Тезисы
- Практически каждый сознательный человек, совершивший когда-то неблагородный поступок, рано или поздно раскаивается.
- Понятие «Раскаяние» является синонимом совести, без которой развитие нравственности каждого из нас невозможно.
- Раскаяние иногда приходит в качестве наказания тем, кто не смог проявить решительность в борьбе за свое счастье.
- Раскаяние — свидетельство нравственного очищения личности.
- Когда человек раскаивается в содеянном, он делает первый шаг на пути к искуплению грехов.
Задание 15.2
План:
- 1. Смысл данной фразы (фрагмента текста) я понимаю так: (объясняем смысл фразы, фрагмента текста)… Приведем примеры из текста, подтверждающие эти мысли.
- 2. Во-первых (так), в предложении…автор говорит: «…» Это значит, что…
- 3. Во-вторых, в предложении… автор пишет (замечает, утверждает): «…». Это свидетельствует о том, что…
- 4. В заключение хочется сказать, что…
Пример сочинения:
Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл фразы текста: «Знавшие цену мужеству, моряки видели силу духа ленинградских школьников».
Смысл данной фразы я понимаю так: морякам каждый день приходилось смотреть смерти в лицо, ведь они защищали нашу родину от фашистов. Они обладали силой духа и мужеством. И такая же сила духа была присуща ленинградским детям, потому что они жили в условиях блокады. Приведем примеры из текста, подтверждающие эти мысли.
Во-первых, в предложении 28 автор говорит: «Крейсер готовился идти в бой, из которого вернутся не все, и в этих ребятах была сама одухотворённая надежда». Это значит, что, глядя на выступающих детей, моряки утверждались в вере в победу и жизнь.
Во-вторых, в предложении 16 автор замечает, что «дети…были глубоко потрясены войной». Но дух их был не сломлен. Презирая опасность, они пробирались к Дворцу пионеров, чтобы снова быть вместе и выжить в этой страшной блокаде.
В заключение хочется сказать, что мужественные люди обретают поддержку в мужестве других. Так и должно быть в жизни.
Аргументы
И.С. Тургенев, «Ася»
. В повести И.С. Тургенева «Ася». Главный герой Н.Н. — воодушевленный жизнью, спокойный и счастливый человек. Он ценит размеренный распорядок дня, уравновешенность и внутреннюю беззаботность. Но в тот момент, когда в жизни мужчины появляются Гагин и его сестра Ася, всё меняется. Девушка казалась ему красивой и веселой, её поступки забавляли его. Но когда пришло время для решительного шага — признания, главный герой трусит и боится ответственности, что приводит к тому, что Ася навсегда исчезает из его жизни. Еще долго потом Н.Н. будет раскаиваться за свою нерешительность и жалеть о перспективе возможного счастья. Но его бесплодное сожаление не исправит совершенной ошибки.
А.С. Пушкин, «Евгений Онегин»
. Или же в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин». Юная и мечтательная Татьяна проникается любовью к главному герою, и со временем, после недолгого вынашивания томительного чувства в груди, отправляет Евгению письмо-откровение, где признается ему в любви. Но Онегин не отвечает девушке взаимностью и отвергает чувства Татьяны. Однако проходит время и всё меняется. Главного героя осеняет осознание любви, и он спешит рассказать возлюбленной о пришедшей взаимности. Правда, к сожалению, девушка уже замужем, хоть и любит до сих пор Евгения, но не может ответить ему взаимностью, чтобы не предавать мужа, которого глубоко уважает. Онегин остается ни с чем, кроме чувства раскаяния за то, что испугался и несерьезно отнёсся к признанию девушки. Раскаяние позволяет ему осознать всю глубину собственного заблуждения.
Н.М. Карамзин, «Бедная Лиза»
. В данной повести главные герои — влюбленная пара. Она — юная и красивая крестьянка, а он — молодой, статный дворянин. С самого начала произведения можно заметить, что эти отношения обречены на расставание, и Эраст это также понимает, но не может совладать с собой, и отдается порыву страсти. В то время как Лиза очень мечтательна и наивна, у неё и мысли нет о том, что этот тандем не навсегда. И когда «всё хорошее когда-нибудь заканчивается», и молодой человек уезжает, девушка очень страдает и мучается. Вскоре она узнает, что её возлюбленный планирует жениться на богатой вдове. Не в силах справиться с обидой первой любви, Лиза заканчивает жизнь самоубийством, а Эраст будет раскаиваться и винить себя до конца своих дней.
А.И. Куприн, «Гранатовый браслет»
. Главный герой отчаянно и безответно влюблен в Веру Николаевну. Она — его смысл жизни, он видит её во всем, что его окружает. В качестве подтверждения своих искренних чувств, он дарит ей гранатовый браслет. За этим следует письмо с откровенным, божественным признанием в любви. «Я благодарю Бога за то, что вы существуете». На такое красивое и приятное заявление Желткову отвечает не сам объект его обожания, а её муж. Не выдержав этого ответа и не совладав с собой, главный герой кончает жизнь самоубийством. Вера, узнав об этом, приходит в ужас и очень раскаивается. Ведь она упустила не только горячо любящего её мужчину, но и женское счастье в беззаветной любви. Раскаяние Веры ничего не изменит, но позволит ей стать мудрее и опытнее.
Л.Н. Толстой, «Война и мир».
Андрей Болконский после свадьбы с Лизой постепенно охладевает к супруге. Ее легкомыслие, кокетство и светский образ жизни раздражают умного и серьезного Андрея. Скрывать этот факт у главного героя не выходит, и он воодушевленно едет воевать в надежде отдохнуть от быта и жены. Но Лиза умерла при родах, и Андрей остался с маленьким ребенком. Он застал жену при смерти и увидел на ее челе немой укор. Она как будто упрекала его: за что он так с ней обошелся? После этого герой долго не мог восстановить душевную гармонию. Это раскаяние позволило ему стать мудрее и добрее. Он стал по-иному относиться к семейной жизни и признал ее приоритет в жизни каждого человека.
Ф.М. Достоевский, «Преступление и наказание»
. Из-за образа жизни Родиона и бедственного положения в его голове возникает популярная теория о праве на жизнь. Находясь в роли Бога и вершителя судеб, мужчина не думает о том, что, убивая другого, он, в первую очередь, делает это с самим собой. Пытаясь доказать собственную значимость в мнимой иерархии, герой убивает старуху-процентщицу и ее сестру. После этого он заболевает лихорадкой и едва не теряет рассудок, ведь он убил себя, свою душу, но не теорию. Только по прошествии времени, благодаря Соне Мармеладовой, к Раскольникову приходит осознание того, что же он натворил. Главный герой понимает, как был не прав, и отрекается от всех своих теорий, видя, насколько те были ошибочны. После этого раскаяние приходит незамедлительно и сопровождает его до конца. Именно оно позволило Родиону исцелиться и начать жизнь заново.
А.С. Пушкин, «Капитанская дочка»
. Петр Гринёв, главный герой романа, ведет развязный образ жизни, ведь его будущее в элитном полку обеспечено богатыми родителями. Но когда он из-за гнева батюшки попадает в Белогорскую крепость, всё меняется на 180 градусов. Находясь там, он проходит различные уроки жизни. Испытание любовью, предательством, дружбой — всё это заставляет его взглянуть на старую жизнь и раскаяться в своей былой праздности. Он больше не намерен так жить. Любовь приводит его к раскаянию, теперь Петр хочет жить честно, правильно. А раскаяние приводит главного героя к изменению собственного уклада жизни в лучшую сторону. Из «недоросля» он превращается в героя отечества.
В.М. Шукшин, «Калина красная»
. Главный герой, связавшись в свое время не с той компаний, раскаивается перед своей матерью, которой принес много горя и бед. Из-за криминального прошлого и его отголосков жизнь семьи идет под откос, и одинокая мать уже не надеется встретить своего ребенка. Мамино сердце не выдерживает ударов судьбы и чахнет в одиночестве. Именно поэтому молодой человек берется за ум, отказывает в делах своим старым дружкам и встает на истинный путь правильной жизни. Его раскаяние — начало исправления. Без этого осознания он никогда бы не изменился к лучшему.
А.Н. Островский, «Гроза»
. Главная героиня — очень набожная, хрупкая девушка, которая хочет любви и заботы. Но, к сожалению, в качестве спутника ей попадается «маменькин сынок» и тюфяк, который не то что жену, но и себя отстоять не может перед властной матерью. Единственная его мечта — это поскорее уехать от материнских указаний, о своей молодой жене он думает в последнюю очередь. А уж ей-то приходится не сладко, свекровь постоянно находит причину, чтобы вновь развязать конфликт с доброй Катериной. Оказавшись в отчаянии, она решается на измену, поддается страсти, выходит за рамки. Эта интрижка могла остаться в секрете, но уровень нравственности девушки настолько высок, что она просто не может с этим жить. Катерина раскаивается и всё рассказывает свекрови и мужу, несмотря на последствия. Раскаяние очищает ее душу, но не помогает решить проблему домашнего рабства. Однако именно осознание собственной греховности помогает Катерине до конца жизни сохранять верность себе и своим убеждениям.
В.П. Астафьев, «Конь с розовой гривой»
. Говорят, что дети намного совестливее, чем взрослые. Главный герой произведения обманывает свою бабушку: вместе съеденных ягод на продажу он набивает туесок землей, а сверху маскирует ее ягодами. Он очень сильно раскаивается и чувствует себя неловко. Нравственные угрызения совести не дают жить мальчику спокойно, именно поэтому он сознается бабушке в своем проступке. Та, конечно же, прощает его и вознаграждает пряником, поскольку мальчик искренне раскаялся.
Все вышеперечисленные примеры раскаяния в литературе учат нас не совершать ошибки, а если так умышленно или по неосторожности вышло, смело признавать свою вину, чтобы не жалеть и не мучиться всю оставшуюся жизнь.
Задание 15.1
План:
- 1. Автор (фамилия) утверждает: (цитата).
- 2. Конечно же, ученый (писатель, лингвист) прав (поясняем смысл высказывания).
- 3. Эти мысли можно подтвердить примерами из текста. Во-первых, (так), в предложении…
- 4. Во-вторых, (кроме того), в предложении…
- 5. Таким образом, (итак, в заключение хочется сказать)… (пересказываем тезис другими словами).
Пример сочинения:
Известный лингвист Б.Н. Головин утверждает: «К оценке достоинств речи мы должны подходить с вопросом: насколько же удачно отобраны из языка и использованы для выражения мыслей и чувств различные языковые единицы».
Конечно же, ученый прав. Точное использование языковых единиц делает и речь говорящего, и речь пишущего правильной, образной, выразительной.
Так, в предложении 10 автор использует метафору: «Аничков дворец был сказочным детским царством». С помощью этого тропа автор противопоставляет жизнь детей в мирное время и в период войны.
Кроме того, в предложении 9 вместо нейтрального слова «дети» автор выбирает стилистически окрашенный синоним «питомцы», тем самым показывая читателю, насколько близки Р.А. Варшавской ее воспитанники.
Таким образом, благодаря различным языковым единицам и приемам речи, автору удается передать главную мысль текста, что «искусство помогло детям выжить», хотя «они еще не знали о его подлинной силе».
Задание 15.3
План сочинения:
- 1. Слово … следует понимать как… Далее комментируем своё определение.
- 2. Яркий пример ( дружбы, добра, справедливости, мужества, самовоспитания и т.п.) представлен в тексте …(фамилия автора).
- 3. Так, в предложении … автор говорит: «…». Это свидетельствует о том, что…
- 4. Кроме того, примером (дружбы, добра, справедливости, мужества, самовоспитания и т.п.) может служить герой произведения (книги, кинофильма)… Он…
- 5. В заключение хочется сказать, что…
Эпитеты к словосочетанию «внутренний мир»
Благородный, богатый, безгрешный, бесхитростный, безмятежный, большой, великий, жизнерадостный, доверчивый, закалённый, вдохновенный, возвышенный, высокий, всеобъемлющий, глубокий, добрый, независимый, невинный, искренний, обширный, мечтательный, могучий, нравственный, радостный, открытый, светлый, сильный, чудесный, чудный, сильный, счастливый, самоотверженный, твёрдый, широкий, поэтический, чистый, чувствительный, честный, светоносный, цветущий, ясный.
Бедный, властный, скудный, тёмный, бунтующий, безнравственный, беспутный, беспокойный, гнилой, греховный, грешный, дремучий, загрубелый, зачерствелый, злой, змеиный, копеечный, низменный, издёрганный, истерзанный, изломанный, ограниченный, мелкий, мрачный, мятежный, многострадальный, надменный, низкий, низменный, озлобленный, опустелый, опустошённый, праздный, пылающий, подавленный, одичалый, суровый, тщеславный, преступный, продажный, подлый, слабый, сумрачный, трусливый, убогий, угрюмый, хитрый, холодный, циничный, чёрный, чёрствый.
Личность для аргументов ЕГЭ по обществознанию
Однако, если брать аргументы ЕГЭ (обществознание) из жизни других людей, неизменно возникает вопрос: кого выбрать?
Одними из наиболее универсальных примеров принято считать биографии Стива Джобса и Генри Форда — изобретателей и предпринимателей, чьи идеи покорили мир. Также во многом показательной будет история жизни основателя KFC — Харланда Сандерса, пришедшего в бизнес только после сорока лет.
Лучше всего черпать идеи и узнавать о людях из биографических фильмов, информации в которых хватит для иллюстрации идеи эссе, а манера подачи не даст заскучать:
- «Авиатор» (2004),
- «Железная леди» (2011),
- «Александр» (2004),
- документальные фильмы Star Media и др.
Выдуманная личность и ее история тоже может стать хорошим примером: они могут быть взяты из любых источников (литература, кино, новости и пр.). Лучше использовать фильмы, которые раскрывают реально существующие или существовавшие общественные проблемы:
- «Скрытые фигуры» (2016),
- «Законопослушный гражданин» (2009),
- «Адвокат дьявола» (1997) и др.
Также можно пользоваться литературой и примерами литературных героев: например, короткими произведениями, рекомендуемыми для иллюстрации своего мнения в ЕГЭ по русскому. Это поможет подготовиться сразу к двум предметам, затратив минимум времени!
Менее универсальными будут аргументы ЕГЭ (обществознание), в центре которых современные политики и деятели культуры: их деятельность видится более однобоко, из-за чего их личность используется по большей части для иллюстрации идей в той сфере, в которой они реализовались. Почерпнуть информацию о них можно из новостей.
Банк аргументов для эссе по обществознанию ЕГЭ
Аргументы ЕГЭ (обществознание) лучше набирать самостоятельно из проверенных источников, к которым относятся новостные порталы, учебники по истории, биографии известных людей. Это поможет не только получить универсальные и качественные примеры, но и лучше их запомнить.
Наиболее известными источниками новостей являются РИА-новости, BBC. Отдельно стоит о. Для исторических иллюстраций можно пользоваться знаниями школьной программы и пособием «История в схемах и таблицах» В.В. Кириллова.
Однако можно не только самостоятельно составить себе банк аргументов, но и воспользоваться и уже готовыми примерами, собранными профессионалами специально для экзамена.
Таким образом, при желании можно подобрать иллюстрацию для любой идеи, раскрываемой в эссе и высказывании. Для этого нужно опираться на проверенные источники и не бояться быть оригинальным: лучше привести нестандартный, но подходящий пример, чем пытаться притянуть за уши всем известный. И тогда получить максимум за эссе будет проще простого!
🗹