Можно ли считать Стародума выразителем авторских идей?

Пьеса «Недоросль» Дениса Фонвизина была написана в 18 веке – в переходную эпоху, когда российское общество представляло собой два противоположных лагеря – приверженцев новых, просветительских идей и носителей устаревших, помещицких ценностей. Ярким представителем первых в пьесе выступает Стародум. «Недоросль» является классицистическим произведением, поэтому уже в фамилии героя Фонвизин предоставляет читателю краткую характеристику Стародума. «Стародум» – тот, кто думает по-старому. В контексте комедии это человек, для которого важны приоритеты предыдущей – петровской эпохи – в то время монарх активно вводил реформы по просвещению и образованию, отходя таким образом от укоренившихся в российском обществе идей домостороя. Помимо того, значение фамилии «Стародум» можно трактовать и более глобально – как носителя мудрости, опыта, традиций, христианской морали и человечности.

У нас появилась новая характеристика Стародума.

В пьесе Стародум выступает положительным героем. Это образованный мужчина преклонного возраста, с большим жизненным опытом. Основные черты Стародума – мудрость, честность, доброта, уважение к другим людям, справедливость, ответственность за будущее своего отечества и любовь к родине.

Стародум и Простакова

По сюжету комедии Стародум является дядей Софьи. Еще когда девушка была маленькой, ему пришлось уехать в Сибирь, где он честным путем нажил состояние, и теперь вернулся домой спокойно провести старость. В комедии Стародум является одним из главных героев и противопоставляется в пьесе, прежде всего, госпоже Простаковой. Оба персонажа – это родители, однако подход к воспитанию у них кардинально различается. Если Простакова видит в Митрофане маленького ребенка, требующего постоянной заботы, всячески его балует и потакает ему, то Стародум относится к Софье как ко взрослой сформировавшейся личности. Он заботится о ее будущем, выбирая в мужья ни грубого Скотинина или глупого Митрофана, а достойного, образованного и честного Милона. Беседуя с Софьей, он наставляет ее, объясняя как важно равноправие, уважение и дружба между супругами, к чему приводит непонимание и отстраненность в браке, тогда как Простакова даже не втолковывает Митрофану всю ответственность женитьбы, и юноша воспринимает ее как очередную забаву.

Помимо того, противопоставляются и основные ценности, внушаемые родителями своим детям. Так, Простакова объясняет Митрофану, что главное – это деньги, дающие неограниченную власть, в том числе над людьми – слугами и крестьянами, над которыми можно издеваться, как то вздумается помещику. Стародум же объясняет Софье, что главное в человеке – благонравие. Особо показательны его слова о том, что если умный человек не имеет какого-либо качества ума, то его вполне можно извинить, тогда как «честному человеку никак простить нельзя, ежели недостает в нем какого-нибудь качества сердца». То есть для Стародума образцовая личность – это не обязательно тот, кто многого добился или много знает, а честный, добрый, милосердный, любящий человек с высокими моральными ценностями – без них, по мнению мужчины, личность является несостоявшейся. Представляя собой именно такую личность, Стародум противопоставляется и другим отрицательным героям – Митрофану, Скотинину и Простакову.

Текст книги «Литература. 9 класс. Часть 1»

Действие третье

Явление I

Стародум
и
Правдин
.

Правдин

. Лишь только из-за стола встали, и я, подошед к окну, увидел вашу карету, то, не сказав никому, выбежал к вам навстречу обнять вас от всего сердца. Мое к вам душевное почтение…

Стародум

. Оно мне драгоценно. Поверь мне.

Правдин

. Ваша ко мне дружба тем лестнее, что вы не можете иметь ее к другим, кроме таких…

Стародум

. Каков ты. Я говорю без чинов. Начинаются чины – перестает искренность.

Правдин

. Ваше обхождение…

Стародум

. Ему многие смеются. Я это знаю. Быть так. Отец мой воспитал меня по-тогдашнему, а я не нашел и нужды себя перевоспитывать. Служил он Петру Великому. Тогда один человек назывался
ты,
а не
вы.
Тогда не знали еще заражать людей столько, чтоб всякий считал себя за многих. Зато нонче многие не стоят одного. Отец мой у двора Петра Великого…

Правдин

. А я слышал, что он в военной службе…

Стародум

. В тогдашнем веке придворные были воины, да воины не были придворные. Воспитание дано мне было отцом моим по тому веку наилучшее. В то время к научению мало было способов, да и не умели еще чужим умом набивать пустую голову.

Правдин

. Тогдашнее воспитание действительно состояло в нескольких правилах…

Стародум

. В одном. Отец мой непрестанно мне твердил одно и то же: имей сердце, имей душу, и будешь человек во всякое время. На все прочее мода: на умы мода, на знании мода, как на пряжки, на пуговицы.

Правдин

. Вы говорите истину. Прямое достоинство в человеке есть душа…

Стародум

. Без нее просвещеннейшая умница – жалкая тварь. (С
чувством.
) Невежда без души – зверь. Самый мелкий подвиг ведет его во всякое преступление. Между тем, что он делает, и тем, для чего он делает, никаких весков у него нет. От таких-то животных пришел я освободить…

Правдин

. Вашу племянницу. Я это знаю. Она здесь. Пойдем…

Стародум

. Постой. Сердце мое кипит еще негодованием на недостойный поступок здешних хозяев. Побудем здесь несколько минут. У меня правило: в первом движении ничего не начинать.

Правдин

. Редкие правило ваше наблюдать умеют.

Стародум

. Опыты жизни моей меня к тому приучили. О, если б я ранее умел владеть собою, я имел бы удовольствие служить долее отечеству.

Правдин

. Каким же образом? Происшествии с человеком ваших качеств никому равнодушны быть не могут. Вы меня крайне одолжите, если расскажете…

Стародум

. Я ни от кого их не таю для того, чтоб другие в подобном положении нашлись меня умнее. Вошед в военную службу, познакомился я с молодым графом, которого имени я и вспомнить не хочу. Он был по службе меня моложе, сын случайного отца, воспитан в большом свете и имел особливый случай научиться тому, что в наше воспитание еще и не входило. Я все силы употребил снискать его дружбу, чтоб всегдашним с ним обхождением наградить недостатки моего воспитания. В самое то время, когда взаимная наша дружба утверждалась, услышали мы нечаянно, что объявлена война. Я бросился обнимать его с радостию. «Любезный граф! вот случай нам отличить себя. Пойдем тотчас в армию и сделаемся достойными звания дворянина, которое нам дала порода». Вдруг мой граф сильно наморщился и, обняв меня, сухо: «Счастливый тебе путь, – сказал мне, – а я ласкаюсь, что батюшка не захочет со мною расстаться». Ни с чем нельзя сравнить презрения, которое ощутил я к нему в ту ж минуту. Тут увидел я, что между людьми случайными и людьми почтенными бывает иногда неизмеримая разница, что в большом свете водятся премелкие души и что с великим просвещением можно быть великому скареду.

Правдин

. Сущая истина.

Стародум

. Оставя его, поехал я немедленно, куда звала меня должность. Многие случаи имел я отличить себя. Раны мои доказывают, что я их и не пропускал. Доброе мнение обо мне начальников и войска было лестною наградою службы моей, как вдруг получил я известие, что граф, прежний мой знакомец, о котором я гнушался вспоминать, произведен чином, а обойден я, я, лежавший тогда от ран в тяжкой болезни. Такое неправосудие растерзало мое сердце, и я тотчас взял отставку.

Правдин

. Что ж бы иное и делать надлежало?

Стародум

. Надлежало образумиться. Не умел я остеречься от первых движений раздраженного моего любочестия. Горячность не допустила меня тогда рассудить, что прямо любочестивый человек ревнует к делам, а не к чинам; что чины нередко выпрашиваются, а истинное почтение необходимо заслуживается; что гораздо честнее быть без вины обойдену, нежели без заслуг пожаловану.

Правдин

. Но разве дворянину не позволяется взять отставки ни в каком уже случае?

Стародум

. В одном только: когда он внутренно удостоверен, что служба его отечеству прямой пользы не приносит. А! тогда поди.

Правдин

. Вы даете чувствовать истинное существо должности дворянина.

Стародум

. Взяв отставку, приехал я в Петербург. Тут слепой случай завел меня в такую сторону, о которой мне отроду и в голову не приходило.

Правдин

. Куда же?

Стародум

. Ко двору. Меня взяли ко двору. А? Как ты об этом думаешь?

Правдин

. Как же вам эта сторона показалась?

Стародум

. Любопытна. Первое показалось мне странно, что в этой стороне по большой прямой дороге никто почти не ездит, а все объезжают крюком, надеясь доехать поскорее.

Правдин

. Хоть крюком, да просторна ли дорога?

Стародум

. А такова-то просторна, что двое, встретясь, разойтиться не могут. Один другого сваливает, и тот, кто на ногах, не поднимает уже никогда того, кто на земле.

Правдин

. Так поэтому тут самолюбие…

Стародум

. Тут не самолюбие, а, так назвать, себялюбие. Тут себя любят отменно; о себе одном пекутся; об одном настоящем часе суетятся, ты не поверишь. Я видел тут множество людей, которым во все случаи их жизни ни разу на мысль не приходили ни предки, ни потомки.

Правдин

. Но те достойные люди, которые у двора служат государству…

Стародум

. О! те не оставляют двора для того, что они двору полезны, а прочие для того, что двор им полезен. Я не был в числе первых и не хотел быть в числе последних.

Правдин

. Вас, конечно, у двора не узнали?

Стародум

. Тем для меня лучше. Я успел убраться без хлопот, а то бы выжили ж меня одним из двух манеров.

Правдин

. Каких?

Стародум

. От двора, мой друг, выживают двумя манерами. Либо на тебя рассердятся, либо тебя рассердят. Я не стал дожидаться ни того, ни другого. Рассудил, что лучше вести жизнь у себя дома, нежели в чужой передней.

Правдин

. Итак, вы отошли от двора ни с чем? (
Открывает свою табакерку.
)

Стародум

(
берет у Правдина табак
). Как ни с чем? Табакерке цена пятьсот рублев. Пришли к купцу двое. Один, заплатя деньги, принес домой табакерку. Другой пришел домой без табакерки. И ты думаешь, что другой пришел домой ни с чем? Ошибаешься. Он принес назад свои пятьсот рублев целы. Я отошел от двора без деревень, без ленты, без чинов, да мое принес домой неповрежденно, мою душу, мою честь, мои правилы.

Правдин

. С вашими правилами людей не отпускать от двора, а ко двору призывать надобно.

Стародум

. Призывать? А зачем?

Правдин

. Затем, зачем к больным врача призывают.

Стародум

. Мой друг! Ошибаешься. Тщетно звать врача к больным неисцельно. Тут врач не пособит, разве сам заразится. <?…>

Вопросы и задания

1. Какие общественно-политические и нравственные проблемы обсуждаются в диалогах Стародума и Правдина?

2. О каком времени вспоминает Стародум и почему? Что привлекает его в прошлом?

3. Как относится Стародум к современному ему обществу?

4. Как вы думаете, почему Фонвизин называет своего положительного персонажа именем Стародум?

1. Сопоставьте мысли Стародума со взглядами, выраженными Ломоносовым и Державиным в известных вам произведениях.

Явление III

Те же, г-жа Простакова, Скотинин

,
Милон
.

Милон разнимает г-жу Простакову со Скотининым.

Г-жа Простакова

. Пусти! Пусти, батюшка! Дай мне до рожи, до рожи…

Милон

. Не пущу, сударыня. Не прогневайся!

Скотинин

(
в запальчивости, оправляя парик
). Отвяжись, сестра! Дойдет дело до ломки, погну, так затрещишь.

Милон

(
г-же Простаковой
). И вы забыли, что он вам брат!

Г-жа Простакова

. Ах, батюшка! Сердце взяло, дай додраться!

Милон

(
Скотинину
). Разве она вам не сестра?

Скотинин

. Что греха таить, одного помету, да вишь как развизжалась.

Стародум

(
не могши удержаться от смеха, к Правдину
). Я боялся рассердиться. Теперь смех меня берет.

Г-жа Простакова

. Кого-то, над кем-то? Это что за выезжий?

Стародум

. Не прогневайся, сударыня. Я на роду ничего смешнее не видывал.

Скотинин

(
держась за шею
). Кому смех, а мне и полсмеха нет.

Милон

. Да не ушибла ль она вас?

Скотинин

. Перед-от заслонял обеими, так вцепилась в зашеину…

Правдин

. И больно?..

Скотинин

. Загривок немного пронозила.

В следующую речь г-жи Простаковой Софья сказывает взорами Милону, что перед ним Стародум. Милон ее понимает.

Г-жа Простакова

. Пронозила!.. Нет, братец, ты должен образ выменить господина офицера; а кабы не он, то б ты от меня не заслонился. За сына вступлюсь. Не спущу отцу родному. (
Стародуму.
) Это, сударь, ничего и не смешно. Не прогневайся. У меня материно сердце. Слыхано ли, чтоб сука щенят своих выдавала? Изволил пожаловать неведомо к кому, неведомо кто.

Стародум

(
указывая на Софью
). Приехал к ней ее дядя, Стародум.

Г-жа Простакова

(
обробев и иструсясь
). Как! Это ты! Ты, батюшка! Гость наш бесценный! Ах, я дура бессчетная! Да так ли бы надобно было встретить отца родного, на которого вся надежда, который у нас один, как порох в глазе. Батюшка! Прости меня. Я дура. Образумиться не могу. Где муж? Где сын? Как в пустой дом приехал! Наказание Божие! Все обезумели. Девка! Девка! Палашка! Девка!

Скотинин


сторону
). Тот-то, он-то, дядюшка-то! <?…>

Явление VII

Те же, г-жа Простакова

и
Митрофан
.

Г-жа Простакова

. Пока он отдыхает, друг мой, ты хоть для виду поучись, чтоб дошло до ушей его, как ты трудишься, Митрофанушка.

Митрофан

. Ну! А там что?

Г-жа Простакова

. А там и женисся.

Митрофан

. Слушай, матушка. Я те потешу. Поучусь; только чтоб это был последний раз и чтоб сегодни ж быть сговору.

Г-жа Простакова

. Придет час воли Божией!

Митрофан

. Час моей воли пришел. Не хочу учиться, хочу жениться. Ты ж меня взманила, пеняй на себя. Вот я сел.

Цыфиркин очинивает грифель.

Г-жа Простакова

. А я тут же присяду. Кошелек повяжу для тебя, друг мой! Софьюшкины денежки было бы куды класть.

Митрофан

. Ну! Давай доску, гарнизонна крыса! Задавай, что писать.

Цыфиркин

. Ваше благородие, завсегда без дела лаяться изволите.

Г-жа Простакова

(
работая
). Ах, Господи Боже мой! Уж робенок не смей и избранить Пафнутьича! Уж и разгневался!

Цыфиркин

. За что разгневаться, ваше благородие? У нас российская пословица: собака лает, ветер носит.

Митрофан

. Задавай же зады, поворачивайся.

Цыфиркин

. Все зады, ваше благородие. Вить с задами-то век назади останесся.

Г-жа Простакова

. Не твое дело, Пафнутьич. Мне очень мило, что Митрофанушка вперед шагать не любит. С его умом, да залететь далеко, да и Боже избави!

Цыфиркин

. Задача. Изволил ты, на приклад, идти по дороге со мною. Ну, хоть возьмем с собою Сидорыча. Нашли мы трое…

Митрофан

(
пишет
). Трое.

Цыфиркин

. На дороге, на приклад же, триста рублев.

Митрофан

(
пишет
). Триста.

Цыфиркин

. Дошло дело до дележа. Смекни-тко, по чему на брата?

Митрофан

(
вычисляя, шепчет
). Единожды три – три. Единожды ноль – ноль. Единожды ноль – ноль.

Г-жа Простакова

. Что, что до дележа?

Митрофан

. Вишь, триста рублев, что нашли, троим разделить.

Г-жа Простакова

. Врет он, друг мой сердечный! Нашел деньги, ни с кем не делись. Все себе возьми, Митрофанушка. Не учись этой дурацкой науке.

Митрофан

. Слышь, Пафнутьич, задавай другую.

Цыфиркин

. Пиши, ваше благородие. За ученье жалуете мне в год десять рублев.

Митрофан

. Десять.

Цыфиркин

. Теперь, правда, не за что, а кабы ты, барин, что-нибудь у меня перенял, не грех бы тогда было и еще прибавить десять.

Митрофан

(
пишет
). Ну, ну, десять.

Цыфиркин

. Сколько ж бы на год?

Митрофан

(
вычисляя, шепчет
). Нуль да нуль – нуль. Один да один… (
Задумался.
)

Г-жа Простакова

. Не трудись по-пустому, друг мой! Гроша не прибавлю; да и не за что. Наука не такая. Лишь тебе мученье, а все, вижу, пустота. Денег нет – что считать? Деньги есть – сочтем и без Пафнутьича хорошохонько.

Кутейкин

. Шабашь, право, Пафнутьич. Две задачи решены. Вить на поверку приводить не станут.

Митрофан

. Не бось, брат. Матушка тут сама не ошибется. Ступай-ка ты теперь, Кутейкин, проучи вчерашнее.

Кутейкин

(
открывает Часослов, Митрофан берет указку
). Начнем благословясь. За мною, со вниманием. «Аз же есмь червь…»

Митрофан

. «Аз же есмь червь…»

Кутейкин

. Червь, сиречь, животина, скот. Сиречь: «аз есмь скот».

Митрофан

. «Аз есмь скот».

Кутейкин

(
учебным голосом
). «А не человек».

Митрофан

(
так же
). «А не человек».

Кутейкин

. «Поношение человеков».

Митрофан

. «Поношение человеков».

Кутейкин

. «И уни…» <?…>
Действие четвертое

Явление VIII

Те же, г-жа Простакова, Простаков, Митрофан

и
Еремеевна
.

Г-жа Простакова

(
входя
). Все ль с тобою, друг мой?

Митрофан

. Ну, да уж не заботься.

Г-жа Простакова

(
Стародуму
). Хорошо ли отдохнуть изволил, батюшка? Мы все в четвертой комнате на цыпочках ходили, чтоб тебя не обеспокоить; не смели в дверь заглянуть; послышим, ан уж ты давно и сюда выйти изволил. Не взыщи, батюшка…

Стародум

. О сударыня, мне очень было бы досадно, ежели б вы сюда пожаловали ране.

Скотинин

. Ты, сестра, как на смех, все за мною по пятам. Я пришел сюда за своею нуждою.

Г-жа Простакова

. А я так за своею. (
Стародуму.
) Позволь же, мой батюшка, потрудить вас теперь общею нашею просьбою. (
Мужу и сыну.
) Кланяйтесь.

Стародум

. Какою, сударыня?

Г-жа Простакова

. Во-первых, прошу милости всех садиться.

Все садятся, кроме Митрофана и Еремеевны.

Вот в чем дело, батюшка. За молитвы родителей наших, – нам, грешным, где б и умолить, – даровал нам Господь Митрофанушку. Мы все делали, чтоб он у нас стал таков, как изволишь его видеть. Не угодно ль, мой батюшка, взять на себя труд и посмотреть, как он у нас выучен?

Стародум

. О сударыня! До моих ушей уже дошло, что он теперь только и отучиться изволил. Я слышал об его учителях и вижу наперед, какому грамотею ему быть надобно, учася у Кутейкина, и какому математику, учася у Цыфиркина. (
К Правдину.
) Любопытен бы я был послушать, чему немец-то его выучил.

Правдин

(
Митрофану
). Чему ж бы, например?

Митрофан

(
подает ему книгу
). Вот, грамматике.

Правдин

(
взяв книгу
). Вижу. Это грамматика. Что ж вы в ней знаете?

Митрофан

. Много. Существительна да прилагательна…

Правдин

. Дверь, например, какое имя: существительное или прилагательное?

Митрофан

. Дверь, котора дверь?

Правдин

. Котора дверь! Вот эта.

Митрофан

. Эта? Прилагательна.

Правдин

. Почему же?

Митрофан

. Потому что она приложена к своему месту. Вон у чулана шеста неделя дверь стоит еще не навешена: так та покамест существительна.

Стародум

. Так поэтому у тебя слово «дурак» прилагательное, потому что оно прилагается к глупому человеку?

Митрофан

. И ведомо.

Г-жа Простакова

. Что, каково, мой батюшка?

Простаков

. Каково, мой отец?

Правдин

. Нельзя лучше. В грамматике он силен.

Милон

. Я думаю, не меньше и в истории.

Г-жа Простакова

. То, мой батюшка, он еще сызмала к историям охотник.

Скотинин

. Митрофан по мне. Я сам без того глаз не сведу, чтоб выборный не рассказывал мне историй. Мастер, собачий сын, откуда что берется!

Г-жа Простакова

. Однако все-таки не придет против Адама Адамыча.

Правдин

(
Митрофану
). А далеко ли вы в истории?

Митрофан

. Далеко ль? Какова история. В иной залетишь за тридевять земель, за тридесято царство.

Правдин

. А! так этой-то истории учит вас Вральман?

Стародум

. Вральман? Имя что-то знакомое.

Митрофан

. Нет, наш Адам Адамыч истории не рассказывает; он, что я же, сам охотник слушать.

Г-жа Простакова

. Они оба заставляют себе рассказывать истории скотницу Хавронью.

Правдин

. Да не у ней ли оба вы учились и географии?

Г-жа Простакова

(
сыну
). Слышишь, друг мой сердечный? Это что за наука?

Митрофан

(
тихо матери
). А я почем знаю.

Г-жа Простакова

(
тихо Митрофану
). Не упрямься, душенька. Теперь-то себя и показать.

Митрофан

(
тихо матери
). Да я не возьму в толк, о чем спрашивают.

Г-жа Простакова

(
Правдину
). Как, батюшка, назвал ты науку-то?

Правдин

. География.

Г-жа Простакова

(
Митрофану
). Слышишь, еоргафия.

Митрофан

. Да что такое! Господи Боже мой! Пристали с ножом к горлу!

Г-жа Простакова

(
Правдину
). И ведомо, батюшка. Да скажи ему, сделай милость, какая это наука-то, он ее и расскажет.

Правдин

. Описание земли.

Г-жа Простакова

(
Стародуму
). А к чему бы это служило на первый случай?

Стародум

. На первый случай сгодилось бы и к тому, что ежели б случилось ехать, так знаешь, куда едешь.

Г-жа Простакова

. Ах, мой батюшка! Да извозчики-то на что ж? Это их дело. Это таки и наука-то не дворянская. Дворянин только скажи: повези меня туда, – свезут, куда изволишь. Мне поверь, батюшка, что, конечно, то вздор, чего не знает Митрофанушка.

Стародум

. О, конечно, сударыня. В человеческом невежестве весьма утешительно считать все то за вздор, чего не знаешь.

Г-жа Простакова

. Без науки люди живут и жили. Покойник батюшка воеводою был пятнадцать лет, а с тем и скончаться изволил, что не умел грамоте, а умел достаточек нажить и сохранить. Челобитчиков принимал всегда, бывало, сидя на железном сундуке. После всякого сундук отворит и что-нибудь положит. То-то эконом был! Жизни не жалел, чтоб из сундука ничего не вынуть. Перед другим не похвалюсь, от вас не потаю: покойник-свет, лежа на сундуке с деньгами, умер, так сказать, с голоду. А! каково это?

Стародум

. Препохвально. Надобно быть Скотинину, чтоб вкусить такую блаженную кончину.

Скотинин

. Да коль доказывать, что ученье вздор, так возьмем дядю Вавилу Фалелеича. О грамоте никто от него и не слыхивал, ни он ни от кого слышать не хотел: а какова была головушка!

Правдин

. Что ж такое?

Скотинин

. Да с ним на роду вот что случилось. Верхом на борзом иноходце разбежался он хмельной в каменны ворота. Мужик был рослый, ворота низки, забыл наклониться. Как хватит себя лбом о притолоку, индо пригнуло дядю к похвям потылицею, и бодрый конь вынес его из ворот к крыльцу навзничь. Я хотел бы знать, есть ли на свете ученый лоб, который бы от такого тумака не развалился; а дядя, вечная ему память, протрезвясь, спросил только, целы ли ворота?

Милон

. Вы, господин Скотинин, сами признаете себя неученым человеком; однако, я думаю, в этом случае и ваш лоб был бы не крепче ученого.

Стародум

(
Милану
). Об заклад не бейся. Я думаю, что Скотинины все родом крепколобы.

Г-жа Простакова

. Батюшка мой! Да что за радость и выучиться? Мы это видим своими глазами и в нашем краю. Кто посмышленее, того свои же братья тотчас выберут еще в какую-нибудь должность.

Стародум

. А кто посмышленее, тот и не откажет быть полезным своим согражданам.

Г-жа Простакова

. Бог вас знает, как вы нынче судите. У нас, бывало, всякий того и смотрит, что на покой. (
Правдину.
) Ты сам, батюшка, других посмышленее, так сколько трудисся! Вот и теперь, сюда шедши, я видела, что к тебе несут какой-то пакет.

Правдин

. Ко мне пакет? И мне никто этого не скажет! (
Вставая.
) Я прошу извинить меня, что вас оставлю. Может быть, есть ко мне какие-нибудь повеления от наместника.

Стародум

(
встает и все встают
). Поди, мой друг, однако я с тобою не прощаюсь.

Правдин

. Я еще увижусь с вами. Вы завтре едете поутру?

Стародум

. Часов в семь.

Правдин

отходит.

Милон

. А я завтре же, проводя вас, поведу мою команду. Теперь пойду сделать к тому распоряжение.

Милон

отходит, прощаясь с Софьею взорами.
Действие пятое

Явление III

Те же, г-жа Простакова, Простаков, Митрофан

.

Г-жа Простакова

. Какая я госпожа в доме! (
Указывая на Милана.
) Чужой погрозит, приказ мой ни во что.

Правдин

. Злодеяние, которому я сам свидетель, дает право вам, как дяде, а вам, как жениху…

Правдин

. Требовать от правительства, чтоб сделанная ей обида наказана была всею строгостью законов. Сейчас представлю ее перед суд, как нарушительницу гражданского спокойства.

Г-жа Простакова

(
бросаясь на колени
). Батюшки, виновата!

Правдин

. Муж и сын не могли не иметь участия в злодеянии…

Г-жа Простакова

. Ах я, собачья дочь! Что я наделала!

Явление IV

Те же и Скотинин

.

Скотинин

. Ну, сестра, хорошу было шутку… Ба! Что это? все наши на коленях!

Г-жа Простакова

(
стоя на коленях
). Ах, мои батюшки, повинную голову меч не сечет. Мой грех! Не губите меня. (
К Софье.
) Мать ты моя родная, прости меня. Умилосердись надо мною (
указывая на мужа и сына
) и над бедными сиротами.

Скотинин

. Сестра! О своем ли ты уме?

Правдин

. Молчи, Скотинин.

Г-жа Простакова

. Бог даст тебе благополучие и с дорогим женихом твоим, что тебе в голове моей?

Софья

(
Стародуму
). Дядюшка! Я мое оскорбление забываю.

Г-жа Простакова

(
подняв руки к Стародуму
). Батюшка! Прости и ты меня, грешную. Вить я человек, не ангел.

Стародум

. Знаю, знаю, что человеку нельзя быть ангелом. Да и не надобно быть и чертом.

Милон

. И преступление и раскаяние в ней презрения достойны.

Правдин

(
Стародуму
). Ваша малейшая жалоба, ваше одно слово пред правительством… и уж спасти ее нельзя.

Стародум

. Не хочу ничьей погибели. Я ее прощаю.

Все вскочили с коленей.

Г-жа Простакова

. Простил! Ах, батюшка!.. Ну! Теперь-то дам я зорю канальям своим людям. Теперь-то я всех переберу поодиночке. Теперь-то допытаюсь, кто из рук ее выпустил. Нет, мошенники! Нет, воры! Век не прощу, не прощу этой насмешки.

Правдин

. А за что вы хотите наказывать людей ваших?

Г-жа Простакова

. Ах, батюшка, это что за вопрос? Разве я не властна и в своих людях?

Правдин

. А вы считаете себя вправе драться тогда, когда вам вздумается?

Скотинин

. Да разве дворянин не волен поколотить слугу, когда захочет?

Правдин

. Когда захочет! Да что за охота? Прямой ты Скотинин. Нет, сударыня, тиранствовать никто не волен.

Г-жа Простакова

. Не волен! Дворянин, когда захочет, и слуги высечь не волен; да на что ж дан нам указ-то о вольности дворянства?

Стародум

. Мастерица толковать указы!

Г-жа Простакова

. Извольте насмехаться, а я теперь же всех с головы на голову… (
Порывается идти.
)

Правдин

(
останавливая ее
). Поостановитесь, сударыня. (
Вынув бумагу и важным голосом Простакову.
) Именем правительства вам приказываю сей же час собрать людей и крестьян ваших для объявления им указа, что за бесчеловечие жены вашей, до которого попустило ее ваше крайнее слабомыслие, повелевает мне правительство принять в опеку дом ваш и деревни.

Простаков

. А! До чего мы дожили!

Г-жа Простакова

. Как! Новая беда! За что? За что, батюшка? Что я в своем доме госпожа…

Правдин

. Госпожа бесчеловечная, которой злонравие в благоучрежденном государстве терпимо быть не может. (
Простакову.
) Подите.

Простаков

(
отходит, всплеснув руками
). От кого это, матушка?

Г-жа Простакова

(
тоскуя
). О, горе взяло! О, грустно!

Скотинин

. Ба! ба! ба! Да эдак и до меня доберутся. Да эдак и всякий Скотинин может попасть под опеку… Уберусь же я отсюда подобру-поздорову.

Г-жа Простакова

. Все теряю! Совсем погибаю!

Скотинин

(
Стародуму
). Я шел было к тебе добиться толку. Жених…

Стародум

(
указывая на Милона
). Вот он.

Скотинин

. Ага! так мне и делать здесь нечего. Кибитку впрячь, да и…

Правдин

. Да и ступай к своим свиньям. Не забудь, однако ж, повестить всем Скотининым, чему они подвержены.

Скотинин

. Как друзей не остеречь! Повещу им, чтоб они людей…

Правдин

. Побольше любили или б по крайней мере…

Скотинин

. Ну?..

Правдин

. Хоть не трогали.

Скотинин

(
отходя
). Хоть не трогали. <?…>

Явление последнее

Г-жа Простакова, Стародум, Милон, Софья, Правдин, Митрофан, Еремеевна.

Стародум

(
к Правдину, держа руки Софьи и Милана
). Ну, мой друг! Мы едем. Пожелай нам…

Правдин

. Всего счастья, на которое имеют право честные сердца.

Г-жа Простакова

(
бросаясь обнимать сына
). Один ты остался у меня, мой сердечный друг, Митрофанушка!

Митрофан

. Да отвяжись, матушка, как навязалась…

Г-жа Простакова

. И ты! И ты меня бросаешь! А! неблагодарный! (
Упала в обморок.
)

Софья

(
подбежав к ней
). Боже мой! Она без памяти.

Стародум

(
Софье
). Помоги ей, помоги.

Софья и Еремеевна помогают.

Правдин

(
Митрофану
). Негодница! Тебе ли грубить матери? К тебе ее безумная любовь и довела ее всего больше до несчастья.

Митрофан

. Да она как будто неведомо…

Правдин

. Грубиян!

Стародум

(
Еремеевне
). Что она теперь? Что?

Еремеевна

(
посмотрев пристально на г-жу Простакову и всплеснув руками
). Очнется, мой батюшка, очнется.

Правдин

(
Митрофану
). С тобой, дружок, знаю, что делать. Пошел-ко служить…

Митрофан

(
махнув рукою
). По мне, куда велят.

Г-жа Простакова

(
очнувшись в отчаянии
). Погибла я совсем! Отнята у меня власть! От стыда никуды глаз показать нельзя! Нет у меня сына!

Стародум

(
указав на г-жу Простакову
). Вот злонравия достойные плоды!

Конец комедии.

Вопросы

1. С какой целью Простакова нанимает учителей для Митрофана?

2. Как вы оцениваете умственные способности недоросля? Что усматриваете в его репликах – глупость или наглость?

1. Почему Митрофан отталкивает мать и покорно ведет себя с Правдиным?

2. Каково отношение самого Фонвизина и его положительных персонажей к воспитанию молодых дворян?

Вопросы и задания ко всему тексту комедии «Недоросль»

1. Назовите сюжетные линии пьесы.

2. В чем вы видите конфликт комедии «Недоросль»?

3. Как вы думаете, есть ли в комедии резонер (герой, выражающий мысли автора)? Если да, то кто выступает в этой роли?

1. Какие сцены и лица не имеют прямого отношения к развитию сюжета, но связаны с проблематикой комедии? Какова их роль?

2. Выпишите из текста комедии пословицы, поговорки и афоризмы, раскройте их роль в характеристике персонажей комедии, а также взглядов драматурга. Каковы способы включения метких выражений в речь персонажей?

1. Почему «Недоросль» называется комедией? Согласны ли вы с таким определением жанра пьесы? Аргументируйте свое мнение.

2. Можно ли назвать «Недоросль» высокой комедией и если да, то почему?

Стародум и Правдин

Образ Стародума в «Недоросле» противопоставляется не только отрицательным персонажам, но и положительному Правдину. Герои имеют, казалось бы, схожие взгляды на необходимость перевоспитания помещиков, оба являются носителями идей гуманизма и просвещения, оба считают важным благонравие и моральные ценности человека. Однако Правдина главным регулирующим механизмом становится буква закона – именно она определяет кто прав, а кто виноват – даже наказание Простаковой осуществляется только после появления соответствующего приказа. Он – прежде всего, чиновник, для которого ум человека, его достижения и рассуждения более важны, чем личные пристрастия. Стародум же более руководствуется сердцем чем умом – показательной является история о его друге, образованном умном человеке, который не захотел служить родине, думая больше о себе, чем о судьбе отечества. Тогда как Цыфиркин вызывает у Стародума сочувствие и благосклонность – учитель не имеет хорошего образования, но добр и честен, чем и привлекает мужчину.

Таким образом, при сопоставлении образов Правдина и Стародума, становится понятно, что чиновник – это современная рациональная личность эпохи Просвещения, для него важна справедливость закона, опирающаяся на гуманность и честность. Стародум же выступает образом, представляющим мудрость поколений – он осуждает устаревшие ценности помещиков, но не возносит на пьедестал рационализм новых дворян, придерживаясь вневременных, «вечных» человеческих ценностей – чести, сердечности, доброты, благонравия.

🗹

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: