За что выступает фамусов и чацкий. Почему Чацкий вступает в спор с Фамусовым? (по комедии Грибоедова «Горе от ума»)

Основной конфликт комедии – противоречие между «веком нынешним и веком минувшим» – отражен в спорах представителей этих «веков» с их разными взглядами, противоположными убеждениями. Именно поэтому главные герои, Чацкий и Фамусов, пространно рассуждают по проблемам современности, приводя доводы, доказывая свою правоту. Это позволяет читателю глубже вникнуть в суть разногласий, возникших между косным, консервативным дворянством и передовыми людьми эпохи 10-20-х годов XIX века.

Александр Чацкий в комедии «Горе от ума» – это образ человека, который по своим убеждениям и взглядам близок будущим декабристам. В соответствии с нравственными принципами декабристов, человек должен воспринимать проблемы общества, как свои личные, иметь активную гражданскую позицию, что и отмечается в поведении Чацкого, который высказывает свое мнение, вступая в конфликт со многими представителями московского дворянства.

Прежде всего, сам Чацкий заметно отличается от всех остальных героев. Это очень образованный человек с аналитическим складом ума; он красноречив, одарен образным мышлением, что возвышает его над косностью и невежеством московского барства. Он сожалеет об утрате национального самосознания русских и говорит об этом в монологе, начинающемся словами «В той комнате незначущая встреча…»(Грибоедовым была использована именно такая форма слова, хотя сейчас мы пишем «незначащая»). Чацкий напоминает о необходимости сохранения русского языка и культуры:

Чтоб умный, бодрый наш народ Хотя по языку нас не считал за немцев.

Столкновение главного героя с московским обществом происходит по многим вопросам: это отношение к крепостному праву, к государственной службе, к отечественной науке и культуре, к образованию, национальным традициям и языку. Например, Чацкий говорит, что он «служить бы рад, прислуживаться тошно». Значит, он не станет ради карьеры льстить, угодничать, унижаться. Он хотел бы служить «делу, а не лицам» и не желает искать развлечения, если занят делом.

В стане его противников другие мнения: Молчалин мечтает «и награжденья брать, и весело пожить», Скалозуб рвётся в генералы, а у Фамусова «что дело, что не дело… подписано, так с плеч долой». О собственной занятости важный чиновник рассказывает в монологе «Петрушка, вечно ты с обновкой…», когда записывает предстоящие в ближайшее время дела. Там перечислены званые обеды, похороны, крестины, наиболее важные дела на предстоящей неделе, но не упоминается о каких-либо столичных или государственных задачах.

Фамусов и его сторонники объединяются в борьбе против Чацкого, так как они не терпят посягательств на устои самодержавно-крепостнического строя. Они хотят сохранить неограниченную власть помещиков над крестьянами, а Чацкий возмущён, что «Нестор негодяев знатных» распродал крепостных актёров-детей, чтобы частично рассчитаться с долгами. Московских дворян раздражают стремления к знаниям, образованность, способность мыслить самостоятельно, поэтому людей, подобных Чацкому, они считают опасными, а в книгах видят главное зло: «Забрать все книги бы да сжечь!»

Павел Афанасьевич Фамусов – защитник «века минувшего», московский барин, чиновник. Он достаточно богат и знатен, является управляющим государственного учреждения, поэтому имеет вес в обществе. Фамусов – фигура важная, человек авторитетный, солидный, с собственной идеологией и жизненной позицией. Он уверен, что высокого статуса и успешного продвижения по служебной лестнице следует достигать любыми средствами: сгибаться в поклонах перед начальством или представителями власти, льстить, выступать при необходимости в роли шута, как поступал его дядя, Максим Петрович, добившийся расположения царицы простым падением на скользком паркете. Об этом Фамусов пространно рассуждает во втором действии:

Вот то-то, все вы гордецы! Спросили бы, как делали отцы? Учились бы, на старших глядя: Мы, например, или покойник дядя…

Отношение к службе у Фамусова такое же, как и у его дяди, то есть высокий чин должен приносить ему личную выгоду. Должность управляющего нужна, чтобы и самому хорошо жить, и родственникам покровительствовать:

При мне служащие чужие очень редки; Все больше сестрины, свояченицы детки.

Поэтому и награды или денежные вознаграждения достанутся им же:

Как станешь представлять к крестишку ли, к местечку, Ну как не порадеть родному человечку!

В беседах с Чацким Фамусов открывает свои принципы и суждения о жизни и людях. Человека он, как и другие московские господа, ценит за богатство, знатность и чин. Жениха дочери он выбрал бы именно по этим признакам: или «золотой мешок, и метит в генералы», или имеет «душ тысячки две родовых».

А.С. Грибоедов отводит Фамусову особую роль в развитии конфликта комедии. Это «двигатель» действия в произведении, потому что постоянно «подбрасывает дрова в топку», вызывая у Чацкого стремление спорить, так как у них во всём противоположные мнения, поэтому конфликт между «веком минувшим» и «веком нынешним» усугубляется. Фамусов не только поучает молодых, но и судит Чацкого за его «оплошности»: за нежелание находить выгоду в службе, за неумение получать доходы от крестьянских хозяйств, за вредную увлечённость науками («ученье – вот чума…»). И причисляет Чацкого к опасным людям из-за его вольнодумства. В этом важного господина поддерживают все представители светского общества, приехавшие к нему в гости.

Фамусов является одним из тех судей, про которых говорится в монологе Чацкого «А судьи кто?», где герой критикует не только невежество большинства представителей дворянства, но и нравы помещиков, чиновников. Далее автор комедии предоставил читателям возможность убедиться, что Фамусов, уверенный в собственной непогрешимости и строго осуждающий Чацкого или других молодых людей, сам нарушает законы, как и многие его сторонники. Система чиновничьей вседозволенности, безнаказанности, круговой поруки давала Фамусову возможность чувствовать себя хозяином в Москве.

Созданный Грибоедовым образ московского барина позволяет увидеть типичность данного характера для дворянского общества в современной автору России. Это подтверждается и поучительными монологами Фамусова, которые он произносит от имени всех своих единомышленников. Фамусов является также антиподом Чацкому и движущей силой в развитии конфликта комедии.

Чацкий — это представитель малочисленной группы передовой дворянской интеллигенции, но его монологи гораздо более убедительны и содержательны. Однако обличительные речи этого героя гости Фамусова слушать не хотят, так как Чацкий высказывает свои мнения перед теми людьми, кто ни о каких реформах и думать не хотел. Именно поэтому люди с прогрессивными взглядами, размышляющие об изменениях в общественно-политической жизни России, объединялись в тайные общества, целью которых было, например, создание Конституции, а также борьба за отмену крепостного права.

Рецензии

Ой, Шарманщик, спасибо Вам огромное! Только есть тут некоторые «великие литературоведы» типа Н.А., которые зеленеют от злости, читая мои статьи. У них, видите ли, правильный взгляд, а у меня, по их мнению, нет. Однако имеется уже множество противоположных тому мнений от читателей, от учителей литературы, которые готовы предложить детям в помощь мои работы. Так что пусть бесятся те, кому нужна их особая идеология, а у меня есть такие союзники, как Вы и другие думающие люди, ради которых и пишу. Огромная Вам моя признательность. Сегодня почитаю Ваши работы. Всех Вам благ. С уважением

Главный положительный герой комедии «Горе от ума» Чацкий принадлежит к людям декабристской натуры. Его противником в пьесе является Фамусов , типичный представитель дворянско-крепостнического лагеря. Кардинальная противоположность их взглядов становится понятным уже с первого действия.

Сцена с Лизой великолепно раскрывает моральный облик Фамусова. По ходу развития действия мы узнаем о его отношении к книгам и службе. Становится ясным, что для него самыми весомыми показателями в человеке являются чин и богатство.

Чацкий же в первом действии предстает остроумным и искренним молодым человеком, который смеется и шутит относительно жизни и времяпрепровождения фамусовоподобных дворян.

Подобный расклад взглядов не мог не привести к идейному конфликту, который и наступает во втором действии. Поучения Фамусова чужды Чацкому. По Фамусову, чтобы добиться чего-нибудь в жизни, надо уметь и «стул подставлять, и платок поднять». В качестве примера он приводит своего дядю, который исключительно благодаря лести и низкопоклонству сумел добиться расположения императрицы. Но таких людей Чацкий презирает. Его ответ Фамусову стал афоризмом:

«Служить бы рад, прислуживаться тошно».

Он желает, чтобы все молодые люди «служили делу, а не лицам», были свободны в выборе занятий, на что Фамусов реагирует очень болезненно. Доходит до того, что он угрожает Чацкому судом.

Фамусов, верный дворянским традициям, боится подобных Чацкому людей, которые посягают на основу дворянского благополучия. Посылать людей в Сибирь, на каторгу и ссылку, продавать и наказывать их-все это по Фамусову вполне законное право помещика. Человеческое достоинство в его представлении отсутствует в крепостных крестьянах. Чацкий же, наоборот, с уважением относится к «умному, бодрому» русскому народу. Его возмущение вызвано тем, что «отцами отечества» называются безжалостные крепостники-те, кто занимается порабощением народа.

За подобные суждения гости Фамусова представляют Чацкого невменяемым, а Фамусов объявляет, что первым заметил его сумасшествие. По его мнению, причина сумасшествия Чацкого исключительно в ученье, в науке.

Разительно отличаются эти образы и своей речью. Образованный Чацкий говорит литературно. Его речь отличается логичностью и образностью. Малообразованный же Фамусов в зависимости от ситуации говорит то подобострастно, то вкрадчиво, а то и услужливо или властно. Все зависит от того, с кем он говорит.

Чацкого можно охарактеризовать и как олицетворение современности, смотрящей на жизнь иными глазами, а Фамусова, соответственно, — олицетворением консерватизма.

Сочинение: Спор Чацкого и Фамусова (Анализ действия 2, явл 2) в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»

Комедия А. С. Грибоедова «Горе от ума» — сатирическое произведение, в котором показан конфликт прогрессивной молодежи первой четверти XIX века с консервативным московским обществом. Идеологами враждующих сторон выступают Чацкий и Фамусов. В пьесе присутствует любовная интрига, но ее роль второстепенна: Чацкий влюблен в дочь Фамусова Софью. Рассмотрим сцену, в которой впервые сталкиваются в идейном споре главные представители враждующих лагерей, и попытаемся определить ее роль в произведении. Спор героев происходит во время второго (и последнего) визита Чацкого в дом Фамусова. Предыдущий визит Чацкого был краток: вернувшись в Москву из заграничного путешествия, он сразу приехал к Софье и почувствовал, что прежняя любовь к ней вспыхнула с новой силой. Софья приняла давнего поклонника холодно, и Чацкий вновь приезжает к Фамусовым, чтобы понять причину этого неожиданного равнодушия. Мы уже представляем себе характеры героев по предыдущим сценам, но об идейных позициях можем только догадываться. Фамусов занимает важное место в московском обществе, он знает все и всех. Фамусову известно даже, когда будут крестины еще не родившегося «у вдовы, у докторши», ребенка. Он занимает пост управляющего, но ведением дел себя не утруждает, переложив их на секретаря. Фамусов сетует на то, как трудно быть отцом взрослой дочери, но по его хвастливым монологам мы понимаем, что он не воспитывал Софью и скупился на гувернанток. Фамусов любит порассуждать о морали и падении нравов и тут же ущипнуть наедине служанку. Чацкий проявляет себя как пылкий влюбленный, умный, наблюдательный, насмешливый собеседник. Он энергичен и непоседлив: оставил службу, уехал на три года за границу, неожиданно вернулся. Ни Софья, ни Фамусов не понимают его. «…Зачем ума искать и ездить так далеко?» — недоумевает Софья. « .. .Франт-приятель; объявлен мотом, сорванцом», — говорит о Чацком Фамусов. Сцена спора героев начинается с того, что Чацкий замечает какое-то недовольство Фамусова: «Вы что-то не веселы стали; Скажите, отчего? Приезд не в пору мой?» Фамусов раздраженно отвечает, что он уже не молод для веселья. Вопросы Чацкого о Софье еще больше злят Фамусова, и он прямо спрашивает гостя: «Обрыскал свет; не хочешь ли жениться?» Рассеянный от любви Чацкий довольно комично отвечает отцу любимой девушки: «А вам на что?» Видимо, Чацкого волнуют чувства Софьи, а не житейский вопрос женитьбы. Фамусов, напротив, мыслит практично и начинает поучать «сорванца»: Сказал бы я, во-первых: не блажи, Именьем, брат, не управляй оплошно, А главное, поди-тка послужи. С этого момента разговор отца невесты и вероятного жениха перерастает в идейный спор и комедия приобретает социальное звучание. Чацкий объясняет причину своей отставки: «Служить бы рад, прислуживаться тошно». Фамусов разражается большим монологом о нелепой гордости современной молодежи и приводит в пример поведение покойного Максима Петровича, сделавшего завидную карьеру при дворе. Служивший в золотые времена Екатерины II, Максим Петрович сумел шутовскими падениями на пол рассмешить государыню и приобрел ее расположение. Чацкий иронично замечает, что нынешний свет «поглупел» и никто уже не пытается добиться успеха грубой лестью или шутовством: Хоть есть охотники поподличать везде, Да нынче смех страшит и держит стыд в узде… Фамусов приходит в ужас. В речах Чацкого он улавливает революционные нотки. «Карбонари», «опасный человек», и он еще хотел жениться на Софье! Чацкий говорит о том, что современная молодежь ведет себя с достоинством, а Фамусову слышится в этом отрицание порядка: «Он вольность хочет проповедать!» Свободный образ жизни, за который выступает Чацкий, кажется Фамусову чем-то преступным: «Да он властей не признает!» Возникает комический эффект: испуг Фамусова не соответствует спокойным словам Чацкого. Сцена спора завершается тем, что Фамусов в негодовании затыкает уши, хотя Чацкий уже закончил свою речь. Теперь Чацкий для Фамусова не просто «сорванец», а идейный противник, посягающий на главные жизненные принципы всего общества и даже на основы государственного устройства. В дальнейших сценах конфликт героев усилится, получит большее идейно- историческое обоснование и закономерно разрешится окончательным разрывом. Все общество единодушно признает Чацкого сумасшедшим и оттолкнет его от себя. Чацкий покинет Москву с разбитым сердцем, но полный решимости отстаивать прогрессивные идеалы. Главное значение сцены спора Чацкого и Фамусова заключается в том, что в ней зарождается и определяется социальный конфликт между героями.
План

1. Введение

2.Отношение к службе

3.Отношение к обществу

4.Отношение к знаниям

5. Заключение

Отношение к службе

В первом серьезном разговоре между Чацким и Фамусовым сразу же проявляется их отношение к служебной деятельности. Чацкий не скрывает, что ему нравится Софья, и он хотел бы не ней жениться. Для Фамусова совершенно невозможно видеть в зятьях человека, не занимающего никакой должности («поди-тка послужи»). Чацкий произносит свою знаменитую фразу: «Служить бы рад, прислуживаться тошно». Фамусова такой ответ выводит из себя. Он приводит в пример многочисленных предков, которые не считали унижением постоянно кланяться перед важными вельможами. Таким образом они приобретали могущественных покровителей, обеспечивающих их доходы.

Фамусов подчеркивает, что даже дядя Чацкого в свое время совершил «превосходный» поступок. Он случайно упал при дворе, чем вызвал улыбку императрицы. Ободренный этим, дядя Чацкого специально упал еще два раза. Тем самым он обратил на себя внимание и стал известен. Чацкий чувствует отвращение к таким способам карьерного роста. Образованный молодой человек справедливо считает, что важны знания и талант служащего, а не его умение угодить в нужный момент. Чацкий видит, что в обществе уже начались положительные сдвиги. Раболепие и чинопочитание все чаще вызывают смех. Слова Чацкого вызывают ужас у Фамусова. Он видит в них опасный источник вольнодумства. Фамусов считает Чацкого революционером, которого непременно нужно отдать под суд.

Отношение к обществу

Для Фамусова представители старой родовой знати являются высшим идеалом, к которому нужно стремится. Он считает, что выжившие из ума старики — «канцлеры в отставке». Фамусов с восхищением говорит об их бурных спорах ни о чем. Он преклоняется и перед почтенными старухами, вся заслуга которых состоит в искусственно созданном авторитете и оказании покровительства. Чацкий смело возражает Фамусову. Он указывает на то, что все общественные авторитеты были настоящими подлецами и негодяями.

Особый гнев Чацкого вызывает их бесчеловечное отношение к крепостным крестьянам. Себя Чацкий относит к абсолютно новому поколению людей, для которых мундир не является высшей ценностью. Он с горечью говорит, что пока еще позиции реакционеров слишком сильны. Стремящиеся к знанию молодые люди пугают представителей старого общества. Их появление вызывает отчаянные крики: «разбой! пожар!».

Атмосфера дома Фамусова

Может сразу показаться, что Чацкий необъективен в своих суждениях о и настоящих, он считает, что свет уже не тот, и нравы его слишком устарели. Все это обусловлено его молодостью и в некоторой степени наивностью. Конечно, Чацкий уже три года жил за границей, и теперь ему трудно понять атмосферу, царившую в доме Фамусова. Он ждал каких-то изменений. Однако, вернувшись, он понял, что светские нравы, увы, остались теми же, и людей все также почитают за чины, количество крепостных душ и деньги, а не за их ум и благородство. Теперь в некотором аспекте становится понятным, какой конфликт определяет столкновение Чацкого с обществом.

Отношение к знаниям

Чацкий получил прекрасное образование, что давало ему хорошую возможность для начала служебной карьеры. Но он добровольно ушел в отставку, так как видел, что не сможет с пользой применить свои знания и умения. Служба сковывает ум человека, заставляет его замкнуться в узких рамках циркуляров и постановлений. Чацкий считает, что перед ним открыт весь мир. Жажда пополнить багаж своих знаний приводит его к длительной заграничной поездке.

Для Фамусова знания не представляют никакой ценности. Он видит в книгах источник величайшей опасности, а передовые мысли считает «завиральными идеями». Когда Фамусов услышал о мнимом сумасшествии Чацкого, он высказался еще более откровенно: «Ученье — вот чума». Он убежден в том, что «оздоровить» общество можно лишь путем сожжения всех книг.

Проблема ума в комедии

А.С. Грибоедов писал о своем произведении: «В моей комедии 25 глупцов на одного здравомыслящего человека». Под «здравомыслящим человеком» Грибоедов подразумевает главного героя комедии – Александра Андреевича Чацкого. Но в процессе анализа произведения становится понятно, что и Фамусова нельзя назвать глупцом. Так как в образ Чацкого Грибоедов вложил свои собственные мысли и идеалы, то автор оказывается полностью на стороне главного героя. Однако и у Чацкого, и у Фамусова своя собственная правда, которую каждый из героев защищает. И у каждого из них свой ум, просто ум Чацкого и ум Фамусова различаются по качеству.

Ум дворянина, придерживающегося консервативных взглядов и идеалов, направлен на то, чтобы защитить свой комфорт, свое тепленькое местечко от всего нового. Новое враждебно для старого уклада жизни помещиков-крепостников, потому что угрожает его существованию. Таких взглядов придерживается Фамусов.

Чацкий же – обладатель действенного, гибкого ума, направленного на построение нового мира, в котором будут главными ценностями честь и достоинство человека, его личность, а не деньги и положение в обществе.

Спор поколений

С самых первых страниц произведения уже становится ясным, что в этом доме постоянно лгут. Вот только лишь ложь служанки Лизы носит некий благородный характер, так как она таким образом спасает свою хозяйку, дочку Фамусова — Софью, влюбленную в Молчалина — секретаря отца. Но, по словам ее отца, он ей не пара, так как очень беден.

Ложь Софьи тоже оправдана из-за любви к Молчалину. Но через некоторое время мы видим и ложь Молчалина, который начинает заигрывать с прислужницей Лизой. Понятно, что с Софьей он крутит роман из-за выгоды.

Но и Фамусов в этом плане не лучше, он тоже тайком волочится за служанкой Лизой. И потом в своем диалоге с гостями произнесет о себе такие слова: «Монашеским известен поведением». Грибоедов специально отводит описанию всей этой обстановки столь много времени, чтобы точнее отразить нравственную атмосферу жизни того общества.

И вот самым серьезным оппонентом старика Фамусова стал Чацкий, конфликт их противоположных взглядов на простые вещи постепенно перерастает в социально-политический. И чем дальше, тем им сложнее найти точки соприкосновения.

Ценности и идеалы Чацкого и Фамусова

Взгляды Чацкого и Фамусова резко расходятся по всем вопросами, касающимся уклада жизни дворянина. Чацкий – сторонник образования, просвещения, сам «остер, умен, красноречив», «славно пишет, переводит». Фамусов и его общество, напротив, считают излишнюю «ученость» вредной для общества и очень опасаются появления в их среде таких людей, как Чацкий. Чацкие угрожают фамусовской Москве потерей привычного для нее комфорта и возможности проводить жизнь «в пирах и в мотовстве».

Спор Чацкого и Фамусова разгорается также вокруг отношения дворян к службе. Чацкий «не служит, то есть в том… пользы не находит». Главный герой комедии объясняет это так: «Служить бы рад – прислуживаться тошно». Но консервативное дворянское общество устроено таким образом, что без «прислуживания» здесь невозможно ничего добиться. Чацкий хочет служить «делу, а не лицам». Но у Фамусова и его сторонников совсем другой взгляд на вопрос службы.

Идеал Фамусова – его покойный дядя Максим Петрович. Он заслужил уважение самой императрицы тем, что однажды на приеме повел себя как шут. Оступившись и упав, он решил обернуть эту неловкую ситуацию в свою пользу: упал еще несколько раз специально, чтобы посмешить публику и императрицу Екатерину. Такое умение «подслужиться» принесло Максиму Петровичу огромное богатство и вес в обществе.

Чацкий же не приемлет таких идеалов, для него это унижение. Он называет это время веком «покорности и страха», зажимающим человеческую свободу. Сравнение героем «века нынешнего» и «века минувшего» оборачивается не в пользу последнего, ведь сейчас «вольнее всякий дышит и не торопится вписаться в полк шутов».

Чацкий и фамусовское общество. Сочинение

Фамусов — зажиточный помещик, привыкший делать все, что ему заблагорассудится, и поэтому в большей степени лишен нравственных целей. Все что его интересует в человеке, это его положение и состояние. Читать он не хочет, так как считает это занятие весьма скучным, поэтому некоторые высказывания характеризуют его как человека недалекого и поверхностного. В своих взглядах он носит консервативный характер.

Чацкий же, напротив, — человек революционный. Он не приемлет всех тех идеалов, о которых говорит Фамусов. В вопросе о том, какой конфликт определяет столкновение Чацкого с обществом, именно это и может послужить ответом. Ведь главный герой обличает самые нелицеприятные черты всего фамусовского общества, в которое входит много народа. Один из них — полковник Скалозуб — карьерист и самодовольный солдафон, перед которым заискивает Фамусов, считающий его «золотым мешком».

Следующий персонаж — это Молчалин, который угождает кротким и послушным поведением и пользуется связями людей с положением. Софья и полюбила его за мнимую скромность. Чацкий же считает его полным глупцом и пустейшим человеком, в принципе, как и всех остальных присутствующих гостей.

Семейные ценности Чацкого и Фамусова

Столкновение Фамусова и Чацкого происходит и по поводу расхождения их взглядов на семейные ценности. Фамусов считает, что при создании семьи наличие любви совершенно не важно. «Кто беден, тот тебе не пара», – говорит он дочери. Как в обществе, так и в семье во главу угла ставятся деньги. Богатство для фамусовского общества – то же самое, что счастье. Личные качества не имеют значения ни в свете, ни в семье: «Будь плохенький, да если наберется душ тысячки две родовых, – тот и жених».

Чацкий же – сторонник живого чувства, тем и страшный для фамусовской Москвы. Этот герой ставит любовь выше денег, образованность выше положения в обществе. Поэтому и разгорается конфликт Чацкого и Фамусова.

Основной конфликт в пьесе «Горе от ума» (А.С. Грибоедов)

Основной конфликт многое определяет в произведении, в частности его принадлежность к определённому направлению в литературе, а пьеса А.С. Грибоедова «Горе от ума» в этом плане является новаторской. Здесь несколько основных конфликтов, в то время как главным признаком классицизма было наличие только одного. Поэтому принято считать, что «Горе от ума» – первая реалистическая русская пьеса.

Первый конфликт – любовный, развивающийся между Чацким и Софьей, а второй – общественный, сложившийся между главным героем и фамусовским обществом. Пьеса начинается с образования и развития любовного конфликта: Чацкий вернулся в Москву к возлюбленной после долгого отъезда и столкнулся с её холодностью и непониманием. Постепенно этот конфликт перерастает в общественный. В поисках ответа на вопрос, любит ли его ещё Софья, Чацкий сталкивается с чуждой идеологией фамусовского общества.

В пьесе образ Чацкого представляет собой «нового человека», тип новой личности начала 19 века. Главный герой противопоставляется всему консервативному московскому дворянству. В его монологах высмеиваются нравы, быт и идеалы этого общества. Он страстно придерживается идеи служения «делу, а не лицам». Ему чужды принципы фамусовского общества: стремление приспосабливаться к любой ситуации, прислуживаться, льстить, совершать все поступки ради личной выгоды. Именно обличение устаревших, изживших себя взглядов на различные социальные вопросы и является главной задачей пьесы «Горе от ума». Чацкий пытается открыть окружающим глаза на их пороки, на то, как они живут. Однако представители московской аристократии не слушают его, они не понимает свободолюбивые идеи прогрессивного человека, и объявляют Александра Андреевича сумасшедшим. Общественный конфликт оказывается неразрешимым.

В более глобальном плане, этот конфликт развивается между всем «веком минувшим» и «веком нынешним», прогрессивным дворянством и консервативным. Главный герой является единственным представителем «века нынешнего. Он выражает мировоззрение нового поколения, ценит идеи Просвещения и говорит о значимости науки и искусства. Этому человеку чужды какие-либо предрассудки, он не принимает сложившихся устоев и принципов, мечтает изменить жизнь своего государства в лучшую сторону. А старое фамусовское общество представляет собой «век минувший» и не приемлет смелых, новаторских взглядов. Люди, привыкшие к былым порядкам, не хотят их отпускать, в то время как новое активно вторгается в жизнь, пытаясь установить свои правила.

Основным представителем «века минувшего» выступает Павел Афанасьевич Фамусов. Он занимает влиятельную должность, знатен и богат. Автор воплотил в его образе все пороки аристократии того времени. Именно в доме Фамусова происходит действие пьесы и в честь него названо всё общество консервативных дворян, которые ценили в человеке только высокий чин, деньги и связи. Они презирали бедных и незнатных людей, заботясь лишь о своей персоне. Больше всего отца Софьи волнует мнение высшего света. Так, к примеру, после бала он заботится только о том, что скажет княгиня Мария Алексеевна.

Фамусов восхищается полковником Скалозубом, глупым и поверхностным человеком, единственной целью жизни которого является получение генеральского чина. Именно его Павел Афанасьевич хотел видеть мужем своей дочери, потому что он был богат, а именно это, прежде всего, ценилось в обществе. Личные качества не имели никакого значения, Фамусов категорично заявляет своей дочери: «Кто беден, тот тебе не пара». По мнению этого человека, восхищения достойны только те люди, которые умеют прислужиться, ради продвижения по карьерной лестнице. Его искренне пугают прогрессивные взгляды Чацкого, ведь они угрожают привычному образу жизни. В лице Фамусова А.С. Грибоедов изображает всё консервативное дворянство в целом. Оно предстаёт перед читателями как общество людей, преклоняющееся перед чинами и деньгами. Московская аристократия страшилась всего нового и передового, потому что это могло нарушить их личное благополучие, привычный комфорт.

Конфликт настоящего и прошлого – одна из основных проблем того времени, освещённая в множестве произведений 19 века, в том числе и в пьесе А.С. Грибоедова «Горе от ума». На момент создания произведения идеалы «века минувшего» были ещё очень крепкими. Однако в обществе уже образовывались противоречия, которые в дальнейшем заменят старые взгляды и ценности новыми. И хотя социальный конфликт занимает в произведении главенствующую позицию, автор поднимает ещё одну извечную проблему – трагедию неразделённой любви.

Ещё в экспозиции комедии стал намечаться любовный треугольник. Ночное свидание Софьи и Молчалина показывает, кому из молодых людей отдаёт своё предпочтение Софья. В это же время служанка Лиза вспоминает о Чацком, к которому когда-то её хозяйка испытывала тёплые чувства. Таким образом, становится понятно, что в любовной истории будут задействованы три лица: Софья, Чацкий и Молчалин. Однако с появлением главного героя параллельно с любовной темой, начинает развиваться и социальная, и в этом тесном взаимодействии сюжетных линий и заключается своеобразие конфликта пьесы. Любовная интрига завязала сюжет произведения и послужила поводом для возникновения противостояния между Чацким и «веком минувшим». Однако общественный конфликт всё же является основным, ведь «Горе от ума» – социальная комедия, главная цель которой заключается в обличении нравов дворянского общества начала 19 века.

Выводы

Сравнительная характеристика Чацкого и Фамусова выявляет всю подлость и безнравственность Фамусова и его сторонников. Но время Чацкого в том обществе, которое описывается в комедии «Горе от ума», еще не пришло. Главного героя изгоняют из этой среды, объявив его сумасшедшим. Чацкий вынужден отступить из-за численного превосходства «века минувшего». Но он уезжает из Москвы не проигравшим, а победителем. Его речей испугалась светская Москва. Его правда страшна для них, она угрожает их личному комфорту. Его правда одержит победу, так смена старого новым исторически закономерна.

Столкновение Фамусова и Чацкого – это спор двух поколений, двух разных миров. Аргументы и причины конфликта, описанные в данной статье, могут быть использованы учениками 9 классов во время написания сочинения на тему «Характеристика Чацкого и Фамусова в комедии «Горе от ума»»

Тест по произведению

🗹

Куколки - реальные путаны Екатеринбурга с feiekb.com встречаются с достойными и интересными мужчинам. Вам требуется только ознакомиться с перечнем анкет и довериться своему вкусу, оценив привлекательность проститутки для себя по фотографиям. Позитивные реальные путаны Екатеринбурга, горячие и прелестные, они такие активные и профессиональные, что удовольствие неизбежно. Не отказывай себе в удовольствии.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: