойным. Он бы рад поступить на государственную службу и приносить пользу Родине, но система, сложенная многими поколениями, не позволяет ему сделать это.
В России служат не делу, а чинам. Чацкий не стремится к головокружительной карьере, ему противна мысль о прислуживании кому-то ради повышения и обогащения. Поэтому Молчалин видится ему человеком недостойным, лицемерным и скользким. Не может быть порядочным тот, кто готов унижать самого себя ради должности.
Герой сторонник просвещения, образования. Он видит необходимость развития науки и техники для процветания государства. Также важно образование и для человека. Широкий кругозор позволяет смотреть на мир шире, объемнее. Наука — это увлекательная, интересная страна, которая делает человека умнее. Он демонстрирует прекрасное образование, выступает борцом за свои идеи, понимая их прогрессивность.
Для Чацкого мнение общества роли не играет, поэтому он так открыто и честно обличает ограниченность и порочность «века минувшего». Ответных выпадов герой не боится. Чацкий готов вступить в поединок и отстаивать свое мнение, убеждать, аргументировать.
Тема пьесы «Горе от ума»
Проблема в том, что герой всегда обходился полумерами. Во время написания сочинения на тему «Чацкий: жертва или победитель» следует опираться на идеалы персонажа и его поступки. Только так можно сделать конкретный вывод.
Пьеса о противопоставлении силы разума одного человека безумию многих. Из-за этого обычно героя называют именно борцом, а не жертвой.
Критик Гончаров тоже интересовался вопросом, победитель ли Чацкий или жертва. «Мильон терзаний» — статья, в которой он рассуждал о замыслах Грибоедова и о том, каким сам автор хотел показать этого персонажа. Гончаров думает, что хоть герой и покинул Москву, он всё же остался борцом.
Поддерживать такое мнение можно по нескольким причинам:
- Персонаж одержал поражение в словопрениях, но продвигаемые им идеи запали в умы многих дворян.
- У него получилось заставить общество сомневаться в идеалах лицедеев.
- Он пытался преобразить «фамусовскую Москву».
Персонажа нельзя назвать сломленным или жертвой. Покидая город, он всё равно был готов продолжать борьбу в неравной схватке.
Ему необходимо найти себе соратников, которые поддерживали бы его взгляды на жизнь. Герой проиграл всего лишь несколько битв. В будущем либерально настроенные люди начнут массовые протесты, что приведёт к отмене крепостного права.
Но это произойдёт ещё нескоро. Пока «фамусовское общество» смотрит на либералов непонимающе.
Образ Чацкого
Кто же такой Чацкий? Побежденный или победитель? Выяснить это не представляется возможным без анализа всех характеристик главного героя. Это человек, который положительно умён, остёр на язык, наблюдателен, активен, остроумен. Но его способность широко мыслить в итоге сыграла против него, о чём говорит само заглавие произведения. Вне зависимости от того, каков в финале Чацкий (побежденный или победитель), не отнять у него того, что он честен и умеет искренне любить.
Александр Андреевич увидел мир, выучился, прочел много книг, даже знался с министрами, но разошёлся с ними. Фамусов замечает, что он хорошо пишет, переводит. Смелый, открытый, правдивый, Чацкий – это «новый человек», способный положить на алтарь своей борьбы за идею все силы и средства. В этом философия героя была очень похожа на жизненную позицию его создателя – Александра Сергеевича Грибоедова.
Значение имен в пьесе
Фамусова очень беспокоит, что о нем подумают другие, что скажут. Он стремится быть удобным для света, соответствовать ожиданиям общества. Не зря А. С. Грибоедов выбирает для этого героя такую фамилию, которая восходит к латинскому слову fama. Переводится оно как «молва». В старом укладе общественное мнение — это существенная сила, на которую все ориентировались. Поэтому против Чацкого и было направлено это оружие.
Очень важную роль в понимании личности героя и его конфликта с обществом играют имя и фамилия. В произведении А. С. Грибоедова не может быть случайностей. Прием говорящих фамилий писатель активно использует: герой назван Александром. Имя это переводится как «защитник». В данном случае Александр защищает гуманистические идеи просвещения в сражении с устоявшимся порядком.
Первоначально фамилия героя была «Чадский» и только потом изменена:
- Слово «чад» может обозначать разрушение, развенчание иллюзий.
- Если обратиться к словарю, то можно найти такое значение слова «чад»: «то, что дурманит, заставляет терять самообладание».
🗹В первом случае, действительно, некоторые представления Чацкого будут уничтожены. Например, он разочаруется в Софье. Во втором же можно подразумевать реакцию общества на смелые идеи героя. Фамусов и его окружение были взбешены появлением такой фигуры.