- Сочинения
- По литературе
- Грибоедов
- Достойна ли Софья любви Чацкого?
Любовь – это чувство, которое по истине можно назвать великим. Оно раскрывает скрытые стороны человека и грани характера, которые раньше не было видно. Писатели используют это чувство, чтобы раскрыть внутренний мир героев, показать их внутреннюю сущность. А.С. Грибоедов не является исключение в данном случае.
Его известная комедия, получившая название «Горе от ума», выводит на сцену Александра Чацкого. Достаточно образованный молодой человек, который обладает живым и прогрессивным умом. Он на протяжении долгого времени находился в поместье Фамусова, где он быстро влюбляется в очаровательную девушку по имени Софья, а та отвечает на его чувства взаимностью.
Когда Чацкий уезжает получать образование, то ситуация полностью меняется. Он возвращается в родной дом и понимает, что его здесь не ждут, чувства Софии остыли, а люди, которые являлись для него близкими в один момент отворачиваются от него.
Да и сама София является достаточно неоднозначным персонажем. Про нее можно сказать, что она обладает достаточным умом и пытается быть независимой. В ее окружении отсутствуют яркие и талантливые люди, скорее всего именно поэтому она выбирает Молчалина, обладающего достаточно скользким характером, вместо прогрессивного и умного Чацкого. При этом стоит отметить серьезность чувств молодой особы, в разговоре она фактически превозносит имеющиеся у него душевные качества.
Не ужели девушка не видит его настоящую сущность? Ее глаза затмевает любовь, которая есть в ее жизни. Это заметно особенно по тому, как София переживает о падении Молчалина с лошади, она даже теряет сознание от волнения. Даже маленькая трагедия превращается в ее глазах в настоящую драму.
Да и сама София фактически идеализирует Молчалина, она видит в нем героя своих романов, которые она с упоением читает. Кроме того, можно сказать, что Чацкий тоже идеализирует Софию, он не видит ее отрицательных сторон и малодушия, о которых говорит ее выбор.
Спорный вопрос, достойна ли София любви Чацкого. Любой человек заслуживает любовь и хорошее отношение. Герои достаточно умны и образованы, они способны анализировать происходящее, но при этом закрывают глаза на достаточно важные вещи. При этом в Софии осталось достаточно прошлого, она не может побороть в себе пережитки Фамусовского общества, которое устанавливает свои порядки.
Я думаю, что она не достойна любви Чацкого, уровень ее эмоционального и духовного развития намного ниже, чем у молодого человека. Именно поэтому они не могут построить отношения, а получают множество терзаний, каждый свои, один от глупой влюбленности, а второй от неразделенной любви.
Персонажи глазами школьников
Анализировать «Горе от ума» можно бесконечно. Рассматривать отдельные сюжетные
ходы с лупой, сличать цитаты с воспоминаниями современников и биографиями предполагаемых прототипов. Но это подход профессионального аналитика, литературоведа. На школьных уроках произведение читают совсем по-другому. И анализируют в соответствии с рекомендациями методических изданий.
Есть определенный тип тем, который Министерство образования регулярно предлагает ученикам для осмысления и последующего написания сочинений: «Достойна ли Софья любви Чацкого?», «Права ли была Каренина, принимая решение о разводе?», «Характеристика поступков князя Мышкина». Не совсем ясно, чего этим хочет добиться система образования. Такой анализ ничего общего с собственно литературой не имеет. Это, скорее, монолог бабушки у подъезда, рассуждающей, права ли была Клава из третьей квартиры, когда выгнала Ваську-алкоголика, или все же не права.
Да и жизненный опыт ученика 9-го класса вряд ли позволяет судить о том, как нужно было поступить персонажу. Вряд ли он сможет понять, что раздражает Софью в Чацком и почему. Кроме, конечно, очевидных вещей – тех, о которых говорит сама героиня.
Вариант №2
Комедия А.С.Грибоедова «Горе от ума» — одно из лучших произведений классической литературы. Она является большой шкатулкой афоризмов, которые мы употребляем в своей речи практически каждый день. А саму пьесу ставят в наших театрах вот уже несколько столетий. В ней Грибоедов изображает и социальный, и любовный конфликты, которые тесно связаны между собой.
В основе любовного конфликта являются взаимоотношения Александра Чацкого и Софьи Фамусовой. Юноша рано осиротел и воспитывался в доме девушки. Они были близкими друзьями, но позже дружеские чувства Чацкого переросли в любовные. Повзрослев, он уехал на несколько лет за границу, а Софья осталась в родном доме. Вскоре она стала забывать былого друга и предалась девичьим мечтам, читала французские романы. За отсутствие Чацкого Софья сильно изменилась – она стала очень похожа на своего отца. Здесь уже начинается социальный конфликт. Ее отец является ярким представителем фамусовского общества, которое не стремится к просвещению, не читает книги. В нем процветает подхалимство, лицемерие, статус человека измеряется не умом, а чинами и богатством. Вернувшись обратно, Александр Чацкий не узнал свою возлюбленную. К тому же, за ней стал ухаживать секретарь отца – Молчалин.
Софья испытывает к нему искренние чувства, считает его замечательным человеком. Но она находится в заблуждении: Молчалин ухаживает за ней лишь из намерения продвинуться по карьерной лестнице. Он постоянно молчит, никогда не высказывает своего мнения, лишь подстраивается под людей. Софья считает эту фальшивую скромность достоинством, но Чацкий не согласен с ней, и он абсолютно прав. Однако при этом он продолжает добиваться расположения девушки, параллельно создавая конфликт с фамусовским обществом, ведь юноша получил совершенно иное образование.
Чацкий – единственный положительный герой пьесы, который испытывает горе от своего ума. Его просветленные знания Софья принимает за сумасшествие и распространяет об этом слухи в светском обществе. Ее поступок сыграл роковую роль: не выдержав абсурда ситуации, Александр Чацкий навсегда уехал из родного города. Достойна ли Софья любви Чацкого? Грибоедов одновременно и осуждает девушку за ее поведение, и сочувствует ей. Она не виновата в том, что отец дал ей неправильное воспитание, ложное мировоззрение.
Таким образом, Софья и Чацкий могли бы быть вместе, однако воспитание Фамусова наложило отпечаток на ее характер. Она наполовину стала «недостойной» девушкой, которая ценит в людях лицемерие и фальшь, однако вины ее в этом нет. Именно поэтому социальный конфликт в пьесе тесно связан с любовным.
И о постановке вопроса
Хотя, когда отношение Чацкого к Софье обсуждается в ключе: достойна ли она такой великой любви или все же нет – это само по себе странно. Неэтично. Разве можно быть достойным любви? Это что, премия? Повышение по службе? Соответствие занимаемой должности? Любят не за что-то, любят просто так. Потому что нужен именно этот человек, и никто другой. Это жизнь. И никакая любовь не обязывает ее объект испытывать ответные чувства. Увы. Сама постановка вопроса некорректна. Так нельзя. Любовь – не картошка на базаре, чтобы сказать, стоит ли она того, что за нее запрашивают. И даже школьники должны четко это осознавать, не говоря уже о людях постарше.
Достойна ли Софья любви Чацкого? (по комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»)
Софья Фамусова — основной женский персонаж в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума». Она занимает особое место в произведении – любовный конфликт с Софией вовлек Чацкого в конфликт со всем обществом, послужил, по словам Гончарова, «мотивом, поводом к мильону терзаний» героя.
В этом общественном конфликте Софья не принимает сторону Чацкого, но не принадлежит и к единомышленникам Фамусова, хотя жила и воспитывалась в его доме.
В характере Софьи есть качества, резко выделяющие ее среди людей фамусовского круга. Это, прежде всего, независимость суждений, которая выражается в ее пренебрежительном отношении к пересудам и сплетням («Что мне молва? Кто хочет, так и судит…»). Тем не менее, героиня знает «законы» фамусовского общества и не прочь воспользоваться ими. Например, она ловко подключает «общественное мненье», чтобы отомстить Чацкому.
В характере Софьи есть не только положительные, но и отрицательные черты. «Смесь хороших инстинктов с ложью» увидел в ней Гончаров. Своеволие, упрямство, капризность, дополненные размытыми представлениями о морали, делают ее одинаково способной и на хорошие, и на дурные поступки. Ведь, оклеветав Чацкого, Софья поступила безнравственно, хотя и осталась, единственная среди собравшихся, убежденной в том, что Чацкий — совершенно «нормальный» человек. Он же окончательно разочаровался в Софии именно тогда, когда узнал, что ей обязан «этим вымыслом».
Софья умна, наблюдательна, рациональна в своих поступках, но любовь к Молчалину, одновременно эгоистическая и безрассудная, ставит ее в нелепое, комическое положение. В разговоре с Чацким София до небес превозносит душевные качества Молчалина, но настолько ослеплена своим чувством, что не замечает, «как портрет выходит пошл» (Гончаров). Ее похвалы Молчалину («Целый день играет!», «Молчит, когда его бранят!») дают совершенно противоположный эффект: Чацкий отказывается понимать все сказанное Софьей буквально и приходит к выводу, что «она его не уважает».
Софья, любительница французских романов, очень мечтательна. Вероятно, она мечтает о «Грандисоне», но вместо «гвардии сержанта» находит другой «совершенства образец» — воплощение «умеренности и аккуратности». Софья идеализирует Молчалина, даже не пытаясь узнать, каков он на самом деле, не замечая его «пошлости и притворства».
«Бог нас свел» — этой романтической формулой исчерпывается смысл любви Софьи к Алексею Степановичу. Он сумел понравиться ей, наверное, тем, что ведет себя как живая иллюстрация к прочитанному роману: «Возьмет он руку, к сердцу жмет, / Из глубины души вздохнет…».
Отношение Софьи к Чацкому совершенно иное: ведь она не любит его, поэтому не желает выслушать, избегает объяснений. Девушка несправедлива к герою, считая его черствым и бессердечным («Не человек, змея!»), приписывая ему злое желание «унизить и кольнуть» всякого. Она даже не пытается скрыть свое безразличие к Чацкому: «На что вы мне?»
В отношения с Александром Андреевичем героиня столь же «слепа» и «глуха», как и в отношениях с Молчалиным: ее представление о бывшем возлюбленном далеко от реальности.
Софья, главная виновница душевных терзаний Чацкого, сама вызывает сочувствие. По-своему искренняя и страстная, она полностью отдается любви, не замечая, что Молчалин лицемерит. Даже забвение приличий (ночные свидания, неумение скрывать от окружающих свою любовь) — свидетельство силы ее чувства. Любовь к «безродному» секретарю отца выводит Софью за пределы фамусовского круга, ведь она сознательно рискует своей репутацией. При всей книжности и очевидном комизме эта любовь — своеобразный вызов героини отцу, который озабочен тем, чтобы приискать ей богатого жениха-карьериста, и обществу, которое извиняет только открытый, ничем не камуфлированный разврат.
Высота чувств, не свойственная фамусовцам, делает Софью внутренне свободной. Она настолько счастлива своей любовью, что не боится разоблачения и возможного наказания: «Счастливые часов не наблюдают». Неслучайно Гончаров сравнил Софью с пушкинской Татьяной: «… Она в любви своей точно так же готова выдать себя, как Татьяна: обе, как в лунатизме, бродят в увлечении с детской простотой. И София, как Татьяна же, сама начинает роман, не находя в этом ничего предосудительного».
В финале комедии героиня прозревает, понимая, что была несправедлива к Чацкому и любила человека, недостойного ее любви. Любовь сменяется презрением к Молчалину: «Упреков, жалоб, слез моих / Не смейте ожидать, не стоите вы их…».
Софья осознает свой самообман, винит только себя и искренне раскаивается: «Я виню себя кругом». Здесь судьба героини неожиданно сближается с трагической судьбой отвергнутого ею Чацкого. Действительно, как тонко заметил И.А.Гончаров, в финале комедии ей приходится «тяжелее всех, тяжелее даже Чацкого, и ей достается «мильон терзаний».
Именно поэтому, а также благодаря силе своего характера и степени незаурядности Софья приближается к масштабу фигуры Чацкого. А значит, на мой взгляд, она достойна любви этого героя. Беда Софьи в том, что она не смогла вовремя разглядеть и понять искреннее чувство Чацкого, его богатую натуру.
Популярные сочинения
- Сочинение Вася из рассказа Дети подземелья (образ и характеристика 5 класс)
Мальчик Вася – главный герой повести Короленко «Дети подземелья». Он жил в небольшом польском городке с отцом и младшей сестрой Соней. Васина мама умерла, когда мальчику было 6 лет. - Сочинение Плюшевый мишка (Игрушка)
Я никогда не испытывал каких-либо теплых чувств к плюшевым игрушкам, но есть всего одна, с которой я никогда не расстанусь. Белый, как снег, плюшевый медвежонок по имени Мартин. - Сочинение Коробочка в поэме Мертвые души (Образ и характеристика)
О «бурной» молодости Коробочки читателю, увы, ничего не известно. Поскольку он сталкивается с героиней уже в ее пожилом возрасте. Поэтому пронаблюдать становление характера не представляется возможным.
Встреча после разлуки
Однажды дверь дома Фамусовых распахнулась, и это стало точкой отсчёта новой цепочки событий.
На пороге стоял Чацкий. Он мчался в Москву, мечтая о встрече с Софьей.
Все годы он лелеял в душе образы прошлого, а сердце билось чаще от воспоминаний.
Порывистый и открытый Александр обрушивает на растерявшуюся девушку шквал эмоций:
- восхищение внешностью любимой;
- радость от встречи.
Но девушка испытывает несколько иные чувства. Теперь любовь в понимании Софьи и Чацкого настолько разная, что барышня не желает предаваться бессмысленному копанию в прошлом, её раздражает манера поведения Александра:
- колкости и шутки, которые извергаются бесконечным потоком и настигают любого, кто окажется объектом внимания Чацкого;
- ядовитые замечания и реплики, которыми изобилует описание любого представителя дворянского общества.
Рассуждение 2
Софья, конечно, повела себя с человеком, который её любит, не очень хорошо. Он верил в неё, доверял ей, а она его из мести назвала сумасшедшим… Но всё-таки Чацкий её любил. Думаю, что ради неё и вернулся в этот город. С другой стороны, он любил больше свои воспоминания о ней. Когда-то она была девочкой, и они общались, а ещё она ведь со временем превратилась в красавицу, это ему тоже понравилось. Александр Андреевич не знал её характера, не подумал, что она могла измениться очень сильно, не поверил, что она могла испортиться.
Интересно, что Александр любит недостойную его Софью, а она – Молчалина. Наверное, это они все так пытаются уравновеситься.
Думаю, что Софья не достойна его любви. Не бросаются Чацкому в глаза её недостатки! Она ведь на самом деле кажется нормальной… Не говорит только о моде, не «ловит» женихов. И всё-таки она ошибается, злится… Ей кажется нормальной жизнь в той Москве. И главное – ей не так уж приятен Чацкий. Я так понял, что она считает — Александру не надо было уезжать, если он любил её. Она ценит не настоящий ум, а обходительность – красивые манеры и слова.
Но любви ведь достойны все, так как любовь не нужно заслуживать. Любят не за добрый нрав или красоту. Конечно, хочется взаимности, но и не за неё любят. Если со всем своим умом Чацкий всё-таки выбрал Софью, продолжил ей верить, то он сам хотел обмануться.
Она его отвергла! Но всё-таки он сделал для неё хорошее – раскрыл её глаза на Молчалина. Конечно, ей обидно и больно, что она сама так обманулась. Софья злится на Александра, но это как злиться на хирурга, который вскрыл нарыв. Показал ей, какая она глупая… Может, она после поймет, что Чацкий сделал лучше для неё!
Вдруг у этой истории ещё могло бы быть продолжение — счастливое! Софья стала смотреть на окружающих другими глазами, написала бы Чацкому письмо с извинениями, стали бы переписываться… Он бы ей посоветовал книги. И она бы стала лучше! Поняла бы, что всегда любила Александра. И они бы вместе уехали за границу. Но…
Даже если б Чацкий сразу понимал, какой стала Софья, он бы не смог не любить. Наверное, сразу б уехал подальше, чтобы не мешать её «счастью». Унижаться тоже не станет или «бегать» за девушкой! Но разлюбить он тоже так просто не сможет, к сожалению. Не всегда мы любим достойных, но в них, значит, есть что-то другое для нас… Значит, они нам нужны по мнению Купидона! Иногда это бывает забавно. Говорят, что это «судьба».
Другие темы: <- Бал в доме Фамусова (анализ эпизода)? ГрибоедовЧацкий и Софья ->
`
Софья крупным планом
Но это все остается за кадром. Да, внимательный читатель сам все поймет, если
задумается, но ситуация все же подается намеками, обрывками разговоров, воспоминаниями. Поэтому вполне может ускользнуть от человека, привыкшего видеть только основную сюжетную линию произведения. А что же там?
Чацкий внезапно возвращается в дом опекуна, где не был три года. Он возбужден, он в предвкушении, он счастлив. Отношение Чацкого к Софье осталось тем же самым. А вот она уже любит другого. Первая, еще детская, любовь забыта. Она увлечена Молчалиным. Увы, избранник весьма нехорош. Объективно – он беден, низшего сословия, это очевидный мезальянс. И субъективно он — слабохарактерный подхалим, льстец и ничтожество. Хотя, надо заметить, перспективы у него достаточно неплохие. Молчалин уже начал делать карьеру и неплохо справляется с поставленной задачей. Можно предположить, что новый избранник Софьи пойдет далеко
При этом сам юноша вовсе не влюблен, просто он боится в этом признаться. Да и перспектива выгодной женитьбы тоже, наверняка, весьма ему симпатична. Часто именно этот неудачный выбор ставят в вину девушке, отвечая на вопрос, достойна ли Софья любви Чацкого? Променяла орла на общипанного воробья, глупая.
А кто такая Софья? Девушка, которая росла без матери, взаперти, практически не выходя за порог дома. Ее круг общения – отец, который понятия не имеет о воспитании детей вообще и дочерей в частности и горничная. Что может знать Софья о мужчинах? Откуда ей взять хоть какой-то опыт? Единственный источник информации – книги. Дамские французские романы, которые разрешает ей читать папенька. Как такая девушка могла разглядеть неискренность человека, вошедшего в доверие к намного более взрослым и опытным людям? Это же просто нереально.
Софья очень молода, она наивна, романтична и неопытна. Молчалин – единственный молодой человек, которого она видит почти каждый день. Он беден, честен, несчастен, робок и обаятелен. Все так же, как в романах, которые Софья читает каждый день. Конечно, она просто не могла не влюбиться.
Детали сюжетных коллизий
Кто такие Чацкий и Софья? Ему – двадцать один, ей – семнадцать. Расстались три года
назад. Чацкий уехал, как только достиг совершеннолетия, оставил дом опекуна и вернулся в родовое имение. Не приезжал, не писал. Просто взял и исчез. По каким причинам – не так уж важно. Но что должна чувствовать влюбленная четырнадцатилетняя девушка, когда человек, которого она считает своим возлюбленным, своим будущим женихом, вот так просто берет и уезжает? Не на неделю, не на месяц. На три года. Даже в тридцать это – большой срок. А уж в четырнадцать – вечность. Что он делал все это время? О ком думал? Она может быть уверена в том, что любовь еще жива?
В четырнадцать-то лет, с подростковым максимализмом, с подростковой эмоциональностью. Критики предъявляют к девочке требования, которым не каждая взрослая женщина соответствует. А ведь отношение Чацкого к Софье – далеко не очевидный момент. Достаточно представить ситуацию глазами девочки, а не всеведущего читателя, которому Грибоедов все-все рассказал. Не логичнее ли поинтересоваться: а должна ли вообще Софья сохранить хоть какие-то чувства к Чацкому? И если да – то почему? Он ей не муж, не жених. Он – романтический воздыхатель, в один прекрасный момент упорхнувший, как мотылек с поляны, на целых три года. Порыв души у него был. Чувства. Оскорбленное достоинство. А у нее? Она не должна была в такой ситуации чувствовать обиду, недоумение, гнев? Разочарование, наконец? Пенелопа, конечно, ждала Одиссея много дольше – но ситуация была совсем другая. Чацкий – далеко не Одиссей.
А что же Чацкий?
Такого же пристального внимания заслуживает и личность Чацкого. Такую ли ошибку
совершает Софья? Если взглянуть на ситуацию объективно – большая ли потеря в ее жизни этот брак?
Чацкому двадцать один. Места он себе не нашел. Пробовал там, пробовал здесь. Но… «служить бы рад, прислуживаться тошно». А должности, которая бы соответствовала его запросам, все никак не попадается. На какие же средства живет Чацкий? У него есть имение. И, естественно, крепостные. Вот это и есть основной источник дохода юного либерала. Того самого, который горячо и искренно порицает крепостное право, называет его варварством и дикостью. Такая вот забавная неувязка.
Есть ли у Чацкого перспективы? Карьеру он не сделает, это очевидно. Ни военную – он не тупой солдафон. Ни финансовую – он не торгаш. Ни политическую – он не станет предавать идеалы. Еще одним Демидовым ему тоже не стать – хватка не та. Чацкий из тех, кто говорит, а не из тех, кто делает.
Репутация у него уже испорчена, общество бежит от него, как от чумы. Весьма вероятно, что всю свою жизнь Чацкий просидит в родовом имени, изредка выезжая на курорты и в столицу. То, что раздражает Софью в Чацком уже сейчас, будет только прогрессировать, с возрастом он станет еще более едким и циничным, озлобляясь от постоянных неудач и разочарований. Может ли брак с таким человеком считаться удачной партией? И будет ли Софья счастлива с ним – просто по-человечески счастлива? Даже если Чацкий ее действительно любит и сохранит эту любовь? Вряд ли. Пожалуй, развязка пьесы трагична только для главного героя. Софье как раз повезло. Дешево отделалась.
🗹